Обычные вопросы
Спрашивая, мы хотим получить информацию, которая подтверждает наше видение мира, наше восприятие ситуации, нашу «карту мира».
Если кто-то делает нечто, что кажется нам очень странным, мы немедленно интересуемся: «Почему ты это делаешь? Что на тебя нашло?» И тот будет вынужден оправдываться и объясняться. Потому что это мы хотим его понять! Хотим понять, что он сделал, но в нашей системе координат. Потому что мы ограничиваем вопросы, которые задаем, до 15% от всего их многообразия.
Поговорим сегодня об оставшихся 85%, которых мы обычно не касаемся. А также о вопросологии — искусстве и науке задавать вопросы.
Распространенные ошибки
Давайте заодно пробежимся по самым распространенным ошибкам, которые совершают люди, спрашивая что-то.
- Задавать вопрос, содержащий готовый ответ
Часто люди совершают эту ошибку, когда не уверены в чем-то и хотят получить подтверждение со стороны. Такие вопросы не просто бессмысленны, они еще и вредны. Задавая их, человек выдает в себе неуверенность и нежелание опираться на себя.
Примеры:
- Мне ведь идет эта кофточка?
- Ты согласен, что это лучшее предложение?
- Я думаю, нам стоит отложить поездку, ты ведь тоже так считаешь?
Во всех этих вариантах человек пытается переложить часть ответственности за принятие решения на собеседника. Причем мнение самого человека не берется в расчет, ему прямым текстом сообщается, что он должен ответить. Многих людей раздражает такое штурманство. Если вы действительно хотите получить непредвзятый взгляд на проблему, спрашивайте по-другому.
- Давить на собеседника
Вопросы могут быть также способом давления на собеседника. Я настоятельно не рекомендую вам применять их с такой целью. Вы лишитесь доверия человека и потеряете шанс получить нужную вам информацию.
Примеры:
- Какого черта ты еще не помыл посуду?
- По-твоему, нормально так разговаривать со мной?
- Ничего, что я жду тебя уже 10 минут?
Свое негодование лучше выражать утвердительным предложением. Это более конструктивно.
- Задавать новый вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий
Действуя таким образом, вы рискуете остаться без важных ответов. Человек не может удерживать в памяти сразу несколько вопросов. Вероятнее всего, он ответит только на последний. Вам придется или несколько раз повторить, или довольствоваться неполной информацией.
- Имитировать понимание
Если вам что-то непонятно в ответе собеседника, не стесняйтесь переспросить или уточнить отдельные моменты. Непонятный ответ бесполезен, вы никак не сможете применить его в жизни. Более того, человек будет считать, что вы его поняли, и ждать соответствующей реакции.
Не бойтесь показаться глупым и вызвать раздражение собеседника, переспрашивая. Он, наоборот, отметит ваше ответственное отношение к его словам и проникнется уважением.
Техника Сократа
Существует техника, позволяющая расширить вопросы.
Первым, кто давно понял необходимость изменить традиционные вопросы, был Сократ. Например, если кто-нибудь из его учеников жаловался на несправедливость, Сократ не спрашивал его: «Почему ты жалуешься на несправедливость?» Признайте, что ответ на этот вопрос не сильно продвинет дебаты. Сократ спрашивал: «Какое предположение ты сделал, чтобы сделать из него заключение, что это несправедливо?»
Видите, как смещается фокус? На этот раз ученик задумывается о том, как функционируют его собственные умозаключения. Предлагая этот вопрос, Сократ позволяет задуматься о своем способе мыслить, то есть размышлять. И плюс ко всему так он предлагал ученику определить, из чего же состоит его «карта мира».
Цель вопросов Сократа — заставить ученика размышлять, преподнося ему через это урок. Блестящая идея, надо сказать.
Как спросить, чтобы вам ответили «Да»
Эту тайну нам откроет человеческая психология.
В первую очередь, не употребляйте отрицательными частицами в своем выражении. К ним относятся «нет» и «нельзя». Такая формулировка провоцирует человека на отказ, ведь вы сами подсказываете, как ответить. Порой легче отказаться, если нет особого желания соглашаться или выполнять вашу просьбу.
Чтобы получить согласие, нужно формулировать вопрос в утвердительной, положительной форме.
Например, вместо «Не выйдешь ли ты за меня замуж?», нужно спрашивать «Ты выйдешь за меня замуж?».
Лицей Аристотеля
Аристотель, другой философ, пошел еще дальше. Он построил первый в Афинах лицей по этому принципу: задавать вопросы, чтобы заставлять думать, — по такому принципу проходил там процесс обучения.
Какая ситуация у нас с лицеями в XXI веке? Вопросы используются в изобилии. Но лишь для того, чтобы оценить ученика, который должен воспроизвести все то, что ему рассказали. Ему задают один вопрос и ожидают один конкретный ответ. Который еще и известен заранее! По сути, это должно называться допросом. Обучать, а затем опрашивать — в этом суть современного лицея. Огромное отличие от проекта Сократа. Но нас тоже так учили.
Коммуникативное общение заключает в себе умение правильно ставить вопросы
Вопросы являют собой способ, при помощи которого можно получить нужные сведения, а также направить беседу в нужное русло.
Вопросы дают возможность нам узнать то, что нас больше всего интересует. Грамотно поставленный вопрос, кроме того, что предоставит вам требуемую информацию, позволит избежать конфликтных ситуаций и оплошностей.
Неважно кто вы: менеджер, тренер по баскетболу, психолог, вам обязательно пригодится умение корректно ставить вопрос.
Правильные вопросы позволяют:
- Выявить интерес к оппоненту;
- Продемонстрировать свою систему ценностей, которая будет понятна собеседнику, и узнать о его ценностях;
- Получить необходимую информацию, показать, что вы можете уделить достаточное время для разговора;
- Взять инициативу в свои руки и управлять ходом беседы;
- Менять тему разговора;
Хочешь услышать умный ответ, спрашивай умно
Зачем вообще задавать вопросы?
Мы задаем вопросы, чтобы узнать, что происходит вокруг, но не для того, чтобы узнать что-то принципиально новое, — чтобы лишь подтвердить и укрепить уже имеющуюся «карту мира».
Вы можете сказать, что система хорошо работает — зачем задавать какие-то другие вопросы? Эйнштейн на этот счет сказал так: «Если у меня будет 1 час на то, чтобы решить задачу, от которой зависит моя жизнь, я проведу первые 55 минут в поисках наилучшего вопроса, который я могу себе задать. Когда я найду его, мне будет достаточно 5 минут, чтобы правильно на него ответить».
Консалтинговая группа Донских
Как эффективно задавать вопросы?
Задумывались ли вы, каким мощным оружием могут стать правильно заданные вопросы? Вопрос может направить мысли собеседника в нужное русло, или наоборот – увести от темы разговора. Вопросом можно сбить с толку или придать уверенности. Искусство спрашивать и получать нужные ответы может стать тузом в рукаве у менеджера по продажам, но оно также может помочь и в обычных жизненных ситуациях. Разбираемся, как эффективно задавать вопросы.
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы построены так, что выбор возможных ответов собеседника ограничен двумя словами: «Да» или «Нет». Они существенно сужают у него «пространство для маневра». Закрытые вопросы хороши во всех случаях, когда нам необходимо просто получить утвердительный ответ либо установить конкретные факты, чтобы скорректировать свои дальнейшие действия в процессе общения.
Примеры закрытых вопросов:
- Вас устраивает (вам подходит, вам нравится) мое предложение?
- Может быть, вам необходима дополнительная информация?
- Могу я считать, что развеял ваши сомнения?
Закрытый вопрос можно задавать собеседнику, если:
- ваш собеседник ведет себя сдержанно и сторонится активного общения;
- вам необходимо получить от него короткий и однозначный ответ;
- вы хотите быстро проверить его отношение к чему-либо;
- вы уверены, что задав ряд закрытых вопросов, получите необходимую информацию;
- вы хотите убедиться, что правильно поняли собеседника.
Закрытые вопросы также можно использовать и для стимулирования положительных ответов собеседника, апеллируя к общепризнанным ценностям. Например: «Для вас является важным качество продукции?», «Вам нравится работать с надежным поставщиком?», «Вы хотели бы иметь надежные гарантии?». Этот прием полезен, если собеседник негативно настроен, сомневается либо просто у него недостаточно информации для принятия решения.
Вам следует помнить, что в ряде случаев закрытые вопросы могут «напрягать» собеседника, так как накладывают на него дополнительные обязательства. А кому это понравится?
Ситуация, наверняка знакомая каждому, кто хоть раз прогуливался по торговому центру или магазину, когда уже при входе в торговый отдел улыбчивый и «обученный» продавец спрашивает: «Вам чем-нибудь помочь?» Вопрос из категории «запрещенных», ибо помощь следует предлагать исключительно больным людям, а мы все считаем себя здоровыми. И в подавляющем большинстве случае на этот вопрос задавший его услышит в ответ: «Нет».
Существует много «глупых» закрытых вопросов с прогнозируемыми вариантами ответов. Вот лишь некоторые из них:
- Вас что-нибудь интересует? Вам помочь с выбором? Подсказать что-нибудь? Гарантированный ответ на эти и подобные им вопросы: «Нет». А еще можно услышать: «Помочь! Деньгами»; «Добрым словом»; «Сумки подержите».
- У вас будет 5 минут, чтобы поговорить со мной? Вопрос, на который чаще всего в ответ мы услышим: «Нет»; «Не сейчас»; «Позже»; «Давай завтра»; «Извини, мне некогда»; «Не будет никогда» и т. п.
- Ты сейчас занят? В большинстве случаев, конечно же: «Да».
Вопросы «с хвостиком» являются разновидностью закрытых вопросов. Эти вопросы гарантируют ответ «Да», так как они предполагают запрограммированный ответ собеседника в нужном вам направлении. В качестве «хвостика» могут быть словосочетания: «Не правда ли?»; «Не так ли?»; «Правда?»; «Согласны со мной?»; «Правильно?»; «Ведь так?». Примеры:
- Все хотят жить долго и счастливо, согласны со мной?
- Никто не хочет переплачивать, ведь так?
- Вы же заинтересованы в том, чтобы приобрести качественный товар, не правда ли?
В заключение отмечу, что очень часто, помимо ответов «Да» и «Нет», на закрытые вопросы люди отвечают: «Может быть»; «Посмотрим»; «Надо подумать» и т. д. Психологически подобные ответы мы воспринимаем как положительные. Ведь в хорошее так хочется верить. Будучи «молодым», я частенько попадался на эту удочку. Клиент лишь сказал, что он, «может быть», будет сотрудничать с нашей компанией. Фактически же, он ничего не пообещал, не взял на себя никаких обязательств. Ему нужно было время на «подумать», и он с легкостью произнес: «Может быть». А ты уже начинаешь жить с ощущением, что все решено. Клиент — твой. Проходит день, неделя. Ты начинаешь потихоньку злиться на клиента за долгое отсутствие телефонного звонка. А когда, наконец, перезваниваешь сам, то узнаешь, что на клиенте заработают деньги другие консультанты.
Альтернативные вопросы
Альтернативные вопросы предоставляют так называемый «выбор без выбора» и предполагают несколько (обычно два) возможных вариантов ответа собеседника, каждый из которых нас устраивает. Эти вопросы предполагают быстрое решение со стороны вашего собеседника. При этом союз «или» чаще всего является основным компонентом такого вопроса.
Примеры альтернативных вопросов:
- Для вас является более интересной поездка в Таиланд или Египет?
- Вам удобна доставка утром или вечером?
- Мы с вами встретимся в понедельник или в четверг?
Задавая альтернативные вопросы, мы сосредотачиваем внимание собеседника на предлагаемых вариантах. Это упрощает принятие им решения и облегчает процесс выбора.
Альтернативный вопрос можно задавать собеседнику:
- при подведении промежуточных и окончательных итогов;
- при обсуждении планов последующего взаимодействия;
- для мотивирования нерешительных собеседников к принятию решения;
- для того, чтобы успокоить собеседника и дать ему выбрать «оптимальный» вариант дальнейших действий.
Следует помнить, что альтернативный вопрос уже сам по себе является манипуляцией. Поэтому в разговоре с собеседником используйте лишь один. Череда подобных вопросов, например: «Мы встретимся в первой или второй половине недели?»; «А в четверг или в пятницу?»; «А в первой или второй половине среды?» и т. д. Ничего, кроме нарастающего раздражения у вашего визави не вызовет и скорее всего будет ответ, что он вам сам как-нибудь перезвонит.
Когда вы задаете своему собеседнику альтернативные вопросы, у вас нет никаких гарантий, что он станет довольствоваться предоставленным выбором и не предложит в ответ «третий», не устраивающий уже вас вариант. Например:
- Мне перезвонить вам в первой или второй половине дня? Ответ: «Ночью».
- Мы с вами встретимся в четверг или пятницу? Ответ: «Ранним утром в воскресенье».
- Вы будете оплачивать наличными или в кредит? Ответы: «Лучше за ваш счет. Приму в подарок».
Наводящие вопросы
Наводящие вопросы заведомо построены таким образом, чтобы ваш собеседник при ответе на них соглашался с озвучиваемым вами утверждением. Обычно предпринимаются попытки несколько его завуалировать, чтобы собеседник не понял, что на него давят.
Наводящие вопросы отличаются особой вопросительной интонацией и обычно включают в себя следующие слова: «конечно», «безусловно», «однозначно», «тоже», «также», «ведь», «наверняка» и т. п.
Примеры наводящих вопросов:
- Вы, конечно, согласитесь, что…?
- Вы, наверняка, хотите, чтобы…?
- Вы, безусловно, стремитесь к…?
Наводящий вопрос рекомендуется использовать только в случае крайней необходимости:
- при подведении итогов разговора, когда собеседник, наверняка, даст утвердительный ответ;
- в случае, когда мы хотим вернуть словоохотливого собеседника к обсуждаемой теме;
- если нашим собеседником является сомневающийся и нерешительный человек.
Задавая наводящие вопросы, обязательно обращайтесь к своему собеседнику по имени. Впрочем, и в других случаях это будет полезно. Собственное имя — одно из самых ласковых слов, которые каждый из нас слышит с раннего детства.
Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать вашу правоту. Поэтому применяйте вопросы данного типа очень осторожно. Помните, что задаваемый вами вопрос должен вызывать у собеседника положительную реакцию.
Уточняющие вопросы
Уточняющие, или, как их еще называют, полуоткрытые вопросы предполагают, что собеседник будет давать краткие и лаконичные ответы. Их следует задавать только в том случае, если вы упустили или недопоняли что-либо из сказанного собеседником или у вас возникли сомнения, понимает ли он вас.
Уточняющие вопросы помогают:
- получить конкретную информацию;
- уточнить желания и намерения собеседника;
- побудить его к совершению определенного действия.
Уточняющие вопросы включают в себя следующие слова и выражения: «Правильно ли я понимаю…»; «Таким образом, вы хотите сказать…»; «Вы имеете в виду…»; «Вы считаете…»; «Иными словами, вы полагаете…» и т. п.
Примеры уточняющих (полуоткрытых) вопросов:
- «Почему?» Один из универсальных уточняющих вопросов, с успехом применяемый детьми.
- «Правильно ли я понимаю, что вас интересует уровень сервисного обслуживания?»
- «Иными словами, вы предпочли бы поехать в Лапландию. Я вас правильно понял?»
Общаясь, перефразируйте высказывания своего собеседника и уточняйте, правильно ли мы его понимаем. Он подтвердит либо опровергнет наши сомнения и предоставит дополнительную информацию. Тем самым мы, скорее всего, произведем впечатление человека, стремящегося досконально разобраться в обсуждаемом вопросе и акцентировать внимание на важных моментах разговора.
Открытые вопросы
Открытые вопросы — это вопросы, на которые невозможно односложно ответить «Да», «Нет» или «Может быть». Они нацелены на получение от собеседника развернутой информации и, как правило, начинаются со слов: «Что?»; «Кто?»; «Как?»; «Когда?»; «Где?»; «Сколько?»; «Какой?».
Примеры открытых вопросов:
- Какие впечатления вы ожидаете от предстоящего отпуска?
- Что для вас наиболее важно при выборе нового поставщика?
- Когда вы будете готовы представить результаты работы?
Преимущества открытых вопросов:
- побуждают собеседника отвечать;
- стимулируют думать, анализировать, выдвигать новые суждения и идеи;
- дают возможность открыто высказывать собственное мнение.
Недостатки открытых вопросов:
- могут спровоцировать развернутый и подробный ответ, что не всегда приемлемо в условиях ограниченного времени;
- могут вызвать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания;
- способны смутить неуверенного в себе собеседника;
- предполагают задавание уточняющих вопросов. Перебивание собеседника может его обидеть и привести к затруднениям в дальнейшем общении.
Наивно полагать, что, услышав открытые вопросы, наш собеседник обязательно включит все свое красноречие и даст на них полные и развернутые ответы. Да как бы не так. Каков вопрос, таков может быть и ответ. Порой, услышав вопрос, который начинается с «как», хочется тут же в ответ срифмовать «никак». «Когда» подсказывает продолжение «никогда». «Сколько» легко превращается и «нисколько», и в «столько», и во встречный вопрос: «А сколько надо?». «Где» отыскивается «в Караганде». «Откуда», ну, конечно же, либо в никулинское «оттуда», либо «от верблюда». А на «почему» народная мудрость мгновенно предлагает «да по кочану».
Приведу еще некоторые варианты своих «вредных» ответов на открытые вопросы, которые с успехом позволяют сбивать собеседника с толку и перехватывать инициативу в разговоре:
- «Что вас интересует?» Ответы: «Только вы»; «Ничего».
- «Как вас представить?» Ответы: «Мужчина средних лет»; «В душе»; «Рядом с собой»; «На себе»; «С цветами»; «Как вам нравится, так меня и представьте» и т. д.
- «Почему ты мне это говоришь?» Ответ: «По телефону».
Помните, что открытые вопросы дают собеседнику возможность уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию, ввести вас в заблуждение и даже увести разговор в сторону от обсуждаемой темы.
«Все подвергай сомнению»
Это послание великолепно еще и тем, что показывает, как гений проводит свои исследования. Это скорее подвергание сомнению, чем поиски ответов. Если бы он задал себе традиционный вопрос, начинающийся со слова «почему» («Почему движения небесных тел не объясняются современными теориями?»), он бы не продвинул вперед физику так, как ему это удалось. Вместо этого, скорее всего, он задался сократовским вопросом: «Какие современные гипотезы можно предложить, чтобы объяснить небесные движения?» То есть революционность его вклада в том, что он предложил изменить существующие гипотезы. Он предположил, что время и пространство непостоянны. Революционная идея, меняющая «карту мира» в физике. Как видите, задавать вопросы — это очень важно.
Не делайте этого: 5 главных ошибок
Основные ошибки, снижающие эффективность разговора.
- Включать в вопрос свой вариант ответа, если хотите узнать мнение собеседника. Например: «Как думаешь, может нам сходить в кино?». Человек просто согласится. Лучше спросить: «Как думаешь, куда нам сходить вечером?».
- Оказывать давление на отвечающего. Это вгоняет оппонента в стресс, и он теряется. Даже если вы испытываете раздражение или злость, реплика должна звучать уважительно.
- Молчать, если вы не поняли ответ. Очень часто мы стесняемся переспрашивать, думая, что будем выглядеть глупо. Но чтобы разговор прошел успешно, важно понимать друг друга. Поэтому не делайте вид, что поняли собеседника, когда это не так.
- Задавать вопросы по ходу ответов оппонента, перебивая его. Это не дает ему полностью выразить свою мысль. В итоге он просто закроется.
- Не готовиться к беседе. Если вам предстоит важный разговор, то вопросы лучше записать заранее. А еще лучше создать несколько вариантов фраз, чтобы не импровизировать на ходу.
Проанализируйте, как вы спрашиваете и не допускаете ли перечисленных выше ошибок. Я, например, во время активного обсуждения могу перебить собеседника и задать ему вопрос сразу, как только он возник в голове. Это раздражает людей, поэтому я пытаюсь искоренить привычку и при разговоре сдерживаю себя.
Посмотрите видео психолога, как правильно спрашивать и вести диалог:
Пример коучинга
Чтобы лучше понять, как работает вопросология, я предлагаю рассмотреть пример коучинга подростка.
Подросток: «Я очень много работаю, участвую в работе на уроке, остаюсь внимательным, делаю все домашние задания, трачу на это много времени. Но как только я оказываюсь на контрольной работе, все улетучивается из головы, я будто в ступоре».
Видите, этот подросток уже крайне активен. Он действующее лицо в своей ситуации. Он работает, слушает объяснения в классе, участвует в уроке, он ищет ответы, когда его вызывают.
Если я задам вопрос: «Почему ты впадаешь в ступор на контрольной работе?» — это ему не поможет. Потому что он в ней и так главное действующее лицо, а я попрошу его оставаться в этой роли.
Вместо этого я предложу ему сменить позицию. Предложу сначала прочувствовать, что происходит. А потом отстраниться от ситуации и понаблюдать со стороны, что он делает.
Коуч: «Когда ты на контрольной впадаешь в ступор, что ты чувствуешь?»
Подросток: «Я испытываю большой страх провалить контрольную. И это мешает мне двигаться дальше».
Коуч: «А чего ты боишься, когда боишься провалить контрольную?»
Подросток: «Ну, если у меня будут плохие оценки, я думаю, что это мне помешает позже выбрать то, что я хочу делать в жизни».
Видите? Простое изменение позиции относительно объекта вопроса позволяет этому подростку осознать свою «карту мира». А вопрос, который заставляет отстраниться от ситуации, не так сложно сформулировать, как кажется. Достаточно повторить глагол дважды: «Чего ты боишься, когда боишься контрольной?» И подросток вдруг осознает, что для него смысл контрольной — это в конечном итоге иметь возможность выбрать карьеру.
Вы можете потренироваться отстраняться от объекта любого вопроса, повторяя глагол. И всякий раз это работает.
Когда мы осознали, как выглядит в конкретном месте наша «карта мира», можно предлагать разные другие возможности, новые направления.
Для этого надо предложить другие ментальные жесты.
До этого момента он пользовался описанием того, что с ним происходит. Я предложу ему ментальный жест, который заключается в сближении двух разных элементов.
Коуч: «Это значит, что плохая оценка за контрольную помешает тебе потом выбрать профессию?»
Подросток (после некоторого раздумья): «Ну, вообще-то нет. Из-за какой-то одной контрольной у меня не будет проблем с выбором направления для карьеры».
После этого ментального жеста я предложил ему еще один. Он поставит его в интересную ситуацию.
Коуч: «Хорошо. Если ты не напишешь контрольную, что случится с тобой в самом худшем случае?»
Подросток: «Я должен буду ее переписать и быть при этом более внимательным».
Как видите, предлагая ему разные ментальные жесты и положения, мы умножаем возможности, каким бы ни был сюжет вопроса.
Как задать вопрос, и получить ответ — 7 правил
Существует несколько правил постановки вопросов.
Уровень человека.
Вопросы должны соответствовать уровню знаний вашего собеседника. Не следует задавать слишком примитивные, но и не слишком сложные вопросы. У каждого человека индивидуальный уровень, которому стоит подходить с разных сторон. Если ваши вопросы будут соответствовать уровню человека, собеседник не будет чувствовать, что вы его недооцениваете.
Структурированная постановка вопросов.
В одной теме должно быть не более 3 тезисов, тесно связанных друг с другом (Больше человек не способен обрабатывать). Каждый новый вопрос должен плавно вытекать из предыдущего. Очень важна логика постановки вопросов, чтобы вести разговор в более нужное вам русло.
Краткость и лаконичность
Пытайтесь уложиться в одно простое предложение. Растягивая вопрос, вы рискуете уйти от темы и усложнить для собеседника формулировку ответа, а также потерять саму суть разговора. Если не получается уложиться в одно предложение, озвучьте предысторию, а потом задайте простой вопрос.
Умение слушать
Люди не услышат ваших вопросов, если вы сами не будете слушать собеседников. Мы уже многое говорили про умение слушать, пользу такого навыка трудно переоценить. Слушайте внимательно, чтобы максимально четко понять ответ, и найти поводы для уточняющих вопросов.
Обвинения в вопросах
Частой ошибкой в общении является скрытое обвинение в вопросах. Если вы чем-то недовольны, лучше сказать это прямо в утвердительной форме. Вопросы используются совсем для других целей.
Подготовьтесь
В каждом разговоре есть своя тема, суть проблемы, к которой можно подобрать соответствующие вопросы. Если у вас запланирована встреча или интервью, подготовьте начальные вопросы заранее. Далее действуйте, исходя из ответов собеседника.
Что такое внутренний диалог
Это первая ступенька, которую нужно пройти, если вы хотите знать, как задать правильный вопрос человеку. Именно внутренний диалог позволит вам научиться формулировать мысли. Причем нельзя допускать, чтобы этот процесс шел хаотично. У него есть конкретная цель – подробный анализ определенной ситуации или проблемы. Причем есть список вопросов, которые применяются при этом. Первый вариант включает классические вопросы «что?», «кто?», «где?», «когда?», то есть описание ситуации в целом. Вторая группа вопросов позволяет рассмотреть каждый из перечисленных более подробно. Они связаны с аспектами фактов и желаний, чувств, времени, препятствий и средств. То есть вопросы должны уточнять данные аспекты в рамках заданной темы. Именно они помогают в осознании и принятии решений, исходя из своих потребностей, предпочтений и определения влияния других людей на ситуацию. Так намного проще понимать свой внутренний мир, организовывать внутренний диалог и получать вразумительные ответы.