Медицинская информация достоверна Проверял Еремин Алексей Валентинович
Пассивно-агрессивное расстройство личности – это психическое нарушение, которое сопровождается психологическим сопротивлением внешним требованиям. Без лечения состояние может привести к асоциальным поступкам, увольнению с работы, разрушению семейных связей и деловых контактов.
Терапия основывается на проведении индивидуальных или групповых психотерапевтических сеансов. В тяжелых случаях используется медикаментозная терапия. Пройти лечение пассивно-агрессивного расстройства в Москве предлагает психиатрическая клиника доктора Исаева. Здесь применяются традиционные подходы психокоррекции и инновационные разработки ученых.
Общая информация о заболевании
Социальные конфликты и трудности в общении могут возникать у любого человека. Они не свидетельствуют о каких-то отклонениях личности. Но в некоторых случаях эти проявления приобретают патологический характер. Для пассивно-агрессивного расстройства личности характерны следующие черты:
- человек склонен мыслить в негативном ключе, он пессимистичен, угрюм, настроен на неудачу;
- существует убеждение в том, что окружающие люди настроены против него отрицательно;
- больной опровергает собственную роль в определенных стечениях обстоятельств, где он виновен, склонен ссылаться только на внешние факторы;
- у него наблюдается боязнь неодобрения собственных слов и действий со стороны общества;
- больной убежден в том, что его личностную свободу ограничивают, часто мнит себя обиженным и оскорбленным.
Для самоутверждения люди с пассивно-агрессивным расстройством личности стремятся отстаивать свои права с помощью раздражения и агрессии. При этом они могут долгое время не высказывать своего недовольства, скрывая его от окружающих.
Диагностика расстройства
Расстройство диагностируется на основании беседы с человеком и сбора анамнеза жизни. Для оценки степени игнорирования обязанностей и пренебрежения установленными правилами, учитываются социальные условия и культурные нормы, конкретного региона.
Диссоциальное расстройство личности диагностируется при наличии общих проявлений расстройства и специфических симптомов:
- расстройство инициируется в раннем возрасте (до 15 лет), нет сменяющихся периодов обострения и выздоровления;
- постоянное осознанное нарушение социальных норм, законов, пренебрежение правами и чувствами людей;
- человек легко выходит из себя, гневлив, склонен к насилию;
- отсутствует чувство вины и ответственности за свои действия;
- склонность к постоянной лжи, мошенничеству и манипуляциям;
- осуждение чужих действий, оправдание и рационализация своих;
- отсутствует планирование, импульсивность поступков, безответственность.
Расстройство можно дифференциально диагностировать со следующими заболеваниями:
Нарциссическое расстройство личности
. Человек не способен к эмпатии, склонен эксплуатировать других в своих целях, но не агрессивен. Пациенты с нарциссическим расстройством испытывают трудности с урегулированием чувства собственного достоинства, им важно слышать похвалу и принадлежать к особенным группам людей. Чтобы поддержать свое чувство превосходства, обесценивают других людей и их достижения. Они переоценивают свои способности и преувеличивают свои достижения. Пациенты с антисоциальным расстройством личности используют других для материальной выгоды, с нарциссическим же эксплуатируют других для поддержания своей самооценки.
Пограничное расстройство личности
. Пациенты с ПРЛ склонны к манипулятивному поведению, целью манипуляций является получить внимание и поддержку, а не материальную выгоду. Больные испытывают сильный страх или гнев, когда чувствуют, что их игнорируют или отвергают, боятся быть покинутыми, остаться в одиночестве. Часто и резко меняют точку зрения, присутствует фаза идеализации и обесценивания. Сопереживают только если уверены в том, что этот человек придет им на помощь в любой момент и не оставит в одиночестве. После окончания вспышки гнева, испытывает чувство вины и стыда, убеждает себя, на сколько он сам плохой человек.
Расстройства поведения
. Деструктивные модели поведения, с нарушением норм и законов, встречаются до 15 лет и прекращаются со взрослением. Приблизительно в трети случаев они сохраняются, симптомы соответствуют диссоциальному расстройству личности. Расстройства характеризуются устойчивыми необщительными, агрессивными, вызывающими моделями поведения. Диагноз основывается на моделях поведения, включающих чрезмерную конфликтность, лживость, жестокость к другим людям и животным, порчу имущества и др. Наличие подобных ярко выраженных признаков достаточно для диагностики, но конкретные действия оцениваются только в совокупности с другими факторами.
Психопатия
. Заболевание с ярко выраженным антисоциальным поведением, при полной сохранности мышления. Социопатия —более мягко выраженная психопатия. При нормальном существовании в социуме, но полном игнорировании правил и законов, речь идет о социопатии. Психопаты также умеют манипулировать окружающими, не формируют привязанности, другие люди нужны только для достижения своих целей и развлечения. Но если психопат склонен хладнокровно строить и воплощать свои планы, то социопат поступает спонтанно, часто совершает рискованные поступки.
Зависимость от психоактивных веществ
. Импульсивность и безответственность может быть результатом употребления психоактивных веществ. Анализ проводится на основе анамнеза пациента. Зависимость может сопутствовать диссоциальному расстройству, так и быть самостоятельной болезнью.
Гебоидная шизофрения
. Наличие резко выраженных эмоциональных изменений и рано возникшей эмоциональной тупости, часто является признаком медленно развивающейся шизофрении с гебоидными проявлениями или хронической манией. Ведущее место в проявлениях гебоидного состояния при шизофрении в юношеском возрасте занимают психопатологические нарушения, которые способствуют сильному искажению и утрированию типичных проявлений пубертатного возраста (желание самоутвердиться, склонность к оппозиции, противоречию окружающим). Под влиянием расстройства обычные проявления становятся психопатологическими, развивается тотальный негативизм и противопоставление себя окружающим и дисциплине.
Диссоциативное расстройство идентичности
. Тип диссоциативного (конверсионного) расстройства. Характеризуется наличием двух и более чередующихся между собой личностей (альтер-личности, эго-состояния или идентичности). Диссоциативное расстройство идентичности сопровождается непроизвольным уходом от реальности, дереализацией, деперсонализацией. Неспособностью вспомнить события из повседневной жизни, определенную личную информацию, травмирующие события или сильный стресс. Причиной возникновения конверсионного расстройства почти всегда является психотравма в детском или взрослом возрасте. В следствие расстройства идентичности, человек оказывается в одной или нескольких личностях одновременно или по очереди. В такие моменты человек отключается от самого себя и прекращает чувствовать собственное тело, может не видеть себя со стороны. Личности внутри человека могут иметь разный возраст, пол, национальность, умственные способности, темперамент и иметь абсолютно разное поведение и привычки.
Эмоционально неустойчивое расстройство личности
. Такие люди склонны к импульсивным действиям, не боятся последствий, непредсказуемы, конфликтны и капризны. Имеют склонность к вспышкам эмоций и неспособны контролировать свое вспыльчивое поведение. Выделяют два вида расстройства: импульсивный тип (эмоциональная нестабильность и недостаток эмоционального контроля) и пограничный тип (характерно расстройство самовосприятия, целей и стремлений, постоянное ощущение пустоты, напряженность и нестабильность межличностных отношений, саморазрушающее поведение, возможны суицидальные попытки).
Причины расстройства
Специалисты считают, что негативный пример подобного поведения у родителей является становится серьезным фактором риска в развитии пассивно-агрессивного расстройства у ребенка. Другими причинами могут являться:
- хронический стресс, возникающий на фоне конфликтов в семье и на работе;
- возникновение переноса и идентификаций. Человек может идентифицировать себя с агрессивно настроенной личностью из-за сильных эмоций, перенося на себя черты характера совершенно чужого человека;
- воспитание с авторитаризмом, тотальным контролем, гиперопекой.
Пассивную агрессию провоцируют постоянные требования родителей по сдерживанию эмоций. В результате этого человек не способен выражать их, может переводить ощущения в агрессию по отношению к другим людям. Очень часто внешне приятные и сдержанные люди, воспитанные в таком ключе, внутренне перенапряжены, преисполнены желания восстановить им одним известную справедливость.
Причины заболевания
Имеет место генетическая предрасположенность, поскольку эмоционально-импульсивное расстройство часто встречается среди кровных родственников пациентов. Но одной лишь отягощенной наследственности недостаточно для манифестации клинических проявлений синдрома. В патогенезе заболевания участвует и множество других факторов.
Прежде всего это органическое поражение мозга, особенно лимбической системы, которая «отвечает» за эмоциональный фон, мотивацию, поведенческие реакции. Учитывая, что симптомы обычно проявляются в пубертатном периоде, причинами болезни могут быть черепно-мозговые травмы, перенесенный энцефалит или другие нейроинфекции, судорожные припадки в раннем или младенческом возрасте.
Кроме того, определенную роль играют и факторы, которые влияют на внутриутробное развитие центральной нервной системы. Это:
- употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, тератогенных лекарственных средств;
- гипоксия плаценты;
- неправильное питание женщины, дефицит необходимых витаминов и минералов из-за недоедания или патологии желудочно-кишечного тракта;
- перенесенные вирусные инфекции.
Действие перечисленных факторов особенно опасно в первом триместре беременности, когда происходит формирование основных структур головного мозга.
Не последнее значение имеют и неблагоприятная психологическая атмосфера, в которой воспитываются дети. Риск возникновения синдрома многократно повышается при алкоголизме или наркомании отца и/или матери, холодность или наоборот, гиперопека, отсутствие заинтересованности в проблемах ребенка.
Симптомы пассивно-агрессивного расстройства личности
Пассивно-агрессивное нарушение легко распознать в повседневной жизни. Оно проявляется в следующих актах поведения:
- частые жалобы на близких людей, друзей, коллег;
- написание отзывов в книгу жалоб и предложений при отсутствии объективных причин;
- составление докладных начальству, где высвечивается вина сотрудников, из-за которых больной считает себя пострадавшим.
Для людей с подобным расстройством характерно появление автоматических мыслей и идей, которые имеют негативный характер. Больные всегда выбирают путь наименьшего сопротивления, отдаляются от окружающих их коллег. Они отрицательно интерпретируют любые события в жизни, распространяют негативизм на все свое поведение.
Они следуют по пути минимального сопротивления – откладывают дела на потом, выполняют их некачественно, с большой задержкой. При любых сложностях человек выражает свое недовольство начальнику и другим людям, имеющим власть. Как правило, вспышки гнева возникают редко. Чаще всего недовольство проявляется пассивно. Люди саботируют деятельность, подспудно подговаривают других поступать также.
Преобладающие эмоции у человека с пассивно-агрессивным расстройством личности – гнев, раздражение. Они возникают из-за постоянного чувства собственной недооцененности. При этом сам человек не может достичь профессиональных и личных целей, что подтверждает его ощущения. Пациенты не понимают, что к этому приводят их установки. Не чувствуют себя ответственными за личные провалы.
Основные клинические стратегии
Часто, когда пациенты с расстройством личности приходят на лечение, они не заинтересованы в изменении существующих у них паттернов мышления и поведения. Вместо этого они приходят на лечение из-за диагноза, например, депрессии, или по настоянию других людей. Это особенно справедливо для людей с ПАРЛ, так как они, вероятно, полагают, что их трудности вызваны окружающими, а не ими самими. Поэтому первоначально лечение будет сосредоточено на определении цели, с которой пациенты пришли на лечение.
Первый общий подход при работе с пассивно-агрессивными пациентами состоит в том, чтобы сосредоточиться на совместной практике, то есть активном участии в психотерапевтическом процессе (Beck, 1976). Хотя это центральный компонент когнитивной психотерапии вообще, он особенно важен при работе с пассивно-агрессивными пациентами, так как они не обращают внимания на людей, наделенных властью. Поэтому важно, чтобы они понимали, что сами принимают решения, относящиеся к лечению, и что психотерапевт не направляет их и не манипулирует ими.
Психотерапевт может первоначально предложить им на выбор несколько домашних заданий или проблем для обсуждения на сессии. Позже пациентам предлагается выработать собственные стратегии решения проблем. Полезно работать, используя стремление пациентов к автономии, и в то же время мешая осуществлению их типично пассивного подхода. Это сотрудничество также может облегчить использование экспериментального подхода. Например, если пациент твердо верит в свои автоматические мысли или допущения, лучше, если психотерапевт не будет пытаться обсуждать их правильность, а вместо этого предложит рассматривать их как гипотезы, которые могут быть истинными или неистинными. Тогда психотерапевт и пациент смогут совместно придумать какой-нибудь «эксперимент», чтобы проверить их обоснованность.
Вторая стратегия с пассивно-агрессивными пациентами заключается в том, чтобы помочь им установить контакт с их автоматическими мыслями. Отсутствие у них понимания указывает на то, что они редко думают о том, как когнитивные структуры влияют на их эмоции и поведение. Эта очень общая стратегия будет самой важной в программе лечения, и в начале лечения нужно потратить значительное время на логическое обоснование когнитивной модели. Больше зная о своих мыслях, пациенты будут учиться выявлять те автоматические мысли, которые вызывают негативные эмоции и дисфункциональное поведение. Наконец, безусловно, они должны учиться оценивать эти мысли более объективно.
Другая важная общая стратегия заключается в том, что психотерапевт должен проявлять последовательность в лечении. Правила, которые установлены относительно времени, оплаты и т. д., необходимо последовательно соблюдать. Так как эти пациенты обвиняют других в своих проблемах, такой порядок поможет продемонстрировать, что часто установки и поведение пациентов приводят к негативным последствиям. Например, если пациент опаздывает на сессию (что часто случается с пациентами этого типа), психотерапевт должен закончить сессию в обычное время. Когда отмечается такое поведение, психотерапевт может получить от пациента обратную связь, чтобы определить, является ли это обычной пассивно-агрессивной реакцией на психотерапию или психотерапевта.
У пациента может быть следующая автоматическая мысль: «Я не должен приходить туда вовремя, никто не будет мне указывать, что делать». С помощью обсуждения психотерапевт может помочь пациенту научиться прямым, а не косвенным средствам выражения. Например, если клиент не хочет намечать сессию на определенный час, он может сообщить психотерапевту, что это время нежелательно или неудобно. Может пройти несколько дней, прежде чем эти пациенты смогут исследовать, как их установки и поведение влияют на их трудности, но такой подход создает основу для этого.
Следующий важный компонент лечения помогает пациентам с ПАРЛ исследовать их методы «мщения» людям. Например, если пациент на кого-то рассержен и реагирует на это, не выполняя свою работу хорошо, должны быть исследованы такие убеждения, как «Люди должны быть наказаны» или «Я буду делать, что хочу». Следует рассмотреть преимущества и недостатки такой стратегии и выработать альтернативные стратегии. Для этой цели необходимо рассмотреть последовательность событий, которые происходят во взаимодействиях с другими людьми. Несмотря на очевидные недостатки негативного отношения к другим и непредсказуемости, есть некоторые выгоды от этого поведения, в противном случае оно бы не сохранялось. Например, имея опыт плохой работы и непредсказуемости, пассивно-агрессивные пациенты могут обнаруживать, что их реже просят выполнять некоторые нежелательные задания. (Как это ни парадоксально, часто это вызывает негодование, поскольку пациенты могут подумать, что другие таким образом пытаются контролировать их.) Психотерапевт и пациент должны рассмотреть эти «позитивные» результаты, чтобы пациент смог не только увидеть последствия этого поведения, но также имел мотивацию для использования альтернативных способов реагирования.
Также полезна общая стратегия побуждения пациентов к проявлению соответствующих социальных навыков. Тех пациентов, которые испытывают недостаток социальных навыков, психотерапевт должен постепенно научить этим навыкам. Когда когнитивные структуры препятствуют доступному адекватному социальному поведению, необходимо изменение конкретных когнитивных структур.
Отдельные методы
В рамках этих общих стратегий может использоваться множество конкретных методов для изменения когнитивных структур, эмоций и поведения пассивно-агрессивных пациентов. Чтобы помочь им выявить автоматические мысли, сначала можно попробовать предпринять те же шаги, которые используются с большинством пациентов: на сессии выявляются автоматические мысли во время эмоциональных сдвигов и даются домашние задания для выявления других автоматических мыслей, которые появляются в промежутке между сессиями. Например, один пациент во время сессии почувствовал раздражение и сообщил о мысли: «Я не должен ничего делать. Вы пытаетесь доминировать надо мной». Так как эти пациенты сопротивляются просьбам или требованиям, а также заинтересованы идти по пути наименьшего сопротивления, ожидается, что они будут неохотно выявлять автоматические мысли.
В этот момент психотерапевт и пациент должны вместе выявить, какие когнитивные структуры могут мешать пациенту выполнить задание. Обычно имеются два типа таких когнитивных структур: первый вызывает негативные эмоции (например, депрессию и раздражение), а второй состоит из когнитивных структур, касающихся реакций на «требования» (например, «Я должен делать это по- своему», «Почему другие всегда заставляют меня что-то делать?», «Проще ничего не делать, и пусть все уладится само собой»). Когда эти когнитивные структуры выявлены, психотерапевт и пациент могут оценить, имеются ли факты, говорящие о том, что эти выводы или интерпретации обоснованны, и имеются ли альтернативные и более обоснованные объяснения. Если определено, что интерпретация не искажена, психотерапевт и пациент должны обсудить реальные последствия, так же как стратегии решения проблемы. Например, пациент может чувствовать грусть, когда думает: «На работе все ненавидят меня, и я работаю плохо». Мысль о том, что каждый ненавидит этого человека, вероятно, является чрезмерным обобщением; поэтому психотерапевт может помочь пациенту поставить ее под сомнение, приведя противоречащие ей факты. При этом мысль о плохом качестве работы может быть правильной. Поэтому полезно оценить, насколько плохо работает пациент, какие когнитивные и мотивационные факторы способствуют плохой работе и как пациент может эти факторы изменить.
Пассивно-агрессивные пациенты могут отвечать на вопрос о доказательствах обоснованности их убеждений следующим образом: «Потому что я это чувствую». У этих пациентов часто неожиданно возникает подобная «эмоциональная аргументация», и необходимо противостоять ей. Например, пациент может носить с собой карточку с надписью «Чувства — это не факты», чтобы напоминать себе, что эмоциональное состояние основано на интерпретации ситуации и не обязательно соответствует действительности. Также полезно поработать с примерами таких ситуаций из прошлого пациентов, когда они делали какие-то выводы на основе своих «ощущений», а затем обнаруживали, что не правы.
Впервые давая пассивно-агрессивному пациенту задание записывать автоматические мысли, можно сказать, что это «беспроигрышное» задание. Если пациент его выполнит, это поможет увидеть, какие автоматические мысли способствуют тревоге и депрессии. Если же пациент его не выполнит, удастся выявить когнитивные структуры, препятствующие выполнению задания. Например, одна пациентка не выполнила задания записать автоматические мысли. Она вспоминала об этом несколько раз в течение недели, но каждый раз у нее возникала следующая мысль: «Зачем беспокоиться? Никто не заставит меня делать то, чего я делать не хочу. Я просто не думаю, что это будет полезно, поэтому и не делаю этого».
При работе с этими пациентами будут важны отдельные методы когнитивной психотерапии, которые способствуют установлению отношений сотрудничества. В начале каждой сессии психотерапевт и пациент должны вместе планировать структуру и содержание сессии. В конце каждой сессии и после определенных вмешательств необходимо просить предоставить обратную связь. Это нужно делать, чтобы убедиться, что пациент понимает смысл процедур, а также чтобы узнать о каких-либо негативных когнитивных структурах, которые он может иметь относительно психотерапевта или психотерапии. Как отмечено ранее, можно провести «эксперименты» для проверки обоснованности некоторых когнитивных структур, которые имеет пациент.
Может быть полезно провести анализ поведения с точки зрения цены и выгоды. Например, если пациент не согласен на встречу в рабочее время, потому что у него возникают мысли «Я не должен этого делать» или «Встреча намечена на неудобное время», пациент может полагать, что преимущество того, что он не пошел на встречу, состоит в косвенном выражении его недовольства «несправедливостью» ситуации. Анализ цены и выгоды, однако, может помочь выяснить, что неявка на встречу имеет негативные последствия. Затем психотерапевт и пациент могут обсудить способы, которыми пациент может выразить неудовлетворенность более прямо, чтобы его отсутствие не было интерпретировано неправильно.
Как только пациент поймет, что его стратегии неточно передают сообщения, важно развить у него навыки ассертивности. Иногда пассивно-агрессивные пациенты имеют в своем репертуаре эффективную альтернативную реакцию, но не используют ее из-за дисфункциональных допущений. Но чаще у этих пациентов имеется дефицит навыков реагирования. В таких случаях на сессиях можно обсудить и опробовать в ролевой игре возможные альтернативные реакции и затем поупражняться в них в ходе выполнения домашнего задания.
Предупреждение рецидивов
Одной из лучших стратегий предупреждения рецидивов является проведение поддерживающих сессий. Как и у других пациентов с расстройствами личности, укоренившиеся дисфункциональные убеждения пациентов с ПАРЛ могут не проявляться, пока пациенты не окажутся в ситуации, которая их активирует. Перед завершением психотерапии можно выявить ситуации, к которым уязвимы пациенты. Как отмечено выше, они могут вести «рабочую тетрадь» таких ситуаций, которая включает в себя типичные автоматические дисфункциональные паттерны, так же как более рациональные и функциональные когнитивные структуры и поведение. Примерами таких ситуаций могут быть несправедливое обращение, приказ что-либо делать или оценка негативной ситуации. Поддерживающие сессии помогают предотвращать повторное возникновение у пациентов дисфункциональных паттернов. В ходе этих сессий могут рассматриваться успешные стратегии, обсуждаться проблемные области, а также может осуществляться поиск потенциальных проблем. В течение лечения нужно объяснить пациенту, что психотерапия — это способ научиться эффективно справляться с различными ситуациями. Вполне естественно, что при возникновении стрессовых ситуаций пациент должен будет использовать психотерапию как средство выхода из них.
Проблемы психотерапевта
Не приходится удивляться, что с пациентами с ПАРЛ трудно работать из-за их негативистских установок и частого нежелания использовать альтернативные подходы к решению проблем. Кроме того, пассивно-агрессивный пациент неизбежно будет сопротивляться многим шагам в процессе лечения, так же как окажется трудным пациентом в таких практических вопросах, как оплата, пунктуальность и надежность. Как отмечено ранее, основанный на сотрудничестве подход может помочь решить некоторые из этих проблем. Например, важно после объяснения оснований для применения психотерапевтического метода или назначения домашнего задания предложить пациенту описать, каким образом, по его мнению, данный метод или задание будут полезны для достижения его целей. Оптимально добиться от пациентов того, чтобы они ставили собственные «мини-цели», но не стоит ждать от них этого в самом начале лечения. Чтобы ослабить фрустрацию психотерапевта, полезно рассматривать поведение пациентов с ПАРЛ как результат научения дезадаптивным паттернам поведения, а не принимать их действия на свой счет. С пассивно-агрессивными личностями трудно работать, но прогресс достижим, и всегда приятно видеть, как пациенты начинают вести себя более адекватно.
Возможные осложнения
Основное негативное последствие пассивно-агрессивного расстройства – социальная дезадаптация. Окружающие больного люди из-за постоянного негативизма, попыток саботажа и отказа от ответственности начинают отходить от общения с ним. Это подтверждает его уверенность в собственных мыслях, приводит к усилению симптоматики.
Депрессивные паттерны встречаются у 50-60% больных. Они имеют тенденцию к постоянному прогрессированию, существенно ухудшают прогноз. Алкоголизм и наркомания развиваются на фоне негативного восприятия окружающего мира. Пациенты используют их для избегания действительности. Возможность скрыться за мнимой эйфорией позволяет им вырваться из порочного круга хотя бы на время.
Психосоматические нарушения характеризуются возникновением симптомов заболеваний внутренних органов на фоне психологических расстройств. Больные с пассивно-агрессивным поведением жалуются на дискомфорт, боль в грудной клетке, частые головные боли, головокружения, нарушения чувствительности в конечностях. При осмотре у невролога или проведении инструментального обследования какие-либо органические нарушения отсутствуют, что подтверждает психосоматический характер симптомов.
Диагностика
В Международной классификации болезней (МКБ-10) пассивно-агрессивное расстройство относится к «другим специфическим расстройствам личности» (F60.8). Для постановки диагноза, у человека должно присутствовать не менее 5 признаков из приведенных ниже:
- постоянное откладывание работы на потом;
- мрачность, угрюмость и раздражительность, которые возникают при просьбах что-либо сделать;
- взятие на себя обязательств, но их невыполнение из–за «забывчивости»;
- полезные советы окружающих, которые могут поднять продуктивность работы, вызывают недовольство и возмущение;
- люди, наделенные властью, критикуются, а их успех объясняется банальным стечением обстоятельств;
- несогласие с оценкой собственной работы, несмотря на ее объективно низкое качество;
- медленное выполнение задач или сознательное допущение в них неточностей. Это касается работы, которую человек не хочет делать.
Всем пациентам с изменениями личности показана консультация врача-невролога. Обследование у специалиста позволяет исключить органические причины нарушений, например, опухолевую патологию, последствия ишемии головного мозга и прочие. Для этого больному проводят ЭЭГ (электроэнцефалографию), компьютерную или магнитно-резонансную томографию.
При постановке диагноза проводят дифференциальную диагностику с другими расстройствами личности, в первую очередь, с пограничным и истерическим. Основное отличие – отсутствие драматичности и зрелищности, а также пассивный характер агрессии в отношении людей.
Лечение пассивно-агрессивного расстройства личности в Москве
Терапия заболевания затруднена, так как больной не считает свое поведение причиной социальной дезадаптации, что снижает приверженность к лечению. Многие пациенты воспринимают посещение врачей, как собственное унижение. При этом они сохраняют внутреннюю враждебность по отношению к специалистам.
Основной метод лечения пассивно-агрессивного расстройства личности в Москве на базе психиатрического отделения клиники доктора Исаева – психотерапия. Здесь используются различные направления психотерапевтической помощи. Работа начинается с индивидуальных сеансов, когда психотерапевт помогает больному понять патологический характер своего мышления и отношения к окружающей действительности.
Регулярные встречи с психологом и психиатром полезны. Работа с установками позволяет изменить многие ценности и устои пациента, вернуть его мышление в позитивное русло. После индивидуальных сеансов для закрепления результатов лечения показана групповая психотерапия. Она продолжается от одного года и более.
Во время сеансов с врачом больной осознает негативные последствия своего поведения. Работа над характером мышления и создание новых механизмов ответа на стресс устраняет патологические симптомы личностного расстройства. Наиболее эффективны тренировки социальных навыков и групповые проработки опасных моментов.
Лекарственные средства при пассивно-агрессивном расстройстве личности используют редко. Антидепрессанты (Флуоксетин и другие ингибиторы обратного захвата серотонина) используют при выраженной депрессии, которая самостоятельно ухудшает социальную и профессиональную адаптацию больного. Кроме них врачи могут назначать адаптогены, повышающие общий тонус организма.
Принципы лечения импульсивного расстройства у взрослых
В большинстве случаев терапию проводят амбулаторно. Лечение начинают с назначения препаратов бензодиазепинового ряда, средств на основе лития. При частых приступах ярости доктора клиники «Лето» рекомендуют терапию в стационаре с применением высоких доз нейролептиков.
После устранения внутреннего напряжения и стабилизации общего психоэмоционального статуса, пациента переводят на антидепрессанты, небензодиазепиновые седативные средства. Одновременно начинают курс психотерапии. Специалист помогает человеку контролировать эмоции, сдерживать приступы ярости, адекватно реагировать на слова и поступки других людей.
Эффективны различные техники мышечной релаксации, дыхательная гимнастика. Для некоторых пациентов хорошей разрядкой являются силовые виды спорта, бокс, борьба, другим больше подходит йога или пилатес, утренние пробежки.
Не стоит пытаться справиться с импульсивным расстройством самостоятельно! Позвоните в наш медицинский центр по круглосуточному анонимному телефону 8(969)060-93-93 и запишитесь на консультацию. Наши специалисты прекрасно знают, как лечить синдром и имеют огромный опыт работы с такими пациентами!
Профилактика расстройства
Предупреждение пассивно-агрессивных нарушений личности основывается на общих рекомендациях, которые рекомендуется соблюдать всем родителям и близким:
- Обеспечить больному положительную эмоциональную атмосферу, принятие ребенка на всех этапах взросления.
- Избегать гиперопеки и авторитаризма в принятии решений. Инфантилизм и другие характерные признаки расстройства личности развиваются из-за невозможности ребенка самостоятельно решать возникающие трудности и делать выбор в повседневных делах.
- Избегать стрессовых ситуаций. Дети часто испытывают стресс: при занятиях в школе, адаптации среди сверстников. Родителям следует поддерживать ребенка и помогать ему принимать правильные решения, не оказывая психологического давления.
Развитию пассивно-агрессивного поведения способствуют вредные привычки – употребление алкоголя и прием наркотических средств. Подросткам и взрослым людям рекомендуется полностью исключить их из жизни.