Эмоциональное насилие над ребенком: как не допустить


Виды эмоционального насилия над детьми

Игнорирование — самое жестокое и опасное отношение взрослых к маленьким – не замечать, не разговаривать. Дети от такого наказания страдают особенно чувствительно, ведь им, как воздух, необходимо тепло и нежность родительских рук, объятия и поцелуи, без этого личность не развивается.

Неприятие — мама или папа откровенно демонстрируют и не скрывают от ребенка, что он нежеланный, ненужный, обуза и лишняя финансовая трата.

Изолирование – при любой оплошности ставить в угол на несколько часов, закрыть в комнате, не разрешать выходить гулять во двор, не общаться по телефону с друзьями, и так далее, по сути, это любое ограничение в свободе.

Запугивание и угрозы – «вовремя не выучишь уроки, не уберешься в комнате, то не будешь смотреть телевизор, не пойдешь в гости, отберу мобильный телефон». Имеется в виду перманентное психологическое напряжение и давление на неокрепшее сознание подрастающего человека.

Унижение – высмеивание на людях, в присутствии друзей, оскорбление недостойными словами. Сюда же можно отнести нескончаемые нотации и лекции о «недостойном» поведении, издевки, крики и брань. Зачастую оскорбительные фразы и слова ранят сильнее, чем шлепок по макушке.

Очень хочется привести цитату Пифагора: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой».

Любой родитель хочет видеть свое «сокровище» идеальным — умным, красивым, аккуратным, здоровым, добрым. Как только замечается, что он «не такой» начинается домашнее насилие. Что самое удивительное, каждый из них желает своему ненаглядному чаду только добра, даже не подозревая, как мучается и страдает его ребенок. Верю, большинство взрослых абсолютно не догадываются о травмах, наносимых психике и развитию человечка.

Насилие пережитое в детстве. Как преодолеть последствия?

Главная задача при проработке пережитой в детстве травмы насилия, если это травма произошла в отношениях с родителями или другими значимыми людьми – это получить опыт ненасильственных отношений. То есть, отношений, где ваши личные границы уважают, «не ломают» их.

В обычной жизни – это сделать довольно сложно, т.к. наша психика устроена таким образом, что мы снова и снова перепроживаем свои непроработанные психологические травмы. К тому же, если вы росли в насильственной семье – то вы, скорее всего, не умеете выстраивать отношения таким образом, чтобы в них не было насилия.

Гораздо больше шансов на успех, если вы будете работать над собой в личной терапии у психолога. Если вы будете проделывать всю эту работу совместно с психологом. Тогда у вас будет возможность в этих терапевтических отношениях получить опыт ненасильственных отношений, где к вашим границам относятся достаточно уважительно и бережно.

И этот накопленный опыт поможет вам в будущем замечать и распознавать людей, которые тоже уважительны к вашим личным границам.

Почему родители так поступают?

Есть несколько причин, вот некоторые из них:

— недостаток знаний, собственный негативный опыт;

— экономические проблемы в семье;

— плохие взаимоотношения между супругами, разлад, недопонимание (Подробнее я пишу об этом в статье Насилие во взаимоотношениях в семье между супругами);

— социальная незрелость, безответственность;

— любая химическая зависимость – алкоголь, наркотики.

Эмоциональное насилие сложно распознать, ведь нет явных видимых признаков в виде синяков, ссадин и ран на теле, поэтому подобное давление и нажим на детей считается самым коварным видом насилия, который мешает личностному росту и здоровому формированию детей.

Психотравмирующее влияние насилия над ребенком в семье приводит к торможению интеллектуального развития и адекватного восприятия окружающей действительности. Он вырастает легко ранимым или, наоборот, чрезвычайно агрессивным. В любом случае, способность к самоуважению и уверенности в себе занижена. Человек развивается социально беспомощным, с легкостью попадающий в конфликтные ситуации и отвергаемый ровесниками.

Как дети подавляют воспоминания о насилии (и чем это грозит)

Дети, пережившие насилие, часто подавляют воспоминания об этом. Срабатывает защитный механизм, который позволяет на время справиться с травмирующим опытом. Но «подавить» не значит «пережить» и у вытесненных воспоминаний всегда есть свои последствия. Чем они грозят, и как помочь детям стать психологически сильнее — объясняет педагог и психолог Ирина Беляева.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Зачем мы вытесняем плохие воспоминания

О феномене психогенной амнезии (вытесненных воспоминаний) первым заговорил Фрейд как о виде психологической защиты, акте самосохранения. Нежелательные, опасные воспоминания о травме, которые человек не способен осознать и принять, могут стать причиной постоянной тревоги. Поэтому наша подсознательная цензура блокирует их и не позволяет войти в сознание. Мы устроены так, что процесс нормальной обработки нашей памяти идёт постоянно, благодаря чему все происходящее с нами становится осознанным опытом, из которого и строится наша личность. В случае сильного или продолжительного стресса выделяются гормоны стресса, их задача — своего рода антишоковая терапия. Они и блокируют нормальную работу памяти. Говорят нам: «Ну нет, эта ситуация тебе не по силам, давай-ка отложим её на потом».


О феномене вытесненных воспоминаний впервые заговорил Зигмунд Фрейд

Ну и хорошо, скажете вы, блокируют и блокируют. Защита же! Конечно, если мы постоянно будем вспоминать и переживать все свои чувства и мысли, мы утонем. Но проблема в том, что это вовсе не значит, что больше таких воспоминаний у нас нет. Они вытеснены, но живут в нашем подсознании годами, время от времени возвращаясь к нам в разных формах и в не самые подходящие моменты. Они как дамоклов меч, который готов опуститься на нашу голову в любой стрессовой ситуации. Мы не можем осмыслить, принять как часть нашего жизненного опыта то, о чём не помним.

Чем грозит избирательность памяти

Эту избирательность нашей памяти, «тут помню — а тут не помню», психологи называют диссоциативным расстройством. Оно проявляется во взрослом возрасте, но в большинстве случаев, до 97-98% (как показывают исследования американских учёных конца прошлого века) уходят корнями в детство.

Чем грозит подобное расстройство? О, тут целый букет возможных заболеваний: от проблем с желудком, агрессии, мигреней до наркотической зависимости и правонарушений. Известный французский психолог Франсуаза Дольто на вопрос, откуда берутся дети-правонарушители, так и отвечает: «Они получили травму в раннем возрасте». И если раньше такие люди могли отправиться в крестовый поход, отплыть в Новый свет, уйти на войну, то теперь они пополняют ряды алкоголиков, наркоманов или просто психически неустойчивых граждан.

Если спросить у детей, почему человек стал таким злодеем, то зачастую в ответ вы услышите: «Его не любили и били в детстве»

Откуда они это знают? Мы сами рассказали им об этом. Приглядитесь к злодеям, реальным и выдуманным, от Гитлера до Волан-де-Морта. У всех было ужасное детство. И учёные склоняются к тому, чтобы согласиться с феноменом, давно описанным в художественной литературе: из несчастных детей вырастают плохие взрослые.

Почему дети находятся в группе риска

Дети в первую очередь подвержены этому феномену, они наиболее склонны вытеснять воспоминания. С одной стороны, просто потому что у них меньше инструментов для обработки и принятия опыта. Ну как принять факт, что взрослый, которого ты любишь, который для тебя — весь твой мир, от которого зависит твоё физическое существование, может ударить тебя? Или систематически унижать? С другой стороны, у детей лучше развито воображение и им легче, чем взрослым, создать себе вымышленную реальность, в которой люди именно такие, как и должны быть, — любящие, понимающие, принимающие.

Дети наиболее склонны к вытеснению воспоминаний

Согласно статистике, амнезия чаще всего развивается у тех, кто испытывал сексуальное, физическое или длительное эмоциональное насилие со стороны родителей или учителей. У взрослых подобные проблемы чаще всего возникают среди ветеранов войны, людей, переживших концлагеря, теракты, стихийные бедствия. Получается отличная картина: ни один человек на свете не пожелал бы своему ребёнку оказаться в концлагере или стать свидетелем теракта, но при этом многие считают, что физическое наказание детей — вполне приемлемая вещь в воспитании. Хотя, как говорит нам статистика, на психику эти ситуации влияют схожим образом.

10 честных историй о домашнем насилии

Конечно, есть огромное количество людей, переживших насилие в детстве и ставших вполне гармоничными личностями во взрослом возрасте, это правда. Как и правда то, что дети с травматическим опытом и внешне успешно справившиеся с ним, став взрослыми, переживают стресс гораздо тяжелее, чем те, чье детство было безоблачным. Никто из нас не застрахован от катастроф, потерь или стихийного бедствия. Но те, кого не били и не унижали в детстве, имеют гораздо больше шансов вырасти без покалеченной психики.

Дети, имеющие травматический опыт и успешно справившиеся с ним, вырастают во взрослых, которые переживают стресс с более тяжёлыми последствиями

Существует расхожее мнение, что «строгое воспитание» закаляет нас и делает сильнее. Иногда мы даже «растим мужчину» путём систематических придирок, требований или просто стремимся отдать в места, где он с младенчества познаёт «суровую правду жизни». Но насилие в детстве становится миной замедленного действия, которую мы собственными руками закладываем в наших детей.

Сила личности, готовность к изменениям и вызовам базируется на трёх китах: самоуважение, интеллект, базовое доверие к жизни

Физическое и эмоциональное насилие над ребёнком — главный противник всех этих качеств. Стресс при наказании не позволяет развиваться нашим когнитивным способностям. Идея, что ты настолько плох, что даже родители отвергают тебя, бьёт по самоуважению. Невозможность влиять на события, обречённость на наказание, подтачивает базовое доверие к жизни. Если вы хотите вырастить безвольную, слабую, зависимую личность — почаще прибегайте к шлепкам и оскорблениям. Работает. Доказано психологами. Сильнее нас делает только любовь, как бы банально это ни звучало.

Чтобы физическое тело не болело, придумано множество разных способов профилактики: вакцинация, гигиена, закалка, здоровое питание. С психическим здоровьем всё менее понятно. Нет ни прививок, ни антибиотиков. Кризис психического здоровья — один из глобальных вызовов человечеству. А детское насилие, к сожалению, проблема, существующая не только в бедных лачугах Африки, и именно его в последнее время считают первопричиной синдрома «вытесненных воспоминаний». Да, мы не всё знаем о том, как помочь людям справиться с этим расстройством, но мы точно знаем, что остановив физическое и эмоциональное издевательство над детьми, сделаем мир добрее.

Фото: Wikimedia Commons, iStockphoto (chameleonseye, fiorigianluigi)

Изображение на обложке: iStockphoto / Archv

Признаки эмоционального насилия над ребенком

— замкнутость в себе, задумчивость, нежелание делиться впечатлениями и мыслями, агрессивность;

— неуверенность в своих поступках;

— некоммуникабельность, неумение общаться со сверстниками;

— недоверие к окружающим, к близким в том числе;

— не умение проявлять чувства к другим людям, равнодушие, отсутствие эмпатии;

— неоправданная капризность, с целью привлечь к себе внимание;

— нарушение сна, аппетита;

— надуманные страхи;

— частые болезни.

Как только родители заметят данные симптомы, следует срочно провести «чистку» в воспитательном процессе и сделать соответствующие выводы.

Что делать родителям?


«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Замечательные, умные, здоровые и развитые во всех смыслах этого слова дети вырастают только в любви. Ребенка надо любить не за то, что он аккуратный, спокойный, красивый, покладистый и так далее, а за то, что он есть! Конечно, без наказания нет воспитания, но надо правильно и грамотно направлять свою кровинку по жизни. Предупреждать об опасностях, разговаривать на все темы, которые его волнуют, а не ссылаться на занятость. Делиться собственными впечатлениями и мнением, подсказывать, как поступать в той или иной ситуации. Позволять ему совершать собственные ошибки, иначе характер не разовьется, не затыкать рот и, тем более не орать и не давить авторитетом. Это не значит быть на равных и потакать во всех прихотях. Это значит признавать достоинство и значимость маленького человека, уважать его и принимать таким, какой он есть, слегка и ненавязчиво корректировать некоторые недостатки, которые, вероятно, помешают ему в дальнейшей жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]