Психология как наука. Классификация психических явлений.


Основные виды психических явлений

Все существующие психические явления очень тесно взаимосвязаны, но их можно разделить на основные группы:

  • процессы психические;
  • психические свойства личности;
  • состояния психические.

Это традиционная классификация психических явлений. При этом психические процессы рассматриваются в качестве базовых явлений, а свойства человеческой личности и состояния психические в качестве временных, типологических модификаций психических процессов. В совокупности все имеющиеся психические явления образуют целостную отражательно-регуляционную деятельность.

Структура психологических явлений чел..

Современные представления более всего соответствуют последней версии, соответственно, в качестве рабочего определения психики примем следующее: психика – это способ-ть высшей нервной деят-ти создавать модели реальности, выполняющая адаптивную функцию. В данном определении подчеркнута связь психики с ее материальной основой – нервной системой как органической базой нервной деят-ти.

Психика как вместилище «модели реальности» особым образом организует информацию, поступающую из внешней среды, и реагирует на эту сконструированную реальность своим собственным способом. Поясним эту мысль: наше восприятие есть отражение объективной реальности, наше мышление способно анализировать прошлое и предвидеть будущее, но границы этих способ. ограничены нашими потребностями и целями. Мы воспринимаем не всю информацию, а только ту, которая для нас важна. Чел. воспринимает световое излучение определенного диапазона и звуки строго определенной высоты, и эти спектры составляют лишь незначительную долю существующих в природе, они гораздо уже тех, которые воспринимают животные нашей планеты, но это именно тот диапазон, который важен для нас. Точно так же в любой житейской ситуации каждый из нас обращает внимание и реагирует только на те стимулы, которые важны лично для него. Так, представим себе автобусную остановку в центре города. Один чел., который куда-то опаздывает, будет реагировать только на подъезжающий транспорт в поисках нужного номера маршрута и думать о возможных последствиях своего опоздания; другой чел., который никуда не спешит, на той же остановке станет рассматривать проходящих мимо людей, возможно, он подслушает чей-то разговор или пронаблюдает ссору, может быть, обратит внимание на необычную машину, покурит и решит, к кому отправиться в гости; для третьего, водителя автобуса, остановка – всего лишь один из привычных атрибутов повсед-ой рабочей ситуации. Посмотрите, насколько различны восприятие и эмоциональные переживания трех людей, находящихся в одном месте и одном временном промежутке.

Благодаря развитию адаптивной функции психики живые существа становились больше приспособленными к выживанию, нежели их предки. Сравните: ящерица может запомнить место, представляющее опасность, например ловушку в углу сада, но не способна дифференцировать саму опасность (ловушку) и место (угол сада), собака же хорошо различает источник опасности и может с легкостью определить опасный объект в любом месте, что дает ей несомненные преимущества для выживания. Человечество же с его культурой, знаниями и технологиями вышло за пределы животного мира, его способ-ть к выживанию гораздо выше: чел. способен выжить и в условиях полярной стужи, и в пустыне, и даже в космическом пространстве, при современном уровне медицины может жить с заболеваниями, которые ранее или в иных условиях оказались бы фатальными. Все эти достижения, сделавшие чел. суперприспособленным к выживанию, стали возможными благодаря развитию психики: памяти, фантазии, речи, мышления. Адаптивная функция раскрывается также через тот факт, что психика как носитель программ, приобретенных при жизни и достаточно легко корректируемых, гибко реагирует на изменяющиеся условия окружающей среды.

Как и любая другая наука, психология открывает законы функционирования психики. Рассмотрим основные из них, чтобы понять, каким образом протекает психическая деят-сть. Психика имеет иерархическую структуру, т. е. состоит из взаимосвязанных и взаимоподчиненных структурных элементов. Эти элементы можно разделить на три условные группы: психические процессы, состояния и свойства. 15. Адаптивная концепция возникновения и развития психики. Врожденные формы поведения.

Психика — существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеят-ти, обеспечивающие их ориентацию и деят-сть. Это означает, что возникновение и развитие психики в жив. мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно. В качестве основных тенденций развития психики выявлены след.: 1) усложнение форм поведения — форм двигательной активности;

2) совершенствование способ. к индивидуальному научению;

3) усложнение форм псих-го отражения (как следствие и фактор предыдущих тенденций).

Поведение – присущее живым существам взаим-вие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (псих. активностью). Различают 6 уровней поведения: от таких врожденных стереотипных форм адаптации, как таксисы и рефлексы, инстинктивное поведение, до приобретенных, поддающихся модификации ыорм, связанных с мышлением (рассудочная деят-сть, научение, импринтинг.).

Таксисы – одноклеточные существа, находящиеся на нижнем конце лестницы живот., обладают сложным поведением. Например парамеция – крошечный организм, едва видимый глазом, обитающий в прудах и лужах, снабженный ртом, имеет на своей поверхности участки, чувствительные к сету, теплу, прикосновению и т.д. Таксис – реакция живого орган на определенный стимул. Они обычно свойственны одноклеточным органм, лишенным нервной системы, но наблюдаются также у видов с более высокой организацией (червей и насекомых). Насекомые летят вечером на свет – типичное проявление таксиса. Рефлекс – это реакция на возбуждение рецепторов, опосредованная нервной системой, закономерная ответная реакция орган на раздражитель. Понятие о нем ввел французский филосов Рене Декарт. Различают безусловные (врожденные рефлексы) – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды орган ( введен И.П.Павловым) и условные(приобретенные) – образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Пример: выработка слюны у собаки на звуки колокольчика. Различают 2 вида условных рефлексов: классические, получаемые по указанной выше методике; инструментальные, при выработке которых безусловное подкрепление дается только после возникновения определенной двигательной реакции животного.

Инстинктивное поведение- совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида живот. — в филогенезе – наследственно закрепленных. врожденных, общих для всех представителей данного вида компонентов поведения. В ходе развития инст-ное поведение формируется в сочетании и взаимодействии с процессами научения, но не нуждается в упражнении, оно сохраняется без периодического подкрепления и отличается устойчивостью. Например: для голубей характерен особый способ питья ( пить, запрокидывая голову) и только голуби втягивают воду клювом с опущенной головой.

16. Адаптивная концепция возникновения и развития психики. Приобретенные формы поведения.

Психика — существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеят-ти, обеспечивающие их ориентацию и деят-сть. Это означает, что возникновение и развитие психики в жив. мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно. В качестве основных тенденций развития психики выявлены след.: 1) усложнение форм поведения — форм двигательной активности;

2) совершенствование способ. к индивидуальному научению;

3) усложнение форм псих-го отражения (как следствие и фактор предыдущих тенденций).

Поведение – присущее живым существам взаим-вие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (псих. активностью). Различают 6 уровней поведения: от таких врожденных стереотипных форм адаптации, как таксисы и рефлексы, инстинктивное поведение, до приобретенных, поддающихся модификации ыорм, связанных с мышлением ( рассудочная деят-сть, научение, импринтинг.

Импринтинг – запечатление особая форма поведения был открыт австрийским этологом К. Лоренцем. Пример: гусята, вылупившиеся из яйца в инкубаторе. Первым движущимся объектом для них был сам К. Лоренц, а не мать – гусыня. При достижении гусятами половой зрелости они не проявляли никакого внимания к гусям, а отдавали предпочтение людям, т.е. привязанность и есть импритинг. Механизм импринтинга важен для выживания. т.к. в природных условиях первый движущийся объект, становится моделью, дающей возможность адекватно проявлять формы поведения, присущие данному виду.

Научение – Ж. Годфруа по степени участия в присвоении опыта выделяет 3 категории научения: реактивное, оперативное, когнитивное. При первом организм пассивно реагирует на внешние воздействия, в нервной системе чел. непроизвольно возникают изменения нейронных цепей и формируются новые следы памяти. При втором нужно ,чтобы организм активно «экспериментировал» с окружающей средой. Это научение путем проб и ошибок, методом формирования реакций и путем наблюдения. При третьем научение предполагает оценку ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий (латентное научение, выработка психомоторных навыков, научение путем рассуждения).

Рассудочная деят-сть- способ-ть высших млекопитающих, главным образом людей и обезьян, позволяющая им решать задачи без предварительных манипуляций, благодаря высокому уровню развития головного мозга. Пример: голодная шимпанзе, сидящая в клетке, способна быстро овладеть лежащим недалеко от клетки бананом, если тот будет привязан к веревке, конец которой находится в клетке рядом с шимпанзе. Сравнительная характеристика психики чел. и живот. представлена в следующих выводах Ю. Б. Гиппенрейтер: 1) вся активность живот. опред-ся биол-ми мотивами (А.Гельб « Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только чел.»).

2) Вся деят-сть живот. ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать свои действия, руководствоваться «идеально» представленной целью(пример отсутствия изготовления изделий впрок). 3)Основу поведения живот. во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта. благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида. 4) У живот. отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т.е. в форме материальной культуры.

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Психические процессы

Психические процессы являются отдельными целостными актами отражательно-регуляционной деятельности. Определенный психический процесс имеет собственный объект отражения, свои регуляционные особенности и протекает в соответствии со своими закономерностями. На базе психических процессов формируются психические образы.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Определение 1

Психический процесс — это активное взаимодействие объекта отражения и субъекта, система особых действий, которые направлены на познание объекта и реализацию взаимодействия с ним

Психические процессы делятся на виды:

  • познавательные,
  • волевые,
  • эмоциональные.

Совокупность волевых, познавательных, эмоциональных процессов составляют психическую деятельность индивида.

Психические состояния

Определение 2

Психическим состоянием называется своеобразие психической деятельности временное, которое определяется ее содержанием, а также отношением самого человека к данному содержанию. Психическое состояние является текущей модификацией человеческой психической деятельности и представляет собой стойкую интеграцию психических проявлений индивида при конкретном взаимодействии с действительностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Классификация психических явлений 480 ₽ Реферат Классификация психических явлений 280 ₽ Контрольная работа Классификация психических явлений 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Проявляется психическое состояние в общем функциональном уровне психической активности, который зависит от деятельности человека в определенный момент и особенностей его личности.

Психические состояния можно разделить на следующие виды:

  • мотивационные, базирующиеся на потребностях установки, то есть на желаниях, интересах, страсти, влечении;
  • состояния организованности сознания, проявляющиеся в разных уровнях работоспособности и внимательности;
  • эмоциональные, подразумевающие эмоциональную тональность ощущений, эмоциональный отклик на окружающую реальность, настроение, эмоциональные состояния конфликтного характера;
  • волевые, включающие состояния инициативности, решительности, целеустремленности, настойчивости.

Отдельно выделяются пограничные психические состояния человека:

  • реактивные, включая шоковые и ступорные состояния;
  • неврозы;
  • акцентуации характера;
  • психопатии;
  • состояния задержки психического развития.

Недостатки традиционной классификации

Необходимо отметить, что традиционная классификация психических явлений, идущая от Канта, хотя и является основой построения традиционной психологии, имеет свои недостатки. Данной классификации присуще искусственное обособление психических процессов от типологических свойств личности и психических состояний. В действительности же познавательные, эмоциональные и волевые процессы являются определенными психическими возможностями личности, а психические состояния текущим своеобразием этих возможностей.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Связь психологии с другими науками

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (например, общая психология, где даются определения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология».

Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».

Социологиякак самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

… «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние …

Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».

История.Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии).

На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]