Обновлено 23 июля 2021 626 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Креативность стала «модной фишкой».
Это понятие используют как личностную характеристику, ею гордятся и оправдывают какие-либо поступки, а еще это пункт во многих резюме.
Есть стойкое убеждение, что без нее сегодня не обойтись, однако познания здесь ограничиваются невнятным «что-то, связанное с творчеством».
Выясним, что такое креативность, и как правильно употреблять это слово, дабы не прогадать.
Креативность — это…
Изначально этот термин был введен американским психологом Джоем Полом Гилфордом в середине XX века.
Понятие «креативность» восходит к латинскому creative – «творческий», creatio – «создание». Оно является калькой с английского «creative» (творчество), если переводить дословно, получится коряво звучащее слово «творческость» («созидательность», как меня поправили).
Эта игра слов неспроста: понятия «креативность» и «творчество» – как две сестры-близняшки, которые во многом похожи, но отличаются характерами.
У первой «сестрички» он в значительной степени прикладной, связан с целенаправленной деятельностью и волевыми усилиями. Творчество же ассоциируется со свободой и отсутствием жестких рамок.
В широком смысле креативность — это способность к нестандартному, остроумному, смелому решению проблем, созданию нового продукта при помощи неспециализированных ресурсов или инструментов.
В повседневной жизни встречается близкое по значению понятие – смекалка.
Есть разные точки зрения по поводу возникновения креативных способностей. По одной из версий они формировались постепенно, на протяжении длительного периода в результате изменений, происходивших у человечества (культурных, демографических, т.д.).
Есть мнение, что способность мыслить креативно внезапно появилась примерно 50 тысяч лет назад в результате генетической мутации.
Креативность: мысли вслух |
— Что он делает? — Ищет машину. — Господи, да не под камнем же! — Господи, да отчего же не под камнем?!
«Путешествие в Икстлан» Карлос Кастанеда
В последнее время в связи с развитием технологий наблюдается ускорение всех процессов, происходящих в обществе. Окружающий нас мир становиться все быстрее и быстрее и скорость растет. Вы недавно приобрели новую книгу по менеджменту? Спешите ее прочитать — пройдет совсем немного времени и появится новый бестселлер. Вы купили весной последнюю модель мобильного телефона? Зайдите в салон по продаже телефонов летом. Ваша новая модель уже совсем не новая, а ваш тариф устарел. С огромной скоростью меняются продукты, модели, программы, концепции, тарифы (в России и законы). Компании вынуждены постоянно совершенствовать свои технологии, выпускать на рынок новые продукты, порождать новые идеи. Hewlett-Packard получает большую часть прибыли на товарах, которые год назад еще даже не существовали. В 1996 году Sony выпустила 5000 новых изделий, что составляет более двух изделий в час! Чтобы выжить в этом стремительно меняющемся мире, необходимо самому постоянно меняться, находить что-то новое, творить. Творчество теперь уже не является специальностью людей искусства, быть творцом жизненно необходимо менеджеру, программисту, маркетологу, тренеру, торговому представителю.… Все чаще работодатели указывают такое требование к кандидату как творческий подход, креативность. Креативность стала залогом успешной деятельности в нашем стремительно меняющимся мире.
Итак, разрешите представить — креативность.
Креативностью называется способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению. При этом необходимо отметить созидательный, конструктивный характер такого мышления и поведения. Креативность проявляется многообразно: это оригинальность и быстрота мышления, способность находить неожиданные решения, казалось бы, в безвыходной ситуации, богатое воображение, чувство юмора, создание новых оригинальных продуктов (физических и интеллектуальных).
Является ли креативность врожденным качеством или ее развитие зависит от воспитания или обучения? Почему действия одного человека это постоянный источник новых идей, подходов, решений, другой же наоборот отличается стандартностью во всем, в мыслях, действиях, решениях?
Действительно, креативность во многом зависит от врожденных качеств, однако все же развитие у человека творческого мышления в основном определяется тем, в какой среде развивался человек, насколько эта среда стимулировала творчество, поддерживала и развивала индивидуальность человека. Есть данные, что в период между 6 и 7 годами креативность уменьшается на 50%, а к зрелому возрасту еще на 30%. Наш источник живой творческой энергии постепенно заносят пески здравого смысла, рационализма, стереотипов. Но источник-то есть в каждом из нас! Вопрос в том, чтобы снять барьеры и позволить ему вновь свободно течь в нашу жизнь, искрясь на солнце.
Говоря о развитии креативности, пожалуй, в первую очередь стоит сказать о барьерах препятствующих проявлению нашего творческого начала.
На тренинге по развитию креативности тренер рисует на доске три круга (рис. 1) и дает следующее задание (задание дается устно): «К этим трем кругам добавьте нечто, чтобы получилось два». Группа начинает работу: кто-то пытается превратить эти круги в колеса, дорисовывая машину, кто-то превращает один из кругов в квадрат, кто-то складывает лист так, чтобы один круг наложился на другой, кто-то просто отрывает «лишний» круг.… Но ни одно из этих решений не удовлетворяет тренера. Да и сами участники чувствуют, что все же в их решениях чего-то не хватает: вроде бы и задача решена, но не то, не то. В решениях не хватает красоты, точности, изящества.
И вдруг «эврика!», кто-то нашел решение: эти три круга используются как основа для написания слова «два». Ведь в задании не было сказано, чтобы осталось два круга, просто чтобы получилось два («два»). Однако участники уверяли, что в инструкции явственно звучало «…чтобы осталось два круга». На этом примере мы можем видеть действие одного из барьеров проявления креативности — стремление к определенности. Человек не любит неопределенность и всегда стремиться ее ликвидировать. Условие задачи звучит достаточно неопределенно — что ж мы сами дополним условие. Теперь все понятно и можно спокойно приступать к решению. Но, увы! Сузив формулировку проблемы, ограничив себя дополнительными условиями, слишком четкими формулировками, мы сами себе закрыли пути к решению задачи. Подобные вещи случаются сплошь и рядом, и главное неосознанно! А креативность как раз любит неопределенность. Неопределенность это тот кислород, который позволяет нашему творческому началу гореть ярче. Чем больше неопределенности, тем больше возможностей найти новое неожиданное, свежее решение, казалось бы, уже давно исследованной со всех сторон проблемы. Например, как лучше организовать офис? Стоп. А кто сказал, что все должны сидеть вместе, что офис это столы, стулья, бумаги? Где записано? Долой определенность! Виртуальный офис это совершенно новое решение старой проблемы.
Еще одним барьером проявления креативности является боязнь оценки других людей. В любом новом деле, всегда есть большая вероятность неудачи, ошибки. Поэтому часто мы предпочитаем лучше сделать что-либо старым проверенным способом, нежели экспериментировать в надежде на успех. Хотите, верьте, хотите, нет, но существует компания, где ошибки поощряются и при подведении годовых итогов и распределении премий существует премия за «ошибку года»…
Стереотипизированные фрагменты сознания (возрастные, половые, статусные стереотипы, непоколебимые идеи, принципы, привычки и т.д.) существенно ограничивают поле, где можно применить творческий подход.
Заниженная самооценка, отсутствие доверия к самому себе также становятся препятствиями на пути к свободному проявлению творческого начала в человеке.
Именно наличие в каждом из нас многочисленных барьеров подобного рода мешает нам проявить свой творческий потенциал. Поэтому, одним из ключевых моментов тренинга по развитию креативности является осознание своих барьеров проявления креативности и работа с ними.
Однако для руководителя недостаточно только самому быть креативным, важно поощрять и развивать творческий подход у своих сотрудников. Для этого менеджер должен создавать соответствующую среду, способствующую проявлению креативности — креативную среду. Можно выделить ряд характеристик такой среды — это:
— Неопределенность — Проблемность — Принятие — Безоценочность
Необходимо заметить, что каждый человек для другого тоже является средой. Наверняка Вы замечали, что в обществе яркого, творческого человека и сам становишься более творческим. Креативный человек притягивает других, с ним интересно. На него как на танцующие языки пламени никогда не надоедает смотреть. Так что горите ярко и люди вокруг Вас станут лучше, веселее, креативнее!
Конечно, в такой короткой статье невозможно хоть сколько-нибудь полно охватить феномен креативности. Но есть другая идея. Я предлагаю Вам прямо сейчас потренироваться в развитии своей креативности и ощутить творческий процесс так сказать «вживую».
Для этого Вам предлагается решить одну управленческую задачу. (Подобные задания используются на тренинге креативности.)
Итак, задача:
Представьте себе, что Вы являетесь руководителем двух заводов по производству кроссовок. Заводы выпускают одну и ту же продукцию. Один завод расположен в Ярославле, другой в Брянске. На том и на другом заводе общая проблема, из-за воровства Ваша компания каждый месяц терпит существенные убытки. Регионы небогатые, зарплата низкая и работники заводов вынося, и потом, продавая кроссовки, таким образом, получают дополнительный доход. Многие воруют просто по старой «совковой» привычке. Так или иначе, эта проблема имеет такие масштабы, что ставит под угрозу дальнейшее существование вашей компании. Вам как руководителю необходимо найти решение данной проблемы и полностью прекратить воровство. (Понятно, что Вы уже предпринимали некоторые меры, например такие, как усиление охраны и увольнение пойманных на воровстве, однако несут пуще прежнего.)*
Подсказка (по процессу решения)
Процесс решения творческой задачи называется креативным процессом. У этого процесса есть определенные закономерности, и знание их помогает добиться успеха в поиске решения.
Этапы креативного процесса.
1. Псевдо инсайт
Приступая к работе над задачей, Вам сразу же приходят в голову несколько вариантов решения. Однако чаще всего эти решения не являются настоящим решением проблемы.
2. Анализ проблемы
На этом этапе происходит анализ данных о проблеме, сопоставление их, обращение к предыдущему опыту
3. Фрустрация
В какой то момент ваше терпение заканчивается, и Вы решаете бросить это дурацкое занятие. При этом могут быть различные варианты реакции: агрессия (Вот задали задачку, якорь им в печенку!!!), депрессия (Эх, ничего-то у меня не получается, да и не получится…ничего…никогда…), рационализация (Условие задачи сформулировано некорректно, поэтому адекватного решения быть не может), также возможны другие варианты, однако в любом случае результат — прекращение работы над проблемой.
Момент фрустрации при решении творческих задач является ключевым. Здесь важно не бросать эту задачу, а просто оставить ее на время, переключиться на другую деятельность (при этом очень важно сохранить мотивацию к решению)
4. Инкубация
На этом этапе сознательно Вы не занимаетесь проблемой, однако ваше подсознание активно ищет пути решения задачи.
5. Инсайт (озарение)
И вот вдруг неожиданно к Вам приходит решение. Вы даже и не думали о задаче, решение появилось вроде бы ниоткуда. Момент нахождения ответа сопровождается сильными положительными переживаниями. Вам даже не надо себя проверять — Вы точно знаете, что это верный ответ.
6. Проверка решения
Здесь Вы все-таки проверяете, насколько ответ верен, насколько ваше решение адекватно.
Я искренне надеюсь, что знание о креативном процессе, о барьерах проявления креативности поможет Вам не только решить предложенную задачу, но и в дальнейшем, в своей повседневной деятельности, Вы сможете чаще проявлять свой творческий потенциал.
https://www.kreakratia.ru/
Обсудить статью на форуме
Что такое креатив
В 90-е годы прошлого века с легкой руки рекламщиков в русском языке появилось звучное слово, родственное рассматриваемому понятию – «креатив». Оно ассоциируется с потоком творческих идей в привязке к рекламным текстам, слоганам и тому подобным вещам.
Однозначного определения, что такое креатив, нет. Изначально он набрал популярность, заменив русский аналог – «выдумку». Под этим словом понимают также продукт человеческой деятельности, созданный особенным способом, с использованием новых подходов и творческих решений.
В бизнесе (как правило, рекламном) креатив – это решение задачи нестандартным способом, оригинальная идея, решающая проблему заказчика.
В этом случае он является реально ощутимой единицей, которую можно измерить в ROI – коэффициенте окупаемости инвестиций на создание креативной рекламы.
Часть 3. Какие книги почитать
Тут буду краток. В сети полно отзывов и обзоров на эти книги. Некоторые я уже прочитал и активно внедряю техники оттуда, другие ждут своей очереди.
Василий Лебедев. CRAFT Майкл Микалко. Рисовый штурм Майкл Микалко. Взлом креатива Эдвард де Боно. Гениально Генрих Альтшуллер. Найти идею Марк Леви. Гениальность на заказ Дейв Грей. Лиминальное мышление Джулия Кэмерон. Путь художника Гарет Мур. Латеральная логика
Читайте книги, применяйте техники на практике и используйте их для создания креативных решений.
Надеюсь, эта статья приоткрыла завесу тайны над понятием “креативное мышление”. В своём канале в телеграм я пишу про обучение, развитие когнитивных функций и работу с информацией. Буду рад видеть всех заинтересованных людей.
Креативный человек с точки зрения психологии
В качестве личностной особенности креативность активно изучается в психологии. Специалисты пытаются выяснить, почему для одних не является проблемой мыслить в нестандартном ключе, а у других не получается отойти от шаблонных схем.
Психологи пришли к выводу, что креативный человек выделяется такими свойствами:
- Достаточный уровень интеллекта. Показатель IQ ниже 105 баллов среди таких индивидов встречается редко, но и высокий интеллект (IQ>120) часто сопровождается снижением креативности. Специальные тесты показали, что самый оптимальный уровень интеллекта здесь — чуть выше среднего.
- Гибкость мышления, позволяющая умело действовать в ситуациях неопределенности, способность выйти за рамки установленного, придуманного, написанного ранее.
- Установка на творчество как жизненный принцип, внутренняя движущая сила, благодаря которой креативность проявляется во всех областях жизни.
С точки зрения психологии, креативный – это нестандартно мыслящий человек, умеющий видеть проблему под разными углами.
При принятии решений интуиция для него не менее важна, чем логика. Он необязательно творец в общепринятом смысле, пишущий картины, стихи, музыку. Креативным можно назвать не только Ван Гога или Кафку, но и домохозяйку, придумавшую новый суперспособ мытья посуды.
О восприятии трудностей
Если перечислять все качества креативного человека, то это, пожалуй, является самым удивительным. В сложной жизненной ситуации они погружаются в творчество, боль словно выходит из них через то, что они создают.
Так, например, известная художница Фрида Кало начала свой творческий путь, когда в совсем юном возрасте попала в автомобильную аварию и ее тело было полностью загипсовано. Чтобы как-то развлечь себя, она начала расписывать гипс, а позднее создала всемирно известные шедевры.
Травма для творческой личности становится необыкновенной мотивирующей силой. Стремясь избавиться от страданий, поэты и художники смотрят на ситуацию с другой стороны и поражают общество величайшими произведениями искусства.
Как развить креативность
У человека, занятого одним и тем же видом деятельности (а таких большинство), «включается» однонаправленное линейное мышление, губительное для креативности.
Но все можно изменить, для этого есть несложные приемы.
- «Разблокировка» мозга. Просмотр фильмов, передач, отличающихся от привычных, прослушивание музыки, не слышанной ранее.
- Смена жизненного уклада. Даже поменяв рабочую руку во время чистки зубов или привычный маршрут от дома до работы, можно заставить мозг работать иначе.
- Новая деятельность. Необычный мастер-класс, курсы сомелье (это как?), групповые занятия по зумбе или сайклингу прокачают «дремлющие» уголки мозга.
- «Подзарядка» чужим креативом. Подойдет концерт экспериментальной музыки, авторские театральные постановки, картины экспрессионистов…
Есть специальные упражнения на развитие способности мыслить креативно. Их реально «вписать» в ежедневный распорядок дня.
- Открыв холодильник, вместо того чтобы вцепиться зубами в батон колбасы, нужно оценить содержимое и придумать новое блюдо из имеющихся продуктов. Даже если, кроме упомянутой колбасы там будет подвядший салатный листик и 3 оливки – это отличный повод «прокачать» креативные способности.
- Зафиксировав в воображении белый лист, мысленно написать при помощи цветных красок свое имя, «потрогать» надпись, почувствовать текстуру, запах. В завершение – стереть.
- Поразмышлять о проблеме, которую предстоит решить, в ритме танца – в спонтанном движении, стараясь перевести роящиеся в голове мысли на язык тела. Это называется «станцевать проблему».
- Взяв книгу или словарь, наугад выбрать 2 слова, а затем найти (или придумать) нечто общее между ними. Возможно, родится невероятная и даже сумасшедшая история.
Отличные способы «прокачки» креативности – изучение иностранных языков, путешествия, иначе говоря – постоянное расширение кругозора. Например, при обнаружении колбасы «Докторская» в холодильнике – немедленно выяснить, откуда пошло такое название.
Креатив в профессиональной сфере
Высоко ценимый во многих профессиях, креатив имеет немалое прикладное значение. Фотограф, маркетолог, дизайнер, организатор мероприятий, SMM менеджер – список специальностей, где требуются творческие личности, можно продолжать долго.
Есть расчеты, показывающие, что в недалеком будущем до 60% профессий станут невостребованными – людей заменят роботы. Только те области, где требуется креативное мышление, искусственный интеллект не сможет заменить.
В штате рекламных агентств, дизайн-студий и других подобных мест часто имеется «профильная» должность – креативный директор. Он руководит арт-группами, генерирует идеи, отвечает за финальный творческий продукт.
Креатив стал «штампом» в резюме самых разных специальностей, от генерального директора до менеджера. Что работодатели подразумевают под этим качеством, и как избежать ошибок, заполняя эту графу?
- Главное – не переусердствовать, делая ставку только на креативность. Практика показывает, что большинство работодателей относятся к этому качеству с долей скепсиса. К примеру, бренд-менеджер – это, прежде всего, человек, владеющий технологиями продвижения бренда, и только потом – креативная личность.
- Заявление о способности неординарно мыслить должно подкрепляться реальными творческими достижениями (как вариант – привести в качестве примера собственноручно придуманный слоган или логотип).
- Предпочтительна расшифровка понятия с указанием конкретных умений и навыков. «Могу разработать нешаблонную стратегию позиционирования товара» – эта фраза убедит потенциального работодателя, что перед ним сотрудник-находка, надо брать.
Не каждая должность предполагает наличие креатива у того, кто ее замещает. Бухгалтер-креативщик, скорее всего, не порадует работодателя.
Подмена понятий
Слово «креативность» вкупе с однокоренными «родственниками» (креатив и др.) часто используют не к месту, поэтому оно приобрело другие значения, в частности, стало синонимом нелепости, несуразности.
Это необоснованная подмена. Например, человеком, облачившимся в одежду странного вида, может руководить стремление к оригинальности, отсутствие вкуса или чувства меры, но точно не креативность.
Это понятие употребляют для оправдания ошибочных решений, поступков, действий. Неудачная стрижка, плохо сшитый костюм, неверно оформленный документ – повод услышать: «Ничего, зато креативно!»
Встречается и иронический подтекст. К примеру, коллега повесил над столом плакат странноватого содержания. Что сказать по этому поводу? – «Креативно!». Желая подчеркнуть «скромность» результатов творческого процесса, говорят: накреативил.