Какие существуют вопросы в русском языке?
В данной работе мы рассмотрим 5 типов вопросов. Существует и ряд других классификаций, количество вопросов в которых может варьироваться, однако сегодня остановимся на этой.
Итак, согласно нашей классификации, существует пять видов вопросов: закрытые, открытые, переломные, риторические, вопросы для обдумывания. Отметим, что открытые и закрытые вопросы выделяются практически во всех типах классификаций. Данный факт делает их основными.
Теперь рассмотрим каждый вид подробнее, а также приведем примеры.
Понятие о чувствах
Чувства считаются самым простым из всех психических явлений. Они представляют собой сознательный, субъективно представленный в сознании человека, или бессознательный, но влияющий на его поведение, продукт обработки центральной нервной системой значимых стимулов из внутренней или внешней среды.
Типы ощущений отражают специфику стимулов, которые их вызывают. Эти стимулы, связанные с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, через кожу (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и т.д.), вкусовые, обонятельные. Проприоцептивные ощущения дают нам информацию о состоянии мышечной системы, указывая на степень сокращения или расслабления мышц; вестибулярные ощущения дают информацию о положении тела по отношению к направлению гравитационных сил. Эти два ощущения обычно не воспринимаются сознательно.
Сигналы, исходящие от внутренних органов, менее заметны, не воспринимаются в большинстве случаев, кроме болевых, но также воспринимаются и обрабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называются интероцептивными.
Обоняние — это сенсорная реакция, вызывающая специфическое обонятельное ощущение.
Следующее чувство вкуса имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные вкусовые ощущения представляют собой различные комбинации этих четырех основных модальностей.
Кожные ощущения или тактильные ощущения являются наиболее представленным и широко используемым чувством. Знакомое всем нам ощущение, когда мы прикасаемся к какому-либо предмету на коже, по сути, не является тактильным ощущением.
В повседневном языке, которым мы пользуемся, нет слова для обозначения ощущений, которые исходят, например, от рецепторов, находящихся в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее, есть такие ощущения, которые являются контролем движений, оценкой направления и скорости движения, величины расстояния. Они формируются автоматически, посылаются в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне.
Слово «кинетика» происходит от понятия движения, поэтому его также называют кинестетическим.
Открытый вопрос
Открытые вопросы – это такие вопросы, которые требуют развернутого ответа и каких-либо пояснений. На них невозможно ответить либо «да», либо «нет». Такие вопросы начинаются следующими вопросительными словами: «как», «кто», «что», «почему», «сколько», «какой» и т. п.
Такие вопросы позволяют вашему собеседнику выбирать информацию для ответа по своему усмотрению. С одной стороны, это может привести к тому, что собеседник скроет то, что не желает разглашать. Но с другой стороны, если в подходящей эмоциональной ситуации, собеседник может раскрыться и рассказать намного больше, чем требовал заданный вами вопрос.
Открытые вопросы позволяют превратить ваш монолог в беседу. Однако существует опасность того, что вы утратите контроль над разговором, и вновь вернуть управление будет непросто.
Приведем примеры подобных вопросов:
- Почему вы хотите учиться в нашем вузе?
- Когда вы решили согласиться на эту беседу?
- Сколько вы зарабатываете в месяц?
- Кто занимается уборкой в вашем доме?
- Что вы обычно делаете по вечерам?
Психологическое общение в туризме
1. По форме различают вопросы:
Открытые и закрытые вопросы. Открытый вопрос (что? почему? где? и т. п.) требует развернутого ответа. Он называет только тему или предмет вопроса, а далее отвечающий волен структурировать ответ по своему усмотрению, например: Чем вам нравилась ваша прежняя работа? Закрытый вопрос предполагает лишь выражение согласия или несогласия с высказанной мыслью (да или нет) Если решение о вашем зачислении будет принято, готовы ли вы немедленно отправиться на курсы повышения квалификации? Такой вопрос задается с целью получить согласие (отказ) собеседника. В нем есть элемент принуждения.
Сюда же относятся альтернативные вопросы. Они предоставляют собеседнику возможность выбора. Число возможных вариантов, однако, не должно превышать трех. Альтернативные вопросы предполагают быстрые решения. При этом словечко «или» чаще всего является основным компонентом вопроса, поскольку таким образом отсекаются все другие возможности: Какой срок обсуждения подходит вам больше всего — понедельник 12.00 или четверг 16.00? Какой цвет модели устраивает вас больше всего: желтый, красный или зеленый?
Прямые и косвенные вопросы. В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопросы, потому что боится, стесняется, не умеет выразить то, что нужно спрашивающему. Чтобы ослабить напряжение применяют косвенные вопросы. Это необходимо, например, в тех случаях, когда высказанное мнение может идти вразрез с тем, что разделяется в данной социальной среде. Например, вместо вопроса Хотели бы вы переменить место работы? спрашивают: Посоветовали бы вы своему приятелю поступить на эту работу? К этому же типу вопросов относятся приемы проективной техники, когда вопросы касаются будущего или воображаемой ситуации, типа: Как бы вы поступили в такой ситуации? Примером проективного вопроса, помогающего определить взаимоотношения собеседника с коллегами, является просьба описать внешность, манеры, характерные черты начальника. При этом в ответе обычно проявляется отношение собеседника к описываемому человеку. Или если мы хотим узнать, знакомится ли человек с новинками литературы по своему предмету, спрашиваем: Что бы вы посоветовали почитать по этому вопросу? Такие вопросы позволяют выяснить требуемую информацию и не поставить собеседника в неудобное положение (или сохранить лицо).
Личные и безличные вопросы. Весьма существен выбор личной или безличной формы вопроса. Личная форма вопроса, как правило, выявляет индивидуальное мнение отвечающего. Безличная форма вопроса провоцирует говорить не о личном восприятии, а о том, чего требует объективная реальность. Например, если спросить человека: что вы любите смотреть по телевизору? — он сообщит о своих вкусах и пристрастиях. Но если спросить: какие передачи нужно показывать больше по телевизору? — он скажет о том, что, по его мнению, полезно смотреть молодежи, женщинам, вообще полезно для народа, хотя сам, возможно, не смотрит телевизор вовсе.
2. По функции вопроса различают следующие виды:
Основные вопросы. При подготовке к беседе составляют прежде всего основные вопросы, которые должны принести основные сведения. Это узловые вопросы беседы. Они определяют микротемы предстоящего разговора. Однако в реальной ситуации такой вопрос может не сработать. Люди часто по разным причинам уходят от ответа.
Зондирующие или дополнительные вопросы. С помощью зондирующих вопросов и анализа поведения собеседника нужно определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить сведения, на которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее, а задаются в момент, когда не срабатывает основной вопрос или возникает неожиданный поворот в разговоре. (Например, претендент невнятно отвечает на вопрос о своих взаимоотношениях в прежнем коллективе.) Зондирующие (они сами по себе не могут помочь получить ответ на основной вопрос, а лишь определяют поле дальнейших вопросов): Большой ли коллектив? Состоял из женщин или мужчин? Чем занимались? и т. п. Дополнительные (они разбивают основной вопрос на фрагменты и помогают найти наиболее значимые участки): С кем лучше ладил: с женщинами или мужчинами? Какова его роль в выполнении общих дел? и т. д.
Контрольные вопросы. Используются чаще не в собственно интервью, а как вспомогательный элемент беседы. Они ставят целью проверить поступающую информацию на достоверность. Их важно задавать во время любого разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли еще собеседник к разговору, понимает ли он говорящего или просто поддакивает. Причем здесь совершенно недостаточно ограничиться вопросом: Вы меня поняли? Ответ на такой вопрос всегда утвердительный, независимо от того, соответствует ли он на самом деле истине. Поэтому лучше спросить: Что вы об этом думаете? И к каким выводам вы при этом пришли? Не находите ли вы, что речь идет о стоящем деле? После того, как вопрос задан, надо дать собеседнику высказаться, не торопя его. Он должен сосредоточиться, разобраться в своих мыслях и высказать свое суждение. По реакции собеседника можно заметить, следит ли он за мыслью интервьюера. Если при ответе на контрольный вопрос выявлено неприятие или непонимание, придется вернуться немного назад. Обязательно следует задать контрольные вопросы, после подробного рассказа о сложном приборе или новом виде услуг, потому что в таких ситуациях после пятого предложения собеседник обычно мысленно отключается. По ответу на подобный вопрос можно сразу определить, что понял собеседник и готов ли он согласиться с аргументами оратора.
Эстафетные вопросы. Они стремятся опережать, развивать высказывание партнера, не перебивая, а помогая ему. Эстафетный вопрос обнаруживает способность слушать и схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано. Эстафетный вопрос призван служить собеседнику, повышать его удовлетворенность своими высказываниями.
Фильтрующие вопросы. С их помощью определяется, относится ли собеседник к той группе людей, которой можно задавать определенного рода вопросы (например, определяется степень осведомленности интервьюируемого в той или иной проблеме). В массовых опросах фильтрующие вопросы сразу отсекают группу неосведомленных, которым не задается последующая группа вопросов. Очень важен этот вид вопросов при отборе нового сотрудника на вакантную должность. Так, если начать с вопроса об опыте соответствующей работы (если такой опыт является обязательным условием приема) или о знании иностранного языка (если такое знание необходимо), то после ответа на этот вопрос отпадет надобность в продолжении беседы с большим количеством претендентов.
Уточняющие вопросы. Они детализируют сообщение собеседника и тем самым выполняют двойную функцию: приносят дополнительные сведения и служат для проверки достоверности сообщения.
3. По воздействию на собеседника различают следующие виды вопросов.
Нейтральные вопросы не содержат намека на оценку интервьюера. Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки. Собеседник не должен догадаться, какое мнение одобряет, а какое не одобряет интервьюер.
Наводящие или подсказывающие вопросы. Типичный пример — вопрос преподавателя в случае ошибки отвечающего. Например, студент рассказывает об эпидейктической речи, перечисляет жанры. Преподаватель: всегда ли митинговая речь относится к эпидейктическим жанрам? Из того, что об этом вообще спрашивают, можно сделать вывод, что не всегда.
Подтверждающие вопросы. Задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если собеседник пять раз согласился с оратором по мелочам, то на решающий шестой вопрос он не станет отвечать отрицательно. Англичане в этом смысле несколько предусмотрительнее других. Обычно любой разговор у них начинается с обмена мнениями о погоде. Если по этому вопросу достигнуто единодушие, значительно легче переходить к решению следующих проблем. В любой разговор нужно вкраплять подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не на том, что разъединяет. Форма подтверждающего вопроса определена Сократом: Вы же придерживаетесь того мнения, что…? Наверняка вы тоже рады тому, что…?.
Встречные вопросы. Вообще-то невежливо отвечать на вопрос вопросом, однако встречный вопрос является искусным психологическим приемом добиться согласия или не выдать свои мысли. Например:
Штирлиц беседует с Мюллером. — Зачем надо было приводить меня сюда? Нельзя было поговорить у вас? — Тут спокойнее. Если все кончится, как хочу я, — мы вернемся вместе, и все будут знать, что мы занимались делом в моем ведомстве. — И мой шеф будет знать об этом? — Чьей ревности вы боитесь — его или моей? — А вы как думаете? — Мне нравится, как вы идете напролом. — У меня нет иного выхода. И потом я всегда люблю ясность. — Ясность — это одна из форм полного тумана… Знаю я вас, хитреца. (Ю. Семенов «17 мгновений весны»)
Провокационные вопросы. Провоцировать, означает бросать вызов, подстрекать. Кто задает провокационный вопрос, должен осознавать, что это подстрекательство. Между тем такие вопросы тоже необходимо использовать в разговоре, чтобы установить, что в действительности хочет партнер и верно ли он понимает положение дел.
«Провокационная речь — это особый тип речи, рассчитанный внутренне на получение некоторой ответной информации — или известной тому, кто провоцирует, или неизвестной (в этом случае говорят о «выпытывании» информации)». Иными словами, в этом случае оратор сообщает об определенном своем отношении к предмету или событию или рассказывает о некоторых фактах, имея в качестве сверхзадачи получение от адресата некоторой информации, которую тот в другом случае вряд ли захотел бы сообщить. «Очевидно, что не всякой информацией человек хочет делиться. В этом случае провокационная речь приобретает особые черты: ее основой становится коварство, желание переиграть собеседника». Ср. пример из цитированного пособия: «Ты не сможешь выиграть этот матч». – «Нет, смогу. Я прошел серию тренировок с особыми нагрузками и нахожусь сейчас в очень хорошей спортивной форме». Аналогично этому строятся и провокационные вопросы: Вы, конечно, знаете, что на вашей базе условия не соответствуют уровню общероссийских соревнований? Вы понимаете, что цена на ваше изделие упадет уже в ближайшем будущем? Они рассчитаны на то, что в ответ собеседник сообщит интересную для спрашивающего информацию, защищая честь своей организации.
Однополюсный (или зеркальные) вопросы. Это всего лишь повторение вопроса собеседником в знак того, что он понял, о чем идет речь. Результат такого вопроса двоякий: у спрашивающего складывается впечатление, что его вопрос правильно понят, а отвечающий получает возможность тщательнее обдумать свой ответ. Вы спрашиваете, сколько это стоит? Вы хотите знать, есть ли у нас сверхурочные работы?
4. По содержанию основные нейтральные вопросы делятся на следующие виды:
Вступительные вопросы (открывающие переговоры, беседы) Искусно поставленный вопрос является хорошим стартом. У партнеров сразу появляется заинтересованность, возникает состояние положительного ожидания. Например: На вашем предприятии ежедневно наблюдаются простои. Вы позволите мне предложить решение этой проблемы?
Информационные вопросы. Тот, кто их задает, нуждается в знаниях, опыте и советах другого. Речь идет о сборе сведений, которые необходимы, чтобы составить представление о чем-либо. Информационные вопросы — это всегда открытые вопросы. Это значит, что вопрос касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом отвечающий, сообщая определенные сведения, дает объяснения. Такие вопросы — обязательный элемент любого интервью, переговоров и т. п. В ответ на такие вопросы требуется высказывание в жанре информационного сообщения: Какие требования предъявляются к рукописям, принимаемым к печати? Что входит в обязанности менеджера по рекламе?
Ознакомительные вопросы. Этот вид вопроса тоже можно считать информационным, однако информация, которую рассчитывает получить спрашивающий, касается мнения, взглядов, вкусов, намерений и т. п. собеседника, таким образом, это тоже открытые вопросы, на которые невозможно ответить односложно. Например: На какой эффект вы рассчитываете при использовании нового станка? Каковы ваши цели? В ответ на такой вопрос следует высказывание в жанре мнение.
Направляющие вопросы. С их помощью можно взять в свои руки управление ходом беседы и направлять ее в то русло, которое больше устраивает инициатора и не позволить собеседникам навязать нежелательное направление разговора. Время идет быстро, если пустить дело на самотек, то может оказаться, что назначенное для беседы время уже истекло, а самые важные сведения еще не получены.
Вопросы должны быть понятны собеседнику и иметь для него тот же смысл, что и для спрашивающего. Насколько возможно, необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Вопрос должен содержать в себе одну мысль. В противном случае собеседник, как правило, отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить. Удостоверяющие замечания. Своим замечанием: Хороший вопрос, Это очень удачный вопрос — можно дать понять собеседнику, что он задает умные вопросы и хорошо улавливает суть разговора. Или: То, что вы задаете мне этот вопрос, доказывает, что… Опытный интервьюер время от времени вставляет удостоверяющие замечания, чтобы поддерживать контакт с собеседником, потому что никто и ничто так не порадует его так, как его собственная правота.
Закрытый вопрос
Вопросы закрытого типа – такие, при ответе на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Часто в закрытых вопросах используется частица «ли». Они максимально сужают свободу собеседника, подводя его к односложному ответу.
Задавая такого рода вопросы, можно держать беседу под своим контролем. Однако при этом собеседник не может высказать свое мнение или поделиться идеями.
Кроме того, у закрытых вопросов есть ряд отрицательных черт:
- полученная при ответах на них информация будет поверхностной;
- два варианта ответа создают впечатление принуждения, поэтому собеседник постепенно будет чувствовать себя все более и более некомфортно, что в конечном счете привет к тому, что он захочет завершить беседу как можно скорее;
- они приводят к нежеланию собеседника раскрыться и предоставить больше информации.
Закрытые вопросы рекомендуется использовать в тех случаях, когда необходимо в короткий срок собрать много информации. Например, при проведении различных исследований. Если же вы планируете лучше узнать собеседника и предполагаете, что ваше знакомство продолжится, закрытые вопросы обязательно нужно чередовать с открытыми, позволяя партнеру высказаться.
Примеры:
- Нравиться ли вам бегать?
- Хотели бы вы научиться плавать?
- Вы играете на музыкальных инструментах?
Непрямые (ненаправленные) вопросы
Это вопросы, не требующие конкретных данных. В данном случае вы сами определяете фокус своего ответа. Интервьюер задает общий вопрос, не требуя конкретной информации. Самый частый непрямой вопрос звучит так:
«Расскажите мне о себе».
Отвечая на этот вопрос, имейте в виду, что работодатель хочет услышать о том, какие ваши качества позволяют вам претендовать на эту работу. В своем ответе вы должны охватить четыре направления:
- образование;
- опыт работы;
- имеющиеся навыки и способности;
- ваши личные качества.
Говоря об этих деталях, соотносите их с работой, на которую вы хотите устроиться. Продумайте, каким будет ваш ответ, прежде чем начинать говорить — это поможет сделать ответы краткими. Мы рекомендуем заранее продумать развернутый ответ на данный вопрос, потому что до 90% всех собеседований включают такую формулировку вопроса или подобные ему. Однако не впадайте в крайность – ответ на такой вопрос не должен занимать более 3-4 минут и должен включать только факты, имеющие отношение к предлагаемой работе.
Пример: «Расскажите мне о себе».
«У меня степень бакалавра психологии, и я недавно закончил курс в управлении волонтерскими проектами в образовательном центре ХХХ. Это дало мне серьезный опыт в изучении многих принципов человеческого поведения, а также набора методик по организации, обучению и наблюдению за волонтерами. У меня есть опыт работы с детьми в качестве помощника воспитателя и в качестве консультанта в лагере для подростков с поведенческими проблемами. Обе эти должности включали индивидуальное консультирование, организацию дискуссионных групп и обучение подростков вопросам здоровья — все это напрямую связано с теми знаниями, которым я буду обучать волонтеров в вашей организации. Кроме того, мне очень нравится работать с детьми и подростками, и я могу легко установить с ними контакт».
Риторический вопрос
Продолжаем рассматривать типы вопросов. На очереди — риторический вопрос, который служит для глубокого и развернутого рассмотрения предмета разговора. На такие вопросы невозможно дать однозначный и непредвзятый ответ. Их цель заключается в том, чтобы указать нерешенные проблемы и вызвать новые вопросы либо вызвать поддержку вашего мнения участниками дискуссии путем молчаливого согласия. При составлении таких вопросов также часто используется частица «ли».
Примеры:
- Мы ведь все придерживаемся одного мнения по данной проблеме?
- Можем ли мы воспринимать нормально подобные поступки?
Гипотетические или сценарные вопросы
Задавая гипотетический вопрос, интервьюер описывает ситуацию, с которой вы можете столкнуться в этой должности, и спрашивает, как бы вы среагировали в подобной ситуации. Для интервьюера такой вопрос — это хороший способ проверить вашу способность быстро ориентироваться и решать проблемы. Отвечая на подобные вопросы, попробуйте применить к ним следующую модель решения проблемы:
- сбор информации;
- оценка информации;
- предварительное решение;
- обращение за советом;
- оценка альтернативы;
- принятие решения;
- доведение решения;
- контроль результатов и изменение решения при необходимости.
Пример: «Предположим, вы работаете в первый день в нашей лаборатории, и на ближайшем рабочем месте вспыхивает пожар. Что бы вы сделали?»
«Прежде чем я начну работать в какой-либо лаборатории, я всегда найду аварийное оборудование, такое как средства для промывания глаз, противопожарные одеяла и сигнализаторы. Я также изучаю инструкции по безопасности. Поэтому в этой ситуации я бы знал, как реагировать и куда идти в вашей лаборатории. Как только я заметил пожар, я бы прекратил свой эксперимент и, если пожар был значительным, я бы включил пожарную сигнализацию и помог эвакуировать лабораторию. В случае небольшого возгорания я бы спросил сотрудника на станции, что я могу сделать, чтобы помочь и действовал бы в соответствии с используемыми средствами и инструкциями».
Переломный вопрос
Еще один основной тип вопроса – переломный. Это такие вопросы, которые способствуют удержанию дискуссии в определенном направлении. Также они могут служить для поднятия новых проблем. Задаются они в тех ситуациях, когда вы получили исчерпывающую информацию по рассматриваемой проблеме и желали бы переключить внимание аудитории на другую или же когда возникло сопротивление оппонента и вы желаете преодолеть его.
Ответы собеседника на подобные вопросы позволяют выяснить уязвимые моменты в его суждениях.
Примеры:
- Скажите, как по-вашему, нужно ли?..
- Как на самом деле у вас проходит?..
- Как вам представляется?..
- Что вам видится в перспективе?..
Стресс-вопросы
Это самый широкий и разнообразный тип вопросов, к которому сложно подготовиться заранее — вопросы могут быть очень разными. Стресс-вопросы так и названы, потому что их цель – вывести вас из состояния равновесия и вызвать ваши непосредственные реакции. Подобные вопросы могут удивить вас и заставить почувствовать неловкость.
Пример: «Что вы предпочитаете, фрукты или овощи?» Есть много причин, по которым интервьюер может задать вам такие вопросы. Он может захотеть посмотреть на ваши реакции в неоднозначных ситуациях, или может просто попытаться проверить ваше чувство юмора и стрессоустойчивость. Такие вопросы могут напрямую оспорить мнение, которое вы только что высказали, или выставить вас в негативном свете. Иногда они задают, казалось бы, неуместные вопросы, например:
«Если бы вы были животным, то каким животным вы были бы?»
Лучший способ ответить на этот вопрос — понять, что происходит. Интервьюер пытается вызвать у вас реакцию. Сохраняйте спокойствие и не занимайте оборонительную позицию. Не пытайтесь оправдываться – это всегда выглядит слабой позицией. А сильной всегда будет юмор. Если для вас не проблема придумать хорошую шутку, вы можете попробовать использовать юмор в своем ответе, но важно дать ответ на поставленный вам вопрос. Главное — сохранить самообладание и часто не столь важно, что вы ответите.
Пример: «Что вам больше нравится, львы или тигры?»
«О, точно львы. Они кажутся такими величественными и очень общительными – они ведь живут большой семьей. Знаете, я четыре раза смотрел мультик «Король Лев», думаю, это определенно на меня повлияло.»
Стресс-вопросы широко применяются в компаниях сферы FMCG и торговых сетях. Также к ним стоит быть готовым, если вы идете на собеседование на управленческую должность в компаниях, где требуется много работать с людьми. В IT и технологических компаниях обычно такие вопросы менее распространены – там важнее считаются конкретные знания.
Больше об этом типе вопросов читайте в нашей отдельной статье Как пройти стресс-интервью при приеме на работу
Вопрос для обдумывания
Такого рода вопросы способствуют тому, чтобы собеседник размышлял и тщательно обдумывал сказанное ранее и подготавливал комментарии. В такой речевой ситуации собеседник получает возможность внести свои изменения в уже изложенную кем-то позицию. Это позволяет посмотреть на проблему с нескольких сторон.
Примеры таких вопросов:
- Думаете ли вы, что?..
- Правильно ли мы поняли ваше суждение о том, что?..
- Вы согласны с тем, что?..
Таким образом, мы рассмотрели значение и примеры типов вопросов, используемых в русском языке.
Как правильно ставить вопросы
Для правильной постановки вопроса, следует сперва грамотно построить внутренний диалог, сформулировать свои мысли. Качество и актуальность наших вопросов в большинстве случаев воздействуют на действия, которые мы совершаем.
Выявлено два варианта вопросов:
- 7 традиционных вопросов: Что? Где? Как? Кто? Почему? Какими средствами?
Эти вопросы дают возможность провести анализ ситуации в целом; - 6 вопросов, затрагивающих чувства, факты, желания, время, средства, препятствия.
Задавая вопрос собеседнику, мы руководствуемся целью установить с ним позитивные отношения. Однако вы сможете достичь этого, если это не будет выглядеть как допрос.
Речь как средство коммуникации
Общий вопрос
Общие вопросы тождественны закрытым в русском языке, то есть предполагают односложный ответ: «да» или «нет». Служат для получения лишь общей информации.
Такие вопросы составляются без вопросительных слов, а начинаются со вспомогательных глаголов. А как вы помните, в английском языке для каждого времени предусмотрены определённые вспомогательные глаголы.
Порядок слов при составлении вопроса: вспомогательный глагол – подлежащее – смысловой глагол – дополнение – определение.
Примеры:
- Is he a good driver?
- Did he go to the disco today?
- Do you play basketball every day?
Разделительный вопрос
Продолжаем рассматривать типы вопросов в английском языке с примерами. Разделительным этот тип называется потому, что состоит из двух частей, которые разделены запятой:
- 1-я часть – это утверждение;
- 2-я часть – «корешок», вопрос относительно данного утверждения.
«Корешок» обычно является противоположным утверждению. То есть цель вопроса – проверить подлинность высказанного утверждения.
Примеры:
- You play basketball every day, don’t you?
- Steven is a famous artist, isn’t he?
Специальный вопрос
Типы вопросов могут также служить и для получения дополнительной информации. Например, специальный вопрос. Он обязательно начинается с вопросительных слов. Обычно используются следующие: when, why, where, which, how и др. К этим словам не относится what и who, когда они выступают в роли подлежащих.
Таким образом, вопрос имеет следующее строение: вопросительное слово – вспомогательный глагол – подлежащее – смысловой глагол – дополнение.
Примеры:
- What is your name?
- When did you go to England last time?
Методы исследования в психологии
Методы научного исследования — это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, которая затем используется для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций.
Здесь также следует упомянуть о начальном этапе развития дифференциально-психологических исследований (конец 19 века), когда методы математической статистики начали использоваться для выявления общих психологических черт и способностей, отличающих людей друг от друга.
В двадцатом веке тенденция использования математических моделей и расчетов распространилась в различных отраслях психологии. Сегодня без них не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.
С конца 80-х годов 19 века в психологии начали создавать и использовать специальные технические устройства и оборудование для проведения экспериментальных научных исследований в лаборатории. Немецкий ученый В. Вундт, организовавший работу первой психологической лаборатории в Лейпциге, был пионером в этом отношении.
Вопросы с or («или»)
Подобные вопросы предполагают выбор между двумя разными вариантами ответов. Порядок слов здесь тот же, что и в общем вопросе, но необходимо обязательно предложить альтернативную возможность.
Примеры:
- Do you like tea or coffee?
- Will you go to Moscow by plane or by train?
- Does your father or your mother help you with your homework?
Вопрос с who (what)
Данный вид используется тогда, когда необходимо к подлежащему в предложении. Он будет начинаться словами what или who. Основная особенность этого типа вопросов состоит в том, что порядок слов при его составлении остается таким же, как и в утверждении. То есть порядок слов будет таким: who/what – смысловой глагол – дополнение.
Приведем примеры:
- Who is this man?
- What was that?
Итак, мы рассмотрели возможные типы вопросов как в русском, так и в английском языках. Как видно, в обоих языках, несмотря на огромную разницу в происхождении и грамматике между ними, вопросы выполняют примерно одинаковые функции. Это говорит нам о том, что беседа на любых языках ведется с определенными целями. Более того, механизмы контроля хода рассуждений, регулируемые вопросами, также представляются сходными.
Общие сведения
Метод опроса используется в психологии в двух формах: Анкеты и беседы (интервью).
Источником информации в опросе являются письменные или устные оценки людей. Метод опроса часто подвергается критике: Выражаются сомнения в достоверности информации, полученной из прямых ответов субъектов. Для получения более достоверной информации создаются специальные анкеты для получения информации, соответствующей конкретной гипотезе, и эта информация должна быть как можно более достоверной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, их постановки в правильном порядке, группировки по отдельным блокам и т.д.
Если опрос проводится в письменной форме с помощью анкеты, то он называется методом анкетирования, преимущество которого заключается в том, что в опросе может участвовать одновременно и группа людей. Данные, полученные с помощью анкеты, могут быть статистически проанализированы. В юридической практике анкеты используются достаточно часто, однако следует помнить, что получение достоверных и достоверных фактов требует профессиональных знаний создателей анкет. Неправильно составленный вопросник не только не дает достоверной информации, но и ставит под угрозу сам метод. Рассматривая метод анкетирования в целом, можно констатировать, что он является средством первоначальной ориентации, предварительного уточнения. Данные, полученные с помощью вопросников, дают ключ к дальнейшему расследованию в отношении отдельного лица или группы лиц.
Получение информации в процессе прямого общения между исследователем и респондентом характерно для разговорного метода (интервью). Беседа является более «психологической» формой допроса, поскольку это взаимодействие между людьми, которое подчиняется определенным социально-психологическим законам. Важнейшим условием успешного проведения интервью является установление контакта между исследователем и интервьюируемым с целью создания конфиденциальной атмосферы диалога. Исследователь должен встретиться с интервьюируемым, потому что он должен быть открытым.
Опрос можно считать одним из наиболее распространенных методов получения информации о субъектах — респондентах. Опрос заключается в задании людям конкретных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимую информацию в зависимости от целей исследования. Характеристики съемки обусловлены ее массовым характером, что обусловлено конкретными задачами, которые она решает. Массивность обусловлена тем, что психолог обычно нуждается в получении информации о группе индивидуумов, а не в изучении одного индивидуума.
Человек — это индивидуум, отдельно существующий организм или индивидуум как представитель человеческой расы; один член общества, нации, класса или социальной группы. Индивидуум — это индивидуум от рождения; индивидуум — не «один», а «один из» человеческого общества. Этот термин подчеркивает зависимость индивидуума от общества.