«Духовно-нравственное воспитание- как основа гармоничного развития учащегося»


С чего начинается воспитание и развитие современного общества

По поводу формирования личности создано несколько теоретических разработок. В психологии применяются все, поскольку единого способа решения не найдено. Рассмотрим подробно эти подходы в плане осознания начала процесса развития каждого члена социума.

  1. Психоаналитическая теория считает развитие адаптацией биологической сути людей к обществу. Индивидуум вырабатывает механизмы защиты и согласовывает методы удовлетворения потребностей.
  2. Учение о чертах личности предполагает их формирование при жизни. Они преобразуются по законам, не зависящим от биологии напрямую.
  3. Теория общественного научения — выработка способов взаимодействия с другими людьми. В процессе формируется и развивается личность.
  4. Существуют также гуманистические, феноменологические теории, описывающие образование «Я».

Итак, сначала человеческое сознание начинает формироваться в том или ином окружении. Социальная среда как первоначальное условие направления развития. Интегративная концепция развития рассматривает интегрированную личность в целом, применяя различные учения и подходы. Учитывается как системное совершенствование, так и взаимозависимое, внимание уделяется каждой стороне человеческого «Я». Представителем подобной концепции является теория Э. Эриксона, американского психолога. Он предполагал, что формирование и развитие личности проходит стадии, предопределенные генетически. Эти этапы отражают всю жизнь человека.

Их чередование отмечается переменами во внутреннем мире и отношениях с окружением. Каждая стадия приносит что-нибудь новое, свойственное именно ей. Причем для этого в прошлом должны сформироваться предпосылки, сложиться определенное поведение и психология. Так происходит становление личности, в ходе чего появляются не только хорошие, но и плохие качества. В отображении Э. Эриксона выделены лишь две линии, по которым проходит формирование и развитие личности. Первая — норма, вторая — аномалия. В строго таком виде они практически не существуют, но включают все промежуточные вариации.

Эриксон указал 8 неизбежных для каждого жизненных кризисов

Учитывая все возможные критические моменты, нравственное развитие и воспитание личности проходит 8 возрастных стадий, соответствующих им.

  1. Доверия или недоверия на 1 году существования.
  2. Возраст до 3 лет характеризуется приобретением автономии против сомнений и стеснений.
  3. Возникновение инициативы, уравновешивающей вину (до 6 лет).
  4. Трудолюбие, возникающее, как преодоление чувства неполноценности (до 12 лет).
  5. Самоопределение против не интересности личности (до 18 лет).
  6. Общительность с элементами интимности вместо изолированности (до 20 лет).
  7. От 30 до 60 лет человек старается не «погружаться в себя», а заниматься воспитанием поколений и заботой.

После 60 лет человек должен прийти не к отчаянию, а к удовлетворенности.

  • Ребенок общается со взрослыми. Если его окружает любовь, появляется доверие. А при игнорировании просьб, пренебрежении возникает недоверие, как черта. Далее образуются предпосылки стремления к обществу или отстранения от него.
  • До 3 лет формируется уверенность в себе и самостоятельность. Будучи еще зависимым от взрослых, ребенок закладывает в себе неуверенность, сомнение в способностях, если характер общения с родителями не располагает к норме.
  • Стадии 3 и 4 — появление любознательности, заинтересованности и активности (от 3 до 11 лет). Возникают любовь к деятельности и навыки общения. При аномальном ходе событий духовное саморазвитие приходит к пассивности, безразличию к окружающим, чувству неполноценности.
  • На пятой стадии (до 20 лет) личность определяется согласно ориентирам. Негативное духовное саморазвитие может проявиться в виде путаницы ролей, как половых, так и общественных. Познание себя происходит в ущерб созданию отношений с окружающим миром.
  • В период от 20 до 45 лет реализуется личная жизнь. В случае неудачи приходит изоляция от других людей, непредсказуемость, возникает неразборчивость в отношениях.
  • Стадия № 7 посвящена творческой жизни зрелого человека. Аномальная линия проявляется в виде эгоизма, отсутствия производительности в труде, может сопровождаться болезнями,
  • После 60 лет человек взвешивает и оценивает прожитую жизнь, что может реализоваться либо удовлетворением, либо осознанием бессмысленности пройденного пути.

Общее в разных концепциях

Все концепции (не только Э. Эриксона) выделяют значение учебы и труда в периоды, когда начинается духовно-нравственное развитие личности. Позиция наших отечественных ученых отличается тем, что взрослеющий человек должен формировать познавательные навыки, а не качества, связанные с будущей деятельностью. То есть — активность, инициативность либо это будет пассивность, нежелание работать, комплекс неполноценности при негативном развитии событий.

Условие развития в зрелом возрасте по мнению Э. Эриксона — приобретение новых общественных ролей. При этом аномальная линия событий представлена в виде патологий, хотя могла быть описана другими формами.

Духовная составляющая

История доказывает большое значение воспитания в социальном развитии. При этом нравственность и духовность являются частью мировоззрения. Появляется ответственность, формируется благородство личности. Полученные ценности объединяют людей, что становится основой стабильности отдельной жизни и государства. С чего начать духовное преобразование? Необходимо учесть, что состояние внутренней жизни людей не менее важно, чем прогресс и совершенствование всего общества, темпы которого зависят от:

  • гражданской позиции каждого члена;
  • воли и мотиваций;
  • жизненных ценностей;
  • убеждений относительно нравственности, норм и морали.

Духовные ценности — важное условие, при наличии которого может успешно осуществляться нравственное развитие и воспитание личности. В ходе этого процесса взаимодействие учителей и воспитанников формирует гармоничного человека.

С чего начать духовное развитие: главные направления

При становлении личности требуется осознание системы ценностей как нравственного, так и национального порядка. К ним относятся основные нормы, стандарты, действующие в отношениях между людьми, внутри семьи, общества. А также принципы, критерии понимания добра и зла, умение отличать истину от лжи. С чего начать духовное и нравственное воспитание? Ученым В. И. Павловым были указаны следующие направления.

  • Формирование чувства долга, ответственности.
  • Нравственный облик: терпение, милосердие.
  • Позиция, способность различать добро и зло, готовность преодолевать жизненные проблемы.
  • Поведение: умение рассуждать, воля.

Социальная среда, как условие развития гармоничной личности, имеет важное значение. Поэтому ее обеспечение является ключевой целью государственной политики РФ. Соответствующее окружение обеспечивает духовный прогресс. Для человека будет более комфортно, если оно не осуждает его за те или иные взгляды. Поэтому мировоззрение должно быть схожим, что добавит мотивацию в процесс совершенствования личности. В трудные моменты правильно созданная среда помогает справляться с проблемами. Поиск наставника также является важным направлением. Имея высокий духовный уровень, он укажет ошибки и даст советы по развитию.

Главная цель духовного саморазвития

Те, кто хочет заняться самосовершенствованием, зачастую сталкиваются с целым рядом проблем. Кому-то не хватает денежных средств, у других наблюдаются разлады в отношениях. Третьи не имеют достаточного здоровья. Но трудности толкают человека к улучшению организации своей жизни. Духовно-нравственное развитие людей и воспитание личности имеют главной целью осознание природы индивидуума. А также налаживание или восстановление взаимосвязей со средой, в которой он обитает. Обычно это долгий, но важный процесс, дающий смысл всей деятельности.

Духовная практика – основа самосознания

Развитие духовности и нравственности человека становится полным, приобретает актуальность при реализации в жизни. Социальная среда, как окружение, наполнена проблемами, требующими морального выбора при их решении. Ежедневная духовная практика освобождает сознание от материальных зависимостей, ложных ценностей. Результатом является усовершенствование и прогресс.

Патриотизм – это тоже любовь

Патриотическое воспитание больше касается школьного возраста, когда происходит осознание традиций своего народа – культурных, религиозных. Немалую роль в этом играет воспитание воли – в спортивных играх.

Антону Макаренко принадлежат слова: «Для меня не возникало вопроса: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, я ли должен воспитать труса. Здесь я предположил «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, трудолюбивым, патриотом». Известна и такая фраза, которую приписывают Салтыкову-Щедрину: «Стали напирать на патриотизм. Видимо, проворовались».

Фраза «Быть патриотом – значит любить Родину» звучит очень шаблонно потому, что слово «любить» часто трактуется слишком широко. Любовь – это именно активное качество, которое не позволяет бездействовать. Она выражается в самопожертвовании, в служении не своим частным интересам, а более высоким – своей семьи и своего народа.

Патриотизм связан с трезвым взглядом на проблемы своей страны, города и дома; и с ответственностью за их решение. В воспитании патриотизма исключительную роль играет личность педагога. Особенно по истории, литературе и искусствам. А главной проблемой снова является лицемерие.

Самую знаменитую речь в пользу бедных произнёс не кто иной, как Иуда Искариот, когда вознегодовал о трате дорогого ароматного масла женщиной на помазание головы Иисуса за два дня до распятия. Тогда он возмутился: «К чему такая трата? Можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим», но, как сказано, «не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор». И предал Иисуса Христа за деньги, взятые священниками-заговорщиками из храмовой казны (как раз деньги на благотворительность).

Объяснять детям, что есть злонамеренные люди, которые играют святыми чувствами ради своей выгоды лучше всего по ходу усвоения школьной программы. Один из лучших примеров для этого – роман «Война и мир». Гениальный Лев Толстой иллюстрирует всевозможные проявления патриотизма на контрасте глупости и трусости карьеристов.

В жертву личным амбициям Наполеон принёс благополучие французской империи и миллионы судеб, также как и Гитлер (и нынешнее время также не является мирным). Детям надо объяснить это до наступления переходного возраста.

Нравственность

Эффективность воспитательных программ во многом зависит от примера педагогического работника. Его нравственная ценность определяется стандартами и нормами морали, руководящими им в ходе профессиональной реализации, а также поведением. Большое значение имеют отношение учителя к работе, своим воспитанникам, коллегам. Нравственность педагога при формировании социально зрелых личностей предопределяет их выбор духовной традиции.

Содействие самоопределению, развитие способностей учеников, передача знаний требуются для социализации. Но сами по себе не формируют достаточных предпосылок для свободного самосовершенствования. Личность обязана обладать способностью различать добро и зло, ценить труд, семью, общество и окружающих. Нравственность, возникшая на основе правильного примера, помогает защитить сознание от деформаций.

Основные ценности современного общества

Граждане, принимающие не только общечеловеческие ценности, но и национальные устои, следуют им с использованием понятий законопослушности и порядка. Благодаря такой позиции членов общества появляются ресурсы для финансового и социального развития страны. А также обеспечения качества общественных отношений, деятельности. Конституция РФ гласит, что наивысшей ценностью является сам человек, принадлежащие ему права и свободы. При этом индивидуум несет одинаковые с другими обязанности.

Не следует забывать о том, как важна взаимосвязь физического и духовного развития личности. Виды активности, выбор занятий для ее реализации, мотивация, спорт формируют уверенность, самооценку. Гармоническое соответствие двух видов воспитания помогают человеку приобрести иммунитет к стрессам, решительность.

Цели и тактические задачи воспитания гражданственной личности

Развитие духовности и нравственности для системы образования — цель первоочередной важности. В данном многоплановом процессе ресурсы общества направляются на воспитание:

  • гражданственности;
  • активности;
  • ответственности;
  • умения создавать отношения с различными социальными институтами.

Образование выполняет ключевую функцию при формировании духовности и нравственности. Задачей является создание сплоченного общества, способного ответить на вызовы при реализации данной концепции. При упрочнении солидарности устанавливается значительный уровень доверия к согражданам, стране и ее будущей жизни. Личностные ценности развиваются также в семье, коллективах.

Экологический аспект

Независимо от морали и нравственности каждому из нас всю жизнь будут нужны чистая вода и воздух. Ещё сто лет назад бережное отношение к природе было общепринятым. В советское время воплотилась более ранняя идея покорения природы. По факту шла война с природой, что ярче всего проявилось в безумном проекте отведения части рек Сибири в Среднюю Азию. И в настоящее время ситуация в целом очень тревожная.

Экологическое воспитание помогает осознать себя частью природы и ответственность за неё. Человек не царь природы, которому она что-то должна, а, скорее хозяин, от которого всё зависит. Воспитателям по силам найти примеры красивых решений энергосбережения и безотходного производства и антипримеры эксплуататорского, паразитического природопользования.

В эстетических категориях легко объяснить детям безобразие свалок и несовершенство потребительского отношения к природе. Кроме того, дети любят наблюдения — помогать выращивать растения, ухаживать за животными и видеть со временем результат, а также участвовать в уроках экологического просвещения. Главное – обращать на это внимание и не действовать наперекор своим словам: пользоваться возможностью сдавать лампочки и батарейки, отказываться от лишних поездок на машине (особенно коротких) и всегда убирать за собой мусор.

Изучение Священных писаний

При рассмотрении вопросов, с чего следует начать духовное саморазвитие, а также как оно будет происходить, необходимо не только осознать цель этого процесса. Нужно выбрать направления, в числе которых отмечено вероисповедание, выбор религии. Также необходимо создать соответствующее окружение, и заняться рекомендуемой духовной практикой. Ориентируют на это Священные писания. Изучая их, не следует забывать о развитии в физиологической сфере.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]