Суть и основоположники психологической теории происхождения государства

Психологическая теория государства и права – концепция, в основе которой лежит мысль о том, что государство образовано из-за разделения общества по психологическим причинам: одна часть людей могут подчинять и управлять, другая – подчиняться и быть ведомыми. По мнению авторов теории, в основе потребностей человека лежит потребность нахождения в сообществе, а также необходимость коллективного взаимодействия. Характерной чертой психики человека является сознание и в данной концепции она раскрывается как механизм, который развивает в индивиде самосознание, следствием чего и стало возможно создать государство и право. Таким образом, развитие человека с его психологическими особенностями привело к возникновению государственности. Свое широкое распространение данная теория получила в конце XIX – начале XX века.

Суть и история развития направления

Психологическая концепция права показывает, что государство было основаны не на материальных ценностях, как утверждала марксистская доктрина. Они появились благодаря ряду психических качеств, переживаний и эмоций людей. Лев Петражицкий утверждал, что отдельные социальные группы не могут длительное время существовать без правовых переживаний. Государство может образоваться только по причине определенного состояния психики разных групп индивидов.

Суть этой теории заключается в том, что индивид имеет психологическую потребность в том, чтобы быть в организованном обществе, где его действия ограничиваются социальными рамками. При этом он должен ощущать, проявлять активность в рамках коллективного взаимодействия.

Сторонники направления считают, что общество образовалось благодаря психологическому развитию человека.

Исследователи сравнивали общество с биологическим организмом, в котором отдельные части связаны между собой. Между отдельными индивидами есть психологическая связь, позволяющая им объединяться в группы для достижения общей цели. По этому утверждению можно понять, что солидарность становится главной чертой характера человека, но одинаковых индивидов не существует. По физическим качествам есть сильные, слабые личности. В зависимости от психических качеств выделяется две группы индивидов:

  1. Личности, подражающие авторитетам. Им свойственно подчинение другим. При исполнении приказов со стороны руководства, они становятся спокойными, веря, что поступают во благо правому делу.
  2. Люди, стремящиеся управлять другими. Они не умеют выполнять приказы, имеют собственное мнение на многие вещи, не признавая слов других. Их умение подчинять окружающих своей воле позволят добиваться руководящих постов.

Возникла эта теория в середине 19 века, но большую популярность она получила только к началу 20 столетия.

Что влияет на формирование личности

У отдельного индивида эти черты проявляются в разной степени и интенсивности, именно поэтому все люди отличаются друг от друга. Представьте, что внутри каждого из нас есть своя персональная мозаика: она есть у всех, но такой как у вас нет ни у кого.

Вы не найдете на планете двух совершенно одинаковых людей: каждый обладает своей некоторой особенностью, индивидуальностью. Это объясняет конфликты, противоречия и недопонимания между отдельными людьми.

Способности

В обиходе способности -это некие умения, которые позволяют человеку добиваться тех или иных результатов.

Способности делятся на врожденные и приобретенные, имеют целую классификацию:

  1. простейшие способности – умение дышать, видеть, осязать, ходить. То есть сюда входят самые простые человеческие действия и работа органов чувств;
  2. сложные – это те, которым нужно учиться. Например, игра на пианино, рисование, вышивка. Приобретенные способности еще называют социально-обусловленными, так как человек с ними не рождается;
  3. общие – присутствуют у всех, но в разной степени. Например, у всех есть способности к обучению, но кто-то хватает новый материал на лету, другому на изучение того же требуется гораздо больше времени;
  4. специальные – есть не у всех и основаны на имеющихся у человека определенных задатков. Например, Моцарт написал свою первую симфонию в возрасте 8 лет, на что способен ни каждый ребенок. Именно такие люди часто становятся выдающимися личностями;
  5. теоретические – заключаются в умении ставить и решать теоретические задачи с помощью абстрактно-логического мышления. Если сказать проще – решать задачи в уме;
  6. практические – умение ставить перед собой практические задачи и решать их. Сюда входит разработка плана, разбивка его на крупные и мелкие действия, успешное их осуществление в жизни;
  7. коммуникативные – примером хороших способностей этого рода может служить человек, который умеет налаживать с другими эффективное взаимодействие: влиять на людей, решать конфликтные ситуации, добиваться желаемого, располагать к себе и находить общий язык;
  8. предметно-деятельностные – умение обращаться с предметами.

Темперамент

Темперамент объясняет то, как человек проживает различные психические состояния в связи с разными жизненными обстоятельствами. Два человека с разными темпераментами, столкнувшись с одной и той же ситуацией, скорее всего, среагируют по-разному.

Например, они оба потеряют ценную вещь. Один расстроится, немного попереживает, а на следующий день будет улыбаться как ни в чем не бывало. Второй расстроится так сильно, что впадет в депрессивное состояние, из которого его потом будут вытаскивать лучшие психологи города. Пример утрирован для более ясного понимания, что такое темперамент.

В психологии существует всего 4 типа темперамента, предложенных всеми известной исторической личностью – Гиппократом:

  1. – сюда относятся ранимые, тревожные люди, плохо воспринимающие критику, опускающие руки при малейшем препятствии. Они быстро устают, склонны впадать в уныние и депрессии (что это?).
  2. тип характеризует вспыльчивых, несдержанных, быстро раздражающихся людей. Их реакции импульсивны, но несмотря на это, они быстро успокаиваются и продолжают себя вести как ни в чем не бывало.
  3. Флегматический – это спокойный, уравновешенный человек, предпочитающий состояние бездействия и созерцания. Он медленно раздражается, но долго держит негативный запал. Чтобы вывести его из себя, нужно очень постараться, но потом берегитесь. Флегматик консервативен, сложно адаптируется к новым условиям, но при этом усидчив и имеет высокую работоспособность.
  4. – к этому типу принадлежат веселые, оптимистичные, легко адаптирующие люди. Это сильные личности: пример одного из них – вышеописанный человек, который потерял нечто ценное, но продолжает дальше радоваться жизни. По статистике сангвиник добивается больших успехов в обществе, так как видит перед собой меньше преград – он просто обходит их стороной.

Договорные теории

Большую группу теорий составляют естественно-правовые концепции, их называют еще договорными. Суть их в том, что государство возникает в результате общественного договора, оно выгодно всем людям, которые обладают личными и экономическими правами изначально, но часть своих прав они передают государству в обмен на защиту. Философы видят в этой концепции тоже ряд минусов; в первую очередь это отсутствие внимания к объективным факторам, например военно-политического характера. К этой группе относятся теория Гоббса, сторонники которого полагали, что в естественном состоянии люди находятся постоянно в антагонизме. Человек всё время стремится к эгоистическим целям и готов агрессивно действовать с целью их достижения. Поэтому в целях общественной безопасности и сохранения мира люди, чтобы решить свои проблемы, были вынуждены заключить общественный договор об учреждении государства.

Договорная теория рассматривает возникновение государства иногда как попытку избежать социального неравенства, однако неравенство, напротив, усиливается. Жан Жак Руссо выдвигает проект нового договора, который будет призван исправить историю. Это договор общины, в рамках которой личность и имущество каждого будут защищены. Предложенный Руссо договор дает государству неограниченную власть над всеми людьми, но это власть, направляемая общей волей. При этом Руссо не видел необходимости в гарантиях прав и свобод людей.

Подобных взглядов в России придерживался Александр Радищев.

Темная триада

Темная триада — это сочетание нарциссизма, психопатии и макиавеллизма (грубая сила, пренебрежение нормами морали и тому подобное). И это не только звучит плохо. Это действительно плохо в большинстве случаев. Обычно, это люди, которые приносят окружающим довольно много страданий и неприятностей, а любить такого тирана — настоящая пытка. Но, тем не менее, во время исследований было выяснено, что именно эти черты способствуют продвижению по карьерной лестнице. Люди, обладающие подобными чертами, невероятно настойчивы и производительны. Более того, они превосходят своих более добросовестных, немного обсессивно-компульсивных (склонных к повторяющимся действиям) коллег.

Мифологические и религиозные концепции

Их общая сущность в том, что происхождение государства объясняется вмешательством высших сил, то есть, по мнению философов, которые создают эти концепции, государство ведет свое происхождение от Бога. К этим теориям относятся теории Платона, древнеиндийская, древнекитайская и некоторые другие. Например, теологическая теория, которая стала очень знаменита благодаря трудам Фомы Аквинского. Она гласит, что государство является проявлением и божественной, и человеческой воли; что касается власти, то она тоже может быть Божественный и богопротивной.

Таблица “Теории происхождения государства”

ТеологическаяПатриархальнаяКлассоваяДоговорнаяНасилияВолюнтаристские
Государство от богаВыросло из семьиРезультат классовой борьбыСледствие общественного договораОсновано на подчиненииразные

Основоположники

У каждой теории есть основоположники, последователи:

  • теологическая — Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен, Мерсье;
  • патриархальная — Аристотель, Конфуций, Р. Филмер;
  • договорная — Шарль-Луи Монтескье, Джон Локк, Гуго Гроцкий, А. Н. Радищев;
  • органическая — Герберт Спенсер, Вормс, Прейс;
  • психологическая — Л. И. Петражицкий, Г.Тард, З. Фрейд;
  • теория насилия — Шан Ян, Карл Каутский, Людвиг Гумплович.

В становлении теории участвовали и другие исследователи, но они внесли маленький вклад в развитие направления.

Суть теории

Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Её сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

Ему вторит Е.Н. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, и указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми — частями социального организма — связь психическая». Солидарность, таким образом, — основная черта человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Ананьев Б. Г. (1907-1972) — российский психолог.

Структура человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Характеристики человека как индивида. Имеются основания для выделения 2-х основных классов индивидных свойств: возрастно-половых и индивидуально-типических. В первый входят возрастные свойства и половой диморфизм. Во второй входят конституциональные особенности; нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях включая клеточный и молекулярный. Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей — эти свойства можно назвать вторичными. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатков с др. Характеристики человека как L. Исходным моментом структурно-динамических свойств L является ее статус в обществе. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций ролей и целей и ценностных ориентаций. Статус роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой L. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения составляя 2-ой ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека с одной стороны и способности с др.

Основные характеристики человека как субъекта деятельности. Исходными характеристиками являются: сознание и деятельность. Как субъект теоретической. деятельности человек характеризуется знаниями и умениями. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее общественными эффектами — способности и талант.

Оценка теории

Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.

Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма. Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

Витание в облаках

Термин «mind-wandering» не был особо известен до 2013 года, но последние исследования показали, что на самом деле вы можете получить определенные преимущества для своего мышления (а в школе учительница сказала бы вам, что вы ворон считаете). Мы привыкли думать, что это плохо для нашей повседневной работы, но исследования показали, что вы можете лучше справляться с поставленными задачами и составлять планы на будущее, если будете изредка отпускать свое сознание и позволять ему блуждать в далеких далях. Возможно, именно там к вам может прийти нежданное озарение, потому что ваше сознание полностью свободно и воспринимает то, что раньше был либо не замечено, либо задавлено.

Теории происхождения древнерусского государства

В наше время выделяют обычно три теории: норманскую, центристскую, антинорманскую. Норманская теория происхождения древнерусского государства (не «нормандская»!) основана на том, что государственность на Русь принесли извне варяги; эта теория основана на эпизоде из «Повести временных лет», где сообщалось, что в 862 году славяне попросили варягов править их землями. Норманская теория выдвинута в 18 веке в Академии наук, ее авторы, немецкие ученые Байер и Миллер, считали, что без варягов отсталый славянский народ не создал бы государства. Ломоносов и другие ученые выступили против норманской теории, выдвинув свою, антинорманскую (славянскую).

Высказывалось мнение, что Рюрик был не варягом, а славянином из Пруссии.

В наше время эти теории не противопоставляются друг другу; принято считать, что процесс государственности у славян был естественным. Но роль варягов в нём также заметна, влияние династии Рюриковичей велико, но оно не является абсолютным. К моменту появления на Руси Рюриковичей здесь уже было развито земледелие с использованием железных орудий труда, можно было заметить распад родовой общины, появление большого количества городов и другие явления, свойственные началу государственности.

Центристская теория как раз и объединяет норманскую и славянскую, утверждая, что древнерусское государство возникло в результате развития общества на Руси, но варяги также приняли участие в этом процессе.

Не мог бы ты сделать мне небольшое одолжение?

Техника «foot-in-the-door» (получить шанс на что-то) позволяет так манипулировать сознанием человека, что он делает для вас что-то очень важное и сложное, сначала просто согласившись выполнить небольшую просьбу. Однако есть те, кто умудряется закрутить это так, что в итоге человек делает в два раза больше (double foot-in-the-door)

Этот процесс состоит из трех этапов: малый, средний и большой, а не сразу переход от маленького к большому. Подобная постановка вопроса позволяет сделать последнюю задачу не такой пугающей. И даже если вам нужно растянуть это на неделю или две, в итоге она все равно окупается.

Кто такой Л.И. Петражицкий

Лев Иосифович Петражицкий – российский и польский философ, социолог, правовед и исследователь правовой природы жизни общества и государства. Л.И. Петражицкий родился в 1867 году в имении Коллонтаево Витебской губернии в семье богатого дворянина. С детства Лев Иосифович проявлял склонность к наукам. В юношеском возрасте он успешно поступил и закончил юридический факультет Киевского университета. Затем он продолжил обучение в Германии, а именно в Берлинском университете. Л.И. Петражиткий достиг особых успехов в изучении основ римского права. Его знания в этой области поражали окружающих.

Жизнь Л.И. Петражицкого сложна и извилиста. Он начал разработку своей психологической теории о возникновении государства и права еще во времена учебы в университете. После окончания обучения Л.И. Петражицкий продолжил научную деятельность. Он широко известен как профессор юридического факультета Петербургского университета.

Лев Иосифович Петражицкий принимал активное участие в политической и общественной жизни страны. Он был депутатом I Государственной думы от партии кадетов.

После Великой Октябрьской Революции 1917 года Л.И. Петражицкий покидает Россию. В 1921 году он принимает гражданство Польши. Лев Иосифович Петражицкий преподаёт в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией.

Лев Иосифович Петражицкий был женат на Теоне Карловне. Детей у него не было. Умер Л.И. Петражицкий в возрасте 64 лет в Варшаве. Его смерть покрыта завесой тайны.

Психологическая теория Льва Иосифовича Петражицкого о возникновения государства и права имела множество сторонников и противников. С ним часто спорили видные зарубежные правоведа пытаясь выявить изъяны в его теории и связать их с утопичностью.

Объект теории государства и права. Соотношение объекта и предмета теории государства и права.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Наука изучает, прежде всего, закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением. ТГП изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права.

Предметом ТГП являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Объектом изучения ТГП являются правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, а также следующие правовые категории и понятия: правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права, формы правления и формы государственного устройства, политический (государственный) режим и государственный аппарат.

В предмет ТГП входят не только реальные отношения, процессы, явления и категории, но и представления, которые имеются у людей на этот счет. Право, государственная власть, законодательство, правовые отношения существуют и строятся существенным образом в соответствии с определенными представлениями людей, они связаны с человеческим сознанием, психологией, идеологией.

Таким образом, предметом общей ТГП выступают: право и государство (как явления общественной жизни), закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.

Итог

Человек изначально рождается индивидом. Однако какой личностью он станет, будет известно в будущем. На становление человека будет влиять множество факторов, начиная от генетической предрасположенности и кончая социальным влиянием. Ситуации, в которые человек будет попадать, выводы, которые он субъективно будет делать, также будут влиять на формирование личности.

Личность по мере жизни постоянно меняется. Можно изменять свои взгляды, убеждения и даже качества характера. Отдельные аспекты никогда не будет возможно изменить, что будет формировать новую личность, нежели которой человек был ранее.

Критика

Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.

Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.

Конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным. Так, например, гиеновые собаки не только взаимодействуют в ходе охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак очень симпатично. Но всегда и все ли даже современные люди поступают также? До сих пор не снята проблема захоронения останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Раскопки же показывают, что среди обследованных скелетов предков человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы.

В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, то есть по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный процесс, но сбрасывать их со счетов — это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

Школа Павлова.

Учение об условных рефлексах – временная связь внешнего агента с деятельностью организма. Безусловные рефлексы осуществляются при любых условиях. Сигнальные системы. 1-я сигнальная система – раздражение на внешних рецепторах и на больших полушариях, общая у людей и животных; 2-ю сигнальную систему составляет слово.

Законы ВНД: закон иррациации, закон концентрации. Исследовал экспериментальные неврозы. Орбели Л.Д. учение о 2-й сигнальной системе, проблема труда и вдохновения. Анохин П.К. теория функциональных систем, универсальная модель мозга (афферентный синтез), биология и нейрофизиология условного рефлекса. Ломов Б.Ф. специальные разработки инстинктивной психологии, психология труда, психофизика, мат. психология. Давыдов В.В. явление интериоризации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]