Влияние телевидения на человека. Чем опасна телемания? Сколько можно смотреть телевизор

Телевизор – это одно из изобретений человека, которое есть практически в каждом доме. Ещё 50 лет назад такая бытовая техника считалась предметом роскоши, и позволить купить телевизор могли люди только с хорошим достатком. Сейчас никого не удивишь наличием в доме такой техники, мало того, в некоторых семьях во всех комнатах есть такое устройство. Вред телевизора для здоровья человека уже доказан, но мало кто из людей вспоминает об опасности, просматривая очередной сериал или выпуск новостей.

Век информационных технологий

В настоящее время мы наблюдаем постепенный переход человеческого общества к новому виду цивилизации. Многие ученые называют ее информационной. Это объясняется увеличением масштабов, усложнением структур и содержания потоков, несущих в себе те или иные сообщения и новости. При этом исследователями отмечается усиление влияния информационных технологий на психику человека.

И этот факт подтверждает наша повседневная жизнь. Действительно, в течение последних десятилетий на нас обрушился просто немыслимый поток информации. Современные СМИ всех видов превратились в единую глобальную систему, находящуюся на фантастическом энергетическом уровне. Это может означать только одно. Человеческое сознание попало в созданную им же искусственную ловушку, и на сегодняшний день является своеобразной «белкой в колесе».

Кроме того, развивающиеся информационные психотехнологии приобретают все более изощренные методы воздействия, к которым наш мозг природа не подготовила. Именно поэтому мы, как правило, становимся совершенно беззащитными перед лицом этой ловушки.

Влияние телевидения на человека в целом также оказывается неблагоприятным. Оно проявляется не только в негативном воздействии на его здоровье. Этот вопрос во многом имеет отношение к психологической сфере.

Сомнительные плюсы?

Как источник новостей, телевизор является негативным практически для каждого индивида. В надежде заполучить как можно больше зрителей каналы стараются преподнести новость как сенсацию, «обрисовать» ее новыми, порой даже ложными «вкусными» фактами. Психологами давно установлено, что человеку тем интереснее новость, чем больше она отклоняется от нормы. Многие журналисты видят в этом смысл своей работы. Информация шокирует, вызывает боль, возмущение, не оставляет равнодушными. А все это крайне негативно для психики зрителя.

Что касается культурно-просветительских программ, то не всегда стиль общения, точка зрения, степень грамотности ведущего и гостей программы способствует развитию этой темы. Отдельные мнения диктуются, как единственно правильные, обязательные к исполнению. А страдает от этой навязчивости именно зритель.

Телевизор — это не абсолютное зло. Но при этом доказано негативное воздействие ТВ на здоровье человека, его психику, образ жизни, нравственные нормы, умственные способности, на семейный бюджет и отношения между людьми. Телевизор будет полезен, если уделять ему минимум времени — только для знакомства с той информацией, которая вам действительно нужна и интересна.

Телевидение в нашей жизни

Порой случается так, что живые существа, стремящиеся к удовлетворению своих насущных потребностей, оказываются в смертельной опасности. Это и является парадоксом борьбы за выживание. Например, рыба, заглатывающая наживку, тут же попадает на крючок. Мышь, которую привлек запах сыра, оказывается в мышеловке. Однако все действия представителей фауны обусловлены физиологической необходимостью.

Если рассматривать поведение человека, то здесь разумных объяснений нет. Отнюдь не для того, чтобы выжить, люди предаются разрушительным порокам и соблазнам. Их порой не останавливает даже прямая угроза не только здоровью, но и жизни. Искушение в таких случаях главенствует над разумом.


То же самое можно сказать и при рассмотрении такой проблемы, как негативное влияние телевидения на человека. Ведь сидение у голубого экрана стало самым популярным развлечением наших современников. Большинством людей их отношение к ТВ определяется как «любовь-ненависть». Сам же телевизор воспринимается ими как «ящик для болванов». Однако, несмотря на осознание того, что порой оказывается негативным влияние телевидения на человека, основная часть населения нашей планеты с удовольствием устраивается на диванах и в креслах, не выпуская при этом из рук пульт дистанционного управления. Конечно, родители порой ворчат на детей из-за того, что их сложно оторвать от экрана. Однако сами они стараются умалчивать о собственных пристрастиях подобного рода.

Диагноз – телемания

В течение нескольких десятилетий ученые занимаются исследованиями, стремясь изучить влияние телевидения на человека. Особенно их интересует вопрос о связи между сценами жестокости, которые мы наблюдаем на голубых экранах, с теми реалиями, которые существуют в повседневной жизни. При этом исследователи пытаются понять причину того, что рядовые потребители между газетами, журналами и телевидением выбирают все же последнее.

Кто такой телеман? Психологами и психиатрами патологическая зависимость от чего-либо определяется как отклонение от нормы, которому соответствуют признаки реакции неадекватного характера на конкретный раздражитель. Это и большое количество времени, которое уделяется объекту зависимости, и использование его чаще принятого, и отказ от исполнения профессиональных, социальных и семейных обязанностей ради подобного времяпровождения, и уход в себя, а также замкнутость. Эти критерии прекрасно подходят к тем, кто подолгу сидит у ТВ-экрана.

Разумеется, нельзя говорить о том, что влияние телевидения на человека лишь плохое. Ведь оно расширяет кругозор и обучает, расслабляет и развлекает, позволяет на время забыть о гнетущей действительности и насладиться прекрасным. С помощью телевидения мы даже можем совершать покупки в ТВ-магазине. Однако даже тот, кто понимает, что необходимо сократить время, проводимое перед голубым экраном, порой не в состоянии отказать себе в удовольствии просмотреть телевизионные программы или интересные фильмы.


Как же увеличить свои шансы на победу? Для этого необходимо внимательно изучить, каким образом осуществляется влияние телевидения на человека.

Ложная релаксация

То количество времени, которое современный человек проводит у экрана телевизора, не может не ужаснуть. В среднем население крупных промышленных городов тратит на это ежедневно по три часа. Это и есть приблизительно половина свободного времени человека, без учета выполнения домашних дел и сна. Значит, из 75 лет жизни люди тратят 9 лет на то, чтобы просмотреть телевизионные программы и просто посидеть перед голубым экраном. Кто-то может объяснить это большой любовью к ТВ. Почему же тогда возникает обеспокоенность по поводу подобной страсти?

Учеными был проведен ряд исследований, направленных на изучение реакций организма на воздействие ТВ. При этом были зафиксированы перемены, которые происходят в электрической сопротивляемости кожи и в частоте сердцебиения. Все эти параметры были сняты при помощи специального прибора до и после, а также во время просмотра телепередач. Подобные опыты были поставлены не только в специализированных лабораториях. Показания снимали и в естественных, привычных для человека условиях. При этом телеман не просто находился на любимом диване перед домашним голубым экраном. Он пил и ел, спал и работал. При нем постоянно находилось устройство, принимающее звуковые сигналы. При их получении телеман должен был фиксировать все то, что он делает в данный момент и как себя чувствует.

При поступлении сигнала во время просмотра ТВ человек характеризовал свое состояние как пассивное и расслабленое. Этого никогда не фиксировали при чтении. При выключении телевизора чувство релаксации тут же пропадало, а вот пассивность оставалась. Зрители подтверждали тот факт, что ТВ вроде бы поглощает их энергию, приводя к опустошенности.


Подобное действие имеют и наркотики. Транквилизаторы, которые выводятся из организма очень быстро, приводят к большей зависимости, чем то, что «уходит» медленно. Так же и зритель. Когда он смотрит телепередачу, то понимает, что после выключения телевизора чувство расслабленности исчезнет. И ему хочется смотреть все больше и больше.

Трата времени

Доказанный вред телевизора: это устройство выступает профессиональным «тайм-киллером». Крадет в больших количествах ваше свободное время.

Вспомните сами или спросите своих родителей: изначально люди смотрели ТВ только тогда, когда появлялась свободная минутка. Сегодня же многие телезрители часами бесцельно просиживают у своих голубых экранов, вместо того чтобы заняться действительно чем-то полезным и увлекательным одновременно — любимым видом спорта, самообразованием, новым хобби.

Люди не только отдают телевизору свое свободное время. За просмотром сериалов и передач они забывают делать даже важные дела. Результаты проведенных опросов ужасают даже исследователей: подавляющее большинство респондентов отдают все свое свободное время телевизору. То есть сужают свою жизнь до замкнутого круга «работа — телевизор — сон». Что действительно страшно.

Выйти из этого круга сравнительно просто — начните уделять время отдыха чему-то иному:

  • Общение с близкими и друзьями, поиск новых знакомств.
  • Реализация своей креативной идеи.
  • Приобщение к фитнесу, спорту, пробежкам или простой домашней зарядке и периодическим прогулкам на свежем воздухе.
  • Составление списка книг и следование ему.
  • Занятие творчеством.

Привлечение внимания зрителя

Почему же люди порой не могут оторваться от голубого экрана? Частично это объясняется присутствием у нас биологически ориентировочной реакции. Впервые данное понятие описал известный физиолог Иван Петрович Павлов в 1927 г. Под ориентировочной понимается наша визуальная, слуховая или инстинктивная реакция на неизвестный ранее или внезапный раздражитель. Это является врожденной восприимчивостью человека к потенциальной угрозе. Типичными примерами подобной реакции являются повороты глаз в сторону появившегося источника раздражения, замедление сердечной деятельности и т.д. Происходит блокировка альфа-волн, которые уже через несколько секунд возвращаются к своему нормальному ритму.

В 1986 г. рядом исследователей было изучено влияние различных телевизионных приемов на возникновение ориентировочной реакции. В результате были сделаны однозначные выводы о том, что при быстрой смене кадров, оригинальном монтаже и внезапных шумах, которые, как правило, использует телевизионная реклама, происходит значительное повышение зрительского интереса. При этом указывалось на то, что уникальным является не содержание, а та форма, с которой подается материал.

Перегруженность ТВ рекламными и музыкальными роликами оказывает сильнейшее влияние на появление ориентировочной реакции. Причем номинальная частота подобных приемов – одна единица в секунду.

Бесцельная трата денег

Телевизор приносит больше пользы или вреда? Вопрос риторический. Но ясно одно — это устройство делает вас беднее. Навязывая покупать то, что вам не нужно, часто и по завышенной цене.

Не думайте, что достаточно лишь выключать рекламу. Вы смотрите фильмы, сериалы, шоу, где косвенно навязывается то же самое. И такое влияние даже опаснее, чем прямые призывы: «Купите!» Вы видите образ любимого героя. Вам хочется быть на него похожими — вплоть до смартфона, любимых брендов одежды, парфюма, косметики. И вы покупаете это, по сути, совершенно не нужное вам. Но ведь социальный статус, общественное признание, личные качества нельзя обрести, просто покупая что-то. Это результат только долгой и усердной работы над собой.

«Черные пятницы», непрекращающиеся акции, заманчивые скидки — это тоже способы заставить вас покупать далеко не необходимое. А то и вовсе выбрасывать деньги на бесполезные вещи. Вред телевизора для детей в том, что он навязывает, что та или иная вещь сделает ребенка исключительным и счастливым. На самом деле радость от безделушки кратковременная. И лишь порождает желание заполучить что-то новое.

ТВ и память

Могут ли рассказать люди о том, что они смотрели? Эта проблема также была исследована учеными. После проведенных экспериментов стало ясно, что положительное влияние на память человека оказывалось при просмотре съемок, производимых из разных точек и несколькими камерами одновременно. Схожий эффект был заметен и при частой смене кадров. Именно такие способы использует телевизионная реклама. Эффект узнавания резко ослабевал при снижении показателей частоты.


Это можно сказать и при изучении детских образовательных программ. Применяемые телевизионные приемы оказывают неоценимую помощь в обучении, но при резкой смене кадров мозг ребенка перегружается. И это негативно влияет на восприятие материала.

Что касается телевизионной рекламы, то ее основной целью при резкой смене ничем не связанных между собой сцен является удержание зрительского внимания. Люди чаще всего запоминают название продукции, но все имеющиеся в клипе детали проходят мимо. Ориентировочная реакция зрителя при этом ослабевает. Он по-прежнему прикован к экрану, но уже чувствует усталость и не получает взамен никаких положительных эмоций.

ТВ и психика

Специалисты, которыми изучалась проблема влияния телевидения на человека, вовсе не утверждают о том, что сидеть перед голубым экраном нельзя. Однако при этом они предостерегают тех, кто уделяет этому слишком много времени, от возникновения различных проблем.

Чем опасна телемания? Ученые провели достаточно много экспериментов, позволяющих ответить на вопросы об отношении к жизни тех, кто не может оторвать свой взор от голубого экрана. Результаты оказались просто поразительны. Было подтверждено влияние телевидения на психику этих не совсем обычных зрителей. Вне зависимости от прожитых лет они ощущали тревогу и беспокойство, при этом чувствуя себя несчастными людьми, что нельзя сказать об обычных зрителях. Подобные ощущения приходили к ним в тот момент, когда они просто ничего не делали или оставались наедине с самими собой.

По данным проведенных исследований, телеманы чаще впадают в тоску, бывают раздраженны и рассеянны. Им сложнее переключить и сконцентрировать внимание. Свое пристрастие к ТВ такие люди объясняют тем, что желают отвлечься от неприятностей и от одолевающих их грустных мыслей, а также хоть как-то заполнить имеющееся у них свободное время. Кроме того, согласно исследованиям, телеманы реже принимают участие в спортивных мероприятиях и часто страдают от ожирения.

Увлечение телепередачами способствует снижению самоконтроля и повышает нетерпимость к естественным житейским неурядицам, негативно отражается на творческом подходе к решению проблем и не поддерживает желание в достижении намеченной цели.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Автор: Удинцева Диана Александровна

В наше время, такая вещь как телевизор есть в каждом доме, у кого-то даже не один. Кто-то включает его на 1-2 часа в сутки, а у кого-то он работает целый день. И если ребёнок проводит всё свое свободное время перед «синим экраном», то это серьёзный повод задуматься.

Телевидение, без всяких сомнений, является неотъемлемой частью нашей жизни, так как оно имеет сильное влияние на людей, особенно на молодежь. За последние несколько лет подростки очень сильно изменились вследствие его влияния. Новое поколение не может представить свою жизнь без телевизионных программ. Взрослый человек способен понять, что не всё увиденное на экране является нормой, а вот подросток не всегда.

Так, например, сцены насилия, которые очень часто можно увидеть по телевизору, постепенно ведут к тому, что человеческая жизнь в глазах молодых людей обесценивается, смотря различные триллеры и боевики, подросток привыкает к тому, что человека можно легко убить. Насмотревшись кровавых сцен, ребёнок теряет страх перед смертью и думает, что с жизнью легко можно покончить. Возможно, именно поэтому в последнее время участились случаи суицида среди подростков.

В современном мире средства массовой информации, в частности телевидение, с полной уверенностью можно назвать одним из главных способов влияния массовой культуры на сознание человека. В особенности, на подростков, потому что именно они находится в стадии формирования и легко поддаются различным внедрениям. Психологи связывают это с целым рядом факторов: структурой телевизионного воздействия (сочетание слова и видеоряда), возрастными особенностями (отсутствием у детей и подростков собственной информационной базы), условиями формирования личности в целом. Однако самым важным является использование телевидением различных механизмов и приемов воздействия на психику человека. [5, с.5]

Телевидение — это один из механизмов системы социальных связей, с помощью которого осуществляется реклама товаров, агитация в политические партии и общественно-политические движения, прокат продуктов кинематографа и так далее. [4, c.5] Даже один просмотр какой-либо телевизионной программы или же рекламных роликов оставляет отпечаток в сознании человека и оказывает воздействие на психику, агрессию, развитие личности и, как следствие, на его социальное становление. Большим количеством телевизионных программ, которые воспринимаются легче, чем, например, чтение книг, обладают электронные СМИ, которые наиболее эффективно могут влиять на сознание и поведение подрастающего поколения.

Бесспорно, телевидение способствует эффективному восприятию информационных процессов. Но увеличение скорости передачи и объёмов информации приводит к информационным перегрузкам, что затрудняет или замедляет мыслительный процесс.

Молодёжь является одним из скрытых ресурсов, который имеется в каждом социуме, и от её мобилизации зависит жизнеспособность общества. В связи с этим, различные корпорации и политические лидеры пытаются привлечь в свои ряды подрастающее поколение, пока их духовные резервы приводят к новым стартовым возможностям. Телевидение для этого является практически идеальным средством. Так, например, во время выборов, кандидаты с экранов телевизоров рассказывают о том, какие перспективы ждут молодое поколение в различных сферах, таких как спорт, образование, культурно-досуговые мероприятия и других проблемы, стоящие на первом плане для данной социальной группы. А прельщённые обещаниями подростки, в свою очередь, отдают предпочтение на выборах определенному политику, тем самым решая, как далее будет проходить развитие общества. Этим и подчеркивается, что воздействие рекламы формирует субъективное мнение о каком-либо объекте.

Телевизионные программы, которые содержат в себе сцены насилия, агрессию, враждебность и прочие аморальные поступки, наиболее популярны в рейтинге и вызывают эмоциональный резонанс. Они могут привести подростков к различным видам агрессии и укреплению насильственных тенденций, что вследствие может стать социальной дезадаптацией личности. По телевизору часто демонстрируется образ сверхчеловека, который обладает бесконечной силой и могуществом. С каждым показом этот образ становится всё более и более идеальным. Этот образ избранничества откладывается в сознании молодых людей, и они стараются скопировать поведение и действия этого «героя». Поэтому некоторые преступления совершаются по аналогии с увиденными на экране. Следует отметить, что вместе с распространением телевидения, возрос и уровень преступности в различных странах. В пример можно привести ситуацию, сложившуюся в США в 1957—1973 гг., и в Южной Африке в 1975 г., когда количество преступлений возросло в два раза. Также просмотр подобных программ притупляет чувства сострадания, люди становятся невосприимчивыми и равнодушными к происходящей на улицах жестокости. [4, с. 5]

Профессор Прихожан А.М. из Института психологии им. Л.С. Выготского (г. Москва) отмечает, что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счёт уровня криминальных сюжетов на телевидении. Постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию на них, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни.

В новостях нам ежедневно сообщают о различных катастрофах, таких как теракты, убийства, взрывы, несчастные случаи и так далее. Эти отрицательные эмоции, которые оставляют СМИ в каждом доме, вызывают у подростков, да и у всех людей в целом состояние тревоги, резкое снижение настроения, агрессию, депрессию, нервный срыв и психосоматические расстройства. [6, с. 5]

В разработке Германского совета по печати «Принципов публицистики», падает акцент на то, что зачастую повествование несчастных случаев и катастроф переходит грани дозволенного и оскорбляет чувства пострадавших и их близких, и они как-бы повторно становятся жертвами трагических событий. Что подтверждает правдивость вышесказанных слов. [6, с. 5]

Каждый человек знает, что зачастую телевидение вызывает в той или иной степени психическую зависимость. Если ещё 15 лет назад досугом для молодёжи являлись посещение культурных, спортивных и образовательных учреждений, активный отдых, прогулки по городу, то сейчас большинство молодых представителей нашего социума предпочитают провести вечер за просмотром телепередач, сериалов или фильмов. Альтернативой этому может быть общение с друзьями, причем не виртуальное (сообщения в социальных сетях), а реальное. Опыт показывает, что молодые люди смотрят телевизор с целью эмоциональной разрядки, отдыха и в какой-то степени для получения информации. Но информация, которую они получают с телевизионного экрана, не способствует социализации. Она просто формирует представления о справедливом идеальном обществе, способах сделать свою жизнь идеальной и задаёт систему образов поведения. У подростков зачастую возникает иллюзия идеальной жизни.

Современная молодежь, к сожалению, не имеет чётких моральных установок, жизненных принципов и духовных ценностей. Главную роль в этой нравственной распущенности можно смело отдать средствам массовой информации. По телевизору идет пропаганда западного образа мышления, устанавливаются рамки «красивой» жизни. Подростки стремятся к экранному образу жизни, который они увидели в западном кино, имеющем рейтинг намного выше, чем отечественное, пытаются скопировать поведение своих кумиров. Всё это приводит к проблемам затруднения становления личности и социализации, потому что эти придуманные идеалы совсем не всегда соответствуют реальности. Имея подобную систему ценностей и поведения, адаптироваться в социуме молодым людям всё труднее и труднее. То есть, современная молодежь рискует оказаться неопределенной в жизни и это может привести к деформации личности. У телевизионных программ нет цели воспитать в молодёжи чувства патриотичности, ответственности и альтруизма. Наоборот, эти программы зачастую приводят к развитию инфантилизма (отсталости развития) и к уверенности в том, что идеальный человек — это эгоист, который стремится лишь к личному материальному благополучию. Чувства общественности и сострадания, которые должны быть врожденными у русского народа, теперь отвергаются молодым поколением. И данный образ жизни распространяется, а также обретает статус нормы. Таким образом, влияя на каждого индивида в отдельности, в конечном итоге мы получаем десоциализированное общество, которое, к сожалению, не имеет нравственных ценностей, являющихся фундаментом духовно-нравственного и культурного развития. [3, с. 5]

В изобилии западных фильмов, имеется в наличии такое направление, как «молодёжные комедии», где перед глазами подрастающего поколения встают элементы порнографии и употребление героями алкоголя и даже наркотиков, то есть пропаганда нездорового образа жизни. Нецензурная речь, широко распространенная в подобных кинокартинах, запоминается юными зрителями, и впоследствии уровень их культуры значительно снижается. Подростки хотят и устраивают вечеринки, подобные увиденным в кино, употребляют алкоголь, табачную продукцию и наркотики. При этом их родители даже не подозревают этого. Постепенно всё это переходит в привычку, зависимость, а далее и в рост явления наркомании и алкоголизма. Ещё один негативный эффект.

Все возможные реалити-шоу, передачи различных направлений, реклама, а так же сериалы имеют очень высокий процент в формировании мировоззрения молодёжи. В этих программах можно увидеть попытки манипуляций: так, например, в комедийных сериалах в фоновом режиме время от времени раздаётся смех. И подростки просто так начинают смеяться, даже не захотев этого. Создатели фильма в данном случае хотят заставить зрителя совершить действие. Ранее, это было на западе, но сейчас это распространяется и в нашей стране. Ещё одна существенная проблема заключается в том, что подростки не осознают того, что на их сознание оказывается воздействие. Они просто на просто не замечают за собой, что копируют навязанные им с помощью ТВ системы поведения и образы мышления. А это значит, что противостоять манипуляциям очень сложно, практически невозможно. [1, с. 5]

Сознание подрастающего поколения, наиболее восприимчиво относится к негативной информации, нежели сформировавшиеся личности. Это можно объяснить тем, что способы защиты ещё не сформированы у подростка. Так, после просмотра новостей, у молодежи создаётся впечатление, что страна находится в состоянии упадка, что формируется негативное отношение к власти и к обществу. Следовательно, так же снижается уровень патриотизма, что в свою очередь ведёт к тому, что молодые россияне перестают интересоваться историей своего государства и событиями, которые происходят в настоящее время. Следствие этого — упадок уровня культуры в обществе. [1, с. 5]

Одним из более существенных последствий является то, что научно-познавательных и образовательных программ на телевидении значительно меньше, нежели развлекательных, и, следовательно, рейтинг их намного ниже. У подростков возникает ложное мнение о том, что образование не является важнейшей составляющей их личности. Поверхностное отношение к развитию своего интеллекта приводит к снижению общего уровня образованности населения, а при отсутствии диплома об образовании — к проблемам трудоустройства. [1, с. 5]

Остро стоит вопрос о правдивости и объективности данных, поступающих из средств массовой информации к людям. Не все имеют возможность напрямую узнать факты о происходящих событиях в мире. Основной объём информации мы получаем с телевидения. Собственно, тогда и возникает вопрос, соответствует ли эта информация действительности? Люди не знают о том, кто владеет телевизионными каналами. А ведь, возможно, именно в интересах владельцев обрабатывать и формировать информацию, которую мы будем получать. События освещаются в выгодном для телевизионщиков свете для того, чтобы получить необходимую им реакцию общества. Другими словами, возможность манипуляции сознанием индивидов имеет место быть. Поэтому подростки должны уметь критично оценивать телевидение и продукт, который оно производит.

Можно сказать, что современное телевидение — это бизнес, целью которого является извлечение прибыли любыми возможными способами и методами. По телевизору можно увидеть шоу, в которых зрителям предлагается угадать слово или мелодию за денежный выигрыш, что в свою очередь развивает жажду прихода лёгких денег. Кажется, что можно просто набрать номер телефона и назвать верное слово для того, чтобы улучшить своё материальное благополучие. Но после одного везения появляется и азарт. Человек испытывает удачу снова и снова. Так как у подростков менее устойчивая психика, у них может возникнуть желание испытать свою везучесть в клубах игровых автоматов и подобных заведениях. Следствие этого — возможный рост уровня преступности. Телевидение не помогает человеку развить в себе хорошие, лучшие стороны, ценности и качества, а наоборот, дает невозможность развития. [2, с. 5] Так, например, на российском телевизионном канале «ТНТ», который находится в пятёрке самых популярных каналов страны, идёт показ передач, демонстрирующих аморальное поведение. Подрастающая публика видит личную, интимную жизнь участников шоу, на экране показывают красивых, но свободномыслящих людей, выставляющих чувства и эмоции на показ. Соответственно, складываются ошибочные стереотипы. А подростки, видя эти вещи по телевизору, посчитают это нормой, что в значительной степени отразится на их психике и дальнейшей жизни.

Следует отметить, что молодое поколение стало «многофункциональным». Это значит, что они не хотят только смотреть телевизор, а предпочитают совмещать это с другими видами деятельности, включая общение с друзьями в социальных сетях, глядя то на монитор, то на телевизионный экран, или пролистывание/чтение журналов. Даже если подростки ограничиваются только просмотром телевизора, они хотят смотреть одновременно несколько программ, переключая при этом каналы. Подростки не заинтересованы в подвижных играх и в живом общении. Сидячий образ жизни и вызывает ожирение, заболевания сердца и глаз. А так же, просмотр неподходящих программ приводит к детской жестокости, потому что им трудно осознавать разницу между реальностью и фантазией.

Конечно нельзя не сказать и о том, какой положительный эффект приносит телевидение. В современном мире это самое главное и важнейшее средство массовой коммуникации, которое доносит новости до всех жителей в любое время и в любой уголок страны. Научно-интеллектуальные передачи и культурные телеканалы способствуют интенсивному развитию мышления, лучших качеств личности, повышают уровень образованности у молодого поколения и населения в целом. Средства массовой информации обеспечивают взаимное информирование властей и населения, а также снимают социальную напряжённость. Многочисленные каналы посвящены конкретным темам. Некоторые программы на самом деле познавательные, они расширяют кругозор молодых людей и их знания.

Существуют различные способы противостояния негативному воздействию телевидения. Необходимо на законодательном уровне рассмотреть минимальный процент показа научно-популярных, воспитательно-культурных передач, учебно-просветительских и спортивных каналов. Возможно, ужесточить меры наказания для телеканалов, нарушающих статью 4 действующего Закона о СМИ, в которой говорится о запрете распространения передач, пропагандирующих насилие, агрессию и порнографию. Также не малую роль имеет такое направление педагогики, как медиаобразование, которое изучает массовые коммуникации. Это позволит подготовить молодых людей и подростков к жизни в современном информационном обществе, научит объективно воспринимать поступающую информацию. [3, с. 5]

А в идеале, подростку вместо просмотра телевизора нужно найти другое занятие. Научиться сравнивать. Осознать негативное влияние телевидения. Он должен постоянно узнавать что-то новое, интересное. Сделать свою жизнь богатой и насыщенной. Если подросток постоянно сидит перед телевизором, значит что ему нечем заняться. Помимо этого же есть столько всего интересного: нужно учиться, работать, заниматься спортом, общаться со своими сверстниками. И тогда на просмотр телевизора будет оставаться 1-2 часа в день, за это время можно будет посмотреть какую-либо научную программу, интеллектуально-развивающую передачу или исторический фильм.

Дальнейшее изучение проблемы влияния телевидения на формирование личности подростков является весьма целесообразным. При этом особое значение имеет практическое решение проблемы предотвращения негативного влияния. Разработка методов и методик психолого-педагогического воздействия позволяют обучать подростков навыкам обращения с медиапродукцией, вносить коррективы в их ценностную систему и формировать у них критическое отношение к системе телевизионных ценностей.

В заключении можно с уверенностью сказать, что телевидение, как элемент средств массовой информации, оказывает глобальное влияние на формирование личности, её нравственных качеств, ценностей, идеалов. Для интенсивного и стабильного развития общества необходимо воспитывать в подрастающем поколении чувство патриотизма, гражданственности, альтруизма, соучастия в созидательной деятельности. Вместо этого телепрограммы пропагандируют западный образ жизни и западную систему ценностей, что приводит к дезориентации и разрушению традиционных ценностей нашего, российского социума, так же значительно подрывает его развитие. И эту важную проблему необходимо решать, привлекая средства массовой информации, которые демонстрируют примеры нравственного и физически здорового образа жизни соотечественников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арбузов В.В, Монтова И.Н. Социальные проблемы регионов, пути их решения. 2015.

2. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2011. — 288с.

3. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация: психологам, педагогам, родителям.

4. Леньшин В.П. Ценностные ориентации молодежи. Молодежные субкультуры: материалы III Международ. науч. — практ. Форума городов-побратимов России и Беларуси, 5-6 сент. 2004 г. / [науч. ред. В.П. Леньшин]. — Мытищи: Талант, 2005.

5. Матвеева Н.А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. 2010 г. – 254 с.

6. Современная педагогика: теория, методика, практика: сборник материалов международной научной конференции. Москва, 29-30 января 2015.

7. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 335 с.
comments powered by HyperComments

Детская телемания

По данным статистики, практически сорок пять процентов детей, возраст которых находится в пределах от 5 до 12 лет, все свободное время проводит за экраном телевизора. Влияние телевидения на детей огромно и способно превратить их в настоящих телеманов. Чем же их манит ТВ?

Согласно исследованиям, проведенным немецкими учеными, содержание всех телепередач зрители со временем просто забывают. Однако в душе обязательно остаются те эмоции, которые были пережиты при этом. Вот это и является ключевым моментом, привязывающим маленького зрителя к голубому экрану. Ведь у детей происходит трансформация полученных эмоций в эмоциональные привязанности. Другими словами, малыши тянутся к телевизору неосознанно. Они стремятся вновь пережить уже имевшее место чувство, причем не обязательно позитивное. Конечно, многие родители обращали внимание на то, что их ребенок любит смотреть страшилки. Это и есть эмоциональная привязанность к переживаниям страха. Уже через час после начала просмотра, а порой и через пятнадцать минут, ребенка переполняют чужие эмоции, приходящие к нему с экрана.

Почему малышам нельзя смотреть телевизор? Специалистами, изучающими физиологию органов чувств, подтвержден тот факт, что детки-телеманы начинают страдать полной потерей способности к воображению. Им нет необходимости додумывать и представлять. Это за них делает телевизор.

Вред для здоровья

Каковы негативные последствия телемании? Этот недуг приводит к таким проблемам:

— к ухудшению зрения, что является общеизвестным фактом, не требующим дополнительных доказательств; — к гиподинамии и одному из ее последствий – искривлению позвоночника; — к избыточной массе тела вследствие малоподвижного образа жизни; — к нарушениям сна, повышенной пугливости, возбудимости и прочим неврологическим проблемам.


После включения телевизора ребенок оказывается под его гипнозом. Язык ТВ является языком образов. Они воспринимаются правым полушарием мозга и напрямую связаны с подсознанием. Туда же попадают и все эмоции, которые были пережиты ребенком во время просмотра телепередач. Из-за большего развития правого полушария дети становятся легко возбудимыми.

Малыши, не достигшие шестилетнего возраста, воспринимают поданную им с экрана информацию не критично. Им вряд ли удается отличить правду от вымысла. Все то, что происходит на экране, принимается ими за чистую монету, переходя при этом в жизнь и отражаясь на поведении.

Источник негатива

Продолжаем разговор о пользе и вреде компьютера и телевизора. Помните: то, что вы видите на экране — это часто источник негатива, испорченного настроения и даже стресса, депрессии. Ведь нередко бывало так, что вы включали телевизор в прекрасном настроении. А тут новости о терактах, вооруженных конфликтах, жестоких убийствах. Такую информацию сложно воспринимать отстраненно. И вот уже от прежде хорошего настроения ничего не осталось.

«Масла в огонь» подливают герои любимых фильмов и сериалов. Впечатлительный зритель порой переживает за их отношения, взлеты и падения, как за свои собственные. Для многих смерть героя и вовсе становится личной трагедией.

Конечно, эмпатия — это прекрасное чувство. Но проблема телевизионного времяпровождения в том, что оно отдаляет вас о близких. Вы начинаете переживать за отношения героев сериалов больше, чем за собственные, их проблемы вам становятся ближе, чем членов вашей семьи. Вы с нетерпением ждете новой серии, но забываете узнать у друга, как он провел отпуск, каково состояние здоровья у ваших родителей, что сегодня порадовало вашего ребенка.

Время на ТВ

Сколько можно смотреть телевизор детям? До семилетнего возраста делать это без взрослых нежелательно вообще. Родители могут только включить малышу определенный развивающий мультфильм, который идет непродолжительное время.

Хорошо если взрослые во время просмотра детских программ находятся рядом со своим ребенком и комментируют увиденный им сюжет. Желательно также и совместное обсуждение того, что было подано маленьким зрителям.

В течении какого времени специалисты разрешают детям быть у голубого экрана? Оно находится в зависимости от их возраста:

1. До двух лет этого не рекомендуется делать вовсе. 2. От 2-х до 3-х лет только полчаса в день 3. От 3-х до 7-ми лет – не более полутора часов в день. 4. От 7-ми до 13-ти лет – только два часа в день.

Кроме того, не рекомендуется устанавливать телевизор в детской комнате. В противном случае ребенок весь свой досуг будет проводить только перед голубым экраном. Он предпочтет его подвижным играм, развивающим и полезным занятиям. В этом случае установить нужный контроль над малышом будет очень сложно. Включенный телевизор может стать привычным фоном, что может привести к тому, что сосредоточиться на размышлениях или на чтении малыш просто не сможет. Ребенку будет сложно даже уснуть без телевизора, что непременно негативно скажется на его психике.

Зачем

В плане пропаганды в советское время роль телевидения сделалась неоценимой. Само собой, что партийное руководство не могло не воспользоваться этим обстоятельством. Ни одно решение партсъезда не обходилось без того, чтоб лишний раз не напомнить о необходимости диалогического общественного развития — именно благодаря ТВ.

Контроль над вещанием был жесточайшим. Статистика о вещании в эпоху СССР говорит о внушительный цифрах — в 1985 году вещание велось на 45 языках народов СССР, центральное телевидение вело передачи общим объемом свыше 148 часов по четырем программам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]