Улучшение дикции: 9 советов, как стать настоящим оратором

Слово — это очень мощный инструмент, с помощью которого можно донести до окружающих свою точку зрения и даже склонить их на свою сторону. Но чтобы он работал на тебя, а не против, важно уметь не только правильно подбирать слова, но и произносить их.

Как улучшить речь и дикцию в домашних условиях, если у тебя нет времени или желания работать вместе со специалистом или посещать курсы ораторского искусства? Ниже мы даем несколько советов, которые помогут добиться заметных результатов.

Комплекс упражнений

Научиться быстро говорить можно только в процессе регулярных тренировок. Чтобы тренировать и развивать артикуляцию, следует выполнять следующие упражнения:

  • Садитесь перед зеркалом прямо, сфокусируйтесь на своем же лице. Поднимите брови вверх и зафиксируйте их в таком положении, пока те не устанут. Следом нужно на секунду зажмуриться, открыть глаза и расслабиться. Улыбнитесь широко-широко и скрутите губы в трубочку.
  • Откройте рот как можно шире, подвигайте челюстью то вправо, то влево.
  • Откройте рот широко-широко, опустите челюсть и растяните губы. Не закрывая рот, попробуйте свести губы вместе.
  • Размяли губы, теперь тренируем язык. Попробуйте немного закрутить язык и провести им по небу, доставая до всех возможных и невозможных участков. Представьте, что язык – это валик, а небо – потолок, который надо этим валиком покрасить.
  • Переходим к звукам. Выполнять это упражнение можно перед сном, когда вы понимаете, что очень устали и начинаете зевать, широко и сладенько. Только делайте это не тихо, как привыкли, а громко, издавая такие звуки: ах, эх, ых, ох, ух.
  • Давайте представим, что мы полощем горло. Ваша задача делать то же самое, но без содовых растворов. Просто запрокиньте голову и издавайте характерный звук полоскания горла.
  • Откройте рот, опустите нижнюю челюсть, но без напряжения. Подставьте снизу под подбородок кулак и пытайтесь им закрыть рот. Нижняя челюсть должна изо всех сил сопротивляться. Давите с каждым разом сильнее и сильнее, при этом старайтесь, чтобы нижняя челюсть оставалась на месте.
  • Наберите за щеки воздуха так, чтобы они надулись, и резко выпустите его с характерным для этого действия звуком. Следом надувайте щеки, не открывая рот.
  • Задержите воздух, надув щеки, и как будто перекатывайте его из одной стороны в другую, то увеличивая, то уменьшая размеры этого воздушного шарика во рту.
  • Последнее упражнение – рыбка. Втяните щеки настолько, насколько это возможно. Нижнюю челюсть опустите вниз, начинайте то открывать, то закрывать рот.

Такие упражнения помогут развить артикуляцию, а также научиться быстро говорить. Важно лишь делать комплекс на регулярной основе и не забывать про скороговорки.

Что мешает вам говорить по-английски

Давайте разберем не психологические, а именно языковые причины, которые могут стоять между вами и плодотворным общением на английском языке.

Недостаточный уровень знания языка

Словарный запас носителей языка составляет 10 000 — 20 000 слов. Всем, кто изучает английский, для комфортного общения на каждодневные темы достаточно 2 000 слов, что соответствует уровню Pre-Intermediate. Как видите, все не так страшно!

Чтобы начать говорить, вы должны овладеть минимальным грамматическим запасом:

  • настоящее время — Present (Simple, Continuous, Perfect);
  • прошедшее время — Past Simple;
  • будущее время: Future Simple и конструкция be going to;
  • модальные глаголы: have to, must, can, may, might, should;
  • косвенная речь;
  • пассивный залог.

Если ваши знания английского находятся на уровне Elementary или Beginner, вам нужно подтянуть их до Pre-Intermediate. Если эту планку вы уже преодолели, то вы готовы к общению на английском. Да, такие беседы не будут идеальными и легкими, но выразить свою мысль доступными способами вы точно сможете.

Нечего сказать по теме

Если вам кажется, что вы вообще не знаете, о чем говорить, начните с развития русской речи. Возьмите любой предмет или явление. Подумайте, какие мысли и эмоции вы испытываете по отношению к нему. Постарайтесь найти в этой широкой теме несколько подтем. Затем говорите об этом предмете или явлении не меньше одной-двух минут. Выдохните. Попробуйте то же самое, но по-английски.

К примеру, возьмем тему «Отпуск». Она у каждого из нас находит свой отклик. Некоторые каждый год ездят в одну и ту же полюбившуюся страну, другие ценят разнообразие и контраст. Одни откладывают на ремонт и редко позволяют себе туристические поездки, другие жить не могут без постоянных приключений. А что вы сможете рассказать по теме отпуска?

Структура ответа на устные вопросы

Мы разобрали монолог. А как быть с диалогом? Давайте представим, что вам задают обычный вопрос. Например:

What is your favourite kind of food? — Какая еда у тебя самая любимая?

Если в голове зарождается паника и гастрономическое разнообразие создает полнейший хаос, не торопитесь. От вашего ответа сейчас не зависит судьба человечества. Спокойно подумайте и только потом говорите по примерной схеме:

  1. Вводное предложение:
    It’s difficult to choose because I like many different dishes. — Сложно выбрать, потому что мне нравятся многие блюда.
  2. Ответ:
    I think pasta with meatballs is my favourite. — Я думаю, паста с фрикадельками — мое самое любимое блюдо.
  3. Причина/Пример:
    My wife cooks it very well. And I also like to order this meal at a restaurant. It is so delicious. — Моя жена его потрясающе готовит. И мне также нравится заказывать это блюдо в ресторане. Оно такое вкусное.
  4. Вывод:
    Well, if I had to choose just one, I would definitely prefer pasta with meatballs. — Что ж, если бы мне нужно было выбирать только одно, я бы предпочел пасту с фрикадельками.

Тренируясь отвечать на вопросы по такой схеме, вы сможете избавиться от проблемы «мне нечего сказать».

Мы разобрали причины, которые мешают разговорной речи. Теперь давайте перейдем к практике. Вы готовитесь к переговорам, презентациям или другому общению по работе? Скорее всего, сейчас вы утвердительно киваете. Так и с разговором на английском языке: к нему тоже нужно тщательно готовиться. Но не у всех есть на это время. Если уверенно заговорить на английском вам нужно «уже вчера», у нас есть решение.

Работа над высотой голоса

Высота голоса может произвести сильное впечатление на тех, кто вас слушает. Если ваш голос звучит высоко или прерывисто, то может создаться впечатление, что вы нервничаете. Умеренный тембр звучит более убедительно и располагает слушателей. Низкий голос склонен к убеждению и доминированию.

Не меняйте высоту своего голоса специально, чтобы избежать неестественности, но тем не менее, контролировать ее всё же стоит, чтобы добиться более сбалансированной и мягкой речи.

Повысить высоту своего голоса без страха выглядеть глупо можно в том случае, если вы хотите выделить какую-то мысль или сфокусировать внимание слушателя на чем-то конкретном.

Правильная речь школьников

Формирование четкого произношения звуков имеет свой срок. Первые 5-6 лет жизни этот процесс происходит легко (если нет логопедических и неврологических проблем). После 6 лет поставить звуки гораздо сложнее.

Внятное произношение правильных звуков тренируется и гораздо позже − в 6 лет. Школьникам иногда сложно высказывать свои мысли, отвечать перед всеми, громко произносить речь, так как нет навыков риторики и не сформирована дикция. Как можно помочь ребенку?

Тренировка дикции скороговорками

В младшем и среднем школьном возрасте дети хорошо запоминают стишки и скороговорки. Это нужно использовать для работы. Правила занятий со скороговорками:

  • Учить их нужно не более трех, чтобы они были направлены на отработку определенных звуков.
  • Текст произносится четко и медленно, разъясняются непонятные слова.
  • Ребенку лучше заниматься, видя себя в зеркале – он лучше понимает, как работает его артикуляция.
  • Следует стимулировать ребенка проговаривать скороговорку нараспев, с эмоциями. Особенно это эффективно для школьников с заиканием.

После таких занятий с правильно подобранными скороговорками дети общаются ясно, их можно понять.

Факторы, мешающие красиво говорить

Дети сегодня часто допускают стилистические и другие ошибки в общении. Это косвенно сказывается и на их успеваемости.

Врагами красивой детско-юношеской речи являются:

  • Слова-паразиты – это речевой мусор, засоряющий общение. При этом сложно слушать и воспринимать информацию. Причиной слов-паразитов является неумение формировать мысли, маленький словарный запас. Для решения проблемы требуется максимум общения на разные темы, акцентирование внимания на исключении таких слов из речи, чтобы грамотно изъясняться.
  • Нецензурные слова – школьники особенно часто их используют. Причина: копирование родителей, значимых взрослых и одногодок. Профилактика: следует исключить подобные слова из семейного общения, при использовании важно объяснить ребенку их ненужность в разговоре воспитанных людей.
  • Сленг – слова, не несущие для школьников пользы. В этом возрасте от них сложно избавиться, так как они подчеркивают статус подростка. Но здесь также необходимо доверительное общение с родителями для их полного искоренения.

Улыбка и публичное выступление


Если информация преподносится человеку в дружелюбном тоне – речь становится приятной, вызывает доверие и лучше воспринимается. Будьте искренними в эмоциях, это поможет изменить вашу речь в лучшую сторону. Залог успеха оратора в основном зависит от умения расположить к себе аудиторию.
Во время публичного выступления большинство людей очень нервничают. Если вам удастся взять себя в руки, и понять что вы спешите и переживаете – успокойте себя и постарайтесь говорить медленнее. Дышите правильно, это поможет вам анализировать речь и быть спокойным.

Помните о том, что людям важно слышать и слушать то, что вы хотите им сказать.

Следите за интонацией и проговаривайте каждое слово с расстановкой пауз. Это позволит людям услышать и понять вас. Напишите на листе бумаги несколько предложений, и подчеркните последнюю букву в каждом слове. Читая текст, делайте акцент на этих буквах, после выдержав небольшую паузу.

Греческий мыслитель Демосфен, для борьбы с заиканием, говорил с полным ртом гальки. Вы можете потренироваться также, с чем-то более съедобным. Будьте осторожны, не подавитесь.

При публичных выступлениях очень помогает тщательно обдумывать все слова перед произношением и выбросить лишние мысли из головы.

Как научиться говорить громко и четко. Как овладеть ораторским искусством. Учимся говорить громко.

Среди нас есть категория людей, которые не умеют говорить достаточно громко и выразительно. Причиной скольких недоразумений или неловких ситуаций становился робкий тихий голос! Обладатели такого голоса чувствуют себя неуверенно, иногда сквозь землю готовы провалиться. И купить билет в кассе, и попросить сдачу, и отвечать на экзамене, вести урок, и много еще для чего нужно использовать свой голос. Фраза произнесенная громко и четко, всегда будет выглядеть уверенней, чем промямлить что-то тихо. Ораторство – это целое искусство! Этому нужно учиться, а для начала научимся говорить громко.

Инструкция

Уровень сложности: Непросто

1 шаг

Делайте дыхательную гимнастику . Первое упражнение. Учитесь дышать на счет, при вдохе сосчитайте до 3, задержите дыхание – 1, выдыхайте – 3, задержите дыхание – 2. Второе упражнение. Интенсивно и глубоко вдохните носом и ртом, и медленно выдохните, сложив губы трубочкой. Третье упражнение. Медленно равномерно вдохните на весь объем легких через нос, когда кажется, что больше воздуха поместить нельзя, попробуйте вдохнуть еще чуть-чуть, интенсивно выдохните сложив губы трубочкой.

2 шаг

Тренируемся говорить. Перед тем, как начать говорить сделайте долгий глубокий вдох, как тренировались в дыхательной гимнастике. При этом объем легких наполняется, и звук получается сильнее. Начните с гласных звуков или слогов (ми-ма-мо-му). Подобные упражнения делают при распевке участники хора.

3 шаг

Подготовьте несколько фраз, которые содержат не сложные слова. Можно взять стихотворные или песенные фразы. Например: “Мальчик хочет в Тамбов!..”. Произносите их делая усиление голосом. Можно петь, не стесняйтесь! Кстати, в ванной комнате, петь нравиться многим. Ведь там голос разогрет, да акустика делает голос сильнее.

4 шаг

И еще учтите, в разговоре, произнося свою речь, говорите диафрагмой, а не горлом или легкими. Диафрагма — это центр регуляции воздуха в нашем организме. Она расположена прямо под легкими. Так вот представьте себе, что ваши звуки появляются из живота. При этом тембр голоса станет ниже, и легче для восприятия. Научившись при этом, регулировать силу голоса, вы добьетесь положительного результата!

5 шаг

При этих занятиях нужно не только развивать дыхание и связки, но и преодолеть некоторый психологический барьер. Чтобы проверить результаты, записывайте себя на диктофон во время голосовых занятий. Затем сравните, что было в начале занятий и что получилось в результате. Должно сработать!

Умеете ли вы строить предложения

Даже если человек знает много разных слов, но с трудом строит предложения, то слушать его скучно и неинтересно.

Чтобы научиться строить предложения, чаще пересказывайте фильмы и книги друзьям или самому себе. Следите за речевыми оборотами, не лейте воду, говорите кратко, но доходчиво.

Добавьте эмоций, последите за реакцией друзей. Если рассказываете плохо, неинтересно, то на их лицах сразу отразится отношение к вашему рассказу.

Чтобы стать интересным собеседником поможет такая техника: в дневник записывайте впечатления от увиденного фильма, прочитанного рассказа. Делайте это как можно чаще, пока вам не понравятся те предложения, которыми излагаете свои мысли. Следите, чтобы слова-паразиты: «типа», «это», «так сказать» навсегда исчезли из вашего лексикона.

Как научиться говорить уверенно и убедительно. Говорить красиво и убедительно, насколько это важно.

Научиться говорить красиво в наше время, действительно, важно. Ко мне часто обращаются с такими вопросами: как влиять на человека речью?; «Как быть: меня никто не слышит, никто не любит?»; «Меня никто не слушает, что делать?»; «Люди меня не слышат и в компании меня не замечают, как исправить ситуацию?» В общем-то все эти вопросы можно свести к одной теме: как говорить красиво, чтобы заинтересовать!

Заинтриговать фразой

Практически каждому человеку хочется говорить так, чтобы заинтриговать и увлечь любую аудиторию и чтобы люди слушали внимательно и даже с восторгом; хочется заинтриговывать слушателей буквально с первых слов — одной фразой! И это нормальное желание. Хорошие навыки речи помогут найти работу и, главное не потерять ее и быть ценным сотрудником.

Умеющий красиво и убедительно говорить юноша обязательно привлечет внимание девушки и сможет договориться с начальством о повышении зарплаты . А тому, кто не может блеснуть интеллектом и умением вести диалог вряд ли удастся договориться хоть с девушкой , хоть с начальством, хоть с соседом.

Что же для этого нужно? Частично подобная тема уже рассматривалась в статье «Как стать хорошим собеседником» , ведь оратор, учитель, да и вообще любой рассказчик, должен стать для слушателей именно собеседником. В продолжение темы сейчас разберемся, чего НЕЛЬЗЯ допускать в разговоре, чтобы слушатели не потеряли к вам интерес и что, наоборот, нужно делать, чтобы этот интерес у слушателей вызывать.

П равильно и красиво говорить означает — развивать речь.

ИНТОНАЦИЯ Ничего удивительного нет, если не слушают человека что-то бормочущего, бурчащего себе под нос и запинающегося. Вы обращали когда-нибудь внимание на то, КАК вы говорите? Как вы рассказываете? Можно ли вашу интонацию назвать восторженной, самозабвенной, романтичной, выразительной, удивительной, таинственной, завораживающей, пугающей или настораживающей? Прислушайтесь с какой эмоциональной силой вы что-либо рассказываете другим. Если вам трудно оценить, есть несколько способов сделать это: спросить у других, записать на диктофон, прослушать себя и сравнить с другими (интересными рассказчиками).


ТРЕНИРОВКИ . Чтобы научиться говорить проникновенно, эмоционально и впечатляюще необходимо тренироваться. Как же развить речь? Одна из несложных и эффективных тренировок, это повторение за актером или диктором его интонации. Повторяйте, «передразнивайте», записывайте на диктофон, слушайте себя со стороны и снова повторяйте, записывайте, слушайте… . Добивайтесь тренировками максимальной схожести.

Что может предложить современный логопед для развития речи ребенка и взрослого?

«Чем дольше я работаю логопедом, тем больше я узнаю нового и интересного, — говорит Вита Белуха. — Дети меняются, родители меняются, и мы, специалисты, должны идти в ногу со временем. На сегодняшний день логопед может использовать в своей работе самые разнообразные методики: логоритмику, музыкотерапию, телесно-ориентированные техники. Музыка улучшает тонус коры головного мозга, а также вызывает положительные эмоции у ребенка. Двигательная система напрямую связана с развитием его психических функций и так далее».

Речь — это один из самых сложных видов движения, и эти движения всегда имеют какое-то предназначение. Ведь мы обычно говорим с какой-либо конкретной целью, а не просто двигаем языком, шевелим губами и напрягаем гортань. Поэтому, если задуматься и проанализировать нашу привычную жизнь, то невозможно представить ни одно ощущение, которое мы могли бы получить без использования движения.

«В своей работе я формирую какой-либо навык сначала отдельно — например, произнесение звуков в слогах «ра-ро-ру», а затем сочетаю это с простыми движениями: например, руки вниз — «ра», руки вверх — «ро», руки в стороны — «ру». И уже потом «включаю» более сложную активность. В итоге деятельность ребенка усложняется, но полученный навык он все равно не теряет», — делится наш эксперт секретами своей методики.

Через двигательную активность детям гораздо интереснее работать, а необходимые знания, умения и навыки даются им легче и лучше закрепляются. Особенно это касается детей с тяжелыми нарушения речи (ТНР). Используя различные технологии на логопедических занятиях, удается добиться существенного улучшения в коррекции этих проблем.

Переигрывайте

Этот совет применим к артистизму, но, хоть мы и не тренируем сценическую речь, ее основы необходимы. Знаете, можно не доигрывать (мямлить без интонации), а можно переигрывать (читать чересчур эмоционально). Нам необходимо именно второе. Необходимо хотя бы на начальных этапах тренировать этот навык в одиночку — иначе окружающие могут не понять.

Необходимо отбросить стеснение и начать играть, будто вы театральный актер, а на сцене происходит трагическая кульминация. Размахивайте руками, изображайте на лице эмоции от страдания до восторга, читайте разными голосами, кричите. Станьте на время народным артистом страны. Вы можете иметь плохую дикцию, не занимаясь скороговорками, но выразительная эмоциональная речь компенсирует этот недостаток.

Дикция у взрослых

Как взрослым научиться говорить четко и внятно? Во взрослом возрасте тренировка дикции также эффективна. Есть профессии, где без грамотной и четкой речи не обойтись: радиоведущий, диктор, политик, учитель, менеджер и другие. Учиться красиво говорить никогда не поздно.

Укрепление мышц и речевое дыхание

Полезны следующие упражнения:

  • Посчитать на выдохе до 5, 10.
  • Читать скороговорки на одном дыхании.
  • Быстро вдохнуть через нос, задержать дыхание на 5 с, долго выдохнуть через рот.
  • На звуке «р» нужно менять интонацию, громкость.

Разработка артикуляции

Все занятия лучше проводить перед зеркалом. Некоторые из них будут забавными, но они эффективны в выработке дикции.

  • Перед зеркалом высовывать язык как можно ниже, затем прятать и смыкать губы.
  • При сомкнутых губах почистить зубы языком по часовой стрелке и против нее. Повторить «чистку» 15 раз в одну сторону, затем столько же в другую.
  • Накачать мышцы лица поможет надувание щек. Затем нужно погонять воздух по ротовой полости, можно использовать воду.

Основные скороговорки

Уверенно выступать на публике помогут вышеописанные упражнения, но также важно научиться не «глотать» окончания. Достичь этого можно, отрабатывая быстрый темп произношения скороговорок:

  • Я – вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, а могу вывертикультяпнуться.
  • Во дворе – трава, на траве – дрова.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Выдра в ведро от выдры нырнула, выдра в ведре с водой утонула.
  • Чешуя у щучки, а щетинка у чушки.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Тренировка дикции важна для грамотного и понятного выражения мыслей. Четкая речь – это труд родителей с самого детства. Если есть проблемы с речью, их лучше решать до 6 лет, в этом возрасте они относительно легко корректируются.

Примеры красноречия.

Ярким представителем такого речевого красноречия в древности был знаменитый оратор из Греции. Звали его Демосфен. От рождения он обладал слабым голосом, был косноязычным, но благодаря своему фанатичному усердию в тренировках, сделался в те времена самым известным публичным оратором. Ряд упражнений, таких как: громкое чтение вслух, небольшие камешки за щеками, упорная работа перед зеркалом над своей мимикой – сделали свое дело. Интересно будет узнать, какой телеведущий говорит быстрее всех?

Безусловно, красавица Тина Канделаки – самая быстроговорящая ведущая на российском телевидении. Это выяснилось в ходе опроса телезрителей. Помогли Тине в деле как быстро говорить, только упорные занятия над своей речью. По ее словам, справиться с речевыми недостатками ей помогли различные упражнения, которые она проделывала ежедневно. Теперь даже трудно представить интеллектуальные программы, имеющие в своем распоряжении ограниченное время на ответы, без этой телеведущей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]