Отношение к тщеславию в религии
Если человек тщеславен, то это осуждается в любой религии. Это состояние трактуется как высокомерие, пренебрежительное отношение к окружающим людям.
Грех этого качества состоит в том, что человек может остановиться в своем развитии. Он будет думать, что уже достиг идеала, а религиозные ценности призывают постоянно работать над собой.
Приглашаем посмотреть видео о тщеславии, с примерами и толкованием из Библии и жизни.
Самое сильное оружие
Чудесным образом Христос способен оживить увядшую душу, вернуть ей радость жизни, способность вновь воспринимать живительную благодать Святого Духа. А средство для исцеления доступно каждому, всегда и при любых обстоятельствах — это молитва. В состоянии уныния бесы наводят мысли о том, что не стоит и начинать, не поможет. Это потому что святые слова единственное, что гонит их прочь.
Данное средство борется с самым корнем любого греха, потому что молитвенное воздыхание направлено к Богу, демонстрирует веру в Него. Даже если слова приходится выговаривать через силу, они сокрушают невидимую стену, возведенную грехом между человеческим сердцем и Спасителем.
Необязательно сразу браться за большое количество длинных молитв. Ослабевшая душа может этого не выдержать, тогда подвижник скатится в еще более глубокую пропасть отчаяния. Начать следует с самых коротких:
- «Господи, помилуй!»
- «Богородице Дево» (читать по десяткам, начиная с одного, постепенно увеличивать).
- «Слава Богу за все!»
Надо стараться в любом событии находить светлую сторону. Не пытаться избавиться от испытаний и скорбей, а переносить их терпеливо, даже с благодарностью. Ведь тем, кто верен до конца, Господь уже готовит вечную награду. По свидетельству отцов Церкви, она несоизмеримо больше любых земных страданий.
Примеры тщеславия из жизни
Жизнь богата на события, и примеры тщеславия в ней можно встретить куда чаще, чем это может показаться на первый взгляд:
- Парень всем рассказывает, что отлично танцует спортивные танцы, очень успешен в этой стезе. На самом же деле он знает только базовые, примитивные движения, просто любит похвалу и лесть.
- Офисный сотрудник похваляется перед коллегами, что он к своим 25 годам имеет машину, квартиру и загородный участок, а они являются лузерами, так как снимают квартиры и ездят на общественном транспорте. Вот только блага, которыми человек так похваляется, достались ему в наследство от родителей.
- Человек, уже давно закончивший школу, продолжает всем приводить себя в пример, хвастаться собственными хорошими оценками и грамотами за участие в региональных олимпиадах.
- Женщина поссорилась с мужем, так как он не заметил ее новую прическу и не сказал ей нужного количества комплиментов.
- Ребенку очень хотелось заслужить похвалу родителей, поэтому он начал выдумывать истории о добрых делах, которые он якобы совершил (перевел бабушку через дорогу, помог девочке найти потерявшегося котенка, подсказал дорогу заблудившемуся прохожему). Родители не могут проверить подлинность его слов, поэтому верят ребенку, хвалят его. В итоге он решает регулярно выдумывать добрые дела, чтобы заслужить одобрение родителей.
- Бизнесмен хотел произвести впечатление на своих друзей, решил купить лучшую яхту. Он так увлекся, что потратил на корабль весь свой капитал. В итоге, бизнес пришел в упадок.
А какие примеры тщеславия из собственного жизненного опыта знаете вы? Может тщеславие проявляли вы или ваши друзья. Поделитесь в комментариях.
Что общего между унынием и ленью?
В IV в. н. э. христианский богослов Евагрий Понтийский написал учение «О восьми злых помыслах», в котором сказано:
Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия и после него — блуда, третий — сребролюбия (алчность — прим. ред.), четвертый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти или не приводили — это зависит от нас.
Во второй половине VI в. папа Григорий I Великий в сочинении «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. В итоге вместо 8 злых помыслов стало 7: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, похоть.
В XVIII в. учение о семи смертных грехах проникает в русское православие. В частности, его активно проповедует епископ Русской православной церкви Тихон Задонский. Именно он впервые поставил на одно место уныние и лень. Но что между ними общего?
Святые отцы видели тесную связь между двумя этими понятиями и считали, что лень порождает уныние
Например, богослов Игнатий Брянчанинов раскрывал грех Acedia, или уныния, как «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние»
А преподобный Амвросий Оптинский писал, что «уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».
Почему лень или уныние — это смертный грех?
Христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря Иоанн Лествичник считал, что унывающий человек — это «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». По мнению церкви, к унынию и лени людей подталкивает сам бес. Он искушает жертв, которые в состоянии душевной горечи отказываются выполнять все свои религиозные обязанности.
Очень точно об этом грехе написал автор сочинений философско-моралистического характера Франсуа VI де Ларошфуко:
«Леность — это самая безотчетная из всех наших страстей. Хотя могущество ее неощутимо, а ущерб, наносимый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пылкой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к ее влиянию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми нашими чувствами, желаниями и наслаждениями… В ленивом покое душа черпает тайную усладу, ради которой мы тут же забываем о самых горячих наших упованиях и самых твердых намерениях. Наконец, чтобы дать истинное представление об этой страсти, добавим, что леность — это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага».
Отметим, что сегодня лень и уныние больше не ставят на одно место в списке смертных грехов. Западные цивилизации считают пороком лень, в русской православной традиции таковым осталось уныние.
Когда тщеславие полезно
У любого аспекта или явления есть положительные и отрицательные черты. Несомненно, у тщеславия гораздо больше отрицательных сторон, нежели положительных, но иногда оно помогает человеку.
Например, именно тщеславие является механизмом запуска начинаний человека, его самосовершенствования (рост по карьерной лестнице, учеба в престижном вузе, высокооплачиваемая работа). Появляются энергия и азарт на свершения.
Часто именно тщеславие помогает человеку добиться широкого успеха и признания. Самый яркий пример этому – звезды шоу-бизнеса.
А как вы считаете, тщеславие может помочь в жизни? Или оно только мешает? Приведите свои примеры под статьей в комментариях.
Разделить победу
Сбить с самого себя спесь очень помогает осознание того факта, что очень редко мы достигаем чего-либо самостоятельно, без чьей-то помощи, хотя бы опосредованной.
- Удалось получить престижную работу с высокой зарплатой? Шансов было бы гораздо меньше, не оплати в свое время родители учебу в хорошем университете.
- Гордимся очередным повышением? Прекрасно – но, возможно, в этом отчасти есть и заслуга любимого дяди, который несколько лет назад порекомендовал молодого и неопытного студента шефу.
- Трава на газоне возле частного дома – самая красивая и ухоженная на всей улице? А вот газонокосилку приходится занимать у соседа.
- Не можем налюбоваться своей неземной красотой? Так в этом вообще нет нашей заслуги – спасибо Боженьке и папе с мамой.
- Сын окончил школу с золотой медалью? Но ведь это он корпел ночами над учебниками, в то время как родители в унисон храпели в спальне.
Если задуматься, практически к каждому достижению, которым мы гордимся, приложил руку кто-то еще.
Готовность это признать и разделить успех с теми, кто помог добиться победы, прекрасно помогает в борьбе с тщеславием.
Как уберечься от чужих нападок
Тщеславный человек часто испытывает непонимание со стороны окружающих людей, а над некоторыми откровенно посмеиваются и подшучивают коллеги, друзья. Способы защититься от таких людей разнообразны.
Для начала, стоит понять, в чем особенности тщеславного человека, для чего он так действует. Если его поведение задевает, можно попробовать следующее:
- Ограничить свое общение с горделивым человеком в пользу других людей.
- Понимать, что такие люди не способны на эмпатию, сводят все разговоры лишь к собственным достижениям.
- Не обращаться к тщеславному человеку за моральной поддержкой.
- Выстраивать свою самооценку на основании внутренних факторов, а не на словах самовлюбленных людей.
- Не позволять такому человеку манипулировать чем бы то ни было.
- Игнорировать его откровенные нападки и ложь.
- Если нужно высказать тщеславному человеку критику, то делать это тактично.
К тщеславному человеку стоит проявить сочувствие, ведь часто такое состояние развивается из-за серьезных проблем в детстве, неверного воспитания и примера.
Что такое непорочные (неукоризненные) страсти?
Это не греховные зависимости, а естественные страдания человека после грехопадения.
Понятие «страстность» часто прилагают одинаково как к порочным (укоризненным), так и к непорочным (неукоризненным) страстям. Однако между этими двумя понятиями есть разница, и немалая. Укоризненные страсти формируются в человеке в результате его личного уклонения ко злу. По мере постепенного пленения человека теми или иными видами греха в нём формируются греховные навыки, затем греховные привычки, которые, со временем, перерастают в стойкую зависимость от этих видов грехов.
«Естественные же и безпорочные страсти, — по свидетельству прп. Иоанна Дамаскина, — суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления, как например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходят пот, капли крови… и подобное, что по природе присуще всем людям».
Таким образом, наличие неукориненных страстей не зависит от воли человека. Хочет человек или нет, он не может не алкать, не жаждать, не может стать в принципе недоступным для болезней, не может не предаться тлению. В какой-то мере он в состоянии влиять на интенсивность внутреннего проявления этих страстей (например, приучив себя к постническому образу жизни, закалив свой организм и т. п.), но только в какой-то мере. Естественная страстность не была характерна лишь для первозданных людей, пока они пребывали в союзе с Богом.
***
Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружаться … ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы..прп. Иоанн Лествичник
Страсть – это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится.епископ Варнава (Беляев)
Иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним.преп. авва Дорофей
Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть… Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола
Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.преп
Никон Оптинский
***
Существует очень большая разница между любовью и привязанностью, между голодом и жадностью, между живым интересом и любопытством – и т.д. У каждой из наших естественных наклонностей есть зараженный злом двойник; он-то и есть один из путей к нашему порабощению. Если не сказали «нет» вовремя – не миновать борьбы. Но тогда будьте беспощадны, потому что ясность ума и независимость более драгоценны, чем то удовлетворение, которое вы получаете через порабощение. Кто такой грешник? Это человек разделенный в самом себе, разделенный от ближнего, удаленный от Бога. Грешник потерял связь с Богом, со своей совестью, со своей собственной жизнью, с жизнью ближнего.митрополит Сурожский Антоний
Как избавиться от тщеславия
Как не быть тщеславным:
- Поменьше говорить о себе любимом и своих достижениях, особенно, если люди об этом не спрашивали. Если собеседник все же поинтересовался этим, то стараться отвечать на вопрос максимально лаконично.
- Не высказывать свое мнение по любому поводу, отказаться от привычки критиковать.
- Если очень трудно совладать с собой, то на первых порах стоит говорить поменьше.
- Отказаться от привычки хвастаться и делать рекламу самому себе.
- Вести себя в отношении людей нейтрально, не высказывать резкой критики, даже если чье-то поведение раздражает.
- Постараться воспринимать адекватно критику от других людей.
- Регулярно обдумывать происходящее, размышлять о своем поведении и его мотивах.
Стоит придерживаться такого поведения хотя бы пару недель, и можно будет почувствовать, как излишнее тщеславие постепенно уходит из жизни.
Вопросы-ответы
Особенности высокомерного поведения активно обсуждаются на форумах. Психологам задают много вопросов о тщеславии и его проявлениях в человеческой жизни. Самые частые из них:
Гордыня, высокомерие, тщеславие – это все лечится унижением
Унижение – обратная сторона тщеславия. Униженный человек чувствует себя ничтожным, никчемным, неполноценным. Ему сложно общаться с друзьями и коллегами на равных, кажется, будто они превосходят его во многих качествах, таких как красота, ум, одаренность.
Но человеческая психика не выдерживает длительный стресс, время от времени индивид ищет способы чтобы снять свое психологическое напряжение. Методы разрядки бывают разными:
- Агрессия к слабым. Униженная личность причиняет психическую или даже физическую боль другим (тем, кто младше, слабее, беззащитнее). Например, работник выслушивает агрессивную критику руководителя, дома кричит на жену, она ругает ребенка, а мальчик гоняет кота.
- Эксцентричное поведение. Чтобы возвыситься в своих глазах, униженный человек привлекает к себе внимание, заслуживает одобрение, восхищение других людей. Положительных эмоций хватает ненадолго, вслед за эйфорией наступает самобичевание, самоуничижение. Такие эмоциональные качели расшатывают психику, углубляют психологические травмы, внутренний раскол.
- Борьба за место под солнцем. Униженная личность стремится доказать превосходство, восстановить собственную значимость, повысить самооценку. Для этого она с ожесточением участвует в конкурсах, соревнованиях, «выгрызает» выгодные контракты у своих конкурентов. Став богатым, успешным или знаменитым, индивид хвастается достижениями перед окружающими, доказывает собственное превосходство.
Хотя высокомерие и унижение связаны друг с другом, одно из этих качеств не является антидотом другого.
Откуда у многих людей необоснованное чувство важности
Основания для завышенной самооценки формируются в раннем детстве и подростковом возрасте. Нередко амбициозная личность складывается в среде друзей, учителей, тренеров.
Основные причины тщеславия:
- Детская психологическая травма, связанная с унижением. Родители систематически критиковали ребенка, не признавали его достижений, сводили на нет все его усилия. Став взрослым, человек стремится заслужить всеобщее признание, похвалу, лестью, чтобы компенсировать комплекс неполноценности.
- Конфликты в школе. Ученик, над которым издевались одноклассники, вырастает высокомерным, горделивым, надменным. Это его «маски», своеобразный защитный механизм, от жестокого неприветливого мира.
- Атмосфера эгоизма. Когда главой семьи становится малыш, родители потакают всем его прихотям, удовлетворяют желания и капризы. Ребенок умело манипулирует взрослыми, становится балованным, требовательным, гордым, надменным.
- Тщеславие – это протест, в ответ на недооцененность со стороны другого пола. Например, девочка в подростковом возрасте не отличалась красотой, была «гадким утенком», над которым смеялись мальчики. Повзрослев и став привлекательной, она мстит мужчинам, проявляя по отношению к ним надменность, высокомерие.
- Компенсация дефектов. Комплекс неполноценности побуждает индивида к интенсивному саморазвитию. Так некрасивый мальчик становится всемирным гением, чтобы повысить собственную самооценку, восполнить нехватку одних качеств другими.
Есть еще много причин тщеславия, кроме перечисленных выше. Чтобы их найти, нужна длительная работа психолога, контакт с подсознанием пациента.
Как избавиться от тщеславия
Универсальной таблетки от тщеславия не существует. Но психология дает несколько методов, с помощью которых можно избавиться от мании величия:
- Меньше говорить о себе, высказывать собственное мнение только когда об этом просят окружающие.
- Восхищаться достижениями других людей.
- Хладнокровно выслушивать летные слова и чрезмерную похвалу.
- Заниматься саморазвитием (тогда не останется времени для гордости от собственных достижений).
- Перестать сравнивать себя с другими.
Если с остервенением начать бороться с тщеславием, можно прийти к другой крайности – самоуничижению. Не стоит придавать большое значение собственным недостаткам, усиленно с ними бороться. Отстраненное наблюдение за самим собой со стороны – лучшее лекарство от любых психологических проблем и комплексов.
Проявления уныния
Уныние это один из видов неверия. Человек разочаровывается в Боге, начинает отчаиваться.
Уныние, как и любой смертный грех, многогранно. Оно может подступить к человеку с любой стороны. Чаще всего именно уныние становится первой страстью на пути духовного взросления. Оно отвлекает от молитвы, посылает суетные мысли, заставляет сомневаться даже в Том, кто незыблем и вечен — в Боге. Особенно сильно уныние действует в одиночестве. Одинокий человек куда легче поддаётся скуке, унынию и отчаянию. Именно поэтому начинающим инокам советуют проживать в общежитии. Молитвенный подвиг в одиночестве — это удел опытных монахов.
Проявления уныния в духовной жизни разделяют на три категории:
— охлаждение к молитве, сомнения в её действенности;
— леность, полное нежелание вести духовную борьбу со своими страстями и недостатками;
— стремление заниматься чем угодно — даже совершать внешние добрые дела, но не совершенствоваться в своей внутренней жизни.
Богатство — это грех?
Мы выяснили, что такое сребролюбие. А теперь давайте подумаем, грешно ли быть богатым?
Начнем с того, как заработано это богатство. Допустим, живут два бизнесмена. Один свой бизнес ведет честно. А второй изворачивается, ищет «левые» источники дохода, обижает своих сотрудников заработной платой, условия труда у них рабские. И при этом, данный бизнесмен думает только о выгоде. Какое там нищему подать или просто нуждающемуся помочь? Ему надоела красная икра на завтрак, бриллиантовую подавай. А жене нужна машина новая. И не за три миллиона, а за шесть.
Первый же бизнесмен никакого «левого» дохода не имеет. Работникам зарплату хорошую платит, печется о комфортных условиях труда для них. Питается просто, не гонится за дорогими машинами, десятой по счету квартирой или пятнадцатым особняком. В церковь жертвует деньги, помогает тем, кто в этом нуждается. Детскому дому часть денег отдает, строго следя за тем, чтобы средства эти до деток доходили, а не сотрудникам в кармане оседали.
Вроде два человека, два бизнесмена. Только первый не привязан к благам материальным, а второй — сребролюбием страдает. Ему богатство не полезно, и не принесет ничего хорошего.