Что всем следует знать про образы и образное мышление?


Советы

  • Зачем нужно образное мышление?
  • Образное мышление у ребенка
  • Образное мышление у взрослого
  • Комплекс техник и методик для развития образного мышления взрослого человека

Недостаток образного мышления нельзя назвать бичом цивилизации, но многие люди уверенно скажут о себе: «Да, с воображением у меня туго». На этом этапе следует остановиться и пояснить сразу: образное мышление и воображение – это принципиально разные психологические процессы.

А что такое воображение? Воображение – это своеобразные и видоизмененные образы, возникающие в нужный момент из образной памяти. Рядовой обыватель обыкновенно не разделяет понятия образного мышления и воображения и активно привлекает последнее для решения стрессовых ситуаций, восстановления эмоционального равновесия и душевной гармонии, получения позитивного настроения, интересного взаимодействия с окружающим миром в лице коллег, знакомых, друзей. А вот образное мышление остается за бортом, спит себе мирно на донышке человеческих возможностей и понимает, милое, что человек даже и не догадывается о его существовании и необходимости извлечения.

Однако образное мышление – не генетически заложенная в человека характеристика: фантазию, креативность и воображение получает каждый в начале жизненного пути, и задача конкретного человека развить собственные творческие способности.

Образное мышление что такое

Образное мышление – это познавательная активность человека, которая строится на образах. Если ранее человек уже сталкивался с тем или иным образом, то при его изучении нужный материал извлекается из памяти. Если ощущения, полученные от органов чувств, новые, незнакомые, то для формирования образа в процессе их познания человек использует воображение.

С течением времени образы, хранящиеся в памяти, тускнеют. Если человек долго не обращался к тому или иному образу, он затрудняется в определении его точных характеристик. Например, рассказывая внукам о своей первой учительнице, бабушка описывает главные качества, которые значимы для ее профессии в педагогике: требовательная, умная, строгая. При этом, если внуки спрашивают, какого цвета были у нее глаза, она может задуматься, а потом дать краткий ответ: «Карие». Бабушке кажется, что люди с карими глазами отличаются большей строгостью, чем с любым другим цветом глаз. Поэтому она уверена, что именно такого цвета были глаза ее первой учительницы. Хотя образ педагога, хранящийся в ее памяти, может в некоторых характеристиках отличаться от реального внешнего вида женщины.

Внимание! В результате работы образного мышления человек формулирует субъективное умозаключение о предметах или явлениях действительности. Это объясняется индивидуальными особенностями работы органов чувств, разной восприимчивостью людей.

Способы и техники обучения взрослых: как улучшить навык?

Воображение, фантазию и креативность человек не получает в начале своей жизни. И его задача совершенствовать эти качества, используя различные способы.

Основные принципы

  1. Мысленное представление предметов (стеллаж, дождь, конь, подъезд).
  2. Воспроизведение в голове событий и ароматов (свадьба, слова на концерте, церковная служба, скандал в супермаркете).
  3. Мысленное представление иллюзорных и фантастических объектов (Кикимора, тролля, Золушки, Чудовища, Лунтика).
  4. Техника квадрата бокового зрения (смотреть прямо и при этом рассмотреть периферийное поле зрения).
  5. Представление геометрических фигур в 3D.
  6. Мысленное воспроизведение чувств и эмоций (скорбь, интерес, любовь, восхищение).

Самостоятельные упражнения

  1. Сбор конструктора.
  2. Игра в тетрис.
  3. Написать письмо себе 12-ти летнему в прошлое.
  4. Написать рассказ о пустом стакане.
  5. Кляксы (посмотреть на пятно или кляксу и составить образ того, что она напоминает).
  6. Рисунок какой-либо фразы («муха села на варенье», «у страха глаза велики»).
  7. Составление логически связанных объектов (пиво-вода, дождь-фонтан).

Как люди используют образное мышление

Позитивное мышление — что это такое

Образное мышление помогает человеку. С помощью него он может:

  • Ориентироваться в экстремальных и непредвиденных ситуациях. Представляя проблему в виде визуального образа, человек видит решение.
  • Защитить себя от стресса с помощью релаксации. Чтобы справиться с плохим настроением, можно использовать самый простой способ: закрыть глаза, расслабиться, воскресить в памяти приятные события, помечтать.


Релаксация

  • Жизнь в обществе не может протекать без общения с неприятными людьми. Чтобы не впадать в депрессию после необоснованных обвинений, не расстраиваться из-за чрезмерно придирчивого начальства, существует такой способ: после общения с неприятным человеком надо представить его в нелепой позе или образе какого-то животного. Искусство мысленной трансформации грозного обидчика превращает его в забавного персонажа, так негативные эмоции замещаются снисходительной улыбкой.
  • Визуализированные мечты имеют свойство сбываться. Если индивид четко представил желаемый объект, он будет усердно стараться заполучить его. Визуализированная цель рождает конкретный план по ее достижению.

Важно! Образное мышление наполняет жизнь человека смыслом, яркими красками. Оно становится двигателем самореализации и саморазвития.

Когнитивное развитие человека

Вся мыслительная система человека требует постоянного развития, начиная с самого рождения, и даже определенные генетические данные, не развивая, можно привести к деградации и потере. Именно в этом русле появилось понятие когнитивного мышления, что дословно означает направленного на всестороннее развитие. Таким образом, предпринимая действия по развитию своего мышления в различных его типах и отраслях, вы поддерживаете когнитивное развитие.

Понятие когнитивной системы человека характеризируется некоторыми базовыми свойствами, такими как эффективность, алгоритмичность, усвояемость, адаптируемость и выразительность. Это составляющие для постоянного развития своего мышления и получения положительных результатов. По данным исследований, каждый человек, при условии отсутствия повреждений, рождается с приблизительно похожими задатками к когнитивному развитию и его дальнейший успех в этом деле зависит только от занятий и упражнений.

Роль образов в мыслительной деятельности

Дивергентное мышление — что это такое

Старт развитию мышления дается в младшем дошкольном возрасте. Оно необходимо ребенку для формирования ярких представлений об окружающем мире. Однако это не значит, что взрослым образная память не нужна. Этот навык нужен для:

  • Хранения в памяти воспоминаний о ярких событиях жизни;
  • Возможности наслаждаться музыкой;
  • Заниматься танцами и другими видами художественной самодеятельности;
  • Создания новых произведений искусства, литературы, живописи;
  • Формировать в сознании наглядный результат деятельности, что позволяет ускорить процесс его достижения;
  • Творческого подхода к решению поставленных задач.

Дополнительная информация. Образное мышление не гарантирует абсолютного соответствия реальности того образа, который сохраняется в памяти человека. В сознании фиксируются ключевые моменты увиденного или услышанного, остальное человеческий мозг додумывает самостоятельно рациональным путем. Поэтому продукты образного мышления несколько идеализированы.

Оригами

Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется изготовление фигурок из бумаги. Для этого требуется всего лишь несколько предметов – картон, бумага, ножницы. Как правило, маленькие дети не очень интересуются сложным процессом сгибания бумаги до тех пор, пока не увидят результат. Поэтому взрослому хорошо для начала продемонстрировать «чудеса» этого вида поделок.

Почему важно развивать нестандартное мышление

Креативное мышление — что это такое в психологии

Развитие образного мышления необходимо в первую очередь тем людям, чья профессиональная деятельность связана с творчеством. Это не значит, что представителям других сфер труда не нужно развивать данный вид мышления. Умение творчески решать поставленные задачи позволяет:

  • Быстро ориентироваться в незнакомой ситуации, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям;


Индивид видит разные варианты решения проблемы

  • Быть лидером в трудовом коллективе;
  • Видеть сразу несколько вариантов решения, мысленно сравнивать их, выбирать наиболее оптимальный способ действий;
  • Развить у себя новые способности, овладеть новыми видами деятельности.

Образное мышление у детей

У детей образное мышление активно включается в работу в процессе игр и занятий творческими видами деятельности. У детей в 1-3 года на качество образного мышления оказывает существенное влияние организация пространственной среды. Чем разнообразнее игрушки малыша, чем больше сказок ему читают взрослые, тем более развитым будет его образное мышление.

В период дошкольного детства образное мышление ребенка находится в тесной взаимосвязи с осязанием и кинестетическим каналом получения информации. Этот возрастной период крайне важен для формирования реалистического представления о мире. Родителям не следует перегружать комнату малыша обоями с изображением множества сказочных персонажей, заполнять все свободное пространство игрушками, покупать кровать в виде машины или шкаф с изображением популярного мультипликационного героя во всю дверцу. Важно помнить, что в период детства у ребенка нужно формировать эстетический вкус.

При взаимодействии с реальными объектами окружающего мира глаз ребенка совершает множество микродвижений. Помимо зрения, в формировании представления о том или ином предмете принимают участие другие анализаторные системы. Детям очень важно потрогать новый предмет, подержать его в руках, чтобы почувствовать его фактуру, вес. В результате совокупной работы органов чувств у ребенка формируется многогранный собирательный образ предмета. При просмотре телевизора взгляд ребенка сосредоточен на экране, глазные мышцы совершают гораздо меньше движений. При этом в формировании образа участвуют только 2 анализатора: зрение и слух. Остальные каналы получения информации не работают, значит, не развиваются.


Чувственное познание

Если родители разрешают ребенку бесконтрольно смотреть мультики, проводить время за компьютером, то развить его образное мышление будет сложно – современная техника притупляет развитие воображения и фантазии. Способность генерировать собственные идеи при этом снижается.

Внимание! Основа развития ребенка – чувственное познание мира, поэтому отличным примером развития образного мышления в психологии является вовлечение малыша в настольные, сюжетные и подвижные игры. Дети, которые проводят много времени за просмотром мультфильмов, не могут наравне со сверстниками принимать участие в сюжетно-ролевых играх. Кроме того, они испытывают трудности и в других видах детской деятельности: не умеют рисовать на свободную тему, в лепке предпочитают строго следовать инструкции, опасаются проявлять инициативность.

Образное мышление у взрослых

Образное мышление взрослого проявляется в восприятии им окружающей действительности. Этот процесс неразрывно свзязан с вниманием, памятью и воображением.

Развитое образное мышление является необходимым условием успешной работы дизайнеров, режиссеров, хореографов, фотографов. Для людей, профессиональный труд которых связан с созданием нового оригинального продукта (модели, спектакля, танца, художественной композиции), генерирование мышлением множества образов является источником вдохновения. Они умеют видеть необычное в обычном, способны разглядеть гениальные задатки ребенка. Профессионального мастерства они достигают за счет высокого уровня развития образного мышления.

Условно можно разделить людей на 3 типа: кинестетик, визуал и аудиал. Для кинестетика в процессе восприятия действительности крайне важны чувственные образы. Чтобы понять суть работы какого-то механизма, ему нужно потрогать его, понажимать кнопки. Аудиал в повседневной жизни чаще опирается на звуки. Визуал ориентируется в ситуации с опорой на зрительные образы и наглядность.

Эксперимент сказочника

Джанни Родари вспоминает о том, как на уроке экспериментировал с детьми со случайно выбранным словом «шкаф». Отдельно взятое, оно вряд ли смогло бы вызвать какие-либо эмоции – никто не станет ни смеяться, ни плакать, думая о шкафе. Однако если связать понятие «шкаф» с понятием «пес», то все становится совершенно иначе. Самый простой способ связать воедино эти два образа – использовать предлоги. Например, «пес в шкафу», «пес на шкафу». Тогда воображение подскажет различные образы – это может быть собака, бегущая с собственной будкой на спине по улице. Или же собака, у которой есть персональный шкаф с разными нарядами.

Примеры образного мышления


Метафора

Метафоры являются хорошими примерами образного мышления:

  • «Топаешь как слон» – данное сравнение используется, когда человек желает подчеркнуть, что кто-то производит слишком много шума при ходьбе;
  • «Голоден как волк» – это образное сравнение используют, когда желают подчеркнуть, что человек очень сильно проголодался;
  • «Поет как соловей» – так говорят, когда хотят сделать акцент на очень красивом голосе певца.

Образное мышление – это один из видов мыслительной деятельности, который, наряду с конкретно-практическим, словесно-логическим и абстрактным мышлением, принимает участие в формировании у человека адекватного представления об окружающей действительности. Сензитивным периодом развития образного мышления является дошкольное детство. Для полноценного развития образного мышления ребенка родителям нужно грамотно организовывать развивающую среду дома, формировать у чада эстетический вкус, стимулировать его познавательный интерес и продуктивные виды деятельности.


Развитие образного мышления

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]