Способность к сопереживанию и сочувствию другим людям есть не у каждого человека. Некоторые индивиды уверены, что эти чувства бесполезны. Другие убеждены, что только благодаря таким качествам человечество заняло высшую ступень развития.
Чувство сострадания имеет разные формы проявления
Если обратиться к психологическим книгам, то можно увидеть следующее определение сочувствия: это способность индивида разделять отрицательные эмоции другого. При сострадании человек не только разделяет чувства, но и стремится помочь.
Понятие в буддизме
В буддизме под сочувствием понимается стремление раствориться в чувствах другого человека. Это касается не только отрицательных, но и положительных моментов. Сострадание в таком случае означает полное восприятие чужой боли и желание ее прекратить. Оно не связывается с конкретным человеком.
Простой пример сострадания в буддизме – боль пострадавших от войны становится болью буддиста. Он занимается благотворительностью и помогает пострадавшим. Таким образом, он проявляет сострадание.
Основные тезисы
Существует несколько интересных тезисов о сострадании и людях, которые способны его проявить. На первый взгляд, поступки, которые человек совершает из милосердия, кажутся бессмысленными и даже глупыми. Ведь моральные ценности у всех разные. Кому-то хочется стать отзывчивым и помогать другим. А кое-кто считает, что совершать хорошие поступки без выгоды для себя бессмысленно.
Даже в тяжелых ситуациях можно стать милосердным. Если безвозмездно помочь человеку в тот момент, когда самому трудно, то он это запомнит. Такие поступки ценятся превыше всего, ведь это можно назвать не только милосердием, но и самопожертвованием. Часто приходится что-то терять ради того, чтобы помочь другому. Это может быть время, физические и моральные силы, деньги и другие материальные ценности. Но всегда эти жертвы оправданы.
Великое чувство способно разбудить в человеке благодарность и желание сделать что-то для других. Особого сочувствия заслуживают некоторые категории населения:
- сироты;
- инвалиды;
- ветераны войны;
- вдовы и вдовцы;
- бездомные люди и животные.
Ребенок-сирота с детства лишен родительской любви и заботы. Ему как никому другому необходимо тепло и сочувствие. Некоторым детям достаточно просто поговорить со взрослым, доверить свои маленькие тайны и получить моральную поддержку. Неважно, в каком возрасте человек стал инвалидом. Он физически ограничен, но продолжает жить, а это достойной уважения и милосердного отношения. Главное — не проявлять жалость к таким людям, это лишний раз напомнит об их недостатках.
Человек, переживший военные годы или принимавший участие в сражениях, сам способен сочувствовать другим. Он видел смерть товарищей и врагов, эти события позволяют понять, чего стоит жизнь и насколько велика проблема сострадания. Потребность вдов и вдовцов в сочувствии также немаленькая. Они потеряли самого близкого человека, вся их дальнейшая жизнь наполнена горем и страданиями.
Личности без дома и родственников чаще всего просят милостыню, но к ним редко хорошо относятся. Хотя и они заслуживают уважения, ведь неизвестно, по каким причинам изменился их жизненный устрой. Не стоит обходить их стороной, не отвечать на приветствия или отказываться помочь. Это касается и бездомных животных, они тоже нуждаются в сострадании.
Нужны ли эти чувства
Виктимность — что это такое в психологии
У философов нет единого ответа на такой вопрос. У каждого человека свое понимание границ сочувствия. Считается, что с помощью таких чувств индивид становится добрым и мягким. В школах дети на уроках литературы и русского языка пишут сочинения, читают классику и учатся анализировать житейские темы. С помощью сочувствия и сострадания человек определяет, насколько допустимы его поступки, не совершил ли он чего-то плохого по отношению к другой личности.
Отличия
Авторитет — что это такое, определение
Далеко не всегда понятна разница между двумя терминами. Сочувствие – это способность сопереживать человеку в трудную минуту. Это может касаться как знакомого, так и незнакомого индивида.
Сострадание – более глобальное чувство, которое распространяется на определенную группу, например, малоимущих
Эмоциональное восприятие или сопереживание по-другому называется эмпатией. Оно важно для некоторых специалистов: психологов, педагогов, врачей и других. Такое чувство помогает находить общий язык с разными людьми.
Важно! Способность сопереживать не всегда проявляется уместно, иногда это выглядит слишком навязчиво.
При жалости индивид не стремится пережить эмоции другого, но такое чувство может выражаться в ободряющих словах. Сострадание иногда называют милосердием, оно проявляется в заботе и помощи тем, кто в этом нуждается.
Не зря одна из самых крупных благотворительных организаций называет своих сотрудниц сестрами милосердия. Они бесплатно ухаживают за тяжелобольными и нуждающимися людьми.
Не стоит путать сострадание с соболезнованием. Последнее всего лишь констатация факта, т.е. индивид обозначает, что он понимает чужое горе. У такого вида чувств нет особого эмоционального окраса.
Хорошо или плохо
Встречаются разные мнения о том, что такое сочувствие и сострадание. Некоторые считают эти проявления негативными и ненужными. Особо радикально настроенные личности уверены, что такие чувства позволяют другим паразитировать на сильных людях.
Самобичевание — что это такое
Простой пример – знакомая женщина постоянно жалуется влиятельной и преуспевающей подруге на свою жизнь. В итоге ее бедам сочувствуют, и она получает денежную помощь.
Поэтому каждый индивид должен сам решать, почему ему нужно проявлять сочувствие, и стоит ли это делать. Не всегда помощь является благом, иногда она может привести к еще более серьезным проблемам.
Нельзя сказать, что кто-то должен вести себя сострадательно или как-то проявлять участие. Подобные философские вопросы каждый решает для себя сам. Некоторые предпочитают организовывать благотворительные организации для определенной категории, другие никак не участвуют в помощи для других лиц.
К сведению. Многие влиятельные личности уверены, что сочувствие и сострадание – это то, что не дает обществу стать злым и черствым.
Литературные аргументы
Лучше всего аргументы о сострадании рассматривать на примерах литературных произведений, серьезные рассказы школьники изучают в старших классах. Писатели дают свое определение этому термину, но всех их объединяют общие рассуждения. Наиболее яркие примеры:
- «Война и мир» Л. Толстого;
- «Судьба человека» М. Шолохова;
- «Преступление и наказание» Ф. Достоевского;
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова;
- «Уроки французского» В. Распутина.
В первом произведении милосердие проявила Наташа Ростова. Девушка во время отъезда из захваченной Москвы отдала раненым свои подводы. Она не стала беспокоиться о собственных сундуках, в которых хранилось приданое. В первую очередь Наташа подумала о помощи незнакомым людям.
Еще один пример сострадания в литературе — Андрей Соколов из «Судьбы человека». Парень пережил войну, потерял свою семью и дом, но его человеческие качества остались прежними. Он позаботился о маленьком Ванюшке, который остался сиротой. Андрей назвался его отцом и забрал мальчика к себе. Даже после увиденных ужасов войны сердце Соколова осталось мягким, он не разучился сочувствовать и проявлять сострадание.
В художественном произведении Достоевского описывается тяжелая история Раскольникова. Бедный студент живет в тесной темной комнатке, часто голодает, но при этом остается гордым. Ради денег он убивает старуху-ростовщицу, но после этого страдает еще больше. Вместо того чтобы забрать награбленное себе, Родион оставляет купюры под камнем, а позже отдает вдове Мармеладова. Хотя ему самому не на что купить еды, он не смог пройти мимо чужого несчастья. Раскольников остался милосердным несмотря на ужасный проступок, который совершил.
Главная героиня романа Булгакова Маргарита готова на что угодно ради встречи с Мастером. Она связалась с дьяволом, провела ночь на его балу, познакомилась с тысячами висельников и убийц. Но когда Воланд спросил ее о награде, она попросила избавить Фриду от страданий. Женщине перестали подавать платок, которым она задушила своего сына перед тем, как закопать его. И поступок Маргариты Сатана оценил сполна — он разрешил ей попросить еще об одной вещи, наградил ее встречей с любимым человеком.
Можно сделать выводы о сострадании после прочтения «Уроков французского». Учительница Лидия Михайловна пожертвовала своей репутацией ради помощи ученику. Она играла на деньги с мальчиком, которому нужны были деньги на еду. После раскрытия их затеи директором женщине пришлось уехать на родину. Ее поступок нельзя назвать плохим, ведь она просто проявила милосердие.
Что лучше
Не все позитивно относятся к эмоциональным переживаниям. Кто-то считает необходимым оказывать реальную помощь, а не разводить жалостливое состояние. Для того чтобы человек начал что-то предпринимать, у него должно появляться такое желание.
Именно от умения сострадать зависит то, как часто и активно индивид принимает участие в благотворительности и волонтерстве. Каждый человек сам определяет, зачем ему та или иная деятельность. Сочувствие к другим людям – это то, что мотивирует помогать, поддерживать, заниматься тем, что не приносит деньги.
За кормление бездомных волонтеры не получают зарплату, но они испытывают моральное удовлетворение
Именно умение поставить себя на место другого делает личность доброй. Индивид понимает, что не хотел бы к себе определенного отношения, и это останавливает это его от плохих поступков к другим людям.
Поэтому можно сделать вывод на тему «нужно ли сострадание?» простым: да, нужно, так как оно позволяет перейти к настоящим поступкам.
Сострадание
…Если увидишь брата малодушествующего или немощного, то прекрасно иметь к нему сострадание (прп. Ефрем Сирин, 30, 209). Источник.
* * *
…Сострадательность не в том, чтобы помогать ближнему в пороке, но чтобы содействовать брату в духовном, как ему иметь умиление и слезы (прп. Ефрем Сирин, 30, 413–414). Источник.
* * *
Великой скорби и болезней исполнено тело наше. Потому, зная немощь естества своего, не будем гордыми и несострадательными, но взаимною сострадательностию станем умилостивлять Создателя, Который может и сделать больным и потом исцелить, низвести во ад и возвести из ада. Если и попользуется недолго здоровьем тело наше, то не знаем, что родит находяй день (ср.: Притч. 27, 1) (прп. Ефрем Сирин, 30, 514). Источник.
* * *
Прекрасная помощь тебе в тот день , если оказывал ты здесь сострадание к нищим (прп. Ефрем Сирин, 32, 246).
* * *
Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению, и тем ближе, чем с большею отважностию плывет. Так и всякий, обложенный телом, близок к бедам телесным, и тем ближе, чем бесстрашнее ходит с поднятым челом, не смотря на лежащих перед ним. Доколе плывешь при благоприятном ветре, подавай руку потерпевшему кораблекрушение, доколе наслаждаешься здоровьем и богатством, помоги страждущему. Не дожидайся того, чтобы узнать из собственного опыта, какое великое зло есть бесчеловечие и какое великое благо есть сердце, отверстое терпящим нужду. Не желай дожить до того, чтобы Бог вознес руку Свою (см.: Пс. 73, 3) на возносящих выю свою и пренебрегающих убогих. Вразумись чужими бедами. Дай хоть самую малость бедному; и то не будет малостью для того, кто во всем нуждается, и для Самого Бога, если подаяние будет по силе. Вместо великого дара принеси усердие. Ничего не имеешь? Утешь слезою. Великое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем; несчастие много облегчается искренним соболезнованием (свт. Григорий Богослов, 13, 32–33). Источник.
* * *
…Да не будет речи о том, трудное ли дело, которое должно исполнить, но о том, полезно ли оно для совершающих. И если польза от него велика, то ради пользы должно не обращать внимания на трудность; трудное вначале, со временем, силою привычки, сделается приятным.
Должно также к сказанному нами присовокупить и то, что даже в самой этой жизни сочувствие к несчастным полезно для здоровых. Ибо для всех благоразумных милосердие есть прекрасный залог, который мы вверяем другим при их несчастиях. поелику одна природа управляет всем человечеством, и никто не имеет прочного какого-либо ручательства в постоянстве своего благополучия, то постоянно должно помнить Евангельское увещание, которое советует: елика аще хощем да творят нам человецы, то творить и им (ср.: Мф. 7, 12). Итак, пока благополучно плаваешь, простирай руку потерпевшему крушение, одно для всех море, одни бури, одни мятущиеся волны; подводные камни, утесы, скалы и прочие опасности житейского мореплавания одинаково страшат плавателей. Пока ты не страдаешь, пока безопасно переплываешь море жизни, не проходи немилосердно мимо потерпевшего крушение. Кто порукою тебе в постоянстве благополучного плавания? Ты не достиг еще пристани успокоения. Жизнь твоя еще не дошла до берега; еще ты носишься по морю жизни. Каким выкажешь себя к потерпевшему несчастие, такими готовишь себе и сопутников твоего плавания. Да устремимся все мы к пристани упокоения, благополучно направляемые в предлежащем нам житейском плавании Духом Святым! Да будет присуще нам делание заповедей и кормило любви! Верно направляемые ими, мы достигнем земли обетованной, где находится великий град, которого художник и зиждитель есть Бог наш… (свт. Григорий Нисский, 24, 432–433). Источник.
* * *
…Не удивляйся, что нам должно сожалеть о наказуемых, когда наказывает их Бог, ибо и Сам наказующий Бог не желает делать это: хотением не хощу смерти грешника, говорит Он (ср.: Иез. 18, 23). Итак, если наказующий не хочет наказывать, то гораздо более нам нужно сострадать наказуемым; может быть, таким образом мы обратим их, может быть еще спасем их (свт. Иоанн Златоуст, 44, 276). Источник.
* * *
…Покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания и таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом (свт. Иоанн Златоуст, 44, 764). Источник.
* * *
…Чтобы не подпасть совершенному осуждению, будем сострадательны к бедным. Через это мы сделаемся достойными благ как здесь, так и там… (свт. Иоанн Златоуст, 50, 480).
* * *
Праведник, когда его собственная жизнь нуждается в исправлении, плачет и печалится о том, чтобы свой грех совершенно загладить; но когда видит грехи других, тогда, оставив свой грех, начинает уже оплакивать грехи других… (свт. Иоанн Златоуст, 51, 684–685). Источник.
* * *
Научимся сострадать несчастиям ближних; тогда научимся переносить от них и зло (свт. Иоанн Златоуст, 52, 139).
* * *
Если насаждаешь, то насади не в ненасытной утробе, чтобы плод не был извержен вон, но насади в чреве алчущем, чтобы плод достиг неба. Утешь страждущую душу бедного, чтобы не скорбела твоя утучневшая (свт. Иоанн Златоуст, 52, 214–215). Источник.
* * *
…Будем иметь душу сострадательную, будем иметь сердце, способное сочувствовать страждущим; не будем жестокими и бесчеловечными. Хотя бы ты не мог оказать никакой помощи, – плачь, скорби, сетуй о случившемся, – и это не останется бесполезным для тебя. Если мы должны сострадать тем, которые праведно наказываются Богом, то тем более тем, которые несправедливо терпят от людей (свт. Иоанн Златоуст, 52, 380).
* * *
Бог наказывает, а я должен сострадать наказываемым? Да. Этого желает Наказывающий. Он и Сам не радуется, когда наказывает, но также весьма скорбит. Если же и Сам наказывающий не радуется, то не радуйся и ты. Но скажешь, когда наказываются справедливо, то, конечно, не должно скорбеть? Должно скорбеть о том, что они сделались достойными наказания… мы должны оказывать им братское расположение и отеческую любовь (свт. Иоанн Златоуст, 52, 381).
* * *
…Не будем радоваться о тех, кого постигают наказания, но будем жалеть их, будем скорбеть, будем плакать о них, чтобы и за это получить нам воздаяние (свт. Иоанн Златоуст, 52, 382).
* * *
Не чуждайся… сострадания, на том основании, что ты далеко стоишь от несчастья. Когда твой ближний терпит зло, ты должен несчастье его считать общим. Разделяй с ним слезы, чтобы облегчить печаль его, разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и самому раньше его получить пользу, так как посредством плача ты делаешься милостивым, а посредством радости очищаешься от зависти и недоброжелательства (свт. Иоанн Златоуст, 52, 768). Источник.
* * *
…Будем же человеколюбивы и сострадательны к сорабам, чтобы и в настоящей жизни избежать сетей, и в день будущий получить от… прощение… (свт. Иоанн Златоуст, 54, 142).
* * *
…Сострадание к людям, находящимся в несчастии, доставляет нам великое дерзновение перед Богом (свт. Иоанн Златоуст, 54, 762). Источник.
* * *
…Кто не хочет сострадать другим, тот пострадает сам (свт. Иоанн Златоуст, 54, 810). Источник.
* * *
…Если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, а о других, погибающих, не радишь, то не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом (свт. Иоанн Златоуст, 55, 472).
* * *
Жалей ближнего, и сжалится над тобою Бог… (свт. Иоанн Златоуст, 55, 851).
* * *
Будем сострадательны, будем милосердны, чтобы таким образом благоугодить Богу и достигнуть благ, обещанных любящим Его… (свт. Иоанн Златоуст, 55, 852). Источник.
* * *
…С желающими рассказать о своих бедствиях надобно обходиться кротко, и после того уже, как облегчат словами свое страдание, предлагать возможное врачевство. Ибо если вначале заградим их уста, то приобретем о себе такое мнение, что мы несострадательны; и помощь нашу соделаем недействительною, отъяв у нее силу. А если приложим врачевство по облегчении боли, то получим две выгоды: признают нас сострадательными, и во врачевании не будем безуспешны (прп. Исидор Пелусиот, 61, 79–80). Источник.
* * *
…Неприятно и не заслуживает одобрения сострадание, когда страждет кто по собственному изволению (прп. Исидор Пелусиот, 61, 488). Источник.
* * *
Кто подает вид, что скорбит о чужих бедствиях, имеет же возможность поправить дело и отказывается, тот сим самым, что не помог, предоставляет на себя самое сильное доказательство, что он не чувствует и скорби, а только показывает притворную доброту (прп. Исидор Пелусиот, 62, 338).
* * *
Не оставляй в пренебрежении сострадательность, она благого Владыку низвела с неба (прп. Нил Синайский, 72, 251).
* * *
Плачь о грешнике, а не о нищем, ибо последний увенчивается, а первый терпит наказание (прп. Нил Синайский, 72, 251). Источник.
* * *
Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим наказанию (прп. Нил Синайский, 72, 253). Источник.
* * *
Смотри… чтобы за несострадательность не быть когда-нибудь преданным… какому-либо неожиданному и несносному искушению (прп. Нил Синайский, 73, 104). Источник.
* * *
Стяжавший утробы щедрот – любовь и сострадание – прежде себя самого радует и пользует, а потом и ближнего, как, напротив, злость ранит и уязвляет прежде того, кто имеет ее. Хотя и кажется, что он вред причиняет ближнему, в имении, или в чести, или в самом даже теле, но в самом деле он себя самого лишает живота вечного (прп. Зосима, 91, 114). Источник.
* * *
Имеющий какое-либо дарование духовное и состраждущий неимущим – сим состраданием хранит свой дар; а кичливый потеряет его, бием будучи помыслами кичения (прп. Марк Подвижник, 89, 520).
* * *
Знак сострадательности – прощение всякого долга… (прп. Исаак Сирин, 58, 397). Источник.
* * *
Принимай участие в страданиях всякого, а телом своим будь далеко от всех (прп. Исаак Сирин, 58, 415). Источник.
* * *
…Иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду, это… неразумно. И потому, если с ним случится что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания; ибо кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному. Поверьте, что кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от браней. Я знаю брата, который терпел брань от нечистых помыслов и освободился от нее тем, что разумно служил больному, страдавшему водяною болезнью. И Евагрий говорит о некоем великом старце, что он одного из братий, смущаемого ночными мечтаниями, освободил от таковых мечтаний, повелев ему поститься и служить больным; и вопрошаемый о сем говорил, что сии страсти ничем так не погашаются, как состраданием (прп. авва Дорофей, 29, 161–162). Источник.
* * *
…Если будешь сострадать ближним, то получишь помощь, если же удержишь себя от сострадания, желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 67–68). Источник.
* * *
Когда настал сильный голод в городе Едессе, святой Ефрем, этот божественный муж, сжалившись над поселянами, пришел к богатым гражданам и сказал им: «Отчего вы не имеете сострадания к погибающим людям и гноите свое богатство к осуждению душ ваших?» Они, придумав будто бы благовидную отговорку, сказали святому: «У нас некому доверить раздачу хлеба голодным, потому что все занимаются торговлей». Добродетельный Ефрем сказал им: «Отныне я буду вместе с вами попечителем о бедных». Взяв у них серебро, он устроил дома с разными отделениями, поставил в них до трехсот кроватей, заботился о больных и кормил голодных, погребал умиравших, а у кого была еще надежда на жизнь, за теми ухаживал. Одним словом, всем, кто прибегал к нему, он каждодневно давал пристанище и продовольствие из того, что ему доставляли. По прошествии года, когда настало благоденствие и все пошли по своим домам, этот достославный муж, не имея уже дела для себя, опять вернулся в свою келью и спустя месяц умер, наследовав блаженную землю кротких. Сверх других его подвигов Бог напоследок доставил ему и это служение для получения славнейших венцов за кротость нрава (101, 242).
* * *
В кельях Хузива жил один пустынник. Старцы того места рассказывали о нем следующее. Живя еще в своем селении, он поступал таким образом. Если случалось ему видеть, что кто-то из односельчан по бедности не мог засеять своего поля, он выходил ночью и со своим скотом и своими семенами засевал поле. Таким же состраданием отличался старец, когда удалился в пустыню и стал жить в кельях Хузива. Он выходил на дорогу, ведущую от священною Иордана ко Святому Граду, взяв с собой хлеба и воды. Если замечал кого-то утомившегося, то брал его ношу и провожал до святой горы Елеонской. Возвращаясь обратно по той же дороге, нес поклажу других до Иерихона. Можно было видеть иногда, как старец обливается потом под большой тяжестью и несет на плечах поклажу одного, а иногда и двух отроков. Иногда он чинил чью-то износившуюся обувь, для чего брал с собой необходимые инструменты. Одних поил водой, которую носил с собой, других кормил хлебом. Когда встречал нагого, то снимал с себя одежду и отдавал ему. Можно было видеть, как он трудился в течение целого дня. Если случалось ему находить мертвого на дороге, он совершал над ним чин погребения и хоронил (102, 29–30). Источник.
* * *
Поведали об авве Агафоне, что он, отправляясь однажды в город для продажи своего рукоделия, нашел там больного странника, поверженного на улице, и не нашлось никого, кто принял бы на себя попечение об этом страннике. Старец остался при нем, на деньги, полученные за свое рукоделие, нанял хижину, а оставшиеся употреблял на нужды больного. Так провел он четыре месяца, до выздоровления странника, и только тогда авва Агафон возвратился на свое место (106, 56). Источник.
* * *
Авва Аполлон в продолжение 25-летнего пребывания на горе Нитрийской подвизался таким образом: покупая в Александрии на деньги, приобретенные собственными трудами, все необходимое для лечения и келейных нужд, он снабжал ими всю братию во время болезни. Бывало, с раннего утра до девятого часа дня ходит он около обителей и монастырей по всем кущам, отворяет двери и смотрит, не лежит ли кто. С собою он носил изюм, гранатовые яблоки, яйца, пшеничный хлеб – все, что бывает нужно больному. Такой полезный образ жизни вел раб Христов до глубокой старости (101, 39–40).
* * *
Святой Андрей, Христа ради юродивый, встретил однажды в Царьграде на торжище инока, вокруг шеи которого обвился страшный змей. Инок этот был украшен многими добродетелями, но, к несчастью, скуп и сребролюбив. Многие, принимая его за святого, давали ему золото для раздачи бедным. Он же это золото складывал в свою сокровищницу. Видя его во власти диавола, Андрей сжалился над ним и подошел к нему. Монах же, думая, что это один из нищих, сказал Андрею: «Бог да помилует тебя, брат, подать же мне тебе нечего». Отойдя от него на несколько шагов, Андрей был удивлен, заметив, что над головой инока на воздухе были начертаны слова: «Змий сребролюбия – корень всякому беззаконию». Но он еще более удивился, когда, оглянувшись назад, увидел Ангела и беса, спорящих за душу инока. Диавол доказывал, что монах, как сребролюбец и потому идолослужитель, принадлежит ему, а Ангел, указывая на многие добродетели старца, утверждал, что он достоин милости Божией. Продолжительный спор их был решен свыше. Голос с неба сказал Ангелу: «Ты не имеешь части в нем, ибо только милостивые получают от Меня прощение и наследуют обители небесные». После этого Ангел тотчас оставил инока. Сострадательный Андрей, скорбя о его погибели, решился во что бы то ни стало вырвать его из челюстей змея. Для этого он подкараулил инока в уединенном месте и, взяв его за правую руку, сказал: «Раб Божий, выслушай без гнева раба твоего. Скажи, за что ты, бывший друг Божий, стал другом диавола? Объясни, почему ты, имевший крылья Серафима и взор светлый, как молния, сделался столь темен образом? Поведай, чем ты довел себя до такой погибели? Не тем ли, что порабощаешь себя бесу сребролюбия?» И с этими словами показал ему диавола, который, не смея из-за Андрея близко подойти к иноку, стоял вдали и свирепо глядел на него. Пораженный видением и словами Андрея, инок раскаялся и тут же от всего сердца дал обещание избавиться от сребролюбия и быть милостивым. Тотчас, по раскаянии старца, змей с его шеи исчез, другой бес, стоявший вдали, также стал невидим, и к раскаявшемуся снова приступил Ангел-хранитель. С того времени инок действительно исправился, скупость заменил щедростью и стал нескудно раздавать золото убогим, постоянно благодаря Бога и Его угодника святого Андрея за свое обращение от греха к добродетели (112, 238).
* * *
У одного игумена в монастыре было двадцать иноков. Один из них был ленив: не соблюдал постов, неумеренно пил и особенно был невоздержан на язык. Старец-игумен постоянно уговаривал его исправиться и даже умолял. «Брат, – говорил он ему, – позаботься о своей душе, ведь ты не бессмертный, а потому и муки не миновать тебе, если не опомнишься». Инок же шел наперекор старцу, нисколько не обращал внимания на его слова и в таком небрежении скончался. Сильно загрустил сострадательный старец о его душе и стал молиться. «Господи Иисусе Христе, Истинный Бог наш, – говорил он, – покажи мне, где теперь душа инока?» И часто просил он об этом Бога и, наконец, был услышан. Однажды напал на него ужас, и увидел он огненную реку и множество людей в ней, опаляемых огнем и громко стонавших. К величайшему огорчению, между страждущими он увидел и умершего в небрежении своего ученика, находившегося по самую шею в пламени. «Не ради ли того, чтобы избежал ты этой муки, я умолял тебя, – воскликнул тогда игумен, – чтобы ты хоть сколько-нибудь позаботился о своей душе, чадо мое? Видишь ли теперь, до чего ты довел себя?» «О отче, – отвечал инок, – слава Богу и за то еще, что по твоим молитвам получила отраду хотя бы голова моя!» Этим видение и кончилось (112, 260–261).
* * *
Был один отшельник, имевший под своим присмотром другого отшельника в келье за десять миль от него. И сказал ему однажды помысл: «Позови брата, чтобы пришел и взял хлеб». И стал он раздумывать: «Из-за хлеба утружу я брата идти десять миль, лучше отнесу ему половину хлеба». И, взяв, пошел в келью брата. На пути повредил палец на ноге, и, когда пошла кровь, он, стеная, начал плакать от боли. Приплел Ангел и спросил у него: «Что ты плачешь?» «Палец поранил и чувствую боль», – отвечал ему отшельник. «Надо ли из-за этого плакать? – сказал Ангел. – Не плачь. Ибо шаги, которые ты делаешь ради Господа, исчисляются и за великую цену считаются перед лицем Господа. И чтобы ты знал, вот перед тобой беру кровь твою и возношу к Богу». Тогда с благодарностью завершил он путь и, отдав монаху половину хлеба, рассказал ему о человеколюбии Божием и затем возвратился в свою келью. Через день опять, взяв половину хлеба, пошел к другому монаху. Случилось же, что и тот, другой, возревновал сделать так же. Встретились они на дороге. Первый, сделавший доброе дело, стал говорить: «Имел я сокровище, и ты захотел похитить его». Другой же отвечал: «Где написано, что тесные врата для тебя одного отверсты? Допусти и нас войти вместе с тобой». И когда они спорили, вдруг является Ангел Господень и говорит им: «Спор ваш, как благоухания, вознесся к Господу» (98, 386).
Как научиться
Выработать в себе лучшие моральные качества сложно, для этого придется ежедневно трудиться. Начать вести себя должным образом можно только при высоком уровне самоконтроля.
Важно! Особенно ценно умение рефлексировать, т.е. анализировать свои действия и поступки.
Необходимый уровень эмпатии можно развить в процессе тренировок. Для этого при общении нужно ставить себя на место другого, пытаться понять его эмоции и чувства.
При рассуждениях важно стараться не осуждать человека, не высказываться негативно о нем. Подобные поступки не принесут пользу. Лучше поразмышлять, как решить проблему.
Можно попробовать принять участие в благотворительных проектах. На сегодня их можно найти в большинстве городов России. Во время помощи разным людям будет формироваться сочувствие.
Грани проявления
Сострадание – это особое внутреннее состояние, которое позволяет чувствовать боль всех живых существ. Но не всегда это чувство искреннее и правильное. Например, кто-то через него самоутверждается за счет слабого, вырабатывает болезную привязанность.
При манипуляциях спасатель становится агрессором, проявляет злость и физическое насилие
В таком состоянии жертва не способна самостоятельно уйти. Подобная ситуация не является настоящим состраданием. Некоторые люди не могут правильно сочувствовать из-за мягкого характера. Ими легко манипулировать, и они охотно ведутся на разговоры о несчастьях.
В итоге сочувствующий человек не видит разницы между разумной помощью и паразитированием. Он постоянно помогает морально и материально, тогда жертва отлично живет за чужой счет.
Для развития душевной части личности нужно заниматься благотворительностью. Это приносит моральное удовлетворение, но стоит помнить: помощь должна быть ограниченной, при этом нуждающегося учат справляться с проблемами самостоятельно.
Каждый индивид сам определяет, что для него могут значить разные термины, особенно, если они не имеют строгих определений. Сочувствие и сострадание мало чем отличаются. Оба качества нужны для существования цивилизации. Без них людям было бы сложно сосуществовать и совершать добрые поступки.
Способность к сопереживанию и сочувствию к другим называется эмпатией, это чувство очень важно для коммуникации. С его помощью один индивид определяет границы допустимого в общении с другим человеком. Особенно это важно для психологов и врачей, которые ежедневно сталкиваются с чужим горем.
Подобное качество помогает сделать семейную жизнь прекрасной
Через милосердие люди поддерживают друг друга в тяжелые минуты. Таким образом переживаются тяжелые ситуации: катастрофы, несчастные случаи, разрушительные природные явления. Люди из разных стран в такие моменты оказывают помощь. Даже не в глобальном смысле каждый индивид сам решает, нужно ли в жизни сочувствие, и как оно должно проявляться.
Разделённое горе – пол-горя, разделённая радость – двойная радость
Слово сострадание означает совместное страдание. По смыслу и звучанию ему близки слова: сочувствие, сопричастность, сопереживание. Они обозначают чувствительность к чужим эмоциям и отклик на них. По сути, сострадание это понимание того, что происходит с другим человеком или иным живым существом. При этом сострадающий знает, как себя вести в сложившейся ситуации, что говорить и о чём молчать.
В сострадании есть красота и естественность. Оно аккуратно и тонко. В отличие от жалости, в сострадании помощь выражается в оптимальной форме. Сострадательный человек умеет быть вместе. Он готов поддержать другого из желания облегчить его боль. Способность сострадать свойственна искренним, простым людям.