Как развить звонкий и сильный голос: простые упражнения и советы


Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Зачем заниматься голосом?

При знакомстве люди оценивают друг друга по внешности, а потом познают внутренний мир. А когда вы начинаете говорить, собеседники сначала слышат и оценивают ваш голос и лишь потом начинают вникать в суть информации. Если вы говорите тихо, прерывисто, неуверенно, если у вас неприятный тембр, велик риск, что вам не удастся добиться цели.

Громкий и сильный голос важен для любой профессии, которая подразумевает общение с людьми. И даже для домохозяйки этот фактор немаловажен. Чтобы быть услышанным, нужно заниматься своим голосом, тренировать и развивать его. Для этого предусмотрены простые, но вполне эффективные упражнения.

Это интересно и занимательно

А вот несколько интересных фактов на эту «звонкую» тему.

Англичанка Джилл Дрейк значится в Книге рекордов Гиннеса как человек с самым громким голосом в мире, сила которого равна 129 дБ. Это сравнимо с работой отбойного молотка или мотора реактивного самолета. Как вам такой феномен?

Эмоции, транслируемые нами посредством голоса, влияют на оценку нашего возраста. Раздражение делает нас старше, радость — моложе. Иногда можно услышать по телефону обращение, явно не соответствующее своему возрасту, и комплимент: “У вас такой молодой и звонкий голос!” Такие чудеса творит доброжелательность, радушие и дружелюбие.

Пение развивает не только дыхательную систему и речевой аппарат, но и тренирует сердечную мышцу. Так что, пойте на здоровье! Громко и звонко!

Что не так с вашим голосом?

Интересно, но большинство людей говорит «не своим» голосом. Это может быть связано с эмоциональной зажатостью или неправильным способом говорения (на связках). Из-за этого голос может дрожать, срываться, звучать неуверенно или неприятно. От этого не избавиться, если не приложить усилия.

Чтобы понять, как вас слышат окружающие, выполните упражнение, которое называется «Звукорежиссер». Левую ладонь согните в форме ракушки и приложите к левому уху. Правую ладонь расположите на расстоянии 3-5 см ото рта. В течение 5 минут говорите (слова, звуки, стихи и так далее). Именно так ваш голос воспринимают окружающие. Если вам не понравилось то, что вы услышали, беритесь за работу.

Выполняйте упражнение раз в несколько дней. Это позволит вам оценить, как меняется ваш голос после тренировок.

Сделайте 7 шагов, чтобы создать свой лучший голос

  1. Говорите медленнее. Почти каждый человек говорит слишком быстро. Все верят, что поспешность удержит внимание слушателя. На самом деле быструю речь трудно понять, она отвлекает, и ее часто игнорируют. Произнесите ваши слова четко и полно. Не торопитесь, чтобы говорить со смыслом.
  2. Говорите громче. Вы можете думать, что вы и так достаточно громкий. Но если вам когда-нибудь приходилось наклоняться, чтобы спросить о чем-либо, значит, вы слишком тихий. Из приведенных выше упражнений используйте ваш грудной голос, чтобы помочь в этом. Еще один совет, который многим очень помог, — говорить через людей, а не с ними. Представьте, что кто-то стоит на 1-2 метра позади вашего собеседника, и направьте свой голос на него.
  3. Не спешите отвечать. Дайте себе дополнительную секунду или две, чтобы обработать то, что вам только что сказали. Уверенный в себе человек не боится собраться с мыслями. Спешка, чтобы выдать ответы, заставляет вас казаться взволнованным, и создается впечатление, как будто вы слишком стараетесь.
  4. Используйте паузы эффективно. Подобно предыдущему совету, не торопитесь, задайте темп своими словами. Пауза уместна не только в конце предложений, но и в их середине. Подумайте, где в речи находятся запятые и точки, где вы можете и должны подождать лишнюю секунду. Особенно с историями, это создает неопределенность и привлекает слушателя.
  5. Говорите со страстью. Будьте взволнованны, черт возьми! Плоские, монотонные голоса усыпляют людей. Подчеркните слова в своих предложениях, чтобы они отражали ваши эмоции. Используйте выражение лица и выразительные жесты, чтобы еще больше усилить разговор. Если вы увлечены тем, что говорите, ваша аудитория тоже будет увлечена этим.
  6. Послушайте, что говорят другие. Если вы хотите поддерживать разговор с другими, важно на самом деле слушать то, что они говорят. Постарайтесь не тратить слишком много времени на планирование того, что вы хотели бы сказать, и сосредоточьтесь на том, что говорят другие, пока они говорят. Установите зрительный контакт с тем, кто говорит, и обратите внимание на то, что он говорит. Реагируйте соответствующим образом на то, что говорится. Улыбнитесь чему-нибудь смешному, нахмурьтесь на что-нибудь грустное и вежливо кивните, чтобы показать, что вы все еще слушаете.
  7. Включите себя в разговор. Если вы ждете, пока кто-нибудь еще попросит вас принять участие в беседе, возможно, вы долго ждали. Это может быть сложно, но, поделившись мыслями, вы дадите понять другим, что заинтересованы в участии. Не перебивайте никого. Выждите короткую паузу, в которой никто не говорит, затем включитесь.

Измените свой голос к лучшему, и это изменит вашу жизнь!

Упражнение №3: выдыхайте

Как сделать голос громче и заставить его звучать более естественно? Нужно научиться издавать звуки солнечным сплетением. В этом вам поможет следующее упражнение:

  • Удобно встаньте, расставив ноги на ширине плеч, а руки свободно опустите по бокам.
  • Глубоко вдохните полной грудью.
  • Выпустите воздух, сопровождая выдох произвольным звуком. Делайте это естественно, не напрягаясь, чтобы получилось нечто похожее на стон.

Достаточно упражняться по 5 минут в день, чтобы голос звучал приятно и естественно.

Улезько Галина Митрофановна

Гигиена голоса

врач-фониатр Г. М. Улезько (Методические указания для лиц голосовых профессий: вокалистов, актеров, преподавателей, лекторов, экскурсоводов, воспитателей детских садов, студентов, руководителей и др.)
В методических указаниях изложены следующие вопросы: понятие “голос” и его составляющие; анатомия и физиология гортани; факторы, обусловливающие заболевания и меры предотвращения наиболее часто встречающихся заболеваний; гигиена голоса при мутации, беременности, на вредных производствах, гормональных дисбалансах, заболеваниях ЛОР-органов, заболеваниях других органов и систем; курение и алкоголь как отрицательные факторы для голосовой функции; мероприятия по гигиене голоса. Для широкого круга читателей.

Введение.

Голос — звук, посредством которого возможно общение между живыми существами. По академику Павлову — это вторая сигнальная система, которой обладает только человек. Голос — средство коммуникации, им можно передать различные тонкие эмоциональные переживания: радость, боль, страх, гнев, восторг, опасность. Сложные нервные связи руководят голосовой функцией, расстройство этой координации ведет к нарушению голоса. Благодаря множественным оттенкам голосовой окраски можно им воздействовать на нервную систему другого человека. Этот факт используется в практике психотерапевтов как звукотерапия.

Характеристики:

  • I форманта (2) — отвечает за низкие частоты в разговорной речи;
  • II форманта (3) — отвечает за высокие частоты в разговорной речи;
  • низкая певческая форманта (4) — отвечает за низкие частоты в певческом голосе;
  • высокая певческая форманта (ВПФ) (5) — III форманта — имеется только в певческом голосе, придает голосу особую звонкость, полетность, “металл”, увеличивает силу голоса, улучшает интонирование, способствует улучшению качества вибрато. Чем выше ее столб амплитуды колебаний на спектрограмме, тем сильнее и красивее такой голос.

Голос лишенный высоких частот кажется слушателю глухим “как из бочки”, “стелющимся”, более тихим, быстро угасающим, без звона.

Голос лишенный низких частот обладает раздражающим действием на нервную систему. Чрезмерное преобладание в нем высоких частот делает его визгливым, неприятным для слушателя.

Индивидуальные гармоники (обертоны) (6) — придают неповторимую, присущую только данному индивидууму окраску голоса. Голос тем богаче, чем больше обертонов имеет. Из данных звукофонда Гостелерадио (В.Г. Ермолаев “Руководство по фониатрии”) разложенный на спектрограмме голос Э. Карузо имел самую высокую частоту колебания III форманты и самый богатый набор индивидуальных гармоник.

Итак, красивый здоровый голос должен иметь полную сумму характеристик, чтобы звучать полноценно и радовать слух окружающих. А сочетание различных звуковых частот выражается многообразием окраски звука.

Анатомия и физиология гортани.

Аппарат (инструмент), которым человек извлекает звук (голос) — гортань.

Структурные элементы гортани:

  1. Истинные голосовые складки (ИГС) — в их толще заложена голосовая мышца. Вибрируя, под давлением воздуха на вдохе, производят звук. Их движения руководит центральная нервная система (ЦНС). С помощью микроларингостробоскопа (аппарата, позволяющего увидеть движение складок) их движения определяются в виде взмахов “крыльев бабочки”, совершающих колебания в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В норме их поверхность белая, блестящая, смыкание полное.
  2. Вестибулярные (“ложные”) связки. Существуют для компенсации функции ИГС в случае их травмы (невозможность движения при параличе, удаление одной из ИГС при раке гортани). При их смыкании звук ниже, глуше и грубее обычного, наступает быстрая утомляемость. При правильной координации мышц и здоровой гортани ложные складки неподвижны, при функциональных заболеваниях гортани (нервной дискоординации) может появляться склонность к смыканию.
  3. Черпаловидаые хрящи. На их голосовых отростках крепятся ИГС. Отростки работают как «шарниры», совершают различные движения, посредством которых ИГС двигаются в разных плоскостях
  4. Черпалонадгортанная складка
  5. Надгортанник — защитное приспособление организма, закрывает вход в гортань при глотании
  6. Грушевидные синусы (ямки) — углубления в виде карманов.
  7. Передняя спайка (комиссура) — соответствует передней части истинных голосовых складок.
  8. Межчерпаловидное пространство
  9. Желудочки гортани — углубление в виде щели между истинными и ложными складками.

Голосовой аппарат необходим для общения любому человеку, но для профессионала голоса является показателем профессиональной пригодности. Этим лицам необходим здоровый аппарат, но на них падает большая голосовая нагрузка.

Профессионалы голоса.

К профессионалам голоса относятся:

  • певцы;
  • чтецы;
  • актеры;
  • экскурсоводы;
  • агитаторы;
  • воспитатели детских садов;
  • учителя и преподаватели;
  • юристы;
  • массовики-затейники;
  • дикторы радио и телевещания;
  • лица, занимающие руководящие должности;
  • диспетчеры;
  • телефонисты;
  • студенты театральных и вокальных учебных заведений.

Эти лица в связи с различными факторами могут страдать теми или иными заболеваниями голосового аппарата, которые не позволяют заниматься им профессиональной деятельностью.

Разберем вредные факторы, изучив которые, ясны меры гигиены голоса и профилактики заболеваемости.

Воспитатели детских садов.

Им постоянно приходится петь, читать на фоне шума, создаваемого детскими голосами, спектральная энергия которых доходит до1000 Гц. Чтобы перекрыть шум, воспитатели должны повышать голос до70-72 дБ. Во время же прогулок аппарат также значительно перенапрягается на фоне городского шума.

Экскурсоводы.

Большая количественная голосовая нагрузка. В ряде случаев присоединяется шум, недостаточность вентиляции, повышенное содержание пыли и фактор охлаждения. Работники городского экскурсионного бюро испытывают резкие перепады температуры воздуха, шум городского транспорта, сотрясения, действия паров бензина и газов на дыхательные пути. Неисправность или отсутствие микрофона в автобусе увеличивают нагрузку на голосовой аппарат.

Преподаватели и ораторы.

Им приходится ежедневно перегружать голосовой аппарат количественной нагрузкой и качественными изменениями: приходится говорить громко, на очень высоких, несвойственных их голосу нотах. Наряду с этим имеет большое значение: температура, загрязненность воздуха (пыль, мел), степень относительной влажности, сохранение должной степени тишины в аудиториях, акустические свойства помещения, где проходят занятия, лекции.

Артисты и студенты театральных ВУЗов.

Большая речевая нагрузка на репетициях, спектаклях, занятиях по сцен. речи, использование обширного диапазона от тихого до очень громкого, подражание голосам животных, голосам несвойственных данному возрасту (детскому, старческому), передача эмоциональных состояний (крика, плача). Это ведет к работе аппарата на экстремальных условиях несвойственных нормальному речевому режиму человека. Сочетание работы голоса с различными движениями по сцене; неудобные громоздкие костюмы, реквизит; сценическая пыль; лаки, краски декорация неблагоприятно воздействуют на голос.

Вокалисты — особенно студенты начальных курсов вокальных отделений.

На них неблагоприятно воздействуют:

  • Большие ежедневные вокальные нагрузки, непривычные ранее (способствуют перегрузкам);
  • Использование твердой атаки, форсированного звука;
  • Пение в несвойственной данному голосу тесситуре (как очень высокой, так и очень низкой);
  • Пение без вибрато. Вибрато способствует снятию мышечного напряжения при удержании звука. Плоский звук без вибрато накапливает статическое напряжение.
  • Неотработанная вокальная техника: пение без должного диафрагмально- нижнереберного дыхания, особенно у вокалистов, практикующих классическое пение.
    Неверная смена грудного и головного регистров, использование фальцетного режима: низкоэнергетического уровня, при котором работают лишь края голосовой мышцы вместо всей толщи мышечной массы. При пении в таком режиме наблюдается быстрое утомление и несмыкание в виде овальной щели, которая именуется в литературе как “вокальный парез”. У такого вокалиста при неотработанной технике обязательно будут проблемы с голосом.

    Пение без техники правильного дыхания ведет к гипертонусу вспомогательной мускулатуры шеи и верхних отделов грудной клетки и нарушению смыкания связок.

  • Большое значение для голосовой мышцы имеет отдых. Полное восстановление голосовой функции у вокалиста-профессионала наступает через 6-12 часов голосового покоя (индивидуально от времени голосовой нагрузки), студенту вокального отделения времени для отдыха требуется больше (индивидуально в зависимости от наступления утомления).
    Исследования, проведенные с целью определения времени, когда полностью исчезают признаки утомления голоса, позволяют считать, что после спектакля для полного восстановления голоса солиста требуется отдых не менее суток. Перерыв между выступлениями в больших спектаклях для ведущих солистов требуется 3-4 дня.
  • Для профилактики расстройства голоса запрещается пение во время менструального цикла, когда ИГС отечные, на них выражена сосудистая сеть, усилено местное кровообращение. Причем также опасны для голосовых срывов первые 2 дня перед месячными. При пении в такой период наблюдается физиологический прилив крови к ИГС, нарушение подвижности свободного края из-за некоторого отека. Поэтому существует опасность несмыкания, возникновение узелков ИГС или даже кровоизлияния в голосовую мышцу. В связи с этим в оперных театрах и Госфилармониях официально первые З дня менструального цикла у певиц объявлены нерабочими. Но в идеале петь нельзя на весь период месячных.
    В связи с коммерцизацией творческой деятельности и подписания долгосрочных контрактов отдых становиться невыполнимым препятствием. Тогда вокалистка должна филигранно использовать технику дыхания, избегая форсированных нот и подбирать репертуар, легкий для этих дней. В крайнем случае, выполнять назначения фониатра в эти дни (петь «под прикрытием» лекарственных средств). Но это все равно нарушение гигиены голоса, которое может привести к формированию патологии.

Для понимания патологии людьми, не имеющими профессионального медицинского образования, мы можем схематично разделить заболевания гортани на:

  1. Функциональные заболевания гортани
  2. Органические заболевания гортани: острый ларингит
  3. хронический ларингит
  4. доброкачественные образования гортани
  5. злокачественные образования гортани
  • Мутационные нарушения голоса
  • Дисгормональные нарушения голоса
  • Парез (частичная неподвижность) или паралич (полная неподвижность) движения гортани
  • Наиболее частые заболевания у профессионалов голоса и причины, их вызывающие.

    Функциональные нарушения голоса —

    Связаны с нарушением координации между голосовыми складками и ЦНС, с включением в фонацию ненужных вспомогательных мышц шеи и грудной клетки, отключение из координации диафрагмы (её спастика).

    В основе нарушений лежат очень сложные нервные механизмы.

    В результате наблюдаются патологические движения ИГС:

    • недостаточное смыкание (гипотония);
    • чрезмерное судорожное смыкание (спастическая дисфония);
    • иногда может быть множество жалоб на утомляемость голоса во время пения, а при осмотре картина гортани в норме (фонастения — истощение);
    • может быть полная потеря звучности голоса, только шепотная речь, связки выглядят нормально, но смыкаются асинхронно, картина все время меняется (функциональная афония);

    Этим заболеваниям способствуют голосовые и нервнопсихические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. У профессионалов голоса: общее утомление, перенапряжение голоса, форсированное пение, пение во время месячных, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания. Как правило, развивается у лиц с неустойчивой нервной системой. Неудачи у вокалистов во время нения некоторых нот (пассажей) вызывают страх перед новым выступлением, увеличивая таким образом нервную нагрузку.

    Хронический ларингит (воспаление гортани) —

    Может быть связан у лиц голосовых профессий с повторными (частыми) респираторными заболеваниями и нагрузкой на работе в этот период, а также с нарушением голосового режима. Частые перенапряжения вызывают упорные ларингиты. Непролеченная инфекция соседних ЛОР-органов также поддерживает воспаление гортани.

    Узелки певцов (крикунов) —

    Образования на краях ИГС, возникают из- за голосовой травмы (крик, кашель), форсированное пение, пение во время острых воспалительных заболеваний дыхательных путей, во время месячных. Некоторые больные отмечают, что при этой патологии не могут петь рiаnо, когда как forte хорошо получается.

    Кровоизлияние в голосовую складку —

    Может быть как у профессионалов голоса, так и у любых лиц. Как правило, может возникнуть в результате:

    • сильного сухого надрывного приступообразного кашля с закрытым ртом, когда возрастает подскладочное давление (часто при трахеитах);
    • в результате резкого форсированного визга, крика;
    • подъёма тяжести;
    • пения во время месячных;
    • при пении во время ларингита, когда особенно выражена сосудистая сеть.

    Исключение неблагоприятных факторов в данном случае является гигиеной голоса.

    Другие заболевания гортани, возникающие у лиц любых профессий.

    Острый ларингит —

    Возникает при резком переохлаждении, острой вирусной инфекции, при употреблении холодных напитков, после перегревания, несвоевременном лечении заболеваний верхних дыхательных путей, пребывания в помещении с высокой концентрацией химических раздражающих веществ. На период лечения рекомендован полный голосовой покой, режим на больничном листе до полного выздоровления.

    Злокачественные и доброкачественные образования гортани —

    Большую роль играет отказ от курения, соблюдение голосового режима у больных хроническим ларингитом и своевременное лечение хронического ларингита.

    Парез или паралич гортани (односторонний или двусторонний) —

    Серьезная патология голоса, требующая вдумчивой диагностики и длительной кропотливой коррекции.

    Бывает посттравматической или неясной этиологии (причины).

    • Посттравматический парез — после травм (удар, кровоизлияние) или операций на шее (щитовидная железа, сосуды) или органах грудной клетки.
    • Неясный по причине парез — может наступить при онкологических и других образованиях в головном мозге, гортани или близлежащих к ней органов или органов грудной клетки. Любое механическое препятствие опухолевого или другого характера (кисты, инсульты, кровоизлияния мозга, заболевания сердца, грудных лимфоузлов и др.) может поражать центр или периферию и нарушать передачу нервных импульсов и вызывать затруднение подвижности элементов гортани

    Гигиеной голоса в данном случае является своевременное выявление и устранение основных механических причин заболевания (не позднее 6 месяцев с возникновения жалоб), а также быстрое снятие послеоперационных отеков шеи. Также важно не опоздать с медикаментозной терапией и научиться новому голосоведению на занятиях с фонопедом, что поможет адаптироваться в новых условиях.

    Мутационные нарушения голоса.

    Гигиена голоса подростка.

    В период полового созревания (для голоса период перестройки называется мутацией) происходит мощный выброс в кровь гормонов, изменение кровообращения органов и систем, рост мышц и костей, изменение функционирования желез внутренней секреции. До периода полового созревания голосовая мышца была еще не сформирована, в толще голосовой складки с годами постоянно росла масса мышечных волокон. В период мутации цвет мышцы может быть изменен до розового из-за сильного прилива крови, может быть несмыкание, краевой отек. Могут быть и неизмененные голосовые складки.

    Период мутации у каждого подростка протекает индивидуально, в зависимости от темпов роста организма и данного индивидуального гормонального фона. Для нормального протекания мутации важны закаливающие процедуры, занятия спортом, чтобы гармонизировать перестройку организма. Занятия пением должны быть дифференцированы: только с опытным педагогом, имеющим опыт работы с детьми в мутацию и четко отмечающим период наступления утомления голоса. У детей с измененным тембром голоса, предъявляющих жалобы на голос и недостаточном опыте педагога занятие вокалом на период мутации не рекомендованы. Динамический контроль мутации должен осуществляться фониатром так часто, насколько этого требует педагог для оценки правильности своих занятий.

    Диапазон произведений должен четко соответствовать возрастному и индивидуальному диапазону ребенка. Завышение тесситуры может привести к голосовым расстройствам. Время занятий должно быть уменьшено т.к. голос быстро утомляется, во время занятия — несколько перерывов по 3- 5 минут. Общее время с перерывами не более 40 минут в день. Девочкам с начавшимися месячными следует объяснять, что пение в этот период противопоказано. Связан с мутацией тот факт, что набор студентов на вокальные отделения осуществляется среди лиц не моложе 18 лет. В этот период уже сформирована голосовая мышца, закончены гормональные перестройки, а выносливость голоса высокая за счёт молодости организма.

    Гигиена голоса на различных производствах.

    Существуют группы производств, где вдыхание различных веществ отрицательно воздействует на все слизистые, в частности и на голос. Среди них: шахтеры, деревообрабатывающая, металлургическая, текстильная, хлопкообрабатывающая промышленности, производство антибиотиков, сельское хозяйство.

    Вещества, вдыхаемые через дыхательные пути, оказывают раздражающее, токсическое, воспалительное, аллергизирующее действие на весь дыхательный тракт и на ИГС. При появлении утомляемости, осиплости голоса, при первых жалобах: обследовании в отделении профпатологии и прекращение контакта с вредным веществом.

    Гигиена голоса при беременности.

    У вокалисток в период беременности индивидуально голос может изменяться двояко: как улучшение, так и появление утомляемости, осиплости. Это связано с мощным изменением гормонального фона, изменением кровоснабжения ИГС. У вокалисток, не предъявляющих жалобы, занятия вокалом разрешены до начала шевеления плода. На более позднем сроке плод может испытывать кислородное голодание во время пения, т.к. выдох во время пения долгий и новая порция кислорода не поступает не сразу. Но учитывая , что при отработанной технике диафрагмального дыхания воздух расходуется очень щадяще, беременным — профессионалам голоса петь можно столько, сколько они чувствуют себя хорошо, иногда до 9 месяца . Как только наступает общая утомляемость, сипотца, частое шевеление плода- занятия надо тут же прервать. Т. о. подход при беременности индивидуальный и при нормальном ее протекании ограничений нет. Важны разумность и своевременный отдых. Ориентир — самочувствие мамы и плода.

    Интересно, что после родов из-за изменения местоположения и тонуса диафрагмы часто вокалистки наблюдают снижение силы голоса, неустойчивое вокальное дыхание, трудность пения стакатто и легато, «быструю потерю воздуха» при пении. Со временем формируются адаптации для нормализации техники диафрагмально- нижнереберного дыхания. Это физиологично, для восстановления нужно заниматься специальными упражнениями (фонопедией) и плавно переходить к обычным вокальным нагрузкам только после полного возврата былой вокальной «формы».

    Гигиена голоса при гормональных дисбалансах.

    Противотивозачаточные контрацептивы —

    Могут повлиять на изменение тембра голоса, ранее несвойственное данной женщине. Голос может стать грубее, ниже, потерять высокие частоты. Применение данных препаратов вокалистками должно осуществляться с большой осторожностью. При первых же появлениях симптомов отмена препаратов.

    Заболевания щитовидной железы —

    Ведут к изменению иннервации, гормонального фона ИГС, к их отечности, изменению амплитуды колебаний. Проявляются в виде утомляемости, осиплости голоса. В таком случае обязательна коррекция дозы гормонов щитовидной железы эндокринологом. Без этого добиться прежнего звучания голоса сложно.

    Гигиена голоса при заболеваниях ЛОР-органов —

    Рекомендован щадящий голосовой режим. Профессионал голоса при ОРЗ, острых трахеитах должен быть освобожден от работы на 3- 5 дней в связи с тем, что его голосовой аппарат не способен выполнять на соответствующем уровне свои функции. Для стойкого результата обязательна санация очагов хронической инфекции ЛОР-органов.

    Гигиена голоса при заболеваниях других органов и систем —

    Снижение общего тонуса, сопротивляемости организма (астенизация) отрицательно воздействует на голосовой аппарат. При пении организм мобилизуется, но постепенно силы снижаются и голос выступает как индикатор какого-либо заболевания: появляются негармоники, становится тусклым, слабым, «безжизненным», » без энергии». Неблагоприятны заболевания желудочно-кишечного тракта для гортани. Они вызывают субатрофические изменения в глотке (недостаточную работу желез по выработке защитной слизи и связанные с ней сухость и першение). Процесс постепенно распространяется в гортань. Это поддерживает нарушение голоса. Своевременное лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта является профилактикой заболевания голосового аппарата.

    Курение и гигиена голоса.

    Никотин оказывает местное токсическое, аллергизирующее воздействие. В виде микрочастиц откладывается на ИГС, разрыхляет слизистую, вызывает микроэрозии, отек и нарушение колебания свободного края. Облегчается глубокое проникновение вредной микрофлоры, от которой потом трудно избавиться. Поэтому у курильщиков постоянно поддерживается воспаление в гортани. Из-за токсического воздействия никотина расширяется сосудистая сеть, что может привести к отекам, кровоизлияниям при кашле (у всех курильщиков наблюдается хронический бронхит). Длительное воздействие никотина вызывает перерождение слизистой и способствует развитию полипообразных изменений и опухоли гортани. Оказывает тормозящее действие на ЦНС, поддерживая функциональные нарушения голоса. Здоровая гортань и курение несовместимы.

    Алкоголь и гигиена голоса.

    Алкоголь более 20 градусов создает ожог слизистой гортаноглотки, нарушает выработку защитной слизи железами, вызывая местное снижение защиты и легкость присоединения инфекции. Кроме того, замедляет быстроту нервных реакций и при частом употреблении может благоприятствовать развитию дисфонии. Расхожее мнение среди артистов, что немного коньяка перед выступлением не помешает, обманчиво. Он дает результат только у лиц с повышенной тревожностью перед сценой, снимая общемышечные зажимы торможением нервной системы. Однако общая концентрация внимания и тонус голосовых складок снижается. Поэтому бездумно следовать этому совету не стоит, лучше поискать еще способы и обратиться к другому виду сценической настройки на действие.

    Предупреждение заболеваний гортани.

    Имеет значение природная выносливость, закаливание, умение организма приспосабливаться к разным изменчивым факторам среды в любых условиях. Одни артисты могут петь в любых ситуациях, другие в этих условиях заболевают и вынуждены длительное время лечиться. Наблюдения за состоянием профессионалов голоса показали, что те лица, которые занимаются физической культурой, делают утреннюю гимнастику, принимают водные процедуры, умеют вовремя снять перенапряжение нервной системы, меньше подвергаются влиянию простуды и реже страдают заболеваниями голосового аппарата.

    Мероприятия, предотвращающие заболевания гортани.

    Гигиена — наука о мерах предотвращения различных заболеваний.

    Гигиена голоса — группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.

    Они включают с себя:

    1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.
    2. Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; обязательно петь с вибрато, достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания, выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
    3. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.
    4. Запрещение пения во время месячных.
    5. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.
    6. Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.
    7. Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.
    8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.
    9. Отказ от курения, умеренное употребление алкоголя.
    10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
    11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов, освобождение от работы на это время профессионалов голоса.
    12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.
    13. Избегать контакта с пылью и вредными химическими веществами.
    14. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
    15. Правильная работа с микрофонами начинающих певцов и ораторов, которые ошибочно злоупотребляют чрезмерно громкой фонацией в микрофон. Рекомендуется работать с микрофоном в обычном речевом режиме.
    16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
    17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем, курортолечение, предупреждение обострений.
    18. Посещение занятий и лекций фониатра (фонопеда) лицами речевых профессий, овладение навыками физиологичного использование голосового аппарата, речевой артикуляции, самомассажа, аутогенной тренировки, получений квалицированного разъяснения правильного использования голоса.

    Упражнение №5: развивайте уверенность

    Если вы ищете способ, как сделать голос громче и увереннее, потренируйтесь произносить протяженные слоги. Нужно произносить как закрытые («бим-м», «бом-м», «бон-н»), так и открытые («ма», «мо», «му» и так далее). Последний звук нужно тянуть максимально долго, пока в районе носа и верхней губы не возникнет ощутимая вибрация.

    На выполнение этого упражнения рекомендуется выделять 10-20 минут каждое утро. Это поможет привести связки в тонус, чтобы вы могли «звучать» красиво и уверенно на протяжении всего дня.

    Как садится голос?

    Прежде чем понять причину, отчего может появиться охриплость, давайте рассмотрим, что происходит со связками в процессе голосообразования. В гортани у каждого человека есть голосовые складки, которые состоят из соединительной и мышечной ткани. В расслабленном состоянии между внутренними частями голосовых складок — голосовыми связками — есть пространство, называемое голосовой щелью. В напряжении связки плотно смыкаются между собой — голосовая щель отсутствует.

    Когда между связками есть расстояние, голос не образуется.

    Звуки появляются, когда голосовые связки сомкнуты: выдыхаемый из легких воздух «бьёт» по связкам, что приводит натянутые связки в движение, они начинают вибрировать и колебаться.

    Какие же процессы происходят в гортани, когда мы говорим, что сели голосовые связки? В случае, когда сел голос, голосовые связки не так активно бьют по воздуху, колебания связок становятся более редкими. Сами связки работают несинхронно. Всё это проявляется в виде охриплости. Чтобы вылечить севшие связки, необходимо прежде всего определить причину сбоя в работе голосового аппарата. Этим занимается врач-оториноларинголог.

    Упражнение №6: формируйте тембр

    Если вы интересуетесь, как сделать голос громче и сильнее, тяните гласные. Поочередно произносите долгие звуки «и», «э», «а», «о», «у». Каждую букву нужно произносить свободно и до тех пор, пока в легких не закончится воздух. Этот звуковой ряд нужно повторить три раза.

    Не нарушайте последовательность звуков, ведь они выстроены именно так не случайно, а от высокого к низкому. Тем не менее, если ваш голос слишком грубый, можно сфокусироваться на первых трех буквах. Если же вы находите свой голос слишком писклявым, достаточно тренироваться на «о» и «у».

    Если вы хотите, чтобы ваш голос звучал более энергично и чисто, дополните упражнение. Во время произнесения звуков слегка постукивайте кулаком по груди, чтобы голос вибрировал. Возможно, после такого упражнения вы слегка закашляетесь, что будет означать, что ваши дыхательные пути прочищаются.

    Что делать, если сел голос, и как его лечить?

    Первое, что нужно делать каждому человеку при появлении осиплости — записаться на приём к врачу — оториноларингологу или врачу — фониатру. Фониатр — это тот же ЛОР-врач, но лечит он исключительно заболевания голосового аппарата.

    Что делать и как лечить севшие голосовые связки, зависит от причины, которая спровоцировала проблему.

    Чем можно помочь себе в домашних условиях? Как быстро восстановить осипший голос? В аптеках продаются специальные таблетки для восстановления голоса и лечения охриплости. Они называются Гомеовокс. Как только появляются первые ощущения того, что голос при разговоре садится, голосовые связки напряжены, нужно начинать лечение. В первые сутки рекомендуется рассасывать по 2 таблетки каждый час. Затем по мере улучшения состояния переходят на прием по 2 таблетки 5 раз в день. Курс Гомеовокса рассчитан на 6 дней.

    Гомеовокс – это своего рода уникальный препарат. Единственное лекарство, которое разработано именно для лечения охриплости и осиплости голоса. Его назначают также при различных видах ларингита и при других заболеваниях связок, чтобы как можно быстрее восстановить голос. Особенно эффективным лечение будет, если Гомеовокс принимать с первых дней появления хрипоты в голосе. Гомеовокс поможет и для профилактики охриплости при больших нагрузках на голос, например во время репетиций или выступлений.

    Кстати, этот препарат практически не имеет побочных эффектов и хорошо сочетается с другими лекарствами.

    Также есть ряд общих рекомендаций, которые нужно соблюдать для восстановления голосовой функции:

    • Соблюдайте режим тишины — это лучшее средство при осиплости: не разговаривайте и ни в коем случае не шепчите. Шёпот делает связки ещё более напряжёнными и увеличивает нагрузку на них.
    • Избегайте холода.
    • Лечите горло травяными чаями, молоком с мёдом; делайте и принимайте отвары из лекарственных трав. Лечиться любимым многими средством — молоко с мёдом — нужно аккуратно, чтобы не спровоцировать аллергическую реакцию.
    • Соблюдайте диету: употребляемая пища не должна быть твёрдой, острой, горячей и хоть как-то травмировать гортань.
    • Откажитесь хотя бы на время лечения от вредных привычек.

    Эти меры помогут справиться с местными симптомами, но, как уже было сказано, лечить необходимо основное заболевание.

    При воспалительных заболеваниях гортано- и носоглотки назначаются антибактериальные и противовирусные средства, а также антисептические препараты для орошения слизистых оболочек. Также можно делать процедуры физиолечения в ЛОР-клинике. Физиотерапия существенно ускоряет процесс выздоровления и хорошо переносится пациентами.

    Лечить аллергию нужно с помощью антигистаминных препаратов.

    Профессиональным певцам и представителям речевых профессий лечит голосовые связки врач-фониатр.

    При невралгических расстройствах, онкологических заболеваниях, нарушениях в работе щитовидной железы и проблемах с ЖКТ потребуется дополнительная консультация у смежных специалистов: невролога, онколога, эндокринолога и гастроэнтеролога.

    Помните! Своевременное обращение к врачу — залог быстрого выздоровления.

    Только врач может подобрать нужные лекарственные средства и физиопроцедуры, которые помогут качественно и эффективно!

    Упражнение №9: тренируйтесь как Шаляпин

    Как сделать голос громче и четче? Попробуйте метод «настройки», которым пользовался сам Федор Шаляпин. Каждое утро он начинал с рычания (упражнение №8), после чего начинал имитировать лай («ав-ав»), играя со своим бульдогом.

    Альтернативный метод настройки голоса — это театральный смех. Нужно громко и протяжно хохотать (но не весело, а как бы грозно и злобно). Причем во время выполнения упражнения не нужно стоять смирно. Свободно передвигайтесь по комнате, подпрыгивайте, пританцовывайте, слегка постукивайте кулаком по груди.

    Право голоса на работе

    Сегодня практически каждое предприятие, сеть и отдельная организация выделяют финансирование на колл-центр, центр обслуживания клиентов, техподдержку и другие отделы, занимающиеся продажей или консультированием клиентов дистанционно. Знание основ психологии и приятный голос «на конце провода» поможет каждому конкретному звену системы подать информацию в нужном ключе и привязать к себе клиента.

    Или же продвинуть себя по карьерной лестнице. Представляю, вот сижу я на совещании, и меня озаряет бомбезная идея, как повысить продажи, ну например, духов на рынке. Меня переполняют эмоции, я беру право голоса и…. пф, здулась, идею зажевала, слова поглотала и вообще говорю тихо, себе под нос. Меня кто-то услышит? Думаю, ответ очевиден. Другое же дело, когда ты встаешь и уверенно заявляешь: «Ребята, я знаю, что надо делать. Давайте «сделаем ход конем» и….», ну далее по тексту. Такое выступление услышит каждый.

    Тембр голоса, виды

    Наиболее приятным тембром считается голос, которому присуща правильная модуляция, как по высоким, так по низким тонам. Фактически любой голос при правильном подходе можно поставить. А значит – придать ему профессиональное звучание. Для этого нужно учиться управлять частотностью голоса, а также – эмоциональной окраской. Сделать это несложно при помощи специалиста по вокалу. Чтобы определить собственный тембр, необходимо знать, какие бывают тембры голоса вообще. Существует несколько основных типов:

    1. Мужские. Тембр голоса мужчины бывает трех видов:

    • тенор. Это самый высокий мужской голос. Бывает лирическим или драматическим.
    • баритон;
    • бас. Наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными. Он бывает центральным или певучим.

    2. Женские. Тембры женского голоса тоже имеют 3 вида:

    • сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
    • меццо-сопрано;
    • контральто. Это низкий голос.

    Таким же образом разделяются тембры певческих голосов.

    Вокальные упражнения на правильное формирование и подачу звука, расширение диапазона

    У каждого человека свои начальные вокальные данные, свои сильные и слабые стороны. Как развить голос для пения конкретного человека, знает преподаватель по вокалу. Педагог подскажет правильные вокальные упражнения, исходя из начального уровня, особенностей физиологии и целей обучения. Самому подбирать и выполнять такие упражнения не рекомендуется: неправильное выполнение упражнений вредит и приводит к срыву голоса, травмированию связок.

    Это не означает, что самостоятельно упражняться нельзя. Делайте дыхательную гимнастику и упражнения на артикуляцию – и чем чаще, тем лучше. Помните, что главное – систематичность. Пользу принесут занятия каждый день по 20 минут, а не один раз в неделю, но 2 часа. Освоение диафрагмального дыхания и тренировка мышц брюшного пресса позволить вокальному росту прийти быстрее.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]