Общение и коммуникация являются неотъемлемыми составляющими человеческой природы. Различия между терминами можно понять в полной мере, если привести для каждого из них определения. Общаться человек должен для гармоничного развития, коммуникация же позволяет ему узнавать больше, находясь в обществе. Понятия воспринимаются специалистами в области психологии, философии по-разному. Собственный взгляд на них имеется и у личностей творческих. Именно поэтому важно знать, какие имеются отличия и существуют ли они относительно указанных терминов.
Коммуникативная сторона общения
Вам будет интересно:Функционализм — это что за метод? Понятие, теория, концепция и принципы функционализма в социологии
Общение как коммуникация представляет собой взаимный обмен сведениями между собеседниками, передачу и прием знаний, точек зрения и чувств. Следует обратить внимание, что информация в процессе общения не просто передается от одного лица к другому (человек, который передает сведения, именуется коммуникатором, а получающая сторона – реципиентом) – осуществляется именно обмен. Он может быть реализован как на речевом (вербальном), так и на неречевом (невербальном) уровне.
Основные понятия: кратко
Общение представляет собой сложный, многоуровневый процесс социального взаимодействия между людьми, группами.
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в установлении взаимопонимания, взаимосвязи между субъектами совместной деятельности.
Процесс общения включает коммуникативную составляющую (обмен информацией), интеракцию (непосредственную деятельность), перцепцию (восприятие, познание оппонента).
Коммуникация — это активное взаимодействие, во время которого происходит обмен информацией.
Ее успешность зависит от того, насколько транслируемые одним собеседником сведения достоверно и объективно воспринимаются вторым собеседником.
Вербальная информация и ее передача
Вам будет интересно:«Олдскульный» — это мода на прошлое
Вербальная коммуникация (общение) предполагает использование человеческой речи в качестве средства передачи сведений. Зачастую в обществе можно столкнуться с мнением, что речь способна скрыть истинную сущность человека. С другой стороны, именно она может демонстрировать ее, без всяких принципов и вопреки воле говорящего. Стоит отметить, что речевое общение (речевая коммуникация) играет важнейшую роль в общественной жизни. Дело в том, что эффективность категории, как правило, связывается с коммуникативным аспектом.
Ключевой целью обмена сведениями выступает выработка одной точки зрения между общающимися людьми, достижение согласия относительно определенных проблем и ситуаций. При этом важнейшую роль играет правильное понимание информации. Именно поэтому умение грамотно выражать собственные мысли, а также умение слушать – это неотъемлемые составляющие общения как коммуникации.
Определение
Коммуникация в психологии — это сознательная или подсознательная передача и обмен информацией с другими людьми. Является своеобразной формой взаимодействия между индивидами, что осуществляется посредством познавательной деятельности. Относится к адресному влиянию на ценности и взгляды собеседника, которые выстраиваются исходя из рациональной составляющей.
Коммуникацию можно рассматривать в качестве необходимого условия для развития взаимоотношений человека. Способность к передаче информации также является одним из основополагающих аспектов совершенствования всего общества, поскольку она выступает в роли основного взаимодействия между различными этническими группами.
Автор термина, социолог американской школы психологии, Чарльз Купи в начале XX века определил коммуникацию в качестве «механизма, благодаря которому, существуют и развиваются абсолютно все человеческие отношения — в контексте образов подсознания, соединенными со способами их визуализации и передачи в жизни, включая сохранение во времени».
Согласно советскому ученому И. П. Яковлеву, а также другими психологами в смежных тематиках, под определением коммуникации следует понимать систему исследовательской практики в роли коммуницирования в обществе, включая: развитие, структуру и содержание, практическое использование.
В то же время, М. С. Андрианов локализирует определение в качестве понимания первоначальных аспектов социального взаимодействия, отталкиваясь лишь от смыслового значения.
Исходя из слов немецкого социолога Никласа Лумана, коммуникация — это «определенное исторически протекающее событие, зависящее от временного этапа».
Также определение было охарактеризовано им в качестве совокупности действий, подходящих для социальных систем, наличие которых перераспределяет знания в обществе. Он не воспринимал коммуникацию в роли передачи информации или семантического содержания психологической подсистемы.
Коммуникация в психологии — это средство, при помощи которого отдельные индивиды могут поддерживать и конструировать собственные отношения между собой, согласно Т. Силларсу и А. Вангелисти,
История развития
Исследовательская практика, направленная на изучение коммуникации в роли самостоятельной научно-социологической области связана с развитием инфокоммуникации на основе телекоммуникационных и информационных технологий.
В особенности, на формирование коммуникации, повлияло возникновение радио в 1920-х г. Позднее, с появлением компьютеров и телевидения, а также с началом глобализации больших компаний, процесс исследования в качестве научно-психологического феномена возрос в несколько раз.
Первая коммуникационная кафедра открыта в начале 1940-х г., в США. Со слов доктора философских наук, по совместительству, профессора социальной философии А. В. Назарчука, проявление проблематики термина развивалось исходя из 3 основных направлений:
- англо-американский. Направлен на анализ лингвистически обусловленного процесса, а также прояснения языковой систематики разных народов;
- французский. Отличается неограниченным смысловым значением языкового коммуницирования, что определяется социальной проблематикой современного общества: идеологические искажения, критическое настроение к власти, отсутствие осмысления и т.п.
- «Философия диалога». Характеризуется полемическим отношением к философии трансцендентального и психологического типа, отталкиваясь от субъективности значения «Я — Ты» в сторону ведения коммуникации. Развита М. Бубером, М. Бахтином, Ф. Эбнером и др.
Ф. И. Шариковым был выведен неологизм «коммуникология», который объяснял любые исследовательские деятельности, направленные на объективное понимание коммуникации — систематизированные знания о развитии средств общения в качестве психологического феномена.
В психологии и лингвистической практике, коммуникация рассматривается в качестве факторов, способствующих для правильного восприятия и передачи образной информации, что объясняет процесс локальной и массовой деятельности. Это также позволило вывести определение коммуниканта — участника диалога.
Что влияет на понимание информации?
Вам будет интересно:Что такое «полон»? Какие значения скрывает слово?
На понимание сообщений, поступающих к реципиенту со стороны коммуникатора, существенное влияние оказывает их содержание и форма. Они в первую очередь зависят от отношения говорящего к слушающему, его личностных характеристик, а также от конкретной ситуации, в условиях которой протекает процесс общения (коммуникации). К примеру, ваш разговор с лучшим другом так или иначе будет отличаться от общения с клиентами или преподавателями. Помимо этого, при коммуникации должны учитываться определенные ценности собеседника. Делом в том, что в процессе рассмотрения мира посредством собственного «видения» следует не забывать о том, что партнер видит, слышит и размышляет несколько иначе. Кстати, именно отсюда возникает непонимание между взрослыми и детьми. Окружающим обстоятельствам и предметам они придают абсолютно разное значение.
Значение коммуникабельности
Развитые коммуникативные навыки плюс личный опыт и знания помогают справиться со многими проблемами, часто возникающими неожиданно и в необычных для нас ситуациях. Здесь важны не только врожденные способности к общению, но и наработанные в течение всей жизни навыки.
Более того, эти навыки можно и нужно специально тренировать, чтобы расширить коммуникативный опыт, более эффективно использовать уже имеющийся, в определенных ситуациях.
Имея в запасе, наработанные варианты и стереотипы общения, творчески используя их в различных условиях, можно чувствовать себя уверенно и спокойно (вам интересно также будет узнать о тренинге повышения уверенности в себе).
Особенности информации
Технология общения и коммуникации предполагает, что посланное сообщение может быть изменено в результате влияния характеристик личности реципиента, а также его отношения к говорящему, конкретной ситуации и содержания общения. Стоит иметь в виду, что любая информация проходит своеобразный фильтр «доверия – недоверия». Именно поэтому зачастую истинные сведения могут показаться неприятными, а ложные – приятными. В большей мере человек доверяет информации, которая получена от близких людей, в меньшей – от дальних знакомых или незнакомцев. Зачастую в процессе общения как коммуникации человек сталкивается с тем, что его побуждения и слова неправильным образом воспринимаются собеседником, иными словами, «не доходят» до него. Действительно, на пути передачи сведений могут возникнуть некоторые препятствия и затруднения. В данном случае речь идет о коммуникативных барьерах, которые классифицируются на барьеры отношения, барьеры непонимания и барьеры социально-культурного различия.
Коммуникация и общение: различия
Сегодня общение, будучи достаточно распространенным понятием, по-разному воспринимается философами, психологами, творческими личностями и другими людьми, которых не особо волнует вопрос содержания категории, когда они разговаривают по телефону или дискуссируют на ту или иную тему. Многие считают, что общение и коммуникация – это одна и та же категория. Так ли это на самом деле?
Под общением следует понимать многоплановый процесс психической, интеллектуальной и речевой деятельности, которая направлена в первую очередь на формирование и дальнейшее развитие контактов. Коммуникация – не что иное, как совокупность речевых и неречевых операций, результатом произведения которых служит обмен сведениями на уровне межличностного взаимодействия. Итак, в понятиях «общение» и «коммуникация» различия все-таки есть.
Сравнение категорий
Вам будет интересно:Развитие познавательных способностей младших школьников, ФГОС: формирование, основы воспитания, цели и задачи
Важнейшем свойством общения является универсальность, способность грамотно соединять существующие на сегодняшний день разновидности отношений между людьми, которые служат инструментом для удовлетворения потребности в совместной работе и дают возможность каждому человеку посредством категории взаимопонимания рассматривать себя как уникальную личность. Сюда прежде всего относятся коммуникация (вид общения, который считается основным), взаимодействие между участниками процесса общения и их прямое восприятие друг друга как партнеров, развивающих диалог.
Коммуникация как вид общения
Коммуникация, будучи одной из разновидностей общения, наделена важнейшими функциями. Сюда входит речевая деятельность человека, тактильные и визуальные способны восприятия им сведений через мимику, жесты, интонации и позы. Названный вид общения, коммуникация, и речь тесно связаны между собой. Дело в том, что в процессе коммуникативного общения человек слушает и говорит. Кроме того, он выражает собственное отношение к собеседнику и содержанию речи. Человек может улыбаться или злиться, подчеркивать важность сказанного посредством легкого касания руки партнера или «бросаться» фразами в ироничном тоне. Он может несколько откинуться, чтобы продемонстрировать недоверие к словам собеседника, или совершить целый ряд других действий. Общение и средства коммуникации дополняют друг друга, ведь вербальный контакт в настоящее время практически невозможен без невербальной информации. Следует иметь в виду, что лишь в такой форме он превращается в основу общения.
Коммуникативные системы
Коммуникация и все сопутствующие ей процессы имеют тесную взаимосвязь со знаковыми системами. К ним целесообразно отнести числовые символы, условные обозначения, алфавит, дорожные знаки, а также звуковые и цветовые сигналы. Стоит заметить, что применение этих символов способствует установлению дистанционного общения, если непосредственный контакт между участниками считается невозможным.
Общение как коммуникация и форма отношений межличностного плана сочетает в себе перцептивные и интерактивные функции с коммуникативными. Если коммуникация связана с обменом сведениями между людьми, то перцептивная сторона отвечает за их восприятие друг друга, а интерактивная предполагает организацию взаимодействия между ними в соответствии с типом делового, личного или официального общения.
Основная модель коммуникации
Специфика обмена информацией традиционно зависит от особенностей социума, что и обуславливает содержание в этом понятии широкого спектра социокультурных смыслов. Но в любом случае термин «коммуникация» характеризуется наличием пяти компонентов, необходимых для успешного процесса взаимодействия:
- источник (тот, кто желает донести свою мысль до другого человека) – по сути это адресант, выступающий в роли генератора сообщения для передачи;
- проводник или преобразователь (то, что преобразует сообщение в сигналы) – то есть обычный передатчик, посылающий сообщения по какому-либо каналу связи;
- непосредственно канал связи (средство, путь передачи информации);
- приемник информации (то, что адаптирует и расшифровывает сигнал источника) – то же самое, что декодировщик, переводящий сигналы в «удобоваримое» сообщение;
- получатель (тот, до кого должна была дойти информация) – конечный адресат, для которого предназначалось сообщение.
Согласно этой модели коммуникационного акта, адресант генерирует и кодирует определенную информацию, используя знаковые средства, применяемые в знаковой системе соответствующего канала связи.
Адресат же, чтобы усвоить полученную информацию, проделывает то же самое, только в обратном порядке (результат его усилий – декодирование).
Тест на способность работать в команде. Опросники для кадровика.
Невербальная коммуникация. Оптико-кинетическая знаковая система
Как выяснилось, обмен сведениями осуществляется не только через речь, но и через иные знаковые системы, которые в комплексе формируют средства невербальной коммуникации. Для начала рассмотрим оптико-кинетическую систему, подразумевающую использование пантомимики, жестов и мимики. Стоит отметить, что в классической литературе можно отыскать более 20 000 характеристик выражения лица. Например, Л. Н. Толстой в известном романе «Война и мир» отобразил 93 разных описаний улыбки.
При попытке создать внутреннюю классификацию оптико-кинетической знаковой системы выяснилось, что актуально использование принципа, аналогичного общему. Так, лицо делится на три части посредством горизонтальных линий: лоб и глаза, нос и область носа, подбородок и рот. Далее обозначается 6 ключевых эмоций, которые наиболее часто используются при помощи средств мимики: удивление, страх, грусть, гнев, радость и отвращение. Следует знать, что установка эмоции в соответствии «с зоной» позволяет фиксировать мимические движения более или менее определенно.
Жесты и позы, которые применяет человек при общении, оказывают достаточно серьезное воздействие на собеседника. К примеру защитные жесты (скрещенные на груди руки; сжатые кулаки; ладони, прикрывающие лицо) предполагают усиление чувства закрытости собеседника, а соответственно, ухудшают контакт. Наоборот, улыбающееся лицо и открытые ладони бессознательным образом снимают чувство напряжения даже у человека, с которым вы находитесь в весьма натянутых отношениях.
Проксемика и визуальный контакт
Проксемика – не что иное, как организация времени и пространства в процессе коммуникации. Рассмотрим, к примеру, нормы приближения человека к собеседнику, свойственные для американской культуры (в сантиметрах):
- От 0 до 45 – интимное расстояние.
- От 45 до 120 – персональное расстояние.
- От 120 до 400 – социальное расстояние.
- От 400 до 750 – публичное расстояние.
Члены команды должны находиться справа от лидера.
Кроме того, у каждого человека есть своя «зона личного пространства», которую можно осознать интуитивным образом. Как правило, она варьируется от 40 до 50 сантиметров. Если данную зону пересекает несимпатичный или незнакомый человек, то появляется стихийное раздражение. Однако в отношении симпатичных людей стоит ожидать противоположной реакции. Посредством изменения физической дистанции можно даже управлять состоянием собеседника. Следует знать, что у женщин эта дистанция в некоторой степени больше, чем у мужской части населения. Именно поэтому дамы более болезненно реагируют на ее сокращение.
Под визуальным контактом следует понимать длительность взглядов, частоту обмена ими, смену динамики и тактики взглядов или их избегание. К примеру, исследователи показали, что у женщины, которая смотрит на любимого человека, расширяются зрачки глаз. Несомненно, это делает ее лицо более привлекательным по сравнению с лицом в ситуации, когда она посмотрим на неприятного ей или незнакомого человека.
Функции и роль
Коммуникация в психологии — это такое определение, которое косвенно влияет на развитие общественного взаимодействия между людьми.
Является особо значимым процессом, имеющим собственные цели и функции:
- обеспечение продуктивного и качественного обмена информацией;
- развитие межличностного общения исходя из обмена данными;
- создание и совершенствование каналов передачи;
- регулировка и интеллектуализация потоков информации.
- информирование, предупреждение и убеждение других людей.
Цели коммуникации в контексте различных групп различаются по своей функциональности. Если в экстренных ситуациях, необходимо провести общее информирование участников, или их успокоить, то, например, в учебных целях — обучить, поддержать или объединить группу лиц.
Исходя из персонализированных целей субъекта, в научной практике выделяют следующие функции коммуникации:
- Информационная. Коммуникация выступает в роли посредника, что характеризуется обменом мнений, информацией, решениями и замыслами между коммуникантами. Подобный обмен развивается как при решении проблем, так и для практической цели, в том числе — поддержания отношений между субъектами.
- Социальная. Развитие и формирование культурных составляющих во взаимоотношении индивидов. Отличается наличием формирования личностных мнений или мировоззрений, а также реакций на определенные события. Характеризуется обеспечением высокой компетенции у человека, при помощи которой качественно повышается сосуществование в рамках культурных особенностей.
- Экспрессивная. Используется для выражения и понимания тех или иных эмоциональных переживаний. Состоит из непосредственного сбора информативной составляющей и вербально обоснованной оценочной модели. Объясняет теорию расположенности к конкретным людям. Так, если первое впечатление об оппоненте оказалось плохим, дальнейшие планы по развитию отношений могут разрушиться. Любое выражение эмоциональных проявлений особо важно при желании совершенствовать диалог с собеседником. Характеризуется повышенным самовыражением эмоций или чувств через оба коммуникативных вида — вербального и невербального.
- Прагматическая. Дает возможность регламентировать поведенческие факторы и оценить деятельность участников беседы, а также скоординировать действия в какую-либо сторону. Может использоваться, как для себя, так и для партнера, что позволяет мотивировать его к совершению определенных действий.
- Интерпретативная. Помогает лучше понять собеседника, его установки или намерения, а также выявить нежелательные переживания при беседе. Чаще всего используется для сбора и передачи информации, помогающей в какой-либо деятельности, оценке или мнениях.
Социально-ролевой контекст общения связан с наличием ожиданий и не может проявляться без знаний окружающей среды. Уровень деловых отношений реализуется посредством совместного сотрудничества между партнерами общения.
Личностно-интимный характер обязует человека к удовлетворению собственной потребности для понимания, переживания или сочувствия другого индивида. Для этого обычно используются такие психологические факторы, как эмпатия, близость или доверительность.