10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить (1 фото)

Из его уст лилась настолько грамотная, четкая речь, настолько умные и глубокие мысли, что из старика он превращался в статного, представительного оратора. Никто уже не замечал его толстых очков, лысины и изношенного костюма. Разве не удивительно?

Согласитесь: четкое, последовательное и убедительное изложение своих мыслей – настоящее искусство. И чтобы вашим словам внимали так же, как тому профессору, необходимо поставить речь и научится грамотно говорить. Это пригодится вам в любых сферах жизни.

Благодаря этим умениям, вы можете быть душой компании, с легкостью убедите потенциального партнера заключить с вами контракт, эффектно выступите перед аудиторией и добьетесь любых поставленных целей.

Что такое грамотная речь

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Грамотная правильная речь – это отсутствие слов — «паразитов». Те, у кого небольшой словарный запас, сталкиваются с проблемой использования следующих выражений: «типа того», «ну», «вроде», «э».

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Книги для развития словарного запаса

Книги всегда хороши тем, что позволяют человеку узнавать много нового и интересного. Чтение само по себе делает речь более развитой и богатой, но далеко не все книги будут полезны именно в этих целях. Есть общепризнанные писатели, авторы настоящих шедевров, демонстрирующих красоту великого русского языка (и языка в целом) настолько, насколько это вообще возможно.

Начнем с отечественной классики, повлиявшей на становление русской речи, а также нравственности. Существенно расширить лексикон помогут книги следующих авторов:

  • А. С. Пушкин. Его можно назвать основой русской словесности, ведь его лексикон составлял около 25 тысяч слов. Можете не сомневаться, что с помощью его сочинений, поэм и сказок вы серьезно пополните свой словарный запас.
  • М. В. Ломоносов. Не менее «эффективны» переводы, письма и стихотворения этого замечательного человека, считающегося основоположником русской поэтической культуры.
  • Ф. М. Достоевский. Читая произведения этого философа и романиста («Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание» и другие), вы не только окунетесь в недра русского языка, но и познаете мир новых чувств и переживаний.
  • Н. М. Карамзин. Советуем обратить внимание на книги «История государства российского» и «Бедная Лиза». Одних только их хватит, чтобы обогатить свою речь множеством новых слов, включая варваризмы и неологизмы.

Зарубежная классика в не меньшей степени способна повлиять на развитие речи. К тому же, читая подобные книги, вы сможете познакомиться с особенностями поведения людей различных национальностей:

  • Французские авторы: Оноре де Бальзак, Эмиль Золя, Жюль Верн, Жорж Санд и другие.
  • Английские авторы: Уильям Шекспир, Артур Конан Дойл, Оскар Уайльд, Даниэль Дефо и другие.
  • Американские авторы: Маргарет Митчелл, Марк Твен, Рэй Брэдбери, Джек Лондон и другие.
  • Испанские авторы: Мигель де Сервантес, Камило Хосе Села, Эдуардо Мендоса, Франсиско де Кеведо-и-Вильегас и другие.

Далее в нашем списке более специфическая литература – словари. Их изучение, пожалуй, еще лучше помогает развивать речь и словарный запас. Смело берите любой из перечисленных словарей и начинайте его читать:

  • «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.
  • «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым под ред. Г. В. Карпюка.
  • «Словарь русских пословиц и поговорок». В. П. Жукова.
  • «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей» С. Н. Зигуненко и А. Ф. Истомина.
  • «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой.
  • «Орфографический словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова.
  • «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов». Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой.
  • «Словарь антонимов русского языка». М. Р. Львова.

И несколько толковых словарей:

  • Толковый словарь С. И. Ожегова.
  • Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.
  • Русский толковый словарь В. В. Лопатина.
  • Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой.
  • Толковый словарь Д. Н. Ушакова.
  • Толковый словарь А. П. Евгеньевой.

И, наконец, если вам хочется устроить себе настоящее интенсивное обучение развитию речи и речевым навыкам, но при этом еще и интересно провести время, обратитесь к очень познавательным специализированным произведениям:

  • «Слово о словах». Лев Успенский.
  • «Знаем ли мы русский язык?». Мария Аксенова.
  • «Живой как жизнь». Корней Чуковский.
  • «Русский язык на грани нервного срыва». Максим Кронгауз.
  • «Русский со словарем». Ирина Левонтина.
  • «От адамова яблока до яблока раздора». Вадим Храппа.
  • «Слово живое и мертвое». Нора Галь.
  • «Странности нашего языка». Найджел Браун.
  • «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». Ларри Кинг.

И в заключение, несколько слов о том, как быстрее запоминать новые слова из книг. Делать это лучше всего в игровой и творческой форме:

  • Разгадывайте тематические кроссворды, посвященные конкретным произведениям.
  • Отвечайте на вопросы после прочтения книг. Их можно найти в Интернете, а ответы лучше давать письменно.
  • Пишите конспекты любимых произведений, подражая авторам. Так вы будете развивать речь, грамотность и память.
  • Заведите дневник, куда будете записывать интересные и понравившиеся вам слова. Не забывайте вносить туда и их определения.
  • Пробуйте себя в писательском мастерстве. В выходные уделяйте пару часов на написание небольшого рассказа или эссе на свободную тему.

Общайтесь с людьми, читайте книги, изучайте словари и энциклопедии, записывайте в дневнике, блокноте или на стикерах новые слова – все это и есть составляющие развития речи и лексикона. Если же хотите расширить словарный запас своего ребенка, читайте ему вслух, рассматривайте и описывайте виммельбухи, играйте в настольные и активные игры, составляйте слова из кубиков и магнитов и объясняйте их значение, поддерживайте в нем любознательность и интерес к окружающему миру.

Активные и осознанные действия – вот, что является обязательным условием и гарантией развития словарного запаса. Речь человека можно сравнить с мышцей, требующей постоянной тренировки для роста и укрепления. Старайтесь всегда поддерживать ее в рабочем состоянии, не пропуская и не игнорируя новые слова, узнавая, уточняя и запоминая их значения. И самое главное – это, конечно же, использование новых слов в своей повседневной речи.

Для полноты картины предлагаем вам ненадолго отвлечься от чтения и посмотреть видео с участием педагога по риторике Анны Комлевской, в котором она делится полезными советами по развитию словарного запаса и речи. Желаем вам успехов и тысяч новых слов!

YOUTUBE Как расширить словарный запас

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Русский язык для взрослых: 10 способов устранить пробелы в грамотности
  • Развитие культуры речи
  • Как перевести лексику из пассивного словарного запаса в активный?
  • Слова-паразиты и как от них избавиться
  • Как научиться лучше усваивать прочитанное
  • Изучение иностранного языка: старые правила о главном
  • Зачем нужно улучшать свой словарный запас
  • Стратегии для обогащения своего словарного запаса
  • Советы по улучшению нехудожественного письма
  • Как развить красноречие: несколько советов

Ключевые слова:1Русский

Критерии, определяющие грамотность речи

Речевая культура:

  • уместность;
  • грамотность озвучиваемой информации;
  • доступность высказывания;
  • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
  • разнообразие речи без тавтологии;
  • эстетичность.

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Причины невнятного и нечеткого произношения

В возрасте 2-5 лет родители часто жалуются на плохое произношение ребенка. Это связано с физиологическими особенностями, когда имеется недостаточное развитие:

  • языка;
  • мягкого неба;
  • губ;
  • нижней челюсти.

В норме возрастные неправильные звуки исчезают к 5 годам. Если до этого возраста в речи отсутствует четкость и внятность, следует приложить усилия, чтобы сформировать правильное произношение. Этот процесс требует помощи специалиста и специальных упражнений.

Как улучшить речь

В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.

  • Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.
  • Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
  • Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
  • Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Работа над техникой речи

Форма и содержание – это основные аспекты, характеризующие речь. Форма представляет собой техническую сторону вопроса. К ней относятся: дикция, громкость голоса, темп речи. Под содержанием понимается смысловое наполнение, т. е. правильно оформленные мысли, грамотно выстроенное выступление, умение вести дискуссию, богатый словарный запас. Чтобы речь звучала красиво, она должна быть продуманной.

Работа над речевыми навыками – довольно продолжительный процесс. Она включает в себя следующие направления:

  • тренировку дикции;
  • отработку техники речи;
  • развитие речи (увеличение словарного запаса, очищение от слов-паразитов).

Тренировка дикции

Дикцией называют правильное и четкое произношение звуков. Если у вас есть нарушения в этой области, выявить их можно одним из двух следующих способов:

  • самостоятельно, используя диктофонную запись разговора;
  • с помощью специалиста по произношению – логопеда.

В первом случае вам надо прочитать вслух отрывок из текста (лучше если это будет текст аудиокниги, произнесенный профессиональным актером) и записать на диктофон. Затем прослушать запись, сравнить с актерской и выделить недостатки. Для надежности дайте прослушать эту запись еще кому-нибудь из близких. Пусть они тоже поделятся своим мнением. Это поможет вам выявить огрехи дикции, над которыми придется работать в дальнейшем.

Во втором случае советую обратиться к логопеду – специалисту, который занимается диагностикой и исправлением дефектов речи у людей разного возраста. В основном, к логопеду чаще всего обращаются родители, чьи дети плохо выговаривают слова. Именно в дошкольном возрасте легче всего поставить правильное произношение. Однако не стоит стесняться логопеда, если вы уже давно не ребенок, а проблемы с дикцией никуда не ушли.

Наиболее распространенные нарушения дикции:

  • картавость;
  • шепелявость;
  • заикание;
  • нечеткие свистящие звуки;
  • “проглатывание” отдельных звуков и т. д.

Регулярные занятия с логопедом помогут довольно быстро поставить правильное произношение и закрепить его.

Важна и систематическая тренировка речевого аппарата. Обязательно хотя бы раз в день делайте упражнения:

  • выполняйте артикуляционную гимнастику;
  • читайте вслух стихи или прозу, четко выговаривая каждый звук;
  • проговаривайте скороговорки.

Проговаривая скороговорки, положите за щеки орешки или конфетки. Скорее всего, поначалу очень трудно будет разобрать, что вы пытаетесь сказать. Но постепенно вы преодолеете сопротивление, и произношение станет четче. Такое упражнение регулярно выполняют дикторы и актеры.

Отработка техники речи

Чтобы речь звучала красиво, помимо дикции еще необходимо поработать над ее элементами.

  1. Интонация. С ее помощью речь становится “живой”, эмоционально окрашенной и выразительной. В качестве тренировки отлично подойдет чтение вслух с выражением. Читайте пьесы так, как будто вы играете на сцене, стараясь максимально правдоподобно выразить эмоции героев.
  2. Темп речи. Скорость произношения очень сильно влияет на то, как собеседники воспринимают сказанное вами. Слишком медленная речь усыпляет, люди теряют нить разговора. А чересчур быстрый темп заставляет усиленно вслушиваться в разговор, чтобы уловить основную мысль. В итоге слушателю приходится переспрашивать.
  3. Громкость и сила голоса. Очень важно научиться контролировать силу и громкость голоса, чтобы во время разговора не шептать и не срываться на крик. Обычно советуют говорить на 30 % громче, чем обычно, как будто вы хотите, чтобы вас услышал человек, стоящий позади собеседника. Кстати, большинство людей непроизвольно начинают говорить громче, особенно когда встречают друзей или знакомых на улице.
  4. Объем голоса. Объемным называют “грудной” голос, который звучит как бы из груди. Он более глубокий, звучный, сильный и приятный. Добиться объемного голоса поможет следующее упражнение – положите руку себе на грудь и произнесите гласные “а”, “у”, “ы”, “о”, “э”. Во время произношения вы ощутите рукой вибрацию в груди. Постарайтесь ее усилить. Для достижения эффекта выполняйте это упражнение ежедневно по 5-10 минут.
  5. Дыхание. Во время разговора старайтесь дышать спокойно и размеренно. Тогда голос будет звучать уверенно, тембр станет мягче, а сама речь спокойней. Если будете дышать слишком часто и прерывисто, звучание голоса станет слабым и неустойчивым. Правильному дыханию можно обучиться с помощью специальных практик.

Остановимся подробнее на одной из самых распространенных ошибок, связанных с произношением – слишком быстрым темпом речи. Когда человек тараторит, его очень сложно воспринимать на слух. К тому же, торопясь все поскорее рассказать, он начинает проглатывать отдельные слова, да и вообще может сболтнуть лишнее.

Чтобы перестать тараторить и проглатывать слова, необходимо научиться контролировать темп разговора. Здесь очень поможет правильное дыхание. Перед тем, как что-то сказать, постарайтесь сделать умеренно-глубокий вдох, успокоиться и подумать о том, что вам абсолютно некуда спешить. Для отработки скорости речи можно произносить вслух в медленном темпе, например, последовательность цифр от 1 до 100. Чем чаще будете тренироваться, тем быстрее привыкнете говорить неспеша.

Как правильно развить речь

Помощником в развитии речи станет кроссворд. С его помощью вы запомните новые слова. Поиграйте в компании с друзьями или со своими детьми используя орфографический словарь в отгадывание слов. Смысл этой игры заключается в том, что ведущий зачитывает описание, а остальным остается только угадать слово по описанию.

  • Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации, например, не стоит называть начальника «Витек».
  • Не нужно постоянно извиняться, привычка говорить извиняющимся тоном плохо действует на собеседника.
  • Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свое выступление.
  • Избавляйтесь от лишних слов, потому что они засоряют речь. Лучше всего выражать основную мысль коротко, потому что грамотность — это умение говорить кратко и по делу. Однако если необходимо детальное уточнение, то лучше потратить время на пояснение, чем быть непонятым. Нужно стараться избегать тавтологии, повторение раздражает людей.
  • Избавляйтесь от слов-паразитов. Потому что это пустые слова, не несущие никакого смысла и засоряющие речь. Употреблять незнакомые вам слова не стоит, в противном случае легко поставить себя в неловкое положение. Жаргонизмы несовместимы с грамотной речью, поэтому нужно избавляться от вредных выражений.

Откуда берется красивая речь

Красивая речь ребенка – это заслуга его родителей. Разговорный навык желательно развивать с детства. Этому способствует посещение театральной студии или поэтического кружка, а также постоянное чтение и разучивание стихов.

Детство современного поколения неразрывно связано с компьютерами, из-за чего времени на книги практически не остается. Это очень важный недочет многих родителей, ведь в вопросе, как научиться красиво говорить, чтение незаменимо.

Уроки языка и литературы в школе вносят значительный вклад в развитие детской речи. Если школьные педагоги не дают желаемых результатов, родители должны взять ситуацию в свои руки.

Стоит рассмотреть индивидуальные занятия с ребенком, либо записать его на частные уроки к другому педагогу, который поможет ему развить искусство говорить свободно на любые темы.

Но что если ваши родители в детстве упустили аспект развития красивой речи? Не стоит расстраиваться и думать, будто шансов научиться говорить четко у вас нет. Все еще можно наверстать, совершенствоваться никогда не поздно!

Игры-упражнения для формирования внятной, четкой речи дошкольников

Играть с малышами можно уже с года, когда приходит время подражания. Для обучения используют разные методы, самые распространенные из них представлены ниже.

Упражнения для раннего детства

С года – двух лет начинается изучение имеющихся в речи звуков:

  • «с-с-сс» – давай повторим за водичкой, как она поет;
  • «ж-ж-жж» – жук жужжит, давай пожужжим вместе с ним;
  • «ш-ш-шш» – скажи, как ветер шумит;
  • «р-р-рр» – так разговаривает папина машинка, поговори как она.

Здесь можно повторять за звуками животных, природы, музыкальных инструментов и предметов, которые издают шум.

Гимнастика для артикуляции

Малыши еще не могут выполнять сложные задания, поэтому для гимнастики используют самые легкие движения:

  • Лопатка. Малыш открывает рот, язычок отдыхает на нижней губе, удержать до 10 с.
  • Часики. Ребенок в улыбке открывает рот, язычком нужно дотронуться до одного уголка, затем до второго.
  • Слоник. Имитация хобота слона: нужно сомкнуть губки в трубочку и вытянуть, держать вытянутыми до 10 с.
  • Усики. Нужно зафиксировать палочку (соломинку, карандаш) между носом и верхней губкой. Удерживать до 10 с.

После проведения упражнений стоит уделить внимание тому, как ребенок выговаривает основные звуки.

Тренировка дикции в старшем дошкольном возрасте

Этот период характеризуется тем, что дошкольник быстро усваивает новый материал, активно пополняет словарный запас, перестает шепелявить и начинает правильно проговаривать звуки. Чтобы не было «каши во рту», нужно постоянно разговаривать с ребенком и тренировать дикцию.

Нарушение дикции происходит из-за того, что нужно быстро изменять положение языка. А если его мускулатура слабая, это будет выражаться «кашей во рту» во время разговора.

  • Разминка губ. При широко раскрытом рте произнести звук «А», при вытянутых губах «У». При максимально растянутых губах сказать «О».
  • Разминка языка. Поцокать: дотянуться языком до верхнего неба, резко опустить язык. При закрытом рте упереться языком в щеки поочередно. Дотянуться язычком до верхнего неба, уздечка должна быть натянута.
  • Тренировка тембра. Нужно глубоко вдохнуть, на выдохе медленно произносить «бом», «бим», «бон». Слоги тянуть на последнюю согласную.
  • Тренировка мышц лица. Игра с родителями в пантомиму: ребенок должен в игровой форме при помощи мимики показать разные эмоции.

Занимайтесь вокальными упражнениями


Для большей эффективности такие упражнения нужно делать перед зеркалом. Начать такие упражнения можно с зевания, это способствует расслаблению голосовых связок. Затем подвигайте челюстью влево и вправо. Не забывайте массажировать пальцами горло, параллельно напевая какой-нибудь звук. После упражнений нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть, совмещая это с произношением букв алфавита, до момента, когда почувствуете напряжение мышц живота.
Далее, задержите дыхание на 10-15 секунд, и попробуйте протянуть любой звук до полного уменьшения громкости голоса.

Больше читайте вслух


На первый взгляд, такое упражнение может показаться банальным и не эффективным, но это не так. С помощью чтения вслух вы сможете контролировать свое произношение, уровень громкости и высоту голоса. Методика является одной из самых действенных для внятности и четкости речи.
Выберите хорошую книгу или текст. Следите за осанкой, не горбитесь, расправьте плечи и контролируйте свою позу во время чтения. Каждая из этих составляющих имеет важное значение. Контролируйте тембр голоса, скорость чтения и громкость. Если регулярно делать такое упражнение вы сможете уверенно, четко и медленно говорить.

Упражнения для развития дикции

Итак, с советами разобрались. Надеюсь, вы не будете пренебрегать ими и внедрите хотя бы парочку в свою повседневную жизнь. Теперь перейдем к конкретным практическим упражнениям. Они подойдут взрослым и детям с 7–8 лет. Выполнять их можно в домашних условиях.

Скороговорки

Скороговорки отлично тренируют произношение звуков и четкость речи. Как правило, каждая скороговорка направлена на отработку какого-то конкретного звука или сочетания звуков. Поэтому я рекомендую вам сначала поработать с теми звуками, в произношении которых есть проблемы, а затем тренировать все остальные.

Вот вам несколько коротких скороговорок:

  1. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  3. У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  4. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Разговор с препятствиями

Сожмите крепко зубами карандаш и проговорите 10–15 фраз. Старайтесь говорить как можно более отчетливо, насколько это возможно.

Также вместо карандаша можно использовать неочищенные грецкие орехи или пробки от шампанского. Положите по одному ореху за каждую щеку и попробуйте проговорить небольшую речь. Можно продекламировать любимое стихотворение или прочитать отрывок из книги.

После этого упражнения вы сразу же почувствуете эффект. Говорить со свободным ртом станет гораздо проще.

Озвучка

Актеры, озвучивающие героев фильмов и мультфильмов обладают превосходной дикцией. Попробуйте и вы себя в этой интересной роли. Возьмите небольшой отрывок фильма и выучите реплики героев. Затем включите этот отрывок без звука и озвучьте его. Обязательно запишите озвучку на диктофон.

Вряд ли у вас получится нормально озвучить с первого раза. Пробуйте до тех пор, пока не добьетесь идеального произношения и выразительности.

Произнесение сложных слов

Под сложными словами я подразумеваю слова с труднопроизносимым сочетанием букв. Столкнувшись с ними впервые, вам будет очень сложно прочесть их без ошибок сразу. Зато хорошенько отработав произношение однажды, вы больше не будете испытывать проблем с этими словами. Произносите их сначала медленно, а потом как можно быстрее.

Вот вам список слов для примера:

  • воспользовавшемуся,
  • постскриптум,
  • проиллюстрировала,
  • фантасмагорический,
  • всклокочен,
  • ревербератор,
  • сверхвстревоженный,
  • контрпрорыв.

Начните с этого списка. Когда сможете четко и красиво произносить все слова без единой запинки, составьте новый список.

Отработка звуков Ж и Ш

Как можно четче произнесите следующие пары слов: “жир – ширь”, “жар – шар”, “жабка – шапка”, “жить – шить”, “жутко – шутка”. Затем прочитайте скороговорку: “На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры”.

Отработка звуков К и Г

Повторяйте следующие пары слов, пока не сможете произносить их быстро и четко: “год – кот”, “Геша – Кеша”, “гол – кол”, “гость – кость”, “гнут – кнут”, “гол – кол”. Затем прочитайте скороговорку: “Приготовила Клуша Глаше кашу с грушей. А Глаша Клушу угостила простоквашей”.

Отработка звуков З и С

Прочитайте следующие слова: “взор – сор”, “зуб – суп”, “зев – сев”, “зеленый – соленый”, “Зойка – сойка”. Затем проговорите скороговорку: “Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась”.

Отработка звуков Б и П

Прочитайте следующие пары слов: “бар – пар”, “бал – упал”, “боли – поле”, “браво – право”, “борт – порт”, “бел – пел”. Прочитайте скороговорку: “Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа”.

Отработка звука Ц

Повторяйте пары слов: “цапля – сабля”, “улица – лиса”, “цвет – свет”, “цок – сок”, “цирк – сыр”, “цель – сель”. Прочитайте скороговорку: “Цены на ценности бесценны на ценности из древности”.

Предлоги

Сочетание предлогов, оканчивающихся на согласную букву, со словами, начинающимися на согласную букву, – это слабое место для многих. Нужно учиться произносить их четко и членораздельно.

Читайте вслух следующие словосочетания до тех пор, пока произношение не будет идеальным:

  • к Борису, к Макару, к Гордею, к Кате, к Галине, к Трофиму, к Глаше;
  • от дороги, от тротуара, от Бродвея, от платформы, от дерева, от птичьего рынка;
  • над деревней, над дровами, над травой, над кручиной, над братом, над пробиркой, над дверью;
  • под блоком, под Тверью, под Торжком, под шпалами, под шлемом, под дрелью, под зданием;
  • в вороньем гнезде, в фонаре, в тревожное время, в продаже, в зрелом возрасте, в вазе, в физике.

Окончания

Еще одна распространенная проблема у носителей русского языка – проглатывание окончаний. Учитесь произносить окончания так же четко, как и остальные части слова. Во время чтения вслух специально делайте акцент на них. Можете даже слегка повышать голос, так как чаще всего окончания мы произносим тише, чем нужно.

Как выработать стратегию поведения против манипуляторов

Такие люди нужны для того, чтобы лучше понять себя, узнать о своих уязвимых местах, стать сильнее. Воспользовавшись их «подсказкой», постараемся выстроить защиту, выработать другую линию поведения, чтобы они не смогли заставать врасплох.

  1. Когда манипулятор хочет ввести вас в конфликтную ситуацию, не бросайтесь в ловушку. Посмотрите на происходящее словно со стороны. Это даст возможность подумать, а стоит ли лезть на рожон.
  2. Надо ясно осознать, что имеете дело с провокацией. Если пообщавшись с человеком вы каждый раз чувствуете себя растерянным, обиженным, уязвленным, хочется от него бежать, перед вам настоящий манипулятор.
  3. Манипулятор уважает только свое мнение и старается его навязать. Надо ли с ним вступать в конфликт? Не надо, ведь он только этого и добивается. Поставьте мысленно перед собой защиту, проявите отстраненность, особенно если провокатор начинает выводить вас из себя.
  4. Труднее справляться с коллегами по работе, ведь они чаще всего действуют за спиной. Такой стратег может распускать сплетни, чтобы продвинуться по службе. У него много целей. От такой личности лучше держаться подальше, но не упускать из поля зрения. Так удастся избежать его сетей.
  5. Есть еще «властолюбцы», которые путем «добрых» намерений хотят держать над вами власть. Их способность находить уязвимые места, очень велика. Но они прекрасно чувствуют, кем можно управлять, а кем нельзя. Они не будут трогать людей с сильной психикой, а слабых будут пытаться держать в подчинении. Не подпускайте к себе их слишком близко, держитесь от них на расстоянии.

Стратегия поведения

Столкнувшись с манипулятором знайте, что его цель — вывести вас из равновесия. Чтобы не стать объектом манипуляторов, надо выработать стратегию поведения:

  • Спросите его прямо: «Правильно ли я понимаю, что ты меня провоцируешь на…»;
  • Спокойно, без нервов скажите: «Мне неприятно, что ты при всех обсуждаешь мои ошибки»;
  • Часто они не понимают никаких доводов, значит сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Здесь очень поможет рекомендация: сосчитать до 10 или сделать 5-6 глубоких вдохов-выдохов. Это трудно выполнить, когда все внутри кипит, но необходимо. Это успокоит мысли, а значит, мы сможем обмануть ожидания провокатора. А это то, что требуется. Возможно он отстанет и переключится на других!

Врачебная сторона вопроса

Такие речевые дефекты, как картавость или шепелявость могут быть связаны с врожденными заболеваниями. И эти недостатки – первое, что нужно устранить, чтобы развивать речь. Поэтому прежде чем интересоваться, как развить красивую речь, нужно посетить врача-логопеда для устранения возможных дефектов. На нашем сайте вы можете узнать ответы на вопросы — как перестать шепелявить и как перестать картавить более подробно.

Иногда пациенту назначается хирургическая операция, после которой человек сможет пользоваться своей речью с максимальной эффективностью. После устранения всех физических препятствий уже можно задуматься, как улучшить речь и сделать ее разнообразной и увлекательной.

Как выполнять упражнения?

Каждое упражнение имеет свои нюансы и особенности, но основные правила всегда одни и те же. Упражнения для развития артикуляции нужно выполнять перед зеркалом, с прямой спиной, чтобы максимально контролировать процесс. Идеальным вариантом станет зеркало во весь рост, так как важна каждая часть тела. Самая большая ошибка артикуляции – перенесение движения, которая предназначается для органов речи, на другие части тела. Чтобы этого не произошло, вам нужно расслабиться и не двигаться. Чрезмерная жестикуляция – признак напряжения, поэтому, если вы замечаете за собой такой грешок, лучше остановитесь, расслабьтесь, начните выполнять упражнения заново.

Как научиться внятно выражать свои мысли. Что поможет научиться формулировать мысли

  • Научиться формулировать мысли поможет чтение. Польза чтения очевидна. Читайте хорошую, разнообразную литературу. Читайте и перечитывайте русскую классику – Достоевский, Толстой, Пушкин, Тургенев, Булгаков, Чехов, Пастернак и др. Читать надо вдумчиво, анализируя прочитанное, что бы не получилось как писал Александр Сергеевич: «Отрядом книг уставил полку, читал-читал, и всё без толку».
  • Богатый словарный запас, хороший помощник в умении красиво формулировать свои мысли (читайте — « Как повысить словарный запас »), пополняйте его.
  • Одно дело когда, пытаясь выразить свои мысли, вы ищете подходящее слово и скудный словарный запас не позволяет вам его найти, другое дело, когда вы просто не можете быстро вспомнить, найти подходящее слово. Уделите внимание развитию памяти и реакции.
  • Научиться излагать свои мысли вам поможет ведение дневника или блога. Пишите красноречиво, ярко, о том что происходит в вашей жизни, о том что вас волнует, о своем настроении, своих эмоциях.
  • Принимайте участие в обсуждениях на различных форумах, высказывайтесь. Учитесь дискутировать и развивайте умение отстаивать свою точку зрения .
  • Английский философ 19 века Джон Милль писал — «Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не понимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно настороже против терминов неопределенных и двусмысленных, как логика». Изучайте логику, она научит смотреть на происходящее глубже и понимать его, а это пригодится в умении излагать мысли .
  • Немаловажным фактом в умении формулировать свои мысли является окружение человека , круг его общения. Понятно, что те, кто два слова между собой связать не может, ни чему вас в этом плане не научат, а если таких людей в вашем окружении большинство, это только усугубит ситуацию. Смотря на то, как правильно излагают мысли люди из вашего окружения, мотайте на ус.
  • Общительному человеку всегда проще найти слова, чтобы выразить свою мысль. Если вы не относите себя к таковым развивайте коммуникативные навыки общения .

Еще несколько маленьких лайфхаков для речи

  • Пейте больше воды. Голосовые связки человека подобны механизму, которому требуется смазка. Перед началом занятий по речи прополощите рот теплой кипяченой водой, добавив в нее маленькую щепотку соли. Это поможет связкам стать более гибкими, и снимет напряжение в горле.
  • Вовремя сглатывайте скопившуюся во рту слюну. Из-за излишка скопившейся слюны искажается произношение букв «к» и «с», а также проглатываются слова или их части. При сглатывании слюны вы очищаете полость рта, также у все есть время сделать паузу и снова вдохнуть. Не делайте этого в середине слова или предложения, лучше проглотить слюну после того, как закончили излагать мысль.
  • Не говорите со стиснутыми зубами. Во время плотного сжатия челюстей вы сильно напряжены, это может спровоцировать стресс. В это время у вас не будет возможности широко открыть рот, чтобы четко и внятно произносить слова. Если вы заметили, что зубы уже стиснуты – медленно сделайте глубокий вдох надув щеки, как если бы из воздушного шарика спускался воздух.
  • Не избегайте трудных слов, наоборот, произносите их как можно чаще. Если в вашем словарном запасе есть труднопроизносимые слова – вы постоянно торопитесь, стараясь быстрее их проговорить, такие попытки обычно заканчиваются нечетким и невнятным произношением. Чаще практикуйтесь и произносите такие слова, пока у вас не выработается мышечная память на их правильное звучание.

Скороговорки

Скороговорки – один из простых и эффективных способов улучшения четкости речи. Начните с проговаривания простых скороговорок, таких как:

  • Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!;
  • Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались;
  • Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.

Затем переходите к более сложным скороговоркам. Например:

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но, заскороговорившись, выскороговорил, Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони. Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони. Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе, Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони. И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.

Ваша цель – научиться правильно и максимально четко проговаривать все звуки, а не просто строчить скороговорки в бешеном темпе. Сначала медленно проговорите скороговорку, оценивая звукопроизношение, затем, с каждым разом понемногу увеличивайте темп.Когда достигните совершенства в этой методике, можете усложнить задачу. Перед проговариванием очередной скороговорки положите в рот несколько грецких орехов.

Надо ли нравиться всем?

Нет, не надо. Лучше быть самим собой, чем стараться всем понравиться. Если человек хочет всем нравиться, он начинает говорить льстивые слова. Из-за этого стремления о вас может сложиться не самое приятное впечатление.

Фаина Раневская когда-то сказала: «Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой воспитанной тварью».

Будьте проще, естественнее, так быстрее вызовите доверие и свободно выразите свои мысли. Ваша речь должна не отталкивать, а удерживать внимание собеседника.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]