Как обрести ясность мысли: когда хочу быть гением, но с каждым днем глупею

  • Tweet

Мне казалось, я бы мог. Мог бы придумать что-то такое… Великое. Гениальное. Особенное. Иногда мне хочется как-то «особенно» подумать. И додуматься до какой-то невероятной идеи. Или открытия. Или суметь решить какую-то сложную задачу. Понять что-то глобальное. Но ни одна мысль не оказывается завершенной. И с каждым днем мне все сложнее думать о чем-либо. В своих мечтах я быстро и легко решаю сложные задачи, и я точно знаю, что я умный, но на деле моя голова просто забита ватой. Может, я просто глуп? Силюсь и не могу. Или я даже не силюсь?

«Я точно знаю, что умный, но не могу думать» — такие состояния в большинстве случаев свойственны человеку со звуковым вектором. Создавать выдающиеся мыслеформы, рождать идеи, решать сложные задачи, доходить до важных осознаний — вот природное предназначение человека со звуковым вектором. Его врожденное желание и способность. Проблема заключается в том, что человек не всегда осознает свои желания и поэтому не может понять, как их реализовать. Подробно о желаниях звукового вектора мы узнаем на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Тишина в уме

Попробуйте не думать некоторое время — сколько получится. Направьте свое внимание на промежутки между мыслями, на интервалы тишины в уме.

В качестве маленькой хитрости, которая поможет в этом упражнении, рекомендую вам спросить себя: «Откуда придет моя следующая мысль?» Или даже так: «Интересно, какого цвета будет следующая мысль?»

После того как вы зададите себе этот вопрос, в голове наступит, пусть и на короткое время, тишина. Но это будет особая тишина. Вы не спите, вы не находитесь в состоянии опьянения, вы не «считаете ворон» — вы бдительны, внимательны, осознанны.

Такое состояние тишины в уме в единстве с внимательностью называется присутствием. Оно играет важнейшую роль в самых разных духовных учениях и очень полезно для нас с вами.

Интересный эксперимент

Узкий проем не дает увидеть остальную часть мироздания. Психологами был проведен эксперимент, в котором пять мужчин с завязанными глазами были подведены к слону. Каждый из представителей сильного пола стоял у определенной части и должен был описать предмет исследования. Все участники описывали слона правильно, однако никто из них не сказал, что это за животное. Контекст был верен, но рассуждения мужчин ограничивались личным опытом и неприятием другой точки зрения. После того, как им развязали глаза, участники дружно рассмеялись. Именно такие ограничения помогают описать туннельное мышление, из-за которого искажается реальность.

Два типа мыслей

В голове каждого из нас постоянно работает «мыслемешалка» или «словомолотилка». В уме беспрерывно возникают картинки, рассуждения, оценки, вопросы, диалоги с воображаемыми собеседниками и т.д. В восточных духовных традициях ум человека сравнивают с непоседливой обезьяной, которая постоянно прыгает и скачет.

Нет, я вовсе не против мышления. Вот только необходимо различать усилия мысли, направленные на решение конкретных задач (как заказать книгу в интернет-магазине; во сколько выехать из дома, чтобы приехать в аэропорт вовремя), и хаотические, дезорганизованные, возникающие на автомате суждения то об одном, то о другом.

Мысли второго типа затягивают нас, мы сами не замечаем, как под их влиянием испытываем то тревогу, то депрессию, то гнев.

Оптимально будет «включать» рациональное, конструктивное мышление для анализа проблем и решения конкретных практических вопросов, а все остальное время стремиться к состоянию ясного восприятия всего, что нас окружает и происходит вокруг, но без ненужной мысленной «болтовни». В тибетском учении Дзогчен это состояние называется ригпа.

Правило 7. Проверьте цепочку

Это завершающее правило сильного мышления. Когда вы расписали решение задачи и наметили первое действие, то не торопитесь его совершать. Помните: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

Вам нужно внимательно просмотреть всю цепочку звено за звеном. При этом вы должны по каждому звену ответить на два вопроса:

  1. Вы понимаете, что здесь надо сделать?
  2. Результат даст возможность перейти к следующему звену?

И когда прошлись по цепочке, то затем ответьте на вопрос по цепочке в целом:

Цепочка приведет к желаемому результату?

Если ответы на все вопросы положительные, то можете смело переходить к действию.

Из книги «Как стать умнее»

От релакса к трансформации

Самые первые, легко достижимые плюсы от такой дисциплины (или гигиены) ума — это ощущение покоя, легкости, а также ясность мысли, появление творческих идей. Но это только начало. Стоит укрепить связь с состоянием присутствия, как жизнь сильно изменится.

Если мы установим в уме в качестве «базового аэродрома» чистую осознанность, в душе появится глубинное спокойствие. И это не следствие спокойных мыслей, как может показаться на первый взгляд. Этот покой есть неотъемлемое свойство чистого присутствия — первоосновы, исходного состояния сознания.

Так называемые «пробужденные» люди — те, кто почти постоянно пребывает в этом состоянии, — тоже имеют эмоции и мысли в голове. Но они не теряют себя в водоворотах бесконтрольных мыслей, они не «впадают» в негативные переживания глубоко и надолго.

Кажется удивительным на первый взгляд, но состояние пробужденности сглаживает остроту страдания.

Как это работает? Дело в том, что мы мучаемся не только от самих неприятностей, но и из-за того, что внутренне говорим им «нет»: мы их отрицаем, мы против них протестуем, мы возражаем против их наличия.

Но они есть. Это факт, это данность, поэтому наши мучения напрасны и бесполезны — они только усиливают дискомфорт. А в состоянии чистой осознанности нет сопротивления ничему: принимается все, всему говорится «да», поэтому для страданий нет почвы.

Как развить свое мышление?

Все люди отличаются интеллектом, скоростью реакции и механизмом мышления. Некоторым проще даются математические задачи, а некоторым – гуманитарные науки. Все это связано с генетикой, воспитанием, этапами развития кругозора. Как можно развить мышление?

В первую очередь нужно развить способность логически мыслить. Даже простые логические задачи могут быть нерешаемыми не только для ребенка, но и для взрослого. Второй важный аспект свободного мышления – аналитика. Без анализа информации сложно принять правильное решение. Следующий параметр идеального мыслительного процесса – дедукция

Внимание к деталям помогает человеку охватить проблему со всех сторон, сделать правильный вывод и не упустить мелочи. Наконец, творческие процессы – неотъемлемая часть развивающих занятий

Чтобы избавиться от туннельного мышления, придется потрудится.

Изменения собственного ритма мыслительного процесса – это долгий путь, состоящий из развития логики и аналитики, применения творческого подхода в решении проблем, обучения объективно оценивать всю ситуацию в целом и находить оптимальное решение. А бесценную помощь в комплексном развитии мышления окажут тренажеры и курсы Викиум. Большинство из них показали свою эффективность и являются весьма востребованными. Для развития логики прекрасно подойдет курс «Мышление Шерлока». На улучшение аналитических способностей направлен курс «Развитие мышления». А стать более креативным и научиться находить нестандартные решения в разных ситуациях поможет «Творческое мышление».

«Есть только миг между прошлым и будущим»

Легко обнаружить, что состояние присутствия, чистая осознанность существуют только в настоящий момент. Точнее, они существуют вообще вне времени: никакого времени для этого состояния нет — оно всегда «сейчас». События нашей жизни всегда происходят прямо сейчас. Жизнь разворачивается всегда в «сейчас» и никогда иначе.

Когда мы вспоминаем прошлое (разговор с начальником, свидание, прогулку в парке), реально происходит лишь процесс воспоминания, а совершается он в настоящем. Если мы думаем о будущем (мечтаем, планируем), это опять же психический процесс, который происходит в настоящем. То, о чем мы думаем (поцелуй, экзамен, удаление зуба, прыжок в море), совершится раньше или позже, но произойдет это в настоящий момент.

Приняв во внимание этот интересный факт, приходим к выводу, что мы проживаем свою жизнь в «перекошенном» состоянии. Ведь обычно наша голова занята либо мыслями о будущем, либо мыслями о прошлом. В настоящем мы на 100% присутствуем редко.

Ясность мышления

Недостаток ясности вызывает путаницу, стресс, депрессию и рассеянность в жизни. Ясность помогает нам понять свои желания, установить цели, сосредоточиться на главном и принять дальнейшие меры. Чем больше ясности в жизни, чем проще и легче реализовать себя на 100%.

  • В каких областях и сферах требуется навести ясность?
  • Определение своих истинных желаний и мечтаний.
  • Формирование распорядка дня и дисциплины.
  • Улучшение личной жизни и налаживание отношений.
  • Составление финансовых планов и стратегии.
  • Осознание дальнейших ожиданий от жизни.
  • Создание целей и планов на будущее.
  • Советы и упражнения для ясности ума

Проход в настоящее

Возникает чисто практический вопрос: каким образом можно «выныривать» из потока мыслей и «нырять» в настоящий момент? Для этого существует много психотехник, практик, упражнений.

Как говорится, все новое — хорошо забытое старое. Тут на помощь приходят медитативные техники, которым уже сотни лет.

В отличие от ума, который любит «погулять» в прошлом или в будущем, наше тело живет, ощущает и функционирует в настоящем. Исходя из этого масса способов укорениться в настоящем основываются на телесно ориентированных практиках.

Вы в любую секунду можете почувствовать настоящий момент, всего лишь направив свое внимание на дыхание. Сделайте несколько осознанных вдохов и выдохов, отслеживая, как воздух проходит в области носа, горла, груди и живота. Вот вы уже и живете не в мысленном кино, а в реальном мире.

Для того чтобы прочнее укорениться в настоящем, почувствуйте тепло в ладонях и мысленно «просканируйте» свое тело: какие в нем есть ощущения? Уловите теплые участки, напряженные, уставшие, чувствующие боль. Главное — не оценивайте ничего, не начинайте об этом думать — просто наблюдайте, осознавайте.

Более сложное, но очень полезное задание состоит в том, чтобы выполнять какие-либо действия, не теряя осознанности, не теряя присутствия. Попробуйте съесть кусочек сыра, печенья, яблока с полным вниманием к процессу. Забудьте о себе как о личности, «станьте» вкусом, растворитесь в процессе ощущений. Думать тут ни о чем не нужно — получайте опыт в чистом виде.

Благодаря таким экспериментам мозг и осваивает новый (по сравнению с неконтролируемой мысленной болтовней) режим работы. Известно, что люди иногда приходят к тому же самому состоянию спонтанно.

Например, узнав о неизлечимом диагнозе, некоторые обнаруживают в себе особую чувствительность: они глубоко радуются солнцу и дождю, пению птиц, цветку, общению с близкими. «Стеночка» из умственных концепций исчезает, и все вокруг воспринимается поразительно живо, свежо, ясно.

Мышление, что это

Мышление — это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

Формы

В психологии выделяют основные формы мышления, включающие понятие, суждение и умозаключение:

  1. Понятие формирует представление человека об окружающих явления и предметах, данная форма присуща только словесной речи и позволяет объединять предметы и явления по каким-либо признакам. Понятия подразделяются на конкретные (истинные означающие предмет или явления «дом», «ребенок») и относительные (зависят от восприятия разными людьми, например, что такое добро и зло). Содержание имеющихся понятий раскрываются в речи через суждения.
  2. Суждение — относится к форме, представляющей отрицание или утверждение об окружающем мире или определенном предмете. Образование суждений возможно двумя способами: восприятие понятий, находящихся в тесной взаимосвязи или полученное в виде умозаключения.
  3. Умозаключение представляет формирование нового суждения на основе двух или более существующих изначально. Любое умозаключение формируется как цепочка обоснованных идей. Способность к умозаключению зависит от стадии развития мышления, чем она выше, тем легче человек находит решение при определенной задаче.

Все умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. В первом случае суждение движется от единичного понятия к общему, а дедуктивное на основе существующих общих происходит обобщение целой группы явлений или суждений в одно общее.

Методы мышления подразумевают разные уровни, где на каждом этапе достигаются определенные цели: сбор информации, анализ имеющихся данных и умозаключение как руководство к действию или бездействию.

Чем опасно ограниченное мышление?

Полет мысли не должен быть ограничен узким коридором. Невозможность широко мыслить называется в психологии туннельным мышлением. Философы и психологи не раз искали ответ на вопрос, в чем именно лежит опасность ограниченного мышления.

Ничто так не ограничивает думающего человека, как он сам. Туннельное мышление приводит к печальным последствиям, неудачам и отсутствию веры в собственные силы. Примеры историй с плохим концом можно услышать чаще, чем со счастливым. Не охватывая картину полностью, человек идет по проторенной дорожке, не видит иных вариантов избавления от проблемы и не может принять соответствующее решение. Все это неминуемо приводит к плохому финалу – невозможности бороться, угасанию энтузиазма, нежеланию что-либо решать из-за прошлых неудачных попыток.

Минусы туннельного мышления

Остановимся подробнее на недостатках узкого мышления:

  • Разделение всего происходящего на «черное и белое». Отсутствие полутонов мешает уловить суть, заставляет придерживаться традиционных взглядов, не дает сделать собственные выводы.
  • Категоричность суждений. Человек не может согласиться с чужим мнением и даже прислушаться к нему. Он привычно отвергает все новое, потому что оно пугает его.
  • Навешивание ярлыков. Индивид считает себя правым, в то время как на самом деле каждый прав по-своему. Стоит попытаться увидеть не только свою часть проблемы, но и оценить ее чужими глазами, расширить горизонт.
  • Концентрация на негативе. Любая проблема, оценка которой производится адекватно, становится бесценным опытом, собственным «набиванием шишек». Человек, обладающий узким мышлением, чаще всего ищет виноватых вокруг, вместо того, чтобы запомнить жизненный урок.

Кому нужна реабилитация после ковида?

Отвечает Дарья Тишина, невролог, старший доктор клиники «Три сестры»

Если человек переболел ковидом без последствий — реабилитация не нужна. Но если после выздоровления сохраняются нарушения, не важно, какие именно, и человек не может вернуться к обычной жизни — это показание к реабилитации. Ее тип зависит от тяжести последствий.

Если человек может двигаться сам и не пользуется кислородным баллоном, но вернуться к прежнему темпу жизни мешают усталость или одышка, он может проходить реабилитацию амбулаторно

: приходит в клинику, когда ему удобно. Вместе с физическим терапевтом он тренирует выносливость и дыхание — и избавляется от усталости и одышки. Вместе с нейропсихологом — восстанавливает эмоциональную стабильность и концентрацию внимания. А вместе с эрготерпевтом — находит способы экономить энергию так, чтобы ее хватило и на восстановление, и на важные дела. Еще в клинике «Три сестры» можно пройти
телереабилитацию
: встречаться с лечащим врачом и всеми нужными специалистами онлайн.

Стационарная реабилитация

обязательно нужна тем, у кого ограничена подвижность, кто зависим от кислорода и кто во время болезни пережил инсульт. Как это устроено? Лечащий врач курирует процесс, физический терапевт — заново учит человека сидеть и ходить, эрготерапевт — помогает быть независимым в быту, нейропсихолог — восстанавливает утраченные когнитивные навыки и помогает не впасть в отчаяние и депрессию. Вместе специалисты подбирают для человека правильную нагрузку, каждый день мониторят его состояние и корректируют методы, если это нужно.

Восстановиться после среднетяжелой формы ковида можно достаточно быстро: обычно после одной-двух недель

в клиникечеловек без проблем выполняет повседневные обязанности. Но тому, который переболел тяжело и после болезни не может ходить или сидеть, нужно больше времени. Неделя-полторы уйдет на то, чтобы заново научиться сидеть и начать передвигаться на коляске, еще около недели — чтобы выполнять короткие и несложные операции стоя, например — дойти до туалета в палате. Чтобы восстановиться полностью, нужен еще
как минимум месяц
. Иногда развиваются необратимые изменения в легких, и полностью вернуться к прежней жизни человек уже не сможет. Но даже тогда реабилитация помогает ему быть более мобильным и самостоятельно себя обслуживать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]