8 советов, которые помогут ребенку справиться со страхами и тревогой

Советует Анна Арутюнян, психолог-консультант, специалист по детско-родительским отношениям:

— Сами по себе страхи естественны для маленького ребёнка. И не всегда стоит так уж оберегать его от них. Есть страхи, присущие только определённому возрасту, — ребёнок перерастает их и перестаёт бояться. Например, малыши боятся неожиданных резких звуков, остаться одни без матери и т. д. Дети школьного возраста нередко боятся плохих оценок или насмешек сверстников (из-за внешнего вида, например). Такие детские страхи даже полезны: преодолевая их, ребёнок взрослеет. Но всё хорошо в меру. Страхи — их количество и сила воздействия — должны быть посильны для психики ребёнка. Если справиться самому у малыша не получается, то нужно помочь ему победить тревогу. А иначе страхи перерастут в неврозы, бессонницу, а потом и в более серьёзные заболевания — тогда уже даже специалисту будет трудно докопаться, откуда взялась проблема со здоровьем, что стало её истинной причиной.

Статья по теме Не бойся! Откуда берутся детские страхи

Следите за своей реакцией на страхи ребенка

Авторы книги убеждены, что у тревожности ребенка нет единственной причины. Так, на треть она обусловлена генетикой — у тревожных родителей дети более склонны к беспокойству.Также сильно влияют жизненные трудности и потрясения: переезды, потеря близких, развод родителей и другие стрессы. Это то, на что родителям повлиять сложно, а то и невозможно.

Но есть то, что зависит напрямую от близких, — реакция на страхи ребенка. Допустим, ребенок боится собак. Как вы поступите, когда рядом с ним окажется одна из них? Расслабитесь или будете напряженно думать, как ее отогнать. А что если дочь боится выступать на публике, и сегодня ей предстоит читать стихи на сцене? Редкий родитель будет получать удовольствие от представления. Скорее, вытянется по струнке на краешке кресла в ожидании провала.

Тревожные дети всё это чувствуют сильнее остальных и понимают, что боятся не зря, ведь даже родители обеспокоены.

Классификация

По видам детские страхи классифицируют по самым разным направлениям, начиная от причин возникновения и заканчивая выраженностью симптоматики. В целом все состояния подразделяют на три группы:

  • навязчивые страхи, которые обусловлены реально пережитыми жизненными ситуациями (боязнь животных, высоты, замкнутого пространства, воды);
  • бредовые страхи, когда логическая взаимосвязь между объектом опасения и причиной возникновения боязни нелогична, даже абсурдна;
  • сверхценные страхи, когда точкой отсчета становится любое событие, активизировавшее фантазию ребенка; такое состояние не проходит, боязнь постепенно разрастается, охватывая все мысли и чувства малыша.

У детей наиболее распространены сверхценные виды страха, которые ребенок взращивает в себе, придумывая все новые подробности, наделяя объект боязни удивительными способностями и качествами.

Выберите один страх для борьбы с ним

Часто тревожные дети боятся многих вещей: учитель будет ругаться, одноклассники засмеют, ответы на вопросы контрольной вылетят из головы. С чего же начать работу? Попробуйте сконцентрироваться на результате, а не только на чувствах ребенка и определить один страх.

Да, хочется, чтобы ребенок не испытывал всех тех неприятных ощущений, которые преследуют его при походе в школу или, к примеру, когда он оказывается в темноте. Но попробуйте абстрагироваться от них и понять, чего лишается ребенок. Что он мог бы получить, если бы не его страх.

Когда ребенку трудно общаться со сверстниками, он постоянно чувствует себя не в своей тарелке и боится насмешек. Начните с того, чтобы пригласить одноклассников в гости. Это понятная цель, которую можно осуществить достаточно скоро, и она поможет в борьбе с остальными страхами.

Группы детских страхов

1. «Боюсь, что Бабайка меня заберёт»

Страхи, спровоцированные или внушённые родителями.

Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу. Или постоянно опекает малыша: «Не лезь туда, а то упадёшь», «Не бери нож, а то порежешься» и т. п. Или предупреждает: «Эта девочка плохая, а вот тот мальчик — хулиган». Многие мамы и бабушки любят строптивого малыша пугать страшилками про Бабу-ягу или про чужого дядю, волка, которые его заберут и утащат, если не будет слушаться. В такой ситуации не стоит потом удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам. Понаблюдайте за собой, часто ли вы в разговорах с другими людьми употребляете фразу «Я боюсь, что…». Дети очень чутко воспринимают состояние родителей, их неуверенность в себе, волнение, переживание из-за чего-то и начинают бояться сами. Кроме того, ребёнок в младшем возрасте не всегда может объяснить себе, почему мама, всегда такая добрая и ласковая, вдруг накричала или отшлёпала. Проявить агрессию к маме, которую он любит, он не может. Вот и появляются негативные персонажи типа монстров, через них находят выход негативные эмоции.


Как вырастить ребенка уверенным и независимым. Советы родителям Подробнее

2. «Боюсь монстра под кроватью!»

Боязнь чего-то конкретного — темноты, одиночества, смерти, собак, плохих оценок в школе, монстров из мультика.

С ними разобраться проще всего. Ребёнку надо спокойно и терпеливо объяснять необоснованность таких страхов. Показывать, как устроен тот или иной «страшный» механизм, как он работает (например, если ребёнок боится пылесоса или шумного лифта).

Вопрос-ответ

Почему ребёнок боится оставаться один?

3. «Боюсь, но не знаю чего»

Неосознанная тревога, которая ни с чем вроде бы не связана.

Поговорите с ребёнком, повспоминайте вместе, когда он начал бояться, какие события предшествовали страхам. Возможно, это были страшный мультик или «взрослое» кино, ваша ссора с мужем (чем больше мама с папой скандалят при детях, тем больше у них страхов), происшествие на улице (например, на него набросилась чужая собака) или его кто-то обидел в детском саду, школе.

4. «Боюсь, потому что так нужно»

Говоря о своём страхе, ребёнок просто манипулирует родителями.

Например, потому что ему хочется обратить на себя внимание, почаще быть с мамой. Или спать в родительской кровати, хотя он уже большой. Если это так, то надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Если он привык засыпать с мамой, постарайтесь поменять этот ритуал. Замените лежание с ребёнком, пока он не заснёт, на чтение книги перед сном, например. Потом можете ещё 5-10 минут посидеть с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, планы на завтра, поговорить, а затем всё же оставить спать одного. Объясните, что теперь время для общения родителей между собой, а его время с ними закончилось. И проявите твёрдость в ответ на его манипуляции. Невозможно всегда удовлетворять все потребности ребёнка, рано или поздно ему нужно самому научиться самостоятельности.


Уже большой! Как научить ребёнка самостоятельности Подробнее

Убедитесь, что цель соответствует критериям SMART

SMART — это пять критериев, которым должна соответствовать цель. S (specific) — конкретность, M (measurable) — измеримость, A (attainable) — достижимость, R (relevant) — уместность, T (time-bound) —ограниченность во времени. Прежде чем определять цель в борьбе со страхом, подумайте, достаточно ли она конкретна, понятно ли ребенку, что именно нужно сделать. Подойти к подругам и позвать их в гости — понятно, стать общительной и активной — нет.

Сюда же можно отнести измеримость цели. У вас должно быть четкое понимание, когда цель достигнута. И достижима ли вообще ваша цель?

Если ребенок боится выступать на публике, не стоит сразу пробоваться на главную роль в школьном спектакле. Начните с малого — например, учителю перед одноклассниками.

Важно, чтобы достижение цели было ограничено по времени.При этом не стоит начинать с той, чье выполнение займет больше 1-2 месяцев. Лучше разбить ее на несколько краткосрочных.

Пример. Ребенок боится темноты. Цель: сделать так, чтобы ребенок не боялся темноты. SMART цель: спать одному всю ночь, не убегая к родителям. Но к этому не прийти за один день, поэтому имеет смысл разбить выполнение задачи на несколько этапов.

Краткосрочная цель: ребенок остается в постели после того, как родители пожелают спокойной ночи, но они еще периодически к нему заглядывают. Среднесрочная цель: привыкнуть засыпать самостоятельно. Долгосрочная цель: засыпать самому и спать одному всю ночь.

Позвольте ребенку стать более самостоятельным

Родители тревожных детей больше склонны к гиперопеке, ведь знают, как тяжело они переживают неудачи. Иногда родителям проще вовсе оградить ребенка от стрессовых ситуаций, но это замкнутый круг, который необходимо разорвать.

Ощущение собственной беспомощности никуда не денется, пока ребенок сам не победит свой страх. В деле формирования самостоятельности проще всего начать не с тех задач, которые вызывают беспокойство, а с повседневных поручений: прибраться в комнате, покормить домашних животных, приготовить простую еду или выкинуть мусор.

Главное, показывайте ребенку, что вы верите в него, и поощряйте успехи. Если поручение оказалось слишком сложным, попробуйте что-то более простое и сохраняйте спокойствие.

Диагностика

Основной способ определить наличие, причину и уровень страха – беседа ребенка со специалистом. С помощью психотерапевтических методик и опросников врач может выявить изначальный источник переживаний, оценить текущее эмоциональное состояние малыша. Немалую диагностическую ценность в этом отношении имеют так называемые проективные методики, когда психолог просит детей нарисовать или иным творческим способом выразить свой страх.

В случае реальных психических нарушений проводится стандартный комплекс обследования, включающий лабораторные анализы, ЭЭГ, МРТ головного мозга, консультации невролога, педиатра и других узких специалистов.

Хвалите и вознаграждайте за каждый успех

Не бойтесь «подкупать» детей за достижения в борьбе со страхами. Часто родителям кажется, что если они пообещают награду, то дети сразу попросят дорогие игрушки, но это не так. Почти все дети просят что-то вроде «испечь кексы с родителями» или «сходить всей семьей в парк». Вознаграждения должны быть недорогими, но значимыми. И поощрять нужно каждый шаг в борьбе со страхом.

Пример пошагового плана с вознаграждениями из книги «Спокойные»

Цель: учительнице перед всем классом. Главная награда: поужинать с мамой в ресторане.

Шаг 1. учительнице, когда все одноклассники уйдут. Награда: похвала от мамы.

Шаг 2. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ подготовлен заранее). Награда: по пути домой купить журнал.

Шаг 3. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ не подготовлен заранее). Награда: выбрать любимое блюдо на ужин.

Шаг 4. учительнице в присутствии нескольких одноклассников. Награда: испечь пирожные с мамой.

Шаг 5. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ подготовлен заранее). Награда: по дороге домой зайти в кафе.

Шаг 6. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ не подготовлен заранее). Награда: по дороге домой зайти в магазин рукоделия.

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот­реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.


Фразы под запретом. Чего нельзя говорить ребёнку Подробнее

Установите лимит на тревогу

Если вам кажется, что ребенок проводит весь день в тревоге, попробуйте установить на нее лимит. К примеру, полчаса вечером, когда ребенок еще не слишком уставший, а вы можете посвятить время только ему.

В течение этого времени выслушайте все опасения и переживания, а еще лучше — запишите их. Так вы покажете, что никакие проблемы не остались без внимания, а все страхи зафиксированы.

Подобная практика поможет ребенку «отложить» волнение на потом. И тогда он увидит, что если не поволноваться, ничего плохого не происходит. Более того, держать весь день страх в голове, чтобы потом вечером озвучить, даже утомительно.

Общие сведения о состоянии

Страх – естественный инстинкт человека, возникающий как ответ на угрозу, возможную опасность. В детском возрасте в силу развитого воображения и эмоциональной нестабильности такие страхи в большинстве случаев надуманны, не имеют под собой реального основания. Тем не менее, такое состояние очень распространено, является угрозой для психики ребенка и требует обязательного вмешательства специалистов. Пущенный на самотек детский страх впоследствии может стать причиной настоящей фобии, которая сохранится в течение всей дальнейшей жизни.

Научите спокойно относиться к неопределенности

Часто мы не можем гарантировать, что ситуация, которой боится ребенок, не случится, особенно если речь идет о здоровье близких, катастрофах, войнах. Можно делать прогнозы и пытаться мыслить рационально, но все же необходимо признать: иногда мы не знаем, что произойдет.

Ребенку нужно научиться жить с тем фактом, что есть ряд событий, которые мы не в силах контролировать. Ключ к принятию неопределенности не в том, чтобы ее избежать, а в ее осознании и принятии. Поэтому авторы рекомендуют вносить спонтанность в четкий распорядок дня ребенка, чтобы учить справляться с неопределенностью.

Попробуйте изменить планы на выходные на ходу или попросите родственника забрать ребенка из школы вместо вас. Также будет полезно устроить «спонтанную» встречу с другим ребенком, чтобы поиграть вместе.

Справьтесь со своими страхами

Представление о мире ребенок получает от родителей, поэтому нет ничего удивительного в том, что у тревожных родителей и дети часто растут беспокойными и чувствительными.

Нет смысла пытаться скрыть свои страхи, напротив, расскажите о некоторых из них, чтобы показать: бояться нормально, главное, как мы боремся с этим.

Важно, что родители с тревожным образом мыслей часто ждут от детей определенной реакции на события. Но этого можно избежать. К примеру, если мама боится кошек, то ей вовсе не обязательно транслировать этот страх детям или наоборот пересиливать себя и гладить животное. Можно разрешить ребенку взаимодействовать с кошкой, сказав, что вы их не любите, но многим они нравятся. Так дети смогут сами сформировать свое отношение к питомцам, не переняв страх матери.

Попробуйте бороться со своими страхами вместе с ребенком, так вы покажете ему правильный пример и станете спокойнее сами.

Полную стратегию и рекомендации для детей разного возраста вы найдете в книге «Спокойные. Как помочь ребенку справиться со страхами и тревогой».

— поделитесь с друзьями!

«Мама, я боюсь»: как избавить ребенка от детских страхов во время самоизоляции

Боятся все: кто-то в большей степени, кто-то — меньше… Но проблема в том, что страхи могут стать навязчивыми, невротическими и даже паническими. Вынужденная самоизоляциия — эта стрессовая ситуация для любого человека. Для детей, которые хотят познавать мир, общаться со сверстниками, набираться жизненного опыта, сидеть дома вдвойне тяжелее. Специалисты из столичного ЦССВ «Юнона» расскажут, как родители могут распознать, страдает ли их ребенок от различных страхов, и как с ними справиться в домашних условиях.

КТО ТАКИЕ «БАБАЙКИ»

Для начала совсем немного теории. Многие люди наверняка слышали о том, что страхи нужны и важны для выживания каждого живого существа. Человек — не исключение. Но как же понять, где заканчивается инстинкт и начинается неподвластные ребенку тревога, паника или невроз. И главное: как не усугубить ситуацию и естественный страх не довести до диагноза?

«Есть страхи, которые до определенного возраста являются нормой. При гармоничном развитии ребенка они сами исчезают. Так, с рождения и до шести месяцев дети опасаются внезапных и громких звуков, резких движений со стороны взрослого, утраты поддержки и опоры, например, падения. В возрасте с 6-7 месяцев до года присоединяется страх незнакомых людей, боязнь переодевания и перемены обстановки, высоты. Малыш в возрасте от года до двух лет может бояться расставания с родителями, незнакомых людей, медицинских работников. Кстати, боязнь расставания и страх остаться одному больше свойственны для единственного ребенка в семье. Когда в жизни малыша появляются первые „нельзя“, у него увеличивается боязнь наказания со стороны родителей

», — отмечает психолог
Диана Аветисян
.

У дошкольников есть три самых распространенных страха: одиночество, замкнутое пространство и темнота. А вот дети с 6 до 7 лет чаще всего опасаются потери родителей, смерти и физического насилия. Еще в этот период прогрессируют страхи перед животными, «страшными» персонажами сказок и героями фильмов. Также к особо часто встречающимся страхам у детей и подростков можно отнести страх перед школой.

«Дети часто опасаются того, что в реальности не может им принести ущерба. Но при этом они могут игнорировать действительную опасность

», — рассказывает
Тамара Баранова
, директор ЦССВ «Юнона».

Возникновение страхов в период с 11 до 16 лет может быть связано с разными обстоятельствами, которые вызывают у детей ощущение тревоги, незащищенности и панической атаки. Чаще всего подростков беспокоит страх смерти. Они переживают о том, что что-то может случиться с их родителями. Выявить наличие такой боязни непросто: дети стремятся скрыть собственный страх, а не рассказывать о нем.

Когда в семье есть тяжелобольной родственник или же недавно кто-то умер, у подростка может появиться страх перед болезнью. Свойственен подросткам и страх темноты: его причины чаще всего «прячутся» в просмотре ужастиков или деструктивных компьютерных играх. Отдельное место отводится ночным страхам, которые также могут проявляться в подростковом возрасте в виде повторяющихся кошмаров или возбужденного состояния.

КОГДА СТРАХ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ БЕЗОБИДНЫМ

«Как правило, у ребенка, который боится, не один, а целый комплекс страхов. Иногда их обнаружить достаточно сложно. Здесь необходимо сосредоточить внимание на поведении ребенка. Бывает, что страхи сопряжены с определенной ситуацией, они не нарушают качество общения с окружающими. Например, ребенок боится высоты и поэтому отказывается кататься на каруселях. Тогда нужно спокойно вести себя с ним, не усугублять страх. По мере взросления они исчезнут», —

советует психолог.

Если ребенок стал боязливым, вздрагивает от любого шороха, сторонится общения с родителями или сверстниками, или у него нарушается сон, появляются навязчивые мысли, движения, — тогда нужно действовать незамедлительно. Скорее всего, ребенок страдает от какого-то страха. Когда страх длится более четырех недель или он усиливается и сопровождается комплексом разных симптомов, это повод обратиться за помощью к специалисту — психологу, психиатру или неврологу.

Что родитель может сделать, чтобы не допустить грустных последствий от распространения страха, — переходим к практике.

ОТДЕЛЯЕМ РЕАЛЬНУЮ ОПАСНОСТЬ ОТ НАДУМАННОЙ

  • Меньше сами бойтесь и перестаньте пугать детей. Проработайте собственные преувеличенные страхи и чрезмерную тревогу (взрослому человеку это делать лучше со специалистом).
  • Мама, которая боится высоты, вряд ли спокойно расскажет о правилах безопасного поведения перед обрывом. Доверьте этот разговор папе или другу. А вот про Айболита и врачей вы можете спокойно и сами рассказать, например, поиграйте с ребенком в больницу.
  • Не усиливайте детские страхи таким фразами и угрозами: «Оставлю в темной комнате…», «Стой, там обрыв или очень высоко…», «Не трогай, а то разобьёшь, поломаешь…», «Не ходи без мамы, не отходи от мамы…», «Закрою в комнате, будешь знать…», «Отдам чужому дяде или тете…», «Заберет Баба-Яга…», «Поедем к доктору, пусть укол сделает…» и так далее.
  • Обо всех потенциально опасных ситуациях лучше говорить заранее. Их можно проиграть с куклами, через сказки, личные истории-примеры или через любимых детских героев. Подойдут и некоторые мультики (только следим за временем и обсуждаем с ребенком сюжет). Способ обсуждения зависит от возраста ребенка. Главное, чтобы у родителя было желание освободить своего ребенка от страхов, а у ребенка было желание играть или слушать.
  • Не уходите из дома, не предупредив ребенка, даже если он плачет при вашем уходе. Объясните ему, куда уходите и когда вернетесь.
  • Если ребенок боится чего-то неопределенного или не в силах объяснить свою тревогу, можно предложить ему игру «Страхи в домиках». Для него игра, а для вас — диагностика. На отдельных листиках напишите все возможные страхи ребенка, нарисуйте на большом отдельном листе домик с тремя этажами и окошками по количеству страхов, затем предложите ребенку распределить страхи по этажам: на 3-м этаже самые страшные страхи, на втором — не очень страшные, на первом — совсем не страшные. Самые страшные страхи можно нарисовать, обсудить, проиграть с любимыми героями или сочинить про них сказку со счастливым концом.

«Главное для родителя — это принять страх ребенка и разделить его, а не говорить, что это ерунда. Если развитие ребенка позволяет, то можно попросить его вспомнить, когда он первый раз испытал этот страх. Обсудить нюансы той ситуации, рассказать о своем отношении к ней, поделиться опытом. И начать разговор необходимо с фразы: „Я тебя понимаю…“»,

— советует Тамара Баранова.

КТО ПРЯЧЕТСЯ В ТЕМНОТЕ

Страх темноты является одним из самых распространенных среди детей и подростков. Специалисты советуют использовать некоторые приемы его профилактики и коррекции в домашних условиях.

Задайте ребенку вопросы:

  1. Давай, пока идем в твою комнату, прислушаемся к звукам. Что ты слышишь?
  2. Почему бывает темно, как думаешь? Зачем нужна ночь?
  3. Кто сейчас здесь уже спит? Муравьи, паучки?
  4. А кто не спит ночью, какие животные?
  5. Что можно увидеть только, когда темно (звезды, луна, светлячки, салют)?
  6. Как бы ты успокоил мышонка, который боится темноты? Чтобы ты ему сказал?

Как еще можно избавить ребенка от страха темноты

  • Игра. Давай мигать фонариками из разных комнат: мама — из своей, ребенок — из своей. Можно придумать свою сигнальную систему. Это можно сделать ежедневным ритуалом перед сном.
  • Игра. Давай, в темного потрогаем эту дверь: она такая же, как и днём, при свете? А эта тумбочка, вешалка?
  • Обследуем дом с фонариком: заглядываем под кровать, по углам, в шкаф. Обсуждаем детали. Что ночью выглядит иначе, что остается таким же?
  • Нарисуем любимого героя в темноте и придумываем с ребенком историю о том, как он помогает друзьям быть смелыми.
  • Нарисуем страх и предложим ребенку сделать с ним то, что он захочет: порвать, переделать в положительного героя, дорисовать, чтобы получился смешной рисунок, сделать из него самолетик и выпустить в окно, смыть в унитаз.
  • Зажечь свечи, рассказать о временах, когда электричества не было.
  • Поиграть в мышонка, который боялся темноты и смелого мальчика, подарившего ему «фонарик-храбарик». Важно, чтобы ребенок побыл и в роли мышонка, и в роли мальчика, и в роли пугающей темноты.
  • Игра «Угадай, что это». Взрослый собирает в пакет несколько предметов из комнаты, потом зовет ребенка, выключает свет и достает по одному предмету. Задача ребенка — угадать, что это и вспомнить, где оно лежало.

Прекрасным дополнением к спокойному отношению к темноте, крепкому сну и уменьшению общей тревожности станет исключение активных игр перед сном. Также важно минимизировать семейные ссоры при ребенке, если негатива не удалось избежать, помириться при ребенке. Помогает справиться со страхом обилие тактильности (обнимашек и целовашек) перед сном.

«Читайте ребенку добрые сказки или истории о смелости, дружбе, полезных привычках. Детей успокаивает „сонная“ мягкая игрушка от мамы. Ее можно сделать из маминых старых вещей, ненужной маминой подушки

», — рекомендует Тамара Баранова.

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не обостряясь и не задерживаясь, если родители уверены в себе, а в семье царит стабильная и спокойная обстановка. Ребенок, который ощущает любовь взрослых, понимает, что он обретет поддержку мамы и папы в любой момент.

ИСТОЧНИК

Агрегатор добрых дел «Я дома» — ya-doma.ru Кол-центр по вопросам коронавирусной инфекции: 8 (495) 870-45-09 Консультация психолога в онлайн-чате и в Skype — msph.ru Экстренная психологическая помощь — 051 (с городского), 8 (495) 051 (с мобильного) Контактный телефон Центра занятости Москвы Дополнительная информация по оформлению справок: 8 (495) 679-79-69

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]