Подготовка к экзаменам: как с лёгкостью запомнить больше


Определите свой стиль изучения

Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик — пишите по своим конспектам шпаргалки и составляйте план ответа.
Ещё один эффективный метод — карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали тут.

Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое‑то представление.

Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.

Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.

И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.

Методы быстрого запоминания текста

Вопрос, как выучить большой текст за 5 минут, волновал студентов и школьников во все времена, поэтому скопилось много приемов и техник запоминания.

При выборе своего фирменного метода ориентируйтесь на то, какой тип сенсорной памяти развит у вас сильнее других: зрительная или слуховая. Если определиться сложно — возможно, вы один из тех людей, которые усваивают информацию с помощью логики.

Если у вас хорошая зрительная память:

  • прочитайте текст, а затем возьмите яркий маркер и отметьте все ключевые слова, определения, выводы. Так вы структурируете материал и создаете опорные точки для запоминания;
  • используйте для заучивания иностранных слов и терминов таблички, на которых будут кратко записаны нужные сведения. Развесьте такие таблички по дому, чтобы читать их в течение дня.

Если вы запоминаете информацию на слух:

  • вместо обычных учебников используйте аудиокниги, которые можно слушать во время повседневных дел;
  • читайте тексты вслух несколько раз — вдумчиво и выразительно, вслушиваясь в каждое слово. Особенно хорошо этот прием подходит для запоминания стихотворений.
  • Если у вас преобладает логическое мышление:

    • выделите в тексте причинно-следственные связи, обозначьте все термины и выясните их значение, мысленно упростите материал. Этот способ полезен всем, ведь сложно представить, как можно быстро выучить что-то непонятное;
    • вместо того, чтобы заучивать текст в одиночку, попробуйте объяснить или пересказать его другому человеку своими словами.

    Вместе с тем любые методы будут слабо эффективны, если пытаться вызубрить всё за одну ночь. Быстро заученная информация так же быстро испаряется из памяти, а для долговременного эффекта нужно повторение.

    Хорошая память не всем дается от рождения, но ее можно развить и сделать своим главным преимуществом. В бесплатной рассылке от Skysmart «Учеба без слез» психолог Екатерина Мурашова делится с родителями лайфхаками: как влюбить ребенка в учебу, меньше контролировать и не так переживать за него. Присоединяйтесь!

    Методика «3–4–5»

    Изображение: Giphy
    Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.

    В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы освежить знания по предмету, грубо говоря — втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.

    Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.

    В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.

    Как работает наша память

    Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

    Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

    1. Первая — кратковременная память. Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.
    2. Затем данные переходят во вторую стадию — промежуточную память. Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.
    3. Третий, и последний, этап — это долговременная память. Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

    Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

    Изучение зависит от предмета

    Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки — математика, физика — требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.

    Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.

    Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика — пересказывать материал кому‑нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто‑то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что‑то непонятно.

    Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.

    Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.

    Загадочные возможности памяти

    Наша память, как уже говорилось ранее, имеет неограниченные объемы. Запоминать нужную и не нужную информацию можно разными способами. Ежедневно тренируя свою память, сможете открыть для себя много нового и неизведанного.

    Одним из самых удивительных методов запоминания считается явление эйдетической памяти. Она представляет собой процесс, позволяющий фиксировать все происходящее в окружающей среде. Символы, слова, образы – все это врезается в память за секунду. Дело в том, что вся информация, изученная подобным образом, запоминается как код и воспроизводится в нужный человеку момент. Имея такие способности, человек достаточно легко сможет заучить наизусть не только стихотворения, но и большие тексты.

    Главным плюсом эйдетической памяти является то, что человек, обладающий ею, сможет самостоятельно контролировать, какая информация ему нужна, а какую можно стереть, подобно компьютеру.

    Обучение такой методике запоминания текстов занимает много времени, но научиться ей сможет абсолютно каждый желающий, самое главное – не опускать руки и верить, что все получится!

    Ещё несколько рекомендаций по подготовке к экзаменам

    1. Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
    2. Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, как бороться с отвлекающими факторами.
    3. Высыпайтесь.
    4. Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
    5. Избегайте стрессовых ситуаций и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
    6. Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
    7. Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
    8. Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
    9. Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
    10. Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
    11. Ходите вечером на прогулки. Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
    12. Составьте чёткий план подготовки.

    Что нужно знать об устройстве памяти

    Память – сложная психическая функция, с помощью которой мы усваиваем новые знания и приобретаем практический опыт. Наш мир никогда бы не стал таким, каким мы его видим, без невероятных возможностей нашей памяти.

    Ученые подсчитали, что объем человеческой памяти равен порядка тысячи терабайт. При этом на обработку всей информации мозгу требуется всего 20 Ватт энергии. Это делает его самым энергоэффективным местом для хранения информации.

    Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов, в которых участвуют разные зоны мозга:

    1. Запоминание новой информации и интеграция ее в общую систему ассоциативных связей.
    2. Хранение в долговременной памяти.
    3. Воспроизведение материала в неизменном виде по мере необходимости.
    4. Забывание ненужной и неактуальной, по мнению мозга, информации.

    Подробно все эти процессы мы рассмотрим в статье “Как развивать память”, а сейчас сосредоточимся на запоминании.

    Запоминание – первое звено этой длинной цепочки. Любые ошибки и помехи на этом этапе сводят на нет всю последующую работу мозга. Как выглядит этот процесс изнутри?

    Любая информация, воспринимаемая мозгом, вызывает отклик в нервной системе. Нейроны (специфические клетки мозга) возбуждаются и начинают обмениваться электронными импульсами. Проходя по нервным волокнам, эти импульсы оставляют следы и формируют нейронные пути. Большинство из них впоследствии разрушаются, остаются лишь те, что успели закрепиться.

    Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

    Начать развиваться

    Закрепление происходит в двух случаях: если стимул был очень сильный и если сигналы проходили по этому пути много раз подряд. В первом случае активизируется так называемое стрессовое запоминание, а во втором – запоминание посредством многократных повторов.

    Наша задача – сделать так, чтобы нейронные пути закреплялись как можно быстрее и с наименьшими энергозатратами. Для этого необходимо знать некоторые особенности работы памяти и использовать их себе во благо.

    Польза и вред шпаргалок


    Иногда студенты проявляют чудеса изобретательности

    Шпаргалки бывают самых разнообразных видов, и студенты проявляют немало изобретательности, создавая новые «модели» и придумывая, куда их спрятать. Конечно, полагаться только на шпаргалки не стоит, но они могут принести немалую пользу.

    Настоящая польза шпаргалок будет видна, если писать их самому. Желание вместить больше информации, неразборчивый почерк и просто лень часто побуждают просто распечатать готовые ответы.

    Но это стоит делать только тогда, если времени совсем нет или же вы уверены в возможности списать. В другом случае ставка на «шпоры» может стать прямой дорогой к пересдаче.

    Правильно написанная шпаргалка должна являть собой краткий план ответа, с добавлением ключевых дат, фактов или формул. Чтобы написать ее, необходимо хотя бы дважды перечитать материал, лучше – из разных источников, и проанализировать его.

    К тому же написание от руки активирует кинестетическую память. А это уже запишет материал не только на бумагу, но и в память.

    Таким образом, правильно составленная шпаргалка на самом экзамене может оказаться и ненужной. Только если билетов очень много, она может помочь быстрым взглядом освежить память.

    Учите лекции!

    Одна из основных форм учебного процесса в колледжах и высших учебных заведениях — лекции, это наиболее удобные и доступные способы преподавания. Во всех вузах страны лекциям отведена половина всего учебного времени. Задача любого преподавателя — доступно, быстро и систематизировано, в нужной последовательности донести до студента информацию по его предмету, в это же время главная задача обучающегося — запомнить и усвоить материал. Грамотно составленные лекции помогают как преподавать, так и быстро и систематизировано впитывать новые знания.

    Когда мозг лучше всего запоминает информацию?

    Человеческий мозг не способен усваивать абсолютно весь прочитанный материал или запомнить каждую увиденную деталь. Он работает «избирательно», но можно научиться создавать условия, которые позволяют сконцентрировать его ресурсы в нужном направлении:

    • Зрительная функция играет решающее значение. В процессе чтения мозг «не складывает» буквы, а видит текст как картинку. Человек должен быстро пробегать страницы глазами, а не вчитываться в каждое слово. Мы запоминаем лучше, когда видим, поэтому многие современные обучающие программы используют диаграммы, графики, картинки.
    • Маленькое знание, «сокрытое» в большом, никогда не забудется. Всегда нужно составлять схемы или списки, а затем вписывать в общую картину отдельные фрагменты. Подобные записи следует держать на видном месте и незаметно для себя вы обнаружите, что все запомнили.
    • Отдохнувший мозг запоминает информацию правильно. Был проведен эксперимент. Одна группа участников тестировалась после 4 часов сна, а другая — после 12. Последняя показала гораздо лучшее знанье, нежели первая. Другое исследование наглядно продемонстрировало, что ограничение сна в последующие 30 часов после изучения нового материала сводит к нулю все старания.
    • Чередование помогает лучше и надолго запомнить данные. В ходе эксперимента было установлено, что картинки в разных стилях запомнились лучше, чем в одном.

    Если подытожить, наш мозг работает правильно для запоминания, когда человек хорошо высыпается, чередует звуковую, текстовую, визуальную информацию, видит наглядно изучаемый материал.


    Способы лучше запоминать инфу

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]