Виктимность – Что Это Такое? Синдром Жертвы

Виктимность — это понятие, которое в некоторых психологических модальностях трактуется, как процесс становления жертвы. По мнению одного из основателей учения о позитивистской виктимологии Б. Мендельсона, понятие “жертва” является противоположным понятию “преступник”.

Сам термин “жертва” и теория о том, что человек неосознанно или сознательно своим поведением провоцирует преступника на насильственные действия, вызывает множество споров в среде психологов.

Что такое виктимность поведения

Понятием “виктимное поведение” часто пользуются в криминальной психологии. Специалисты этого направления рассматривают поведение жертвы с двух точек зрения.

Согласно первой, пострадавший от насильственных действий человек провоцирует насильника совершить преступление — нападает, угрожает, бьет, грабит или совершает другие опасные действия. По второй версии, жертва осознанно не провоцирует, но определенные действия с ее стороны вызывают у насильника желание демонстрировать агрессию

.

В качестве иллюстрации можно рассмотреть действия врача, который не смог помочь пациенту (вследствие ошибки или других причин), это вызвало у самого больного или его родственников желание мстить специалисту. Если рассматривать эту ситуацию с первой точки зрения, то в роли жертвы выступает пациент. Он выбрал специалиста, которому досталась роль насильника. Пациент-жертва на этапе лечения видит в докторе сильного человека, которому можно доверять, восхищается им. Сама жертва, попавшая в подобную ситуацию, отличается невысокой самооценкой, стеснительная и робкая. Зачастую такой человек вину за свои промахи и неудачи перекладывает на окружающих, “судьбу”.

Придерживаясь второй трактовки, ситуацию рассматриваем так. Специалист становится на позицию насильника — конфликтует, применяет физическое или другие виды насилия. Когда он встречается с более сильным соперником в лице родственника пациента, то он сам входит в роль жертвы.

Случается и такое, что физически и психологически очень сильный человек сам выбирает войти в роль жертвы. Сделать такой выбор его заставляют обстоятельства, в которых необходимо защитить себя или близких от несправедливости, отстоять собственные принципы. Такое поведение не считается патологическим и в психологическом смысле оправданно.

Примеры

Примеры виктимности каждый из нас мог наблюдать в повседневной жизни. Вот, скажем, ситуация, когда девушка, возвращающаяся поздно вечером домой с вечеринки, идёт пешком, вместо того чтобы вызвать такси. Осознанно или неосознанно, но она провоцирует нападение злоумышленников, особенно если действие происходит в неблагополучном районе.

Ещё одна распространённая ситуация – когда человек ввязывается в конфликт с пьяным хулиганом, дебоширом, в то время как можно было бы пройти мимо.

Как уже говорилось, попадание человека в ситуацию жертвы у многих малограмотных людей вызывает такую спекулятивную реакцию, как оправдание насильника. Это распространено и во многих традиционных обществах, в том числе в исламском. Там, к примеру, за изнасилованную женщину никто не вступается, поскольку считается, что она слишком «вызывающе» одевалась и вела себя – находилась на улице без паранджи, без сопровождающего мужчины, носила открытую одежду, брюки и др. В некоторых странах (как в Саудовской Аравии) изнасилованная женщина официально предстаёт перед шариатским судом в качестве виновницы, поскольку она «спровоцировала греховное поведение» злоумышленника.

В российском обществе, конечно, такого законодательства не существует; однако обвинение жертвы широко распространено. Этому способствуют крайне низкий уровень образования и культуры россиян, устаревшие представления о «правилах приличия», а также уголовно-бандитский менталитет, склонность жить «по понятиям» и превозносить злодеев.

Основные принципы виктимности

Склонность к виктимности формируется в детстве и закрепляется в подростковом возрасте. Одним из самых важных факторов формирования виктимности у детей считается ситуация физического, эмоционального насилия в семье. Немалую роль играет также деструктивное влияние на психику подростков со стороны значимых взрослых (родных, учителей), сверстников.

Под действием этих факторов появляются определенные личностные характеристики:

  • повышенная тревожность, неуверенность и низкая самооценка;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • склонность игнорировать собственные интересы в угоду другим.

Нередко “жертва” при наличии низкой самооценки стремится доказать свою силу, правоту, испытать себя на прочность. Это выливается в рискованное поведение (чаще всего у подростков).

В некоторых случаях виктимность является спутником психических расстройств. Проблемы социальной адаптации патологического характера могут выливаться в склонность к мазохизму и садизму, эксгибиционизму, нимфомании. Подобные проявления психических отклонений могут проявляться среди жертв преступлений (иногда повторяющихся с одной и той же жертвой).

Попасть в позицию жертвы человек может и в случае, если он:

  • находится в подчиненной позиции, он выполняет требования агрессора, но очень медленно, чем еще больше “злит” нападающего;
  • ведет себя вызывающе или обычным для себя способом, но насильник рассматривает его поведение, как оскорбительное.

То, что агрессор в этих обоих случаях воспринимает действия “жертвы”, как оскорбительные и неприемлемые — это исключительно его субъективное мнение нападающего. Оно связано с особенностями его восприятия и мышления.

В чем проявляется виктимность

Виктимное поведение, по мнению некоторых специалистов, отражается в том, что человек часто попадает в ситуации, когда он оказывается в позиции пострадавшего. В криминальной психологии виктимность рассматривается, как способность “притягивать”, обращать на себя внимание асоциальных личностей — насильников, маньяков.

Согласно теории виктимности, человек-жертва ведет себя определенным образом. Его поведение вызывает повышенный интерес и пробуждает желание проявить агрессию у преступника.

Виктимное поведение с точки зрения психологии

По мнению сторонников теории виктимности, ее особенно часто демонстрируют подростки, которые:

  • очень амбициозны;
  • склонны отстаивать свою точку зрения;
  • максималистичны;
  • обладают недостаточным жизненным опытом.

Все перечисленные факторы становятся причиной того, что подростки часто попадают в неприятных для себя, а часто и опасные, ситуации. Не тот результат, который они надеялись получить, заставляет их “заходить на второй круг”, добиваться своего. Это вновь оборачивается неприятностями.

Некоторые люди склонны конфликтовать даже тогда, когда объективных причин для стычки нет. Но известно, что те, кто обижает своих сверстников, направляют агрессию на детей, демонстрируют особое поведение. Они не вступают в конфликты даже если затронуты их личные интересы, стараются избежать конфронтации, спрятаться от неприятностей.

“Жертвы” ранимы, наивны, физически слабее обидчиков. Внешность тех, кто чаще других попадает в позицию “жертвы”, тоже обращает на себя внимание. Подростки зачастую имеют рассеянный взгляд, простоватое выражение лица, сутулятся, их походка неуверенная, семенящая.

Здесь нельзя не сделать акцент на том, что специалисты в юриспруденции, подавляющее большинство психологов считает, что подобные “признаки жертвы” никак не оправдывают преступника и не уменьшают степень его вины за совершенное насилие.

Два типа виктимного поведения

Люди, склонные проявлять виктимное поведение, могут занимать место не только потенциальной жертвы, но и насильника. Поэтому выделяют 2 очень отличающихся типа поведения.

Соглашательское или конформное — люди принимают на себя роль жертвы, ждут насильственных действий в свой адрес, обмана, оскорблений. Они проявляют робость, легко подчиняются чужой воле, нередко не только оправдывают поведение своего насильника, но и считают его правильным. Причина такого “поклонения” агрессору в том, что жертва видит в нем более сильную личность, которая способна совершать поступки, на которые сама не решается.

Люди с конформной позицией отличаются заниженной самооценкой, они уверены в своем ничтожестве и неспособности решать, нести ответственность за что-либо. Они перекладывают вину за свои неудачи на внешние обстоятельства или других людей, любят жаловаться, не скрывают свою позицию: “А что я? Я всего лишь жертва”.

Демонстративное или эмоционально неустойчивое поведение характерно для людей, которые сами проявляют агрессию, провоцируют других. Форма провокации может быть открытой и неявной. Проявляется такое поведение в травле более слабых, психологическом насилии.

Примеры виктимного поведения

Как было сказано ранее, склонность к виктимному поведению имеют люди с заниженной самооценкой. Уверенные в своей неправоте и некомпетентности, они принимают позицию другого человека, как единственно верную и заставляют себя следовать ей. Жертве кажется, что её виктимность должна разжалобить насильника, остановить его намерение совершить преступление. Как правило, беспомощность и подчинение ещё сильнее раззадоривают преступника.

Один из ярких примеров виктимного поведения — стокгольмский синдром.

Это состояние жертвы, при котором она в один момент чувственно переходит на сторону своего насильника и абьюзера. Ищет оправдание для его поступков, идеализирует своего мучителя, пытается понять его мотивы, сочувствует или даже влюбляется в него. Иногда это доходит до того, что жертва оказывает сопротивление своему спасителю (человек, который пытается вывести её из абьюзивных отношений, либо сотрудник правоохранительных органов, если речь идёт о захвате заложников). Это самый классический пример виктимности в криминалистике.

Виктимный тип женщин часто сталкивается с домашним насилием со стороны своего мужа или сожителя, бывает подвержен обвинениям в провоцирующем поведении (была ярко одета и накрашена, засиделась с подругами и т. п.) Жертва зачастую в особенности из своего склада личности принимает эти обвинения и под постоянным давлением признаёт свою «виновность» и заслуженность этого наказания.

Виктимное поведение жертвы может носить и более выраженный характер: насмешки, угрозы в сторону преступника, открытый призыв совершить преступление (берёт «на слабо»), ущемление личного достоинства преступника, попытка показать своё превосходство.

Разумеется, не всегда жертва прямо или косвенно виновата в том, что подверглась насилию. В таком случае говорят о ситуативной виктимности. Это ситуация, в которой жертва просто оказалась в неправильное время и месте, из-за чего попала в опасное для жизни и здоровья положение.

Виды виктимности

Виктимность — это большой комплекс особенностей, которые рассматриваются, как причина агрессии, противоправных действий. Исследователи выделяют несколько типов виктимности.

Поведенческий — проявляется в позиции “я виновен” и “я невиновен”. Человек, занимающий позицию невиновного, часто провоцирует агрессию в свой адрес, сознательно выбирает опасные ситуации. Пребывая в позиции невиновного, попадает в нее случайно, он никак не провоцирует агрессора.

По количеству жертв выделяют массовую и индивидуальную виктимность. При массовой виктимности страдает большая группа людей (зачастую определенной национальности, с физическими особенностями). В случае индивидуальной виктимности жертва одна.

Факторы, порождающие склонность к виктимности

Считается, что виктимное поведение жертвы проявляется на фоне психических отклонений и личностных особенностей. Но существуют и другие причины, которые заставляют человека вести себя, как жертва.

Социальные факторы

Стабильная самооценка, умение отстоять свои интересы и границы формируются в процессе воспитания в семье. Человек, который рос в спокойной обстановке, чувствовал полное принятие и любовь родителей, уважение взрослых к себе и друг к другу даже на подсознательном уровне не желает себе зла. У него хорошо развит инстинкт самосохранения, который не дает проявиться виктимности.

Чтобы присущая каждому индивиду врожденная программа выживания дала сбой, а человек стал в позицию жертвы, на него должны оказать влияние очень серьезные факторы. Ими могут быть:

  • особенности воспитания в семье — частые конфликты, пьянство родителей или одного из них, наркомания, асоциальный стиль жизни, физическая жестокость по отношению к ребенку, психологическое насилие;
  • отсутствие у ребенка ощущения, что родители его любят, заботятся, относятся с теплотой;
  • избыточная опека со стороны родителей. Попытки оградить чадо от любых сложностей жизни, внешних влияний не дают личности нормально развиваться. Как результат — вырастает человек, который не умеет отличить хорошее и плохое, сопротивляться давлению, опасности. Личность, выросшая в условиях гиперопеки, инфантильна, не умеет планировать будущее и предвидеть результат своих действий, плохо знает законы социума;
  • конфликты в среде сверстников (чаще всего в подростковом возрасте);
  • негативный эмоциональный опыт (участие или наблюдение за сценами насилия) в детстве;
  • ощущение недостаточной привлекательности, неполноценности, появившееся из-за реакции окружающих на личностные особенности.

Перечисленные факторы связаны с агрессивно настроенной, токсичной средой, в которой растет человек. Такие условия формируют субъективное, деформированное представление о себе, собственном месте в обществе, значимости жизни.

Феноменологические факторы

Неблагоприятная среда, в которой воспитывается ребенок, часто создает основу для формирования у него виктимности. Он становится человеком, неспособным постоять за себя, у него слабая воля к достижению желаемого и склонность полагаться на обстоятельства.

Фундаментом будущей виктимности специалисты считают склонность ребенка проявлять агрессию к животным, другим детям. Обижая других, более слабых и не получая адекватной реакции на свои действия, ребенок приучается к тому, что насилие — это нормально. Он готов к тому, что оно может быть направлено и против него.

Часто агрессия у детей и подростков возникает не только из-за особенностей семейной коммуникации. Очень большое влияние оказывает среда сверстников, просмотр фильмов и передач со сценами насилия, компьютерные игры. Но основная роль формирования виктимности отводится, все же, социальным условиям. Если в реальной жизни ребенок не находится в ситуации, где насилие нормализовано, то он сможет отличить действительность, которую видит на экране и реальную.

Постоянное пребывание в жестокой среде делает не только ребенка, подростка, но и взрослого человека менее чувствительным к насилию над другими и к себе. Он пребывает в подавленном эмоциональном состоянии, испытывает тревогу, постоянно ждет подвоха или катастрофы.

Виктимность и её классификация

Это довольно обширное понятие, исследуемое со стороны поведения жертвы, её личностных установок, социальных факторов, так что, в зависимости от выбранной классификации, можно выделить в каждой несколько видов виктимности.

В криминологии выделяются следующие 3 вида виктимного поведения:

  • неосторожное;
  • рискованное;
  • опасное;

В большинстве случаев преступник не имеет чёткого мотива совершить преступление — на это его толкает поведение жертвы, сознательно или бессознательно провоцирующее на противоправные действия.

Жертва может задеть преступника, отпустить колкость, неуважительно отнестись к личным вещам и имуществу потенциального насильника. Если насильник первый проявил агрессию к жертве, без видимых на то триггеров с её стороны, он может быть напуган или раздражён её реакцией — ответной агрессией в его сторону. Поведение жертвы воспринимается как опасное, преступник чувствует острую необходимость «отомстить», ликвидировать её, либо наоборот, выраженной беспомощностью, страхом, которое толкает садистичного преступника на совершение насильственных действий.

Виктимность бывает виновной и невиновной

1. Виновная: преступник совершает преступление, будучи спровоцированным неосторожным или вызывающим поведением жертвы. Насильник считает, если девушка на улице пьяна или вызывающе одета, он может ей воспользоваться. 2. Невиновная: преступление спровоцировано не специфичным поведением жертвы, а обстоятельствами, обязанностями которые жертва исполняла — вор убивает охранника, чтобы пробраться на склад.

Выделяют и т. н. «латентную» виктимность — виктимность, оставшуюся вне учёта правоохранительных органов. Жертва по тем или иным причинам не хочет обращаться за помощью в полицию (опасается возможной мести преступника). Не доверяет правоохранительным органам, боится обвинений в свою сторону, и причины совершения преступления по отношению к ней остаются неисследованными.

Виктимность, как от нее избавиться.

Ярко выраженная виктимность считается отклонением, которое требует лечения. Терапия людей, проявляющих виктимное поведения, проводится комплексно. Человеку, у которого поведение жертвы сформировалось в детстве, требуется помощь команды специалистов — психолога, психотерапевта (психиатра).

Назначенные специалистом медикаментозные средства позволяют снизить интенсивность депрессивного состояния и ослабить тревогу, нормализовать сон. Все это дает ресурс для дальнейшей психологической и психотерапевтической проработки проблемных тем.

Работа психотерапевта, психолога с виктимным клиентом направлена на:

  • пересмотр отношения к событиям прошлого, формирование стойкого ощущения, что-то, что было раньше, не влияет на ситуацию сегодня;
  • формирование устойчивого, позитивного самовосприятия, повышение степени самоуважения, формирование чувства независимости;
  • коррекцию взглядов, установок, изменение шаблонов поведения, пересмотр системы ценностей;
  • развитие способности понимать свои эмоции и чувства, контролировать, анализировать мысли и действия;
  • развитие умения адекватно общаться с окружающими, продуктивно взаимодействовать, правильно оценивать отношение других людей и их намерения.

Все перечисленные направления психологической работы очень важны, но они должны дополняться формированием экологичной, доброжелательной среды, в которой пребывает человек. Важно пересмотреть ближайшее окружение, перестать общаться или свести к минимуму контакты с людьми, которые заставляют испытывать страх и чувство неполноценности. Необходимо направить энергию на те занятия, в которых удается получить хороший результат, добиться успеха. Все это не избегание и не попытка спрятаться от опасности, а необходимые меры психогигиены.

Профилактика виктимности

Предупредить развитие виктимного поведения у ребенка, подростка, а позже у взрослого удается, если для этого готовы семья, общество, правоохранительные органы. Не допустить насилия — это основное направление, способствующее формированию личности, которая умеет защитить свои физические и психологические границы, имеет адекватную самооценку.

В идеале, профилактическая работа должна вестись сразу на нескольких уровнях:

  • семья — формирование у родителей высокого уровня эмпатии, умения понимать психологические и физиологические потребности детей, удовлетворять их;
  • выявление семей, где к детям применяется насилие, работа психологов, социальных работников и правоохранителей с родителями;
  • формирование доброжелательной, поддерживающей и принимающей среды в детских дошкольных учреждениях, школах;
  • создание в образовательных учреждениях условий для психологического развития детей, а также для экологичной проработки их негативных эмоций (работа с психологом, спортивные секции, творческие студии);
  • обучение детей и подростков правилам психологической и физической самозащиты;
  • разъяснение правовых последствий насильственных действий.

Еще один очень важный фактор предупреждения виктимности — отказ от обвинения жертвы в том, что с ней случилось, и попытки переложить ответственность за насилие с преступника на пострадавшего. Последнему необходима поддержка правоохранительной системы, семьи, окружения.

Ирина Шербул

Каковы причины виктимности?

Наряду с генетической детерминированностью, огромное влияние на формирование виктимного поведения у жертвы оказывают социально-психологические факторы.

Неблагоприятные условия социальной адаптации:

  • Алкоголизм или наркозависимость родителей.
  • Многодетность.
  • Неполная семья (отчим или мачеха вместо одного из родителей, мать или отец-одиночка).
  • Бедность семьи.
  • Внешние или физические дефекты, которые влекут за собой непринятие со стороны сверстников.
  • Растление, сексуальные домогательства со стороны родственников или посторонних людей.
  • Постоянные переезды, смена школ и коллектива.
  • Вовлечённость в дурные компании.
  • Наркомания, токсикомания, алкоголизм ребёнка или подростка.
  • Невзаимная любовь, романтические переживания и неудачи.
  • Суицидальные намерения.

Психологические факторы:

  • Эмоциональная холодность со стороны родителей.
  • Завышенная или заниженная самооценка.
  • Одиночество, осознание своей непохожести на всех, отсутствие любви, признания, угнетение подростка как личности.
  • Высокая степень нервно-психической нестабильности и тревожности.
  • Социальная застенчивость, боязнь показывать свои настоящие чувства и эмоции, подавление, излишняя ранимость и восприимчивость.
  • Завышенные требования к ребёнку в плане обучения, общения с родственниками, воспитание в семье с жёсткой системой ценностей, которая влечёт моральную ответственность за все проступки индивида.

Высокая виктимность личности формируется в той семье, в которой у ребёнка есть тяжёлый груз обязанностей как физических, так и эмоциональных. Ребёнок боится не оправдать надежд, возложенных на него родителями, которые формируют в нём чувство вины, если тот недостаточно услужлив и старателен.

Таким образом, ребёнок так боится неодобрения со стороны взрослого, что легко может сесть в машину к постороннему человеку, который попросит его показать дорогу, либо подняться в квартиру к преступнику, под предлогом оказания помощи, и таким образом, оказаться в ловушке.

Любые факторы, понижающие самооценку человека, повышают его виктимность. Он словно начинает чувствовать, что «заслуживает» быть этой жертвой, потому что сделал что-то не то, из ощущения собственной ущербности. У него снижается критика, а из-за отсутствия жизненного и социального опыта он ещё не может адекватно оценить опасность общения с потенциальным маньяком или насильником. Неумение отказать и попытка получить одобрение формирует из него идеальную жертву.

Причиной виктимности может быть не только низкая самооценка. Жертвы с завышенной самооценкой также часто подвергаются насилию. Это происходит из-за того, что они берут на себя задачи, выполнить которые не в состоянии. Такие люди неадекватно оценивают свои способности, недостаточно критичны к себе и не могут адекватно оценить риски, которые влечёт их поведение. Такой тип жертв очень выраженно проявляет то самое виктимное поведение: они тормозят машины, просят подвезти, участвуют в попойках с насильниками и нередко выступают их инициаторами, соглашаются ночевать с ними в одной квартире.

Человек ошибочно полагает, что он в состоянии, если будет нужно, постоять за себя, и что его поведение, наоборот, должно отвернуть потенциальных преступников от намерения совершить преступление. Однако, такая неадекватная уверенность в себе приводит к печальным последствиям.

По наблюдениям криминалистов, жертва с завышенной самооценкой чаще бывает знакома со своим насильником или влюблена в него. У неё тоже снижается критика, она идеализирует объект своей симпатии, не видит, как на самом деле относится к ней насильник, может вести себя излишне открыто и провокационно, ошибочно полагая, что это не приведёт к трагедии.

Виктимность — это социально деформированный тип личности. Можно выделить четыре основных виктимных социотипа: конформистский, инфантильный, аномичный и маргинальный.

Конформистский тип:

1. Человек ощущает свою социальную несостоятельность и некомпетентность и не имеет возможности обрести эти качества. Он постоянно нуждается в защите и покровительстве со стороны более сильной личности, признавая её превосходство над собой.

2. Сильно идеализирует этого более социально уверенного человека, осознавая свою зависимость от него, так как с его помощью виктим восполняет свою нерешительность и мягкотелость.

3. Индивид признаёт для себя, что он ничего не может достичь без поддержки других людей, что подчинение и принятие этой помощи является единственной возможностью выжить в обществе. Он не хочет брать ответственность за свою жизнь и судьбу.

4. Боится получить отказ в социальной поддержке, оказаться брошенным на произвол судьбы, решать свои проблемы самостоятельно. Как следствие, человек постоянно находится в эмоционально-деструктивном напряжении.

Инфантильный тип:

1. Социально незрелая личность, которая осознаёт свою несостоятельность в основных сферах социальной жизни человека.

2. Все окружающие люди воспринимаются как потенциальные агрессоры, которые хотят подавить инфантила, унизить его достоинство, показать свою невовлечённость в его дела и проблемы, раскритиковать виктима по необъективным причинам.

3. Индивид избегает глубоких межличностных отношений, так как осознаёт свою незрелость и некомпетентность в этом вопросе.

4. Самый большой страх — то, что окружающие переймут его отношение к себе как к человеку несформированному, к тому, кого нельзя воспринимать всерьёз и считать равным себе членом общества.

5. Избегает социального сравнения и оценивания, потому что боится, что все его положительное черты могут быть перечёркнуты всё той же социальной незрелостью.

6. Индивиду тяжело показывать своё недовольство, он не амбициозен, ему не хватает смелости и решимости на то, чтобы предъявить обществу какие-то притязания, заявить о себе.

Аномичный тип:

1. Индивид считает себя вполне зрелой и сформированной личностью, но одновременно с этим ощущает некую социальную уязвимость, связанную с непринятием его окружающими.

2. Люди воспринимаются как инструменты для достижения своих целей на разных этапах жизненного пути.

3. В связи с отсутствием социальной и интеллектуальной зрелости не имеет сформированной системы ценности, нравственной и моральной ориентации.

4. Постоянно подавляет в себе гнев и недовольство тем, что ему приходится жить по придуманным правилам и нормам, дабы оставаться в обществе «своим».

5. Виктим стремится сохранить свою социальную независимость, но при этом ему тяжело самостоятельно справляться со своими проблемами, и он ищет социального покровителя (как и в случае с конформистским типом).

Маргинальный тип:

1. Человеку тяжело понять свою идентичность, так как её черты противоречат социальным нормам, принятым в обществе. Вывести и принять новую идентичность у него нет желания, так как существующие в обществе ограничения мешают ему «раскрыться» во всём цвете своих личностных установок, дискриминируют его «я».

2. Не доверяет другим людям, опасается их вмешательства в его нестабильное, инверсивное состояние личности.

3. Уходит в себя, в виртуальные миры и иллюзии. Туда, где в отличие от мира людей, может получить то принятие себя как социально значимого индивида.

4. Избегает активного общения и взаимодействия с людьми за ненадобностью получать от этих процессов какие-то ресурсы. Общепризнанные формы социального взаимодействия для виктима-маргинала просто неинтересны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]