Фаталисты и фатализм — это мы сами творим свою судьбу или лишь следуем предначертанному

Приветствую Вас, друзья!

Люди всегда задумывались о том, почему в их жизни случаются определенные вещи, над которыми они сами часто не властны. Они не всегда могли понять настоящую причину произошедшего события, но всегда пытались найти объяснение – такова человеческая природа. Именно благодаря этому любопытству много тысячелетий назад сформировалась вера в судьбу и её неотвратимость.

Позже это мировоззрение стало неотъемлемой частью большинства религий, ведь предначертанность – простое, удобное и всеобъемлющее объяснение для любого происходящего события, хорошего или плохого, справедливого или нет. В современной литературе это мировоззрение называется фатализмом, а его приверженцы – фаталистами. Сегодня мы подробно поговорим о том, кто такой фаталист, а заодно разберёмся, чем хороша и чем плоха эта система взглядов для обычного человека.

Кто такой фаталист?

Фаталист – это человек, верящий в предначертанность значимых событий и неотвратимость судьбы. Обычно это религиозный или очень суеверный человек, во всём уповающий на высшие силы. Он считает, что может оказывать лишь незначительное влияние на то, что с ним происходит, а все важные события в его жизни предначертаны судьбой. Фаталисты верят в предсказания, пророчества и приметы, и во всём склонны видеть влияние фатума (судьбы).

Вера в судьбу появилась на заре становления человеческой цивилизации, когда возникли первые религии. Людям нравилось верить в божественное предопределение. И эта вера не ослабевала тысячелетиями, несмотря на стремительное развитие общества, просвещение и научно-технический прогресс. Даже сегодня большинство людей продолжает разделять это мировоззрение, считая, что их жизни предопределёны, а они сами способны влиять лишь на незначительные повседневные события.

Самым известным литературным персонажем, ассоциирующимся со словом «фаталист» является, конечно же, Григорий Печорин – ключевой персонаж романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Он высокомерен, циничен и хладнокровен, часто демонстрирует храбрость и спокойно рискует жизнью, поскольку верит, что каждый умрёт лишь тогда, когда ему суждено.

С точки зрения психологии, фатализм может благотворно влиять на психику, смягчая стресс от пережитых неприятностей. Человеку очень тяжело признавать ошибки, которые привели к значительным потерям. Но если он верит, что произошедшая неприятность была уготована судьбой, ему гораздо проще смириться с ней.

Примеры волюнтаризма

Чтобы понять, кто такой волюнтарист, давайте окунёмся в историю. В качестве яркого примера обычно используют императора Калигулу. Глава Римской империи, жестокий и деспотичный властитель, был способен на проявление этой черты своего характера. Он желал, чтобы его считали богом и поэтому пытался изменить экономические законы империи, вопреки здравому смыслу.

Любитель роскоши и считающий государственную казну собственным кошельком, он за короткое время сумел разорить некогда процветающее государство. Самый удивительный поступок, который он совершил, характеризует его как человека, оторванного от реальности и витающего в своих фантазиях. Мало того, что он возомнил себя богом, так ещё и способ восстановления экономики придумал совершенно «волшебный».

Он приказал собрать ракушки и использовать их вместо монет. Конечно же, эта идея не увенчалась успехом, ведь ракушки не представляли никакой ценности, в отличие от настоящих денег. Римляне не поддержали эту идею и затею императора ожидал провал.

Волюнтаризм Хрущева

Ещё один пример политического волюнтаризма — это стратегия Н. Хрущёва. Он так увлёкся идеей сельского хозяйства, что предпринимал шаги, которые заставляли усомниться в его здравом смысле.

Конечно, подобная политика принесла плоды, освоение целины имело большое значение для страны, но другие его указания носили совершенно безумный характер. К примеру, желание засеять все поля кукурузой или возделывать южные культуры в северных широтах, повернуть реки вспять и снести горы, ярко иллюстрируют его непреклонное волевое желание изменить мир под себя.

Волюнтаризм в фильме «Кавказская пленница»

Что такое волюнтаризм в Кавказской пленнице? На самом деле герой Никулина, произнося это слово, не имеет понятия о том, что оно значит. Реакция остальных участников только подогревает интерес зрителей и создаёт интригу.

Волюнтаризм из Кавказской пленницы это крылатое выражение, которое обрело самостоятельную жизнь после выхода фильма на экраны. На самом деле в сцене спрятан тонкий юмор на тему политики. Что же смешного в этой фразе? Оказывается, фильм вышел на экраны кинотеатров в конце шестидесятых годов. Именно тогда закончилась эпоха Хрущёва, и началась эра Брежнева. Как это всегда принято в нашей стране, новая власть критикует ушедшую.

Хрущёв порицал Сталина за «Культ личности», а самого Никиту Сергеевича позже высмеивали за экономический волюнтаризм. Он выражался двумя известными фразами: «Освоить целину» и «Выращивать кукурузу на территории всей страны».

Настойчивый политик не принимал во внимание экономическую целесообразность своих устремлений, руководствуясь амбициями и мечтами. Собственно, волюнтаризм значение слова на Кавказе имеет такое же, как и во всём мире, просто оно стало так популярно благодаря ярким образам и великолепной игре актёров в фильме «Кавказская пленница».

Волюнтаризм в политике

Чаще всего встречается волюнтаризм в политике — это когда чиновники и другие фигуры, находящиеся у власти, считают приоритетным достижение личных целей. Они пренебрегают интересами людей, которые привели их к власти и игнорируют нужды народа. Такие оторванные от действительности личности предпочитают не замечать реальную политическую картину.

Их сравнивают с избалованными детьми, избегающими ответственности и чрезмерно увлёкшимися своими игрушками.

Часто этим грешат мелкие чиновники, поэтому их действия остаются не замеченными. Сторонник волюнтаризма способен принести огромный вред, особенно если он является приверженцем бюрократии и не способен усвоить хотя бы азы политической культуры.

Волюнтаризм Хрущёва так выделен в истории как раз потому, что он был ключевой фигурой и от него зависела судьба целой страны. Хотя многие его идеи были здравыми и приносят плоды до сих пор, некоторые инновации, оторванные от реальности и существующие лишь в его амбициозных фантазиях, поглотили ресурсы, не принеся ожидаемых плодов.

Хрущёвский волюнтаризм нашёл своё место в мировой истории и стал источником политических анекдотов. И один из таких примеров — фильм «Кавказская пленница» с его завуалированным политическим юмором.

Экономический волюнтаризм

В данном случае речь идёт о поведении, которое противоречит существующим экономическим правилам и требованиям. При этом происходит либо отрицание, либо игнорирование проблем, которые нарастают из-за подобного поведения. Результатом такого явления становится торможение экономического развития и назревание кризисных ситуаций. Волюнтаризм в экономике тесно связан с политикой, ведь обе эти сферы существуют параллельно друг другу.

Пример такой деятельности всё тот же Хрущёв. Засеивание огромных территорий сельскохозяйственными культурами, не приспособленными к природным условиям, было обречено на провал. При этом использовались огромные экономические ресурсы в виде крестьянского труда, техники и транспортных доставок новых культур в отдалённые регионы.

Калигула показал себя тоже как человек, не способный выбрать правильную стратегию для развития экономики Римской империи. Невозможно просто собрать ракушки с побережья и использовать их как платёжное средство. Это ясно даже ребёнку, ведь у денег в любой форме должна быть своя ценность. Какая ценность у моллюсков, если в них нет даже жемчужин? Конечно же, нулевая. Именно так и выглядит экономический волюнтаризм в исторических примерах.

Волюнтаризм в психологии

Хотя это звучит неожиданно, существует волюнтаризм в психологии, это важная способность человека, которая отвечает за самоорганизацию. В этом случае данная черта характера появилась у нас в результате эволюции и стала ещё одним важным инструментом для выживания. Она позволяет бороться с жизненными тяготами и преодолевать их. Человек способен начать жизнь с нового листа именно когда у него есть наклонность к психологическому волюнтаризму.

Главным фактором успешности в данном случае является стремление к саморазвитию, и желание двигаться вперёд. Это значит, что ярко выраженная сила воли работает на высокую организацию нашего мышления, помогая найти внутреннюю силу. Волюнтаризм присущ психически здоровым, волевым личностям, только проявляется он в масштабах одной жизни, а не целого народа.

Волюнтаризм в философии

Единого определения, что такое волюнтаризм в философии на данный момент всё ещё не существует. В каждой эпохе появлялся свой сторонник этой идеи и выдвигал личную формулировку. В Средние века эта идея была иллюстрацией Божьей воли, как движущей силы существования. Однако последователи идеи сошлись в некоторых формулировках, выделив два направления:

1. Воля главнее, чем разум. Поскольку это энергия, она лежит в основе всего сущего. Этой идеи придерживались такие представители волюнтаризма в философии как Ницше, Шопенгауэр и Шеллинг. 2. Разум важнее воли. Самая краткая формулировка этого постулата принадлежит Цицерону. Он дал такое определение как «разумное желание». Именно эта интерпретация наиболее востребована в наше время.

Признаки фаталиста

Чтобы лучше понять, кто такой фаталист, рассмотрим его наиболее типичные черты. Как мы уже выяснили, он полностью полагается на судьбу. Проявляться это может по-разному, но чаще всего ему свойственны следующие особенности поведения:

1. Отказ от ответственности

. Фаталист – это человек, верящий, что он практически не влияет на собственную судьбу, и любые значительные события происходят в его жизни лишь потому, что так было предначертано.

2. Вера в гадания и приметы

. Людей всегда волновало их будущее, поэтому были придуманы тысячи примет, а такой промысел как гадание распространился по всему миру.

3. Пессимистичность

. Фаталисты более склонны верить в негативные сценарии развития событий, чем в позитивные, и чаще всего являются пессимистами.

4. Неверие в собственные силы

. Если человек не верит, что способен повлиять на свою судьбу, у него формируется уверенность в том, что от него вообще мало что зависит.

5. Неверие в случайные события

. Фаталист не верит в случайности. Если событие предопределено, оно обязательно должно произойти. И если что-то маловероятное произошло, то лишь потому, что это должно было произойти.

Когда появился волюнтаризм?

Мы разобрались с тем, что такое волюнтаризм, когда появился этот феномен? На самом деле подобное волевое поведение присуще человеческой природе изначально и особенно ярко эта черта проявлялась у лидеров разных времён. Но первые намёки в литературных источниках появились во времена Августина Блаженного.

Более конкретно и ярко эту мысль оформил Шопенгауэр, уже в 19 веке. Он даже посвятил данной теме целый философский труд под названием «Мир как воля и представление».

Именно он высказал мысль о том, что человеческая воля первична и способна управлять разумом. Спустя некоторое время, когда возник волюнтаризм, его духом проникся и Ф. Ницше. Он создал целую философию собственного сочинения, основанную на биологическом волюнтаризме. Он полагал, что природная потребность, необходимая для выживания, в обществе превращается в желание иметь власть над другими.

Плюсы и минусы фаталиста

Исходя из вышесказанного, может сложиться впечатление, что быть фаталистом — плохо. Однако у людей с данным типом мышления есть и вполне выраженные преимущества, значительно упрощающие их жизнь. Главный плюс заключается в том, что их психика не нагружена переживаниями за собственные ошибки. Ответственность за все неудачи он сразу же перекладывает на некие внешние силы, а все положительные события воспринимает с благодарностью.

В противовес данному преимуществу можно выделить сразу три существенных недостатка фаталистов:

1. Склонность быстро опускать руки

. Фаталист не верит, что настойчивость помогает добиваться поставленной цели. Поэтому, столкнувшись с первой неудачей, он часто сразу же прекращает попытки.

2. Плохая подготовка к важным событиям

. Известная латинская пословица гласит: «Победа любит подготовку» (Amat victoria curam). В истории существует немало примеров, когда великие и успешные полководцы проигрывали войны, уверовав, что им покровительствует влиятельное божество, и все битвы будут заведомо успешными.

3. Суеверность

. Эта черта характера создаёт массу проблем самому фаталисту и его близким. Он может менять планы и отказываться от важных дел, если ему приснился «вещий сон» или кошка перебежала дорогу. Кроме того, фаталисты часто становятся жертвами мошенников, охотно пользующихся их суевериями.

Почему люди становятся фаталистами?

Если вы правильно поняли, кто такой фаталист, то для вас уже очевидно, что фатализм не заложен в генах. Это мировоззрение формируется у человека в процессе воспитания, взросления и получения определенного жизненного опыта. Чаще всего причинами формирования фатализма становятся такие факторы как:

1. Убеждения, заложенные в детстве

. Любой ребёнок склонен принимать на веру то, что говорят взрослые. Нередко убеждения, заложенные родителями, воспитателями или учителями сохраняются и во взрослом возрасте. Поэтому дети суеверных или религиозных родителей, повзрослев, часто становятся фаталистами.

2. Гиперопека со стороны родителей

. Подобная тактика воспитания практически всегда приводит к тому, что ребёнок вырастает безответственным. Ему сложно принять, что ответственность за собственную жизнь лежит на нём самом. Уж лучше списывать свои ошибки на промысел судьбы (более подробно о гиперопеке читайте в этой статье).

3. Низкая самооценка

. Человек, не верящий в собственные силы, склонен полагаться на судьбу и винить в собственных неудачах обстоятельства.

4. Негативные события

. Сильный стресс может сломить человека и сделать его безвольным. А если человек не верит в себя, он также всецело полагается на судьбу.

5. События, которые человек воспринимает как «чудо»

. Как было сказано выше, люди иногда сталкиваются с серьезными неприятностями. Но все неприятности однажды заканчиваются, и в такой момент у человека может сформироваться убежденность, что его берегут некие высшие силы.

Что такое волюнтаризм?

Начнём с того, что такое волюнтаризм простыми словами. Это очень упрямое и непреклонное стремление к своей цели, желание непременно добиться желаемого, даже если это кажется невозможным. Человек упрямо идёт к достижению мечты, не беря во внимание объективные факторы, которые являются помехой на пути.

Например, Валентин Дикуль в своё время проявил именно психологический волюнтаризм, стремясь встать на ноги, невзирая на самые плохие и безнадёжные прогнозы медиков. И он добился цели благодаря именно волюнтаризму, не иначе.

Волюнтаризм — это простыми словами желание контролировать ситуацию и управлять ею при любых обстоятельствах. Это подкрепляет само происхождение термина волюнтаризм (значение слова-воля, от латинского «voluntas»).

Это понятие вошло в обиход довольно давно, ещё в 19 веке, а точнее, в 1883 году. Первым его начал использовать Фердинанд Теннис, социолог из Германии.

Он предположил, что энергия человеческой воли может приводить к появлению устойчивых социальных групп (в данном случае имеются в виду сообщества людей). То есть один человек может собрать вокруг себя группу людей, которых сможет подчинить своим целям.

Зарождение и история фатализма

Выше мы рассматривали фатализм в основном как индивидуальное мировоззрение, формирующееся у человека под влиянием тех или иных обстоятельств. Но фатализм – это система взглядов, существовавшая и развивавшаяся на протяжении многих веков. Принято считать, что он зародился в Древнем Риме – цивилизации с тщательно продуманной и хорошо структурированной политеистической религией.

Фатум в древнеримской мифологии был олицетворением судьбы. Древние римляне верили, что судьбу человека определяют особые божества – Фаты. В древнегреческой мифологии также описывались божества, отвечающие за судьбу людей – Мойры. Другие древние религии также уделяли большое внимание судьбе, пророчествам и предназначению. Но именно римляне и греки первыми выделили фатализм в отдельную систему взглядов.

Во всех современных религиях присутствует концепция расплаты за хорошие и плохие поступки. Это также разновидность фатализма, поскольку суть подобных верований заключается в том, что будущее человека определяется заранее, и совершив определенные поступки, он уже не сможет избежать расплаты. Кроме того, практически во всех религиях в мельчайших деталях описан «Конец света». Интересно, что к повседневным пророчествам и гаданиям большинство религий при этом относится негативно (и возможно, не зря).

Всевозможные прорицатели, гадалки и астрологи умело эксплуатируют склонность большинства людей к фатализму. И вполне современный человек с хорошим образованием может заказывать индивидуальный гороскоп, веря в то, что движение Юпитера как-то предопределяет его судьбу. И причина отнюдь не в том, что он не способен мыслить рационально. Для него это отличная возможность переложить ответственность за собственную жизнь на судьбу и не тратить эмоциональную энергию на сомнения и переживания.

Что такое фатализм в философии?

Выделяют, по меньшей мере три вида фатализма:

1. Религиозный. Это мировоззрение тех, кто считает, что судьбы всех людей определяются Богом.

2. Логический. Это древнейшее философское учение, утверждающее, что в мире всё неслучайно, и все события имеют причинно-следственные связи.

3. Пессимистичный. Характерен для моментов, когда человек находится в сложном психологическом состоянии — стресс, отчаяние, агрессия и тому подобное. В таких случаях в своих проблемах люди часто винят кого угодно (погоду, обстоятельства, окружающих людей) и полагают, что всё происходящее — происки «судьбы-злодейки».

Фатализм в философии представляет собой течение о подчинении человека своей «всесильной» судьбе, о закономерности общественной истории, о предопределённости гармонии и стихии. По отношению к человеку логика при фатализме в этом случае рассматривается как внешнее проявление естественных изменений, общественных закономерностей или сверхъестественных сил. Такой фатализм — это простыми словами похоже на выражение: «если суждено быть повешенным, то не утонешь».

Некоторые философские течения называют фатализм ленивым (не убедительным) аргументом при определении отношения к происходящему.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]