Современное общество не может нормально функционировать без взаимодействия людей друг с другом. Каждая личность индивидуальна, но, несомненно, считается, что под разные ситуации она должна подстроиться. Это позволяет человеку найти работу, партнера, поехать в путешествие. Манера общения и поведения человека формируется всю его жизнь. Они могут меняться, дополняться другими приемами, а какой-либо один вид может быть утрачен. Факторы и причины бывают самыми разными. Цель одна: достичь результата. За счет общения человек способен достичь многого, нужно лишь правильно подобрать стиль общения и поведения.
Стили общения
Стиль общения характеризуется привычной устойчивой связью между способами и методами общения и целями, которыми оно преследует. То есть это какие-то особенности взаимодействия между людьми. Человек ищет новую работу, пришел на собеседование — тут он использует один стиль общения, при взаимодействии с коллегами – другой, в семье и в общении с родственниками – третий. Под каждую конкретную ситуацию выбираются разные стили общения. Какие бы действия ни предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.
Стили общения с точки зрения психологии
Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:
- гибкий;
- ригидный;
- переходный.
При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника. При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей. Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.
Признаки
Какие характерные признаки соответствуют авторитарному стилю общения? Это:
- Все решения принимает один человек, без возможности других членов группы оспорить их.
- Возможность вклада в организационную работу членов группы минимизирована или отсутствует полностью.
- Подавление воли и желаний окружающих людей , иногда даже попреки здравому смыслу.
- Крайне агрессивное поведение в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Данные признаки характерны для авторитарного человека вне зависимости от того, в какой группе людей он находится , в кругу родных и близких, среди подчиненных или его учеников.
Изучение стилей общения
При изучении приемов коммуникации нужно знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в какой-либо ситуации – это разные понятия. Если не учесть особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Есть большое количество методов изучения стилей общения. К примеру, А.В. Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Она была названа стилем педагогического общения.
В 1938 году впервые было уделено внимание стилям общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые управляют, и людьми, которые вынуждены подчиняться. Впоследствии она стала общепринятой и действует до сих пор. Его стили педагогического общения включают в себя:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
Воспитатель и воспитанник — система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками.
Две главные фигуры в детском доме – воспитатель и воспитанник. Их общение во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, сред.
Быть настоящим педагогом — это талант. Ведь педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит.
Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.
Тем не менее, отношения с воспитателем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.
Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»
Важнейшие аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы.
Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «воспитатель – воспитанник», назначение которой – оптимизировать воспитательный процесс.
В настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка. Она получила название «Субъектно-субъектной» модели. Сущность её заключается в смене позиции педагога. Если он учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, а также стимулирует активность ребёнка, при этом не подавляя своим авторитетом, то в этом случае объект педагогической деятельности становится её субъектом. Так педагогическая деятельность из традиционной – субъектно-объектной деятельности превращается в субъектно-субъектную, что делает её сложной, нестандартной, творческой. В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер. М. Бахтин считает, что ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, познает себя, через сравнение с другим, через со
Также в педагогике существует еще несколько моделей общения педагога и учащихся:
- Диктаторская модель «Монблан» выражается в отстранённости от учащихся, которые для педагога представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.
- Модель»Китайская стена» выражена в слабой связи между педагогом и учениками из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчёркивания педагогами своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение личности педагога.
- Модель дифференцированного внимания «Локатор» выражается в избирательном отношении к ученикам. Педагог ориентируется на определённых детей: талантливых, слабых, аутсайдеров. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляют ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе «учитель – коллектив учеников».
- Монорефлексивная модель «Тетерев» выражается в том, что педагог замкнут сам на себе, речь его монотонна ,отсутствует реакция на слушателей. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга.
- Модель гиперрефлексивная. Педагогу важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия учащихся.
- Модель гибкого реагирования «Робот». Общение выстраивается по жёсткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом педагог не учитывает ситуацию и психологическое состояние своих учеников.
- Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фокусируется на учителе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление,следствием становится безынициативность учащихся.
- Модель активного взаимодействия «Союз» — это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения.поставление его выбора и выбора своего.
Характер взаимодействия педагога и воспитанника обусловливает стиль педагогической деятельности. А.К. Маркова дифференцирует демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.
При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль над выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним.
Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерна низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.
При либеральном стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.
Существует так же классификация В.А.Кан-Калика, в которой он выделяет следующие стили педагогического общения:
- общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
- общение на основе дружеского расположения;
- общение дистанция;
- общение устрашение;
- общение-заигрывание.
Самым плодотворным, по мнению В.А.Кан-Калика, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с воспитанниками творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
Продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Но необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное построение и педагогическая установка должна иметь меру. В связи с этим В.А.Кан-Калик обращает внимание на такую ситуацию: зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной.
Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога воспитанника в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и воспитанника. Это зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.
Общение-дистанция является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Этот стиль общения исследователи связывают в основном с неумением организовывать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. К нему иногда обращаются начинающие педагоги . Продуктивное общение сформировать достаточно трудно, а молодые преподаватели нередко идут по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет и общение-заигрывание. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться , а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования – к партнерству и до отсутствия направленного воздействия.
Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической форм общения.
У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Воспитатель подходит к детям с особым чувством, то есть сочувствует ему. Процесс восприятия, понимания ребенка связан с умением и культурой внимательного его выслушивания. Наблюдения показывают, что большинство педагогов в процессе общения не соблюдают культуру слушания воспитанника. Между тем, культура слушания имеет большое значение в процессе взаимного общения и установлении взаимоотношений. Умение слушать обеспечивает эффективность «вхождения» в общение и понимания друг друга. Педагог должен владеть умением слушать, так как слушание воспитанника — это составная часть педагогической деятельности.
Если человек высказывает нетерпение, не выслушивает до конца собеседника перебивает его, он проявляет неуважение к собеседнику и в какой-то степени отсутствие культуры. В такой ситуации необходимо успокоить слушателя, настроить на положительное восприятие, заинтересовать перспективой решения проблемы. И тогда агрессивность собеседника приобретет характер мелких недоразумений. В этих условиях целесообразно пользоваться фразами и вопросами примерно такого порядка: «Скажи, пожалуйста, я тебя правильно понял (поняла)?», «Ты согласен с этим?», «Это твоё твердое убеждение?». Бывают и такие ситуации, когда один из собеседников, не слушая мнения других, продолжает развивать доказательства своей точки зрения, тем самым выражая пренебрежение к другим позициям. Такое поведение вызывает негативное отношение к данному участнику общения. Прием активного слушания можно использовать в любом процесс общения воспитателя с детьми. Например, дети сильно расстроены, огорчены, их преследуют неудачи, они встретились с какими-либо препятствиями, настроение у них упало. В этих и других непростых ситуациях педагог может использовать прием активного слушания. Он должен знать, как выразить сочувствие детям в подобных случаях, чтобы пробудить у них положительные эмоции и суметь вывести детей из состояния стресса, угнетенности. Но если воспитанники чрезмерно возбуждены или, то установить общение путем активного слушания не представляется возможным, так как в такие моменты они полностью не контролируют свои чувства и переживания и не воспринимают содержания обращенных к ним слов. Воспитателю необходимо успокоить детей, привести их в состояние самоконтроля и лишь после этого установить общение. В ситуации, когда создана атмосфера для общения, педагог может использовать метод спокойного слушания. Чтобы дети общались и слушали воспитателя в спокойной обстановке, педагог должен обладать устойчивостью, выдержкой и терпением.
Педагогический такт, чуткое отношение к воспитанникам, безусловно играют решающую роль в успешности труда воспитателя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между воспитателем и воспитанником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.
Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать педагогов, обладающих следующими характеристиками:
- Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
- Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
- Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
- Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
Воспитанники более старшего возраста популярными воспитателями назвали тех, которые умеют преподнести воспитательный материал наглядно, живо, проблематично. Хочется отметить, что во взаимоотношениях «воспитатель – воспитанник», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий ребенка, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению педагога. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от воспитателя дети разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного возрастного порога к другому.
Неспособность педагога удовлетворить ожидания ребенка и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому педагогу, к его работе, приводить к острым конфликтам.
Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру. Они могут быть внутри личностными, столкновение двух несовместимых желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные потребности личности, наносится ущерб ценностям «я» Обычно конфликты бывают между педагогом и воспитанником в подростковом возрасте. Здесь важно, что воспитатель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.
Специфические причины конфликтов «воспитатель – воспитанник» Недостаточный профессионализм воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
- в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
- в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
- в педагогически непрофессиональных действиях воспитателей: приказной тон, крик педагога, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины детей;
- в предвзятом отношении педагога к детям, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
- в неумении организовать познавательный интерес у детей;
- в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
- в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках воспитанника;
- в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ребёнка;
- в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
Каким же хотят видеть воспитанники своего воспитателя?
- Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
- Любовь к своим воспитанникам
- Качественный хороший воспитатель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.
Отрицательные качества воспитателей:
- Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
- Выделяет отдельных воспитанников.
- Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
- Требует от воспитанника безоговорочного подчинения.
- Относится как к маленьким.
- Относится неуважительно.
- Не умеет хранить тайну.
Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы воспитатели с воспитанниками были в хороших отношениях:
- Умело провести воспитательные часы, не оставлять ни одного ребёнка в бездеятельности.
- Создавать атмосферу непрерывного общения с группой.
- Знание материала, который хотел бы довести до сознания воспитанников «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм в работе.
- Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
- Рациональное использование времени, дорожит каждой рабочей минутой.
- Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы проведения свободного времени.
- Уважительное отношение к личности воспитанниками, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.
И какие бы новации ни вводились, в педагогике как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: воспитатель и воспитанник. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы
Характеристика стилей педагогического общения
Стили педагогического общения были определены как эмоциональные приемы и действия педагога по отношению к ученику. Поведение учителя обусловлено его пониманием цели, которую он преследует, обучая ребенка. Чаще всего это не что иное, как обучение ребенка основам своего предмета, передача умений и навыков, которые понадобятся ученику для выполнения задания, или которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. При этом, преподавателем также учитываются стили общения ребенка. С детьми общение происходит совсем не так, как со взрослыми. Учителю нужно немного больше времени, сил и внимания на то, чтобы объяснить ребенку материал. Само же общение происходит путем указаний, объяснений, вопросов, замечаний и даже запретов.
Виды и примеры
Авторитарный стиль общения часто наблюдается в отношениях родителей и ребенка. При этом родителя не интересуют предпочтения и увлечения ребенка , на первом плане у него его видение ситуации.
Например, отец приказывает ребенку: «,Ты будешь заниматься футболом», и отправляет его на кружок футболу, несмотря на то, что ребенку не интересно занятие этим видом спорта и он предпочел бы учиться игре на фортепиано.
Тем не менее, решающим остается влияние отца, который в случае неповиновения может наказать ребенка.
Авторитарность у руководителей проявляется в вынесении строгих поручений и постоянного контроля над их исполнением.
Работнику дается четкое указание, которому он должен следовать без проявления инициативы.
Например, руководитель приказывает работнику: «,Сегодня к 14 часам квартальный отчет должен лежать у меня на столе. В случае невыполнения ты лишаешься месячной премии»,.
Ведущим стимулом при таком приказе является лишение работника материальных благ, а возможность поощрения даже не рассматривается.
Авторитарность педагога при его общении с учащимися может быть выражена в постоянном акцентировании внимания на негативной оценке результатов их деятельности.
Например, педагог говорит учащемуся-отличнику: «,Петров, ты получаешь 3 по контрольной работе, поэтому твоя четвертная оценка снижается до 4»,, при этом учитель прекрасно знает, что неуспеваемость в общем способного ученика обоснована тем, что он длительное время болел и пропустил важные тематические уроки.
Однако авторитаризм учителя не позволяет ему выделить ученика, как личность, подойти к нему индивидуально и поспособствовать внеклассным занятиям по пропущенной теме , учитель руководствуется общими принципами оценивания деятельности учащихся, не вдаваясь в частные подробности.
В семейных парах авторитаризм в стиле общения одного из супругов выражен в том, что только он принимает решения, влияющие в целом на жизнь всей семьи, при этом не учитывая ни мнения остальных ее членов, ни последствий собственных решений, которые могут быть в чем-то негативны по отношению к остальным членам.
Простой пример такого стиля общения в семье, когда муж говорит жене: «,Мы начинаем копить на автомобиль, поэтому твоя учеба откладывается на потом»,.
Данное решение звучит, как уже принятое и не терпящее возражений. При этом оно должно беспрекословно выполняться, несмотря на то, что может исключать цели одного из партнеров.
Авторитарный стиль общения
Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником. Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости. Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание.
Авторитаризм , понятие
Авторитаризм , это изначально политическое понятие, происходящее от латинского слова «,auctoritas», (влияние, власть), которое подразумевает концентрацию власти в государстве в руках одного человека или небольшой группы людей.
В психологии же авторитаризм , это характеристика личности, которая постоянно стремится максимально подчинить себе окружающих людей, оказать на них влияние, а также достичь определенных целей за счет других.
Наиболее ярко авторитарный стиль общения показывает себя в профессиональных, деловых отношениях, а также при воспитании или обучении.
Однако он также может существовать и при межличностной коммуникации, когда в группе людей образуются неформальные лидеры , личности, не имеющие официальных прав руководства, однако пользующиеся настолько сильным авторитетом, что остальные участники такой социальной группы беспрекословно выполняют их указания и требования, а также как должное принимают сделанные ими замечания, позволяют судить о себе и указывать на недостатки.
Демократический стиль общения
Демократический стиль общения считается самым лучшим, ведь преподаватель стремится помочь ученику, задействовать все его силы и возможности, активировать роль ребенка в жизни класса. Взаимодействие и сотрудничество – вот основные цели этого стиля. Учитель оценивает, в первую очередь, хорошие поступки ученика, хорошо к нему относится, понимает его и поддерживает. Если преподаватель видит, что ребенок не успевает усваивать информацию или что-то не понимает, то он обязательно замедлит темп и разъяснит материал тщательнее, разложит все по полочкам. Преподаватель адекватно оценивает возможности подопечного и может прогнозировать направление его развития. Он учитывает интересы и пожелания своих учеников. Некоторые методы обучения и общения с учениками учителя демократического стиля немного уступают методам авторитарного стиля своих коллег, но «климат» в классе у первых все же лучше. Дети чувствуют себя гораздо свободнее.
Либеральный стиль общения
Способы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от способов, включенных в другие стили общения педагога. Он стремится снизить все шансы принимать какое-либо участие в жизнедеятельность класса, не желает нести за учеников ответственность. Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Те стили общения учителя, что он совмещает в своей работе, влекут за собой плохую успеваемость. Он с долей равнодушия относится к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.
Характеристика стилей делового общения
Стили делового общения подразумевают под собой какие-либо действия или способы общения, нацеленные на достижение какого-либо результата. При этом основной задачей участвующих в беседе становится подкрепление представления о себе как о члене команды или общества в целом. Участвующий как бы надевает свою праздничную маску и на некоторое время становится другим человеком. Этот своеобразный ритуал, с одной стороны, иногда кажется бессмысленным и скучным, а с другой — это игра, правила которой человек заранее знает и должен им следовать.
Стереотипы
Об авторитарном типе личности ходит много разговоров. Поэтому не стоит удивляться стольким домыслам о ней. Главный из них говорит о том, что склонные к авторитарности люди всегда ограниченны, не имеют нравственных ценностей, проявляют насилие, манипулируют окружающими. Для многих они – деспоты и даже фашисты. Такого взгляда придерживались и продвигали Э. Фромм и К. Левин.
Как обстоят дела на самом деле? Авторитарная личность действительно стремится к власти, нередко проявляя при этом деспотизм. Но она может делать это и другими способами. Один из них – создать вокруг себя уважительную атмосферу, которая поможет ему сформировать авторитет.
Сложно сказать однозначно, хорошо или плохо быть авторитарным человеком. Но стоит заметить, что многие руководители крупных компаний и предприятий является таковыми. И это можно считать поводом для гордости, поскольку такое качество помогает им работать эффективнее других.
Люди, склонные к авторитарности, часто предъявляют к себе и другим высокие требования. Это еще один плюс. Они не только сами проявляют дисциплину, но и учат ей свои подчиненных. Исключением являются случаи, когда авторитарный человек много требует от других, а при этом сам остается неорганизованным.
Ритуальный стиль общения
Стили делового общения наподобие ритуального часто используются в компаниях, члены которых уже давно друг друга знают. И вот они встречаются, проводят вместе некоторое время и кажется, что по прошествии этих лет обсуждаемые в этих компаниях темы совершенно не меняются. Иногда даже можно предсказать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, всех все устраивает и по прошествии дня некоторые даже ощущают удовлетворение от поведенного времени. Подобный стиль общения считается типичным случаем ритуального стиля, где на передний план выходит качество общение, а не его содержание. Таким образом, происходит то самое подкрепление представления о себе как о члене команды, где каждый занимает какое-то место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.
Случаи, когда человек, который на вопрос: «Как дела?» всегда отвечает однозначное: «Нормально», а теперь вдруг начинает рассказывать подробную историю о своей жизни, семье, детях и работе, называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное поведение человека, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает представление о ритуале, ведь главное — это носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.
Демократичный стиль, или “Давайте думать вместе”
Алексей К., молодой руководитель, уволился из компании Геннадия Павловича и основал собственный бизнес. Он решил учиться на чужих ошибках и понял, что не допустит такой диктатуры, что царила на его прежнем месте работы. Алексей набрал молодых сотрудников, которые были скорее его единомышленниками, нежели подчиненными. С первых дней он начал придерживаться демократичного стиля руководства: обсуждал с сотрудниками стратегию развития компании, выслушивал их идеи и мнения, доверял самостоятельно работать над проектами. Для работников он был не строгим начальником, а своим в доску парнем Лехой. Однажды это чуть не сгубило компанию: сотрудники расслабились и перестали воспринимать Алексея всерьез. Кое-кто начал опаздывать, срывать сроки исполнения задач, а на недоумение начальника говорил: “Да ты что, сделаю, не переживай!”. Когда начали срываться сделки с выгодными клиентами и компания потеряла прибыль, молодой бизнесмен понял, что пора что-то менять.
Демократичный стиль управления — обманчивая штука. Молодым и современным он кажется единственным приемлемым и отвечающим духу времени (ну не работать же по старинке!), но стоит чуть ослабить вожжи — и получится как в примере выше. Чтобы демократия не превратилась в анархию и вседозволенность, руководитель должен обладать управленческим опытом.
В целом же демократичный стиль — действительно приоритетный в молодых современных компаниях. Руководитель не принимает решения единолично — советуется с коллективом, устраивает мозговые штурмы, старается, чтобы каждый работник раскрыл свой потенциал. Сам он работает на равных или отводит себе роль консультанта, наставника. Если начальник-демократ ошибается — он не винит во всем персонал, а делает выводы. В то же время он остается руководителем — не снимает с себя главной роли, не подчеркивает, что “мы тут все равны, ребята”. То есть команда командой, но иерархия должна быть выстроена четко.
Минусы демократичного стиля
- Возможность анархии, принижения роли руководителя, возникновения оппозиции в коллективе. В общем, все, о чем рассказано на примере Алексея К.
- Решения могут приниматься долго. Чем больше людей участвует в обсуждении — тем дольше может затянуться процесс. Дело спасут тайм-менеджмент и четкие сроки постановки задач. Например, на обсуждение и внесение рацпредложений дается 3 дня — и ни секундой дольше. Это дисциплинирует сотрудников и ускоряет бизнес-процессы.
Плюсы демократичного стиля
Если не допускать ошибок, демократичный стиль может стать основой создания сплоченной команды.
- Укрепляет командный дух, делает сотрудников настоящими единомышленниками, объединенными одной целью. Хорошо, если в компании проработана корпоративная культура — миссия и ценности, основные задачи на ближайшие годы, общая Большая Идея.
- Сокращает количество ошибок в работе. Чем больше людей привлечено к решению задачи — тем больше шанс, что найдется оптимальный вариант. Только, напомним, обсуждение не должно затягиваться.
- Минимальная текучка кадров. Зачем уходить из коллектива, если ты разделяешь его ценности и задачи, чувствуешь себя причастным к одной общей цели? Правильно, незачем. Из компаний с демократичным стилем управления сотрудники уходят крайне редко (если, конечно, вливаются в коллектив и разделяют общие ценности).
Манипулятивный стиль общения
При таком стиле общения человек воспринимается другим как средство достижения цели. Как правило, собеседник старается показать самые лучшие стороны его цели, чтобы тот помог ее достичь. Несмотря на то, что у обоих участников разговора разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно владеет методами манипуляции. В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть развитие событий в нужное ему русло. Манипуляция – это необязательно плохой метод. Многие цели достигаются именно таким путем. Иногда, чтобы убедить человека сделать что-то, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.
Это можно сравнить с методом общения руководителя среднего звена. Со своим начальством он говорит одним тоном, а вот с подчиненными — совсем другим. Иногда это неприятно, но по-другому нельзя.
Существуют случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипуляции. Из-за слишком частого использования этого метода на человеке, постоянного его убеждения и подталкивания, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из положения.
Личностно-ориентированный стиль, или “Не бойся, я с тобой”
Ольга Б. работала и с Геннадием Павловичем, и с Алексеем. Женщина поняла, что и в авторитарном, и в демократическом стилях есть свои плюсы и минусы, и решила действовать иначе. Собственно, ничего нового она не придумала — задействовала по полной индивидуальный подход. Ольга поняла, что с каждым сотрудником нужно работать по-своему, и что подходит для одного, категорически неприемлемо для другого. Например, тихоня может стесняться на общих планерках и мозговых штурмах, зато при личной беседе начнет фонтанировать креативными идеями. Человеку-сове трудно приезжать в офис к 9 утра — голова у него не соображает, дела не делаются, зато вечером наступает самое плодотворное время. Ольга организовала нескольким товарищам свободный график, интровертам разрешила не выступать на планерке при всех. Сотрудники оценили хорошее отношение и начали называть начальницу “нашей мамочкой”. Но без ложки дегтя никуда: быстро нашлась группа лиц, которая сочла хорошее отношение слабостью и начала откровенно забивать на работу. Ольга переживала, проводила душеспасительные беседы, и только когда коллектив подал коллективную просьбу об увольнении проштрафившихся, решилась сделать смелый шаг.
Практиковать индивидуальный подход — это правильно. Обычно начальники этого типа (как правило, женщины) любят проводить психологические тестирования, устраивать корпоративы и совместные посиделки, чтобы лучше узнать своих сотрудников. Однако чрезмерно опекать работников не стоит: вы не наседка, а они не беспомощные цыплята. Доверяй, но проверяй, будь не мамочкой, а начальником — такова мораль сей басни.
Минусы личностно-ориентированного подхода
- Как правило, начальники такого типа — люди мягкие, чувствительные. Хорошие отношения им важнее, чем прибыль компании и ее развитие. Поэтому, как это ни печально, мягкого начальника могут быстро “съесть” его более оборотистые коллеги или кто-то из числа подчиненных.
- Отсутствие делегирования полномочий. Вместо того чтобы четко раздавать указания и контролировать процесс выполнения задач, такие руководители или выполняют все сами, или прощают бесконечные отсрочки. Очнитесь, ребята, это бизнес! Здесь нужно принимать тяжелые решения и рисковать по-крупному, иначе есть риск прогореть и стать банкротом.
Плюсы индивидуального подхода
- Хорошие отношения в коллективе. Человеческие отношения — едва ли не главное для половины сотрудников. Если посчастливилось найти понимающего начальника — многие будут руками и зубами держаться за это место, даже несмотря на маленькую зарплату и небольшие карьерные перспективы.
- В кризисной ситуации сотрудники встанут за начальника горой и не дадут развалить компанию. “Один за всех, и все за одного” — этот лозунг все еще работает.
Гуманистический стиль общения
При гуманистическом стиле общения речь идет о межличностных отношениях, в которых человек хочет, чтобы его поняли, поддержали, дали совет, чтобы ему сопереживали. Изначально такой тип общения не подразумевает никакой цели, ситуация складывается из происходящих событий. Такой стиль общения можно назвать наиболее искренним из всех существующих, где те самые события носят интимный, исповедальный характер. Основным методом, который здесь работает, является внушение, причем обоюдное. Каждый партнер внушает другому, что он достоин доверия, что один готов выслушать, а другой — рассказать, что его тревожит.
Подобное общение может происходить не только между близкими и родными людьми. К примеру, человек за несколько десятков минут может узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сидении или многое рассказать ему о себе, но совершенно не знает человека, с которым работает вот уже несколько лет. Разговор с попутчиком приводит к некоторым откровениям о себе, заставляет людей почувствовать друг друга, посопереживать. Но разговор с коллегой преследует совершенно другие цели.