Побуждение — это прежде всего мотивация, а не стимулирование субъекта отношений

Виды

Человеческие побуждения могут быть внутренними и внешними. Мотивация – так называется внутреннее побуждение к какому-либо действию через обращение к чувствам человека. Напротив, если побуждение не основывается на чувствах, а использует разумный и рациональный подход к решению задачи, это уже убеждение.

Соответственно, так же классифицируется и побуждение внешнее. Природный зов – способность вызвать внешнюю мотивационную силу путем обращения к чувствам. А вот если происходит обращение к разуму – призыв.

Мотивация у человека возникает вместе с позитивным желанием что-либо осуществить. Если же действие вызвано болью, страхом или любой другой отрицательной эмоцией, это уже называется негативной мотивацией.

Мотивировать человека к действию могут несколько причин одновременно. Очевидно, что несмотря ни на что, для вас наиболее важным является конечный результат. Но как его достичь?

Рекомендуем: Как развить силу воли?

Чтобы побудить человека к действию, необходимо задействовать основные составляющие – моторику, сознание и подсознание человека. Очевидным является то, что при разовом воздействии на эти три фактора вы вряд ли добьетесь желаемого результата, поэтому такие действия должны носить определенно систематический характер.

Человек может побуждать другого к действию не только какими-либо поступками, но и словом, взглядом. Очевидно, что для этого необходимо натренировать у себя определенные навыки. Магическую силу слова издревле отмечают у разных народов мира.

Но не одни лишь люди – животные тоже могут мотивировать человека к определенному действию. Так, известны случаи, когда некоторые виды змей своим взглядом заставляют человека приближаться к себе.

Мотивация определяется потребностью, страстью и желаниями человека. Побуждение к деятельности может напрямую зависеть от генетической предрасположенности – так сказать, генов побуждений. Их влияние представлено несколькими основными факторами, передающимися от поколения к поколению, а именно:

  • Гены стремятся к первоначальному восстановлению изначального состояния, на это направлены все силы побуждения.
  • Мотивация разделена на два совершенно противоположных направления, вектора: первый – более гуманный, а второй – полная его противоположность.

Именно из-за двойственной структуры стремления и потребности человека проявляется некое напряжение в побуждениях. Уровень контраста между ними напрямую зависит от различий между генами побуждений.

Рекомендуем: Оптимизм — это

От этих факторов зависит также и динамика реализации действий, вызванных определенными побуждениями. Отсюда вытекает также понимание человеком того, что от побуждений зависит и его судьба, его будущее, предопределенное им самим, а не навязанное извне.

Управление персоналом на предприятиях и в организациях

7.1. Планирование, отбор и формирование персонала

Деятельность любой организации — это коллективный труд множества людей по достижению поставленных целей. Любой коллективный труд нуждается в управлении — планировании, организации, мотивации, координации и контроле деятельности отдельных коллективов и исполнителей.

Поэтому управление персоналом выступает центральной частью, самой главной функцией управления в любой организации. Люди являются основой любой организации, именно они выступают создателями и движущей силой любой организационной системы, именно они преобразуют мир, делают его совершеннее.

Можно выработать самые научно обоснованные и эффективные решения, можно внедрить уникальные технологии, привлечь новейшую технику, разработать совершеннейшие организационные схемы — и не добиться успеха. Потому, что будет не учтен самый сложный, субъективный фактор — человеческий.

Управление персоналом с точки зрения конкретного руководителя — это руководство работниками подразделения: планирование, организация и координация их деятельности, активизация работников, контроль за выполнением поставленных заданий.

Опросы большого числа руководителей высшего и среднего звена как в России, так и за рубежом показали, что до 80% своего драгоценного, высокооплачиваемого времени руководители тратят именно на руководство — взаимодействие с работниками. Причем чем ниже уровень управления, тем большую часть в структуре рабочего времени менеджера занимает руководство ( рис. 7.1).

Рис. 7.1.
Структура управленческой деятельности

Управление персоналом

— процесс целенаправленного воздействия (руководства) на персонал для достижения целей организации.

Управление персоналом в организации должно включать определенную совокупность функциональных блоков. Содержание задач каждого блока приведено в табл. 7.1.

Руководство

— это управление поведением людей. Поведение человека в процессе создания и осуществления проекта может быть представлено в двух взаимосвязанных моделях:

  • с позиции концепции «человека экономического» — человека рационального, который в своей деятельности руководствуется нормами, принципами, правилами, нацелен на достижение целей организации и стремится оптимизировать показатели производственно-хозяйственной деятельности. С этой позиции человек выступает как основной ресурс организации, винтик механизма ее функционирования (модель 1);
  • с позиции концепции «человека социального» — личности, индивида, обладающего творческими способностями и эмоционально-чувственным восприятием жизни, человека, не всегда поступающего рационально, имеющего свои цели, ценности, интересы, потребности и мотивы и руководствующегося ими в своей деятельности. Участие в организации рассматривается им с точки зрения совпадения собственных целей и интересов с целями и интересами организации. Работа для социального человека — возможность удовлетворения своих потребностей (модель 2).

Таблица 7.1. Состав функциональных блоков по управлению персоналом в организации

Функциональный блокСодержание задач
Определение потребности в персоналеПланирование качественной потребности в персонале
Методы расчета количественной потребности
Планирование количественной потребности в персонале
Обеспечение персоналомМаркетинг персонала
Поиск и привлечение персонала
Отбор персонала и его деловая оценка
Найм персонала
Развитие персоналаПланирование и развитие карьеры персонала
Организация и проведение обучения
Использование персоналаРаспределение обязанностей, прав и ответственности персонала
Адаптация персонала
Организация работы персонала
Обеспечение безопасности и условий труда
Высвобождение персонала
Мотивация деятельности персоналаОпределение содержания и процесса мотивации персонала в организации
Управление конфликтами
Использование монетарных систем стимулирования: оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале
Использование немонетарных систем стимулирования: групповая организация работы, неформальные коммуникации, стиль и методы работы и руководства, регулирование рабочего места и пр.
Обеспечение процессов управления персоналомПравовое регулирование трудовых отношений
Кадровая политика
Учет и статистика персонала
Информационное обеспечение управления персоналом
Организационная культура

Первая модель

включает человека как элемент системы «организация» («вход», ресурс системы) в процесс информационного и материального обмена между ней и окружающей средой, а также внутри себя — с другими элементами организации (целями, структурой, другими ресурсами, организационной культурой и пр.).

«Выход» системы — получается в результате целенаправленных действий людей, определенного поведения — функции «преобразования».

Вторая модель

предполагает в своем центре человека. Организация как система для реализации своих целей воздействует на работников (совокупность стимулов). Согласно внутренним целям, потребностям, мотивам, индивидуальным реакциям на воздействие человек осуществляет определенную деятельность, приносящую свои результаты. Эти результаты оцениваются организационной средой, что оказывает влияние на дальнейшие воздействия. При этом результаты деятельности рассматриваются как: а) результаты для себя — что человек получил, реагируя на стимулирующие воздействия; б) результаты для организации — что он сделал для достижения поставленных целей.

Планирование персонала

выступает начальной функцией цикла управления персоналом, важнейшим элементом кадровой политики организации, выражает ее задачи и стратегию, является основой достижения ее целей.

Цель кадрового планирования — обеспечение организации необходимым персоналом и определение неизбежных при этом издержек.

Планирование персонала является составной частью планирования в организации и должно осуществляться в соответствии с другими планами организации. Предварительным этапом кадрового планирования выступает определение потребностей в персонале и возможные источники и способы удовлетворения этих потребностей.

Этапы планирования персонала.

  1. Выработка кадровой стратегии
    организации. На формирование кадровой стратегии организации оказывают воздействие следующие факторы: цели и стратегия развития организации, организационная структура и критерии эффективности системы управления персоналом, организационные ограничения (финансы, время, материально-технические ресурсы, социальная база и пр.), системы информационного обеспечения организации, отношения к управлению персоналом высшего руководства. Таким образом, кадровая стратегия определяет отношение руководства к персоналу организации в целом, принятые принципы и методы организации работы, оценки, мотивации персонала, условия его труда, создание предпосылок развития персонала.
  2. Определение целей и задач
    руководства персоналом. Цели и задачи управления персоналом являются основой разработки конкретных мероприятий по управлению персоналом для удовлетворения потребностей организации, коллективов подразделений и каждого работника.
  3. Анализ кадрового потенциала
    организации. На основании данных отдела кадров и личных анкет работников определяется состав персонала, его структура (квалификационная, половозрастная, должностная, профессиональная, образовательная и пр.), определяется уровень текучести кадров, потери времени по болезням и в результате неэффективной организации труда, режим рабочего дня (продолжительность, сменность, отпуск), размер и структура заработной платы, наличие социальных льгот.
  4. Планирование потребности в количественном и качественном составе
    персонала. Исходя из целей и планов организации, анализа кадрового потенциала, планируется состав персонала по всем категориям персонала, необходимый на разных уровнях производства и управления, составляется кадровый план. Принцип альтернативности при планировании персонала проявляется в выработке альтернативных вариантов кадрового плана и принятии наиболее приемлемого варианта.

Качественная потребность

в персонале отражает формальные требования к персоналу: квалификацию, образование, опыт работников и пр. — и может быть определена путем последовательной разработки и анализа организационных документов: целей и организационной структуры управления, штатного расписания, положений о подразделениях организации, должностных инструкций.

Для определения количества

необходимого персонала используются различные методы расчета численности работников на определенный период времени. Численность рабочего персонала рассчитывается на основе исчисления объемов работ и их трудоемкости. Методы расчета численности персонала управления основаны на нормативах численности работников аппарата управления, методах аналогий.

Обеспечение организации персоналом

Маркетинг персонала подразумевает анализ рынка труда, источников и методов привлечения персонала.

Насыщенность рынка необходимыми категориями персонала обратно пропорциональна коэффициенту отбора персонала, рассчитываемому как отношению числа вакантных мест к количеству соискателей. При росте предложения рабочей силы коэффициент отбора снижается. На привлечение, отбор и найм персонала оказывает влияние множество факторов внешнего окружения и внутренней среды проекта ( рис. 7.2).

Основная цель отбора — найм работников требуемых профессиональных и личностных качеств.

Рис. 7.2. Факторы, влияющие на привлечение, отбор и найм персонала

Мотивация к действию

В том случае, если внешняя мотивация перестает действовать на человека должным образом, необходимо прибегнуть к самостоятельной мотивации. Побуждающую энергию в этом случае человек черпает не из внешних источников, а из внутренних ресурсов.

Внутреннее побуждение – практически неисчерпаемый источник энергии мотивации для человека. К примеру, у всех бывали случаи, когда ничего не получается, рушится, дела идут совсем худо, и остается одно лишь желание – бросить все. Но человек собирает все силы в единый порыв, так сказать в кулак, и находит энергию действовать дальше.

Рекомендуем: Что такое ответственность?

Отдельную роль в этом играет и самовнушение – способ воздействия человеком на свое собственное сознание и психику, навязывание заведомо несвойственных моделей поведения и т.д. Проще всего составить для таких целей некий список, состоящий из желаемых установок и направлений мотивации. Автор: Анна Воробьева

Толкование

Что такое побуждение? Термин произошел от глагола «побудить». Вначале термин обозначал действие, направленное на осуществление каких-либо планов. В настоящее время толкование слова изменилось. В словаре существует несколько основных значений термина:

  • действие, близкое к глаголу «побудить»;
  • желание или намерение сделать что-либо;
  • влечение или стремление к осуществлению чего-либо.

Применение слова связано с его лексическим значением. В настоящее время термин «побуждение» широко применяется в прикладной психологии. Некоторые фразы, в которых используется слово, стали нарицательными (не из дружеских побуждений, не доверяйте внезапным побуждениям, из лучших побуждений и т. д.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]