Доклад «Вербальные и невербальные средства коммуникации»

Общение – сложный социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера.

В социальном плане оно выступает средством передачи человеческой культуры и опыта. Его специфика заключается в том, что собеседники раскрывают свой субъективный мир один другому, проявляют индивидуальные особенности.

Общение различается по:

  • Количеству участников: межличностное, групповое, массовое;
  • Способу: вербальное (язык, речь), невербальное (мимика, жестика);
  • Положению общающихся: контактное (личное), дистанционное (например, через средства массовой информации);
  • Условиям: официальное (организованные встречи), неофициальное (по собственной инициативе);
  • Задачам: установочное (с целью знакомства), информационное (обмен сообщениями);
  • Средствам: непосредственное (рука, голова, голосовые звуки), опосредованное (след, радио, телевидение), прямое (возможность видеть, слышать, чувствовать), косвенное (через посредников).

Виды социальной коммуникации

Существуют разные классификации социальной коммуникации.

В зависимости от средств подачи информации коммуникация бывает вербальная и невербальная.

По количеству участников бывает:

  • интерперсональная (межличностная);
  • массовая.

По стилю выделяют прямую и косвенную коммуникацию.

По цели сообщения:

  • познавательная;
  • суггестивная;
  • экспрессивная;
  • ритуальная;
  • убеждающая.

По форме коммуникативного события:

  • телефонный разговор;
  • совещание;
  • митинг;
  • публичное выступление;
  • лекция.

Каналы общения, адекватные органам чувств:

  1. Зрительный;
  2. Слуховой;
  3. Тактильный (прикосновение);
  4. Соматосенсорный (кинестетический, ощущение своего тела).

Люди обладают особенностями в восприятии внешнего мира и другого человека (социальная перцепция). Они подразделяются на визуалов, аудиалов, кинестетиков:

  1. визуалы– предпочитают все посмотреть своими глазами, любят возвышаться над партнером;
  2. аудиалы– воспринимают действительность через слуховые образы: музыку, речь, звуки;
  3. кинестетики– переживают (эмоционально) посредством состояния своего тела.

По логическому основанию можно назвать такие каналы общения: прямой, косвенный, управляемый косвенный:

  1. прямой канал– передача сведений в явном виде;
  2. косвенный (непрямой)– добытая информация с целью контроля или дополнения к тому, что было ранее принято;
  3. управляемый косвенный канал– сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, подано как вполне намеренное (убедительный тон в сомнительной ситуации).

Средства общения:

  • Язык– система слов, выражений и правил их соединения в логическую речь;
  • Интонация– эмоциональная выразительность, способная придавать разный оттенок какой-либо фразе;
  • Мимика, поза, взгляд– могут усиливать или опровергать смысл сказанного;
  • Жесты– общепринятые или экспрессивные (для выразительности);
  • Расстояние собеседников– зависит от степени их доверия, культурных и национальных традиций.

В речи выделяют темп, громкость, интонацию, что позволяет определить эмоциональное состояние индивида, его отношение к передаваемому сообщению.

Человек не может длительное время сознательно контролировать всю сферу средств общения. Поэтому, часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движение рук, выражение глаз, положение ног и т.д.

Стратегия общения:

  1. Открытое – закрытое ( Закрытое общение – нежелание или неумение одного из партнеров понятно довести свою точку зрения, информацию);
  2. Монологическое – диалогическое;
  3. Ролевое (социально – ролевое) – личностное («по душам»).

Важный вопрос в общении – открытость, т.е. не только искренность говорящего, но и способность непредвзято воспринимать партнера. Высокая культура дает уверенность, что вас правильно поймут.

Тактика общения – это реализация стратегии в конкретной ситуации на основе знания и владения техникой, правилами и приемами коммуникации.

Виды общения:

  • Контакт масок(формальное общение) – отсутствие стремления понять партнера, учесть его индивидуальные особенности. Используются привычные штампы (вежливость, строгость, участливость, невозмутимость и т.д.), наигранность выражений лица, жестов, набор фраз, что позволяет скрыть истинное отношение к собеседнику;
  • Примитивное общение– человека оценивают, исходя из его полезности. Нужен – активно вступят в контакт, мешает – не заметят, получили желаемое – оттолкнут;
  • Формально– ролевое, когда регламентированы и содержание, и средства общения, вместо изучения личности обходятся знанием социальных (должностных) функций;
  • Деловое общение– учитываются психологические качества индивида, черты характера, мотивы, настроение. Однако интересы дела превыше, более значимы, чем возможные личностные расхождения;
  • Духовное общение друзей – они могут беседовать без слов, с помощью выражения лица, интонации, используя жесты, движения;
  • Манипулятивное общение– преследует одну цель: извлечь выгоды от партнера, используя разные приемы (месть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, учтивости и т.д.);
  • Светское общение– его суть – в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а что положено в каких-либо случаях.

Функции общения

В психологии существует множество классификаций функций общения.

По критерию цели общения выделяют восемь функций:

  1. контактная– установление состояния готовности к приему и передаче сообщений;
  2. информационная– обмен сообщениями, сведениями, замыслами;
  3. побудительная– стимуляция активности абонента;
  4. координационная– взаимное согласование действий;
  5. понимания– восприятие и понимание смысла сообщения, установок, намерений;
  6. амотивная– возбуждение в собеседнике нужных эмоциональных переживаний;
  7. установления отношений– осознание своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей коллектива, в коем действует человек;
  8. оказания влияния– изменение состояния и поведения партнера, в т.ч. его мнений, намерений, установок, потребностей и т.д.

Мы рассмотрим обобщенный вариант – три функции (их называют сторонами, аспектами) общения:

  1. Коммуникативная(обмен информацией);
  2. Интерактивная(организация взаимодействия);
  3. Перцептивная(восприятие и формирование образа другого человека).

Коммуникативная функция общения.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию (Коммуникация (лат. communicatio) – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду людей.). В своей деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и т.п. Это и есть информация человеческой коммуникации, которая не просто отправляется, а и формируется, уточняется, развивается.

Коммуникативная сторона общения имеет свою специфику:

  • Общение– это не просто движение информации. Здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, и каждый из них выступает активным субъектом (их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности). Значимость информации обусловливается тем, что она не просто принята, но и осмыслена, понята;
  • Обмен информацией предусматривает взаимовлияние, психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения. При этом участники должны обладать единой системой кодирования, т.е. когда знаки и их значения известны;
  • В общении возможны барьеры. С одной стороны, – отсутствие единого понимания сложившейся ситуации (социальный аспект), с другой, – препятствия могут носить психологический характер вследствие личностных особенностей (скрытность, недоверие, несовместимость и т.д.).

Вербальные и невербальные средства общения

(Вербальный (лат. verbalis ) – словесный, устный.)

Вербальная коммуникация – это устная и письменная речь, т.е. в качестве знаковой системы служит язык. В ее структуру входят:

  • Значение и смысл слов, фраз;
  • Речевые звуковые явления (модуляция высоты голоса – плавная, резкая; ритм – равномерный, порывистый; тембр – раскатистый, хриплый, скрипучий; тональность – высокая, низкая; дикция; интонация; темп речи – быстрый, средний, замедленный). Их изучает паралингвистика;
  • Выразительные качества голоса – специфические звуки – смех, хмыканье, плач, шепот, вдохи; разделительные звуки – кашель; нулевые – паузы, назализации – «хм-хм», «э-э» и др. Их изучает экстралингвистика.

Формы устной речи – монолог и диалог. На эффективность общения влияют многие факторы. Среди них: интенции – настроения, установки, предполагающие активность взаимодействия партнеров; включенность их в совместную деятельность; наличие обратной связи (позволяет раскрыть точность восприятия смысла информации); умения и навыки.

Хотя речь и является универсальным средством коммуникации, она дополняется употреблением других знаковых систем. Ученые считают, что в общении слова составляют – 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53% (по другим данным до 80%).

Способы и средства коммуникации

Рабочая инструкция — сообщение, определяющее должностные обязанности сотрудников

7. Способы и средства коммуникации

Информация может быть передана с помощью знаков или целой их системы. Наиболее распространенной и «естественной» является передача информации с помощью речи — системы словесных знаков, используемых в непосредственном общении. Сообщения, передаваемые человеком устно, принято называть вербальными.

К невербальным (неречевым) способам передачи информации относятся мимика, жесты, поза, темп и интонации голоса, пространственное расположение и дистанция при общении.

Рассмотрим каждый из этих средств передачи информации подробнее.

Вербальные средства.

Специалисты выделяют четыре вида речевой деятельности. Два из них — говорение и написание — относятся к созданию сообщения, а два — слушание и чтение — к восприятию сообщения. Эффективный менеджер должен успешно осуществлять эти виды деятельности.

Говорение. Большая часть информации передается в устной форме. Поэтому владение навыками говорения имеет большую важность для менеджера. Очевидно, что эффективность устной передачи информации определяется не только хорошей реакцией, но также ясностью мышления и умением доходчиво излагать свои мысли.

В процессе говорения коммуникатор кодирует информацию — подбирает нужные слова и обороты, интонацию и манеру речи, а реципиент, слушая, декодирует ее. Поэтому при устном сообщении необходимо представлять, как собеседник воспринимает вашу информацию (знает ли он значения всех используемых вами слов, особенно терминов, успевает ли за вашим темпом речи, какой смысл он придает вашей интонации), и то, как он к ней отнесется (задевает ли его ваше сообщение, затрагивает ли его взгляды и ценности, важно для него или безразлично).

Следует учесть, что работник, вовлеченный в гущу происходящих событий и эмоционально переживающий их, оказывается заложником феномена, получившего в психологии название «предрасположенность в пользу собственного «Я»». Сотруднику кажется, будто то, что ясно ему, понятно всем, поэтому он думает, что его заботы и переживания, успехи и неудачи очевидны для руководителя. Другими словами, он склонен завышать степень того, насколько его поняли.

При всем многообразии форм деятельности, при которых может использоваться устное сообщение, — выступление, презентация, беседа, совещание и т.д. — главный залог эффективной коммуникации является умение увидеть себя глазами собеседника и, исходя из этого, выбрать адекватную форму передачи информации.

Написание. Широко используемое в организациях в практике передачи информации, письменное сообщение имеет целый ряд преимуществ. При его составлении человек имеет время привести в порядок свои мысли, продумать несколько вариантов изложения информации, выбрать тот, который наиболее точно передает его позицию.

К письменным средствам коммуникации относятся: письма, инструкции, информационные сообщения, отчеты и т.д. В большинстве случаев письменное сообщение требует использования официально-делового стиля, предполагающего предельную точность и недвусмысленность высказываний, а значит, и точность передаваемой информации.

Применительно к письменному способу передачи информации в практике американского бизнеса популярен так называемый KISS-принцип (от англ. Keep it short and simple — держись краткости и простоты). На практике это означает следование в деловой переписке трем простым принципам: слова короче; слов меньше; используй картинки если это возможно.Указанные принципы кажутся чрезвычайно простыми и очевидными. Однако их практическая реализация требует серьезной практики и опыта.

Слушание. Слушать и слышать — разные вещи. Если человек не умеет слушать, он может многое «пропустить мимо ушей». Исследования показывают, что, когда человек слушает другого, он склонен завышать оценку того, насколько точно он воспринимает услышанное. Ему кажется, что все ясно. В результате он может прослушать что-то очень важное, пропустить выгодное предложение или принять второстепенную информацию за главную. На то, что человек неэффективно слушает собеседника, влияет целый ряд факторов:

— во-первых, переизбыток получаемой в течение дня информации не дает человеку возможности одинаково внимательно относиться ко всем сообщениям;

— во-вторых, зачастую собственные переживания и размышления являются для человека более важными, чем то, что сообщают другие, он поглощен своими мыслями;

— в-третьих, человек думает быстрее, чем говорит, поэтому при слушании остается время подумать о чем-то другом, более значимом для человека, чем сообщение собеседника;

— в-четвертых, возможной причиной плохой восприимчивости может стать неприязнь к собеседнику, в результате чего человек может перестать его слушать или превратно истолковать суть его сообщения.

Для того чтобы преодолеть указанные проблемы, человеку необходимы высокая концентрация внимания, самоконтроль. Важно поддерживать постоянную обратную связь с собеседником, используя ее различные формы — повторение сказанного, уточнение, пересказ, позволяющие поддерживать или корректировать процесс беседы. Внимательное слушание позволяет не только правильно понимать содержание речи собеседника, но и выказывать уважение к нему. В ответ на вашу заинтересованность он также будет внимателен к вашим словам. Следует помнить, что люди, которые любят поговорить, но не любят слушать, рискуют оказаться без внимательных собеседников.

Чтение. Сегодня сотрудники большинства организаций получают и обрабатывают огромное количество документов — писем, факсов, электронных посланий, документов внутреннего оборота (служебных записок и т.д.).

Для многих этот информационный вал становится огромной проблемой, отрицательно сказывающейся не только на настроении и самочувствии работника, но и на результатах его работы. Это диктует необходимость принятия соответствующих мер как на уровне предприятия в целом, так и на уровне организации труда каждого работника.

Организационные усилия должны быть направлены прежде всего на упорядочение документопотока. Требуется серьезная работа по организации документооборота, так как ее отсутствие является фактором, снижающим эффективность деятельности всего предприятия.

Каждый сотрудник наряду с исполнением общекорпоративных правил работы с письмами и документами, должен определить собственные принципы работы с ними. Их основу должны составлять точность и своевременность обработки деловых бумаг.

Невербальные средства

Невербальные средства коммуникации выполняют различные функции:

— они могут иллюстрировать то, что мы сообщаем с помощью речи, использоваться как разновидность «параллельного» языка, сопровождающего речь партнеров в процессе общения;

— выступать регуляторами общения — мы можем позой и выражением лица сообщить о своей заинтересованности или желании прекратить общение;

— выражать наши переживания; выступать самостоятельным сигналом.

К средствам невербального общения можно также отнести приспособительное поведение. Это движения, которые помогают телу адаптироваться к ситуации (почесывание носа, кивок головой). Собеседник может приписать этим движениям некий смысл, хотя человек ничего не имел в виду. Невербальный язык продолжает действовать, даже когда мы не придаем ему значения. Зачастую сообщение на языке мимики может оказаться более значимым, чем информация, переданная словами. Если вы со слезами на глазах скажете собеседнику, что у вас все хорошо, то он скорее поверит тому, что видит, чем вашим словам.

При невербальном общении вместо слов применяются специальные знаки. При использовании одинаковых знаковых систем люди без труда поймут друг друга. У каждого народа существует свой набор невербальных средств. Общаясь с представителями другой культуры, люди могут неадекватно воспринять их поведение, неверно «прочитав» послание собеседника. Так, например, при общении с японцами европейцы часто допускают распространенную ошибку. Дело в том, что японцы при разговоре часто кивают головой и произносят слово «хей». Обычно оно переводится как «да». Однако в процессе общения японцы используют это слово как регулятор речи, информируя собеседника о том, что его слушают и понимают. Это своеобразный знак вежливости и уважения к собеседнику. Европейцы же при проведении деловых переговоров неверно интерпретируют его — как знак согласия.

Зачастую использование собеседником непонятной или непривычной системы невербальной коммуникации вызывает отрицательное эмоциональное отношение. Это легко проиллюстрировать на примере дистанции, которую люди используют при общении. Если ваш собеседник в процессе общения будет слишком близко, на ваш взгляд, подходить к вам или чрезмерно отдаляться вы, очевидно, будете испытывать неудобство, а возможно, и раздражение, хотя он и не хотел причинять вам неудобство. Так, известно, что многие народы юга Европы — итальянцы, испанцы, греки — используют более короткую дистанцию при общении, чем это принято в более северных странах, например в России. А представители севера Европы — финны, шведы, норвежцы — предпочитают вести разговор, находясь на большом расстоянии друг от друга. Чтобы эффективно использовать язык невербального общения, необходимо учитывать национально-культурные различия, а также социальные и личностные особенности людей (возрастные и социально-профессиональные различия). Например, молодым людям могут быть понятны некие жесты и мимика, распространенные среди сверстников, но они мало что скажут или могут быть превратно истолкованы представителями иных возрастных групп. Это относится и к невербальным средствам, используемым представителями разных профессий. Так, не всем могут быть понятны жесты строителей или знаки регулировщика.

Коммуникация будет более успешной, если будет использовано сочетание вербальных и невербальных средств передачи информации.

8. Коммуникативная компетентность менеджера

Сложности и проблемы, возникающие при передаче и приеме информации, указывают на то, что для эффективной работы менеджера чрезвычайно важно, чтобы он обладал коммуникативной компетентностью.

Коммуникативная компетентность менеджера — это владение коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм, обычаев и этикета, ориентация в коммуникативных приемах и средствах и умение их использовать адекватно конкретной ситуации.

Для высокой коммуникативной компетентности характерны способность прогнозировать ситуацию, умение «вжиться» в нее и управлять ею. Её основой является способность к саморегуляции, когда человек может создать адекватный ситуации эмоциональный настрой, что предполагает также умение понять состояние партнера и выразить собственное.

Коммуникативная компетентность может формироваться как в процессе непосредственного приобретения человеком социального опыта из практики собственного общения, наблюдения за другими людьми, восприятия искусства и средств массовой информации, так и в процессе специального обучения — психологического тренинга. В процессе тренинга участники взаимодействуют с людьми, демонстрирующими различные модели профессиональной деятельности, протекающей на фоне значительного мотивационного напряжения, вызванного групповым характером работы.

Для создания высоко реалистичной с психологической точки зрения среды, используются деловые и ролевые игры, специальные упражнения. Каждый менеджер должен постоянно повышать свою коммуникативную компетентность. С этой целью необходимо внимательно анализировать практику общения, находить ошибки и намечать меры по их исправлению. Следует учиться на опыте коллег, успешно осуществляющих коммуникативную деятельность, умения и навыки которых гармоничны и эффективны.

Заключение

Коммуникации играют большую роль в процессе управления. Классификация коммуникаций необходима для выделения различных их видов с целью последующего анализа и совершенствования.

Информация выступает одним из важнейших инструментов управления. Анализируя и передавая информацию, получая затем обратные сигналы, менеджер планирует, организует, координирует, мотивирует и контролирует подчинённых, т.о. каждый менеджер обязан быть коммуникатором.

Под коммуникацией понимается обмен идеями и информацией, между людьми и их объединениями в процессе взаимодействия, в устном и письменном виде посредством символов или действий. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации.

Цель коммуникации – добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. От достоверности и своевременности получения необходимых сведений в значительной степени зависит эффективность управления, скорость и точность выполнения принимаемых решений и результативность контроля исполнения.

Передаче информации в организации могут мешать слухи, личные взаимоотношения между людьми, искажённое самомнение членов коллектива, власть авторитета или чьё-то лидерство.

Коммуникации в организации могут классифицироваться по ряду признаков: по субъекту и средствам коммуникаций, по форме общения, каналу общения, по их пространственному расположению, по направленности общения.

Среди всех видов коммуникаций для изучения организационного поведения наиболее важную роль играют межличностные коммуникации, на которые влияют такие факторы, как обратная связь, компетентность отправителя и получателя, права отправителя, доверие получателя к отправителю, совместимость получателя и отправителя.

Межличностные коммуникации могут быть вербальными и невербальными, формальными и неформальными. Невербальное общение — важный источник информации о мыслях и чувствах отправителя и получателя. Поэтому знания невербальных сигналов столь важно для осуществления эффективных коммуникаций. Менеджеры должны развивать искусства владения и чтения невербальных сигналов общения.

Невербальные коммуникации дополняют вербальные. Формальные коммуникации определяются организационной структурой организации, которая должна четко фиксировать пространственное расположение коммуникационных каналов и обеспечивать эффективность вертикальных, горизонтальных и диагональных коммуникаций.

Неформальные коммуникации дополняют формальные. Неформальные коммуникации, слухи, существуют в любой организации, являясь неотъемлемой составной частью её жизнедеятельности. Через них редко передаётся информация, которая проходит через формальные каналы.

На пути эффективных коммуникаций могут возникать различные барьеры. Зная возможные барьеры менеджеры должны стараться предотвращать их возникновение или же искать и планировать эффективные пути их преодоления.

Список литературы

1) Аширов Д.А., Организационное поведение. – М.: ТК Велби «Проспект», 2006. – 262 с.

2) Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. — С-Пб: Питер, 2002.

3) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник 3-е издание. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.

4) Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2003. – 229 с.

5) Дафт Р.А., Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. – 832 с.

6) Латфулин Г.Р., Громова О.Н. «Организационное поведение: Учебник для вузов» — С-Пб: Питер, 2004. – 432с.

7) Латфуллина О.Н., Громовой О.Н. Организационное поведение. — СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

8) Сергеев А.М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера — М: Академия, 2005. – 288с.

9) Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. — С-Пб: Питер, 2000. – 416с.

10) Шепелев Е. М., Дятлов А. В., Фенёва М.А., Бесхмельницин М.И. «Менеджмент». Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. – 352с.

Рабочая инструкция — сообщение, определяющее должностные обязанности сотрудников

Информация о работе «Организация коммуникации на предприятии»

Раздел: Менеджмент Количество знаков с пробелами: 56594 Количество таблиц: 3 Количество изображений: 2

Похожие работы

Развитие Коммуникаций на предприятии и предложения по их улучшению

82508

1

2

… частью деятельности организации. Рабочие цели организации соотносятся с её непосредственной деятельностью, например производственной или относящейся к сфере услуг. примерами такой коммуникации являются связь между отделами предприятия, отчёты отдела реализации продукции или ведомости складского учёта, которые передают информацию о потребностях отделу оперативного планирования производства. …

Особенности организации управления на предприятии индустрии гостеприимства и туризма

87554

0

0

… (между равнозначными элементами) и вертикальными связями (между зависимыми по вертикали рядами элементов), можно представить микроэкономический уровень иерархии управления в органе управления предприятием индустрии гостеприимства и туризма. Иерархия управления – это инструмент для реализации целей предприятия и гарантия сохранения системы управления. Чем выше иерархический уровень, тем больше …

Организация рекламной деятельности предприятия как инструмента коммуникационной политики

53358

2

0

… эффективность рекламной деятельности; – рассмотреть организацию рекламной деятельности промышленного предприятия на примере ООО ПКФ «Проксима». 1. Организация рекламной деятельности предприятия как инструмента коммуникационной политики 1.1 Сущность и значение рекламы в коммерческой деятельности Реклама (от лат. reciamo – выкрикиваю, а также reclamare – громко выкрикивать, призывать) в …

Организация управления на предприятии

57622

21

1

… отделами при выборе необходимых товаров; · проверяет все складские запасы и следит за их своевременным пополнением; · учитывает в своей работе основные направления развития и управления предприятием; · организует и контролирует использование персонала в сферах складирования и закупок; · и т.д. Это были функциональные руководители, теперь рассмотрим линейных руководителей. …

Невербальная коммуникация.

  1. Кинестика– исследует внешние проявления чувств и эмоций (в основе лежит общая моторика различных частей тела) – это мимика, жестика, пантомимика;
  2. Такесика– изучает прикосновения, рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и т.д.;
  3. Проксемика– рассматривает нормы пространственной и временной организации общения;
  4. Визуальное общение(«контакт глаз») – это важное дополнение к речевой коммуникации.

Мимика – движение мышц лица, показывающее эмоциональное состояние; она способна дать истинную «картину» о том, что переживает человек. Мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, брови, нос, рот, подбородок способны сказать больше, чем слова (Считается, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени беседы.).

По своей специфике взгляд может быть:

  • Деловой– фиксируется в районе лба человека;
  • Светский– опускается до уровня губ;
  • Интимный– направлен не в глаза партнера, а ниже лица – на другие части тела до линии груди;
  • Подозрительный(критический) – взгляд искоса.

При общении важны и жесты.

Коммуникация и общение: различия

Сегодня общение, будучи достаточно распространенным понятием, по-разному воспринимается философами, психологами, творческими личностями и другими людьми, которых не особо волнует вопрос содержания категории, когда они разговаривают по телефону или дискуссируют на ту или иную тему. Многие считают, что общение и коммуникация – это одна и та же категория. Так ли это на самом деле?

Под общением следует понимать многоплановый процесс психической, интеллектуальной и речевой деятельности, которая направлена в первую очередь на формирование и дальнейшее развитие контактов. Коммуникация – не что иное, как совокупность речевых и неречевых операций, результатом произведения которых служит обмен сведениями на уровне межличностного взаимодействия. Итак, в понятиях «общение» и «коммуникация» различия все-таки есть.

Виды жестов:

  • жесты – оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание);
  • жесты уверенности (соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле);
  • жесты нервозности и неуверенности (пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами);
  • жесты самоконтроля (руки заведены за спину, поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотники);
  • жесты ожидания (потирание ладоней и т.д.);
  • жесты отрицания (сложенные руки на груди или скрещенные, отклонение корпуса назад, дотрагивание до кончика носа);
  • жесты расположения (прикладывание рук к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);
  • жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз);
  • жесты неискренности («прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», поворот корпуса в сторону от партнера, «бегающий взгляд»).

Жесты можно разделить на пять групп:

  1. Жесты–иллюстраторы, т.е. сообщения:
      указатели;
  2. пиктографы (картины изображения – «вот такая фигура»);
  3. кинетографы – движение телом;
  4. жесты – «биты» («оздравствуйте», поднятые над головой – «до свидания»);
  5. Жесты–адапторы– привычки человека, связанные с движением рук (почесывание, подергивание некоторых частей тела; касания и пошлепывания партнера; поглаживание; перебирание предметов, находящихся рядом (пуговица, ручка));
  6. Жесты–аффекторы– выражают через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

Пантомимика отражает моторику всего тела, позу, осанку, походку, наклоны. Эти динамические позиции характеризуют психологическое состояние индивида, в том числе готовность и желательность общения или нерасположенность к этому.

Проксемика – заключается в том, что время и пространство несут смысловую нагрузку в общении.

Выделяют четыре зоны (дистанции) в межличностном контакте:

  1. Интимная (15 см) – в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Здесь характерны доверительность, негромкий голос, прикосновения;
  2. Личная или персональная(45–120 см) – предназначена для обыденной беседы с друзьями и коллегами и предполагает визуальный контакт;
  3. Социальная(120–400 см) – соблюдается во время официальных встреч в служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;
  4. Публичная(свыше 400 см) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, в лекционной аудитории.

Различные отношения людей между собой могут выражаться в том, какое место они занимают за столом:

B1
B2B3B4

В1 – угловое расположение характерно для тех, кто занят непринужденной беседой;

В2 – позиция совместной деятельности, партнерства, равенства;

В3 – конкурирующе-оборонительная линия, где стол – барьер;

В4 – независимая позиция для не желающих взаимодействовать.

За квадратным (официальным) столом проводятся деловые беседы, подчеркивая субординацию. Здесь отношения сотрудничества устанавливаются начальником более всего с теми, кто рядом. Круглые (неофициальные) – предназначены для доверительного общения, «удобства» дискуссии.

Проксемика и визуальный контакт

Проксемика – не что иное, как организация времени и пространства в процессе коммуникации. Рассмотрим, к примеру, нормы приближения человека к собеседнику, свойственные для американской культуры (в сантиметрах):

  • От 0 до 45 – интимное расстояние.
  • От 45 до 120 – персональное расстояние.
  • От 120 до 400 – социальное расстояние.
  • От 400 до 750 – публичное расстояние.

Члены команды должны находиться справа от лидера.

Кроме того, у каждого человека есть своя «зона личного пространства», которую можно осознать интуитивным образом. Как правило, она варьируется от 40 до 50 сантиметров. Если данную зону пересекает несимпатичный или незнакомый человек, то появляется стихийное раздражение. Однако в отношении симпатичных людей стоит ожидать противоположной реакции. Посредством изменения физической дистанции можно даже управлять состоянием собеседника. Следует знать, что у женщин эта дистанция в некоторой степени больше, чем у мужской части населения. Именно поэтому дамы более болезненно реагируют на ее сокращение.

Под визуальным контактом следует понимать длительность взглядов, частоту обмена ими, смену динамики и тактики взглядов или их избегание. К примеру, исследователи показали, что у женщины, которая смотрит на любимого человека, расширяются зрачки глаз. Несомненно, это делает ее лицо более привлекательным по сравнению с лицом в ситуации, когда она посмотрим на неприятного ей или незнакомого человека.

Интерактивная функция общения.

Она связана с выработкой стратегии, тактики взаимодействия людей.

Общение предполагает изменение поведения и деятельности другого человека. Здесь оно (общение) выступает как межличностное взаимодействие. Его признаки:

  1. Наличие внешней цели(объекта), достижение которой обусловливается совместными усилиями;
  2. Эксплицированность– доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими индивидами;
  3. Cитуативность– достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, интенсивности, нормами и правилами отношений;
  4. Рефлексивная многозначность– зависимость восприятия взаимодействия от условий его осуществления и оценок участвующих в них людей.

Совместная деятельность должна сопровождаться взаимопониманием. Взаимопонимание – это форма взаимодействия индивидов, осознающих содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимающих испытываемые ими чувства и настроения, содействующих достижению реальной цели и конкретного результата.

Прямая и косвенная коммуникация

В зависимости от стиля коммуникация может быть прямой и косвенной. В процессе такого общения выясняется степень открытости человека. Выбор стиля коммуникации напрямую связан с культурой того или иного народа. Европейской и американской культурам присуще более жесткий, прямой, открытый характер общения. Здесь от собеседника хотят получить максимально четкий ответ.

А вот восточная культура предпочитает более мягкую коммуникацию. Речь тут изобилует двусмысленными фразами. Прямых ответов «да» и «нет» почти не дают. О согласии или несогласии приходится догадываться, исходя из контекста разговора. Особенно часто такой стиль коммуникации встречается в Японии, Южной Корее, отчасти в Китае.

Перцептивная функция общения.

Она включает в себя процесс формирования образа другого человека (это достигается «прочтением» его психических свойств и особенностей поведения), обусловливает восприятие и понимание партнера и себя и установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия.

Механизм социальной перцепции:

  • Идентификация (отождествление, уподобление себя другому.);
  • Рефлексия (осознание того, как человек воспринимается другими (понимание путем размышления за партнера).);
  • Эмпатия (чувствование – формируется свое отношение к человеку).

Межличностное восприятие – это взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание и изменение каких-то характеристик субъектов, благодаря факту их присутствия. При этом они стремятся к интерпретации поведения и причин его вызывающих. В условиях недостатка информации для взаимодействия начинается ее приписывание, «достраивание». Это называется атрибуцией.

Важное значение в перцепции придается установке в общении. Часто формирование первого впечатления о человеке зависит от данной ему характеристики.

В ходе межличностного восприятия возможны ошибки. В их основе лежат различные эффекты:

  1. Эффект «ореола» – это своего рода «клеймо» на образ индивида, которое мешает видеть его реальное поведение. Во время общения путем приписывания формируется установка на прежде существующее представление об этой личности;
  2. Эффект «первичности» – возникает при восприятии человека и зависит от порядка и значимости доведенной о нем информации. Представленные ранее сведения, хотя они и противоположны последним, играют решающую роль;
  3. Эффект «новизны» – заключается в том, что новая информация оказывается наиболее действенной;
  4. Эффект «стереотипа» – возникает в силу недостаточного опыта и информации и существует в виде устойчивого образа. В результате возникает предубеждение к людям.

В процессе перцепции происходит не просто восприятие партнера, а возникают эмоциональные отношения. Механизм их образования изучает аттракция. Аттракция – формирование привлекательности одного человека для других, механизм развития привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви. Приемы (способы) ее формирования:

  • «Имя собственное»– нужно обращаться по имени и отчеству – это приятно для собеседника, вызывает положительные чувства, заставляет его быть более открытым, предрасположенным к продуктивному разговору;
  • Лицо человека – «зеркало души»– мимика почти не поддается контролю, по ней можно судить о действительном отношении к партнеру. Приветливое выражение, улыбка свидетельствуют о добрых намерениях;
  • «Золотые слова»– не надо скупиться на комплименты, похвалу, одобрение, в которых нуждается каждый участник;
  • «Терпеливый слушатель»– умение выслушать человека, дать ему возможность высказаться, всячески способствовать этому;
  • «Знания о людях»– о семейном положении, увлечениях, индивидуальных особенностях, психологических качествах личности.

Три основных правила начальника по регулированию взаимоотношений:

  1. Первое– на позитивные отношения людей воздействует интересная деятельность. Она вовлекает ее участников в содержательные деловые и личностные контакты, позволяет ближе узнать друг друга, найти привлекательные черты. В то же время плохо поставленная работа – это повод для недовольства, противоречий, конфликтов;
  2. Второе– заботиться о сохранении эффективных связей, учитывая это при распределении поручений и заданий исполнителям, не разрывать симпатии, сложившиеся группы;
  3. Третье– справедливость руководителя. Если он избежит таких ошибок, как противопоставление специалистов, чрезмерное захваливание одних и грубое порицание других, бездумное поощрение соперничества, то этим он создаст благоприятные социально – психологические условия для сближения людей.

Вербальная информация и ее передача

Вам будет интересно:«Олдскульный» — это мода на прошлое

Вербальная коммуникация (общение) предполагает использование человеческой речи в качестве средства передачи сведений. Зачастую в обществе можно столкнуться с мнением, что речь способна скрыть истинную сущность человека. С другой стороны, именно она может демонстрировать ее, без всяких принципов и вопреки воле говорящего. Стоит отметить, что речевое общение (речевая коммуникация) играет важнейшую роль в общественной жизни. Дело в том, что эффективность категории, как правило, связывается с коммуникативным аспектом.

Ключевой целью обмена сведениями выступает выработка одной точки зрения между общающимися людьми, достижение согласия относительно определенных проблем и ситуаций. При этом важнейшую роль играет правильное понимание информации. Именно поэтому умение грамотно выражать собственные мысли, а также умение слушать – это неотъемлемые составляющие общения как коммуникации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]