Особенности и характерные черты деспотии. древневосточная деспотия. деспотия — это


Можно ли избавиться от деспотичности

Сама по себе склонность к тирании не исчезнет. И чем меньше деспот получает отпора со стороны, тем сильнее будет укореняться его вера в собственное превосходство и непогрешимость.

Исправить деспотический характер можно при помощи психотерапии и медицинского лечения. План коррекции зависит от выраженности патологии. В ходе психотерапии необходимо определить корень проблемы, проработать психотравму, выработать корректные способы самоутверждения.

Деспоты строят отношения с людьми, которым свойственно мышление жертвы. Их отношения носят зависимый характер. В психологии это называется треугольником Карпмана. Таким образом, сеансы психотерапии показаны всем участникам отношений. Без изменения мышления жертва найдет нового тирана или вернет отношения в прежнее русло.

Как действует деспот?

Деспоты обычно действуют очень тонко. Механизм влияния на человека примерно такой: на первых порах деспот будет безобидным шушпанчиком, готовым на все. Он будет дарить море внимания и комплиментов. Со временем человек привыкает к восхищению в свой адрес, и тут деспот начинает действовать, а именно — критиковать. После первой критики человек делает все возможное, чтобы исправиться. Но потом критики становиться намного больше, пропорционально ей возрастает желание жертвы исправить ситуацию. В итоге обнаруживается идея, при помощи которой можно легко управлять сознанием другого человека

Также, еще важно отметить, что все достижения деспот присвоит себе, а неудачи взвалит на партнера, и бесполезно взывать к адекватному восприятию реальности

Кто такой деспот?

Деспотом называют человека, который не признаёт чужой правоты и добивается своих целей при помощи давления и насилия. Ему не нужны доказательства и аргументы, он считает, что является правым в любой ситуации. Даже в отношениях с самыми близкими и дорогими людьми он постоянно прибегает к насилию, унижению, мести, психическому давлению, газлайтингу (что это?) и другим агрессивным методам воздействия.

Хуже всего в деспотизме то, что он практически всегда направлен на людей, которых деспот считает дорогими и важными для себя. Сам он часто не замечает, насколько жестоким бывает.

Деспот – это тиран, навязывающий другим свою волю при помощи силы, влияния и власти. Деспотом может быть начальник, но гораздо хуже, когда таковым оказывается кто-то из членов семьи. В психологии рассматривается теория о том, что деспотизм – это естественный инстинкт человека, просыпающийся при определенном стечении обстоятельств. Согласно этой теории, желание властвовать присутствует у каждого из нас, но проявляется у всех в разной степени.

Психологи выделяют три основные составляющие деспотизма:

  • полное равнодушие к чужим чувствам и чужому мнению;
  • желание полностью контролировать другого человека;
  • требование полного и постоянного повиновения себе.

Деспотизм способен разрушить любые отношения, поскольку деспот стремится полностью лишить партнера всех прав, но себе позволяет практически всё. Так происходит и в любовных, и в дружеских отношениях.

Восточная деспотия и ее основные черты

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Заполните таблицу, используя Законы XII таблиц

Вид преступления Объект преступления Вид наказания Номер статьи Законов
Распевание песни, которая содержит в себе клевету или опозорение другого честь и достоинство личности Смертная казнь Таблица VIII. 1б
Членовредительство здоровье Членовредительство виновному (если не помирится с потерпевшим) Таблица VIII. 2
Перелом кости рукой или палкой здоровье Штраф 300 ассов,

-если был сделан свободному человеку

-если рабу — 150 ассов

Таблица VIII,3
Причинение обиды честь и достоинство личности Штраф 25 ассов Таблица VIII,4
Слом имущество Возмещение сломанного Таблица VIII,5
Ущерб от чужого домашнего животного имущество Выдача потерпевшему животного, причинившее вред, или возмещение стоимости нанесенного ущерба Таблица VIII,6
Отравление или кража урожая с обработанного плугом поля имущество -Предание смерти (для взрослого)

-Бичеванию, или присуждение к возмещению причиненного вреда в двойном размере (для несовершеннолетнего)

Таблица VIII,9
Поджог (преднамеренный)

строений, скирд хлеба

имущество заключить в оковы и после бичевания предать смерти Таблица VIII,10
Поджог (по неосторожности) строений, скирд хлеба имущество виновному возместить ущерб, а при его несостоятельности подвергнуть более легкому наказанию. Таблица VIII,10
Порубка чужих деревьев собственность виновный уплачивал по 25 ассов за каждое дерево Таблица VIII,11
Кража (пойман с поличным) имущество подвергать телесному наказанию и выдавать [головой] тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; [в отношении несовершеннолетних] подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыскивать с них возмещение убытков. Таблица VIII,14
Укрывательство похищенного имущество штраф в размере тройной стоимости вещи Таблица VIII,15а
Кража (не пойман с поличным) имущество Штраф в размере двойной стоимости вещи Таблица VIII,16
Лжесвидетельство личность уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы. Таблица VIII,23

Задание 2. Восточная деспотия и ее основные черты.

Во всех странах Древнего Востока происходили сходные исторические процессы. В различных уголках мира сравнительно небольшие поселки за довольно короткое время превращались в многолюдные укрепленные города. Переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание и поддержание в порядке ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти.

В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства – деспотия.

Деспотия – в переводе с греческого – «неограниченная власть»; форма самодержавной власти. В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов. Набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Особенностью Восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое, четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.

К примеру, одежда зависела от ранга, а потребление богатств – от размеров вознаграждения, положенного по рангу знатности. Каким бы мудрым и благородным человек ни был, он не осмеливался носить одежду, не соответствующую его рангу; и каким бы богатством ни владел, не решался пользоваться благами, на которые не хватило бы обычного достатка человека его ранга.1

Высокое положение в обществе занимал многочисленный аппарат чиновников, поэтому ученость была выгодна.

Купцы поддерживались государством, заинтересованным в поставках иноземных и редких товаров . Благодаря торговле поддерживалась экономическая связь между регионами.

Отдельную категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства. После удачных походов, помимо захваченных трофеев, воины получали земли и рабов. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам – к примеру, в Египте воины трудились на каменоломнях.

Довольно многочисленными были ремесленники, большей частью они жили в городах, но были и те, что работали в мастерских храмов, царя и знати под кнутом надсмотрщиков.

И основную массу общества составляли свободные общинники-крестьяне. Все члены общины были связаны круговой порукой – это означало и взаимопомощь, и ответственность за преступления, совершенные членами общины.

В древних восточных цивилизациях существовало рабство. Рабы входили в состав большой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабства принято называть домашним. Рабами в основном становились военнопленные, но существовала вероятность долгового рабства, которое, однако, не обязательно было пожизненным: отработав свой долг, невольник вновь становился свободным.

Общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине царь, далее слой знати (жрецы, аристократия), все остальные находятся ниже, в зависимости от степени знатности.

В восточных деспотиях борьба за власть и участие в управлении государством велась, прежде всего, привилегированными слоями, в то время как основная масса населения не имела доступа к власти. На Востоке, в отличие от Греции и Рима, не было создано специальных политических органов, через которые общество могло бы оказывать воздействие на государство и включаться в его деятельность в законном порядке.

Важнейшими процессами, происходившими в странах Древнего Востока, были становление государственности и появление городской цивилизации.

В Древнем Египте считалось, что отношения людей в государстве строятся на основе «маат»2, то есть на основе божественной справедливости и порядка, истины. Утверждают ее боги и цари: благодаря законам преодолеваются хаос и дисгармония. В одном из древнеегипетских поучений в честь справедливости произносятся такие хвалебные слова: «Велика справедливость и превосходство ее непоколебимо». В другом поучении, написанном от имени одного из царей Египта, говорится о том, что царь должен заботиться обо всех подданных, а не только о вельможах, ибо все люди – «стадо бога», «подобия вышедшие из его плоти».

Итак, везде, во всех цивилизациях, понятия «закон» и «справедливость» отождествлялись, а задачи законодателей соответствовали, казалось бы высшим проявлением гуманизма.

Законы, созданные в древнейших цивилизациях, имеют целый ряд общих черт. И первое, что поражает современного человека, — это разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника.

Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему самому. Если он повредит глаз у чьего-нибудь раба или сломает кость у чьего-нибудь раба, то должен уплатить половину его стоимости.3

Законы упорядочивали отношения между людьми, возлагали на них ответственность за свои поступки, внушали, что у них есть права, пусть даже минимальные, реализации которых можно требовать. Особенно последовательно права личности защищались в законах Хаммурапи.

Так постепенно начинал формироваться уровень цивилизованности общества. Конечно, этот уровень был еще довольно низким. Понятие справедливости имело совсем не тот смысл, который вкладывает в него современный человек. Различия в положении социальных слоев были невероятно велики. Но не будем забывать, что это была лишь первая ступень долгого пути человечества к пониманию того, что государство должно отражать интересы всех в равной мере, и попыткам реализовать такой принцип.

Задание 3. Во время Французской буржуазной революции был принят закон, ограничивающий политические права трудящихся. О каком законе идет речь? Перечислите основные положения этого закона и объясните, почему в тот период его принятие было оправданным.

В 1789 году во Франции создалась революционная ситуация. Крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты. Дороговизна делала крайне тяжелым положение городских низов. Дефицит в бюджете угрожал государству банкротством.

Решающим моментом в развитии событий было восстание трудящихся масс Парижа 14 июля 1789 г., явившееся началом революции. Оно укрепило позиции национального собрания, которое стало называть себя учредительным — Constituante — и фактически передало власть в руки крупной буржуазии.1

На первом этапе революции (с 14 июля 1789 г. по 10 августа 1792 г.) буржуазия в лице конституционалистов (в учредительном собрании — партия «центра») идет на компромисс дворянством и сохраняет монархию. Взгляды этой партии и нашли свое отражение в первых конституционных документах Франции: «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года и конституции 1791 года. В этих документах учредительное собрание выступало в интересах буржуазии в целом и даже от имени всего народа.

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов. Провозглашение свободы и равенства (речь шла, конечно, только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.1

В ст. 2 декларации провозглашаются естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Но крупная французская буржуазия не решалась последовать примеру Декларации независимости Соединенных Штатов Америки 1776 года и провозгласить право народа на восстание. Свобода определяется в декларации как возможность делать все, что не приносит вреда другому. Границы для взаимного пользования ею могут быть определены только законом (ст. 4) . Свободное выражение мыслей устно и письменно — «драгоценнейшее из прав человека» — и свобода совести провозглашены в ст. 10 и ст. 11.

В декларации провозглашается принцип законности, направленный против произвола, царившего при абсолютизме. Законом воспрещены действия, вредные для общества. «Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом» (ст. 5) . В определении закона видно влияние Руссо. Закон определяется как «выражение общей воли» (ст. 6). Хотя в буржуазном государстве закон не выражает общей воли народа, сама идея Руссо была демократичной и прогрессивной. Та же статья требует равенства всех перед законом как в случаях, когда он покровительствует, так и тогда, когда он карает.

Из представления о законе как выражении общей воли, вытекает, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании, что всем гражданам должен быть открыт в равной мере доступ ко всем должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их способностями и добродетелями. От этой прогрессивной демократической идеи, выраженной также и в статье первой, буржуазия немедленно же отказалась в конституции 1791 года, установив цензовое избирательное право.

В ст. 8 выражается идея французских просветителей и одного из передовых теоретиков уголовного права того времени итальянца Беккариа. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного и обнародованного до совершения преступления. Существенное значение имеют ст. ст. 5 и 8, содержащие принцип «nulum crimen, NULLa poena sine lege», согласно которому преступным считается лишь действие, квалифицированное как таковое в законе, а наказания должны назначаться в строгом соответствии с законом. Кроме того, здесь указывается, что закон не имеет обратной силы. Прогрессивный характер имеют также принципы, провозглашенные в ст. ст. 7 и 9 и позднее положенные в основу уголовного судопроизводства: неприкосновенность личности и недопустимость привлечения к ответственности, задержания и заключения иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. В ст. 9 провозглашается презумпция невиновности подсудимого в уголовном процессе. Эти положения были направлены против произвольных арестов и инквизиционного процесса, в котором всякий обвиняемый до разбора дела уже считался виновным. В декларации сформулированы новые демократические принципы государственного строя, которые по существу отрицали законность абсолютной монархии. Так, ст. 3 гласила: «Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника». Статья 15 устанавливала, что должностные лица обязаны отчитываться в своей деятельности. В ст. 16 идея Монтескье о необходимости разделения властей выражена в следующей форме: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Теория разделения властей даже в том умеренном виде, в каком она была разработана Монтескье, стала оружием идеологической борьбы с абсолютизмом, так как соединение законодательной, судебной и исполнительной власти в одном органе или лице благоприятствовало произволу и деспотизму. Наконец, декларация требует раскладки налогов соответственно состоянию каждого при участии всех граждан лично или через своих представителей в решении вопроса о государственном обложении.

Агрессор и его жертва

В детстве все события и людские поступки воспринимаются человеком с точки зрения полярных значений «плохо» или «хорошо». Столкнувшись с психотравмирующей ситуацией, ребенок всегда отождествляет свою личность с одной из сторон, принимая на себя роль «жертвы» или «мучителя», и в будущем уже придерживается этого состояния, распознаваемого психикой как «комфортное».

Вырастая, «жертва» будет стремиться соединиться со своей недостающей частью личности – более уверенной, властной, умеющей дать отпор. Таким образом, видя перед собой пример того, кем ей самой хотелось бы быть, она будет переживать в себе иллюзию «перерабатывания» неприятного, пережитого в детстве события, но фактически не отклоняться от своей роли.

В свою очередь и «мучитель» не сможет жить без проекции своих превалирующих возможностей. Ему необходимо получать постоянные подтверждения своей силы, безнаказанности, умения контролировать и подавлять. При этом «жертве» отведена роль отнюдь не второго плана, ведь в ее способности страдать, выказывать великодушие, прощать агрессор находит недостающие элементы своей собственной, ущербной личности.

Как общаться с деспотом

Деспотизм опасен. Стоит рассмотреть ситуацию тирании в семье:

  1. Дети не могут удовлетворять естественную потребность в активности.
  2. Жена боится заступиться за них.
  3. Супруга и дети постоянно подвергаются необоснованным нападкам.
  4. Со временем все члены семьи оказываются уничтоженными как личности.

Общаться с таким человеком нужно осторожно. Как бы прискорбно это ни звучало, необходимо молчать и уходить

Если были акты насилия, жестокости, — сообщать в полицию. Деспот не понимает логики. Ответ у него на все будет грубым и коротким.

Однако и жить по принципу «это мы виноваты, а папа всегда прав» тоже неверно. Необходимо признать проблему, назвать вещи своими именами, объединиться с детьми и другими членами семьи. А дальше или уходить, или терпеть, но не потакать.

Чтобы не усугубить ситуацию, если человек деспотичен, рекомендуется:

  • избегать критики, особенно публичной;
  • сдерживать эмоции;
  • не обвинять тирана и не указывать на его недостатки, ошибки;
  • избегать обобщений типа «ты нам всю жизнь испортил»;
  • не выдвигать ответные требования, упреки, угрозы.

Как проявляется деспотизм?

Самой распространенной формой деспотизма является семейный деспотизм. Обычно он проявляется в виде физического насилия или психологического насилия. Один из партнеров пытается полностью подчинить себе второго, оказывая на него давление любыми доступными ему способами. Деспотичный человек полностью игнорирует чужие желания, права, свободы и границы личного пространства. Всех членов семьи он воспринимает как собственность, но сам считает, что любит их.

Как правило, деспот – это очень обидчивый и мстительный человек, который воспринимает своё поведение как способ восстановления справедливости. Своими действиями он пытается наказать провинившегося члена семьи, и это помогает ему выглядеть лучше в собственных глазах. Также подобное поведение позволяет ему повышать собственную самооценку и восстанавливать подорванное самоуважение.

Деспот всегда стремится подчинить себе окружающих и заставить их действовать по своей указке. Несмотря на это, он совершенно не умеет быть лидером. За счет своей агрессивной позиции, он может заставить других подчиняться себе, но не может вызвать в них уважения. Кроме того, он не способен разрешать конфликтные ситуации, вместо этого сам постоянно провоцирует конфликты. Подобное поведение приводит к тому, что со временем деспот вызывает в окружающих только страх, враждебность и полное непонимание.

Определение слова в толковых словарях

Сакральный смысл слов вовсе не скрыт, и узнать значение каждого вполне возможно. Для этого люди обращаются к подобным статьям или шерстят страницы учебников. Новые слова обогащают запас знаний человека, придают ему интеллигентности. Также они позволяют блеснуть знаниями в незнакомой компании или парням перед девушкой.

Но хватит предыстории, пора узнать значение слова в толковых словарях. Для более лучшего понимания все определения упрощены и сведены к энтимемам.

  • Исторический словарь. Деспотия — это форма государственного управления, характеризующаяся авторитаризмом, но власть деспота не ограничивается законом. Власть передается по наследственной связи, подобная форма управления характера для государств, которые в древности находились на востоке.
  • Словарь иностранных слов русского языка. Это власть насилия и произвола, людей постоянно держат в страхе перед деспотом. Власть обуславливается религиозными или иными догмами. Деспот единственный принимает решения в государстве, однако, понимая, что он не может править один, учитывает интересы его приближенных.
  • Исторический словарь галлицизмов русского языка. Деспотия — это неограниченная власть одного человека, который самолично решает ключевые вопросы, но опирается на мнения нужных ему людей. Власть деспота способна пошатнуться из-за недостатка деспотизма, так же, как и хитрецы погибают от недостатка хитрости.
  • Толковый словарь Ушакова. Это государство, которым единолично управляет диктатор (деспот). Он не опирается на законы, а если необходимо, сам их придумывает. Власть подобного человека ничем не ограничивается, кроме необходимости саму власть поддерживать. Свой трон деспот сохраняет благодаря сложной и преданной ему бюрократической системе. Такая форма управления преимущественно проявлялась на Востоке.
  • Словарь синонимов. Ничем неограниченная власть одного человека, которая поддерживается местной элитой и религиозными догмами. Характерной чертой подобной формы правления является полнота власти в одних руках.

Пожалуй, остальные словари мы не будем затрагивать, потому что описание в них несколько раз повторяется, меняется лишь формулировка.

Черты деспотизма

В социуме с нарушенным восприятием насилия и границ личности деспотизм может восприниматься как проявление характера, и за это человека даже будут уважать. Первым и самым характерным признаком деспотизма является применение насилия как нормы поведения и единственного возможного способа регулировки отношений. Деспоты не умеют спрашивать, договариваться или находить компромиссы. При несоответствии поведения партнера желаниям деспота может быть применено разного рода насилие. Хотя вначале деспот, демонстрируя свое недовольство, может дать другому возможность исправить свою оплошность, но если этого не происходит немедленно, его тут же ждет наказание. Стоит также отметить, что зачастую деспоты выдвигают весьма странные требования, при которых недовольство может быть вызвано тем, что окружающие считают нормой.

Подробнее о деспотии

Как мы узнали, деспотия — это особая форма государственного управления, когда вся полнота власти находится у монарха. Подобная власть никак не регулируется, и законов для деспота не существует. Он сам вершит судьбы людей и является верховным владыкой, жрецом, управленцем и так далее.

Его управление основывается на бюрократии и военных ресурсах. Стоит отметить, что власть в странах постсоветского пространства практически на этом и существует. Во всех государствах большой административный аппарат и высокая концентрация сотрудников силовых ведомств на 100 тыс. человек.

Послание Алексиса де Токвиля

Я хочу представить себе, в каких новых формах в нашем мире будет развиваться деспотизм:
Я вижу неисчислимые толпы равных и похожих друг на друга людей, которые тратят свою жизнь в неустанных поисках маленьких и пошлых радостей, заполняющих их души. Каждый из них, взятый в отдельности, безразличен к судьбе всех прочих, его дети и наиболее близкие из друзей и составляют для него весь род людской. Что же касается других сограждан, то он находится рядом с ними, но не видит их; он задевает их, но не ощущает; он существует лишь сам по себе и только для себя. И если у него ещё сохраняется семья, то уже можно по крайней мере сказать, что отечества у него нет.

Над всеми этими толпами возвышается гигантская охранительная власть, обеспечивающая всех удовольствиями и следящая за судьбой каждого в толпе. Власть эта абсолютна, дотошна, справедлива, предусмотрительна и ласкова. Её можно было бы сравнить с родительским влиянием, если бы её задачей, подобно родительской, была подготовка человека к взрослой жизни. Между тем власть эта, напротив, стремится к тому, чтобы сохранить людей в их младенческом состоянии. Она желала бы, чтобы граждане получали удовольствия и чтобы не думали ни о чём другом. Она охотно работает для общего блага, но при этом желает быть единственным уполномоченным и арбитром. Она заботится о безопасности граждан, предусматривает и обеспечивает их потребности, облегчает им получение удовольствий, берёт на себя руководство их основными делами, управляет их промышленностью, регулирует права наследования и занимается дележом их наследства. Отчего бы ей совсем не лишить их беспокойной необходимости мыслить и жить на этом свете?

Именно таким образом эта власть делает всё менее полезным и редким обращение к свободе выбора, она постоянно сужает сферу действия человеческой воли, постепенно лишая каждого отдельного гражданина возможности пользоваться всеми своими способностями. Равенство полностью подготовило людей к подобному положению вещей: оно научило мириться с ним, а иногда даже воспринимать его как некое благо.

После того как все граждане поочередно пройдут через крепкие объятия правителя и он вылепит из них то, что ему необходимо, он простирает свои могучие длани на общество в целом. Он покрывает его сетью мелких, витиеватых, единообразных законов, которые мешают наиболее оригинальным умам и крепким душам вознестись над толпой. Он не сокрушает волю людей, но размягчает её, сгибает и направляет; он редко побуждает к действию, но постоянно сопротивляется тому, чтобы кто-то действовал по своей инициативе. Он ничего не разрушает, но препятствует рождению нового. Он не тиранит, но мешает, подавляет, нервирует, гасит, оглупляет и превращает в конце концов весь народ в стадо пугливых и трудолюбивых животных, пастырем которых выступает правительство.

Я всегда был уверен, что подобная форма рабства, тихая, размеренная и мирная, картину которой я только что изобразил, могла бы сочетаться, хоть это и трудно себе представить, с некоторыми внешними атрибутами свободы и что она вполне может установиться даже в тени народной власти.

Наших современников постоянно преследуют два враждующих между собой чувства. Они испытывают необходимость в том, чтобы ими руководили, и одновременно желание остаться свободными. Будучи не в состоянии побороть ни один из этих противоречивых инстинктов, граждане пытаются удовлетворить их оба сразу. Они хотели бы иметь власть единую, охранительную и всемогущую, но избранную ими самими. Они хотели бы сочетать централизацию с властью народа, это бы их как-то умиротворило. Находясь под опекой, они успокаивают себя тем, что опекунов своих они избрали сами. Демократия в Америке

Я – полубог

Считается, что деспотизм заключается в проявлении неблагоприятных особенностей эго. В итоге это может привести к потере рационального контроля над своим поведением, и все действия станут подчиняться исключительно аффективной сфере.

Деспотичное поведение не может остановиться само по себе. Чем меньше деспоту будет оказано сопротивления, тем больше он будет считать себя полубогом и станет требовать невозможного, как само собой разумеющегося.

Не бывает людей, которые хотя бы раз не превращались в деспотов, чтобы добиться у окружения желаемого, но если это становится устойчивой линией поведения, то человеку определенно необходима консультация специалиста. Ведь главными признаками психических отклонений считается неконтролируемое насилие, неадекватные требования и оценка действительности.

Древневосточная деспотия

Самая яркая форма деспотии — это правление фараонов в Древнем Египте. Если остальные деспоты строили в свою честь сравнительно незначительные сооружения, то фараоны заставляли воздвигать массивные храмы и строить им усыпальницы в виде пирамид.

По своей форме деспотия представляется теократической монархией, где слово единоличного правителя — это буквально сорванная фраза с губ Бога. Само собой, для управления государством требовался мощный и разветвленный административный аппарат.

Социальные прослойки ощущались очень сильно, и корреляция между бедными и богатыми явно прослеживалась. Например, в Индии общество делилось на касты. Представительница низшей не могла выйти замуж за человека, который относится к высшему рангу. Чтобы сдерживать людей, использовалась армия, она подавляла восстания и устанавливала порядки в неспокойных провинциях.

Рассмотрим понятие «древневосточная деспотия»

Концепция восточной деспотии идет еще от Геродота — отца истории. Он описывал ситуацию, когда правители не просто закрывали храмы, большие и малые, но и заставляли народ возводить себе огромные, величественные усыпальницы и гробницы.

Понятие древневосточной деспотии имело определенные черты. Так, главой государства, вершителем суда и олицетворением всеобщего закона был деспот-правитель. Ему поклонялись, его обожествляли, его ненавидели и боялись. Форма правления была, естественно, монархической, и власть передавалась по наследству. Но деспот не мог править без опоры на мощный разветвленный административный аппарат. Он был необходим для того, чтобы эффективно управлять разношерстным обществом, в котором уже сформировались различные прослойки, не говоря уже об оформившемся имущественном неравенстве. К тому же уже в древности общество Востока оформилось и приобрело те черты, которые прослеживаются даже сегодня. Например, оно было дифференцировано, и каждый социальный слой не просто имел свое место в иерархии, но и отличался своей организацией, правами и обязанностями. Именно на таком фундаменте могли оформиться и зацвести буйным цветом зачатки деспотии Древнего Востока.

Черты восточной деспотии в развитии древних государств

Через деспотию, как форму государственного правления, в своем развитии прошли, можно сказать без преувеличения, все государства Древнего Востока. Это Вавилон – государство, расположенное в долинах рек Тигр и Евфрат,

Китай, Индия, Индия, Урарту, древний Иран (Персия). История формирования и развития этих стран имела ряд специфических особенностей, способствовавших концентрации политической, военной и, зачастую, религиозной власти в неограниченной форме в руках одного человека. Правитель становился деспотом – единоличным хозяином государства (despotos – по-гречески «владелец», «господин», despoteia – «неограниченная власть»).

Признаки, отличающие восточную деспотию:

• Наследственность власти, монархия. • Неограниченность власти, правитель сосредоточивает в своих руках все функции и полномочия, в том числе законодательные, исполнительные, судебные, военные. • Сплочение государства вокруг центра. • Чрезмерное количество чиновников, раздутый административный аппарат. • Земельная собственность принадлежит и контролируется правителем. • Обоготворение правителя, в его руках сосредоточивается религиозная власть.

Феномен возникновения восточной деспотии связан с природно-климатическими условиями, в которых существовали государства Востока. Территории этих стран располагались в засушливых, пустынных или гористых местностях с недостаточным количеством осадков. Земледелие в этих зонах основывалось на искусственном орошении. Засухи, пожары, пыльные бури

постоянно угрожали населению этих стран голодом. Поэтому поддержание жизни людей требовало создания постоянных запасов продовольствия и посевных материалов, возведения и поддержания больших ирригационных систем.

Ирригационное земледелие и формирование общественных запасов требовало участия в этом большого количества людей и, соответственно, создавало структуру управленцев, способных организовать и контролировать такие работы. Частные земледельцы или отдельные общины не имели возможности полноценного существования в тех суровых природных условиях. Чтобы выживать, людям приходилось сплачиваться и подчиняться.

Таким образом, жизнь общества в древних государствах Востока была выстроена по принципам коллективизма.

Над личными интересами здесь главенствовали общественные задачи и государственные цели. Личность подпадала под жесткий контроль государства, распространявшийся на все проявления человеческой жизнедеятельности: труд, семью, культуру, социальную сферу. Человек лишался права на свободу: духовную, экономическую, политическую, иногда и физическую, а также на проявление индивидуальности. Важным и значимым для человека того времени проявлением восточной деспотии, без сомнений, была религия. Религия легитимизировала неограниченную власть деспотического правителя. Он мог быть объявлен воплощением бога на земле, его представителем или наместником, как это случилось в Древнем Египте, Ассирии или государстве Шумеров. Его власть часто подкреплялась религиозными учениями, например, учениями брахманов в Индии. В Китае же правитель выступал как «сын неба». Божественное происхождение деспота объясняло людям обладание им неограниченной властью и передачу ее по наследству в рамках единой династии.

Фундаментом политического устройства восточных деспотий являлись чиновники, обеспечивавшие функционирование властного аппарата государства. Важную роль играла армия, а также представители религии (жрецы, брахманы). Военно-чиновничий аппарат, подчиненный непосредственно правителю, контролировал экономическое развитие и защиту общин. Таким образом, власть приобретала жесткую централизацию, а общество – четкую иерархическую структуру.

Древневосточная деспотия осуществлялась через несколько основных сфер управления: военную, финансовую и сферу управления общественными работами.

Итак, главными социально-политическими признаками восточной деспотии являлись:

• Концентрация власти, ее сосредоточение в лице единоличного правителя – деспота (монарха, фараона). • Централизация власти и формирование сложной иерархической структуры общества. • Бюрократический аппарат, поддерживаемый военными. • Подчинение общества религии, сакрализация власти и правителя. • Сохранение общинного строя.

Общинная организация прочно связывала государства Древнего Востока с деспотичной монархией, как единственной формой правления, способной поддерживать существование этих государств в тот период времени. На протяжении сотен лет общины обеспечивали устойчивость деспотического правления за счет пополнения государственной казны налогами и рентой. Таким образом, восточная деспотия обусловливалась развитием и спецификой общественного устройства того времени. Формат деспотии имел возможность сплотить силы населения для достижения главнейших целей: организации ирригационного земледелия и постройки систем орошения, а также обороны от врагов и ведения захватнических войн. В то же время восточная деспотия препятствовала формированию индивидуальности и становлению свободной личности, что обусловило специфику дальнейшего развития государств Востока.

Признаки деспотизма

Деспота отличает неспособность отстаивать свою точку зрения аргументами. Он пытается силой навязать свою волю. Как это проявляется:

  • месть;
  • агрессия;
  • унижения;
  • физическое, сексуальное и психологическое насилие;
  • угрозы;
  • шантаж;
  • упреки;
  • критика;
  • неадекватные требования к окружающим;
  • злость в ответ на несогласие или альтернативное мнение.

Ответственность за свои промахи и неудачи он перекладывает на других людей. А заслуги, в том числе чужие, приписывает себе.

В семейных отношениях он пресекает контакты жертвы с другими людьми, не выпускает ее из дома, лишает финансов, контролирует все аспекты жизни. Тиран старается подавить личность человека, занизить его самооценку, лишить чувства собственного достоинства.

Такой человек не умеет сотрудничать, уважать других людей. Черты деспотизма проявляются уже к трем годам жизни ребенка. Но сформироваться подобные наклонности могут и позже. Это не зависит от пола и возраста. Всему виной только наследственность и личный опыт индивида.

§ 2. Цивилизации Древнего Востока

Стр. 21

1. Где и когда зародились самые древние цивилизации?

Самые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества

2. Сравните, что общего в цивилизациях Древнего Востока и выявите их главные отличия друг от друга.

Общими чертами цивилизаций Древнего Востока были: экономический тип хозяйствования (ирригационное земледелие), сакральный и деспотический тип верховной власти (монархия), иерархическое устройство общества; урбанистический характер развития цивилизаций, развитие религиозный представлений (пантеон богов, мифология), знаний (математика, медицина, астрономия и прочее). Отличиями были особенности политического устройства (сверхцентрализация государства в Египте, создание первых империй в на Ближнем Востоке), социального устройства (варно — кастовая система в Индии), в культурно — мировоззренческом плане (буддизм, конфуцианство и пр.).

3. Охарактеризуйте деспотию и её основные черты. Приведите примеры.

Деспотия – сверхцентрализованное государство, в котором вся полнота власти принадлежала наследственному монарху. Установление законов, государственное строительство, ирригационные работы, горное дело, внешняя политика – всё определялось правителем. В его распоряжении находились государственные ресурсы – человеческие, земельные, продовольственные, вещевые. Например, в управлении страной фараон опирался на придворную знать и правителей административно — территориальных единиц.

4. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет — ресурсы, подготовьте проект об одном из религиозно — философских учений Древнего Востока.

В середине I тыс. до н. э. в Индии появляется новая религия – буддизм. Её основателем стал Будда (санскрит – просветлённый), наследный принц из рода Гаутама (другое имя – Шакьямуни – отшельник из племени шакья). Вступив на путь аскетической жизни, Гаутама пришёл к заключению, что поскольку жизнь – это страдание, то выход из круга страданий – в отказе от желаний. «Просветлённым» он стал после того, как достиг особого состояния – нирваны, абсолютной отрешённости от внешнего мира. После смерти Гаутамы его ученики составили жизнеописание и свод высказываний Учителя. Статуи Будды и бодхисатв (существ, стремящихся к просветлению), установленные в храмах, призваны спасти всё живое от страданий. В религиозно — философских и этических воззрениях индуистов и буддистов важнейшее место занимает понятие «карма» (деяние). Сумма добрых или злых деяний в прежних существованиях определяет, в какой форме произойдёт перевоплощение человека после смерти (реинкарнация – перерождение). В отличие от индуизма, буддизм не признаёт кастового деления и наличия богов – творцов мира, управляющих человеческими жизнями. С течением времени индуизм в Индии вытеснил буддизм. Последний получил широкое распространение в странах Южной и Восточной Азии.

5. Обсудите на уроке, какой вклад внесли древневосточные цивилизации в мировую культуру.

Каждая древневосточная цивилизация внесла немалый вклад в развитие мировой культуры. К культурному наследию Древнего Востока относятся изобретение письменности и числовых обозначений (цифровых символов), календаря, зачатки научных знаний (математика, медицина, астрономия), архитектурные памятники, произведения художественной литературы, первые регулирующие общественную жизнь законы.

Благодаря письменности передача накопленных знаний от поколения к поколению стала устойчивой, сложилась система образования. Распространение письменности привело к переходу от сложных форм (иероглифической и клинописной) к более простой и доступной (буквенной). Первый фонетический алфавит, возникший на Ближнем Востоке, в Финикии, лёг в основу современных алфавитов – греческого, латинского, кириллического и др. Астрономические наблюдения, позволявшие египтянам, вавилонянам, китайцам предсказывать разливы рек, определять время солнечных и лунных затмений, стимулировали развитие математических знаний. В Междуречье использовалась шестидесятиричная система исчисления, а год делился, как это было в древнеегипетском календаре, на 12 месяцев. В странах Древнего Востока с применением математических расчётов и технических навыков были созданы монументальные архитектурные сооружения, получило развитие изобразительное искусство – живопись, барельефы, скульптура.

Что такое деспотизм, кто такой деспот

Деспотизм (от греческого despotes — повелитель, господин) — форма правления. Впервые термин «деспотизм» употребил Аристотель в своем труде «Политика». Мыслитель сравнил такую форму с рабством. Правитель потакает только своим капризам, нарушает любые законы. Деспот у власти способен разрушить государство, создать геноцид. История мира не понаслышке знает, что такое легендарный деспотизм правителей:

  1. Чингисхан. Создал кровожадную армию, вместе с которой уничтожил сотни городов, миллионы человек. В 13 лет Чингисхан убил своего брата. Причина мести — украденная рыба.
  2. Калигула. С особой жестокостью убивал животных и людей ради забавы. Он не делал исключений даже для членов своей семьи.
  3. Гитлер. Хотел методом геноцида оставить единственную, высшую, по его словам, расу — арийскую.

В Древнем Востоке деспотом называли любого верховного правителя в рабовладельческих монархиях. Это оригинальное значение термина. Позже деспотом стали называть любого самовластного человека, жаждущего признания и подчинения со стороны других людей.

Деспотичность — это особенность характера, акцентуация. Проявляется выраженной потребностью во власти. Такой человек не считается с мнениями и желаниями других людей, желает обрести полный контроль над чужими жизнями, не принимает возражений и неповиновения.

Психологи отмечают, что все деспоты имеют схожие положительные и отрицательные качества. К положительным характеристикам относится:

  • способность выкрутиться из любой ситуации;
  • развитые ораторские способности;
  • умение адаптироваться, играть на публику.

Тираны могут сыграть любую эмоцию, заставить других людей поверить им, расположить к себе. Любую информацию они способны выразить простым и общедоступным языком.

Какими недостатками, кроме самой деспотичности, обладают тираны:

  • нарциссизм;
  • жестокость;
  • склонность к манипуляциям;
  • истеричность;
  • мнительность;
  • зависть;
  • ревность;
  • инфантилизм;
  • непоследовательность;
  • перепады настроения.

Черты деспотии

Как и любое общественное явления, единоличное правление чем-то характеризуется:

  • Власть находится у одного человека.
  • Управление государством передается по наследству, практически монархия.
  • Власть поддерживается религиозным культом.
  • Личность деспота идеализируется.
  • Запрещается нормальная оппозиция, как и критика в сторону диктатора.
  • Большое количество человек в административном ресурсе.
  • Постоянно нагнетается ощущение опасности, за счет чего оправдываются затраты на военных, коих очень много при деспотичной форме правления.

Некоторые характерные черты деспотии проявляются и по сей день. Многие из пунктов вы можете найти в своей стране, однако они не будут столь радикальными. Несмотря на кажущуюся полноту власти, деспот не управляет единолично. Нередко он является удобным властителем, посредством которого элиты решают свои вопросы.

Что это такое?

Станислав Ежи Лец верно подметил, что из раны, нанесенной деспоту, льется море чужой крови. Деспотизм – это такая деятельность, когда человек, уверовавший в свою неограниченную власть, не может даже поверить в то, что кто-то способен действовать вопреки его желаниям. От этого он начинает проявлять агрессию, которая выражается в физическом или психологическом насилии. Именно так говорится о деспотизме в психологии. Это приобретенное качество личности, что проявляется в стремлении заполучить неограниченную власть.

С другой стороны, термин «деспотизм» применяется в политологии. С точки зрения политических наук, деспотизмом называют форму правления, когда государственный аппарат находится в руках одного человека или группы лиц, и они имеют полное право распоряжаться судьбами своих подданных. Проще говоря, деспотизм – это неограниченная власть.

Деспотия

Деспотия в переводе с греческого означает неограниченную власть. Сегодня под деспотией мы понимаем определенную форму государства, при которой вся власть сосредоточена в руках одного правилетя-властителя, как правило, наследственного монарха, который правит государством по средствам военно-бюрократического аппарата.

Такая форма управления как деспотия была характерна для Древнего Востока, например, для Древнего Египта, Ирана, Индии, Китая.

Кстати, отсюда и понятие – восточная деспотия.

Характерные черты деспотической формы власти

  • полный произвол власти;
  • абсолютное бесправие народа.

Основные положения деспотического государства

  • Воля тирана – закон;
  • Личность тирана божественна;
  • Монарх – верховный собственник земли;
  • Власть деспота неограниченна.

Причины появления деспотов


Историки отмечают, что основная причина появления безграничной деспотии заключается в длительном сохранении общинного уклада. Напомним, что при общинном строе все члены сообщества обрабатывают землю сообща или передают наделы во временное пользование семьям. При таком укладе еще нет частной собственности, поэтому государственная власть обычно предстает в такой форме как деспотия.
Деспотию также нередко называют тиранией, монархией.

Представьте себе небольшую группу людей (общину), где все вместе обрабатывают землю для дальнейшего сбора урожая, чтобы самим же и прокормиться. У власти стоит племенной вождь, который и управляет всей этой общиной, принимает важные решения, раздает приказы, кому чем заниматься. Постепенно община разрастается, превращается в поселение, город, государство, а власть так и осталась в руках одного племенного вождя с кучкой ближайших родственников, которые могут давать советы. Но при этом номинально вся власть все равно сосредоточена в руках одного человека – так начинается деспотия.


Именно этот поздний первобытнообщинный строй с длительным сохранением общих правил для всех и с одним главарем порождает форму власти, известную как деспотия. А учитывая абсолютную власть монарха и его обожествление, мало кто сопротивлялся тому, что во главе будут наследники тирана.

Классический пример тирании – Древний Египет. У власти фараон, сын Ра (бог Солнца). В его руках сосредотачивалась законодательная, судебная, исполнительная и военная власть. Народ был полностью зависим от своего монарха.

Деспотия прослеживалась в Вавилонии, Ассирии, в Персидской державе, Древней Индии, Китае, Иране и во многих других. В каждом отдельном государстве были свои особенности, например, иногда деспот не обожествлялся.

Тирания в действии

Верховный правитель через посредников:

  • Организовывал общественные работы;
  • Взимал налоги;
  • Строил ирригационные сооружения – дополнительный полив земель (необходимо для эффективного земледелия);
  • Обеспечивал защиту от внешних врагов;
  • Захватывал земли внешних врагов.

Все это требовало формирования ведомств: ведомство военных дел, внутренних дел и публичных работ и за их счет деспотия могла функционировать.

Законов как таковых не было, верховный правитель применял политику запугивания. А эффективным орудием в этом был божественный культ. Жрецы стали настолько могущественными, что даже вершили правосудие, но все равно деспотия не давала им слишком много власти.

Права человека при тирании

1. Сохранение общинного строя

Первобытно общинный строй не сдавал своих позиций, а это значит, что о частной собственности еще даже речи быть не могло, все члены семьи были коллективно ответственны и преступления одного ложились на плечи всех членов общины.

2. Закрепление социального неравенства

Приближенные по роду к монарху еще имели преимущества, что же касается рабов, вольноотпущенников и других категорий свободных людей, их права ущемлялись.

3. Религиозные основы

Право было тесно связано с моральной ответственностью и религиозными канонами. Например, в честь празднований определенного бога запрещалось чинить беспорядки на улицах. Любое правонарушение одновременно являлось и нарушением канонов религии.

4. Устные нормы морали

Даже, когда государство использовало письменные источники, право все равно оставалось устным и передавалось как обычаи из поколения в поколение.

5. Закрепление распространенных случаев

В юридической практике деспотом прописывались конкретные случаи, а уже от них отталкивались для трактовки правосудия в других случаях.

6. Формализм права

Правовые нормы очень долго оставались в зачаточном состоянии.

Развитие Восточных стран с деспотической формой правления было замедленно за счет:

  • Чрезмерной централизации управления;
  • Архаизма правовых норм;
  • Бесправия народа;
  • Стагнации общественных отношений.

Нельзя сказать, что деспотическая форма правления была результатом алчности одних и глупости других. Формирование такой формы власти обуславливалось и географическими факторами. В частности, земледелие на Востоке было достаточно сложным занятием, требовалось создание запасов на случай различных стихийных бедствий, неурожая; нужно было жесткое управление для объединения общин.

Но с другой стороны деспотия так замедлила развитие стран, что на арену внешнего мира вышла западная цивилизация и заменила на этом поприще восточную.

Как помочь деспоту и нужно ли это делать?

Деспотичный человек не потому относится с пренебрежением к желаниям других людей, что они ему кажутся незначительными, а потому, что он боится растерять свою собственную значимость в глазах других людей. На приеме у психолога, где вопрос деспотизма одного из супругов поднимается во имя спасения брака, специалист всегда сначала выясняет области нереализации собственных возможностей агрессора и работает затем в этих направлениях.

В чем состоит психологическая терапия с человеком, чьи тиранические наклонности поставили семейную жизнь под угрозу:

устранения комплекса неполноценности; концентрация на развитии истинных достоинств с постепенным избавлением от ложных; нахождение опорных точек для самоутверждения за счет имеющихся способностей и талантов; формирование уважительного отношения к окружающим.

Ключевым моментом терапии является момент, когда деспотичная личность обретает способность признавать свою неправоту. На самом деле, этот факт считается одним из самых важных, поскольку тиран всегда считает себя правым, а свое мнение – беспрекословно-истинным. Когда человек признает, что в некоторых ситуациях мнение окружающих может казаться более ценным, чем его собственное, с ним можно вести диалог и находить компромиссы.

К сожалению, далеко не во всех случаях обращения к специалисту возможно превращение домашнего деспота в человека со здоровым отношением к межличностным коммуникациям. Если чуда не произошло, единственным выходом для подавляемого супруга из психотравмирующих отношений будет расставание с агрессором.

Различия между тиранией и деспотизмом

Политические мыслители и писатели отмечали тиранию как худшую форму коррупции правительства. Тираны и деспоты редко хвалили и всегда смотрели с ненавистью и страхом. Правитель с неограниченной деспотической силой может стать тираном. Но не обязательно, чтобы тиран и деспот означали одно и то же. Деспотический правитель может быть доброжелательным, если он правил с фиатом, но на благо субъектов. Но тиран никогда не может быть доброжелательным, потому что тиран всегда хочет выполнить свои собственные интересы. Правитель деспота рассматривает взрослых людей как своих детей, как будто они должны управляться правителем. Теперь, если деспот правил для благополучия испытуемых, тогда он

«Доброжелательный» деспот, где, как если бы он относился к ним как к своим рабам и использовал их в свою пользу, он переходит к тиру. Деспот по-гречески означает глава семьи, который управляет детьми семьи или группой рабов. Но тиран, также изначально греческое слово означает главу государства или правительства. Если состояние предметов тирана и деспота одинаково, то линия различия между ними путается.

По мнению Платона и Аристотеля, монархию можно рассматривать как королевскую, когда правитель или король правил благополучием подданных, и это будет рассматриваться как тирания, когда король использует предметы для своего личного благополучия. Аристотель в своей дискуссии о тирании немногих и многих утверждал, что в монархии царь может стать тираном, подобно олигархии, богатым и в беззаконной демократии бедные могут стать деспотичными.

История показала, что правитель с абсолютной властью в распоряжении может быть доброжелательным деспотом и тираном в то же время, поскольку некоторые из его действий являются репрессивными для субъектов, где, поскольку некоторые действия могут рассматриваться субъектами как способствующие их благополучию, но в обоих случаях правитель должен применять свое собственное правило без какой-либо законодательной поддержки.

Таким образом, можно видеть, что термин «тирания» трудно определить точно. Некоторые авторы использовали его как синоним деспотизма, некоторые из них сделали различие между ними, и некоторые из них использовали термин только в отношении монархии, в то время как некоторые из них ассоциировали его с другими формами правительств.

Где чаще всего встречается?

Местоположение государств под управлением деспота находилось на Востоке. Европейские страны деспотизм не затрагивал, однако в них существовала тирания, что относительно лучше, чем единоличное правления без регулирования правовыми нормами.

Деспотия, примеры стран:

  • Египет.
  • Ассирия.
  • Персия.
  • Вавилония.
  • Китай.
  • Индия.

В остальные страны, к счастью, деспотизм не перекочевал. В современном мире нет ни одной страны с подобной формой правления. Разве что Северную Корею можно причислить к деспотичным государствам, и сейчас разберемся почему.

Что такое деспотичность?

Деспотичность – свойство личности, которому характерно жестокое подчинение окружающих, подавление их воли и прав.

Поведению деспота свойственны:

  • агрессия,
  • месть,
  • навязывание своей воли,
  • унижение,
  • физическое насилие.

Агрессия деспота связана с фобиями и страхами, постоянной неуверенностью в себе. Ощущая неудовлетворенность, чувство обделенности в чем–либо на подсознательном уровне, тиран мстит окружающим и считает, что таким образом он восстанавливает свои уверенность и самоуважение. Навязывая свою волю окружающим, унижая человека, деспот самоутверждается.

Причины деспотичности:

  • Деспотичность в детстве.
  • Собственная значимость.

Деспотами чаще становятся дети, которые были подвержены влиянию властных родителей, что в более взрослом возрасте способствовало копированию их манеры поведения. Затаив детскую обиду, дети, неспособные справиться со своими страхами, в будущем переносили ее на членов своей семьи и окружающих. По мнению психотерапевтов, это главная причина проявления деспотизма в характере человека.

Постоянное прививание ребенку таких чувств, как неповторимость и уникальность, склоняет его к доказательству своей значимости как перед самим собой, так и перед окружающими, что в дальнейшем становится фундаментом деспотизма и уверенности в себе.

Мужской деспотизм

Мужской деспотизм имеет более устрашающие прогнозы, нежели женский. Мужчина-деспот – это неуправляемый снаряд, опасный для своей семьи и окружающих. В то время как женщина задумывается, старается контролировать ситуацию, мужчина нет; он устроен совершенно иначе: чувства и разум у мужчин работают поочередно, и, если проявляются эмоции (в данном случае агрессия), то разум отключается. В таком случае последствия могут быть самыми худшими, о чем и говорит статистика бытовых преступлений.

В семье для деспота считается нормой применять психическое, физическое насилие и насилие сексуального характера по отношению к женщине. Мужчина навязывает всей семье собственное мнение о правильности отношений, устанавливает правила и требует неукоснительного их соблюдения, а в случае неповиновения или нарушения его правил применяет наказание.

Иметь свободу мысли или слова, по мнению деспота, не входит в права женщины. В случае проявления грубого отношения к жене на глазах посторонних, окружающие зачастую не понимают причину его поведения.

Мольба о пощаде не действует на него. Он не слышит ее, ведет себя высокомерно и нагло. Ему нравится унижать свою женщину перед друзьями и знакомыми, он может угрожать ей, оскорблять, рукоприкладствовать (без тяжелых травм), швырять в нее предметы и др.

Женский деспотизм

Женщины, используя сильные высказывания, т. к. у них одновременно работают и чувства и разум, могут сокрушить любого мужчину. Имея на вооружении упреки и оскорбления, нападая на половые способности мужчины, задевая его слабые стороны, они способны подавлять человека; часто это происходит из-за ревности.

В случае сопротивления представительницы прекрасного пола переходят к шантажу и угрозам (подать на развод, забрать детей, покончить жизнь самоубийством и т. п.) Подобное поведение еще называют эмоциональным вампиризмом или эмоциональной наркоманией.

Иногда женский деспотизм выражается в подлых и низких поступках. Это может быть необоснованное обвинение мужа в педофилии, избиение ребенка и обвинение мужа в этом избиении и т. д.

Как избавиться от деспотизма?

Чтобы избавиться от него, необходимо иметь желание это сделать и понимать свою проблему. Осознание бессмысленности тирании и того, что деспотичное отношение никак не влияет на самоутверждение, значимость и уверенность в себе, поможет изменить отношение к самому себе и к окружающим.

Самым правильным способом будет обращение к психотерапевту.

Что такое деспотия каковы ее основные черты?

? ВОПРОСЫ 1. Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями? Первые древние цивилизации зародились в V – IV тыс. до н. э. на берегах Тигра и Евфрата (здесь впоследствии существовали несколько сменявших друг друга цивилизаций – шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская) и в долине реки Нил. Несколько позднее – в III – II тыс. до н. э. – в долине реки Инд зародилась индийская, а во II тыс. до н. э. – китайская (в долине реки Хуанхэ) цивилизация. Первые цивилизации называют «речными», так как они возникли в долинах великих рек Африки и Азии, и вся хозяйственная жизнь протекала вокруг них. 2. Каковы причины возникновения первых государств? Основной причиной возникновения первых государств была необходимость следить за созданием и использованием системы ирригационных сооружений. Один вождь не мог справиться с организацией подобных работ, ему нужен был аппарат управления и многочисленные помощники: стражники, учетчики, писцы и т. д. Из этих людей формировались правящие группы, объединенные общим интересом. На содержание аппарата управления тратилась часть общественного достояния, созданного трудом массы общинников. По мере того как этот аппарат отделялся от общества, возникали ранние государства. 3. Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком? Деспотия – это особая форма государства, где власть и собственность были неразделимы и правитель обладает абсолютной властью и является верховным собственником всей земли. Черты деспотии: – неограниченная власть правителя; – отсутствие частной собственности; – передача по наследству государственной должности с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель). – обожествление правителя; – наличие централизованного аппарата управления, который контролировал всю жизнь страны; Отношения между государством и человеком складывались на основании законов и традиций, которые определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела. 4. В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в полисах? При аристократической форме правления знатные и богатые получали большие возможности в управлении государством. Аристократы уплачивали в казну крупные суммы, снаряжали за свой счет боевые корабли, являлись на войну в более дорогом и тяжелом вооружении. Как результат знатных людей избирали и военачальниками, судьями, они назначались на другие важнейшие должности. При демократической форме правления в управлении государством принимали все граждане вне зависимости от происхождения и богатства. Демократический строй сложился в Афинах и для него были характерны такие черты, как власть граждан, осуществляемая через народное собрание, выборность должностных лиц, оплата их деятельности. 5. Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи? Греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи были восприняты следующие черты восточного общества: – система управления, во главе государств стояли цари, управление стало напоминать восточную деспотию; – элементы культуры. ЗАДАНИЯ 1. Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах Греко-Римского мира. Какие слои населения и почему были заинтересованы в развитии античной демократии? В древневосточных обществах взаимоотношения государства и человека строились на принципе полного подчинения и отсутствия каких-либо прав у жителей государства. Правитель обладал абсолютной властью, являлся верховным собственником всей земли. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями. В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела. В полисах Греко-Римского мира отношения между человеком и государством строилось на наличии прав граждан, их участии в государственном управлении. Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Полис защищал интересы своих граждан, но и за ними были закреплены определенные обязанности. Первейшей из них было участие в войнах, которые вел полис. Для граждан государство не было стоящей над обществом силой, защищавшей интересы лишь небольшой группы людей — царя и его вельмож. Поэтому главной ценностью для жителя полиса являлось благополучие не только семьи, но и родного города. В становлении и развитии античной демократии были заинтересованы ремесленники и торговцы, которые составляли значительную часть жителей полиса. Они выступали против того, чтобы вся власть в государстве принадлежала земледельческой знати и боролись за свое право на участие в управлении государством. 2. Римскую империю называли мировой державой. Пользуясь картой № 1 (стр. I на цветной вкладке), определите, почему ее так называли. Земли каких древних цивилизаций вошли в состав империи? Какие современные государства расположены на ее территории? Потому что Рим стал владыкой не только Италии, но и всего Средиземноморья. В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн человек. Провинции государства были расположены в трех частях света. Рим захватил земли таких древних цивилизаций: Древний Египет, Вавилон, Древняя Греция. Сегодня на этих землях расположены государства: Италия, Греция, Македония, Испания, Британия, Египет, Франция, Германия, Израиль, Палестина и т.д.

Как распознать деспота?

Основные поведенческие признаки деспотичного человека, это:

Стремление объекта взять под контроль каждого, кто проявляет к нему интерес (любой), и затем желание удержать этот контроль любой ценой. Мстительность, всегда развивающаяся в двух направлениях – относительно подконтрольных объектов для их устрашения и относительно тех, кому удалось покинуть сферу влияния тирана. Потребность морально и физически унижать людей, что происходит всегда неприкрыто, демонстративно. Безошибочное «чутье», определяющее в окружении слабых, не склонных к моральному сопротивлению личностей.

Все деспотичные люди – отличные манипуляторы, поэтому в самом начале общения их можно распознать только по косвенным признакам. Окончательное «раскрывание» характера происходит, когда тиран встречает против себя сопротивление либо чувствует полное подчинение окружающих и уже не считает нужным скрывать свое истинное «Я».

Признаки деспотизма

В обществе, где нарушено восприятие насилия и границ личности, деспотизм может восприниматься, как проявление характера или даже уважаться. Люди, получившие травматизацию по зависимому типу в детстве, во взрослом возрасте влюбляются именно в деспотов и тиранов, опять же не замечая грубого нарушения своей свободы.

Одним из характерных признаков деспотизма является восприятие физического и психологического насилия, как нормы поведения и способа регулировки отношений. Подобные механизмы являются основными во взаимодействии с деспотом, он практически не умеет спрашивать, договариваться, искать компромиссы.

Применяется любой вид насилия при несоответствии поведения партнера желаниям деспота, причем вначале он может продемонстрировать свое недовольство и дать возможность другому исправиться, если это не происходит в кратчайшие сроки, то другого ждет наказание (удар по лицу или недельное молчание – не важно). Стоит отметить, что требования к поведению партнера часто бывают довольно странными, а недовольство будет вызывать то, что окружающими воспринимается, как норма

Все дело в том, что злость вызывает любое поведение или мнение, содержащее индивидуальность другого, а не его личную.

Часто проявляется такое поведение, как газлайтинг, когда деспот убеждает другого в том, что все плохое является плодом его фантазии. Могут долго рассказывать о том, что жестокое обращение было придумано. А грубость воспринята так из-за нестабильного психического состояния самой жертвы деспота. Свое влияние и вина никогда не признается, наоборот другой может обвиняться в манипулятивных истериках, когда на самом деле это слезы от боли. Унижения и оскорбления при других становятся нормой, а при попытке прояснить отношения, человека могут обвинить в отсутствии чувства юмора, объяснив подобные высказывания шуткой. Чтобы у человека не появилось сомнений в неадекватности партнера, его круг общения ограничивается, постепенно исчезают родственники и друзья, которые могли поделиться своим мнением.

Обычно деспоты пытаются полностью уничтожить самооценку другого человека, чтобы иметь еще больше рычагов для управления. Хотя на первых этапах отношений они наоборот будут вас воспевать. Механизм примерно такой: человек привыкает получать огромные дозы комплиментов, поэтому при первой критике сделает все, чтобы исправиться, потом критики становится больше, а желание исправить ситуацию сильнее. В итоге можно обнаружить идею, из которой очень просто манипулировать сознанием другого: «на самом деле я ужасен, просто остальные этого не замечают, а это великий человек все обо мне знает и продолжает оставаться рядом».

Важно, что все победы деспот присвоит себе, а все поражения повесит на партнера, при этом другого могут обвинить даже в собственных неприятностях на работе, испорченном настроении и том, что застрял в пробке. Попытки взывать к адекватному восприятию реальности, бесполезны

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

ВОСТОЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА-ДЕСПОТИИ

Уже говорилось о том, что на Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался -разви­тием ирригационного земледелия. Создание иррига­ционных систем требовало организации коллективно­го труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систе­му каналов. Все эти работы невозможно было осущест­вить без жесткой организации, без сильной централи­зованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной деспотии.

В разных цивилизациях она могла иметь некото­рые различия, но суть ее была единой: во главе госу­дарства стоял правитель, обладавший всей полнотой

Деспотияв переводе с греческого означает «неогра­ниченная власть»; форма самодержавной власти.

власти и считавшийся собственником всей земли. Та­кой тип власти реализовался за счет разветвленной ад­министративной системы,

т. е. аппарата чиновни­ков, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовы­вали совместные сельскохозяйственные работы, стро­ительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Такое государственное устройство было очень дол­говечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Цари-боги

Широко кругом простирается небо вдали. Но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, — Повсюду на этой земле только слуги царя. Из древнекитайской «Книги песен», XI—VII вв. до н. э.,

Итак, цари занимали совершенно исключительное положение в деспотическом государстве. Царь считал­ся, по крайней мере формально, единственным собст­венником всех земель, во время войн стоял во главе ар­мии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались! налоги, он организовывал ирригационные работы, яв-1 лялся верховным жрецом, посвященным во все таинст­ва. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фа­раон именовался не только Владыкой Обеих Земель,

т. е. Южного и Северного Египта, но и живым вопло­щением бога Хора, владыки небес. Впоследствии фара­он был наделен «солнечным именем» — он стал богом Ра. Дворец его считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как считали, обладало особой ма­гической силой, которую нельзя расходовать впустую.

В Китае императора называли Сыном Неба,

вер­ховного божества.

В древнейшей индийской религиозной книге Веды

было написано, что царь создан из частиц тела разных богов «и поэтому он блеском превосходит все создан­ные существа… Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него. По своему [сверхъестественному] могуществу он есть огонь и ветер, он — солнце и луна, он — владыка пра­восудия…».

Все эти пышные титулы были не просто цветисты­ми метафорами, с помощью которых царь возвеличи­вался над своими подданными. Не в переносном, а в прямом смысле для древних людей царь был богом в человеческом образе. Это верование восходило еще ко временам первобытности, к таинственным ритуалам, в которых вождь племени, он же жрец, исполнял роль творца, создающего из хаоса мировой порядок. Как и в первобытную эпоху, в древних цивилизациях сохра­нялась вера в то, что царь (вождь) обладает магиче­ской силой, от которой зависит благополучие его наро­да. Эта сила распространяется на подданных и после смерти царя, а точнее, после его перехода в иной мир. Поэтому при похоронах царя очень большое значение придавалось правильному выполнению всех погре­бальных обрядов. Гигантские пирамиды строились в Египте для того, чтобы обустроить его новое «жили­ще» как можно лучше: ведь от загробного блаженства «великого бога» зависело процветание страны.

Эти древние представления уходили в прошлое очень медленно: постепенно изживалось представле­ние о том, что царь является богом (в Китае уже в I ты­сячелетии до н. э. появилась идея о том, что неправед­ного царя можно сместить), но вера в то, что царская власть священна, останется надолго.

Структура общества

В цивилизованном обществе усиливались профес­сиональные, функциональные различия

(ремесло отде­лялось от земледелия, возникла тбрЗД&ашо* ть,дД. росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференциро­ванной и разветвленной.

Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность:

каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностя­ми, правами и привилегиями.

Одежда зависит от ранга, а потребление бо­гатств — от размеров вознаграждения, соответст­вующего рангу знатности. Как бы мудр и благороден ни был человек, он не осмеливается носить одежду, не соответствующую его рангу; как бы ни был он бо­гат, он не решается воспользоваться благами, не предусмотренными его вознаграждением…

Из китайского философского трактата «Гуаньцзы»,

VII в. до н. э.

Поэтому общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Предста­вители знати занимали высокие государственные пос­ты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и много­численный аппарат чиновников,

необходимый для управления государством, поэтому ученость приноси­ла большие практические выгоды.

Особую прослойку составляли купцы,

которых поддерживало государство, заинтересованное в пос-

• Иерархияпоследовательное расположение общест­венных слоев или служебных званий от низших к выс­шим, в порядке их подчинения.

тавке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Особую категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получа­ли снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, во­ины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым рабо­там: например, в Египте воины трудились на камено­ломнях.

Довольно многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в городах, но были и ремес­ленники (очевидно, зависимые), которые работали в мастерских, принадлежащих храмам, царю или зна­ти, под плетью надсмотрщиков.

Основную часть общества составляли свободные об­щинники-крестьяне.

Исключением является только Египет, где, по мнению ученых, община почти цели­ком была поглощена властью и скорее всего входила в состав царских, храмовых и вельможных хозяйств. Сельская
община
и в древних цивилизациях, и в эпоху средневековья, вплоть до индустриальной революции, была основной производственной ячейкой. Она уходит корнями в далекое прошлое, в эпоху первобытности, когда люди группировались сначала в родовые, а по­том в соседские общины. На основе первобытной со­седской общины и сформировалась община сельская. Впрочем, в ней могли сохраняться и семейные, родст­венные связи.

Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья,

которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собствен­ностью всей общины, т. е., как правило, их нельзя бы­ло продать.

Все члены общины были связаны круговой пору­кой: это означало и взаимопомощь, и ответственность

за совершенные кем-либо из ее членов преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от воровства, платить штрафы за провинив­шихся, если они сами не могли этого сделать.

Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием ирригационной системы (на своем участке), принимать участие в осушительных работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в случае войны. Кроме того, каждый общинник дол­жен был платить налог государству, т. е. царю, ко­торый, как уже говорилось, формально владел всей землей.

Несмотря на достаточно тяжелые повинности, при­надлежность к общине была привилегией:

свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была
замкнута
экономически, т. е. жила натуральным хозяйством, сама производи­ла все необходимое для своего существования. Госу­дарство вмешивалось в ее жизнь в основном когда нужно было собирать налоги или вести войну. Такая обособленность общины подкреплялась правом
само­управления.
Спорные вопросы решались на собраниях общинников. Даже в отношении религии община была вполне самостоятельна: почти в каждой местности бы­ли свои особые божества и культы.

Человек в общине чувствовал себя прежде всего частью коллектива, а не отдельной личностью,

ко­торая может сама, независимо от других, строить свою жизнь. И поэтому изгнание из общины рассматрива­лось как суровое наказание.

Существование общины было построено на тради­ционности,

неукоснительном соблюдении древних, тысячелетиями не менявшихся обычаев. Во многом это объяснялось тем, что малейшее отступление от опыта, выработанного предшествующими поколения­ми, грозило большими потерями для хозяйства и даже гибелью. В результате жизнь общины, и хозяйствен­ная, и духовная, была очень консервативной.

Однако не все крестьянство принадлежало к общи­нам; многие лишались своих наделов, так как в общи­не шел, хотя и очень медленно, процесс имуществен­ного расслоения. Оказавшиеся вне общины крестьяне, как правило, работали на землях, находившихся во владении храмов, знати или самого царя. Они тоже по­лучали надел, но уже на других основаниях, как бы в аренду; при этом они не только должны были платить оброк, но и не имели права уйти со своих участков.

В древних восточных цивилизациях существовало рабство.

Рабы, как правило, входили в состав боль­шой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабст­ва принято называть
домашним.
Труд рабов использо­вался также на землях и в мастерских, принадлежав­ших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве.

Рабами становились в основном военнопленные,

но существовали и внутренние источники — например,
долговое рабство,
которое росло по мере расслоения общины. Впрочем, долговое рабство необязательно бы­ло пожизненным: отработав свой долг, вчерашний не­вольник вновь становился свободным человеком. Чис­ленность рабов могла быть весьма значительной: ска­жем, в Китае в III в. до н. э. работорговля приняла такие размеры, что создавались рынки для продажи невольников. В Египте во II тысячелетии до н. э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи.

И все же труд рабов оставался на Востоке допол­няющим

по отношению к труду свободных и зависи­мых крестьян и ремесленников: он не играл опреде­ляющей роли в экономической жизни.

Вопросы и задания

1. Что такое деспотия? Какие основные функции выполняла централизованная государственная власть в государствах Древ­него Востока?

2. Подумайте, какое значение имело то, что царь считался собственником всей земли. В какое положение по отношению к

нему это ставило все остальные слои населения, в том числе и знать?

3. Почему в древности цари обожествлялись? Приведите примеры, свидетельствующие об этом

4. Расскажите о структуре обществ в древних цивилизациях Востока. Почему такое общество называют иерархическим? Ка­кую роль в нем играли рабы и свободные или зависимые об­щинники?

§3

ПРАВО ИЛИ БЕСПРАВИЕ?

Во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов.

Это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали
обычаи.
Они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в
тра­дицию,
которой должны были подчиняться все члены рода.

Когда человечество вступило в эпоху цивилизации и стали образовываться государства, такие обычаи еще продолжали существовать (обычное право).

Но их было уже явно недостаточно для того, чтобы регулиро­вать жизнь в государствах, где развивалось социаль­ное неравенство, где общество расслоилось на множе­ство групп и у каждой из них были свои интересы, не всегда совпадавшие с интересами других или прямо им противоположные.

Каким же образом все эти группы уживались вмес­те? Государство в древнейших цивилизациях мы уже определили как деспотию. Это слово у современного человека немедленно вызывает представление о произ­воле, неограниченных правах одних и полной подчи­ненности, бесправии и рабской забитости огромного числа других.

Но обратимся сначала к мнению самих законодате­лей древности.

Муж-тиран

Деспотичный человек, что означает – властный, самовлюбленный, — это большое горе для семьи, особенно если супругой выбирается тактика «лучше худой мир, чем добрая ссора». Конечно, встречная агрессия тоже не выход – тогда семейная жизнь превращается в открытую борьбу на звание «кто сильнее», но и согласие с зависимым положением не станет для женщины облегчением.

Мужская тирания в семье сначала проявляет себя в мелочах на фоне благожелательной и в целом благополучной обстановки. Супруг снимает с жены большую часть ответственности, показывает себя как друг и советчик, и только потом обнаруживается, что делалось это с единственной целью – лишить женщину ее независимости и свободы волеизъявления.

Но и достигнув своей цели, деспотичный человек по определению не может остановиться. Он будет находить все новые причины быть недовольным, и женщине придется либо смириться с вечной участью «повинной головы», либо полностью устранить тирана из своей жизни. К сожалению, исправить мужа-деспота или как-то поколебать его в уверенность в собственной правоте не представляется возможным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]