Что людям надо: позитивная мотивация сотрудников и стимулирование труда

Потребности меняются с возрастом, и с удовлетворением одной потребности возникает другая. Потребности зависят от семейного воспитания и психотипа человека, усвоенного им сценария поведения и, кроме того, от достижений, неудач и эмоциональных травм, полученных в жизни. Для эффективной персональной мотивации необходимо знать их потребности и создавать условия для их удовлетворения. В данной публикации представлен список потребностей, встречающихся у сотрудников разных компаний. По каждой потребности даются списки мотиваторов.

Индивидуальный подход в мотивации очень важен. Известно, что у одного сотрудника доминирующей выступает одна потребность, у второго — другая. Ведущими могут быть несколько потребностей, близких по механизму и внутреннему содержанию.

Потребности меняются с возрастом, и с удовлетворением одной потребности возникает другая. Потребности зависят от семейного воспитания и психотипа человека, усвоенного им сценария поведения и, кроме того, от достижений, неудач и эмоциональных травм, полученных в жизни.

У молодого и амбициозного сотрудника ведущими могут быть потребности в конкуренции и достижениях. В зрелом возрасте он будет стремиться к стабильности и позитивной корпоративной культуре.

С целью эффективной персональной мотивации сотрудников необходимо знать их потребности и создавать условия для их удовлетворения.

Сотрудник, интересы и потребности которого учитываются в предлагаемых ему мотиваторах, чувствует себя нужным и полезным. Он рассуждает следующим образом: «Моя карьера зависит от моих результатов: чем лучше я работаю, тем успешнее моя карьера». Далее он станет говорить так: «Я всегда получаю награды, поощрения и бонусы за свои успехи». Затем он будет делать выводы: «Эти награды, поощрения и бонусы интересны для меня, потому что здесь учитываются мои предпочтения».

В данной публикации будет представлен список потребностей, встречающихся у сотрудников разных компаний. По каждой потребности даются списки мотиваторов. При построении системы мотивации останется выявить доминирующие потребности у сотрудников и выбрать для каждого соответствующие мотиваторы.

Потребность в поддержании жизнедеятельности и здоровья

Потребности в пище, сне, жилье и здоровье жизненно важны для всех людей. Однако бывают сотрудники, для которых эти потребности выступают первостепенными.
Такие сотрудники обычно ведут здоровый образ жизни, соблюдают диету, интересуются новинками укрепляющих препаратов и пищевых добавок. Они хорошо знают, сколько калорий, витаминов и минеральных веществ содержится в полезных продуктах, а «плохого» холестерина — во вредных. Они регулярно проходят профилактические обследования, занимаются фитнесом, предпочитают подвижный отдых. Утром делают гимнастику и пробежки. Внешне выглядят ухоженными и подтянутыми. Жизнелюбивы и энергичны.

Увы, потребности в поддержании жизнедеятельности и здоровья редко полностью удовлетворяются у работающих людей. Во многих компаниях по причине перегруженности сотрудники не успевают пообедать или перекусывают «на бегу». Перегрузка и стресс приводят к хроническому недосыпанию. Немало сотрудников снимают квартиры, не имея собственного жилья, или испытывают острую потребность в улучшении жилищных условий.

Неудовлетворенные жизненные потребности создают внутреннее напряжение, делают человека раздражительным и эмоционально неустойчивым. Если не удовлетворяются потребности в полноценном питании и восстановлении сил при помощи продолжительного сна, здоровье человека ухудшается и снижается его работоспособность. Он может заболеть и на длительный период выключиться из рабочего процесса, что совсем невыгодно для компании.

Потребность в обеспечении жильем особенно остро испытывают молодые сотрудники, создавшие семьи. Если у молодого специалиста родился ребенок и жена находится в отпуске по уходу за малышом, это обстоятельство обязательно следует учитывать при мотивации сотрудника. У него просто нет выбора: чтобы иметь возможность взять кредит на покупку квартиры, он уйдет к другому работодателю.

Потребность в жилье необходимо выяснять уже при приеме нового сотрудника в компанию Особенно внимательно к этой проблеме нужно отнестись, если на работу принимается молодой сотрудник.

С этой целью нужно задавать следующие вопросы.

  • «Где вы живете?»
  • «Есть ли у вас благоустроенная квартира?»
  • «Есть ли у вас потребность в улучшении жилищных условий?»

Если сотрудник говорит, что имеет жилищную проблему, необходимо выяснить, может ли он сам решить ее. Если же он выражает надежду, что компания поможет ему купить квартиру, необходимо оценить финансовые возможности и установить сроки выдачи кредита.
Конечно, если компания может помочь сотруднику решить его жилищную проблему при помощи кредита, это будет выступать для него долгосрочным мотиватором. Однако если по тем или иным причинам компания не может помочь сотруднику, то через некоторое время он будет вынужден перейти на другое место работы. Проблемы с жильем все равно придется решать.

В качестве рекомендаций по удовлетворению наиболее важных потребностей в поддержании жизнедеятельности и здоровья, рекомендованы приведенные ниже мотиваторы:

  • Организуйте горячие обеды для персонала.
  • Устанавливайте фиксированное обеденное время для всей компании или отдельное время для каждого подразделения.
  • Выражайте отрицательную оценку, если сотрудники пренебрегают обедом.
  • Показывайте личный пример регулярно и полноценно обедайте.
  • Обсуждайте на неформальных мероприятиях принципы здорового образа жизни.
  • Следите за собственным здоровьем, занимайтесь спортом, будьте подтянутым и жизнерадостным.
  • Выражайте положительную оценку сотрудников, занимающихся спортом.
  • В качестве поощрения выдавайте абонементы для успешных сотрудников в бассейны, спортивные залы или спортклубы.
  • Организуйте спортивные виды отдыха (футбольные соревнования, турниры настольного тенниса и пр.)
  • Оборудуйте о помещении компании спортивный зал, чтобы сотрудники могли заниматься спортом после работы.
  • Выясняйте жизненно важные потребности сотрудников на этапе приема в компанию.
  • Обеспечьте возможность получения кредитов для ценных сотрудников на жизненно важные приобретения (например, квартиру).

Что такое биологические потребности человека

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности отдельного организма, социальной группы, общества в целом. Потребности побуждают человека к действию.

Человек, как всякое живое существо, – это часть природы, часть окружающего нас мира, где все взаимосвязано. Биологические потребности – это первичные или врожденные потребности жизнедеятельности организма.

К ним относятся потребности дышать, питаться, двигаться, спать, отдыхать, воспроизводить себя, быть здоровым, находиться в безопасности.

Как биологический вид человек не меняется с момента своего появления. Поэтому эти потребности остаются неизменными на протяжении всего существования.

Как проявляются потребности?

Чувства дискомфорта, тревога, отрицательные эмоции – это внешние проявления биологической потребности.

Удовлетворенные потребности сопровождаются позитивными эмоциями.

Пример

Голодный человек остро улавливает запах еды. Нехватка воздуха сопровождается спазмами. Это четкие сигналы о необходимости удовлетворить потребность в еде и воздухе.

Биологические потребности делятся на две группы: базовые или первичные и естественные или физиологические.

Эти определения достаточно условны. В различных исследованиях они характеризуются по-разному. Наша классификация основана на работе известного американского ученого А.Маслоу о потребностях человека.

Какие потребности относятся к базовым

Базовые потребности обеспечивают выживание человека.

Они возникают в первую минуту рождения. Ребенок сообщает об этом своим криком. Первый вздох – это первая биологическая потребность. Далее идут еда, вода, сон. Отсутствие этих основных биологических потребностей приводит человека к гибели. Базовые биологические потребности обеспечивают выживание человека.

Самая важная – это потребность в воздухе, точнее, в кислороде. Кислородом насыщена каждая клетка организма человека. С его помощью происходят многие обменные реакции. Ежеминутно клетки расходуют 200-250 мл кислорода. В сутки количество составляет 300 литров.

Когда человек занят тяжелым трудом, потребность в кислороде возрастает в несколько раз. Без воздуха человек может прожить не более 5 минут.

Человеку важен чистый воздух. Антропогенные загрязнения воздуха отрицательно влияют на здоровье.

Важна потребность в сне. Во время сна «отдыхают» нейронные клетки мозга, организм работает в режиме экономии, восстанавливаются силы и здоровье. Если человек проводит двое суток без сна, в организме происходят изменения гормонального фона и нарушения нейронных связей в коре мозга. Спустя три дня возрастает нагрузка на сердце, начинают разрушаться клетки головного мозга. В конечном итоге человек погибает

Поэтому так важно человеку высыпаться

Как биологическая потребность очень важна сбалансированность питания. Пища обеспечивает энергетическую потребность организма. В еде должны присутствовать все необходимые микроэлементы: жиры, белки, углеводы, аминокислоты. Очень важны и вкусовые качества пищи.

Большую часть своих базовых потребностей современный человек получает за деньги: это еда, жильё, вода, вещи, лекарства. Природа подарила человеку только воздух.

То, каким образом человек зарабатывает деньги, имеет принципиальное значение, т.к. работа должна приносить не только материальное благополучие, но и удовлетворение.

Потребность в признании

Сотрудники, для которых потребность в принятии и одобрении со стороны руководства и коллег является ведущей, рассуждают так. «Главное, чтобы меня уважали. Если я не буду чувствовать уважения к себе и признания своих успехов, я не смогу работать ни за какие деньги». Как правило, это эмоциональные и открытые люди. Поощрение потребности в признании выгодно для компании, поскольку обычно она выражена у старательных сотрудников.
Можно выделить две плоскости отношений, в которых сотрудники могут удовлетворить свою потребность в позитивном принятии, — вертикальную и горизонтальную. По вертикали — это позитивная оценка и признание хорошо выполненной работы руководством. По горизонтали — это признание со стороны коллег, уважение профессионализма и опыта сотрудника, обращение к нему за консультацией, советом или профессиональной помощью.

Рекомендации по мотивации работников, нуждающихся в признании:

  • Публично, на совещании или собрании, выражайте позитивную оценку сотрудника, успешно решившего сложную задачу.
  • Помните, что устная благодарность мотивирует не меньше, чем денежное поощрение.
  • Выражайте благодарность за хорошую работу своевременно, сразу же после получения сотрудником хорошего результата.
  • Разработайте и внедрите в компании систему званий для успешных сотрудников (например, «Золотой маклер» в агентстве недвижимости или «Лучший продавец месяца» в торговой компании).
  • Подкрепите систему званий символическими знаками отличия (например, значки или именные карточки, которые можно прикрепить на лацкан костюма или на рабочую униформу).
  • Разработайте и внедрите в компании современный стенд с информацией и фотографиями успешных работников.
  • Предоставляйте успешному сотруднику право самостоятельно оформлять свой кабинет или рабочее место.
  • Вознаграждайте сотрудника за стаж работы в компании.
  • Организуйте выставку достижений в успешном подразделении (например, сделайте экспонаты из товаров, которые производит ваша компания, к каждому экспонату поставьте карточку с именами изготовителей).

Самоутверждение и самооценка

Ощущение, что человек не смог добиться признания в важной для него сфере порождает депрессию, апатию, его самооценка понижается. Тогда он либо предпринимает усилия, чтобы добиться желаемого, либо переключается на другую сферу – это компенсаторная стратегия самоутверждения.

Нельзя сказать, что подобное переключение поможет почувствовать себя полностью реализовавшимся в жизни. Если человек стал известным адвокатом не означает, что он не перестал жалеть о том, что не стал известным художником. Однако его приобретенный социальный статус и признание общества помогут человеку повысить самооценку и обрести психологический ресурс, чтобы каким-то образом воплотить в жизнь несбывшиеся когда-то мечты.

Потребность в общении

Проявление потребности в активном общении зависит от характера и возраста человека. Открытые, подвижные и общительные люди больше настроены на контакты с коллегами, клиентами и партнерами, нежели люди замкнутые. Последние тяготеют к работе, где контакты с людьми ограничены, и проявляют такие черты, как стремление к концентрации, углубленности, тщательности и педантичности.
Для открытых людей мотивирующей будет организация работы в общем помещении, связанная с интенсивным общением, а сотрудникам, имеющим потребность в концентрации, лучше работать в отдельных кабинетах или за перегородками и с минимумом контактов.

Молодые сотрудники, не имеющие семей и детей, больше стремятся к активным контактам, нежели люди зрелого возраста, обремененные семейными обязанностями. Потребность коммуникабельных и молодых людей в общении обязательно должна подкрепляться на работе. Если этой группе сотрудников запрещать общаться, они все равно будут разговаривать, только прячась от руководства. Поэтому вопрос заключается в том, сколько времени необходимо посвящать неформальному общению на работе. Есть мнение, что достаточно переброситься краткими фразами, чтобы почувствовать «плечо товарища».

В молодежной компании необходимо выделять специальное время для неформальных мероприятий — выездов на природу или туристических поездок. Было бы неплохо ввести кофе-брейк, чтобы сотрудники могли пообщаться в течение 10-15 минут до обеда и такое же время после.

Для группы зрелых сотрудников мотивирующим фактором будет организация корпоративных праздников или выездов на природу вместе с членами семей.

В российской компании, занимающейся проектированием строительных работ, в корпоративный кодекс был введен обязательный перерыв на общение, который организовывался в столовой в течение 15 минут во второй половине рабочего дня. Все желающие могли придти в определенное время, чтобы пообщаться с коллегами за чашкой чая или кофе.

Мотиваторы для общительных сотрудников:

  • Формулируйте для активных и общительных сотрудников задания, связанные с интенсивными контактами (организация контакта с важным клиентом, наработка новой клиентской базы, командировки в другие города и страны).
  • Направляйте общительных сотрудников на урегулирование конфликта в подразделении или компании.
  • Периодически обедайте с общительными и успешными сотрудниками, неформально беседуйте с ними во время обеда.
  • Помните: желание сотрудников неформально общаться невозможно запретить полностью, по при разумном поощрении этой потребности можно стимулировать людей.
  • Выделите специальное время для неформального общения (например, 15 минут до обеда и 15 минут после), объявите персоналу о своем решении и аргументируйте его необходимость.
  • Организуйте кофе-брейк в корпоративном кафе или столовой в пятницу, к концу рабочей недели для подведения итогов и общения сотрудников.
  • Организуйте регулярный отдых для компании или отдельных подразделений.
  • Приглашайте на корпоративный отдых членов семей сотрудников.
  • Организуйте корпоративные праздники (например, день рождения компании).
  • Создайте корпоративные традиции (например, посещение культурных центров, плавание на корабле по реке в один из дней майских праздников; весенний пикник на природе и т. п.)

Потребность в принадлежности к референтной группе и командной работе

В любой компании кроме официальной, штатной структуры присутствует неформальная структура отношений между сотрудниками, возникающая на основе взаимных оценок и симпатий. Потребность быть вместе со всеми выражается в стремлении стать принятым членами команды, иметь позитивные отношения с коллегами и сотрудниками, вызывающими симпатию.
Стремление принадлежать к референтной группе присутствует у всех сотрудников, как общительных, так и закрытых. «Я хочу работать в команде», — говорят люди, у которых доминирует потребность в командной работе. Это проявляется в том, что сотрудники ходят вместе обедать, пьют чай, курят, обсуждают корпоративные новости, спортивные достижения любимой команды и пр.

Если потребность в принадлежности к группе не удовлетворяется, сотрудник становится аутсайдером и тяжело это переживает. Трудности социальной адаптации нового сотрудника в консолидированной команде связаны именно с непростым включением в неформальное, дружеское взаимодействие.

Мотиваторы для сотрудников, имеющих потребность в командной работе:

  • Знайте неформальную структуру своего подразделения (компании).
  • Поддерживайте хорошие отношения с неформальными лидерами, имеющими позитивные ценности.
  • Делегируйте неформальным лидерам выполнение важных профессиональных задач.
  • Направляйте неформальных лидеров-миротворцев на регулирование конфликтов между сотрудниками.
  • С целью облегчения социальной адаптации новых сотрудников, имеющих потребность в командной работе, выделите из опытных работников наставника.
  • Создавайте постоянно действующие рабочие группы.
  • Выделяйте отдельные помещения для работы команды.
  • Поддерживайте командную символику и знаки отличия.
  • Поощряйте оперативные совещания для обмена информацией и мнениями внутри команды.
  • Выражайте удовлетворение успешной работой команды на официальных собраниях (совещаниях).
  • Вводите корпоративное требование к официальному костюму для всех сотрудников и одинаковую униформу для рабочих.
  • Посылайте всю команду на обучение, выставки, конференции в качестве поощрения за успешную работу.
  • Поощряйте командные виды спорта и соревнования между командами, тренинги по командообразованию.
  • Создавайте условия, чтобы сотрудники могли «перебрасываться словами» во время работы.
  • Организуйте для рабочих групп совместные перерывы в работе, чтобы они могли общаться.

Потребность в надежности и безопасности

Не все, но многие сотрудники имеют потребность в надежности и безопасности (физической, эмоциональной, экономической). Обычно это осторожные люди, предпочитающие порядок и комфорт. Они ценят свое слово, проявляют обязательность и ответственность. Не любят опаздывать и могут быть педантичными.
Физическая безопасность обеспечивается условиями работы, имеющей минимальный риск или полное отсутствие риска для жизни. Сотрудников, проявляющих осторожность и повышенную тревожность, мотивируют условия труда, не связанные с риском для здоровья и жизни.

Потребность в эмоциональной безопасности проявляется в том, что сотрудники чувствительны к принятому в компании или подразделении стилю управления непосредственного руководителя. Начальник, который кричит, унижает и оскорбляет своих подчиненных, снижает их самооценку и затрагивает чувство собственного достоинства. Если такой сотрудник решит уволиться, поведение начальника не будет названо в качестве причины увольнения. Однако при формулировке «прошу уволить меня по собственному желанию» реальной, но скрытой причиной будет именно неадекватный стиль управления руководителя.

На консультации у психолога молодой сотрудник жаловался на то, что все высшее руководство компании активно использовало ненормативную лексику. При проведении совещаний и принятии решений часто употреблялись нецензурные слова. Более того, если кто-то из сотрудников не поддерживал такой стиль «общения», он считался «чужаком». В компании наблюдалась повышенная текучесть персонала, уходили грамотные и активные сотрудники. Через непродолжительное время уволился и тот молодой человек, который консультировался у психолога.

Удовлетворение потребности сотрудников в эмоциональной безопасности может быть под угрозой и в тех компаниях, где принята практика неожиданного увольнения сотрудников без объяснения причины. Например, если уволили сотрудника пенсионного возраста, который находился в отпуске и не знал о своем увольнении до выхода на работу, многие другие работники предпенсионного и пенсионного возраста будут длительное время пребывать в напряженном состоянии.

Такая же напряженная обстановка развивается в компании, где регулярно проводится сокращение персонала без предварительного информирования людей и отсутствия информации о критериях отбора сотрудников. попадающих под сокращение.

Потребность в экономической безопасности проявляется в ожидании работающих людей иметь вознаграждение, обещанное по договору. Если в компании регулярно задерживается заработная плата или имеются случаи выплаты меньших сумм денег по сравнению с обещанными, потребность персонала в экономической безопасности будет не удовлетворена. Как следствие может возникнуть повышенная текучесть кадров.

Мотиваторы для сотрудников, имеющих потребность в надежности и безопасности:

  • Организуйте хорошую экологию рабочего места (кондиционер, освещение, отсутствие шумов и загазованности).
  • Оборудуйте теплые бытовки для рабочих, чтобы они могли переодеться и привести себя в порядок после смены.
  • Вырабатывайте уверенный, но сдержанный стиль в общении с подчиненными.
  • Не разрешайте себе повышать голос и кричать на подчиненных.
  • Не пользуйтесь ненормативной лексикой на работе.
  • Цените человеческое достоинство сотрудников, не унижайте и не оскорбляйте своих подчиненных.
  • Строго выдерживайте свои экономические обещания по выплате заработной платы и бонусов.
  • Не угрожайте снижением заработной платы, если в этом нет настоятельной необходимости.
  • Объясняйте и аргументируйте распределение премиальных между сотрудниками, говорите о критериях оценки работы.

Роль/маска 2. Козел отпущения.

Есть притча про козла отпущения, которая гласит, что священник селения, брал козла, и на него возлагал все грехи этого селения. Потом отводили козла в пустынь, где он медленно погибал от жажды, как бы своими страданиями очищал деревню от греха.

В семье, на такого ребенка, взваливается много вины и ответственности. Можно встретить, что за все невзгоды в семье виноват ребенок, которого, впрочем, не ждали на этом белом свете. Тогда, родители разными способами, отыгрываются на горе-ребенке за свою неудавшуюся жизнь, — «если бы не ты, то я…»!

Часто, для достижения своих неудавшихся целей в жизни, родители «из добрых побуждений», используют ребенка, не учитывая его интересы. Примеров, можно привести безграничное множество. Главным лозунгом таких родителей есть: — «для тебя ведь стараюсь», «мне лучше известно, что для тебя хорошо». В любом случае, ребенок свою роль «козла отпущения» для родителей выполняет.

«Не за себя страдаю» – вот лозунг такого ребенка. Такой ребенок весьма враждебный и не подчиняется старшим.По типу характера — обидчив, угрюм, злящийся, имеющий очень низкую самооценку. Чтоб получить суррогатное признание, любовь, одобрение, привлекает к себе внимание через негативное поведение. Может с легкостью разбить стекло в школе камнем, и все для того, чтоб обратить на себя внимание учителей, родителей, сверстников. Раз на него обращают внимание, значит, он значим.

Метафорой послужит то, что маятнику на самом деле все равно, с какой стороны вы будете его раскачивать.

Потребность в сотрудничестве с руководством компании

Для многих ответственных и активных сотрудников важной потребностью является стремление сотрудничать с руководством компании.
Эти сотрудники говорят так: «Мы решили эту сложную задачу», «Наша компания завоевала лидирующее положение на рынке», «В нашей в компании принято относиться к клиентам с уважением» и т. п. Они проявляют инициативу и ставят перед руководством новые задачи, а от руководства ждут обеспечения ресурсами их решения.

Сотрудница крупного издательства сказала: «На прежней работе, когда передо мной ставили задачу, я всегда знала, что ее выполнение — только моя ответственность. Никого не интересовало, как я буду справляться с ее решением. Делай, и все… Теперь, когда я перешла в другое издательство, руководитель говорит: «Скажите, что вам нужно для решения этой задачи, и мы все организуем, только делайте…» Как мне это нравится! Как это стимулирует к работе! Хочется работать и добиваться успехов!»

Рекомендации по мотивации сотрудников, имеющих потребность в сотрудничестве с руководством:

  • Показывайте свое отношение к лояльным сотрудникам как к партнерам по работе.
  • Говорите так: «Мы вместе работаем на благо компании».
  • Публично уточняйте на совещании: «Мы с Николаем Bacильeвичем решили…»
  • Привлекайте лояльных сотрудников к общему решению проблем компании (приглашайте на совещания, спрашивайте их экспертное мнение).
  • Говорите так «Я хотел бы с вами посоветоваться по поводу решения важной проблемы…».
  • При необходимости организуйте «мозговой штурм» по решению актуальных проблем в компании с приглашением компетентных сотрудников.
  • Знайте о важных датах в жизни ценных сотрудников и поздравляйте их (дни рождения, юбилеи, семейные события).
  • Здоровайтесь за руку с сотрудниками, спрашивайте о семейных делах.
  • Приглашайте успешных и лояльных работников компании на неформальные мероприятия, проводимые «в узком кругу».
  • Приглашайте старательных сотрудников после работы для дружеской беседы в свой кабинет.

Из чего «сделана любовь»?

Не только из чувств и романтики первой влюбленности! Она наполнена мысли, стилем отношений, пониманием себя и пониманием другого — это движение навстречу друг другу длинною в жизнь! И мы будем учиться любить друг друга всю жизнь – учиться жить вместе. Мы прошли с тобой 8 базовых потребностей в отношениях, всмотрелись в себя, в партнера. Надеюсь, что с пользой и пониманием, что Любовь не поддерживается сама по себе. Она просит, требует взаимного вклада, внимания, понимания, заботы, принятия и отклика! Она — следствие принятого решения быть вместе. И быть вместе нам стоит научиться!

Потребность в эмоциональном напряжении и риске

Доминирующая потребность в эмоциональном напряжении и риске встречается у многих. Нередко такие люди выбирают экстремальные профессии и становятся каскадерами, гонщиками, летчиками-испытателями, скалолазами, подводниками и т. д. Но бывает и так, что, работая в «мирной» профессии, они «отрываются по полной программе» во внерабочее время и увлекаются экстремальными видами спорта.
Однако, организуя экстремальный отдых, важно не ошибиться в отборе сотрудников, которым предлагается провести свободное время в условиях риска и напряжения. Иначе вместо мотивации персонала можно повысить число увольнений.

Иногда руководитель, имеющий потребность в риске, стремится организовать экстремальный отдых для своих сотрудников. Так, в небольшой российской компании молодой руководитель увлекался экстремальным вождением автомобиля. Длительное время он пытался приобщить к своему увлечению мужскую часть своего персонала. Однако желающих составить ему компанию не нашлось. Потерпев неудачу, он в приказном порядке вывез сотрудников на самолете и попытался заставить их спрыгнуть с парашютом. Некоторым это понравилось, но многие отказались и позже уволились из компании.

Мотиваторы для сотрудников, имеющих потребность в эмоциональном напряжении и риске:

  • Формулируйте для таких сотрудников сложные задачи, ставьте цели, которые заставят их работать с напряжением и усилием.
  • Подчеркивайте персональную ответственность за выполнение сложных задач.
  • Говорите так: «Только вы, Сергей Ивaнoвич, с вашей активностью и азартом, можете решить эту трудоемкую задачу!»
  • Давайте сотрудникам поручения, в которых надо проявить выносливость (частые командировки, налаживание нового производства и т. п.)
  • Говорите о рисках, связанных с новым проектом, и о своем доверии к способности сотрудника к разумному риску.
  • Направляйте сотрудников на презентации и тендеры.
  • Организуйте экстремальный отдых для работников, имеющих потребность в риске.
  • Сделайте стенд с фотографиями (спуск по горной речке на плотах, прыжки с парашютом, экстремальное вождение и пр.)
  • Организуйте тематические корпоративные вечера, где сотрудники могут рассказать о своем экстремальном увлечении.

  • 2.1. Физиологические потребности
  • 2.2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем
  • 2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности)
  • 2.4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении)
  • 2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)
  • 2.6. Оценка самоактуализации
  • Глава 2. Иерархия потребностей человека. Модель Маслоу

    Ни одна из существующих теорий мотивации не оказывает такого влияния на мышление руководителей, как теория потребностей, разработанная крупным специалистом по мотивации Абрахамом Маслоу.

    Теория Маслоу позволяет управленцам более полно понять стремления и мотивы поведения работника. Маслоу доказал, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Если раньше руководители мотивировали подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось в основном их потребностями низших уровней, то благодаря теории Маслоу стало очевидно, что существуют еще и нематериальные стимулы, заставляющие делать работников то, что нужно организации.

    Маслоу выделил пять основных групп потребностей человека, которые находятся в динамической взаимосвязи и образуют иерархию (схема 1). Это можно изобразить в виде восходящих ступеней.

    Схема 1. Иерархия потребностей в мотивации человека в порядке их очередности

    В основу теории иерархии потребностей человека положена закономерность: при удовлетворении потребности одного уровня возникает потребность следующего, более высокого уровня. Удовлетворенная потребность перестает мотивировать.

    Людям необходимо удовлетворять потребности в определенном порядке – когда удовлетворяется одна группа, на первый план поступает другая.

    Человек редко достигает состояния полного удовлетворения, на протяжении всей жизни он чего-то желает.

    Необходимо более подробно рассмотреть мотивационные группы.

    2.1. Физиологические потребности

    Потребности этой группы состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда их называют биологическими потребностями. Это потребности человека в пище, воде, тепле, сне, отдыхе, одежде, жилье и тому подобном, необходимые для выживания организма, поддержания и продолжения жизни. Применительно к рабочей среде они проявляются как потребность·в заработной плате, благоприятных условиях труда, отпуске и т. п.

    Высокий заработок обеспечивает достойное существование, например возможность жить в комфортабельной квартире, хорошо питаться, носить необходимую, удобную и модную одежду и т. д.

    Для оплаты основных жизненных потребностей сотрудников необходимо мотивировать их долговременными выгодами, обеспечив ощутимым высоким доходом и достаточным вознаграждением, предоставлять им перерывы в работе, выходные и праздничные дни для восстановления сил.

    Если у человека доминируют только эти потребности, вытеснив все остальное, то он мало интересуется смыслом и содержанием труда, а заботится в основном об увеличении своих доходов и улучшении условий труда.

    Если человека лишить всего, то он будет в первую очередь стремиться удовлетворить свои физиологические потребности. В результате этого могут претерпеть изменения его взгляды на будущее.

    Неудовлетворение человека может указать и на неудовлетворение потребностей более высокого уровня, чем уровень той потребности, на неудовлетворение которой работник жалуется. К примеру, когда человек думает, что он нуждается в отдыхе, на самом деле он может испытывать потребность в безопасности, а не в выходном или отпуске.

    2.2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем

    Если человек имеет достаточные физиологические потребности, то у него сразу же появляются другие потребности, имеющие отношение к безопасности организма.

    Эта группа ? одна из основных жизненных мотиваторов, она включает в себя и физическую (технику безопасности, охрану труда, улучшение условий труда и т. п.), и экономическую (социальная гарантированная занятость, социальное страхование в случае заболевания и по старости) безопасность. Удовлетворение потребностей данной группы обеспечивает человеку уверенность в будущем, отражает желание защитить себя от страданий, опасностей, болезней, травм, потерь или лишений. Уверенность в будущем приобретается за счет гарантийной занятости, приобретения страхового полиса, пенсионного обеспечения, возможности хранения денег в банках, за счет создания страхового потенциала путем получения достойного образования.

    Для тех, кто терпел серьезные лишения в какой-то значительный период жизни, эта потребность более насущна, чем для других.

    Чтобы решить потребности работников в безопасности, работодателю необходимо:

    1) создать работникам безопасные условия труда;

    2) снабдить работников защитной одеждой;

    3) установить специальное оборудование на рабочих местах;

    4) обеспечить работников безопасными инструментами и приборами.

    2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности)

    После того как будут удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности, на передний план выходят социальные потребности.

    В этой группе ? потребности в дружбе, любви, общении и эмоциональных связях друг с другом:

    1) иметь друзей и коллег, общаться с людьми, которые оказывают внимание нам, разделяют наши радости и заботы;

    2) быть членом коллектива и ощущать поддержку и сплоченность группы.

    Все это выражается в стремлении к теплым отношениям с людьми, участии в совместных мероприятиях, создании формальных и неформальных групп. Если человек удовлетворен социальными потребностями, то он рассматривает свой труд как часть совместной деятельности. Работа является цементирующей средой для дружбы и товарищества.

    Сокращение социальных взаимосвязей (рабочих контактов и неформальных дружеских отношений) часто ведет к неприятным эмоциональным переживаниям, возникновению комплекса неполноценности, самоощущению изгоя общества и т. п.

    Для решения социальных потребностей работников руководство должно:

    1) вдохновлять работников на создание групп и команд;

    2) создавать условия и позволять одной и той же группе людей работать и отдыхать вместе, чтобы укрепить и облегчить их взаимоотношения;

    3) позволять всем группам отличаться от других групп;

    4) проводить встречи, совещания для обмена профессиональными вопросами, обсуждать интересующие всех дела и вносить вклад в решение профессиональных проблем.

    2.4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении)

    Когда будут удовлетворены потребности трех нижних уровней, человек фокусирует свое внимание на удовлетворении личностных потребностей. Потребности этой группы отражают желания людей быть сильными, компетентными, уверенными в себе и собственном положении, стремящимися к независимости и свободе. Сюда входят также потребности в престиже, репутации, служебно-профессиональном росте, лидерстве в коллективе, признании личных достижений, уважении со стороны окружающих.

    Каждому человеку приятно ощущать свою незаменимость. Искусство управлять людьми – это умение дать понять каждому работнику, что его труд очень важен для общего успеха. Хорошая работа без признания приводит работника к разочарованию.

    В команде человек испытывает удовольствие от своей собственной роли, чувствует себя комфортно, если ему предоставляются и адресуются заслуженные привилегии, отличающиеся от общей системы поощрений, за его личный вклад и достижения.

    Наиболее объективное и стабильное самоуважение основывается на заслуженном уважении других, а не на внешней славе, известности или незаслуженной лести.

    2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)

    Это духовные потребности. Проявление этих потребностей опирается на удовлетворении всех предшествующих потребностей. Появляется новое неудовлетворение и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе, иначе он не обретет душевного равновесия. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.

    Человек должен стать тем, кем он может быть. Каждый человек удивительно богат идеями, но его нужно в этом убедить.

    Стремление человека к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей, достижению всего желаемого, быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением в настоящее время бесспорно и признается всеми. Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

    В этой группе проявляются самые лучшие, более индивидуальные, чем другие, стороны и способности людей.

    Для эффективного управления людьми необходимо:

    1) возложить на них персональную ответственность за выполнение производственных заданий;

    2) дать им возможность проявить, реализовать себя, давая им своеобразную, оригинальную работу, требующую изобретательности, и при этом предоставить большую свободу в выборе средств достижения поставленных целей и решения задач.

    Люди, которые испытывают потребность во власти и влиянии на других и даже равных по положению, мотивируются возможностью:

    1) управлять и контролировать;

    2) убеждать и влиять;

    3) конкурировать;

    4) лидировать;

    5) достигать целей и задач.

    Все это необходимо поддерживать похвалой за хорошую работу. Людям важно осознавать, что они работают хорошо и по-своему индивидуальны.

    Важное значение для руководителей имеет факт, что все человеческие потребности располагаются в иерархическом порядке.

    Потребности низшего уровня.

    1. Физиологические потребности.

    2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.

    3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности).

    4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении).

    Потребности высшего уровня.

    5. Потребность в самореализации (самовыражении).

    Во-первых, потребности низших уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, и только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

    Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.

    Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих.

    Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменится, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Например, в какой то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности.

    Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей. Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности (второй уровень) еще не удовлетворены, предлагая социальную награду (третий уровень), он не добьется желаемых целенаправленных результатов.

    Если в данный момент сотрудника мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.

    Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей.

    Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там не до тех пор, когда эти потребности будут полностью удовлетворены, а когда эти потребности будут достаточно удовлетворены.

    Надо учитывать, что потребности низшего уровня формируют тот фундамент, на котором сроятся потребности высшего уровня. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у руководителя имеется шанс добиться успеха, мотивируя работников через удовлетворение потребностей высшего уровня. Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

    Ключевым моментом в концепции, иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

    Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

    1) физиологические – 85 %;

    2) безопасность и защита – 70 %;

    3) любовь и принадлежность – 50 %;

    4) самоуважение – 40 %;

    5) самоактуализация – 10 %.

    Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок, на самом деле эта иерархия далеко не такая „жесткая“. Правда, что для большинства людей их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как представлено. Однако есть и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

    С точки зрения Маслоу мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.

    Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы.

    К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования.

    Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Придается особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому считается, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой – давать возможность им удовлетворять ее.

    Люди, в которых сильно развита потребность достижений, чаще других становятся предпринимателями. Им нравится делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию на себя ответственности и довольно большого риска.

    Развитая потребность во власти часто ассоциируется с достижением высоких уровней в организационной иерархии. Те, кто обладает этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру, постепенно поднимаясь вверх по должностной лестнице.

    2.6. Оценка самоактуализации

    Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка «Опросника личностной ориентации» (POI) дала исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. Это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары утверждений респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует.

    РОI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал.

    Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не направленным на других в поисках ценностей и смысла жизни (характеристика: автономность, самостоятельность, свобода – зависимость, потребность в одобрении и приятии).

    Вторая основная шкала называется «компетентность во времени». Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем.

    Десять дополнительных субшкал предназначены для измерения важных элементов самоактуализации: ценности самоактуализации, экзистенциальности, эмоциональной реактивности, спонтанности, заботы о своих интересах, самоприятия, приятия агрессии, способности к близким отношениям.

    POI также имеет встроенную шкалу определения лжи.

    Многочисленные исследования позволяют считать валидность POI доказанной.

    Единственным серьезным ограничением для использования РОI, имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длина. Джоунс и Крендалл (Jones, Crandall, 1986) разработали краткий индекс самоактулизации. Шкала состоит из 15 пунктов.

    1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций.

    2. Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие (N).

    3. Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять.

    4. Я могу сердиться на тех, кого люблю.

    5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю (N).

    6. Я не принимаю свои слабости (N).

    7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять.

    8. Я боюсь неудач (N).

    9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N).

    10. Лучше быть самим собой, чем популярным.

    11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N).

    12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежелательным последствиям.

    13. Я не обязан помогать другим (N).

    14. Я устал от неадекватности (N).

    15. Меня любят, потому что я люблю.

    Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-х значную шкалу:

    1) не согласен;

    2) не согласен отчасти;

    3) согласен отчасти;

    4) согласен.

    Значок (N), следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1 = 4, 2 = 3, 3 = 2, 4 = 1). Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент.

    Проведя исследования с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунс и Крендалл обнаружили, что значения индекса самоактулизации положительно коррелируют со всеми значениями гораздо более длинного POI (r = + 0, 67) и с измеренными величинами самоуважения и «рационального поведения и убеждений». Шкала имеет определенную надежность и не восприимчива к выбору ответов «социальной желательности». Также было показано, что студенты колледжа, принимавшие участие в тренировках уверенности в себе, значительно повысили степень самоактуализации, измеряемую по шкале.

    Характеристики самоактуализирующихся людей.

    1. Более эффективное восприятие реальности.

    2. Приятие себя, других и природы (принять себя такими, какими они есть).

    3. Непосредственность, простота и естественность.

    4. Центрированность на проблеме.

    5. Независимость: потребность в уединении.

    6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

    7. Свежесть восприятия.

    8. Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия).

    9. Общественный интерес.

    10. Глубокие межличностные отношения.

    11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений).

    12. Разграничение средств и целей.

    13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор).

    14. Креативность (способность к творчеству).

    15. Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).

    С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильности выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

    Оглавление

Потребность в социальном статусе и власти

Эта потребность проявляется в желании осуществлять влияние, управление и контроль над ситуацией и другими людьми. По существу, такая потребность связана с наличием лидерского потенциала и организаторских способностей. Такие люди стремятся контролировать ситуацию, проявлять власть и влияние.
В одном из подразделений компании молодой сотрудник имел явно выраженный лидерский потенциал, но свободных вакансий на руководящие должности в то время не было. Чтобы стабилизировать сотрудника и повысить мотивацию, его обязали руководить несколькими студентами, проходившими стажировку в компании. Руководство стажировкой оказалось столь успешным, а предложение новых проектов — столь выгодным для компании, что было принято решение об организации нового подразделения, руководителем которого стал молодой сотрудник.

Мотиваторы для сотрудников, имеющих потребность в лидерстве:

  • При приеме на работу показывайте перспективу карьерного роста.
  • Включайте сотрудника в резерв на управленческую должность, ищите специалиста на замещение свободной вакансии в своей компании.
  • Выполняйте свои обещания по повышению сотрудника в должности.
  • Делегируйте сотруднику выполнение сложных задач с персональной ответственностью.
  • Создавайте условия для реализации организаторских способностей сотрудника.
  • Создавайте новые направления и передавайте их сотрудникам-лидерам.
  • Поддерживайте в компании разработку новых проектов.
  • Помните, что сотрудники, имеющие лидерский потенциал, способны составлять долгосрочные планы и успешно их выполнять.
  • Организуйте и поддерживайте в компании корпоративный институт, внутренними преподавателями в котором могут быть амбициозные и компетентные сотрудники.
  • Интересуйтесь новыми идеями и инициативами сотрудников.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Как выбраться из этого сценария?

Для начала важно понимать, что выход из этого сценария – это скорее путь, чем какое-то конкретное действие. И этот путь в реальности может быть далеко не таким легким, простым и быстрым, как бы этого хотелось.

Но тем ни менее, многим людям при регулярной работе над собой удается выбраться из повторений травматического сценария и научиться выстраивать такие отношения, где их важные потребности удовлетворяются.

Легче всего пройти этот путь в личной терапии у психолога. Потому что с психологом вам будет гораздо легче осознать, что вы повторяете болезненный сценарий из вашего детства в своих взрослых отношениях, и что это за сценарий. Благодаря вашим отношениям с психологом, вы сможете понять, как именно и для чего вы это делаете. Вам будет легче разобраться, что можно изменить в этом сценарии.

А также прямо в этих отношениях вы сможете приобрести «новый опыт», где вы получаете в отношениях то, чего не могли получить в детстве от своих родителей. То есть через отношения с психологом вы можете научиться выстраивать свои отношения с другими людьми по-другому, не так, как вы привыкли. А более удовлетворяющим вас способом.

Что можно сделать, чтобы выбраться из повторяющегося сценария неудовлетворенных потребностей:

  1. Осознать и детально изучить этот сценарий – как он проявляется, с чего начинается и чем заканчивается. Какие свои потребности вы не можете удовлетворить в этих отношениях? И в отношениях с кем в детстве повторялась похожая ситуация?
  2. Постарайтесь внутренне отсоединить свой прошлый детский опыт, когда этот сценарий сформировался, и свою нынешнюю ситуацию в отношениях. Найдите 10 отличий между этими ситуациями. И 10 отличий между людьми, с которым этот сценарий сформировался, и с которым он повторяется сейчас.
  3. Проработайте свои подавленные чувства, которые у вас остались из детства по отношению к тому человеку, с кем у вас сформировался этот травматический сценарий.
  4. Освойте навыки, необходимые для удовлетворения своих потребностей в отношениях.
  5. Подумайте, где, когда и с кем вы можете удовлетворить те свои потребности, что были не удовлетворены у вас в детстве в отношениях с родителями. Что вы можете сделать для себя сами? А о чем можете попросить других людей?
  6. Научитесь «принимать», внутренне «усваивать» то, в чем вы нуждаетесь, и чего не можете получить, когда активизируется ваш травматический сценарий.
  7. Отслеживайте и замечайте, когда вы пытаетесь удовлетворить эти потребности в тех местах и с теми людьми, которые вам не могут этого дать. И с этими своими потребностями идите к другим людям – к тем людям, которые вам это дают.
  8. Постепенно окружайте себя теми людьми, которые могут и удовлетворяют ваши потребности. И учитесь строить с ними взаимные отношения с равным обменом, где вы взаимно удовлетворяете потребности друг друга.

Если Вы хотите разобраться со своими потребностями и научиться выстраивать такие отношения, в которых ваши потребности удовлетворяются, то приглашаю Вас ко мне на онлайн-терапию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]