Что значит толерантный человек? Качества толерантного человека. Как воспитать толерантного человека?

«Я не толерантен – мне не все равно», – звучат строки из песни небезызвестного отечественного музыканта. Не могу не согласиться. Толерантность – не синоним равнодушию. Толерантность предполагает умение и способность уважать, принимать и признавать права других людей, их интересы, вкусы, свободу. Но нельзя быть толерантным к таким понятиям, как агрессия, насилие, жестокость.

Общечеловеческими ценностями являются жизнь, свобода, здоровье, семья. Но имеет ли право на жизнь тот, кто разрушает или забирает другие жизни? Где проходит граница толерантности? Есть ли она? Как ее найти? Давайте разберемся.

Проблемы сегодняшнего дня

Как-то незаметно и без лишних разговоров мы вошли в 21 век. То, что раньше считалось фантастическим будущим, сегодня представляется обычным настоящим. Развитие технологий, колоссальный прогресс, казалось бы, все это доложено изменить жизнь в лучшую сторону, сгладить негативные влияния. Но все еще продолжает возрастать уровень преступности, усиливается агрессивное поведение в обществе.


Это прослеживается и на общемировом уровне: конфликты государств, желание захватить новые земли и искоренить независимость. То же самое происходит и в обычном межличностном общении. Более сильные характером стремятся к власти, влиянию над слабыми, не учитывая их интересы, а преследуя личную выгоду.

Особенно сильно влияют на развитие негативных тенденций конфронтации на фоне этнического различия.

Возможно, именно толерантный человек – это залог будущего без войны, убийств и насилия. Но для воспитания нового поколения, в котором заложены подобные качества, необходимо время и желание.

Понятие толерантности

Это понятие имеет как философское, так и социальное значение. В принципе, они оба отражают одну единственную суть – терпимость. Умение спокойно относиться к отличным от своих привычкам, взглядам, нравам.

Такое качество необходимо развивать по отношению к культуре других народов и наций, различных религиозных течений. Толерантный человек всегда более уверенный в себе. Он осознает личные позиции и открыт для сравнения с другими точками зрения. Не боится пробовать и узнавать новое.

Г. К. Честертон говорил: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят». Именно поэтому необходимо наличие определенных моральных норм, границ, которые человек не готов переступить. Потому что невозможно быть терпимым ко всему.

Не стоит смешивать понятия толерантности и вседозволенности, безразличия к ценностям.

Проявляя уважение к ценностям других людей, их вере, культуре, можно узнать много нового, познакомиться с невероятными личностями. Быть открытым – это познавать мир каждый день. Но при этом не стоит позволять наполнять себя «мусором», негативными эмоциями, враждебностью.

Тренинг на развитие толерантности

Предлагаю вашему вниманию тренинг Е. С. Арбузовой на развитие толерантности. Упражнения можно использовать как отдельно, так и в комплексе. Подойдут они для взрослых и старших подростков. Рекомендуется проводить тренинг в группе.

«Приветствие»

Участникам тренинга предлагается здороваться друг с другом так, как это принято в разных странах. Например, рукопожатие и взгляд глаза в глаза из Германии, трение носами от эскимосов и так далее.

В конце упражнения рекомендуется поделиться впечатлениями. Особенно полезно это занятие в поликультурных классах, группах, коллективах. Можно предложить представителю каждой культуры познакомить остальных со своим традиционным приветствием.

«Что в имени моем»

Это упражнение позволит нестандартно взглянуть на самого себя и научит общаться с другими. На листе нужно написать свое имя, но задом наперед. Теперь на каждую букву нужно подобрать слово, но так, чтобы вместе получилось какое-то напутствие, послание. Если букв в имени не хватает, то можно попросить у кого-то лишнюю букву. Но нельзя просить конкретную, нужно брать ту, что дают.

«Телеграмма»

Желательно проводить упражнение в группах минимум по 6 человек. В каждой группе записываются инициалы участников (имя и фамилия). Задача – составить послание из всех инициалов.

«Презентация»

Участники разбиваются на пары. Задача – пообщаться друг с другом, после чего представить (презентовать, описать, рассказать) своего партнера по общению.

Альтернативный вариант – сначала один участник пары рассказывает историю про выдуманного героя со своим реальным именем. Потом партнер старается угадать реальные факты о предыдущем рассказчике. Предположить, как тот видит мир, что для него ценно, что его тревожит и так далее. Наши фантазии, выдуманные истории точнее всего передают актуальное состояние внутреннего мира. Хотим мы того или нет, но подсознание возьмет бразды правления. Особенно, когда у героя сказки имя такое же, как у нас. Так что остается лишь слушать внимательно собеседника.

«Детектив»

Упражнение проводится в парах. Участникам запрещено разговаривать. Разрешено лишь показать друг другу 6 (больше или меньше) личных предметов. Задача второго участника пары – составить описание личности его партнера по этим предметам. Партнер опровергает или подтверждает утверждения.

«Опиши меня»

Участники в парах общаются друг с другом в течение 5 минут. После этого отворачиваются друг от друга и пишут мини-статью (описание), где фиксируют внешние, индивидуально-личностные, поведенческие особенности партнера. Партнер опровергает или подтверждает утверждения. Упражнение развивает наблюдательность, интуицию, память, эмпатию; улучшает взаимоотношения, взаимопонимание участников.

«Солнце светит для тех, кто …»

Один из участников выходит в центр круга и говорит «Солнце светит для тех, кто …» (называет свое достоинство или недостаток, пристрастие, симпатию или антипатию и так далее). Если в группе кто-то находится с таким же утверждением, то он выходит в круг и произносит свое утверждение. В конце проводится рефлексия (что стало неожиданностью, что между нами общего, рад ли я этому).

Альтернативный вариант: участник называет факт про себя, но в форме «те, у кого есть сестра, хлопнут в ладоши». Хлопает сам и смотрит, у кого еще есть сестры. Утверждения могут быть самыми разными, как и последующие действия. Цель – лучше узнать друг друга, найти точки соприкосновения, принять недостатки, подчеркнуть достоинства.

«Правда и ложь»

Каждый участник пишет на бумаге 3 утверждения про себя (два правдивы, одно – ложное). Задача других участников – отгадать, что является ложью.

Упражнений на развитие толерантности существует множество. Можно даже самим придумывать. Как видите, их основа одна: подчеркнуть сходства, найти и понять прелесть различий, научиться понимать других, принять себя и других.

Толерантность (здоровая, адекватная) – признак зрелой личности. Именно умение отделить терпимость (равнодушие) от толерантности (избирательность, уважение, понимание, принятие) и нужно в себе воспитывать. В противном случае личный уровень притязаний может упасть настолько низко, что сам человек не заметит, как окажется на социальном дне. Нельзя всегда терпеть, нужно бороться за свое счастье и комфорт.

Толерантность обуславливает сотрудничество, взаимодействие людей, комфортное и продуктивное сосуществование, жизнь в одном обществе. Нельзя подменять понятие толерантности терминами «равнодушие», «жалость», «принуждение», «чувство долга». Толерантным нужно быть осознанно, не приравнивая это к манипуляциям или показухе.

Основные принципы

Если задуматься над вопросом, что значит толерантный человек, то можно прийти к выводу: подобное понятие включает в себя целый ряд качеств. Кроме этого проявлять терпимость можно в абсолютно разных сферах жизни.

Например, политика. Это особенно важная часть, где толерантность должна быть постоянно. Уважение и принятие других точек зрения в управлении государством, терпимость к людям с иными политическими взглядами. Но и здесь достичь взаимопонимания очень сложно. Конфликтные ситуации на данной почве могут разгораться в кругу друзей, семьи. И если вы не в силах принять выбор другого человека, то лучше всего прекращать подобные разговоры, как только они начались.

В науке тоже необходима толерантность. На сегодняшний день существуют разнообразные теории и предположения, каждый сам выбирает, во что ему верить. Однако это не повод высмеивать и осуждать других за их иной взгляд на мир.

Проявление этого качества незаменимо для людей, которые занимают руководящие должности. Они должны быть не предвзяты, готовы к конструктивному диалогу. Умение найти общие интересы поможет воодушевить команду на новые свершения.

Для того чтобы понять, как воспитать толерантного человека, необходимо детально изучить всю широту этого качества.

Почему так важно говорить об этом с детьми?

В 2004 году в Санкт-Петербурге произошёл поражающий своей жестокостью случай. Выходец из Таджикистана возвращался с катка со своей 8-летней дочерью и племянником. Внезапно на них выскочила группа вооруженных подростков и с криками «Россия – для русских!» стала избивать семью. В результате мужчина получил закрытую черепно-мозговую травму, его племянник – ножевые ранения, а девочку спасти не удалось – она умерла от потери крови.

Эта история – далеко не единичная. Ненависть к представителям других национальностей начинается чуть ли не с детского сада, когда над детьми мигрантов насмехаются не только дети, но и воспитатели.

В школах царит такая же атмосфера: таджикские и узбекские школьники подвергаются травле и насилию, особенно если имеют языковые проблемы и сложности с адаптацией.

Об этом свидетельствуют данные проведённого в сентябре 2021 года социологического исследования среди учеников российских школ. 33, 6% опрошенных подтвердили, что сталкивались с унижениями и насмешками от одноклассников из-за своих национальных особенностей.

Наши дети живут не в вакууме. Они, как губки, впитывают в себя все взгляды, установки и настроения в обществе. И они не становятся жестокими сами по себе. На это их толкает равнодушие родителей, бесконтрольный доступ к травмирующей детскую психику информации в СМИ и игнорирование случаев травли и издевательств в школе. Согласно исследованию 2021 года, проведенному среди учеников с 11 до 17 лет, 72% опрошенных сообщали о случаях буллинга учителям и другим взрослым, но ситуация при этом так и не разрешилась.

Всё это пробуждает в детях агрессию и нетерпимость, которая впоследствии может перерасти в расизм и национализм.

Поэтому задача родителей – не просто рассказать детям о существовании расовых, религиозных и национальных различий между людьми, но и научить принимать их и уважать.

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, когда вас нет рядом с ним! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».

Виды толерантности

Выше мы познакомились со сферами применения. Но толерантность можно разбить на несколько типов, применяя понятие к личности человека. Это деление его с психологической точки зрения.

Самые первые проявления толерантности заложены в нас с рождения. Это натуральное качество человека, которое позволяет принимать малышу своих родителей такими, какие они есть. Он не понимает, что в поведении взрослых хорошо, а что плохо. В младенчестве еще не сформированы социальные навыки, формирование собственной личности только начинается. С одной стороны, это удобный и нужный способ, помогающий почувствовать себя защищенным, однако в особых случаях негативное влияние семьи может навредить психике малыша.

С развитием, взрослением накапливается опыт и появляется моральная сторона вопроса. Достаточно часто толерантный человек сдерживает свои эмоции, подавляет их в себе. Как часто возникают моменты, что приходиться терпеть людей, чье мнение кардинально не совпадает с нашим. Это одна из основных проблем современного общества – непринятие друг друга, а лишь внешнее проявление понимания.

Наиболее развитое качество – это нравственная толерантность. Это способность не только принимать чужие взгляды, но и свои собственные. Не бояться их показать, вера в собственную правоту.

Происхождение термина

Термин «толерантность» заимствован из медицины, где он значит привыкание организма к чему-либо, повышение устойчивости, снижение защитной функции. Например, в контексте рассмотрения проблемы алкоголизма используется понятие «рост толерантности организма к алкоголю» – повышение дозы, переносимой организмом без тяжелых последствий. То есть ослабление реакций иммунитета на какой-то агрессор.

В медицине постоянный рост толерантности неизбежно ведет живой организм к смерти из-за полностью утраченной способности бороться с раздражителями, вырабатывать защитные антитела. Дословно «толерантность» с латинского языка переводится как «терпеть, привыкать».

С медициной все ясно: толерантность не сулит ничего хорошего, это плохое явление. А что говорит на этот счет психология? Почему мы так любим воспитывать толерантность в детях и что вкладываем в это понятие? В психологии и социологии под толерантностью подразумевается терпимость к иному образу жизни, иным потребностям людей, иному мировоззрению, поведению, обычаям, традициям, привычкам, вере. «Все мы люди, и мы равны между собой!» – девиз классического представления о толерантности.

На современном этапе развития общества толерантность трактуется уже не так однозначно:

  • Умение смиряться с неприятными, расхожими с нашими, убеждениями и поступками других людей.
  • Психологическая устойчивость в трудных жизненных ситуациях.
  • Признание, уважение, понимание и принятие культурного многообразия общества, индивидуально-личностных особенностей людей (классическое представление о толерантности в рамках множества наций, культур, вер, здоровья и так далее).
  • Терпимость ко всему, что происходит в обществе.
  • «Это его жизнь. Пусть делает, что хочет. Меня не трогает и ладно».

К сожалению, толерантность в современном представлении все больше подбирается к термину «равнодушие» (снижение или полное исчезновение эмоционального и поведенческого психического реагирования на внешние неблагоприятные факторы). Мы настолько хорошо научились признавать права других людей, принимать любой образ жизни, что стали толерантны к маньякам, алкоголикам, дракам под окнами дома, бродяжничеству детей, хамству, хулиганству.

Я понимаю, что своя жизнь всегда дороже. Тем более, как правило, она связана еще с несколькими жизнями. Но на мой взгляд, медицинское представление о толерантности применимо теперь и в психологии. Что интересно, даже в официальных документах федерального и национального уровня в последнее время встречается замена термина «толерантность» на термин «терпимость». Не опасно ли быть толерантным?

Как развить толерантность?

Очень хорошо описано, что означает толерантный человек, отечественным педагогом Вульфовым. В его понимании это личность, способная гармонично сосуществовать с другими людьми, которые имеют собственный менталитет и ведут иной образ жизни.

В современном мире все ярче становится аспект воспитания терпимого и уважительного отношения к другим культурам. Это требует особого внимания и детального подхода. Для хорошего межнационального общения необходимо понимать и принимать особенности других народов и в то же время уважительно относиться к своим историческим ценностям.

Во-первых, необходимо обучать спокойному отношению к иным культурам и течениям. При этом человек должен уметь анализировать и выделять моменты, которые отличаются от общих стандартов, и различать как положительные детали, так и отрицательные. Во-вторых, нужно постоянно учиться, развиваться, знакомиться с миром. Узнавать новые культуры, правила. В-третьих, необходимо ценить достижения других людей.

Главное, что следует понять – различия существуют, и это неплохо.

Что должен знать ребёнок о терпимости и уважении к людям?

Даже для взрослого человека тема толерантности достаточна непростая. Ещё сложнее говорить об этом с собственным ребёнком.

Но чем дольше родители откладывают такой разговор, тем выше вероятность, что у ребёнка сформируются собственные убеждения под влиянием общества. И нет гарантии, что он будет проявлять терпимость и уважение к людям другой национальности.

Начиная обсуждать с ребёнком тему толерантности, мамам и папам нужно иметь в виду особенности возраста.

Для малышей естественно выбирать партнеров для игр с таким же цветом кожи, как их собственный.

В то же время в 3-4 года они уже начинают обращать внимания на расовые различия. Например, ребёнок на улице может сказать: «Мама, смотри, этот мальчик чёрного цвета!». Или: «Почему у этой девочки такие узкие глаза?».

Советы родителям дошкольников:

Почитайте книги и посмотрите с ребёнком мультфильмы на тему терпимости к людям, которые чем-то отличаются от нас

Обсудите с ребёнком, как важно не просто относиться к ним с уважением, но и не бояться показать это другим.

Вот список мультфильмов, которые можно посмотреть вместе с дошколёнком.

Мультфильмы про расовые различия:

  1. «Зверополис» (2016, США).
  2. «Каникулы Бонифация» (1965, СССР).
  3. «В порту» (1975, СССР).
  4. «Дружба народов» (2015, Россия).

Мультфильмы про толерантное отношение к детям с особенностями развития:

  1. «Аккуратная история» (2014, Россия).
  2. «Подарок» (2015, Германия).
  3. «Про Диму» (2016, Россия).
  4. «Кастрюлька Анатоля» (2014, Франция).
  5. «Струны» (2014, Испания).
  6. «Тамара» (2013, США).
  7. «Необычный младший братик» (1995, Франция).
  8. «Мой братик с Луны» (2007, Франция).

Если ребёнок обращает внимание на национальные или расовые различия других детей, сделайте акцент на этом моменте

«Да, у этого мальчика действительно темная кожа. Девочка Маша из твоей группы носит очки, а у нашей соседки Асемы узкий разрез глаз. Мы все разные, и это здорово!».

Только научите его не высказываться публично и не показывать на людей пальцем, это некультурно и невежливо по отношению к ним.

Будет полезно, если вы приобретете для ребёнка набор кукол или фигурок разных рас и национальностей

И заодно расскажите об их традициях и обычаях. Также можно купить красочные книги с картинками об истории народов мира.

Ваша основная задача – познакомить ребёнка с миром, где живёт огромное множество людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. Это будет первый шаг ребёнка на пути к доброте и толерантному отношению ко всем, кто его окружает.

В младшем школьном возрасте с детьми уже можно говорить не только о различиях между представителями разных народов и культур, но и о негативном к ним отношении со стороны некоторых людей – о расизме и национализме.

Советы родителям школьников:

Все понятия объясняйте доступным и понятным для ребёнка языком

Например:

  • расизм – это когда кто-то ненавидит человека только потому, что у него другой цвет кожи;
  • национализм — это любовь к своей Родине. Но она может быть и хорошая, и плохая. Хорошо — это когда ты гордишься своей страной, своим народом и культурой, но плохо — когда ты считаешь, что только твоя нация – самая лучшая и начинаешь испытывать ненависть к представителям других народов;
  • дискриминация — это несправедливое отношение, унижение человека за то, что он чем-то отличается от тебя.

Обсудите с ребёнком проблему толерантности и дискриминации в форме активного диалога

Спросите, есть ли в его классе дети других национальностей или ребята с особенностями развития и как он к ним относится. Узнайте, не подвергаются ли эти дети насмешкам со стороны одноклассников и справедливо ли это – унижать людей за то, что они чем-то отличаются от нас.

Посетите вместе с сыном или дочерью проходящие у вас в городе фестивали национальных культур

Попробуйте традиционные блюда, пообщайтесь с представителями разных народов. Доносите до ребёнка, что разнообразие делает наш мир богаче и удивительнее, а многовековая история каждого народа или культуры достойна уважения. Это то, что было до нас и останется после.

Посмотрите вместе фильмы, где расовая проблема выступает на первый план

Обсудите с ребёнком, какое он видит решение этого вопроса и стоит ли вообще бороться с дискриминацией.

Фильмы для семейного просмотра:

  1. «Просто помиловать» (2019, США).
  2. «Ограды» (2016, США).
  3. «Чужая ненависть» (2018, США).
  4. «Зеленая книга» (2018, США).
  5. «Кожа» (2008, Великобритания).

К подростковому возрасту у ребят начинают формироваться собственные убеждения и ценности, зачастую под влиянием сверстников и общественных настроений.

К сожалению, многие начинают придерживаться дискриминационных взглядов, касающихся как национальных, так и других отличий между людьми. Нетерпимость может перерасти в травлю и унижение, а отсюда недалеко и до националистических убеждений.

Советы родителям подростков:

  1. Обозначьте ребёнку свою чёткую позицию по отношению к расизму и национализму.
  2. Обращайте внимание на внешкольную жизнь подростка. Как правило, к националистическим группировкам примыкают те дети, у которых нет ни увлечений, ни интересов.
  3. Научите сына или дочь не оставаться в стороне, помогать слабым и обязательно сообщать о случаях насилия и травли взрослым.

Как отличить толерантного человека?

Мы ежедневно общаемся с массой людей: родные, друзья, коллеги, случайные прохожие, продавцы в магазинах. Задумывались ли вы когда-нибудь, кто из них имеет подобное качество? Давайте попробуем ответить на вопрос: толерантный человек — это какой?

Стоит отметить, что главное принятие – личностное. Если ваш знакомый или друг умеет отвечать за свои поступки, в сложных ситуациях не перекладывает вину на других, значит, его внутренняя толерантность работает. Такой человек отлично понимает, что «Я идеальное» и «Я реальное» — зачастую две разные вещи. Адекватная оценка собственной личности, критическое отношение к самому себе – вот основы толерантного человека.

Кроме этого, подобные люди всегда открыты для нового. Они общительны и неагрессивны. Им интересен мир во всех его проявлениях. Такие люди не делят все на черное и белое, а готовы рассматривать других в перспективе. Это независимые и сильные личности, умеющие работать на результат. Им не чуждо чувство юмора, особенно ярко это проявляется в возможности посмеяться над собственными недостатками, которых никто не лишен.

Пример негативного момента

Примером, когда толерантность привела к негативным последствиям, является переселение части беженцев из арабских стран в цивилизованные Европейские города. Проблема состоит в том, что они пришли в «чужой монастырь со своим уставом». Их культурные ценности, присущие для слаборазвитых стран, противоречат ценностям цивилизованных стран и выступают своего рода атавизмом, пережитком прошлого, дикостью. В перечень таковых ценностей входят различные средневековые ритуалы (приношение жертвы, жестокие бои и т.д.) или грубое, порой с применением насилия, отношение к женщинам.

Самое главное и удивительное то, что беженцы требуют относиться толерантно к их жизненному укладу, абсолютно не принимая и порицая систему ценностей той страны, которая дала им приют. На данном примере можно видеть ситуацию, когда необоснованная терпимость иного образа жизни привела к отрицательным последствиям и возникновению новых сложностей.

Как определить человека, не обладающего толерантностью?

Из прочитанного выше достаточно просто сделать вывод, каким является антипод. Люди, которые эгоистичны, самовлюбленные, с сильнейшей верой в свою идеальность не являются толерантными. Они не привыкли проигрывать и в случае поражения винят всех, кроме себя.

Социум вызывает у них опасения и страхи. Каждый кажется врагом, который замышляет что-то подлое. В связи с этим общение с такими людьми достаточно сложное. Они замкнуты и немногословны. В любых ситуациях, как бы они ни складывались, не видят собственного влияния. Им кажется, что от них ничего не зависит. Любая оценка основывается на личном «Я». Такие люди сложно воспринимают демократию, для них предпочтительнее жесткий контроль.

С возрастом все труднее развить качества толерантного человека, поэтому следует уделять этому внимание с самого рождения.

Выводы

Из всего сказанного выше понятно, что такое толерантность, каково значение слова. Толерантный человек не имеет каких-либо узких определений. Это психологические, моральные, этические нормы. Подобное качество заложено в каждом с рождения, но может быть утрачено. Теплая, уважительная атмосфера в семье – это основа, на которой выстраивается дальнейшее воспитание.


Чтобы мир приобрел для нас новые оттенки, заиграл всеми цветами радуги, нужно открыть свой разум и душу, необходимо поверить в себя и в других.

К чему приводит отсутствие толерантности

Толерантность предполагает уважение и понимание того, что жизни других людей могут отличаться от нашей собственной, так же, как их мнение, черты характера и внешность. Мы можем иметь другое мнение, убеждения, не соглашаться с тем, что они считают правильным. И несмотря на это, мы хотим, чтобы нас так же принимали, ценили и уважали.

Отрицание, неодобрение и прочие проявления дискриминации, например, по национальности, полу и политическим взглядам приводят сначала к конфликтам, а затем к более крупным беспорядкам, хаосу и даже массовым убийствам.

Отсутствие толерантности порождает ненависть. Ненависть ведет к недоверию. Недоверие порождает раздробленность. Толерантность позволяет людям разного происхождения, вероисповедания и убеждений работать и жить сообща, и это способствует большей эффективности и создает единство. Там, где есть дискриминация, не может быть и мира. Отсутствие толерантности приводит к конфликтам, насилию и нестабильности

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]