Как стать самостоятельным? Топ-7 популярных способов, советы

Как стать самостоятельным? Рано или поздно об этом задумывается каждый человек. Современная жизнь полна неожиданностей, постоянно требует принятия серьезных решений. Однако, что делать тем, кто по каким-либо причинам боится принимать решения, и становится самостоятельным? Не беда! Несколько эффективных шагов помогут вам приблизиться к образу свободного независимого и целеустремленного человека. От самостоятельности человека отделяет несколько простых советов.

Причины отсутствия самостоятельности

Жизнь полна сложностей, и требует от человека незамедлительных решений, за которыми стоит ответственность за свою жизнь, а иногда и жизнь окружающих. На первый взгляд может показаться, что проблемы с принятием решений могут испытывать исключительно дети и подростки. Однако в реальной жизни все намного сложнее, и возраст человека совершенно не влияет на умение принимать решения.

По мнению психологов, причины отсутствия самостоятельности стоит искать в раннем детстве. Помните высказывание Зигмунда Фрейда о том, что все проблемы пришли к нам из детства? Данное утверждение наглядно демонстрирует, насколько ошибки в воспитании ребенка могут негативно сказаться на становлении его личности в будущем.

Прежде чем разобраться в проблемах, связанных с невозможностью принятия важных решений, давайте рассмотрим этимологию понятия «ответственность»:

Самостоятельность – это способность человека исполнять все обязательства и следовать общепринятым в обществе нормам. Кроме того, ответственность подразумевает осознание последствий принятых решений.

В детском и подростковом возрасте мы часто совершаем инфантильные поступки. Это связано с тем, что у ребенка ограниченное восприятие мира, а также отсутствует жизненный опыт. Часто ребенок не может выявить причинно-следственную связь, поэтому поступает в некоторых ситуациях совершенно не логично. Однако по мере взросления, социум требует от нас соответствия установленным требованиям и правилам.

Стоит сразу понять, что ответственность – это не часть характера, и не врожденная особенность, присущая человеку. Самостоятельность – это синоним ответственности, а также некий ценностный ориентир, который общество прививает подростку в лице старшего поколения.

Причины несамостоятельности заключаются в следующих моментах:

  • проявление чрезмерной опеки со стороны родителей, навязывание собственного мнения;
  • чрезмерная строгость – другая крайность, которую часто проявляют родители в процессе воспитания своего чада;
  • индивидуальные особенности человека – по своей натуре люди могут быть робкими и нерешительными, а необходимость принимать решения становится для них мучительной и даже болезненной процедурой;
  • позиция «несамостоятельного человека» удобна человеку, он выбирает ее из личных побуждений.

Каждая из описанных причин вполне решаема, главное, вовремя определить характер проблемы. Начать работу над собой – серьезный шаг, но простые советы помогут реализовать мечты о независимой и самостоятельной жизни в реальность.

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов

Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей. Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.

Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем.

10 способов воспитания ответственного ребенка

Учим убирать за собой самостоятельно

Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите:
а) ругать его; б) самостоятельно наводить порядок. Скажите:

– В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина.
Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.

Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:

– Мы всегда убираем свои вещи на место.

Если ваш подход позитивный и дружелюбный, ребенок не станет защищаться и отнекиваться от уборки, а сам захочет помочь.

Учим заботиться о семье

Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью.
По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.

Главное — это желание

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание.
Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.

Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!

Программа «Предшкольная пора»

Основные цели программы «Предшкольная пора» — личностное развитие будущих первоклассников, их готовности к обучению. Программа поможет сформировать у дошкольников качества, которые в дальнейшем станут основой высокой познавательной активности и успешной учебы. В нее включены темы, направленные на познание мира, социальных отношений и самопознание; знакомство с родным языком, музыкой, искусством, литературой; физическое развитие.
Купить

Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому

У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму.
Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.

Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

Перестаём критиковать

Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители.
Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором.

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий… Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»

Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка нести ответственность за свои обязанности, поддерживая при этом непринужденную обстановку.

Создаем необходимые условия

Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.
Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату. Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.

Даём возможность разобраться ребёнку самому

Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.
Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

Поощряем

Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.
Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел. Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками. Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.

Учим составлять график

Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком.
Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.

Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

Стремимся стать хорошим примером

Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами
выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.

Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

Пример 1. Отрицательный

— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!

Вы сами себя ругаете за незначительный промах, ребенок видит, что любая его ошибка в будущем приведет к неприятному чувству обиды и, вероятно, порицанию со стороны окружающих.

Пример 2. Отрицательный

— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!

Ругать близких при ребенке нельзя ни при каких обстоятельствах. В семье должна быть гармония – наблюдая за вашими отношениями с близкими, ребенок строит собственные паттерны поведения. А тут налицо еще и перекладывание ответственности. Не мама разбила чашку, а папа во всем виноват, «растяпа». Двойной отрицательный урок.

Пример 3. Положительный

— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь.

На каждый возраст – свои обязанности

Ещё один вопрос, который часто задают родители: с какого возраста можно просить ребенка делать что-то самостоятельно? Приведенный ниже список обязанностей — это всего лишь ориентир, который требует адаптации под вашу ситуацию и конкретного ребенка. Не забывайте постепенно наращивать степени свободы и ответственности, которые вы предлагаете детям. И старайтесь оказать им столько помощи, сколько им необходимо для успешного прохождения уровня квеста «пока они не освоят его с комфортом.

За что могут нести ответственность малыши:
  • Что надеть.
  • Кушать самостоятельно (если они не попросят вашей помощи).
  • Какую книгу читать, даже если родители читают им вслух.
  • С какими игрушками играть.
  • Когда сходить в туалет.
За что могут нести ответственность дошкольники (3-5):
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Их собственная одежда (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).
  • Их собственные комнаты.
  • Сколько нужно еды.
  • С кем и когда играть.
  • Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).

УМК «Ступеньки к школе»

Предлагаемые варианты заданий в пособиях серии предполагают активное включение ребёнка в познавательную деятельность, с учётом его сильных и слабых сторон развития, и возможность учёта индивидуальных особенностей при подсказке и помощи взрослых.
Купить

За что могут нести ответственность дети школьного возраста (от 6 до 9 лет):
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Какую прическу носить.
  • Как потратить карманные деньги.
  • Когда готовить домашнее задание.
  • Как провести время (после выполнения основных обязанностей, таких как домашние задания).
  • Каким спортом или физической активностью заниматься (выбор кружков — аналогично).
За что могут нести ответственность подростки в 10-12 лет:
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Самостоятельный уход за собой: ногти, волосы, тело.
  • Выбирать маршруты и компанию для прогулок (в допустимых пределах).
  • Оставаться одним дома.
За что могут нести ответственность подростки в 13-15 лет:
  • Выбирать часы подъема (с условием, что все нужно успеть).
  • Стирать белье самостоятельно.
  • Временные изменения во внешнем виде.
  • Ездить на автобусе или метро.
  • Ходить в кино и на другие мероприятия, где нужно расплачиваться, с друзьями.
  • Подрабатывать не в ущерб обучению.
  • Контролировать свой бюджет.

И самое главное — не забывайте хвалить ребенка за любое проявление самостоятельности. Обязательно отмечайте, когда он сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймет, что самостоятельность — не обуза, а навык, который позволяет заслужить уважение окружающих, и за которым следует расширение «свободы».

Вырабатываем полезные привычки

Начать путь преображения необходимо с формирования ценных навыков, которые неоднократно помогут вам в жизни:

  • учимся брать ответственность за себя – реализация привычки проходит через своевременную оплату счетов, готовности соблюдать сроки работы и быть пунктуальным;
  • всегда будьте в курсе последних событий – современный человек должен владеть актуальной информацией;
  • необходимо прорабатывать все задачи на день;
  • отстаивайте собственное мнение, не стоит полагаться на мнение окружающих, так как только вы можете понимать, чего хотите от жизни.

К числу полезных привычек стоит отнести построение краткосрочных и глобальных целей, которые помогут реализоваться в личной и профессиональной сфере.

Как стать самодостаточным человеком?

Начать развивать в себе самодостаточность можно с рекомендаций психологов:

  • Учитесь максимально просто относиться к любым ситуациям – и когда вас хвалят и восхищаются вами и когда за что-то отчитывают, в чем-то упрекают, выражают недовольство.
  • Когда приходится оставаться в одиночестве, принимайте это состояние, взращивая в себе восприятие личного пространства и свободного от всего и всех времени как серьезной ценности.
  • Тренируйте себя: проводите дни наедине с самим собой, отправляя в «нокаут» все гаджеты, не включая телевизор, не заходя в Интернет, не общаясь с родственниками, друзьями и знакомыми.
  • Проецируйте в сознании ситуации, где вы остаетесь без поддержки дорогих вам людей, чтобы получать опыт одиночества и самостоятельности и развивать в себе волевые качества, присущие самодостаточным людям.
  • Мысленно воссоздавайте в памяти приятные для вас воспоминания и эмоции, думайте о том, есть ли какой-то способ получать те же самые ощущения без участия других людей – будучи лишь одному.
  • Анализируйте свою жизнь и людей из круга своего общения, и подходите к этому критически: что и кто нужен вам по-настоящему, есть ли с кем-то духовная связь, а что и кто просто отнимает время?
  • Как можно чаще практикуйте самостоятельное принятие решений, реже обращайтесь к другим людям за советами и подсказками – так будет формироваться новая привычка и развиваться навык принятия ответственности за все происходящее.
  • Проанализируйте себя и составьте список всех качеств и навыков, которые могут пригодиться вам в абсолютно самостоятельной жизни; подумайте о том, достижение каких целей приведет вас к полной независимости.
  • Читайте книги, цитаты и афоризмы известных людей и выдающихся личностей на тему самодостаточности, уверенности в себе, независимости и других качеств, необходимых самостоятельному человеку.
  • Перестаньте чего-либо требовать и ждать от других людей, надеяться на чью-то помощь, искать в других поддержку и сочувствие – начните думать, вести себя и жить, как взрослый человек.
  • Привыкайте обслуживать себя и свои потребности сами. Это касается всего: от подъема по утрам, приготовления пищи, стирки белья и уборки по дому до заработка денег, выбора места работы, постановки целей и задач.
  • Заботьтесь о себе и своем теле, правильно питайтесь, занимайтесь физическими упражнениями, начните вести здоровый образ жизни – все это позволит вам сохранять молодость и здоровье, получать удовольствие от каждого прожитого дня.
  • Ставьте цели. Они должны затрагивать разные временные отрезки, т.е. нужно ставить цели на день, неделю, месяц, год и даже больше, но самое главное – ежедневно самостоятельно делайте хоть что-то ради их достижения.

Вместе с этими рекомендациями возьмите на заметку правила самодостаточных людей. В общем-то, их не много, но они представляют особую ценность.

Распоряжайтесь финансами самостоятельно

Личное распределение финансов – это прямой путь к самостоятельности. Контроль расходов поможет научиться правильно распоряжаться деньгами, держать руку на пульсе, и знать цену деньгам. Если вы целенаправленно передаете собственные деньги во владение другому человеку, то автоматически подписываетесь на зависимость.

Еще одним важным моментом на пути к самостоятельности является полное избавление от финансовых долгов. Долги привязывают и сковывают человека, так как он не может почувствовать себя в полной мере свободным. По мнению финансовых экспертов, долг не должен превышать 36% от суммы ежемесячного дохода. Если вы обременены кредитом, то стоит пересмотреть процентную ставку, поддать заявление на рефинансирование или по возможности погасить часть долга.

Кроме того, лучше стараться не занимать деньги, и использовать наличные, вместо кредитной карты. Расплачиваясь кредиткой, человек не видит реальных трат, соответственно, не осознает полной ответственности за все траты. В решении финансовых вопросов важно соблюдать чувство меры, и не поддаваться соблазну приобрести лишнее. Отправляясь в магазин, приучите себя подготавливать заранее список покупок, во избежание ненужных покупок.

Стремитесь к самодостаточности

Чтобы в полной мере проявить себя, как самостоятельный и ответственный человек, необходимо четко знать свои обязанности. Рекомендуем написать полный перечень обязанностей, за которые лично вы несете в жизни ответственность. Например, почему бы не иметь привычку гладить вещи самостоятельно? Или готовить ужин, покупать продукты питания без чьей-либо помощи.

Эксперты рекомендуют завести питомца или развести огород, чтобы в полной мере проявить ответственность и заботу. Уход за животным, прогулки и кормление помогают прочувствовать на себе весь груз ответственности, что непременно сделает вас самостоятельным человеком, который отвечает не только за свою, но и чужую жизнь.

Неплохим вариантом станет посещение курсов по оказанию первой медицинской помощи. Представьте, что полученные в ходе обучения навыки, могут спасти жизнь другого человека. Основы автомеханики сделают вас самостоятельным на дороге, так как любая поломка не выбьет вас из колеи, и сделает настоящим королем дороги. Поддержание здорового образа жизни поможет обрести независимость от недугов и визитов к врачам.

Эмоциональная гармония – путь к самостоятельности

Что такое эмоциональная самодостаточность? В первую очередь, это возможность контролировать свои чувства и эмоции, независимо от внешних обстоятельств. Жизнь полна неожиданностей, и в том числе не всегда приятных.

Умение сопротивляться эмоциям – ценный навык на пути к совершенству. Проведение самоанализа помогает определять причины появления тех или иных чувств, анализировать, а не принимать происходящее близко к сердцу. Иногда стоит обратиться к профессионалу – психологу, который все «разложит по полочкам», и поможет обрести эмоциональную стабильность.

Всегда стоит быть уверенным в своих силах. Это помогает поддерживать стабильность в отношениях с партнером, и чувствовать себя самодостаточной личностью. Психологи рекомендуют выражать беспокойство, прорабатывать негативные моменты, и проговаривать те проблемы, которые вызывают у вас беспокойство. Добиться эмоциональной стабильности поможет уединение с природой, духовные практики, занятие йогой и посещение мест для вдохновения (театры, кино, музеи, парки и пр.).

Получите дополнительные навыки

Учиться никогда не поздно, а возможность развиваться предоставляет человеку дополнительные навыки. Чем больше умений будет освоено, тем легче быть самостоятельным. Примечательно, что стать самостоятельным помогут как курсы по наращиванию ресниц, так и тренинги личностного роста, курсы по освоению компьютерных технологий, прикладной физики и пр.

Получение дополнительных навыков развивает самостоятельность, дарит ощущение собственной значимости и безграничных возможностей. Главное, что вы самостоятельно будете оплачивать занятия, подбирать материалы для обучения, оттачивать полученные навыки на практике. В конечном итоге мы получаем ценный опыт, который обязательно пригодится в жизни.

она социально успешна и профессионально реализована

Такая девушка не будет жаловаться, что ее заперли на кухне муж и дети, и вместо того, чтобы добиваться успехов на работе, она пропадает среди кастрюль. Ее диплом не пылится в тумбочке, ее уважают в коллективе, и над ее рабочим столом висят грамоты за профессиональные достижения. она интересна как личность С девушками такого типа всегда есть о чем поговорить: они в курсе модных тенденций и индекса Доу – Джонса, они знают, какие на этой неделе идут вечеринки и показы (и наверняка имеют в сумочке пару приглашений). О чем бы вы ни заговорили, она всегда с готовностью подхватит тему. А если вдруг окажется не в курсе – и такое случается с этими небожительницами – в ближайшее время восполнит этот пробел в своей образованности. Конечно, ведь она привыкла все знать.

Говорите уверенно

Часто самостоятельность и независимость заключается не только во внутренней готовности справляться с трудностями и принимать решения, но и во внешнем виде человека. Сгорбленная спина и шаркающая походка демонстрируют, что человек замкнут, и не желает выделяться из толпы. Для самостоятельного человека крайне важно уметь правильно доносить свое мнение. Существует несколько секретов, которые помогут постичь навыки ораторского искусства:

  • встаньте перед зеркалом и повторяйте скороговорки, отчетливо протягивая каждый звук;
  • обратите внимание на речь людей, которые служат примером для вдохновения;
  • на досуге учите стихи, как можно больше читайте;
  • для получения практического опыта запишитесь в театральную студию или клуб любителей поэзии – декламация стихов перед публикой подарит ценный опыт, и даст возможность привыкнуть к вниманию окружающих.

Простые советы и постоянная практика помогут стать настоящим мастером слова, и не робеть даже перед самым искусным оратором.

Как прививать самостоятельность

Ребёнок сможет развиваться гармонично и постепенно становиться самостоятельным, если его родители будут следовать несложным советам:

  • Начните с режима дня. Он не только дисциплинирует, но и тренирует ответственность. Сначала напоминайте чаду о времени и действиях. Потом ребёнок всё запомнит и научится сам планировать свой день.
  • Определите обязанности, которые ребёнок должен самостоятельно выполнять. Это может быть забота о питомце, вынос мусора, мытьё посуды, подметание пола.
  • Хвалите за достижения, даже небольшие, промежуточные. Это позволит малышу понять, что его ценят, что его старания не напрасны, что есть стимул делать что-то вновь.
  • Интересуйтесь мнением чада, учитывайте его потребности и желания. Ребёнок должен ощущать себя важным, нужным и значимым.
  • Давайте возможность самостоятельно выбирать: одежду, хобби, еду, обязанности, аксессуары для дома и так далее. Ребёнок должен учиться делать собственный выбор.
  • Помогайте, когда чадо просит. Важно не делать всё за него, а именно помогать: подсказывать, поддерживать, направлять в нужное русло.
  • Советуйтесь. Можно спрашивать, что лучше приготовить на ужин, как одеться, что купить.
  • Предоставляйте свободное время – не менее 1-2 часов в сутки. В этот период ребёнок может заниматься тем, чем хочет.
  • Сложные задачи разбивайте на небольшие. Так, если предстоит генеральная уборка, можно разделить её на этапы: раскладывание вещей по местам, обработка ковров пылесосом, мытьё полов, протирание пыли, чистка сантехники.
  • Показывайте пример: не уходите от решения проблем, ищите выходы из сложных ситуаций, не показывайте свою несостоятельность или беспомощность.
  • Предлагайте новые интересные задачи, вдохновляйте на достижения. Это поможет не бояться трудностей и неизвестных ситуаций, учиться адаптироваться к новым условиям.
  • Чётко формулируйте цели и обозначайте желаемые результаты. Ребёнок должен понимать, что и ради чего он делает.
  • Неудачи – это нормально! Не стоит придавать им большое значение, ведь любая ошибка – это опыт и повод попробовать снова. Да, можно мягко сказать, что малыш сделал что-то не так, даже дать совет. Но не ругайте, не напоминайте об оплошности.
  • Поддерживайте. Ребёнок должен знать, что он не один, а если что-то не получится, ему помогут и не осудят.
  • Все запреты объясняйте. Нужно говорить не просто «Нельзя!», а «Не нужно делать этого, потому что…».
  • Проявляйте внимание. Интересуйтесь делами, планами и мыслями, всегда внимательно выслушивайте чадо. Так вы поймёте, чего ребёнок хочет, боится, опасается или не приемлет. И это поможет своевременно выявлять проблемы и двигаться в нужном направлении.

Помогайте людям

Добрые дела – это прекрасная возможность проявить себя, и почувствовать, собственную значимость. Переведите бабушку через дорогу, донесите тяжелые сумки соседки или покормите бездомного кота. Каждый добрый поступок позволяет осознать личностный рост, а чувство радости от оказания помощи ближнему непременно вдохновит на дальнейшие поступки.

Развитие самостоятельности в человеке возможно лишь в том случае, если он настроен постоянно что-то делать. Позиция молчаливого свидетеля – это табу для всех, кто задумывается о том, как стать самостоятельным. Небольшие добрые поступки со временем трансформируются в огромный практический опыт.

Чего делать не нужно

Напоследок расскажем, как делать не нужно:

  • Указывать, говорить повелительным тоном. Из-за этого малыш может или перестать хотеть проявлять инициативу, или привыкнуть к бездумной исполнительности.
  • Унижать. Если у чада что-то не получается, а родители упрекают его в этом в грубой или насмешливой форме, то пропадёт всякое желание пробовать и стараться.
  • Делать за малыша то, что он и сам вполне способен сделать. Он привыкнет к этому и не будет проявлять инициативу.
  • Переделывать что-то. Если ребёнок выполнил какую-то обязанность, а потом мама на его же глазах сделала всё по-своему, то в следующий раз малыш подумает: зачем делать это, если у взрослых получается лучше и правильнее? Желательно мягко указать на ошибки и попросить исправить их.
  • Заставлять делать то, что ребёнок пока не умеет в силу возраста. Не требуйте взрослеть быстрее положенного.
  • Наказывать, ругать за ошибки. Да, результаты не всегда соответствуют ожиданиям, но наказания разовьют страх ошибиться снова. И тогда ребёнок будет бояться что-то делать самостоятельно.
  • Навязывать советы, помощь. Можно мягко направлять и помогать по просьбам. Но если постоянно давать наставления, то вы будете лишать чадо возможности попробовать и дойти до конца самому, пусть и не так, как хотелось бы.
  • Перекладывать ответственность на себя. Пример: школьник тянул с уроками и в итоге понял, что не сделает их сам. Некоторые из жалости или ради предотвращения плохой оценки выполняют задание за ученика. Но ребёнок должен осознать последствия своего действия или бездействия, чтобы получить опыт и в будущем не допускать ошибок.
  • Оправдывать. Пример: ребёнок не застелил постель. Мама делает это сама, оправдывая отпрыска тем, что он просто ещё не проснулся и не собрался с силами.
  • Чрезмерно опекать. Конечно, меры безопасности нужны. Но оберегать от всего не стоит. Ребёнок должен познавать мир, сам осознавать реальные угрозы, иногда учиться на ошибках.

Развитие самостоятельности у ребёнка – непростая, кропотливая и непрерывная работа, требующая терпения и сил. Но если всё делать последовательно, обдуманно и с любовью, то чадо обретёт столь важное качество и подготовится к взрослой жизни.

Советы

  • привычка вести ежедневник поможет анализировать все события, произошедшие за день;
  • каждый год узнавайте что-то новое, посещайте новые места, осваивайте дополнительные навыки, изучайте языки;
  • налаживайте общения с людьми из разных слоев общества, ведь каждый человек может подарить ценный опыт;
  • не пытайтесь поменять собственное «Я», главное, развить в себе решительность и желание отвечать за свои поступки;
  • освободитесь от контроля со стороны окружающих – любое проявление контроля губительно для личности;
  • доказывайте самому себе, что можете принимать любые решения, мыслите самостоятельно и не бойтесь мечтать;
  • не бойтесь просить помощи, ведь самостоятельность – не значит отказ от проявления любого вида помощи со стороны близких людей;
  • поглощайте опыт других людей, используя его в качестве ценных жизненных советов.

Если вы задумались о том, как стать самостоятельным, стоит взять себя в руки, и воспользоваться ценными советами экспертов, описанными в данной статье. Мы часто попадаем в ситуации, когда необходимо незамедлительно принимать решения, и брать судьбу в свои руки. Самостоятельность – это закономерный этап развития личности, а также признак духовной зрелости человека. Попытки стать независимыми расширяют наши возможности, поэтому пришло время для перемен. Верьте в свои силы, и у вас обязательно все получится!

«Как вы считаете, почему самостоятельность называют приобретенным, а не врожденным качеством? Расскажите, какие из описанных в статье способов, вы считаете наиболее эффективными?».

Оцените статью:

[Всего: 3 Средний: 5/5] (Рейтинг статьи: 5 из 5)

Автор статьи Анжела Карпачева Фрилансер

Самостоятельность: суть и главные составляющие

Что же такое самостоятельность? Если говорить о детях, то многие расценивают это качество как способность обслуживать себя самостоятельно, удовлетворять базовые естественные потребности, делать что-то без помощи со стороны взрослых, а также умение занимать себя. Но на самом деле понятие более обширное, и оно включает несколько составляющих:

  • Инициативность. Это способность действовать не по чьим-то указаниям, а по собственной инициативе. Ребёнок должен осознавать необходимость участия в событиях или делах, не дожидаться просьб или принуждения.
  • Уверенность в себе. Это не только самооценка, но и способность оценивать свои возможности и силы адекватно. Самостоятельный и осознанно мыслящий ребёнок не будет пытаться осуществить невозможное, например, передвинуть тяжёлый диван.
  • Ответственность. Эта составляющая крайне важна, и она охватывает несколько аспектов: понимание последствий собственных действий, способность исправлять ошибки, готовность исполнять обязанности и выполнять данные обещания. Сюда же можно включить и понимание того, что результаты (достижение целей, успехи) зависят от самого ребёнка, а не от окружающих людей или обстоятельств.
  • Способность принимать решения, причём не спонтанно, а обдуманно, анализируя ситуации и продумывая их возможные исходы.
  • Умение ставить реальные цели и достигать их, пусть постепенно и поэтапно.
  • Способность действовать сознательно при известных требованиях или определённых условиях. Пример: мама или папа дал задание и установил временные ограничения. Ребёнок должен не только выполнять просьбу, но и понимать, что медлить и лениться не стоит.
  • Самоконтроль, самостоятельная оценка результатов деятельности. Ребёнок, делая дело, не должен отвлекаться или переключаться на что-то другое. Также он может проверить себя и исправить ошибки, которые были допущены.
  • Способность использовать алгоритмы – переносить хорошо знакомые последовательности действий на новые обстоятельства.

Такие качества есть даже не у каждого взрослого. И главная проблема часто заключается именно в том, что мама или папа просто не понимает, как именно действовать, так как и сам не способен на то, что описано выше. Но если разобраться во всём, задача станет решаемой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]