Сущность воображения и его механизмы, роль воображения в психологии

Одной из особенностей, отличающих человека от животного, является его способность, вступая в контакт с окружающим миром, наблюдать, влиять на него, преобразовывать и создавать что-то новое.

Причем часто человек действует, не ограничиваясь рамками действительности, а руководствуясь своими воображаемыми представлениями. Механизмы воображения в психологии мы и рассмотрим в данной статье.

Сущность воображения


Что представляет из себя воображение

Каждый образ, воспроизведенный человеком, — это воплощение видоизмененной реальности.

Воображение – это процесс создания новых образов путем преобразования представлений, полученных в окружающей действительности.

Когда человек создает что-то новое, он имеет в своем сознании несуществующий наяву образ, построенный благодаря своему опыту.

Воображение тесно связано с памятью, мышлением и восприятием. Благодаря связи мышления с воображением, возможен выход из тяжелых жизненных ситуаций и решение задач с неопределенными условиями.

Если необходимо воспроизведение ситуаций из прошлого опыта, то человек находит в своей памяти определенные образы, сохраненные им ранее.

Восприятие жизни было бы не таким ярким и эмоциональным без участия воображения. На протяжении эволюции человека процесс создания образов участвовал не только в развитии труда, но и в мечтах и планах.

Введение

Воображение — это особая форма человеческой психики, которая выделяется из других ментальных процессов и в то же время занимает промежуточное положение между восприятием, мыслью и памятью.

Особенность этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и своеобразно связано с деятельностью организма, являясь в то же время самым «экстрасенсорным» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что в воображении проявляется идеальная и загадочная природа психики. Можно предположить, что именно воображение, стремление подчинить и объяснить его, привлекло внимание к сверхчувствительным явлениям в древности, выдержало его в наше время и продолжает его стимулировать.

Феномен воображения, однако, остается загадочным и сегодня. Человечество до сих пор почти ничего не знает о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в человеческом мозге локализовано воображение, с какими нервными структурами оно связано, до сих пор не решены. По крайней мере, об этом можно сказать гораздо меньше, чем, например, о ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые были достаточно исследованы.

Воображение — это особая форма отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем обработки существующих идей и концепций. Развитие воображения идет по пути совершенствования операций подмены реальных объектов на воображаемые и рекреационного воображения.

Ребенок постепенно начинает создавать все более сложные образы и их системы на основе существующих описаний, текстов, сказок. Содержание этих изображений развивается и обогащается. Творческое воображение развивается, когда ребенок не только понимает некоторые методы выражения (гипербола, метафора), но и использует их самостоятельно. Воображение опосредовано и обдуманно.

Воображение — самая важная часть нашей жизни. Представь на мгновение, что у людей нет воображения. Мы были бы лишены почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышат о сказках и не смогут играть во многие игры. И как они могли выучить школьную программу без воображения? Проще говоря, заберите человеческое воображение и прогресс остановится!

Значит, воображение — это высочайшая и величайшая человеческая способность. В то же время, именно эта способность нуждается в особом уходе с точки зрения развития. И особенно интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этом возрасте воображение еще не особенно развито, то позднее происходит быстрое снижение активности этой функции.

Наряду с уменьшением способности к воображению человек обедняет личность, снижается способность к творческому мышлению, уменьшается интерес к искусству и науке. Школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что мне делать и как работать, чтобы стать рассказчиком?», «Учись математике», услышал в ответ.

На самом деле, способность создавать что-то новое и необычное формируется в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию следует уделять наибольшее внимание при обучении ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Ученые называют этот период чувствительным, то есть наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Виды воображения


Воображение бывает преднамеренное и непреднамеренное

Подобно процессам памяти, процессы воображения разделяются по степени волевых усилий на преднамеренные и непреднамеренные.

Непреднамеренная работа воображения разворачивается в грезах, снах или полусонном состоянии.

Образы создаются самопроизвольно и в необычных комбинациях.

Это пассивный процесс, независящий от желаний человека, в котором часто воплощаются его неудовлетворенные потребности.

Преднамеренное воображение – это целенаправленный процесс создания конкретных образов человеком по собственной воле. Он сам контролирует и направляет свои представления в зависимости от ситуации, осознавая цель и мотивы своих действий.

Произвольное воображение имеет такие формы, как воссоздающее (воспроизведение какого-либо образа по его характеристикам) и творческое воображение (воплощение нового образа путем собственного домысливания).

Воссоздающее воображение работает, когда, имея конкретное описание объекта, человек представляет его полный образ. Например, при чтении художественной литературы, складывается мысленное представление об описанных персонажах или событиях.

Творческое воображение – это создание нового образа с помощью дополнений и преобразований существующего. Этот вид воображения является основой искусства.

В процессе творчества в основном работает активное воображение, происходит сознательное формирование образа. Творец позволяет взглянуть на мир с другой стороны, пользуясь своими средствами выражения.

Мечты и сознательное творчество человека как проявления воображения человека

Мечты и сознательное творчество также являются плодами деятельности воображения человека. В момент, когда человек, не ставя перед собой определенной цели, не обдумывая содержание новой идеи уходит в мир возникающих у него образов и явлений, то именно, это и есть мечтательность, в процессе осуществления которой активно участвует именно воображение.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Деятельность воображения 440 ₽ Реферат Деятельность воображения 250 ₽ Контрольная работа Деятельность воображения 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По тому же принципу возможно и осуществление сознательного творчества человека.

Он ставит перед собой определённую цель, обдумывает конкретную идею и пользуется теми образами, которые возникают у него в процессе осмысления предстоящей деятельности. Именно здесь и вступают в работу фантазии и деятельность сознательного творчества человека.

Замечание 2

Таким образом можно сделать вывод о том, что мечтания совпадают с проявлениями пассивного воображения, а сознательное творчество и фантазии с активными проявления воображения.

Физиологические основы


Комбинации нервных связей образуются на сознательном и бессознательном уровнях

Физиологические процессы, ответственные за работу воображения, регулируют процессы жизнедеятельности организма.

Происходят сложные процессы в головном мозге, в течение которых активизируются и перераспределяются нервные связи.

В результате этих процессов появляются новые нервные сочетания, которые и являются основой физиологии воображения.

Комбинации нервных связей образуются:

  • на бессознательном уровне: от самопроизвольной реакции в коре головного мозга на различные раздражители (например, сон или галлюцинации);
  • на сознательном уровне: в процессе самостоятельного создания человеком новых образов работает несколько отделов головного мозга (во всех произвольных видах воображения).

Образование новых связей не является случайным процессом, его можно охарактеризовать как творческую работу мозга.

Воображение влияет на множество физиологических процессов: работу органов, уровень активности желез, обменные процессы. К примеру, когда человек представляет себе вкусное блюдо, у него сильнее выделяется слюна.

При мыслях об интенсивной физической нагрузке можно зафиксировать еле заметную активность мышц. Следовательно, воображение тесно связано с процессами жизнедеятельности и поведением человека.

Особенности воображения как психического процесса

Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.

Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.

В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов. Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов. Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

Воображение и образное мышление

Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.

В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:

  • к анализу информации;
  • выделению отдельных ее составляющих;
  • преобразованию их;
  • последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.

Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может. Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.

Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.

Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:

  • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
  • Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
  • А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.

Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

Физиологическая основа воображения

Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:

  • Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
  • Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.

В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.

Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя. То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма. По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.

В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый. Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.

  • От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
  • От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
  • От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.

Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.

Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма. Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте. Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.

Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.

Функции воображения


Иногда воображение выполняет защитную функцию

Мозг человека не может долго оставаться в бездействии, потому люди предаются мечтам.

Для работы воображения необязательно наличие новой информации или решение каких-либо задач.

Известно, что человеку очень сложно остановить воображение и прекратить мыслить по своей воле.

В течение жизни человеческое воображение исполняет множество функций, основные из которых:

  • регуляционная – планирование будущего, представление путей достижения целей, регуляция и программирование деятельности и ее результата;
  • познавательная – знакомство с окружающим миром через концентрацию внимания, памяти и мышления, активизируемые воображением;
  • приспособительная – представление сложных явлений и образов через более простые;
  • психотерапевтическая – создание психологической защиты;
  • аффективная – изменение эмоционального состояния, снятие напряжения.

Используя свое воображение, человек контролирует процессы, происходящие в организме, а также подстраивается под различные ситуации. Известно, что благодаря воображению можно изменять частоту сердцебиения, показатели давления и температуры тела.

Тезисы

  • Воображение — это проявление фантазии человека;
  • Воображение — это степень развития внутреннего мира личности;
  • Воображение — это творческий дар, определяющий возможности для созидания;
  • Воображение — это умение создать свою версию окружающего мира;
  • Воображение — это способность к творческому восприятию реальности;
  • Воображение — это способность к индивидуальному преображению действительности;
  • Воображение — это умение видеть, как протекает жизнь внутреннего мира личности;
  • «Воображение — это самое главное, оно является отражением того, что мы притягиваем в свою жизнь» А. Эйнштейн;
  • «Логика приведет вас из пункта А в пункт Б. Воображение приведет вас куда угодно.» А. Эйнштейн;
  • «Всё, что ты можешь вообразить — реально» П. Пикассо.

Роль воображения в жизни человека


Хорошее воображение — необходимое качество для успеха

В отличие от животных человек со своей способностью к воображению действует на перспективу, планируя будущее.

Воображение стимулирует человека к действию, заставляет проходить сложный, многоступенчатый путь, побуждает верить в результат своего труда.

Но, с другой точки зрения, человек-мечтатель удовлетворяет свои потребности мысленно, отказываясь от реальных усилий.

Такой негативный фактор снижает активность человека, оборачивая воображение против действительности.

Фантазия играет большую роль в производстве новых изобретений. Любой современный, привычный предмет являлся плодом фантазии человека сотни лет назад.

Благодаря воображению и упорному труду новые достижения постоянно внедряются в жизнь людей. Развитое воображение – это неотъемлемая способность успешного человека.

Природа и типы воображения

Воображение играет большую роль в жизни человека. Благодаря воображению человек создает, грамотно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества людей. Воображение также играет важнейшую роль в развитии и совершенствовании человека как вида. Он берет человека за его сиюминутное существование, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее.

Воображение — это способность изображать отсутствующий или фактически несуществующий объект, удерживать его в голове и манипулировать им мысленно.

С богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что ни одно живое существо в мире не может себе позволить. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно пробуждаемых усилиями воли; будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение — главная составляющая визуально-воображающего мышления, которая позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без прямого вмешательства практических действий. В значительной степени это помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо трудны, либо просто непрактичны или нежелательны.

Воображение отличается от восприятия, которое представляет собой процесс получения и обработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств и завершающейся формированием образа, поскольку его образы не всегда соответствуют реальности, а содержат элементы фантазии и выдумки.

Когда воображение приносит в сознание такие образы, которым в реальности ничего или мало соответствует, это называется фантазией. Более того, если воображение устремлено в будущее, то это называется мечтой.

Воображение содержится в творческой деятельности, но далеко не всегда процесс воображения сразу же реализуется в практических действиях человека. Часто этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, которая заключается в создании образа того, что человек хотел бы реализовать. Такие образы желаемого будущего называются мечтой.

Мечта — это необходимое условие реализации творческих сил человека для преобразования реальности. Она служит стимулом или мотивом для деятельности, окончательное завершение которой было отложено по той или иной причине. Поэтому любой объект, созданный руками человека, воплощенный в его исторической сущности, является воплощенной мечтой человека,

Великая, но не всегда ощутимая роль воображения в практическом производстве человека. Любой предмет, даже самый обычный, можно рассматривать как объективированную, воплощенную мечту многих поколений людей, которые остро нуждались в таких вещах. Чем дольше история вещи, тем больше она менялась, тем больше в ней было человеческих снов. Реализованная мечта ведет к новой потребности, а новая потребность — к новой мечте.

Каждое новое достижение производственной деятельности, новая вещь поначалу кажется совершенной, но когда она освоена, обнаруживаются несовершенства, и человек начинает мечтать о лучшем, стимулируя тем самым процесс своего объектно-эмбодифицированного. Четыре века назад обычное оконное стекло было невозможной мечтой. В то время можно было только мечтать о прозрачном материале, пропускающем свет, как воздух.

Такой прозрачный материал был достигнут за счет совершенствования технологии производства стекла. Однако с течением времени были обнаружены недостатки стекла. Например, стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи: Дети, живущие в комнате с таким стеклом, не имеют крепких костей, солнечные лучи, фильтрованные через стекло, практически безопасны для вредных микробов.

Низкая прочность стекла особенно опасна при несчастных случаях. Новые достижения в производстве стекла создают новые потребности, которые принимают форму мечты о стекле, пропускающем ультрафиолетовые лучи, о стекле, прочном как сталь. И эти мечты сбываются, порождая новые мечты.

Этапы развития воображения


Воображение — не врожденное свойство, и его можно развивать

Тем не менее, воображение – не врожденное свойство.

Его развитие происходит постепенно, по ходу получения определенных представлений, служащих фундаментом для создания новых образов.

Развитию воображения способствует самосовершенствование личности, образование, тренировка памяти, мышления и чувств.

Сложно ограничить этапы развития воображения по возрастным категориям, так как это зависит от индивидуальных характеристик.

Исходя из некоторых закономерностей, можно сказать, что впервые воображение реализуется через восприятие. Например, маленькому ребенку сложно представлять себе сюжет сказки, но ему проще представить ситуацию, происходящую с ним самим.

Связь воображения и восприятия проявляется также, когда ребенок переносит полученные представления в свои игры, изменяя мысленно внешний вид предметов. Работа воображения в детском возрасте всегда связана с деятельностью, в данном случае – игрой.

На этапе, когда ребенок учится говорить, он начинает формировать не только образы, но и более сложные представления. Ему приходится находить слова для выражения того, что существует в его воображении.

Ребенку становится проще отделять характеристики объекта от него самого и использовать их для выражения других представлений. Образы непроизвольно возникают и комбинируются в детском воображении.

На следующем этапе воображения ребенок уже умеет преднамеренно воссоздавать образы. Он начинает контролировать воображение в процессе игр и творческих занятий, представляя себе цель или сюжет.

При наступлении школьного возраста воображение поднимается еще на одну ступень. Прикладывая усилия для выполнения учебных задач, ребенок активно воссоздает образы и использует имеющиеся представления.

Реферат по психологии «Воображение»

Олеся Львова

Реферат по психологии «Воображение»

Содержание:

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

2. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ

3. ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

4. ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.

Функции воображения, его развитие. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.

Воображение и творчество. Связь процесса творчества с воображением.Два вида творческой фантазии: конкретный (образный)

и абстрактный (логический, их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое
воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха.
Воображение и органические процессы. Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными. Психогенные чувства (чувство страха)

. Приспособительный характер физиологических реакций, вызванных эмоционально насыщенным
воображением умеренной силы. Идеомоторный акт. Проявление мыслей и чувств человека в его мимике, жестах, пантомимике, их использование в невербальном общении. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим»

из всех
психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались в предыдущих главах учебника. В силу данного обстоятельства эта глава будет одной из самых маленьких по объему в книге, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведении человека.

Здесь дело обстоит как раз противоположным образом,а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомоса-пиенс»

, мы уже достаточно хорошо знаем.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может- «жить»
в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны)

. От восприятия
воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
Воображениеможет быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной»

точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное
воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм, прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке, разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм)
и т. д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного
воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П. Пикассо «Герника»
— это не хаотическое нагромождение геометризированных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936—1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль. Таким образом, с продуктивным
воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
, фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е. Замятин, О. Хаксли, Дж. Оруэлл, фантастические кентаврицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой. Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным
воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я»
,
«вживаясь»
в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Например,одно из них: во время работы над романом
«Мадам Бовари»
Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное
воображение, так как «спонтанные»
, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного
воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т. е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф. М. Достоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются»
и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом
воображении писателя.
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

2. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным»

. Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать
воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения,чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, инженерии и других — развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).

3. ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Вопроса, обозначенного в заголовке этого параграфа, мы уже коснулись в начале главы. В данном разделе речь пойдет в основном о том, как фантазия человека используется в самой психологии, а также о психологическом анализе продуктов и механизмов воображения. Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим по крайней мере всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций. Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга)

.

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.)

основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем
воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат.
4. ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качество психического как идеального проявляется наиболее отчетливо. В этом плане воображение кажется совершенной противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее. У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, например появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т. п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Некоторые современные врачи, верящие в психогенную природу подобных заболеваний, утверждают даже, что, например, желудочные заболевания чаще случаются не от того, что мы едим, а от того, что «ест»

нас, т. е. от разного рода переживаний, сопровождаемых фантазиями.

Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Теми или иными, осознаваемыми или неосознаваемыми органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика, широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находить предметы, спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий предмет, так называемые «экстрасенсы»

, угадывающие мысли людей по невольно производимым ими движениям.

На фактах существования связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий, в том числе и тех, которые получили популярность в нашей стране за последние годы (А. Кашпировский, А. Чумак и др.)

.

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит нам о том, что во сне активным образом работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Родители, например, особенно мать, весьма чувствительно реагируют на движения своего ребенка и моментально просыпаются, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения)

.

Режим сна и бодрствования у разных людей и детей различного возраста неодинаков. Новорожденный все свое время проводит в систематической смене состояний сна и бодрствования. Время сна у него колеблется от 13 до 16 часов в сутки. Большинство взрослых спят в среднем 7,5 часов, однако индивидуальные различия у них довольно велики. Есть, например, люди, которые спят всего лишь три часа в сутки, и этого им вполне хватает. Есть такие, кого не может удовлетворить даже сон, продолжающийся девять и более часов. Различия в индивидуально нормальном времени сна зафиксированы и в обыденном сознании людей, в представлениях о так называемых «совах»

и
«жаворонках»
. Первыми называют тех, кто ложится поздно и встает поздно, а вторыми — тех, кому свойственно ложиться и вставать рано. Вместе с млекопитающими люди образуют единую биологическую группу, для которой характерен ритм, называемый биологическими часами. В науке он известен под названием циркадного ритма и представляет собой периодические изменения в организме, происходящие в течение суток. Они связаны с состояниями сна и бодрствования, имеют период полного цикла, примерно равный 24 ч. Он несколько увеличивается, приблизительно до 25 ч, когда человек не имеет возможности спать и не в состоянии внешне отличить время дня от времени суток. У людей, слепых с рождения, этот ритм также может несколько отличаться от зрячих, но и у них его индивидуальная продолжительность весьма устойчивая. Известен случай, когда у слепого человека он систематически продолжался 24,9 ч, причем с удивительным постоянством, так что каждые две недели он выбивался из ритма и для того, чтобы не опоздать на работу, вынужден был принимать снотворное или предпринимать что-либо другое, обеспечивающее ему сон. Попытки изменить циклические наступления сна и бодрствования за счет применения
психотропных и иных воздействий обычно оканчиваются неудачей. Циркадный ритм поэтому можно считать довольно стойкой психофизиологической характеристикой человека.
ЛИТЕРАТУРА:

1. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Представление^ Воображение у детей: 304—319.)

2. Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Воображениеи его развитие в детском возрасте: 436—454.)

3. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979. (Трудности в определении воображения: 3—7. Воображениеи практическая деятельность: 8—30. Воображениекак отражение действительности: 31—85. Воображениеи научное познание мира: 86-131.)Общая психология. — М., 1986. (Воображение: 344—365.)

4. Немов Р. С. «Психология»

-1 том

5. Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск, 1977. (Понятие фантазии: 13—24.Теоретические концепции фантазии: 25—78. Психологические механизмы фантазии: 169—228.Условия протекания процесса фантазии: 229—270.)

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. (Воображение: 344—360.)

Механизмы создания образов


Без воображения не было бы книг и фильмов

Образы, возникающие в воображении, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о реальных явлениях и объектах.

Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы.

Процессы воображения делятся на два уровня:

  1. Анализ впечатлений.
  2. Синтез полученных образов.

На первом уровне представления об объекте абстрагируются от прочих образов, рассоединяются их составляющие, происходит анализ. В дальнейшем эти образы преобразуются: сочетаются в разные комбинации или перевоплощаются в абсолютно новые представления.

Этот синтезирующий процесс имеет множество форм. Агглютинация – одна из распространенных форм синтеза, в ходе которой новый образ создается с помощью передачи характеристик одного предмета другому.

Таким способом в воображении создавались образы древних богов и мифических существ. В искусстве и прочих творческих процессах широко используется прием агглютинации.

Например, для того, чтобы нарисовать несуществующее животное, в нем сочетались черты разных известных зверей и птиц. С помощью агглютинации увеличиваются или уменьшаются части какого-то объекта или объект полностью. Так создавались сказочные великаны и гномы.

Благодаря внедрению существующих представлений в новые ситуации, получаются новые связи с абсолютно отличающимся значением. Человек достигает соответствий в этом сочетании, представляя цель и контролируя процесс.

Синтез представлений осуществляется через схематизацию и акцентирование. Схематизация происходит в результате недостаточно полного восприятия объекта. В итоге целостный образ может быть искаженным и не соответствующим действительности.

Также схематизация может проявляться при забывании каких-либо свойств объекта и более обобщенном его представлении. Человек может сознательно или бессознательно выделять в образе определенные черты.

Акцентирование заключено в заострении внимания на главных свойствах образа и создании типичного представления о предмете. В этом сложном творческом процессе обобщения человек выделяет основные, по его мнению, черты в образе и отражает реальность через свою призму.

Типы воображения

Воображение характеризуется активностью, эффективностью. Ожидаемое отражение реальности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полной картины типов и способов воображения можно использовать схему.

Воображение может быть как воссозданным (создание изображения объекта в соответствии с его описанием), так и творческим (создание новых изображений, требующих подбора материалов, в соответствии с планом). Создание образных изображений происходит различными способами. Люди (особенно дети) обычно используют их бессознательно.

  • Первый из этих методов — агглютинация, то есть «склеивание» различных частей, которые не могут быть объединены в повседневной жизни. Хорошим примером этого является классический рассказ о человеке-животном или человек-птице.
  • Вторая — гиперболизация. Речь идет о парадоксальном расширении или уменьшении объекта или его отдельных частей. Примерами этого являются сказочные персонажи, такие как «Нос гнома», «Гулливер», «Большой палец».
  • Третий известный способ создания фантастических образов — схематизация. В этом случае отдельные идеи объединяются, различия сглаживаются. Основные черты сходства отчетливо прослеживаются. Это любой схематический чертеж.
  • Четвертый способ — типизация. Она характеризуется акцентом на сущности, повторением сходных по некоторым параметрам фактов и их воплощением в конкретном образе. Например, есть профессиональные образы рабочего, врача, инженера и др.
  • Пятый метод — акцентуация. Одна или несколько частей изображения выделяются, и это делается акцент. Классический пример — карикатура.

Основой для создания любого фантастического образа является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, пошаговой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — далекая аналогия морского судна. Использование синтеза, аналогий и способов построения воображаемых образов служит основой для многих диагностических методик воображения и его развития.

Индивидуальные особенности развития воображения

У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. Индивидуальность людей в том, что они отличаются своим собственным видением мира.

От степени развитости воображения зависит яркость представлений, новизна преобразованных идей. Сильное воображение является неотъемлемой чертой художников, писателей, скульпторов, режиссеров.

Человеку со слабым воображением трудно решать задачи, связанные с мысленным проектированием и представлением конкретных объектов. Недостаточно развитое воображение делает жизнь менее яркой и эмоциональной.

Люди существенно отличаются по доминирующим типам воображения: зрительный, слуховой, кинестетический. Но бывает, что у человека сильно развиты все типы, что отражается в его характере и поведении.

В этом видео вы узнаете о психологии воображения:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]