Тест Люшера: как правильно расположить цвета? Как проходить тест Люшера

Тест Люшера – это тест, разработанный швейцарским психотерапевтом Максом Люшером для исследования личности. Суть теста заключается в ранжировании цветных карточек. На основе ваших индивидуальных предпочтений между цветами можно сделать определённые выводы о вашей личности.

Предлагаем вам пройти нашу онлайн-программу «Самопознание», чтобы лучше узнать себя. За 4 недели с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 Назначение методики
  • 3 Преимущества методики
  • 4 История создания
  • 5 Адаптации и модификации
  • 6 Теоретические (методологические) основы
  • 7 Структура методики
  • 8 Процедура проведения 8.1 Инструкция (для психолога)
  • 9 Обработка результатов
      9.1 Разметка выборов
  • 10 Интерпретация результатов
  • 11 Стимульный материал
      11.1 Карточки
  • 12 Литература
  • Преимущества методики

    Каждый из восьми цветов теста тщательно подбирался по своему специальному психологическому и физиологическому значению — своей структуре — с этой целью в течение пяти лет производились предварительные опыты с 4500 оттенками цветов. Их значение является универсальным, оно остается неизменным для разных стран, не зависит от возраста, одинаково для мужчин и женщин, образованных и необразованных или «цивилизованных» и «нецивилизованных». Многие испытывают предубеждение против «психологических тестов» прежде всего, если им приходится давать ответы на бесчисленные, отнимающие много времени вопросы, или если их заставляют сортировать множество карточек. Опыт работы с тестом Люшера показывает, что число тех, кто его не приемлет, очень невелико. Тест привлекателен, его можно быстро провести, а испытуемые при этом не считают, что они роняют свое достоинство, выбирая цвета. Возможно, они изменили бы свое мнение, если бы знали, насколько разоблачающим является тест на самом деле.

    История создания

    Первая редакция теста, принесшая автору мировую известность, опубликована в 1948 году. В 1970 году М. Люшер выпустил объемное руководство к своему тесту. Теория и практика метода излагаются также в таких книгах Люшера, как «Сигналы личности», «Четырехцветный человек» и др.

    Тестовые цвета были подобраны Люшером экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов. Автор, специально подчеркивает, что адекватная диагностика с позиций его метода, возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом, набора цветовых стимулов.

    Адаптации и модификации

    Метод цветовых выборов предложенный Л.Н. Собчик представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера. Метод предназначен для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля переживания, типа реагирования и степени адаптированности обследуемого. Кроме того, он позволяет выявить компенсаторные возможности человека, оценить степень выраженности болезненно заостренных черт характера и клинических проявлений.

    Для чего используется тест Люшера?

    Тест Люшера является одним из наиболее популярных в психологии. Его широко используют психологи для составления эмоционального портрета пациента.

    Потенциальные работодатели тестируют кандидатов по методу Люшера для того, чтобы понять его готовность к работе и выявить предрасположенность к той или иной сфере деятельности.

    Немаловажную роль играют маркетинговые исследования, применяющие данную методику. Основываясь на цветовых предпочтениях целевой аудитории, маркетологи разрабатывают этикетки, баннеры и прочую рекламную продукцию.

    Теоретические (методологические) основы

    Разработка теста Люшера базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека в целях дифференцированного психотерапевтического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования, намеки на которое появилось лишь в поздних работах как самого Люшера, так и его последователей. В основе интерпретационного подхода методики, весьма эклектичного, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

    Структура методики

    Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом, конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается. Полный вариант теста Люшера

    Полный вариант ЦТЛ — «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовых таблиц:

    1. «серого цвета»
    2. «8-ми цветов»
    3. «4-х основных цветов»
    4. «синего цвета»
    5. «зеленого цвета»
    6. «красного цвета»
    7. «желтого цвета»

    В таблицу 1

    «серого цвета» входят — средне серый (0; он аналогичен серому из 8-ми цветовой таблицы), темно-серый (1), черный (2; аналогичен 7 из таблицы 8-ми цветов), светло-серый (3) и белый (4).

    Таблица 2

    полного варианта аналогична 8-ми цветовой таблице краткого варианта теста Люшера.

    Таблица 3:

    темно-синий (I1), сине-зеленый (D2), красно-желтый (O3) и желто-красный (Р4). Каждый цвет представлен в таблице по 3 раза (как и цвета последующих таблиц) с целью по парного сравнения цветов испытуемыми. Цвета аналогичны 4-м «основным» тонам таблицы 2.

    Таблица 4:

    темно-синий (I1), зелено-синий (D2), сине-красный (O3), голубой (Р4). В этой таблице темно-синий цвет (I1), аналогичен темно-синему в таблицах 2 и 3. Использование одного и того же цвета («основного» ) в нескольких таблицах ЦТЛ позволяет, с точки зрения Люшера, более глубоко изучить отношение к нему испытуемого.

    Таблица 5:

    коричнево-зеленый (I1), сине-зеленый (D2), зеленый (O3) и желто-зеленый (Р4). Здесь, в третий раз присутствует сине-зеленый (D2).

    Таблица 6:

    коричневый (I1), красно-коричневый (D2), красно-желтый (O3), оранжевый (Р4). Первый из этих цветов аналогичен 6 из таблицы 2, а красно-желтый (O3) появляется в 3-й раз.

    Таблица 7:

    светло-коричневый (I1), зелено-желтый (D2), оранжевый с большей долей красного (O3) и желто-красный (Р4). В последней таблице ЦТЛ в третий раз повторяется желто-красный цвет (Р4).

    Цвета ЦТЛ, начиная с таблицы 4, относятся к определенным «цветовым колонкам». Их четыре — по числу «основных» цветов. В «синию» колонку (I1) входят цвета, обозначенные I1, в «зеленую» (D2) — D2; «красную» (O3) — O3; «желтую» (P4) — Р4. Краткий вариант теста Люшера

    Краткий вариант представляет собой таблицу восьми цветов:

    • серого (условный номер — 0)
    • темно-синего (1)
    • сине-зеленого (2)
    • красно-желтого (3)
    • желто-красного (4)
    • красно-синего или фиолетового (5)
    • коричневого (6)
    • черного (7)

    Коричневый цвет (6)

    Коричневый цвет — это затемненный желто-красный. Импульсивная жизненная сила красного цвета в коричневом затемнена, приглушена, успокоенна или «сломлена», как сказал бы художник. Коричневый обладает экспансивно действующим импульсом, которому не хватает активной жизненной силы красного. Живость не действует более активно, а воспринимается пассивно. Коричневый цвет представляет собой живое чувственное восприятие. Поэтому положение коричневого цвета дает представление об отношении к жизненным физическим ощущениям. Если коричневый цвет стоит в положении индифферентности, на пятом, шестом или седьмом месте, то жизненное восприятие тела «уничтожено», так как здоровое и удовлетворенное тело не ощущают. Но если он стоит в первой половине ряда или даже на первых двух местах, то в наличии имеется повышенная потребность в отдыхе, создаваемом уютом и чувственным умиротворением. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту.

    Если коричневый стоит на восьмом месте, тогда отвергается его свободный от напряжения уют. Коричневый цвет воспринимают как тупую банальность «человека из толпы», от которого выбирающему, как индивидуалисту, хотелось бы отличаться. Из-за этого страдает способность получать чувственное наслаждение, в результате чего возникает дефицит, являющийся причиной компенсации вплоть до навязчивых сексуальных идей.

    Коричневый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах с пятого по седьмое.

    Процедура проведения

    Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.

    Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий — 1, сине-зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7, серый — 0.

    Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

    Инструкция (для психолога)

    Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.

    Черный цвет (7)

    Черный цвет — это самый темный цвет. В черном завершается концентрическое направление темных цветов вплоть до окончательной точки. Черный — это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничего». Черный — это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом как в абсолютной свободе (отсюда — безупречность). Знамена анархистов и нигилистических союзов были черными. Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный цвет на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы. Тот, кто выбирает черный цвет на второе место, считает, что он может отказаться от всего, если он сможет форсировать то, что выражает цвет на первом месте перед черным. Если на первом месте, например, стоит красный цвет перед черным, то безудержные переживания должны компенсировать лишения. Если перед черным стоит синий цвет, то покой без напряжения должен воссоздать разрушенную гармонию. Если перед черным стоит серый, то полное отгораживание должно помочь преодолеть невыносимое состояние. Тот, кто выбирает черный цвет на восьмое место, где он и встречается чаще всего согласно статистике, не желает отказываться. Отказ означает для него лишения и пугающий дефицит. Так как он не может отказываться, то он избегает опасности и ставит повышенные требования, носящие авторитарный характер.

    Обработка результатов

    Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

    В результате тестирования получаем восемь позиций:

    • первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );
    • третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);
    • пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );
    • седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — -)

    На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

    • 1-я позиция — цвет, который нравится больше всего, указывает на основной способ действия, т.е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым.
    • 2-я позиция — обычно цвет в этой позиции также обозначается знаком «+», и в этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый.
    • 3-я и 4-я позиции — обычно цвета, стоящие в этих позициях, обозначаются знаком «х» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации (например, синий цвет в этом случае будет означать — испытуемый чувствует, что находится в обстановке покоя или же что обстановка требует, чтобы он действовал спокойно).
    • 5-я и 6-я позиции — цвета, находящиеся в этих позициях и обозначенные знаком «=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности.
    • 7-я и 8-я позиции — цвет в этих позициях, помеченный знаком «—», означает существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что ее реализация привела бы к неблагоприятным результатам.

    Разметка выборов

    При повторном выборе цветов, если два или более цвета меняют позицию, но все же остаются рядом с цветом, который был их соседом по первому выбору, то группа существует, и именно эту группу цветов следует обвести кружком и пометить соответствующим функции знаком. Очень часто эти группы несколько отличаются от простой группировки по парам.

    Пример:

    1-й выбор — 31542607

    2-й выбор — 35142670

    Группирование выполняется следующим образом:

    31542607
    3(5 1)(4 2 6)(7 0)
    +хх===

    Делая пометки в протоколе такого теста, следует руководствоваться следующими правилами:

    1. Первая группа (или одна цифра) помечается «+».
    2. Вторая группа (или одна цифра) помечается «х».
    3. Последняя группа (или одна цифра) помечается «-».
    4. Все остальные цвета помечаются знаком «=».

    Там, где имеются пары цветов, при интерпретации следует использовать их, а не отдельные цвета.

    Иногда одни и те же цвета при 1-м и 2-м выборе будут снабжены различными знаками. В этом случае каждый выбор следует помечать отдельно:

    ++х==
    51342607
    35142760
    +хх===

    Обычно второй выбор бывает более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, особенно в случае сомнений. В этой связи при пользовании таблицами следует учитывать в первую очередь группировку и пометки, сделанные при втором выборе.

    Может оказаться, что какие-либо номера являются общими для двух функциональных групп и тогда следует интерпретировать обе группы соответствующими пометками в протоколе:

    ++
    +хх====
    513406271-й выбор
    315407262-й выбор
    ++х====

    В таком случае в таблицах нужно смотреть следующие группы: +3+1, х1×5, =4=0, —2—6 (имеются еще также дополнительные группы: +3—6 и +3—2).

    Основные правила

    Проходя тест, испытуемый должен соблюдать правила, чтобы полученные результаты были как можно ближе к его настоящим переживаниям. Испытуемый имеет право:

    • задавать уточняющие вопросы до начала проведения методики;
    • получить бумажную инструкцию, которая остается на столе во время прохождения теста;
    • отказаться от прохождения, если методика доставляет ему дискомфорт.

    Испытуемый обязан:

    • внимательно следовать порядку прохождения процедуры теста;
    • быть предельно откровенным, выбирая предпочитаемые цвета;
    • не менять выбор цвета, после того, как он уже был совершен.

    Основное правило — испытуемый должен находиться в адекватном состоянии, иначе проведение методики с необходимостью выбора не имеет смысла.

    Интерпретация результатов

    Одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние. Подробное описание значения цветов.

    Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

    Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

    • № 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
    • № 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;
    • № 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;
    • № 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

    Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

    Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

    • Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.
    • Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.
    • Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

    Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

    Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

    В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком —, например: Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния. В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

    !!!!!!
    ААА
    214

    Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7— и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:

    Подобным же образом в тесте Люшера оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:

    !!!!!!
    ССС
    +++
    607

    Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее. С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

    Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком «—» ). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

    Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

    Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния. Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

    То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

    Фиолетовый цвет (5)

    Фиолетовый цвет — это смесь красного и синего. Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав из противоположностей, то есть из красного цвета, как у импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности; а потому — это выражение идентификации. Такая идентификация — это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. Эта власть называется волшебством, магией, и как раз это и является значением фиолетового. Тот, кто отдает предпочтение фиолетовому цвету, тот хотел бы магических взаимоотношений. Он желает быть околдованным, но он хотел бы и сам обладать колдовской силой и внушительным шармом, так как в магической идентификации уничтожается противоположность между субъектом и объектом. Фиолетовый цвет — это может быть идентификация как эротическое слияние, или как интуитивно-чувственное понимание. Но он может означать просто единство, как недифференцированность и нерешенность. Так, тестирование 1600 школьников, не достигших периода полового созревания, показало, что 75% отдали предпочтение фиолетовому цвету. Статистика результатов тестирования 1000 иранцев, негров из Тангоники и Гао и индейцев из центральной Бразилии выявляет заметное предпочтение фиолетовому цвету. Действие гормонов также, очевидно, ведет к предпочтению фиолетового, как показали исследования, проведенные среди женщин в период беременности (Эрбеле), как показали тесты при функциональных расстройствах щитовидной железы, и как показали опыты с выбором цветов у гомосексуалистов.

    Если фиолетовый цвет выбирают на восьмое место, то желание чувственного эротического слияния, магии идентификации со своим партнером скрывают в тайне, потому что отсутствуют предпосылки. Отсюда возникает часто не обнаруживаемая замкнутость и стремление к созданию как можно более ясных взаимоотношений. Способность к эмоциональному предчувствованию и потребность в магии очарования переносится на такие объекты, которые требуют эстетической оценки и воплощения и которые часто становятся профессиональной задачей.

    Фиолетовый не обращает на себя внимание, когда он стоит на местах с третьего по седьмое, даже если он стоит или на втором месте при беременности или перед половым созреванием.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]