Библиотерапия для детей: что это, методы и упражнения

Библиотерапия — это психотерапевтический метод, использующий литературу как форму коррекции психического состояния пациента. Это лечение с помощью книги. Пациент ассоциирует себя с героем произведения и ситуациями, в которые он попадает. Все чувства и переживания героя становится личным переживаниями пациента. Таким образом, вскрываются неразрешенные конфликты и проблемы, пациент получает осознания их причин, находит пути решения.

Определение понятия

Под термином «библиотерапия» сегодня понимаю науку, изучающую особенности формирования у индивида стрессоустойчивости, развития силы воли, повышения интеллектуальных показателей.

В психологии библиотерапия – это метод коррекционной работы, в котором клиенту предлагается отождествлять себя с героем литературного произведения, анализировать поведение персонажа в тех или иных ситуациях. Терапевтический эффект основан на отождествлении клиентом проблем литературного героя со своими собственными трудностями.

Библиотерапия обладает основными характеристиками науки: у нее есть свои цели и задачи, терминологический аппарат, свои методы. В настоящий момент данная технология работы рассматривается учеными как самостоятельное педагогическое течение, одна из вариаций библиотековедения.

История метода

Библиотерапия как метод психологической коррекции основывается на психофизиологии человека. Родиной ее является Древний Египет. В Греции в античной библиотеке Пифагор активно использовал библиотерапию в качестве основного метода работы со своими учениками.

Позднее в Европе церковные писания нашли применение в работе лекарей. Список литературы, применяемой в лечебных целях, расширился с наступлением эпохи Возрождения: в качестве средства терапии стали использовать художественные произведения.

Однако только в начале 20 века психологами и психофизиологами было доказано, что такое занятие, как библиотерапия – это не просто работа с текстом, а самостоятельный метод психотерапии. Основоположником метода в России считают Н. Рубакина, который в научном труде «Среди книг» писал о том, что с помощью правильно подобранных художественных текстов можно изменять психоэмоциональное состояние людей.

Упражнения библиотерапии были впервые апробированы в Харькове в отделении психоневрологии И.Э. Вельвовским. Ученый опирался на рекомендации психотерапевта В.Я. Мудрого, стараясь создать во время проведения сеансов библиотерапии максимально комфортные условия для участников.

В 1916 году были определены первоначальные цели и задачи библиотерапии как метода психотерапии. Инновационная техника работы с книгой вызвала большой интерес не только среди психотерапевтов, но и среди психологов, педагогов, медиков. Библиотерапия использовалась в качестве дополнительного метода во время лечения в санаториях и пансионатах для пожилых людей.

В послевоенное время лечение художественными текстами организовывалось в реабилитационных центрах. Большой вклад в развитие метода внесли Ю.Н. Дрешер, Б.С. Крейденко, Р. Скаллер, О.Л. Кабачек, Б.А. Симонов, И.Н. Казаринова.

Примеры применения методики, результаты

Пример № 1

Татьяна 28 лет. Страдала головокружением и легкой формой невроза. Метод терапии – параллельное чтение стихов Ахматовой и прозы Тургенева, искусствоведческой литературы. Самостоятельно читала произведения, делала выписки.

Результат — стабилизация состояния.

Пример № 2

Лидия 35 лет. Применялся метод контрастного чтения сказки и классика, фантастика и литература по археологии. Также применялось прочитывание любимых произведений Пушкина и Джека Лондона. Занималась параллельным чтением двух произведений, одно из которых, требовало глубокой работы, а второе было легким для восприятия.

Результат — улучшение отношений с окружающими, преодоление пассивности, реализация с помощью дополнительных стимулов, повышение мотивации.

Пример № 3

Александр 30 лет. Диагноз — хроническая депрессия. Также пациент пережил ряд трагических событий, что усугубило его состояние.

Обращался в поэзии Есенина, что привело к переосмыслению собственной жизни, нахождению причин, ошибок и неудач. Произошло пробуждение творческих способностей.

Виды

Распространенными видами библиотерапии являются:

  • Целенаправленная психокоррекционная работа с книгой. Данная разновидность предполагает непосредственное участие в терапевтическом процессе психолога, который проводит диагностику проблемы клиента, рекомендует определенные тексты, объясняет техники работы с ними.
  • Чтение художественной литературы без постановки психокоррекционных задач. Этот вид практикую люди, которые любят читать. Художественную литературу они подбирают в соответствии со своими предпочтениями. Чтение книг улучшает их настроение, положительно влияет на когнитивные процессы.

Проблемы пожилых людей с нарушениями памяти

Сама по себе старость — большой стрессовый фактор. Дополнительный стресс — осознание человеком того, что ум, верно служивший всю жизнь, начинает изменять. Это может быть:

— нарушение памяти на те события, которые произошли недавно с учётом сохранности воспроизведение давних событий;

— расстройства внимания — отсутствие концентрации внимания, отвлекаемость;

— замедление темпа мыслительных процессов;

— нарушения эмоциональной сферы;

— снижение способности проводить хронологию событий и ориентироваться в пространстве;

— потеря способности к логическому мышлению;

— с точки зрения моторики — это нарушение темпа, плавности, координации.

Наблюдение за такими изменениями приводит к замыканию в себе, депрессиям и отрицанию. Эта реакция со временем только усугубляется и приводит человека к социальному одиночеству. Без посторонней помощи сложно вернуться к нормальному существованию.

Сосредоточенность на негативных изменениях в организме зацикливает на себе и своих проблемах. Потому не стоит забывать, что в пожилом возрасте существуют и плюсы. К положительным социальным особенностям старшего поколения относят:

— жизненную мудрость — умение применить жизненный опыт, дать разумный совет в проблемных ситуациях;

— готовность делиться знаниями, умениями;

— стремление заменить утраченные профессиональные и семейные роли социальной активностью.

Важно видеть не только проблемы, акцентируйте внимание на позитивных моментах жизни. А для решения проблем лучше обращаться к профессионалам.

Методы

Основными методами библиотерапии являются:

  1. Коррекционный метод. Он не предполагает решение задач коррекции психики. Его основная цель – положительная трансформация трудной жизненной ситуации клиента посредством расширения диапазона стереотипов поведения индивида. Для достижения коррекционной цели используются тексты развлекательного характера. Метод подходит для коррекции личностной тревожности и повышения самооценки индивида.
  2. Психокоррекционный метод. Данный метод направлен на трансформацию болезненного психического состояния личности. Психолог помогает клиенту научиться контролировать эмоции и управлять своим настроением. Итогом применения психокоррекционного метода является формирование у клиента способности открыто выражать чувства и правильно понимать эмоции других людей.

Как это происходит

Есть две основные формы библиотерапии:

1) клиент просто читает текст, который ему вручили в библиотеке. Специалист-библиотекарь подсказал, в каких книжках у героя те же проблемы, что и у читателя, вручил стопку и был таков;

2) более современная, интерактивная форма основана скорее на взаимодействии между читателем и терапевтом. Сначала произведение читают вслух, а затем обсуждают.

Возможно, порой это похоже на разбор поучительного рассказа в начальной школе: «А почему Ваня сказал, что не ел слив? А что он почувствовал? А у вас бывало такое? А как бы поступили вы?»

Второй способ распространен в западных странах, где больше доверяют специалистам, реже практикуют самолечение, а кроме того, существует традиция дискуссионных книжных клубов. Однако в этом интерактивном подходе чувствуется некое недоверие к самому читателю: мало того, что он не заметит психологических особенностей ключевых персонажей, так может и вовсе пролистнуть драматический момент.

Первый вариант выглядит привлекательнее не только потому, что он доступнее: кроме книги ничего не нужно. Дело в том, что наше восприятие текста уникально. Из одного и того же абзаца каждый из нас вынесет что-то свое. Н. А. Рубакин в книге «Что такое библиологическая психология» (1924) иллюстрирует это забавной историей. Некий миссионер Добрицгофер пытался втолковать африканским аборигенам значение слова «совесть». На родном языке местных жителей миссионер долго произносил возвышенные речи об этическом кодексе, угрызениях совести и душевной боли во время разлада с собой. В итоге выяснилось, что африканцы посчитали лекцию очень полезной, решив, что им рассказывают о несварении желудка.

Во время чтения каждый из нас абориген и волен использовать текст исключительно в своих личных целях. Смысл терапии как раз в этом — вычленить актуальное, больное. Книга, прочитанная в 15 и в 40 лет, воспринимается как два разных произведения, но на самом деле это мы изменились, а книга с тех пор разве что немного истрепалась по краям.

То есть содержание и все смыслы книги в большей степени зависят не от писателя, а от читателя.

Если читатель ничего не понял, то у книги нулевая эффективность, нулевая ценность. А ровные типографские строчки — вовсе не само содержание, а, по выражению Рубакина, «возбудители содержания». Чудесный мираж — мир книги — это то, что мы строим в голове, опираясь на наш опыт, чувства, особенности психики, и лишь при некотором участии автора. Если же стихи нам декламирует специалист по книготерапии, в процесс вмешивается посредник и всё усложняется. Зато появляется возможность проговорить вслух свои эмоции.

Техники и упражнения

Раскрою направления библиотерапии. Распространенными техниками библиотерапии являются:

  • Чтение художественных текстов вслух. Данная техника реализуется в группе. Ведущий зачитывает отрывок из текста, а затем организует групповое обсуждение этого отрывка. Если для достижения целей психокоррекции выбрана пьеса, то организуется ее чтение по ролям. Каждый из участников в группе самостоятельно проводит параллели между художественным словом и собственными проблемами.
  • Отождествление себя с героем художественного произведения. Эту технику психологи используют в качестве домашнего задания. Клиенту предлагается выбрать литературного героя, на которого он похож. На следующей встрече психолог вместе с клиентом обсуждает выбор литературного персонажа и анализирует его поступки, описанные в книге. Эта техника улучшает социальное восприятие индивида, формирует у него новые модели поведения.
  • Пересказ прочитанной книги или рассказа. Эта техника также применяется в групповой работе. Ведущий зачитывает то или иное художественное произведение и просит участников пересказать его с позиции разных героев рассказа. Такой прием помогает человеку научиться анализировать ситуацию с разных позиций.
  • Самостоятельное чтение произведение клиентом дома, а затем обсуждение прочитанного с психологом. Эта техника применяется в индивидуальной работе с клиентом. На каждой встрече психолог рекомендует клиенту ознакомиться с тем или иным текстом. Свои мысли и эмоции, возникающие в процессе чтения, клиент записывает в читательский дневник. Эти записи будут отправными точками при обсуждении произведения на следующей встрече.
  • Собственное сочинение художественных текстов. Эта техника направлена на поиск клиентом различных вариантов реагирования на те или иные жизненные происшествия. Начало истории озвучивает ведущий, а затем участники предлагают различные варианты развития событий.
  • Подготовка иллюстраций к художественному тексту. Эту технику психолог использует, когда возникает необходимость углубленной диагностики проблемы пациента.
  • Обыгрывание ситуации из книги. Эта техника помогает участникам примерить на себя роль того или иного литературного персонажа. Такие действия учат клиентов обращать внимание на позу, мимику, жесты человека, прогнозировать эмоциональные реакции партнера по общению.

Упражнения в рамках каждой из перечисленных техник, виды и методы работы психолог выбирает в зависимости от целей психокоррекции и возраста клиента.

Чтение для силы духа

Нелли Воскобойник: Сейчас у меня выходит роман в рассказах «Вы будете смеяться», в котором я собрала короткие зарисовки из жизни нашего онкологического отделения. Почти все мои тексты прошли через «Живой Журнал», получили комментарии. Истории, связанные с больницей, в особенности те, где пациенты проявляют неординарность своих натур, мужество и достоинство, набирают втрое больше читателей, чем рассказы в духе Джейн Остин или любимые мной сказки и эссе.

Лично я, когда приходят неприятности, тревоги и огорчения, читаю книгу Торнтона Уайлдера «Теофил Норт». Эта книга в переводе Голышева одним построением предложений, ровным благородным ритмом успокаивает и утешает меня. А главный герой творит маленькие чудеса. Он очень стесняется этой способности и рад бы отказаться от нее, но когда кому-то рядом очень больно, он невольно и непонятно для самого себя и других прекращает чужие страдания.

Каждому человеку нужна такая книга. Обезболивающее для духа.

Этапы и алгоритм проведения

Алгоритм проведения библиотерапии включает в себя несколько этапов:

  1. Этап мотивации участников к занятию. На этом этапе ведущий устанавливает контакт с участниками, ставит цели и задачи сеанса, знакомит участников с правилами групповой работы.
  2. Этап когниции в библиотерапии. На данном этапе идет непосредственная работа с художественным текстом.
  3. Этап дискусии. На этом этапе ведущий организует обсуждение художественного произведения.
  4. Этап рефлексии. Заключительная часть сеанса нужна для подведения итогов, получения обратной связи от участников, оценки эффективности психокоррекции.

Что читать

Всегда можно обратиться к уже готовому перечню. Британские библиотерапевты Элла Берту и Сьюзен Элдеркин в литературно-психологическом справочнике «Книга как лекарство» предлагают рецепты на все случаи жизни. Здесь есть истории, рекомендуемые не только при хандре, но и при неуверенности в себе, жажде мести, лунатизме и даже переломе ноги… Если книга лечит душевную боль, почему бы ей не оказаться полезной и при физической?

Если вы застряли в адюльтере, терапевты прописывают вам «Госпожу Бовари» и «Анну Каренину». При личностном кризисе принимайте Кафку. «Старик и море» поможет справиться с гневом, а «Слепота» Сарамаго — с боязнью ответственности.

Если вы не вышли ростом, перечитайте «Хоббита», мучают печальные мысли — беритесь за «Робинзона Крузо». Здесь есть Достоевский, Мураками, Апдайк, Пратчетт, и, кажется, они только и ждут, чтобы помочь справиться с жизнью.

Принципы подбора литературы

Большое внимание психологу нужно уделять подбору литературных произведений для проведения сеансов библиотерапии, так как этот метод заставляет клиента «присваивать» чувства, мысли и действий лирического героя. Поэтому герой должен обязательно положительным, обладать высоким уровнем нравственности. Подбор литературы для психокоррекции определяются следующими принципами:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей клиента. Использование библиотерапии допускает в работе с разными возрастными группами: с дошкольниками, подростками, студентами, взрослыми и пожилыми людьми. Книги должны соответствовать психологическим особенностям возраста.
  2. Доступность и понятность литературного языка писателя. Если художественный текст будет непонятен читателю, интерес к нему быстро пропадет. Достичь психокоррекционных целей средствами библиотерапии невозможно, если у клиента нет интереса к сеансу.
  3. Соотнесение жанровой специфики книги с психологической проблемой клиента. Разные литературные жанры оказывают различное действие на человека.
  4. Контраст добра и зла в художественном произведении. Этот принцип важен при подборе литературы для детских сеансов библиотерапии.

Пять жизнеутверждающих книг об ужасных болезнях и смерти. Список Екатерины Аксеновой

Человечество переосмысляет болезни и смерть. Люди стали жить дольше, многие болезни побеждены, зато об оставшихся с нами недугах мы знаем все больше, потому что у пациентов появилась возможность рассказывать о своем опыте в социальных сетях и блогах. Смерть и болезни переселились из домов в больницы — все меньше людей умирают «хорошей смертью», достигнув физического предела старения, в окружении рыдающих детей и родственников, еще успевая дать ценные напутствия с одра; все больше — в больницах, часто уже без всякого контроля над своей судьбой.

Ричард Шеперд. Неестественные причины. Записки судмедэксперта: громкие убийства, ужасающие теракты и запутанные дела

Свежая книга ведущего британского судмедэксперта, которую в России издали буквально через полгода после мировой премьеры. Доктор Шеперд успел сделать более 20 000 вскрытий и кое-что понял о смерти и жизни. Книга не самая легкая, потому что автор рассказывает о том, как часто гибнут младенцы из-за неосторожности взрослых, как легко прерывается человеческая жизнь, как вообще трудно приходится всем на свете. Сам доктор построил блестящую карьеру, но заработал невероятное профессиональное выгорание и столкнулся с семейным кризисом — читать об этом не менее интересно, чем о смерти.

Кейтлин Даути. Когда дым застилает глаза: провокационные истории о своей любимой работе от сотрудника крематория

Бодрая работа совсем молодой девушки, которая хочет перевернуть ритуальную индустрию в США, где похороны превратились в занятие бездушных кровососов, готовых врать родственникам и вымогать у них колоссальные суммы за церемонию, которая не приносит никому ни света, ни утешения. У книги есть сиквел, еще не переведенный на русский язык: автор ездит по миру, чтобы разобраться с другими традициями похорон — от могил на деревьях, откуда покойников достают раз в год, чтобы поговорить и пофотографироваться вместе, до ультратехнологичных храмов памяти в Японии.

Атул Гаванде. Все мы смертны. Что для нас дорого в самом конце и чем тут может помочь медицина

Эпохальная работа мудрого доктора, который успел заглянуть за грань между жизнью и смертью, вытащить оттуда много людей, еще больше — проводить. Гаванде показывает, что жить нужно прямо сейчас, а когда придет время, постараться умереть «хорошей смертью», а не в окружении бригады медиков.

Ребекка Склут. Бессмертная жизнь Генриетты Лакс

Если будете договариваться с дьяволом о бессмертии, будьте осторожны. Может получиться как у Генриетты Лакс, чьи клетки долгие десятилетия после ее смерти размножаются в лабораториях по всему миру для исследований вирусов, лекарств, радиации и т. д. Книга невероятная — смесь рассуждения по биоэтике, семейной саги и социального памфлета.

Дэвид Куаммен. Зараза. Как инфекции, передающиеся от животных, могут привести к смертельной глобальной эпидемии

Популярная работа о том, как возникают новые инфекции, способные заразить миллионы людей (атипичные пневмонии, свиные и птичьи гриппы). Почти все опасные инфекции возникают, когда вирус, распространенный среди диких животных, внезапно мутирует так, что становится заразным для людей. Из-за этого человечество столкнулось с испанкой, сифилисом, оспой и ВИЧ.

Читайте нас в Facebook, , Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Где можно учиться по теме #психология

Курс

Магистратура по консультативной психологии

1 сентября 2021 — 1 июля 2021

Курс

«Психология детства» — программа переподготовки по детской психологии и психотерапии

6 октября 2021 — 31 июля 2020

Курс

Специфика использования библиотерапии на различных возрастных этапах

На различных возрастных этапах специфика использования библиотерапии будет отличаться.

В работе с детьми

Воспитатели ДОУ применяют библиотерапию для решения задач формирования нравственности у детей. Эта задача решается посредством сказок. Библиотерапия в работе с дошкольниками позволяет решать такие задачи, как:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости малыша;
  • формирование социально одобряемого типа поведения;
  • создание условий для творческого самовыражения ребенка;
  • развитие речи;
  • развитие психических процессов.

Для детей школьного возраста библиотерапия является тем методом, который помогает справиться с внутриличностными противоречиями. Работая с художественным текстом, подросток находит ответы на вопросы, понимает причинно-следственные связи событий в своей жизни.

В работе с пожилыми людьми

Если библиотерапия используется в целях реабилитации пожилых людей, то предпочтение стоит отдать философским сборникам, притчам, поэзии. Такие тексты помогают человеку принять себя таким, какой он есть, ведь они строятся на общечеловеческих ценностях. Во время сеансов библиотерапии у пенсионеров происходит переосмысление своего жизненного пути.

Написать, чтобы выжить

Не только чтение, но и создание историй может помочь человеку выкарабкаться из психологической ямы.

Екатерина Аксенова: Сейчас в мире литературы сложилась поразительная ситуация: миллионы людей получили возможность легко написать и издать свою книгу, поэтому каждый, кто получил какой-то уникальный жизненный опыт, может выпустить о нем свою собственную, отдельную работу и найти своего читателя. Можно вспомнить бестселлеры, написанные путешественниками, владельцами малого бизнеса, бывшими членами экзотических сект, наркозависимыми, просветленными и космонавтами. Возможно, самый интересный личный опыт есть у тех, кто совсем вплотную приблизился к последней черте: стоит на пороге смерти, что-то видит за горизонтом и может успеть передать нечто важное.

Одним из первых супербестселлеров жанра «одной ногой в могиле» была духоподъемная «Последняя лекция» Рэнди Пауша: жизнерадостный айтишник показал, как мечтать и прощаться с надеждами.

Молодой нейрохирург Пол Каланити со своим «Когда дыхание растворяется в воздухе» рассказывает, как меняется жизнь, когда узнаешь отведенный тебе срок.

Терри Пратчетт, пока Альцгеймер убивал его мозг, подготовил к изданию сборник эссе, из которых самые интересные — поздние тексты, где он успевает отрефлексировать происходящее, пока болезнь окончательно не победила его.

Музыкотерапия

Музыкотерапия
– это технология социокультурной реабилитации, использующая разноплановые музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции, развития творческих способностей, активизации социально-адаптивных способностей.
При прослушивании музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства.

Главные критерии для отбора музыкальных произведений:

— спокойный темп;

— отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы;

— мелодичность и гармоничность.

Для реабилитационных целей используют музыку разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к другому творчеству — лепке, рисованию, театру. Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону.

Двигательная активность под музыку регулирует нервную деятельность, усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает работу сердечно-сосудистой системы, развивает физические способности. Потому музыкальное воспитание рассматривают как важный фактор социальной адаптации людей с нарушениями памяти.

Пение обогащает людей новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. Слушание музыки и пение требуют умственного, физического и психического напряжения.

Особенности социальной адаптации людей с нарушениями памяти

Важную роль в социализации людей с возрастными нарушениями памяти играет культурно-досуговая деятельность. Она дает возможность вернуться в общество и с помощью разных видов активного досуга активизировать ум и тренировать память. Это могут быть:

— занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;

— досуговые праздники, конкурсы;

— экскурсии, игры;

— деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;

— спокойный пассивный отдых — чтение, просмотр телепередач, слушание радио, разгадывание кроссвордов.

Важно уметь выбрать и предложить человеку такое занятие, которое не даст сосредоточиться на болезненных ощущениях и переживаниях. Часто это прикладное художественное и техническое творчество или пассивный вид деятельности – чтение, просмотр телепередач, слушание радио. Благодаря этому у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

Реабилитация и социальная адаптация пожилых людей с нарушениями памяти зависят от участия специалистов. Это медики, психологи, педагоги, дефектологи, социальные педагоги, специалисты культуры и реабилитации инвалидов. Почему-то люди, чувствующие как память начинает их подводить, редко обращаются по этому поводу к врачам.

Рассмотрим разные реабилитационные виды досуга подробнее.

Игровая терапия

Игровая терапия
– это комплекс реабилитационных игровых методик и средство для раскрепощения патологических психических состояний человека.
Эта технология выполняет функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации и рекреации. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде.

К видам направленной игротерапии относятся:

— познавательные и развивающие игры;

— настольные и компьютерные игры;

— конкурсы, турниры, соревнования;

— подвижные игры.

Любая игра адаптируется для пожилых через облегчение условий игры, сокращение численности частников или времени проведения.

В играх человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, попробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение и овладеть социальными навыками.

Изотерапия

Арттерапия или изотерапия
– это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами и педагогами для реабилитации и социализации людей.
Терапия художественным творчеством помогает устранить или уменьшить нервно-психические расстройства, восстановить и развить нарушенные функции, навыки, сформировать способности к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий творчеством.

Человек через рисунок выражает внутреннее состояние, ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением – рисование развивает каждую функцию и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире.

Рисование решает психологические, личностные проблемы — страхи, тревоги, неуверенность, одиночество, преодолевает негативные переживания, формирует уверенность рук и точность движений. Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета психологи судят о наличии проблем в психике и мироощущениях человека.

Занятия изотерапией гармонично развивают психические функции человека. Занятия разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации используют комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом.

Чем больше креатива и творчества в человеке, тем дольше не потеряет свежесть его ум.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]