Принятие означает обращение спокойного и ясного внимания и к возможностям, и к ограничениям.
Принятие связано с признанием того, что действительно есть.Принимать кого-то значит видеть его целиком и откликаться на него в целом, а не реагировать на отдельные импульсы и идентификации.
— из книги Александра Бадхена «Лирическая философия психотерапии».
Говоря о принятии, мы как бы автоматически обращаемся к чему-то, что нам неприятно. Это может быть проблемная ситуация, недовольство собой или окружающими. Рассмотрим подробнее этот феномен.
Что такое принятие?
С точки зрения психологии, принятие – это признание человек всех аспектов действительности такими, какие они есть. Это подразумевает, что он признаёт своё тело, темперамент, характер, физическую форму, здоровье, способности и ограничения. Помимо самого субъекта, принятие может относиться к условиям его жизни, родственникам, друзьям и другим окружающим людям. Принятие – это способность видеть себя или другой принимаемый объект целиком, со всеми «хорошими» и «плохими» сторонами.
Принятие является залогом высокого качества жизни и душевного здоровья, поэтому каждый человек должен стремиться к нему. По сути, оно заключается в понимании того, что всё, что когда-либо происходило в вашей жизни, вам нужно. Все эти события давали вам опыт и выковывали ваш характер, делая вас тем, кем вы являетесь сегодня. Это не значит, что нужно покорно смиряться с каждой несправедливостью и подчиняться обстоятельствам. Это значит, что нужно принимать всё, что уже свершилось и как-то повлияло на обстоятельства вашей жизни.
Принятие подразумевает более осознанное восприятие жизни. Получив этот ценный навык, человек буквально избавляется от мешавших ему шор, которые были сформированы навязанными стереотипами. Он получает способность мыслить более ясно, видеть причинно-следственные связи, понимать причины разных событий, предсказывать последствия собственных поступков и решений.
Почему принятие дает большие возможности для перемен
«Возникает любопытный парадокс — когда я принимаю себя таким, каков я есть, я изменяюсь. Я думаю, этому научил меня опыт множества клиентов, равно как и мой собственный, а именно: мы не изменяемся до тех пор, пока безоговорочно не принимаем себя такими, каковы мы есть на самом деле. А затем перемена происходит как бы незаметно».
— из книги Карла Роджерса «Становление личности».
Здесь необходимо подчеркнуть, что принимание само по себе уже является изменением. В тот момент, когда меняется наша точка зрения на ситуацию, появляются и новые возможности. Это происходит даже раньше, чем мы сможем непосредственно воздействовать на проблемную ситуацию.
Что мы имеем в итоге: когда я что-то по-настоящему принимаю, у меня появляется возможность выбора. Я могу оставить всё как есть (но это будет уже не пассивный выбор) или могу предпринять осознанные действия в отношении этой ситуации.
Что еще почитать об этом:
- Александр Бадхен. «Лирическая философия психотерапии»
- Джеральд Адлер. «Одиночество и пограничная психопатология: отсылка к детскому развитию»
- Карл Роджерс. «Становление личности»
- Дэниел П. Браун, Дэвид С. Эллиотт. «Нарушения привязанности у взрослых: лечение для комплексного восстановления»
- Рональд Фейрбейрн. «Психоаналитическое исследование личности»
Какие виды принятия бывают?
Человеку свойственно строить иллюзии и воспринимать мир через призму своих убеждений и ожиданий. Поэтому большинство людей чем-то недовольны. Их не устраивает собственный социальный статус, здоровье, фигура, темперамент, характер и прочие особенности. Многих не устраивает поведение близких. Кроме того, большинство людей недовольно материальным положением и прочими обстоятельствами своей жизни. Соответственно, есть три вида принятия, направленных на эти аспекты.
Принятие себя
Объясняя, что такое принятие, обычно в первую очередь говорят об умении принимать себя. Человек может быть недоволен своим слабым здоровьем, физической формой или фигурой. Многие считают, что все их проблемы объясняются нехваткой силы воли или слабым характером, злятся на себя, но ничего не могут поделать.
Но научившись принимать себя таким, как есть, можно избавиться от лишних переживаний, и тогда эти проблемы будут гораздо меньше отравлять жизнь. Принятие себя – это принятие всех своих достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон, удач и неудач, мудрых решений и ошибок. Всё это должно быть у гармоничной личности, поэтому не нужно корить и отвергать себя из-за своего несовершенства.
Принятие других людей
Сложно найти человека, которого всё устраивало бы в поведении окружающих. Большинству из нас сложно принимать даже близких людей, поскольку мы считаем, что некоторыми своими действиями они причиняют нам боль. И даже понимая, что они делают это не специально, мы всё равно ожидаем, что они не будут так поступать.
Сильнее всего данная проблема проявляется в отношениях родителей и детей. Это начинается, когда маленький ребёнок обижается на маму, если она ему чего-то не покупает. Реальных причин он не понимает, поэтому считает, что ему специально отказывают в столь желанной покупке. Потом он взрослеет, и уже родителям становится тяжело принимать его поступки и решения.
Принятие окружающих начинается с понимания того, что у них нет цели причинять вам боль. Они делают то, что хотят или считают правильным для себя. И если вам их действия неприятны, скорее всего, проблема в вас. Это вы не даёте им свободу действовать, как им хочется, а ждёте, что они во всём и всегда будут соответствовать вашим ожиданиям. Просто прекратите винить людей за их выбор и примите их такими, какие они есть.
Принятие обстоятельств
Наша жизнь не всегда складывается так, как нам того хотелось бы. И многие люди отказываются принимать это, сетуя на несправедливость. При этом они не замечают, что те, кому «постоянно везёт», на самом деле прикладывают к этому везению значительные усилия. Принятие обстоятельств подразумевает согласие с тем, что определённые вещи в нашей жизни могут не соответствовать нашим ожиданиям.
Важно понимать, что обстоятельства, которые одному кажутся несправедливостью, были бы весьма желанными для другого. Поэтому одним из лучших способов принятия обстоятельств является ведение дневника благодарности. У всех свои критерии восприятия, и вместо того, чтобы сетовать на несправедливость, нужно искать способ улучшить свою жизнь с учётом имеющихся возможностей.
Откуда берет начало принятие?
«Все проблемы из детства», — расхожая фраза, но она имеет непосредственное отношение к нашей теме. Принятие берет свое начало из раннего детства.
В первые годы жизни ребенок узнает себя, отражая ценности взрослых, которые его воспитывают (в психологии этот механизм называется интроекцией). Обратная реакция, которую он получает — это и есть основа формирования психики человека. Эта реакция может быть самой разной, и любую ребенок впитает в себя.
Чтобы лучше понять роль принятия в жизни ребенка, необходимо сделать небольшое отступление. Обратимся к теории объектных отношений — это одна из основных психоаналитических формул развития личности. Согласно этой теории, существует некое ядро, которое формируется в психике ребенка в зависимости от информации, которую он получает (интроецирует) от воспитывающего его взрослого. Если эмоциональные потребности ребенка игнорируются, это ядро напитается отвержением.
Малыш вербально или невербально будет ловить послание — «тебя нет», «ты не важен».
Говоря об отвержении, важно помнить, что маленький человек абсолютно беспомощен и полностью зависит от окружающих. Для психики малыша отвержение — самое страшное, что может быть.
Оно может привести даже к смерти. В зависимости от внутренних возможностей ребенка его отвержение может быть направлено либо на самого себя, либо на окружающих.
В первом случае у ребенка возникают такие мысли: «Все проблемы во мне, я недостаточно хороший» и «Я ставлю потребности других людей выше своих собственных, мне не хватает внутренней опоры». Подобные переживания приводят к сильному дискомфорту, влекут за собой склонность к селфхарму (самоповреждению) и даже суициду. Во втором случае люди становятся неприступными и холодными. Это непременно приведет к трудностям во взаимоотношениях с близкими и осложнит адаптацию человека к окружающему миру.
Иногда взрослый поощряет только положительные моменты в поведении ребенка: съел всю тарелку каши, принес пятерку из школы, маму не расстраивает. А все остальные игнорируются либо осуждаются. Психика ребенка — как губка — впитывает эти переживания: он начинает думать, что существует только в те моменты, когда успешен.
Он считывает вербально-невербальное послание: «Tы есть, но лишь частично; для того, чтобы заслужить внимание и любовь, ты должен быть хорошим». Но в реальности существуют и другие стороны личности, которые остаются невидимыми. Сначала их игнорируют взрослые, а впоследствии и сам человек.
Можно провести аналогию с тем, как мы выкладываем селфи в инстаграм, стараясь продемонстрировать себя с наиболее выгодного ракурса. Нам начинает казаться, что остальные стороны нашей личности непривлекательны и не заслуживают внимания.
Американский психоаналитик Джеральд Адлер пишет об интроективной недостаточности: это ситуация, в которой взрослые обделяют ребенка эмоциональной поддержкой. В результате он становится уязвимым, у него отсутствует внутренний резерв. Он попадает в сильную зависимость от родителей, хотя при нормальном развитии ребенок стремится к отдельности («я сам!»).
Один из основоположников теории объектных отношений, британский психоаналитик Рональд Фейрбейрн отмечает, что дети в таком случае остаются без внутренних резервов, которые могли бы поддержать их в самостоятельной жизни: «Они вынуждены были держаться поближе к своим источникам питания — как водитель, у которого бензин на исходе, стремится к бензоколонке».
Есть так же и третий «нежелательный» сценарий: если родитель будет нахваливать ребенка и поощрять любой его поступок или каприз. В таком случае вырастает избалованный ребенок, с «короной на голове».
Вербально-невербальное послание, которое считывает ребенок со стороны взрослых: «Ты лучше всех, ты король этого мира», «Важен только ты, а другие не важны». Эта «корона» в будущем будет сильно мешать отношениям с близкими людьми.
Все мы встречали персонажей, которые стремятся подчинять и унижать окружающих. Общение с ними вызывает крайне неприятные эмоции. Но есть и оборотная сторона. Если какое-то событие поколеблет самооценку такого человека, это очень сильно ранит его. Ведь жизнь не готовила его к такому.
Важно отметить, что в процессе роста и развития, внутри ребенка сосуществуют два прямо противоположных вектора. С одной стороны, стремление к слиянию, с другой — к отдельности и самостоятельности. Приведем простой пример: в тот момент, когда малыш находится в животе у мамы, происходит ситуация полного слияния. Он находится в самой безопасной среде, какую только можно представить. И в норме все потребности маленького человека удовлетворяются автоматически.
При благополучном развитии событий, с возрастом человек начинает придерживаться некой золотой середины. Эту позицию можно сформулировать так: «Я отдельный человек, со своими желаниями и потребностями, также есть и другие люди, у которых есть свои желания и потребности. Я взаимодействую с окружающими наравне, не игнорируя их и не опираясь на них чрезмерно». Мы обобщаем, но суть от этого не изменяется.
Если ребенок получает в детстве неадекватную обратную связь, происходит перекос: либо в сторону слияния, либо в сторону абсолютной автономности. В первом случае человек хочет близости, возникает желание «сливаться» со всеми окружающими. Во втором — человек думает, что он полностью независим, и окружающих для него как бы не существует.
Почему так важно уметь принимать?
Отказываясь принимать себя, поведение близких или определённые обстоятельства, человек находится в состоянии перманентного внутреннего конфликта. На сопротивление принятию тратится много энергии, поскольку он постоянно прокручивает в голове неприятные мысли, снова и снова переживая из-за мнимой несправедливости. Этим он разрушается себя не только на психоэмоциональном уровне, но и на физическом (за счёт психосоматических процессов).
Важно также уяснить, что непринятие не снижает вероятность возникновения новых неприятных ситуаций и разочарований. Они в любом случае бывают у всех. Но легче всего с ними справляются именно те, кто умеет принимать. И не так важны сами события, как реакция на них. Человек, отказывающийся принимать, не способен жить в гармонии с собой. Тот же, кто спокойно их принимает, получает гораздо больше контроля над своей жизнью и может спокойно двигаться дальше.
«Надо благодарно принимать…»
Что же делать, чтобы подобное не случалось? Казалось бы, ответ очевиден — принимать всё, что приходит в нашу жизнь, всё, что даёт Вселенная в ответ на наши просьбы. По сути да, это правильно. Но вся загвоздка в том, как это сделать в реальной жизни. Не секрет, что частенько наше настроение и состояние весьма далеко от состояния спокойной осознанности. И тогда нами быстренько завладевают привычные нам рефлексы, то есть, сначала расстроиться, поругать ситуацию, опечалиться (на это может уйти весьма много времени), а уже потом (если вспомним!) попытаться применить метод осознанного принятия ситуации, когда мы благодарим Вселенную за всё, что бы с нами ни происходило.
Я прекрасно знаю, насколько сложно переключаться в состояние принятия, когда всё идёт не совсем так, как вам хочется. Но есть один очень полезный навык, освоив который вам станет гораздо проще не только входить в состояние принятия, но и вообще жить на свете! Но об этом мы поговорим в следующей статье.
Ваша Екатерина