Человек, нарушающий общепринятые правила (морали, поведения в обществе, уставы в различных учреждениях и даже законы), воспринимается социумом как проблемная личность. Большинство считает, что это продиктовано недостатком воспитания или патологиями психического развития. Однако такое отношение чаще всего ошибочно, потому что суть «бунта» заключается в неприспособленности к тем или иным условиям существования. В психологии для этого явления есть своё название — дезадаптация. Она требует длительной и сложной коррекции, которая без специалиста невозможна.
Что это такое
Дезадаптация — это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования. Она находит выражение в поведении, которое не типично для него в привычной обстановке. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с родными и соседями, ухаживать за родителями, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе он кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, грубит или замыкается и не произносит ни слова, не соблюдает Устав предприятия (опаздывает, курит в неположенном месте).
Дезадаптивное поведение — это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении).
Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то на работе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.
Чем это может закончиться:
- при успешной коррекции и помощи со стороны адаптация пройдёт благополучно и человек сможет усвоить нормы и правила,
- при их отсутствии он не выдержит эмоциональной нагрузки, усугублённой физиологией, и выпадет (сознательно или нет) из данных условий существования: сменит работу, разведётся, перестанет ходить в школу,
- будет продолжать терпеть их, и эта дезадаптированность будет заставлять его жить в постоянном стрессе.
Последний случай самый тяжёлый. Психологи утверждают, что более 30% людей можно назвать дезадаптированными, так как они не могут эмоционально, физически и психологически принять условия работы, на которую им приходится ходить ежедневно. К помощи специалистов они не обращаются, а новое место искать не пытаются по разным причинам (здесь ближе к дому, хорошо платят, а вдруг там хуже окажется).
На заметку. В медицине есть похожий диагноз: синдром дезадаптации. Его ставят новорождённым при нарушениях ССС вследствие перинатальной гипоксии.
Опасность нарушения
На первый взгляд может показаться, что дезадаптация не таит в себе серьезной угрозы и при желании ребенка можно будет заставить адекватно реагировать на какие-то ситуации и проблемы.
Однако это не совсем так. Когда родители и педагоги не усматривают в дезадаптации ребенка серьезную проблему и не пытаются корректировать его поведение, то закрепление такого негибкого поведения происходит на психофизическом уровне.
В результате у ребенка прочно закрепляются определенные психологические привычки, которые сложно исправить, даже прорабатывая их с психологом. Зачастую родители и учителя не видят проблему с дезадаптацией у ребенка и списывают поведенческие особенности на характер.
С другой стороны вычислить дезадаптацию на какой-то начальной фазе не просто, так как проявляется она не сразу, поэтому еще одна опасность данного состояния кроется в трудности распознавания этого поведенческого отклонения. Чаще всего становится очевидно, что человек совершенно дезадаптирован, только лишь когда он попадает в сложную ситуацию и оказывается совершенно не приспособлен к ней.
Причины
Дезадаптации способствуют разные факторы, которые могут работать как по отдельности, так и в совокупности. Они делятся на экзогенные и эндогенные.
Личностные (внутренние) причины приводят человека к недостаточной реализации его потребностей в обществе. Это могут быть:
- длительная болезнь,
- психические болезни и отклонения,
- ограниченные возможности,
- длительная изоляция,
- переключение на другую сферу деятельности (длительная командировка, академический отпуск, декрет),
- педагогическая запущенность, недостаток воспитания.
Средовые (внешние) факторы создают для человека непривычные, дискомфортные условия существования, которые могут сдерживать его личностные проявления. К ним относятся:
- неблагоприятная обстановка в семье,
- недостаток любви и внимания к ребёнку со стороны родителей,
- отсутствие взаимопонимания со сверстниками, неприятие коллективом,
- новая обстановка, смена привычного образа жизни, неожиданные события, кризисные (переломные) моменты,
- «рыночное воспитание»: отсутствие материального достатка делает человека белой вороной,
- негативное влияние Интернета и СМИ, которые формируют понятие идеализированного виртуального мира, не имеющего ничего общего с реальным,
- дезадаптирующее влияние одной личности (учителя, родителя, начальника, мужа),
- физическая и эмоциональная перегрузка (особенно остро ощущается ребёнком при переходе в первый класс).
При коррекции поведения дезадаптированного человека необходимо учитывать факторы, которые спровоцировали такое состояние. Если ряд причин устранить уже невозможно (недостаток родительской любви в детстве или педагогическую запущенность), то некоторые из них могут быть ликвидированы (влияние авторитарной личности или Интернета).
Признаки
У детей дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. У взрослых оно может быть более завуалированным. Например, если человек не хочет потерять работу и не имеет психических отклонений, он может скрывать своё недовольство, хотя по каким-то внешним проявлениям это всё равно можно увидеть (неуважение к коллегам и начальнику, систематические опоздания, частые больничные, депрессия). Психологи называют наиболее яркие признаки дезадаптации:
- раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение,
- агрессия,
- негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими),
- уход в себя: отсутствие новых знакомств, разрыв старых отношений, утрата связей с друзьями и семьёй, замена реального мира иллюзорным,
- сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость,
- частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал,
- попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия,
- дезадаптированные дети (особенно подростки) отличаются ярко выраженным асоциальным, девиантным поведением,
- ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная оценка себя и происходящего, панические атаки, тревожность,
- ухудшение физического здоровья: скачки давления, учащение сердцебиения, усиленное потоотделение и другие вегетососудистые симптомокомплексы.
Самое критическое проявление дезадаптации, по мнению психологов, — социофобия, которая при отсутствии коррекции может привести к суициду, а в детском возрасте — аутизму.
Коррекция состояния
Как упоминалось ранее, состояние дезадаптации не является постоянным и из него можно выйти. Для этого необходимо прорабатывать внутренние страхи и тревоги. Как детям, так и взрослым с данной проблемой можно и нужно обращаться к специалистам-психологам.
Действенным методом в борьбе со страхом коммуникации является преодоление себя и принуждение к общению. Это поможет справиться с боязнью людей. Также следует формировать оптимистичное позитивное мышление, которое будет способствовать установлению новых связей и контактов.
Дети и подростки в силу возраста не в силах преодолеть данное состояние самостоятельно, поэтому нуждаются в поддержке и помощи родителей, которые в случае необходимости всегда могут получить конкретные советы у психолога.
Понятие «дезадаптация» в психологии означает неспособность индивида адекватно и безболезненно контактировать с внешним миром.
В наши дни проблема дезадаптации детей и подростков встает порой очень остро, что связано не только с трудностями в построении коммуникации, которые возникали и ранее, но и с негативной стороной развития прогресса, когда у детей с малых лет есть возможность погружаться в виртуальную реальность.
Это способствует еще большему отстранению и закреплению асоциального поведения, когда ребенок, не получивший своевременную психологическую помощь, во взрослой жизни оказывается неспособным решать возникающие проблемы и предпочитает изолированный образ жизни.
Уровни
В психологии различают несколько уровней дезадаптации.
- Нулевой
Это предпосылки к тому, что дезадаптивность заложена в психику человека с детства, и она может проявить себя в любой конфликтный момент или кризисный период. На данном этапе нет личностных отклонений и деформаций моральных ценностей. Однако склонность можно распознать по особой линии поведения (частые бунты, отрицание, грубость, невоспитанность). Легко поддаётся коррекции через освоение социальных норм.
- Формирование установок
Если на нулевом этапе склонность к дезадаптивности замечена не была, а значит, коррекции не подверглась, начинают формироваться негативные социальные установки. Личностных деформаций по-прежнему не наблюдается, но человек начинает зависеть от поведения окружающих, хотя внешне пытается продемонстрировать, что ему всё равно. На этом этапе дезадаптивный протест может выражаться в курении, употреблении алкоголя, присоединении к неформальным группировкам. Способы коррекции — тренинги и индивидуальная работа с психологом.
Типы групп несовершеннолетних за теорией Пирожкова В.Ф.
В.Ф. Пирожков, изучая механизмы формирования установок на совместную антиобщественную и преступную деятельность, выделяет шесть типов групп молодежи:
- Члены первого типа объединены единой преступной установкой на основе сознательного объединения и сплочения вокруг «лидеров», «авторитетов», ранее отбывавших наказание;
- Второй тип характеризуется выражением групповых преступных установок у одних членов и присоединением через механизм психического заражения и подражания у других;
- Третий тип — это сообщества, в которые входят лица с криминальными и антисоциальными установками и несовершеннолетние с позитивными ценностями, но которые были «вытеснены» из позитивного ролевого пространства из-за дисфункции в семье или школе;
- Четвертый тип — сообщества с несформированными антисоциальными установками, когда антисоциальная мотивация часто возникает в процессе совместного общения, в ситуации провокационных действий окружающих;
- Пятый тип ассоциаций заключается в том, что молодые люди испытывают комплекс неполноценности, социальной ущербности, что провоцирует антисоциальные формы самоутверждения через механизм ложной компенсации;
- Шестой тип группы составляют подростки с позитивными установками и ориентациями — антисоциальное поведение выражается в случайности, неправильной оценке ситуации и ожидаемых последствий [33]. С точки зрения изучения механизмов формирования социальной дезадаптации необходимо обратить внимание на исследование мотивационной структуры несовершеннолетних делинквентов Т.Ш. Ангуладзе, который выделяет следующие группы антисоциальных правонарушителей:
- Правонарушители, у которых антисоциальное поведение не принимается и негативно оценивается;
- Правонарушители, которые имеют положительное эмоциональное отношение к преступлению, но оценивают его негативно;
- Правонарушители, у которых положительное эмоциональное отношение к преступлению совпадает с положительной его оценкой.
Полученные психологические характеристики несовершеннолетних делинквентов, которые были описаны Фельдштейном Д. I, позволил исследователю условно выделить пять групп несовершеннолетних на основе определенного типа поведения с учетом степени антисоциальной направленности личности:
1) подростки с устойчивым комплексом социально негативных, аномальных, аморальных, примитивных потребностей, с системой откровенно антисоциальных взглядов, деформацией установок и оценок;
2) подростки с деформированными потребностями, низкими стремлениями, стремящиеся подражать первой группе несовершеннолетних делинквентов;
3) подростки, для которых характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, установками, интересами, взглядами;
4) подростки с незначительно деформированными потребностями;
5) подростки, случайно вставшие на путь делинквентности.
Однако такая характеристика представителей последней группы, как «непроизвольные и доступные влияниям микросреды», говорит о том, что они не случайны. Это свидетельствует не о случайности правонарушителей, а об одном из типичных факторов антисоциальных явлений (в виде такой акцентуации характера, по мнению А.Е. Личко, как конформность).
Виды дезадаптации и их характеристика
Описать абсолютно все виды и типы дезадаптации не представляется возможным, так как это слишком многогранное явление. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.
Общепринятая классификация
В её основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те сферы личности, которые она деформирует.
Социальная
Суть: потеря связей и контактов с социумом.
Ведущий признак: асоциальное поведение.
Яркий пример: вливание в новый коллектив из-за смены работы, школы, места жительства и неприятие его правил.
Способы коррекции: групповые тренинги, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.
Патогенная/психическая дезадаптация
Суть: нервные, психические заболевания и отклонения.
Ведущий признак: неадекватная реакция на происходящее, неспособность контролировать собственное поведение и эмоции.
Яркие примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.
Способы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение ведущего заболевания, которое стало причиной.
Психосоциальная / психологическая дезадаптация
Суть: невосприятие социальных норм связано с личностными деформациями.
Ведущий признак: неумение наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.
Яркий пример: избалованный родителями ребёнок, который не посещал детский сад, пошёл в первый класс, и ему трудно осознать и принять тот факт, что рядом есть ещё как минимум 20 детей, которые тоже требуют к себе внимания взрослых.
Способы коррекции: групповые и аутотренинги, работа с психологом.
Уловить тонкую грань между социальным и психосоциальным типом дезадаптивного поведения крайне сложно.
Другие классификации
В зависимости от вовлечённости в процесс:
- частичная — временное выпадение из общественной жизни (из-за болезни, командировки),
- полная — асоциальное поведение сопровождается глубинными личностными изменениями.
В зависимости от условий:
- Школьная
Наблюдается, когда ребёнок не может вписаться в нормы и правила школьной жизни. Чаще всего диагностируется при переходе из детского сада в 1 класс, из начального звена в среднее, а в более старшем возрасте связана с подростковым периодом и половым созреванием. Это почти всегда психосоциальная частичная дезадаптация, с которой можно справиться с помощью родителей, педагогов и психологов. Реже она приобретает черты патогенной формы и становится устойчивым новообразованием в психике.
Подробнее в статье: Школьная дезадаптация
- Профессиональная
Причиной может стать не только смена деятельности или места работы, но и конфликты с начальством или коллегами. Проявляться может совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обличительными речами, пытается подстроить правила и условия под своё комфортное существование, кто-то терпит и копит недовольство в себе.
Роль психической адаптации в развитии здоровой личности
Понимание психологической адаптации как адаптивного процесса, направленного на защиту организма и психики от разрушительного воздействия факторов внешней среды, встречается у многих авторов. Например, типичным утверждением является: «Когда мы начали изучать феномен психологической средовой дезадаптации, мы исходили из широко известного предположения, что в многомерном пространстве различных факторов, определяющих взаимодействие личности и среды, только абстрактный человек может быть полностью адаптирован, в то время как реальные люди вынуждены прилагать постоянные усилия для преодоления различного рода трудностей, угрожающих их стабильному состоянию» [3]. С позиции экзистенциального подхода, никто не может заставить человека тратить энергию, и «стабильное состояние» для него означает прекращение психического роста и развития личности.
Под психической адаптацией следует понимать процессы и явления, происходящие на уровне психической деятельности и являющиеся результатом активного решения проблемных психических ситуаций. Проблемная психическая ситуация является центральным понятием концепции психической адаптации. Под проблемной психической ситуацией понимается наличие у личности реальной потребности в разрешении глобального конфликта, при принципиальной неразрешимости этого конфликта привычными средствами и механизмами психической регуляции и, связанной с этим, крайне высокой степени психического напряжения. По сути, это определение было сформулировано М. Аргайлом.
В современной психологии существует множество родственных понятий. В частности, анализируя психологию межличностного конфликта, Н.В.Гришина использует термин «критические жизненные ситуации», включающие стресс, конфликт, кризис [15]. Современное понимание психологической адаптации совпадает с авторским определением конструктивного преодоления личностных конфликтов и кризисов: «Эффективные стратегии направлены на «работу» с самой проблемой, с содержанием создавшегося противоречия и имеют целью преодоление тех препятствий, которые эта проблема создает на пути возможности самореализации личности, ее самоосуществления и полноценной жизни. Другими словами, мы можем оценить выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если он действительно «освобождает» его от вызвавшей его проблемы таким образом, что он становится более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.» Другими словами, можно сказать, что психическая адаптация — это психическая регуляция в проблемной психической ситуации, в состоянии стресса. Как и физиологическая регуляция, описанная Г. Селье как адаптационный синдром, психическая адаптация имеет свои закономерности, феноменологию и динамику своего протекания. Основное отличие психологической адаптации от адаптационного синдрома, по мнению Г. Селье, заключается в том, что она обусловлена деятельностью индивида. Активация механизмов физиологической адаптации происходит независимо от сознания, вследствие действия на организм стрессовых факторов. Механизмы психологической адаптации активируются путем собственной активации избирательных и сознательных связей (отношений), которые затем становятся содержанием психологической проблемы. Проблемная психологическая ситуация по сути создается личностью, хотя течение адаптационного процесса внешне напоминает адаптационный синдром.
Диагностика
Психологи и психотерапевты могут распознать признаки дезадаптации по характерному поведению человека и сопутствующим показателям его психического и физического здоровья. Если у детей всё это диагностируется достаточно быстро, то со взрослыми, особенно если они маскируют свою неудовлетворённость, приходится иногда работать долго. Сначала проводится беседа с профильным специалистом, при необходимости назначается медицинское обследование. Но основным диагностическим инструментом становятся психологические тесты.
- Люшер
Можно выявить состояние дезадаптации по Люшеру. Его смешанные и ахроматические цветовые таблицы определяют степень и стиль отклонения. Например, на неприятие своей профессии указывает жёлтый цвет в определённой позиции, а фиолетовый — на бунт женщины против своей же беременности.
- Лири
Помогает определить степень дезадаптированности ещё один знаменитый опросник — Лири. Его цель — выявить разницу между «Я реальный» и «Я идеальный». Чем она глубже, тем запущеннее форма патологии. Состояние характеризуется с точки зрения таких ключевых личностных образований, как лживость, принятие/непринятие себя/других, эмоциональный комфорт/дискомфорт, внутренний/внешний контроль, доминирование, ведомость и эскапизм.
- Факторы личности
Ещё один опросник, характеризующий несколько типов личности, среди которых есть те, кто склонны к неприятию общественных норм и установок. Например, типу личности «k+» свойственна социальная форма неприятия, «d+» — дезадаптация по депрессивному типу, а «d-» — по циклотимному типу. Их описания даны в ответах к тесту.