7 простых советов, которые помогут улучшить почерк

Умение красиво писать считается настоящим искусством, для которого был даже создан отдельный термин – “каллиграфия”. Но чтобы добиться успехов в чистописании, вовсе не обязательно обладать особенными талантами. Достаточно запастись терпением и освоить несколько простых уроков чистописания. В этой статье мы расскажем, как научиться красиво писать, и приведем пошаговую инструкцию по улучшению почерка.

Определитесь, зачем вам это нужно

У желания улучшить почерк могут быть разные причины. И вам стоит найти вашу. Во‑первых, это заставит вас действовать более осознанно и повысит мотивацию. А во‑вторых, подскажет, на исправлении каких нюансов почерка нужно сосредоточиться.
Возможно, вы просто хотите писать разборчивее. Или чувствуете необходимость сделать почерк более «начальственным» — придать ему уверенность, чёткость, эффектность. А может, вами движет исключительно эстетическое чувство. Разберитесь с собой, это важно.

Откуда ноги растут?

Каллиграфия – вид искусства, который берет свое начало еще с древних времен. Современные исследователи выделяют следующие виды каллиграфии:

  • западную (европейскую);
  • восточноазиатскую;
  • арабскую.

Существует множество подвидов каллиграфии, каждый из которых имеет свою историю возникновения, отличительный стиль и характер и до сих пор является объектом изучения археологов. Давайте рассмотрим подробнее три основных разновидности каллиграфии.

Европейская каллиграфия

Первой клинописной письменностью в истории человечества считается шумерская. Она возникла в 4-3 тысячелетии до н.э. Тогда в качестве основного материала для написания иероглифов использовалась глина. В основном слова изображались в виде ребусов: при помощи знаков, имеющих определенное звучание, составлялось слово.

Это вид письма называли клинописным, т.к. иероглифы состояли из набора черточек с клиновидным утолщением. Клинопись состояла из 900 знаков, со временем система рисования букв стала более сложной и была окончательно вытеснена другими видами письма.

На смену шумерскому письму пришло египетское иероглифическое письмо, алфавит которого состоял из 600 знаков. Эти знаки четко передавали образы того, о чем хотел сказать человек: прохлада изображалась в виде вазы, из которой течет вода, юг обозначался лилией (этот цветок был изображен на гербе Южного Египта).

Благодаря развитию скорописной формы письма в Египте стали появляться первые школы демотического письма – это одна из форм египетского письма, которая применялась для записи текстов на поздних этапах развития египетского языка. По некоторым данным, уже в те времена устраивались конкурсы каллиграфов.

Далее, в результате заимствования и преобразования финикийского алфавита греками, возникло греческое письмо. Греки дополнили алфавит различными знаками и звуками, геометрическими формами, за счет чего он стал более простым. Изначально греческое письмо было левосторонним, но вскоре стало правосторонним. В результате развития греческой письменности изменилось направление письма в латинице.

Маюскульный и минускульный римские курсивы появились благодаря материалам, которые использовались для письма в то время: римляне писали на вощеной деревянной дощечке заостренной палочкой. При быстром письме некоторые буквы пропускались, поэтому, чтобы связать буквы между собой, добавлялись штрихи, какие-то буквы писали выше других, а само письмо начало приобретать наклон [В. Тоотс, 1966].

На смену римским курсивам и римскому капитальному письму пришло унциальное письмо, которое стало главным в написании книг. Практически вся литература, сохранившаяся с тех времен, написана как раз унциалом (от латинского uncialis – «равный по длине одной унции») – вид письма, в котором все буквы округлые, без ломаных линий и острых углов. Унциальное письмо преимущественно относится к маюскульному типу письма.

Со временем унциальное письмо стало приобретать очертания курсива и в итоге начало походить на строчный курсив. Так появилось полуунциальное письмо, в результате чего писать и читать стало гораздо проще [М. Кауч, 1998].

Меровингское и вестготское письмо возникли в 8-9 веках в результате распространения христианства в Галлии. В их основе лежит ранний римский курсив. На вид такие письма выглядели сжато, буквы были высокими и переплетались между собой, поэтому прочитать надписи было сложно, хотя выглядели они декоративно.

Далее, на основе унциального и капитального письма, начало развиваться староиталийское письмо, а после появилось готическое письмо, для которого характерны остроконечные формы, сменившие привычные округления.

Готический стиль стал главным в Европе, но только не на Руси, где развитие письменности происходило иначе: в процессе совершенствования общества и религии появился глаголический алфавит, который был непрост в применении. Позже возникла кириллица – один из видов письма, названный в честь своего создателя Кирилла (работавшего в соавторстве с Мефодием), а с развитием печатной продукции появилась вязь – более декоративный вид письма, который украшал обложки книг и другие издания [О. Волошина, 2009].

Готический стиль широко используется в письме по сей день, он отличается сжатостью букв, что позволяет уместить больше текста в одной строке, темной картиной письма и угловатостью. В различных странах такое письмо приобретало свои характерные черты, и только испанцы разработали строжайший стиль готического письма:

В Италии, благодаря развитию готического стиля, появилось круглоготическое письмо – ротунда. Оно считается одним из самых красивых стилей письма Западной Европы [В. Тоотс, 1966].

Восточноазиатская каллиграфия

Каллиграфия появилась в Японии в 7 веке и базировалась на китайских стилях написания, т.е. на иероглифах. Но японцы преобразовали ее и наполнили эмоциональностью, философией. Образовались отдельные стили каллиграфии (кабуки-модзи и дзе-рури-модзи), которые использовались в афишах и театральных программах:

Японская каллиграфия развивается до сих пор. В 1948 году была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая функционирует на данный момент и является одним из ведущих каллиграфических объединений. Ассоциация ежегодно организует выставки, где современные авторы демонстрируют свои работы.

В 20 веке японская каллиграфия представляла собой «игру кисти и туши», выглядела динамично и укрупненно, а позже появилась абстрактная каллиграфия: здесь иероглифы уже не несли смысловую нагрузку, каллиграфы стали больше импровизировать [search.rsl.ru, 2008].

Арабская каллиграфия

Арабская каллиграфия изначально возникла в процессе копирования Корана и поэтому занимает важное место в исламском искусстве. Средневековые правители давали обед скопировать Коран, но для этого им необходимо было изучить каллиграфию. Багдадские халифы стали создавать библиотеки и возводить центры, в которых работали те, кто переводил и переписывал священное писание.

Каллиграфия стала основой таинства написания слова, которому арабы предавали особый сакральный смысл. Этот стиль даже стал исключением из правила: Кораном запрещено изображать людей, животных или Аллаха, т.к. считается, что в таком случае люди поклоняются не Аллаху, а картине. При этом каллиграфией разрешено писать слова, которые складываются в изображения.

Некоторые каллиграфы для создания копии Корана использовали только те чернила, которые побывали в Мекке. Изначально применялся только стиль хиджази, но потом, в процессе появления новых почерков, появилось шесть вариантов написания текста, их прозвали «великолепной шестеркой».

Примечательно, что арабы относились к каллиграфии, как к точной науке, и создали ряд правил написания букв, которым должны были следовать все мастера в этом деле:

Самыми известными арабскими каллиграфами являются: Халид ибн аль-Хайядж, Ахмед аль-Кальби, Фатима аль-Багдади и т.д. Лучшим каллиграфом того времени считается Якута аль-Мустасими, он разработал систему стилей каллиграфии и методику обучения этому ремеслу [О. Бибикова, 2005].

Как видите, каллиграфия имела три разных направления развития и до сих пор продолжает совершенствоваться в руках своих мастеров, передавая весь колорит народа своего создателя.

Оцените свой актуальный почерк

Возьмите лист бумаги и напишите на нём несколько предложений — так, чтобы они образовали два‑три абзаца. Не старайтесь выводить буквы «красиво», пишите естественно — так, как делаете это всегда.

Когда закончите, положите лист перед собой и проанализируйте видимые недостатки почерка. Делайте это не в целом («как курица лапой!»), а стараясь выделить конкретные моменты.

  • Форма букв. Возможно, они слишком узкие и угловатые? Или наоборот, излишне округлые, с затейливыми петлями? Может, они дублируют друг друга — например, «п» в вашем исполнении выглядит как «и»?
  • Наклон. В классическом красивом почерке все буквы имеют одинаковый лёгкий наклон вправо.
  • Высота букв. В идеале она должна быть одинаковой и такой, чтобы значки были читаемы. А как у вас?
  • Написание букв. При анализе может оказаться, что один и тот же элемент вы изображаете по‑разному. Классический пример — разница в начертании буквы «т»: иногда используется её печатный вариант, а иногда — письменный.
  • Интервал между буквами. Он тоже должен быть равномерным.
  • Расположение букв на горизонтали. Они не должны прыгать или уходить вверх‑вниз к концу строки.
  • Нажим. Давление пера на бумагу должно быть равномерным на всём протяжении текста. Но часто бывает так, что в одном месте мы слишком давим на ручку, а в другом, напротив, она будто соскальзывает с бумаги, из‑за чего текст выглядит неряшливым и плохо читаемым.

Для наглядности можно подчеркнуть или обвести самые «выдающиеся» участки текста контрастным цветом. Это поможет вам сконцентрировать внимание на тех недостатках, от которых вы хотите избавиться. Например, если вы отметите, что буква «ж» выходит у вас скомканной, сжимающейся в конце, в будущем вы постараетесь сделать её более равномерной.

Почему важно уметь красиво и быстро писать

Кому-то может показаться, что научить красиво писать ребенка или освоить данный навык лично – это не слишком актуальная в современном мире задача. Ведь сейчас большинство текста идет вообще через гаджеты и компьютеры, карандаш человек держит в руках все реже. Но вот лишь некоторые аргументы, зачем надо учиться красиво писать:

  • Ученые доказали, что письмо от руки способствует развитию умственных способностей и всего мозга. Нейробиологи утверждают, что при письме прекрасно развивается мелкая моторика рук, укрепляются связи между нейронами в мозге. Человек, который много пишет, в целом более развит;
  • Красивый почерк позволяет легко записывать информацию на бумагу и также легко ее перечитывать. Нередки случаи, когда человек якобы умеет писать, но вот читает написанное своими же руками с трудом. Это выглядит странно и требует исправления.


Научиться красиво писать
Уметь писать разборчиво и четко надо, ведь не всегда под рукой могут быть гаджеты, Google, голосовые подсказки и прочие радости современной цивилизации.

Найдите источник вдохновения

Красота — понятие относительное, и «красивые» (на ваш взгляд) почерки могут быть совершенно разными. Поищите пример того, который вам нравится.

Возможно, это будут просто идеально ровные «школьные» строчки:

900igr.net

Или изящные каллиграфические:

Youtube‑канал AlphabetMan

А может, вы жаждете оригинальности и вам больше по душе почерк с наклоном влево? По возможности, распечатайте найденные примеры и разложите их там, где они будут попадаться вам на глаза. Например, повесьте на дверь холодильника. Прикрепите в виде стикера на монитор. Или над рабочим столом.

Это поможет «правильному» почерку закрепиться в зрительной памяти и побудит вас подсознательно копировать «хорошие» примеры.

Написание заглавных букв.

Если прописные буквы заметно увеличены, это указывает на самолюбие человека (может быть даже чрезмерное), его самоуверенность и самостоятельность мышления, стремление выделиться. О желании обратить на себя внимание и об общительности свидетельствует также большая петля в заглавной букве.

В случае, если заглавные буквы относительно маленького размера, человек не стремится быть замеченным, делает небольшие и осторожные шаги по жизни, всегда придерживаясь своих убеждений.

Использование в почерке печатных заглавных букв характеризует человека как творческого, изобретательного, имеющего гибкий ум и хорошую восприимчивость.

Добавление к заглавным буквам бросающихся в глаза завитушек и прочих украшающих элементов свидетельствует либо о потребности привлекать к себе внимание, либо о романтическом складе ума.

Делайте зарядку для рук

За почерк отвечает то, что физиологи называют мелкой моторикой — совокупность скоординированных действий кисти и пальцев рук. Если вы стараетесь, а с почерком беда, то, возможно, проблема как раз в моторике. Выход один: тренировать руки.

Среди самых эффективных и одновременно простых способов — воздушное письмо. Возьмите ручку или карандаш, согните руку в локте (на угол около 70–80 градусов) и начинайте писать воображаемые слова прямо в воздухе. Делайте буквы крупными — в этом случае при выписывании будут задействованы не только кисть и пальцы, но и вся конечность от плеча, включая запястье и предплечье. Это важно: вы меньше утомляетесь, если пишете всей рукой, а это позволит сохранять почерк более чётким и ровным.

Такие упражнения стоит проводить регулярно. Например, тратить на них по 3–5 минут утром, днём и вечером.

Сколько времени нужно, чтобы поменять манеру письма

Скорость изменений будет зависеть от трех факторов:

  • конечная цель;
  • методика обучения;
  • чистое время практики.

Если перед вами стоит задача кардинально изменить манеру письма, не ждите быстрых результатов. Потребуется 2-3 месяца, чтобы привыкнуть по-новому выводить цифры и буквы, формируя индивидуальную красоту почерка.

Важны ежедневные занятия: пусть по 5 минут, но каждый день.

Если требуется небольшая коррекция, первые успехи можно заметить уже через 3-4 недели, но при условии правильного выбора обучающей методики. В среднем педагоги приводят такие данные – занимаясь в течение 8 часов ежедневно, первые результаты можно увидеть через месяц.

Убедитесь, что вы правильно держите ручку или карандаш

YouTube‑канал «Хочу всё знать»
Пишущая принадлежность должна лежать на левой стороне среднего пальца правой руки (если вы левша — на правой стороне среднего пальца левой руки). Кончик указательного пальца придерживает ручку или карандаш сверху. Большой поддерживает слева (для левшей — справа). Когда вы пишете, рука должна опираться на верхний сустав согнутого мизинца.

Все три пальца, удерживающие ручку или карандаш, чуть скруглены и не сжимают канцелярскую принадлежность слишком сильно.

Чтобы проверить правильность хватки, поднимите указательный палец. Ручка (карандаш) не должна упасть.

Секреты для новичков в каллиграфии

С нового пера надо снять масляное покрытие, тогда оно будет лучше скользить. Протрите перо салфеткой, смоченной в спирте.

Если чернила не оставляют след на бумаге, просто прикоснитесь кончиком пера к поверхности воды, так чернила начнут переходить на бумагу лучше.

Если буквы выходят слишком толстыми и неровными, попробуйте работать чуть быстрее. При медленном темпе на бумагу могут выливаться лишние чернила.

Если вы ведёте линию вверх, она должна быть толстой, а линия, которая идёт вниз — тонкой. Это сложно запомнить, но легко отработать на практике. Обычно у всех получается довольно быстро.

Тренируйтесь выписывать основные линии

Прежде чем вы приступите к изображению красивых букв, убедитесь, что ваша рука помнит, как писать базовые элементы. Речь о простых вертикальных и диагональных линиях, окружностях, полуокружностях.

Только после того, как вы научитесь автоматически выводить выверенные чёрточки и завитки, стоит переходить к тексту.

Тренироваться можно с помощью специальных прописей, в том числе и рассчитанных на будущих первоклашек. Такие пособия продаются в магазинах канцелярии и в интернете. Большой плюс прописей — они расчерчены линиями, которые помогут вам контролировать наклон и размеры ваших элементов.

labirint.ru

Ещё один вариант набить руку — дудлинг. Так называют технику любительского рисования, основанную на интуитивно подбираемых узорах. Дудлингом можно заниматься где угодно: на совещании, в общественном транспорте, разговаривая по телефону. Всё, что вам нужно, — ручка и блокнот, страницы которого вы будете заполнять интуитивными узорами.

YouTube‑канал camellia8885

Дудлинг развивает координацию движений и привычку плавно перемещать ручку или карандаш по бумаге. А ещё в этой технике можно создавать настоящие шедевры. Но это немного другая история.

Округлость букв.

«Круглый» почерк указывает на склонность человека смягчать противоречия, идти на компромиссы, быть устойчивым в своих мнениях и вкусах.

Если в округлом почерке вам встретились угловатые заглавные буквы, то вероятно, вы имеете дело с довольно мягким человеком, который в определенных ситуациях может быть настойчивым и агрессивным.

«Угловатый» почерк говорит о том, что его владельцу свойственны резкость, требовательность, упрямство. Однако при этом он обладает такими достоинствами, как целеустремленность, энергичность, умение напряженно трудиться. Такие люди нередко проявляют стремление к лидерству.

Реклама

Положение тела и неподходящая парта

Плохой почерк часто обусловлен неправильной позой, неестественным углом ручки или расположением тетради. Для того чтобы писать быстро и чётко, необходимо следить за выполнением этих правил. Сидеть надо прямо, чтобы туловище, плечи и голова находились в ровном положении. Спина опирается на спинку стула, стопы на полу. Грудь ни в коем случае не должна касаться стола, локти выходят за его край.

Детки часто садятся не так, как нужно, копируя соседа по парте. Они с лёгкостью забывают, что им говорили дома родители. Чтобы приучить малыша к правильной позе, нужно потратить на это определённое время и объяснить, что тело быстро привыкает к правильному положению. Ребёнок должен понять, что дискомфорт будет ощущаться лишь поначалу, а потом наступит привыкание, после чего уже не придётся прилагать какие-то усилия и контролировать себя.

Школьные парты изготовлены по принятому стандарту, поэтому они не могут быть неправильными. В соответствии с нормами, столешница должна располагаться немного ниже солнечного сплетения и иметь незначительный угол. Сама парта имеет прочную и устойчивую конструкцию. Если родители сомневаются в её качестве, они могут посетить урок и удостовериться, что всё хорошо, или пересадить кроху туда, где ему будет лучше. У детей разный рост, поэтому учитель подбирает для каждого ребёнка наиболее подходящее место. Ну, и дома нужно правильно организовать рабочее место школьника.

Особенности ЦНС

Существуют такие заболевания, когда сложности с письмом остаются на всю жизнь. Например, в случае дислексии, когда овладение требуемыми навыками существенно затрудняется.

Таким образом, чтобы помочь ребёнку улучшить почерк, необходимо вначале разобраться с причиной. При некоторых особенностях нервной системы каллиграфия может нарушаться. В таких случаях целесообразно не заставлять малыша по несколько раз переписывать текст, а показать его медицинскому специалисту, который даст ценные рекомендации и поможет решить проблему.

Сайт: https://msk.etginpro.ru Телефон: Стоимость: от 280р. за занятие

Курсы коррекции почерка в «ИнПро»

предлагает услуги по коррекции почерка у детей младших и средних классов. На занятиях ребёнок может в кратчайшие сроки освоить и практически закрепить правила чистописания.

Основными преимуществами обучения в «ИнПро» являются:

  • Выбор индивидуального или группового вида обучения;
  • Высокая эффективность;
  • Удобная система оплаты и доступная стоимость;
  • Возможность посещения бесплатного пробного урока;
  • Удобные условия обучения;
  • Гибкий график занятий;
  • Индивидуальный подход к ученикам;
  • Гарантированный качественный результат;
  • Наличие выгодных скидок.

По желанию, родитель может выбрать индивидуальное занятие, групповое обучение или занятия в онлайн-классах. Следует заметить, что в учебном предусмотрены специальные скидки на обучение детей чистописанию в группах по 2-4 человека.

Неразвитая моторика

Если элементы с изогнутыми линиями сильно искажаются, скорее всего, у ребёнка проблемы с мелкой моторикой. Такие дети «вылезают» за строку, у них получаются слишком крупные или мелкие буквы, а линии будто бы состоят из множественных зигзагов. Под мелкой моторикой подразумевается подвижность пальцев и кистей. Это немаловажный фактор готовности крохи к учёбе в школе. Как правило, большинство деток испытывают те или иные сложности с координацией движений. К счастью, задача решается довольно просто: необходимо постоянно тренироваться, выполняя специальные упражнения.
Перед уроком письма преподаватель обычно проводит пальчиковую гимнастику, которая включена в методику обучения для младшей школы. Поначалу упражнения могут даваться тяжело, но их регулярное выполнение в итоге вознаграждает отличным результатом.

Так, если сын или дочка испытывают подобные трудности, нужно почаще заниматься играми, направленными на развитие мелкой моторики. Существуют самые разные упражнения. Улучшить почерк у ребёнка можно при помощи игры «Твистер». Необходимо разместить на столе поле. Рука, которой малыш пишет, будет «танцевать», демонстрируя разнообразные движения, второй можно бросать кубик. Алгоритм следующий:

  1. Первый игрок (им может быть родитель) бросает одновременно два кубика и говорит, какой ему попался палец (нарисован белым на тёмной руке) и цвет. При выпадении светлой ладони можно «танцевать» на поле тем пальчиком, которым это удобнее всего делать.
  2. Второй игрок (ребёнок) исполняет свою задачу, ориентируясь на брошенные кубики.
  3. После этого участники продолжают выполнять задания, не отрывая пальцев от поля. Тот, кому не удаётся занять требуемую позицию, выбывает. Соответственно, оставшийся на игровом поле считается победителем.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]