Визуальное мышление. Как научиться осознанно визуализировать


Модель мышления КМС

Визуальное мышление — это всего лишь одна из моделей мышления. Для объяснения подхода по тренировке такого мышления давайте рассмотрим одну из интерпретаций описания процесса мышления. Я назвал такую интерпретацию — модель мышления КМС (Кишмиш, Мысли, Структура).

То, что происходит у нас в голове, можно разделить на два основных процесса: бессознательное и сознательное. Что происходит в бессознательном,- не всегда понятно, но оно, безусловно, работает. Там блуждают обрывки знаний, образов и много чего ещё. Назовём в нашей модели эту часть мышления Кишмиш.

Бессознательная часть модели КМС. Там сплошной Кишмиш и туда страшно заглядывать.

В сознательной части появляются уже осознанные мысли, поэтому вторая часть модели называется просто — Мысли. Так как мы привыкли мыслить словами, мысли могут появляться в виде мыслеслов. А также, в виде других различных мыслеформ. Например, художники и архитекторы могут мыслить образами, а у математиков мыслеформы появляются сразу в виде математических формул. Вот и получается, что у нас в голове происходит постоянное взаимодействие бессознательного и сознательного.

Бессознательная и сознательная часть в голове. Взаимодействие никогда не прекращается. Мысли генерируются постоянно.

Но в каких бы мыслеформах не проявлялись наши мысли в сознательной части, всегда есть проблема — удержать их в голове, выстроить логику, связать в какую-нибудь структуру. Чтобы это сделать, нужно каким-то образом зафиксировать их вне головы. Здесь и появляется третья часть модели под названием — Структура. Работа со Структурой также запускает некоторые процессы в бессознательном. И получается некий замкнутый процесс мышления между тремя частями: Кишмиш — Мысли — Структура.

Триединая модель мышления. Фиксация в физическом мире помогает поймать мысли.

Структурой можно назвать любую форму удержания мыслей и выстраивания некоторой логики их изложения. Например, Структурой могут быть наша речь и письменный текст. Перевод мыслей в визуальные образы и сборка их в визуальную композицию — это тоже процесс структурирования.

Структурой могут быть текст (речь) и композиция визуальных объектов

Определение визуального мышления можно сформулировать в следующем виде.

Визуальное мышление — это работа с визуальными объектами (образами, знаками), замещающая работу с реальными объектами. Оперируя визуальными образами, можно структурировать и визуально интерпретировать свои мысли. Или визуально упаковывать смыслы для их передачи и объяснения.

В рамках модели КМС визуальное мышление формируется, когда происходит структурирование мыслей сразу в образы (отрезок МС). А сложность его прокачки состоит в том, что для нас этот процесс очень непривычен и неудобен. Т.е. для прямого перевода мыслей в образы нужно сильно напрягаться. А мозг напрягаться не очень любит :)

Визуальное мышление — это когда мысли сразу в образы

В практике Смыслотеки мы столкнулись с вопросом: Как прокачивать визуальное мышление у наших художников? И именно практика ответа на этот вопрос показала, что тренироваться проще, отталкиваясь от структуры текстов.

Расставляем акценты

Хотелось бы упомянуть о несложном, но важном инструменте для акцентирования внимания читателя — эффекте pop-up.

Pop-up — это намеренное выделение какой-то части визуализации, чтобы она сразу бросалась пользователю в глаза. К примеру, представим, что мы хотим быстро донести до читателя нашей спортивной газеты, какой результат показали наши спортсмены на олимпиаде по сравнению с другими странами. Возьмем базовый, отсортированный по возрастанию список стран с указанием медалей.

Мне кажется, стоит перевернуть.

Да, так однозначно лучше, и Украина в принципе достаточно различима, но если мы добавим небольшой акцент, то будет еще понятнее.

Лично на мой вкус, я бы еще сделал pop-up не за счет смены цвета, а за счет насыщенности — так диаграмма лаконичнее и эстетичнее.

Pop-up эффект дает возможность зрительной системе параллельно обрабатывать информацию и быстрее находить главное — это основное его преимущество.

Такой эффект хорошо реализуется с помощью:

  • цвета,
  • ориентации,
  • размера,
  • формы,
  • приближенности.

А вот например такие каналы, как угол наклона или параллельность, не позволят сделать pop-up. Чем более емкий визуальный канал сам по себе, тем более мощный pop-up мы можем сделать. Большинство пар визуальных каналов не могут создать такой эффект, и пара «цвет + позиция» будет лидером по понятности.

Попробуйте, например, найти здесь красный круг. Визуализация формата «форма + цвет» становится ребусом, а не помощником.

Визуализация через синхронизацию по смыслам

Процесс тренировки состоит в следующем. Чтобы визуализировать смысл текста, нам приходиться работать как бы не с самим текстом, а с полем смыслов этого текста. Ведь за одними и теми же словами у разных людей стоят разные понятия, контекст и смыслы. На своих тренингах по визуальному мышлению я много раз видел, как одни и те же тексты участники визуализировали по-разному.

Поднимаем над текстом поле смыслов. За каждым словом или набором слов могут стоять разные смыслы у разных людей

“Подняв” поле смыслов над текстом, мы работаем с этим полем и превращаем смысловые объекты в визуальные образы. Из образов собирается структура — визуальная композиция.

Для визуализации синхронизируемся через поле смыслов. Визуальные образы связываем в форме визуальной композиции

С текстом нам работать привычнее, и процесс тренировки проходит легче. А если вернуться к модели КМС, то мы увидим, что через такой тренировочный процесс как раз и прокачивается нужный канал МС. Ведь работая с полем смыслов текста, мы активизируем мыслительную часть модели.

Отталкиваемся от текста и через мысли прокачиваем визуальный канал

Таким образом, со временем отрезок — МС в модели КМС так прокачивается, что у вас не возникает сложностей с прямым переводом мыслей в образы.

Конечно остаётся вопрос: “Как при тренировке от поля смыслов переходить к образам и визуальной композиции?”

Для ответа на этот вопрос мы разработали и на практике опробовали методики, алгоритмы и приёмы генерации визуального словаря и сборки визуальной композиции. О них расскажу в следующих заметках. Для тех, кто захочет погрузиться в визуализацию, подготовлен дистанционный курс “Практика визуального мышления”.

Или можете подписаться на книгу Визуальная упаковка смыслов.

По ссылке ниже вы можете взять и применять простые приёмы по сборке визуального словаря

Начните с «Почему?»

Хорошая визуализация — это всегда комбинация правильного инструментария и четко сформулированной цели. Поэтому в любом случае нужно начинать с вопроса «Какую задачу решает моя визуализация?». Ответ же должен быть описан одним-двумя предложениями.

Дополнительными вопросами могут быть такие: «что должен узнать пользователь по итогам просмотра?», «какую информацию наиболее важно передать?»

Если вы определились с целью, тогда можно переходить к производству.

Выводы

Давайте подведем итоги.

  1. Визуализация — это символический язык для представления данных в визуальной форме.
  2. Тема визуализации данных сейчас столь популярна, так как графики и диаграммы позволяют экономить время и психические усилия при изучении большого массива информации.
  3. Правильная визуализация помогает наблюдать данные в целом и предотвращает излишнюю склонность человека делить все на «левое» и «правое», это улучшает качество принимаемых решений.
  4. Навык визуализации будет становиться все более актуальным (так как количество информации растет), и потому для любого digital-специалиста базовая грамотность в этом вопросе обязательна.
  5. Начинать визуализацию стоит с вопроса «Зачем она нужна?», «Какую задачу упрощает эта инфографика?». После этого станет понятно, какие данные нужно собрать и что приоритетнее отобразить.
  6. Чтобы построить визуализацию, нужно пройти три шага: посчитать количество переменных, определить тип данных каждой переменной и, напоследок, выбрать визуальные каналы для отображения.
  7. Не все визуальные каналы воспринимаются человеком одинаково хорошо. Поэтому стоит помнить про приоритеты внимания и кодировать важные данные с помощью самых сильных каналов.
  8. Не забывайте, что каналы должны быть достаточно емкими, чтобы отобразить всё разнообразие выборки, и при этом в нужной степени независимыми, чтобы не испортить впечатление читателя.
  9. Расставляйте акценты — правильный pop-up зрительная система обрабатывает параллельно, и это делает визуализацию еще более эффективной.
  10. Для построения нестандартных и нерегулярных инфографик можете пользоваться специализированными онлайн-сервисами.
  11. Для регулярной работы с динамикой данных, например отчетами для руководства, используйте инструменты вроде Google Data Studio, а также встроенные отчеты рекламных платформ либо более сложные системы, как Power BI.

Спасибо большое всем, кто дочитал эту статью до конца, я надеюсь, что информация была для вас полезна и интересна! Про визуализацию можно написать еще несколько статей, поэтому, если вам интересно узнать дополнительные нюансы, пишите в комментариях.

Желаю всем успешных рекламных кампаний и понятных визуализаций!

Каким оно бывает

Существует несколько классификаций. Приведу самые распространенные.

По степени целенаправленности выделяют следующие виды воображения: активное и пассивное.

Активное стимулирует человека к созиданию, позволяет создавать что-то новое в профессиональной и творческой деятельности. Оно делится на:

  • Репродуктивное. Представляет собой воссоздание реальных образов, в основе которых лежит пережитый опыт.
  • Продуктивное (или творческое). Образы создаются по собственному замыслу, почти без обращения к опыту.

Пассивное не имеет цели реализовать придуманные идеи. Оно бывает двух форм:

  • Непроизвольное. Это непреднамеренное воображение, которое бывает сложно или невозможно контролировать. Сюда относятся случайные мысли, сны, галлюцинации.
  • Произвольное. Поддается контролю и связано преимущественно с маловероятными либо невероятными прогнозами на будущее. Это наши мечтания и грезы.

Как правильно материализовать мысли

Давайте узнаем, что нужно сделать, чтобы визуализация сработала:

  1. Четко представить цель. Вам нужно воссоздать в своей голове яркую картинку своего желания. К примеру, если вы хотите купить дом, воображайте в мельчайших деталях, как вы его покупаете, как подписываете бумаги, заезжаете на территорию, открываете дверь, вдыхаете запах свежевыкрашенных стен. Продумайте, как выглядят окна, какого цвета крыша, сколько в доме комнат. Представляйте, как вы завтракаете на террасе, принимаете гостей, высаживаете на участке туи и т. п.
  2. Подключить эмоции. Они будут являться подобием топлива для нашей картинки. Постарайтесь представить свои чувства в момент покупки дома, какие эмоции у вас может вызывать владение такой недвижимостью. Вероятно, это будет спокойствие, радость, уверенность, благодарность и т. п.
  3. Соблюдать регулярность. Помните о нейронных связях? Чтобы они сформировались, нужно многократное систематическое повторение. Визуализируйте хотя бы по 3–5 минут в день. Это лучше, чем один раз в неделю по часу. Можно сделать это привычкой и представлять свои мечты перед сном либо сразу же после пробуждения.

Общие итоги

В целом процесс визуализации можно разбить на 5 шагов:

  1. Чёткая цель и детальный образ желаемого. При этом нужно определить, откуда идёт желание: от души или от социума. Если хоть небольшой дискомфорт и нет радости, желание от социума, если чувство лёгкости, радости и счастья, желание от души.
  2. Визуализация образа и прописывание его на бумаге во всех деталях.
  3. Отпускание образа, после чего забываем о желании.
  4. Действие.
  5. Принятие с благодарностью.

Визуализация, это творческий процесс и нет идеального алгоритма этого процесса для всех людей. Всё индивидуально и для каждого человека могут быть свои поправки.

Рекомендую: Материализация мыслей. Управление жизнью через силу мысли.

Правило 7. Понятный формат чисел

Числа должны быть с разделителями разрядов и без лишних знаков после запятой

В больших числах всегда разделяйте разряды: 10 000 000, а не 10000000, иначе цифры становятся нечитабельными.

Также не используйте знаки после запятой без осознанной необходимости. И следите, чтобы формат был единый. Если вы решили показать один знак после запятой, то сделайте так для всех подписей данных, а не выборочно: где-то два знака, где-то три, а где-то без единого знака.

Правило 1. Правильный тип графика

Используйте правильный тип и формат визуализации

Главная цель визуализации — упростить и ускорить восприятие информации. Выбранный формат и тип графика должны этому способствовать, а не мешать.

Например, если в круговой диаграмме больше трех-пяти значений, график становится нечитабельным. Лучше в таком случае выбрать обычную линейчатую диаграмму. Еще пример неудачного использования круговой диаграммы, когда сумма категорий не равна 100%. Это грубейшая ошибка, так как данные просто-напросто искажаются.

Не менее важно следить, чтобы не нарушались общепринятые стандарты. Временные оси (года, месяца, кварталы) всегда должны располагаться горизонтально слева направо, это интуитивно понятно. Если же их расположить вертикально сверху вниз, это будет сильно затруднять понимание.

Помните, что неудачно выбранный тип и формат визуализации сразу снижает доверие к представленной информации.

Три области — © www.youryoga.org/copyright.htm —

  1. Вам нужно принять любую удобную позу (например сидя на стуле, +++ Копировать материал НЕЛЬЗЯ — © www.youryoga.org/copyright.htm +++ по-турецки и т.д.) и расслабиться. — © Копирование запрещено — www.youryoga.org — сайт Твоя Йога —
  2. Сосредоточьтесь в области межбровья, … Авторское право сайта Твоя Йога — Запрет на копирование Автором — © Веретенников Сергей … затем на области за правым ухом, — Защита Авторских Прав — Эзотерический сайт Твоя Йога — www.youryoga.org © — Любое копирование ЗАПРЕЩЕНО автором — и потом на области за левым ухом. Просмотрите нахождение этих областей на схеме приведённой . — Твоя Йога — © www.youryoga.org/copyright.htm — копирование запрещено Автором —
  3. Концентрируйтесь на межбровье 1-2 сек. затем столько же на области за правым ухом и столько же на области за левым ухом. Затем снова на области между бровями… и т.д. Делайте так около 10 минут доведя постепенно время концентрации на одной области примерно 0,5 сек (т.е. ускоряя темп). — © Авторские права … КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО … www.youryoga.org/copyright.htm — © Веретенников Сергей — Копировать любую часть данной практики ЗАПРЕЩАЕТСЯ его Автором —
  4. В завершение сконцентрируйтесь только на области за правым ухом и держите концентрацию на ней приятное время (например 1-2 мин.) +++ Копировать материал НЕЛЬЗЯ — © www.youryoga.org/copyright.htm +++

Примечание

  • Во время практики техник «Цифры» и «Три области» я также рекомендую читать стихи (даже если Вы не любите и не понимаете поэзию), +++ Копировать материал НЕЛЬЗЯ — © www.youryoga.org/copyright.htm +++ слушать любую классическую музыку (даже если она кажется скучной), … Данный материал охраняется Авторским Правом — Копирование ЗАПРЕЩЕНО его Автором — © Веретенников Сергей … а также рисовать что-либо (даже если совершенно ничего не получается и выходят кривые и неудачные рисунки). … Копируя данный материал Вы нарушаете Закон РФ — Автор сайта — Веретенников Сергей …

Примечание к практике ::: © Веретенников Сергей — © www.youryoga.org/copyright.htm :::

  • Весьма полезна будет практика Открытие Третьего Глаза для хорошей проработки способности к визуализации, … Защита авторского права — Copyright — сайт Твоя Йога … которую можно однозначно рекомендовать, ::: © Веретенников С. ::: как сопутствующую практику. А также практики: Массаж мозга и Развитие внимательности. ::: © Веретенников С. :::

© Автор: Веретенников Сергей (ОМ Шанти) Практика дана 30.09.2007 г.

Информация

() Случайная практика: Курс «Печать Жизни» Сейчас онлайн на сайте:
122 чел. | Публичная оферта | Твоя Йога в соцсетях

Правило 3. Простой дизайн

Дизайн не должен препятствовать пониманию или искажать данные

Избегайте бесполезных элементов дизайна, таких как градиенты, тени, эффекты 3D. Они только отвлекают внимание читателя от сути вашего сообщения.

Ваш график не становится красивым и внушительным от того, что он нарисован объемным. Это могло удивить лет двадцать назад, на заре расцвета Excel, когда еще мало кто умел строить диаграммы. Более того, 3D–графики могут вызвать оптический обман.

Помните, если визуализация выполнена красиво, это еще не значит, что она выполнена качественно. Принципы хорошего дизайна: ясность, простота и минимализм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]