Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этот термин знаком почти каждому взрослому человеку, несущему ответственность за свою жизнь (и жизнь своей семьи).
И почему-то у большинства ассоциации с ним возникают не совсем приятные. Так происходит, когда данное понятие рассматривается в слишком узком контексте либо трактуется неверно.
Что же такое дисциплина, и на самом ли деле она так страшна – разберемся поподробней.
Что такое дисциплина?
Дисциплина — это способность человека соответствовать общепринятым социальным нормам, придерживаться определенного распорядка. Эти правила, чаще всего, четко прописаны, но порой человек дополняет их собственными. Например, на работу принято ходить, допустим, к 8 утра. Какой-нибудь особенно ответственный сотрудник «модифицирует» требование и ходит к 7.30. Это его личная инициатива.
Само понятие дисциплины можно рассматривать в двух плоскостях. В узком плане – это контроль своего поведения (внутренние психологические установки). В широком понимании речь идет о социализации личности, ее поступках, вписывающихся в общую доктрину выбранной социальной группы (требования других людей). То есть, в армии своя дисциплина, на заводе – другая, а в спортивной секции – третья. Дисциплина нужна даже для тех, кто не знает, как заставить себя делать зарядку.
Иногда могут иметь место парадоксы или феномены дисциплины, когда общепринятые нормы идут в разрез с индивидуальными понятиями. В таком случае, человек либо адаптируется под требования коллектива, либо выпадает из него. Может иметь место бездумное наследование чужих принципов, что негативно отображается на личности.
В большинстве случаев дисциплинированность идет человеку на пользу. Четкий график и расписание дел, а также уважение общественных ценностей помогает лучше адаптироваться в коллективе. С такими людьми охотнее заключают договоры о сотрудничестве, чаще дружат или строят романтические отношения. Главное, во всем знать меру: уважая принципы других, не унижать свои собственные.
Ограничения и ребёнок
Дисциплина может быть мощным оружием для усмирения. Если взрослый понимает, что нужно придерживаться тех или иных правил, то для детей дисциплина может стать настоящим испытанием. В воспитании ребёнка важно учитывать индивидуальный подход, чтобы не травмировать его ограничениями или запретами. Он должен чётко понимать, почему этого нельзя делать и за что его наказали.
Правильное применение дисциплины поможет сформировать чувство справедливости и заложить хорошую основу для развития будущей личности. Многие взрослые ошибочно считают дисциплину проявлением агрессии и часто выливают свою злость на ребёнке — нет, воспитание должно быть спокойным. Если дети чувствуют обиженность или агрессию, они закрываются в себе и пытаются ограничиться от окружающего мира.
Взрослый должен обладать терпением и доходчиво объяснять ребёнку, почему тот наказан. Нельзя просто запугивать или физически влиять на детей, от этого в них может развиться нервозность и ощущение ненужности. У ребёнка всегда должен быть выбор как поступить: чем больше он будет выбирать и обдумывать действия, тем быстрее у него сформируется основа для дисциплинированности и ощущение справедливости.
Для лучшего восприятия детьми правил и требований им нужна любовь и поощрение. Благодаря этому ребёнок будет понимать, что несмотря на проступки, его ценят и уважают, он ощущает себя нужным и поэтому старается стать лучше. Психологи рекомендуют родителям чаще говорить малышу приятные слова, любить и уважать его, хвалить за выполненную просьбу или правильное решение. Нужно воспринимать детей, как маленьких людей, которые всегда реагируют на поведение взрослых.
При виде агрессии или озлобленности они будут отвечать замкнутостью и нежеланием учиться. Объяснить детям основы дисциплины несложно, это под силу каждому взрослому, но применение небольших хитростей поможет сделать процесс более эффективным.
Виды дисциплины
Поскольку человек — существо биосоциальное, то ему необходимо входить в определенные сообщества. Это могут быть дружеские или рабочие коллективы, а также партийные, религиозные и прочие организации. В связи с этим, принято говорить о различных видах дисциплины:
- Государственная – основанная на гражданских взаимоотношениях;
- Трудовая – имеет место в рабочих коллективах;
- Технологическая – необходима в производственных процессах;
- Финансовая – устанавливается во время финансовых взаимоотношений;
- Воинская – обязательна для военнослужащих;
- Договорная – возникает при договорных правоотношениях;
- Самодисциплина – устанавливается по отношению к самому себе.
Если говорить именно о государственной дисциплине, то стоит отметить, что она тесно связана с правопорядком и законностью. Первый обеспечивает устойчивое развитие социального механизма. Законность устанавливает нормы правопорядка.
Существенную роль в формировании общественного мнения играют традиции, обычаи, мораль и право. В отдельных случаях они могут взаимно исключаться, но, чаще всего, дополняют друг друга.
Структура программы У. Д
Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.
Обычно программа состоит из четырех разделов:
- Паспорт. В нем описывается область применения У. Д., ее цели и задачи, место в структуре основной профессиональной образовательной программы, а также общее количество академических часов, отведенное на изучение данного предмета.
- Структура и содержание. В этом разделе рассказывается о видах учебной работы и количестве выделенного на них времени. Также здесь подробно расписывается содержание учебной дисциплины.
- Условия реализации. В данном разделе дается перечень материально-технического обеспечения, необходимого учащемуся, для полноценного освоения изучаемого предмета. Также здесь подается список литературы по дисциплине. Причем отдельно идет перечень для учащихся, отдельно – для педагога.
- Контроль и оценка уровня освоения изложенного материала. В этом разделе описывается то, чему ученики/студенты должны научиться и какими способами учитель будет проверять их знания (устные опросы, контрольные, самостоятельные работы и т.п.). Также здесь обязательно должны присутствовать критерии оценивания знаний и навыков; порядок формирования оценок по дисциплине.
Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).
Как стать дисциплинированным?
Развить корпоративную дисциплину без внедрения ее основ в личную жизнь невозможно. Если человек крайне безалаберный в быту, то на рабочем месте ждать от него упорядоченности не стоит. Соответственно, воспитание этого навыка стоит начинать с распорядка дня, упорядочивания личного пространства.
Развить дисциплину помогут следующие приемы:
- Занятия спортом;
- График сна и питания;
- Планирование своего времени;
- Тренировка концентрации и усидчивости;
- Регулярная мотивация.
Выполнение этих нехитрых рекомендаций заметно повысит собранность человека.
1. Занятия спортом.
Многие сталкивались в жизни с парадоксом, когда спортсмены, которых часто считают «не обезображенными» интеллектом, почему-то становятся влиятельными бизнесменами, политиками, общественными деятелями.
Откинем стереотипы и условности. Спортсмены зачастую добиваются успеха благодаря своей настойчивости и дисциплине. Эти навыки вырабатываются у них в процессе посещения спортзала, на сборах или соревнованиях. Ведь любому успешному выступлению всегда предшествуют самоотверженные тренировки и жесткий ежедневный график.
Соответственно любой, кому не хватает собранности, может поучиться у спортсменов. Стоит записаться на какую-нибудь секцию, как уровень самодисциплины заметно повысится.
2. График сна и питания.
Расписание этих составляющих жизни архиважно для каждого. От здорового и регулярного сна зависит восстановление сил, а от правильного питания – наполнение организма необходимой энергией. Если выработать четкий распорядок сна и пробуждения, а также урегулировать питание, заметно повысится общая жизненная энергия, появится больше времени для работы и желание что-то делать. Дисциплина начинается с наиболее базовых элементов. Сон и питание – это практически основа всего.
3. Планирование своего времени.
Проблемы с дисциплиной зачастую испытывают люди, которые не умеют планировать свой день. Любой экспромт забирает дополнительные ресурсы на адаптацию и быстрое реагирование. Если человек планирует свое личное и рабочее время, тогда реже приключаются всевозможные «сюрпризы». Безусловно, случайности могут иметь место, но они не будут настолько частыми, чтобы подпортить общую статистику.
Рекомендуют два способа планирования: еженедельный и ежедневный. Первый позволяет разобраться с самыми ответственными заданиями на семь дней вперед. Второй корректирует задачи, согласно обстоятельствам. Лучше всего планировать следующий день с вечера, а утром оперативно подстраивать планы под возможные изменения. Главное — научиться выполнять все задуманное, четко следуя своему расписанию.
4. Тренировка концентрации и усидчивости.
Главнейший враг дисциплины – рассеянность внимания. Если научиться концентрации, то держать себя в руках станет заметно легче. Также важен навык усидчивости.
Лучше всего вырабатывать эти умения в игровой форме, выполняя различные увлекательные упражнения. Например, можно скачать тематическое мобильное приложение на телефон, ежедневно развивая концентрацию и усидчивость, без каких-либо дополнительных приспособлений.
5. Регулярная мотивация.
Любая дисциплина должна мотивироваться, иначе она превращается в бессмысленное насилие над самим собой. Человек должен осознавать, почему ему стоит быть собранным. Например, девушка решила скинуть лишние килограммы, села на диету, записалась на фитнес. Она повесила дома плакат с красивой фигуристой спортсменкой в объятиях настоящего мачо. Установила такую заставку на рабочем столе компьютера и экране телефона. Мотив все время перед ее глазами, регулярно напоминая, зачем она начала тренировки и правильное питание. Желание выглядеть привлекательно подогревается созерцанием выбранного примера для подражания.
Дисциплина помогает человеку эффективнее выполнять задачи, которые он перед собой ставит. Кроме этого, она упрощает процесс социализации, позволяя становиться частью общества. Если подойти к развитию этого навыка творчески, то никакого внутреннего противодействия не возникнет, а результативность повысится.
Структурные составляющие самодисциплины
Современное общество устроено таким образом, что, несмотря на многочисленные внешние факторы, способствующие дисциплинированности каждого индивидуума, добиться чего-то стоящего в своей жизни он способен лишь благодаря самодисциплине. А она покоится на трех китах.
- Самоконтроль — умение адекватно оценивать свои достижения и провалы, а также целенаправленно работать над самосовершенствованием.
- Терпение и настойчивость. Без этих качеств все усилия напрасны, поскольку только планомерная ежедневная работа для достижения своей цели способна принести благотворные результаты.
- Своевременность. Как бы хорошо ни была выполнена работа, если она сдана не в оговоренный заранее срок — она теряет свою актуальность. Это как со спортсменом-легкоатлетом, который пришел к финишу последним: он выполнил поставленную перед ним задачу, но слишком поздно и остался без медали.
Когда взыскания не применяются
Законом не установлены льготные категории трудящихся, которых нельзя привлечь к ответственности за нарушение дисциплины. Но существуют порядок применения взыскания и сроки, которые обязательно соблюдаются.
В то же время необходимо учитывать гарантии для некоторых категорий трудящихся.
Пример:
Беременную женщину, по ст. 261 ТК РФ, нельзя уволить по инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации предприятия. Но это не означает, что на нарушение следует закрыть глаза. Необходимо использовать другие меры взыскания.
За виновные действия работодатель привлекает сотрудника к ответственности, в том числе увольняет, если это предусмотрено нормами ТК РФ. Даже если вследствие этого работник лишится каких-то благ.
Конституционный суд РФ в определении от 23.06.2015 № 1243-О признал законным увольнение сотрудницы за прогул, в результате чего она лишится жилья, полученного в рамках целевой программы, так как утратит льготу.
Кроме того, нельзя применять взыскания, если пропущены его сроки.
Теги
повысить дисциплину такое дисциплина ив правовых взаимоотношенияхобщественные правила иа правильное питаниевопреки правилам техникиобщих правил иВсе права защищенысуществуют правила жизниспособность человека соблюдатьриторический вопрос знаком вопроса Какие вопросы ставит Вопросы безНекорректный вопрос.новые вопросы Вопросы Вопросы Наши тесты Наши тесты Тесты Тесты Тесты пройдите тест Еще тесты Тест на Тест по Тест на
вопростестобществознаниеслучаенарушенияпонятиетемусоблюдениекласслибошколенаказаниязаданиякурсфункциисторонответличнойязыксайтспециальнаяописание
Список учебных предметов, изучаемых в школе в прежние годы [ править | править код ]
Математические [ править | править код ]
Арифметика: 1—4 класс
Естественно-научные [ править | править код ]
Природоведение: 1—4 класс (сейчас 5 класс, не везде).
Черчение (5—9 классы). Изучается на усмотрение руководства школ.
Гуманитарные [ править | править код ]
Обществоведение или Человек и общество (ЧиО): 5(9)—11 класс
Филологические [ править | править код ]
Родная литература: 1—4 класс (только в республиках со своим языком)
Предметы на 2 курсе медицинского университета
На втором учащиеся продолжают изучать предметы, которые начали на первом курсе медицинского университета. К ним добавляют немного новых:
- микробиологию;
- нормальную физиологию;
- и другие.
Микробиология — наука, изучающая микроорганизмы, их биологические признаки и взаимодействия с другими существами и человеческим организмом.
Нормальная физиология — медицинская дисциплина, которая изучает правильное функционирование человеческих систем, а также функции организма и отдельных клеток.
Нормальная физиология — это очень важный предмет, суть которого — помочь студентам понять, как должна работать система и отдельные органы человека в здоровом состоянии. Это необходимо, чтобы потом они смогли отличать норму от патологий.
Последствия нарушения
В качестве ответственности за несоблюдение правил труда к сотруднику применяется взыскание, выбор которого зависит от тяжести проступка:
- замечание;
- выговор;
- увольнение по соответствующим основаниям.
Применение нескольких взысканий за один проступок не допускается.
ТК запрещает применять взыскания, не установленные законом (ч. 4 ст. 192 ТК РФ). Например, денежные штрафы или лишение (уменьшение) премии не применяются в качестве дисциплинарных наказаний за несоблюдение дисциплины. Локальные акты, в том числе приказы, о применении денежных штрафов являются незаконными.
Что касается варианта лишения премии в качестве назидательной меры: премирование, в соответствии с ТК РФ, является стимулирующей выплатой, а не мерой взыскания. Но если на предприятии существует система премирования, то положением о премировании предусмотрено, за что работнику премия снижается либо не выплачивается в полном размере. Одно из таких условий — неисполнение обязанностей. В таком случае локальным актом о премировании обязательно устанавливаются условия и порядок, в том числе документального оформления, в соответствии с которыми размер премии снижается либо сотрудник лишается премии полностью.
Оправдание для лентяев
Конечно, каменщик или водитель не сможет сослаться на отсутствие вдохновения, но представители творческих профессий имеют для своей лени, как им кажется, замечательное алиби. Знаю, что сейчас в меня полетят гнилые помидоры, но я глубоко уверен: творческий человек не нуждается во вдохновении, чтобы начать творить.
Перефразируя знаменитого Чака Клоуза, могу сказать и подтвердить личным опытом:
Вдохновение — для лентяев, остальные просто работают.
Поэтому сегодня я предлагаю вам отказаться от служения вдохновению и принять истинную королеву успеха. Встречайте: её величество дисциплина!
Мотивация. «Хочу»
Мотивация – «ключ зажигания» для человека и то, что помогает довести до логического конца начатое. В основе почти любого наших действий находится именно она и служит для продвижения и сохранения их направленности. Можно смело говорить, что действие не родится без мотивации.
Мотивация – это важный фактор для выживания. Почему? Она побуждает нас заниматься поисками ресурсов (пищи и воды), удовлетворять инстинкт размножения (создание семьи и рождение детей), приобретать или брать в аренду жилище (удовлетворять потребность в безопасности). Все приведенные примеры можно считать базовыми мотивами, не зависящими от культуры, и присущими всем без исключения людям. Без достаточного уровня мотивации нельзя эффективно обучаться новым навыкам и заниматься любимым делом.
Рассматривать мотивацию как нечто цельное нельзя, потому что она различается по ряду признаков.
По направленности:
- Внешняя. Не связана с сутью конкретной деятельности, а обусловлена внешними обстоятельствами.
«Я разрешу тебе посмотреть мультфильм в течение часа, если ты выучишь это стихотворение». - Внутренняя. Связана с сутью конкретной деятельности, а не внешними обстоятельствами.
«Очень хочу прочитать эту книгу, поэтому выделю сегодня вечером час на чтение».
По эмоциональной окрашенности:
- Положительная мотивация – основывается на получении удовольствия.
«Если я буду ответственно заниматься английским, то через полгода смогу сносно на нем общаться с носителями языка». - Отрицательная мотивация – основывается на избегании боли.
«Если я не буду ответственно заниматься английским, то не смогу пройти собеседование в посольстве и не поеду в США этим летом».
По степени устойчивости:
- Устойчивая мотивация. Основана на нуждах человека и не требует дополнительного подкрепления.
«Я хочу кушать, поэтому пойду и сварю сейчас себе пельменей». - Неустойчивая мотивация. Требует дополнительного подкрепления.
«Очень хочу печенье, поэтому если кто-то из домашних пойдет вечером в магазин, попрошу их мне купить».
Конечно же, в разговоре про мотивацию нельзя не сказать о знаменитой пирамиде Абрахама Маслоу, которую ученый описал в своей книге в 1954 году. Он объединил все человеческие потребности в семь групп:
- Физиологические (биологические): еда, сон, сексуальное влечение.
- Потребности в безопасности: ощущение защищенности, избавление от неудач и страхов.
- Потребности в принадлежности и любви: быть принятым в обществе, ощущать себя любимым.
- Потребности в уважении: достижение успеха, профессионализм и компетенция, общественное признание.
- Познавательные потребности: знания, навыки и исследования.
- Эстетические потребности: стремление к порядку и завершенности.
- Потребности в самоактуализации: поиск и нахождение себя в этом мире.
Маслоу считал, что удовлетворение потребностей более высокого порядка должно идти после удовлетворения потребностей более низкого. Согласитесь, очень проблематично заниматься саморазвитием, когда не на что купить себе еду и / или негде жить.
Как бы нам ни говорили о том, что себя нужно постоянно мотивировать, существует некий уровень мотивации для каждого человека в определенной ситуации – так называемый оптимум. Экспериментально установлено, что есть определенная граница, за которой увеличение мотивации даст в итоге ухудшение результатов. Этот феномен описывается законом Йеркса-Додсона.
Он утверждает, что оптимальные результаты достигаются при среднем уровне мотивации. Если уровень мотивации чрезмерно высок, это автоматически влечет повышенное напряжение и вовлеченность в процесс, а значит, в деятельности рано или поздно проявятся волнения, тревожность, стресс и т.д. Достаточно вспомнить о профессиональном выгорании, которое наступает у излишне рьяных работников, не уделяющих достаточного внимания полноценному сну и отдыху.
Сроки
Объявление замечания или выговора, приказ об увольнении за нарушения издается не позднее месяца со дня, когда о случившемся узнали. Пропуск этого срока снимает ответственность с нарушителя. Если обнародована информация о нарушении, с момента совершения которого уже прошло полгода, наказать провинившегося тоже нельзя.
Взыскание снимается автоматически, если в течение года гражданин больше не привлекается к дисциплинарной ответственности. Сотрудник вправе ходатайствовать о снятии наказания и до этого срока. Работодатель принимает решение по этому вопросу самостоятельно, по просьбе непосредственного начальника и ходатайству представительного органа.
Классификация дисциплинированности
Общество требует от людей выполнять правила. Для чего нужна дисциплина? Философы многих веков пытались разобраться в ее сути. Их работы вызвали необходимость разделить дисциплину еще на 2 группы:
- внешняя;
- внутренняя.
Внешняя дисциплина. Это контроль со стороны других людей. На примере школьной дисциплины, это требования, которые предъявляет к ученикам администрация, учителя. Такой вид претерпевает изменения. Можно сравнить школьные правила прошлого с современным состоянием дел и убедиться, что они стали проще и демократичнее. Внешняя дисциплина – это страх наказания. Ее постоянно кто-то контролирует.
Внутренняя дисциплина – другой вид. Здесь все происходит внутри человека. Он сам создает правила, сам их исполняет, сам выбирает наказание за их нарушения. Ее называют самоконтролем, самодисциплиной или сознательной.
Внутренняя дисциплина воспитывает человека, внешняя делает то же, но по-своему. В любом случае термин направлен на общество и отношения среди людей.