10 советов от тренеров личностного роста, которые психологи назвали опасными


Тренинги: хорошие, плохие и разные

— Здравствуйте! Начинаем тренинг — «Как быстро заработать 500 тысяч рублей»! Для начала ответьте на два вопроса. Первый: сколько стоит билет на наш тренинг? — Тысячу рублей! — Отлично. А сколько мест в зале? — Пятьсот! — Всем спасибо, тренинг окончен.

Таких липовых тренингов полно, хоть в окно выбрасывай. На современном языке это называется «продажей инфопродукта». Проводят их люди, ни в чем толком не сведущие, кроме умения продавать воздух, пустые слова и азбучные истины. Ходить на подобные тренинги — только тратить время. Распознать липовых «тренеров» можно по неестественной улыбке, отсутствию документов о профильном образовании и каких бы то ни было достижений, кроме оболваненной сотни-другой клиентов.

Совсем другое дело — тренинги, направленные на развитие определенных умений или помогающих разобраться в своих отношениях с собой и с окружающей Вселенной. Некоторые из таких занятий проводят настоящие специалисты, имеющие собственные наработки, большой опыт и научные степени. Обычно всю информацию можно проверить, поискав в сети отзывы уже прошедших тренинг или подтверждение истинности званий и регалий. На таких занятиях по саморазвития вы действительно сможете раскрыть свои дарования, избавиться от мешающих жить комплексов, научиться полезным приемам и обрести новый опыт.

Выбор тренера по личностному росту

Универсального рецепта развития нет, этот процесс всегда сопряжен с трудностями. Если правильно выбрать тренера, можно значительно упростить процесс достижения целей. Как это сделать?

Чтобы понять, что собой представляет специалист, необходимо проанализировать:

  1. Блог, который ведется тренером.
  2. Материалы в СМИ или других интернет-ресурсах.
  3. Реальные отзывы участников.
  4. Рекомендации людей, имеющих большой опыт посещения подобных мероприятий.

Чтобы тренер действительно вел к развитию, он должен иметь такие черты:

  1. Строгий, но не грубый. Он уважает участника, но требовательный.
  2. Внимательный. У каждого человека есть свои причины (не отмазки, а именно реальные факторы), почему он не добивается успеха. Грамотный тренер должен их учитывать.
  3. Имеет чувство юмора. Помогает снять эмоциональную нагрузку, которая обязательно будет в процессе работы над собой.
  4. Настойчивый. Только это качество должно проявляться не в навязывании своей точки зрения. Тренеру нужно настойчиво добиваться выполнения задания.
  5. Мотивирующий. Цель тренера – помочь человеку помочь себе самому. Он не предлагает своего плана действий.

Важно! Очень много мужчин и женщин ходит на тренинги личностного роста без реальных намерений развиваться. Они ищут волшебную палочку, которая мгновенно улучшит их жизнь. Но так не бывает. Ничто не заменит постоянной работы над собой. На этом строятся все психологические концепции.

Отцы-основатели науки успеха

Многие полагают, что появление культа успеха напрямую связано с так называемой американской мечтой, что американская мечта — это и есть успех, воплощенный в деньгах. Однако это утверждение далеко от правды.

Впервые словосочетание «американская мечта» упоминается в «Эпосе Америки» — увесистой книге Джеймса Адамса, которую он написал в 1931 году. В ней автор пишет, что у народа США есть «американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает».

Это стремление к счастью — и есть американская мечта, и в этом всегда была ее красота — всё же счастье

куда более глубокое и широкое понятие, чем возможность заработать побольше денег. Создатели Декларации независимости — религиозные люди, к слову, — это отлично понимали.

Для чего нужно развивать личность?

Личность проживает полноценную и осознанную жизнь, принимая решения с учетом своего и выбранного в качестве авторитетного, но не воспринимаемого беспрекословно чужого опыта, адекватной логики.

Такого человека не особо волнует мнение окружающих о его действиях.

То есть он не склонен заниматься самоедством по пустяковым причинам вроде косого взгляда на улице, из-за услышанной грубости от маргинала или неуместного высказывания в свой адрес по поводу предпочитаемого стиля в одежде.

Поэтому, в принципе, у каждого из нас стремление к развитию собственной личности должно быть в приоритетных желаниях.

Почему тренинги часто оказываются бесполезными

Потому что чудес не бывает. Мало пережить инсайт: «Вот оно! Теперь я поняла, что делала неправильно!» Даже если вы теперь знаете, «как правильно», ничего не изменится. Потому что знать — мало, нужно еще и ДЕЛАТЬ. А вот с этим бывает очень сложно. У человека даже инстинкт выживания не так силен, как стремление делать все «как привычно», а не «как правильно».

И нередко получается, что человек кочует по тренингам, набирается всевозможной информации о том, «как правильно». Но продолжает жить «как всегда», набираясь постепенно уныния и раздражения — «Ничего эти тренинги не дают». А всего-то нужно сделать один шаг — от теорий к практике. От чтения руководства по эксплуатации к кнопке ВКЛ.

Как получить максимальную пользу

Тренинги личного роста сами по себе не способны принести пользу. Они лишь дают пинок. В целом, есть корреляция между стоимостью и качеством. Знания человека стоят ровно столько, сколько люди готовы за них заплатить.

Личностный рост начинается с понимания, что безопасность гораздо страшнее, ведь это лишь иллюзия. То, что человек работал на одном предприятии несколько десятков лет, еще не страхует его от увольнения. Тогда он окажется на обочине, если не будет постоянно учиться и личностно развиваться.

Итак, тренинги по развитию личности – это хороший способ заставить себя что-то делать. Если ими подменять реальные шаги к достижению цели, можно сформировать зависимость и, как следствие, потерять свои деньги. Такими клиентами продавцы подобных тренингов умело пользуются. По сути, курсы личностного роста можно пройти и в дистанционном режиме. Порой в них нет никакой необходимости, потому что даже бесплатная статья в интернете способна побудить к действию.

Убеждения, которые можно услышать на тренингах саморазвития

И, наконец, давайте рассмотрим наиболее распространенные ложные утверждения, к которым прибегают на тренингах личностного роста, желая, видимо, оказать некий мотивирующий эффект на аудиторию. Мотивация — это, конечно, хорошо, но если принимать такие утверждения за чистую монету, они часто могут не только не принести пользы, но и даже нанести определенный вред. Сейчас я вам это покажу на примерах.

Ложь №1. Вы можете достичь всего, что пожелаете, главное — захотеть! Очень часто на тренингах личностного роста пытаются внушить человеку нечто подобное. Однако не стоит воспринимать такие утверждения слишком буквально, ведь иногда для достижения успеха требуются определенные задатки, которых у кого-то может абсолютно не быть.

Это, на самом деле, может привести к серьезной психологической травме. Поэтому стремиться к успеху, конечно, нужно, но только адекватно оценивая свои возможности. Всего-всего-всего ни один человек достичь не сможет.

Ложь №2. Изменить себя и свою жизнь легко! На самом деле, конечно же, нет! Сложно, да еще и как сложно! Но тренеры говорят так, наверное, чтобы не спугнуть человека. Ведь если сказать правду: серьезные перемены — это очень тяжкий труд, который далеко не каждому под силу, то большинство людей просто сразу потеряет всякое желание меняться.

Любые изменения в себе всегда связаны с определенными жертвами и выходом из зоны комфорта, которую человек до этого создавал годами. Поэтому они, как правило, протекают очень тяжело, и ничего легкого там нет.

Ложь №3. Вы быстро сможете достичь совершенства в нужном деле! Тоже неправда. Чтобы по-настоящему достичь совершенства требуются долгие годы! Об этом нам говорит неоднократно доказанное разными исследователями правило 10000 часов — именно это время, проведенное за практическими занятиями, требуется для доведения уровня мастерства в деле до высокой степени профессионализма. Переведите эти часы в дни и года, исходя из того, сколько часов в день вы будете посвящать желаемому делу — и увидите свой реальный срок достижения совершенства.

Если человек выйдет с тренинга личностного роста убежденным в том, что он, допустим, за месяц станет в чем-то профессионалом и достигнет больших успехов, то через этот месяц его ждет глубокое разочарование. А нередко оно еще и сопровождается какими-то потерями, например, денежными.

Ложь №4. Самовнушение и техники притяжения денег работают! Иногда на тренингах личностного роста могут описывать всевозможные методики самовнушения и техники притяжения денег по фен-шую, эзотерике, гороскопу и т.д. Что-то вроде того, что надо где-то там при полной луне закопать монету под денежное дерево, поливать ее и читать мантры при этом, и тогда к вам обязательно придет богатство и успех. Причем, будут приводить множество примеров людей, у которых это реально работает, в том числе и себя.

Конечно же, все это очень далеко от действительности. Если у кого-то подобные техники сработают без каких-либо дополнительных действий — это, наверное, скорее будет совпадением, чем закономерностью.

Чтобы привлечь деньги — необходимо их зарабатывать разными способами. Если вы просто будете каждый день перед сном повторять мантру «Я богат. Деньги приходят ко мне. Я чувствую их энергию…» и т.п., при этом не предпринимая никаких действий для заработка — уверяю, это ничего не даст. Ну если не верите — конечно, можете попробовать и убедитесь сами.

Ложь №5. Вы можете повторить путь к успеху тренера! Очень часто на тренингах личностного роста и саморазвития тренеры приводят много примеров из личной жизни, и они даже могут быть вполне правдивыми. Они могут рассказывать, как изменили свою жизнь, как нашли работу своей мечты, как научились зарабатывать и инвестировать и т.д. И что им в этом помогло.

При этом тренинг часто строится по принципу «Помогло мне — поможет и вам!». Но это абсолютно не так. Дело в том, что каждый человек индивидуален и совершенно по разному воспринимает и реагирует на разные процессы и явления. Поэтому то, что для одного может стать спасением — для другого может оказаться просто губительным!

В заключение хотел бы сделать следующий вывод, перефразируя знаменитую фразу из рекламы:

На этом буду заканчивать. Желаю вам хороших результатов в том, к чему вы стремитесь! До новых встреч на Финансовом гении — добавляйте сайт в закладки, здесь много интересной и полезной информации.

Тренинг для подростков (примерный вариант школьного тренинга)

Обсуждение, социометрия.

Занятие №4

Наши чувства.

Что такое ощущения и чувства?

Это один из самых трудных вопросов, которые приходится слышать. Постараемся сегодня с вами обсудить эту проблему.

У истоков всех чувств лежат ощущения, следствие возбуждения организма. Ощущения составляют первый уровень нашей эмоциональной жизни – это безусловные реакции организма: боль, жажда, голод. Следует отличать ощущения от сопутствующих им чувств. Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» можно услышать ответ: «Плохо, чувствую спазмы желудка».

Чувства составляют второй уровень нашей эмоциональной жизни, отображают наше отношение к действительности, помогают нам контактировать с окружающим миром, людьми, с собственным телом.

Третий уровень – высшие чувства, появляющиеся в момент, когда человек относит свою жизнь к высшим ценностям: чувство вины, чувство несправедливости, чувство собственного достоинства, чувство силы и т.д. Переживание высших чувств влечет за собой множество чувств и ощущений. Представь себе, что ты переступил свои моральные принципы, например, ты честный, и вдруг соврал. У тебя появляется чувство вины, ты начинаешь чувствовать гнев, стыд и т.д., можешь почувствовать даже физическую боль (головы, желудка). Этот пример показывает тесную связь между всеми тремя уровнями нашей эмоциональной жизни.

Чаще всего мы контактируем с нашими чувствами. Мысли, представления, поведение являются специфическими отображениями чувств, с помощью которых мы можем изменять наш действительный образ, и это влияет на наши чувства.

Например, представим себе, что ты идешь на танцы с девушкой (парнем), но тебя терзает мысль о том, что твой (твоя) партнер скажет, что ты плохо танцуешь. В связи с этим ты вместо радости будешь испытывать страх, стыд, смущение. Важно понять, что мышление, суждение о чувствах — это не чувства.

Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» люди отвечают: «Думаю, что хорошо». Люди говорят о том, что они думают, а не о том, что они чувствуют. Многие путают чувства с поведением. Например. Окружающим кажется, что ты общительный, что у тебя нет проблем, потому что ты всех веселишь, общаешься со всеми, танцуешь. А ты в свою очередь можешь чувствовать напряжение, волнение.

Приложение 1.

Приложение 2.

Мы немного научились называть свои чувства, сейчас поговорим о том, как их определять. Обычно мы определяем чувства по их признакам — вербальным и поведенческим: тону голоса, выражению лица, жестам, зрительному контакту. Хороший актёр с помощью лишь жеста или взгляда может выразить свои чувства зрителю. Для того чтобы распознавать чувства, важно на какое-то время рассудочно отнестись к ситуации, которую мы пережили, сравнивать её с общепринятыми образцами. Рассмотрим чувства «беспокойство или боязнь». Что происходит при этом с твоим воображением, если твои чувства касаются будущего, того, что может случиться? Это значит, что боязнь и беспокойство требуют воображения себе того, чего бы ты не желал в будущем. Независимо от того, как долго ты будешь искать эти чувства среди своих прошлых и настоящих переживаний, ты не сможешь найти ситуацию, в которой появились эти беспокойство и боязнь.

Чтобы почувствовать боязнь в настоящем, необходимо вернуться в прошлое. Постарайся вообразить себе нежелаемую ситуацию. Например: экзамен, к которому ещё не готовился; прыжок с парашютом; признание в любви девушке, с которой только что познакомился, и её отказ. Запомни это чувство, обрати своё внимание на поведенческие признаки, которые ему сопутствуют, на эмоции, возникшие при этом. Попробуем лучше разобраться с этим на примере чувства сожаления.

Чтобы появилось это чувство, вернёмся при помощи воображения в свое прошлое. Достаточно будет вспомнить то, что прошло мимо нас. Например, не выиграл выигрышный билет «спортлото».

Чтобы почувствовать скуку, сконцентрируем своё внимание на настоящем. Воображаем себе то, чего нет. Можем одновременно переживать целую гамму чувств, это зависит только от нашего детектора чувств. Для того чтобы повысить его чувствительность, необходимо тренировать распознавание и называние чувств.

Как выражать свои чувства?

Ответ — как можешь. Говори о том, что чувствуешь, а не о том, что думаешь или полагаешь. Выражение чувств необходимо для твоего психического здоровья и твоего развития. Появление большинства интерперсональных проблем является следствием ненадлежащего использования чувств. Люди стараются приглушить, исказить, затаить свои чувства. Творческое выражение чувств достаточно хлопотное, так как люди игнорируют свои чувства и чувства окружающих. Когда ты видишь, как кто-то плачет или грустит, тебе же хочется подойти к нему и успокоить: «Не плачь, не грусти»? Кто-то злится, а мы говорим: «Успокойся, возьми себя в руки». Людям трудно говорить о своих чувствах,

так как это несёт определённый риск: кто-то может их отвергнуть или может иметь над ними власть.

Существует два способа выражения чувств: вербальный — с помощью слов и невербальный — с помощью поведения. Мы займёмся вербальным способом. Тот, кто не умеет правильно выражать свои чувства, выражает их опосредованно: либо приклеивая окружающим этикетки (когда злится, называет другого эгоцентричным или строптивым; когда доволен, называет другого милым человеком; когда чем-то озабочен, считает другого слишком суровым), либо раздает приказы («Заткнись»), задает вопросы («Безопасно ли так быстро ехать?»), выдвигает обвинения («Вообще обо мне не заботишься!»), либо приклеивает прозвища, использует иронию, похвалу, критику и т.д. Такой человек не называет свои чувства, он прячет их (гнев, неуверенность, страх, горечь и т.д.). Конструктивное выражение чувств должно относиться к «я» и содержать название чувства: грустно мне, я грущу и т.д…..

Приложение 3.

Как контролировать свои чувства?

«Почему я должен контролировать выражение своих чувств? Ведь я должен стать более экспрессивным, открытым! Говорили, что я должен делиться богатством своего внутреннего мира…».

Да! Можешь сомневаться. Но контролировать — не значит приглушать, искажать, скрывать.

Контроль – это осознанное, общеприемлемое выражение своих чувств. Надо уметь выражать свою злость так, чтобы не обидеть окружающих. Если ты сам назовёшь то, что тебя злит, это приемлемо – «Меня злит то, как ты со мной разговариваешь!». Оптимальный выход — распознать и выразить свои чувства, не вторгаясь на чужую территорию (не причиняя вреда окружающим).

Приложение 4.

Неконтролируемые всплески эмоций могут быть вредны как для тебя, так и для твоего окружения.

Занятие № 5

Методика «Опросник профессиональных предпочтений» (модификация теста Голланда).

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей.

См. Приложение

Занятие №6

Сегодня мне хотелось бы поговорить непосредственно о вас, какие вы? Как чувствуете вы себя рядом с остальными, как вам кажется, какими вас видят другие — сверстники, учителя, родители? Что бы вам хотелось поменять в себе, чтобы нравиться себе и остальным.

Упражнение «кто я?», «какой я?»

«За кругом»

Цель упражнения: помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия. Нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом. Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям. Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.)

«Карусель»

Цель упражнения: — формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; — развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный Примеры ситуаций: Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече… Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним… Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его. Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Обсуждение, социометрия.

Занятие № 7

Навыки эффективного общения

Ролевая игра «Cглаживание конфликтов»

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов. Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий — играет миротворца, арбитра. На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: — Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? — Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? — Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Типичные приемы слушания:

1. Глухое молчание

2. Угу-поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание головой и т.п.).

3. Эхо — повторение последних слов собеседника.

4. Зеркало — повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. Парафраз — передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение — междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и…», «Ну и что дальше ?», «Давай-давай» и т п.).

7. Уточняющие вопросы — вопросы типа «Что ты имел в виду, когда говорил «эсхатологический».

8. Наводящие вопросы — вопросы типа «Что-где-когда-почему-зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. Оценки, советы

10. Продолжения — когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, «подсказывает слова».

11. Эмоции — «ух», «ах», «здорово», смех, «ну-и-ну», «скорбная мина» и пр.

12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания — высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («а в Гималаях все иначе» и следует рассказ о Гималаях, «кстати о музыке… » и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После ознакомления со списком ведущий предлагает «рассказчикам» описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: «Поддержка — Уяснение — Комментирование» и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте «Поддержки» наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте «Уяснения» — уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте «Комментирования».

Номер такта Название Основная цель Уместные реакции
1. Поддержка Дать возможность говорящему выра­зить свою позицию Молчание

Угу-поддакивание

Эхо

Эмоциональное сопровождение

2. Уяснение Убедиться, что Вы адекватно поняли собеседника Уточняющие вопросы Парафраз
3. Комментирование Высказывание своей точки зрения Оценки Советы Комментарии

«Диспут»

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники «загара», «курения», «раздельного питания» и т.д.

Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обя­зательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, «да, именно это я и имел в виду»).

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, «Да, Вы меня поняли правильно» легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильно­сти понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников «диспута»

«Спор при свидетеле»

Обучаемые разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача — следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта («Уяснение») и при парафразе использовали «другие слова», т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога. По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

На упражнение отводится 15 минут.

По окончании устраивается общее обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

• «Какие трудности в использовании схемы встретили Вы в разговоре?»;

• «Были ли случаи, когда после парафраза происходило уточнение позиции?»;

• «Кто из партнеров не понял другого — тот, кто говорил, или тот, кто слушал?».

Обсуждение, социометрия.

Приложение.

Занятие №8. Обсуждение субкультур

Хочу поговорить сегодня с вами на достаточно взрослую и серьезную тему- субкультуры. Определять однозначное отношение к любым субкультурам мне не хотелось бы в самом начале, мне хотелось бы, чтобы в процессе ознакомления и обсуждения мы выработали какую-то позицию по отношению к ним.

Всегда было и будет так, что молодежь, подростки, ищущие себя, по-разному воспринимают окружающий мир. Объединяясь, молодые люди образуют субкультуры. Существуют много культурных групп, которые имеют интересы, взгляды, стиль и образ жизни, отличающиеся от общепринятых.

Субкультура — это объединение людей в группы по какому-то интересу и признаку. Проще всего не обсуждать эту проблему, запретив ее обсуждение и спрятавшись за каноны «традиционной» культуры и наглухо отгородившись от всего нового и необычного. Но мы живем в сложном, меняющемся мире, где одним из главных является умение понять другого, взглянуть на чужой мир непредвзято. Очень хочется, чтобы все услышанное было понято вами правильно, в том смысле, что это ознакомительное описание, некая информация и не в коем случае не пропаганда субкультур, как модных молодежных направлений, объединений и т.д. Мы с вами будем обсуждать эту проблему для того, чтобы знать, какие опасности могут поджидать вас, если вы попадете в какую-либо группу людей по принципам. Поэтому мы будем обсуждать субкультуры, стараясь объективно находить в них как недостатки, так возможно, и преимущества.

Байкеры

Некоторые исследователи ошибочно относят эту субкультуру лишь к спортивным разновидностям молодежного движения.

Байкеровское движение — это не только гонки на мотоциклах, как представляют себе эпатируемые внешним видом и потому побаивающиеся, относящиеся к ним с предупреждением обыватели. Зародившись далеко от России, в США, это движение, будучи перенесенным на нашу почву, в условиях нашей действительности ассимилировалось, приобрело национальные черты, проросло корнями в русскую действительность.

К концу 90-х гг. в Москве насчитывается около трех тысяч байкеров и еще примерно около 10-15 тыс. юношей и девушек «околобайкеровской тусовки» с большим или меньшим постоянством участвующих в развитии этой субкультуры.

Их музыкальный стиль — тяжелый рок. К субкультуре байкеров близко примыкают молодежь и подростки, просто увлекающиеся техникой, мотоциклами, автомобилями, картингами, скутерами, которые получают удовольствие от занятий техникой, гонками, наконец, просто от спокойной езды на хорошей машине и значительно меньше уделяют внимания атрибутике, ритуалам идеологии байкеров.

Металлисты

Металлисты — наверное, самое популярное из современных молодежных движений. Существуют как минимум три направления «металла» — треш, дум, дэд. Внешний вид «металлистов» практически такой же, как и у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается, в основном, черному. Для металлистов характерно наличие в одежде большого количества заклепок и цепей.

Из всех движений металлисты наименее идеологичны, в чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям. Го́ты Го́ты — представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к тёмному взгляду на мир.

Характерный внешний вид готов

Чёрная одежда.

Чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр).

Высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь.

Чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры).

Шипованный ошейник.

Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую и христианскую и кельтскую символику.

Панки

Панки (от англ. punk — отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, притом, что имеют с ними много общего. Представители этой субкультуры относятся к анархо-нигилистическому направлению.

По социальному составу в отличие от элитарных хиппи большинство панков — дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. Отличаются внешним видом, формой одежды: стандартной панковской прической считается «ирокез» Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками. Из обуви панки носят в основном армейские ботинки.

С приходом в страну шоу-бизнеса панк-движение раскололись. Ныне в лидеры выходят «Король и Шут», «Тараканы» и «НАИВ».

Рэпперы

Рэп зародился в середине 70-х годов как способ самовыражения малообеспеченных рабочих слоев населения. На улицах черных кварталов Нью-Йорка впервые зазвучала новая, абсолютно революционная музыка.

Самой отличительной особенностью нового поколения музыки явился ломаный бит — создаваемый ди-джеями с помощью вертушек и электронного оборудования, и наличие вокала, что тогда для винило-электронной музыки было очень редко. Вокал, как правило, был представлен такими людьми, как MC (эм-си). Своими речами эти «певцы» рэпа ставили вопрос всему обществу о том, куда же все-таки этот мир катится, и в какую дыру он уже попал.

Скауты

Скаутинг — игра, только игра в жизнь с объективными и придуманными скаутами, правилами. Место этой игры — вся реальная жизнь со своими трудностями и проблемами, личными и общественными интересами. Буквально, скауты делают все, что и остальные люди, но все то, что скауты делают, наполнено особым смыслом, который и позволяет назвать эту «игру по особым правилам» — скаутингом.

Скинхеды

Зачатки нынешнего движения «скинхедов» впервые возникли в Германии 1939 года. После поражения в ВОВ, германский нацизм был обезглавлен, и лишь во времена Берлинской стены смог поднять голову — сначала в Восточной, а затем и в Западной Германии. К тому времени относятся первые упоминания о группировках скинхедов.

Стоит упомянуть также об английских скинхедах, от которых ведут свою родословную российские наци.

Построена на двух основополагающих идеях нацизма: тотальном превосходстве арийской (белой) расы над любой другой и идее Евгеники — науке об удалении (уничтожении) или стерилизации больных особей для улучшения генофонда нации. Обязательным условием также является зачистка территории от иноверцев и инородцев.

Хиппи

Одна из старейших молодежных субкультур в мире. Движение хиппи развивалось волнообразно. Неофиты движения — молодежь 15-18 лет, преимущественно школьники и студенты младших курсов. При этом девушки составляют в этом движении примерно две трети. Внешний вид хиппи достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, расчесанные на прямой пробор, джинсы или джинсовая куртка, несоразмерно большой вязаный свитер, иногда балахоны неопределенного цвета, не шее — небольшая кожаная сумочка, украшенная бисером или вышивкой. На руках — «фенечки», т. е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный атрибут хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи.

В языке хиппи содержится большое количество английских заимствований, таких, как «батл» — бутылка, «флэт» — квартира, «хайр» — волосы. Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи.

Частью идеологии хиппи является «свободная любовь» — со всеми вытекающими последствиями: беременностями, абортами, венерическими заболеваниями, распространением СПИДа.

Хиппи — пацифисты. Любимые лозунги «Мир, дружба, жвачка», «Занимайся любовью, а не войной». Для них типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги, дорогие вещи.

Во всех субкультурах таятся опасности, они заставляют действовать сугубо по их идеям и представлениям. Зачастую применяют психоактивные вещества, что сразу должно настораживать и отталкивать.

Итак, мы услышали, о самых известных субкультурах информацию, которая наверно вызвала у вас какие-то мнения, мысли. Давайте поговорим, о том, что общего у всех субкультур, независимо от их названия. Что именно объединяет людей в какие-либо группы, заставляет их делать что-то общее, почему вообще появляются и имеют успех различные субкультуры?Как на ваш взгляд, что лучше именно для вас – индивидуальность или принадлежность к какой-то группе. Какие опасности таят в себе субкультуры и почему их надо избегать?

Выявление общих закономерностей – причина, следствие.

Обсуждение.

Занятие №9. Развитие умения классифицировать, определять аналогии и т.д.

Говорю, что вижу

Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний. — Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок — улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. — Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что видите относительно любого из участников. Например: <�Коля сидит, положив ногу на ногу>, <�Катя улыбается>. Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник. 10 минут

Даны слова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее: росип, евшал, нанба, солам, клуба?

— В телеграммах часто встречаются такие буквосочетания: ЗПТ, ТЧК, КВЧ. Так сокращенно пишутся запятая, точка, кавычки. Прием, который здесь применяется — пропуск гласных букв.

В приводимых ниже фразах тоже пропущены буквы. Введите их в текст, чтобы он стал понятным:

Кшк пгнлсь з мшкй. Цлй днь т брдль п лс. Чдеснй цвтчый зпх. Ввк нстпл н клчк. Скльк здсь члвк. В ксмс плтт смл. Хршньк прглдтсь к нм. Пчм тк плчлсь? В вгн бл мнг лдй.

— Если какая-то буква, допустим «л», исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например: коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово).

Определите, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочтите их правильно: кот, пут, потет, койдо, инг, штоа, пата, кышка.

Исключение лишнего слова

Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения.

Задание учит классификации по свойствам.

Подбор антонимов

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

1. Правдивый. 2. Вертикальный. 3. Экспорт. 4. Микро. 5. Авангард. б. Щедрый. 7. Нерадивый. 8. Эксцентричный. 9. Импорт. 10. Рыхлый. 11. Стремительный. 12. Скупой. 13. Брутто. 14. Тощий. 15. Неряшливый. 16. Объективный. 17. Макро. 18. Старательный. 19. Плотный. 20. Прозрачный. 21. Арьергард. 22. Нетто. 23. Упитанный. 24. Опрятный. 25. Субъективный. 26. Медленный. 27. Лживый. 28. Концентричный. 29. Мутный. 30. Горизонтальный.

Поработайте еще с одной группой слов с целью поиска пар слов, противоположных по смыслу.

Польза, дальнозоркий, блондин, болтун, дедукция, ад, передовой, молчун, рай, вред, старт, мрак, поперечный, зрячий, симпатия, индукция, больной, свет, альтруизм, сухой, слепой, отсталый, продольный, здоровый, эгоизм, близорукий, финиш, брюнет, антипатия, влажный.

Обсуждение, социометрия

Занятие №10. Развитие умения классифицировать, определять аналогии и т.д.

Поиск аналогий

Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. К примеру, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.

Задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам.

Подбор омонимов

Омонимы — слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу.

Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связной рассказ: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.

Ответ:

Слова омонимы Понятие 1 Понятие 2
Бокс Вид спорта Изолированное помещение, камера
Каток Ледяная площадка для катания на коньках Дорожно-строительная машина
Зарядка Утренние физические упражнения Насыщение энергией аккумулятора
Проводник Вагонный кондуктор Вещество, обладающее большой электропроводностью
Ключ Устройство для отпирания и запирания замков Простейший передатчик телеграфных сигналов
Ерш Рыба Приспособление для чистки бутылок
Гусеница Личинка бабочки Движитель трактора
Вилка Приспособление для еды Часть велосипеда
Ворот Воротник Простейшая грузоподъемная машина
Наряд Документ Группа военнослужащих
Косяк Стая рыб, птиц Боковые брусья рамы
Зуб Часть черепа Деталь шестерни
Собачка Домашнее животное Опорная часть механизма
Лук Растение семейства лилейных Спортивный снаряд
Лопатка Верхняя часть скелета Деталь турбины
Барашек Маленький баран Гайка-барашек
Месяц Луна 1/12 часть года
Очки Устройство для выправления зрения Единицы счета в играх
Шашка Холодное оружие Фишка для игры в шашки
Узел Место связывания двух концов веревки Мера скорости движения судов
Атлас Вид ткани Сборник карт
Коса Орудие для скашивания травы Плетеный пучок волоса
Вал Вращающаяся деталь машины Высокая волна
Язык Ударная часть колокола Важнейшее средство человеческого общения

Поиск соединительных звеньев

Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а с автомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев («лопата» — «тачка» — «прицеп» — «автомобиль»). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи Между соседними элементами цепочки. Победитель тот, кто дал больше аргументированных вариантов решения.

Задание позволяет легко устанавливать связи между предметами и явлениями.

Подбор синонимов

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

Продолжайте работу по поиску синонимов еще в пяти группах слов.

— Мастер, стыд, календарь, инвалид, выговор, образец, интервал, искусник, бесчестье, внушение, месяцеслов, пробка, позор, убогий, пример, калека, нагоняй, пауза, виртуоз, увечный, перерыв, нахлобучка, численник, передышка.

— Канделябр, кандалы, излишний, укол, соблазн, ухватка, делец, подсвечник, инъекция, бесполезный, воротила, цепи, канитель, лишний, искушение, хватка, предприниматель, оковы, волынка, ненужный, вырыскивание, никчемный, морока, сноровка.

— Доблесть, период, фокус, лента, лоск, глубинка, вклад, прихоть, геройство, фантазия, стадия, кювет, глянец, фаза, каприз, блеск, канава, этап, причуда, ступень, провинция, ров, вычура, периферия.

— Трезвый, секретно, бездельник, зряшный, лодырь, штурм, волнение, агрессор, разумный, тщетный, захватчик, лентяй, здравый, тайно, смятение, негласно, безуспешный, тревога, шалопай, атака, бесплодный, беспокойство, лоботряс, напрасный.

— Грань, одежда, остов, фигура, туалет, костяк, промозглый, иносказательный, мера, тип, одеяние, одиноко, сырой, скелет, платье, предел, сиротливо, наряд, рубеж, аллегорический, костюм, образ, влажный, облачение.

Заблудившийся рассказчик

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т.е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке — от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Занятие №11. Заключительное.

Сегодня у нас последнее занятие. Поэтому хотелось бы провести его без каких-либо рамок.

Достается картина «рефлексивного дерева» с первого занятия. Посмотрите на наше дерево, которые мы создали с вами на первой встрече. Как оно вам? Хотели бы вы теперь что-то изменить? Может быть вы как-то изменились и теперь на этом дереве чего-то не достает? Или вы хотите оставить все как есть?

5 минут. Хотелось бы, чтобы вы искренне сказали, что вам понравилось и что не понравилось в тренинге, всем ли вы довольны, чего не хватало? Обсуждение 20 минут.

Благодарность по кругу — скажи спасибо каждому участнику тренинга, найди что-то особенное, что он вносил от себя полезное и приятное в занятиях. 15 минут.

Закончить можно общим чаепитием и фотографией на память.

Как стать богатым и причем здесь Бог

«Отцом-основателем» науки саморазвития и достижения заветных целей стал Уоллес Уоттлз, родившийся в 1860 году. Выходец из небогатой фермы в штате Иллинойс, он получил образование в американской сельской школе, где в начальных классах детей учили читать, считать и писать, а в средних классах давали знания по геометрии и истории США. Уоттлз был увлекающимся человеком и любил читать: по собственному желанию он познакомился с работами Декарта, Шопенгауэра, Гегеля, Сведенборга, Эмерсона и многих других философов.

Все это, как позднее писала его дочь, Флоренс, привело Уоттлза к пересмотру взглядов на жизнь: он примкнул к движению «Новая мысль», как раз набиравшему силу во второй половине XIX века. Идейная концепция этого полурелигиозного движения строилась на одном ключевом принципе: всё, что существует в нашем мире, — это и есть Бог или проявление Его божественной сущности.

Уоттлз, который всегда имел большие общественные амбиции, многое почерпнул из учения «Новой мысли» и после поражения на выборах 1908 года в Конгресс, куда он выдвигался от Социалистической партии США, написал книгу «Наука стать богатым». Она была опубликована в 1910 году, за год до его смерти, и в ней заметно, какое значительное влияние на Уоттлза оказала «Новая мысль»:

И далее:

А вот, что он думает о развитии:

Книга «Наука стать богатым» имела такой колоссальный успех, что сделала имя Уоттлза знаменитым на всю страну, а его труд повлиял на многих авторов пособий по саморазвитию в будущем. Так, создательница нашумевшей книги «Секрет», Ронда Берн, неоднократно говорила, что текст Уоттлза вдохновил ее. Помимо нее, книгу хвалил также и Тони Роббинс.

С чего начать?

Как развивать в себе личность? Начинать нужно с честного диалога с собственным я, для четкого осознания личных комплексов, недостатков характера и темперамента, приобретенных привычек, ухудшающих качество жизни.

Это довольно сложная задача, но она во много раз легче, чем ежедневная работа по исполнению намерения сделать себя лучше, ответственнее, здоровее в психическом и физическом смысле.

Вычислив главных внутренних врагов, не стоит начинать бороться сразу со всеми и сразу.

Эффективнее выбрать самую раздражающую привычку или комплекс, чтобы на борьбу с ним хватило энтузиазма и силы воли.

А вот когда можно будет считать, что новый полезный навык вжился в вас и стал почти врожденным, самое время начинать противостояние со следующим негативным проявлением в своем поведении, восприятии и т. д.

Лучше начинать с того, что влияет на физическое самочувствие.

Избавившись, например, от привычки есть много сладкого на ночь, вы точно расстанетесь с некоторым объемом жира в теле, начнете лучше выспаться, станете позитивнее смотреть на мир и получите запас сил на дальнейшее подвиги в борьбе за свое счастье.

А чтобы вечером не тянуло на расправу с тортиком или парочкой эклеров, попробуйте ближе к ночи начать читать художественную литературу, которую уже давно наметили для ознакомления, но все не могли выделить время.

Если же желание работать челюстями окажется отвлекающим фактором, заранее позаботьтесь о солидной порции соломки из разных овощей. Так вы и основную цель выполните и восполните личный запас витаминов, клетчатки.

Что способствует развитию личности:

  1. Чтение хорошей литературы. Новые образы, чужой опыт развивает мозг и любознательность , при условии, что источники знаний достойные.
  2. Спорт. Умение добиваться результатов за счет силы воли успешно работают и при решении достигнуть целей в другой сфере.
  3. Осознанное стремление к избавлению от вредных привычек, негативных черт характера. Самый достойный и коварный враг человека , это он сам, когда оказывается зависим от чего либо.
    И каждая победа над своими недостойными привязанности , это большой вклад в развитие собственной личности.
  4. Общение со специалистами своего дела. Мастерство других дарит заряд энтузиазма для прохождения сложных путей и освоения дополнительных умений.
  5. Занятие благотворительностью в виде личного участия в помощи немощным, пострадавшим. Такое общение способствует изменению личных ценностей и пониманию, что в действительности имеет наибольшею важность для каждого человека.
  6. Посещение специальных тренингов , при условии, что ведущие реально заинтересованы в оказании эффективной помощи своим подопечным и умеют профессионально это делать.
  7. Изучение наук, помогающих трезво оценивать свои возможности, рационально распределять время и планировать навигационные маршруты для своего развития и становления как цельной, развитой личности.

Сколько тренингов необходимо пройти для решения всех проблем

Если кого-то еще беспокоит вопрос: «Так сколько именно тренингов обеспечат мне легкую беспроблемную жизнь, море друзей и ненапряжную блестящую карьеру?», — пожалуйста, еще раз очень внимательно прочитайте статью с самого начала, ибо такая формулировка заранее обречена на провал и равносильна вопрошанию: «Сколько мне нужно бегать по утрам, чтобы обрести фигуру Клаудии Шиффер/Антонио Бандероса и оставаться в добром здравии до ста лет?». При этом все понимают, что для поддержания красоты и здоровья необходим комплексный и регулярный подход к своему организму и внешнему виду. Человеческая психика и развитие личности не противоречат данному правилу

Личностное развитие в течение всей жизни не менее важно, чем забота о телесной оболочке. Кроме самих тренингов (которые действительно способны дать прекрасный «пинок под зад» для творческого отношения к самому себе и формированию себя как гармоничной и позитивной личности) процесс личностного роста – это еще и огромная самостоятельная работа по развитию своих положительных качеств и адекватного (не уничижительного) отношения к тем сторонам своей личности, которые еще предстоит понять, принять и усовершенствовать

Каждая личность индивидуальна, кому- то хватит 1-2-х курсов и дальнейших самостоятельных занятий, кто-то посетит несколько курсов, а потом сделает перерыв на какое-то время, а некоторые будут посещать актуальные для них тренинги с той частотой, которую сочтут оптимальной для себя. Возможны различные варианты, самое главное – это осознать одну простую истину:

Никто и никогда не решит все проблемы за вас, без вашего непосредственного участия!

Курсы личностного развития

Эффект плацебо — что это такое в психологии

Тренинг – это всегда активная программа, подразумевающая выполнение большого количества практических упражнений. Курсы развития личности более размеренные и включают в себя лекции, коллективные обсуждения.


Человек проходит психологический тест

Курсы можно различать по таким параметрам:

  1. Тематика. Они могут быть нацелены на одну сферу или несколько: развитие бизнеса, личных отношений, нахождение друзей и так далее.
  2. Формат. По этому параметру курсы делятся на закрытые и открытые. Первые нацелены на людей, принадлежащих к определенной группе, вторые – на всех желающих.
  3. Источник финансирования: корпорации или отдельные люди.
  4. Основной инструментарий: одни тренинги предусматривают развитие через медитацию, другие – дают задание познакомиться с большим количеством людей на улице. Третьи предлагают более жесткий метод – пролежать какое-то время в гробу. Все они полезны, но некоторые тренинги опасны для психики. Поэтому нужно подбирать их, исходя из своих индивидуальных характеристик.
  5. Степень подготовки участников. Одни тренинги предусматривают наличие у развивающихся людей определенных навыков, другие – нет. Для новичка предпочтительнее второй вариант. Там даются задания, которые может осилить каждый. Это положительно скажется на самооценке учащегося.

Важно! Ни одни курсы или тренинги не могут гарантировать результат. Он зависит всецело от самого человека. Они способны предоставить лишь возможность. Учащийся сам решает, воспользоваться ею или нет.

Цели личностного роста

Цели по личностному росту могут быть совершенно разными. Как, например, творческое развитие индивида или же духовное, материальное и физическое.

Целей по личностному росту может быть сразу несколько, так что порой приходиться самосовершенствоваться сразу в нескольких совершенно разных направлениях.

  • Развитие осознанности
  • Соответствие времени
  • Наполнение знаниями своего кругозора
  • Ведение здорового образа жизни
  • Использование талантов и сильных сторон

Каждый из нас наверняка хочет иметь своё особое положение в обществе, быть интересным собеседником или же добиться признания в какой-либо отросли деятельности.

Как правильно составить план действий?

Для начала важно определиться, с чего вы хотите начинать личностный рост. Это может быть повышение потенциала, подъём собственной эффективности или развитие полезных качеств

После того, как расстановка целей завершена, ищем мотивы для их достижения. Мы советуем:

1. При необходимости обратиться к специалисту

Порой, чтобы достичь максимального раскрытия собственного “Я”, необходима помощь квалифицированного психоаналитика или тренера. Они помогут вам достичь своих результатов в самопознании намного быстрее!

2. Снять с себя оковы и отогнать плохие мысли

Довольно сложно чего-то добиться, если зажиматься в страхах и опасениях. Отбросив их, даже мир заиграет в других красках для вашей персоны!

3. Не стоять на дороге у перемен

Порой перемены бывают даже к лучшему, поэтому избегать их не нужно. Раскройтесь им на встречу и примите с благодарностью!

4. Найти свою мотивацию к началу самосовершенствования

В большинстве случаев, нами движет сильная мотивация, найдя её, каждый способен в прямом смысле слова “свернуть горы”.

5. Действовать!

Определение понятия

Тренинг личностного роста – это обучающее мероприятие, развивающее человека. Фактически оно являет собой руководство, помогающее ему добиваться успеха в любой области. Это пинок, позволяющий сделать первый шаг на пути к построению такой жизни, которую хочется. Обычно его совершить наиболее тяжело. Если реально взяться за работу над собой, в дальнейшем этот процесс проходит значительно проще.


Тренинг личностного роста

Тренинг личностного роста учит искать причины неудач в своих действиях, а не в чужих людях. Человек начинает ощущать себя субъектом. Формирование нужных качеств – главная цель подобных тренингов. К таким характеристикам относятся:

  1. Интернальность. Ощущение, что за все результаты в жизни несет ответственность сам человек.
  2. Трудолюбие. В прямом смысле, любовь к работе, в том числе над собой.
  3. Коммуникабельность. Главный поставщик возможностей – другие люди.
  4. И ряд других важных черт характера.

Кто еще критиковал позитивное мышление

Множество противников существовало не только у философии успеха но и у отдельных его эпигонов. Например, Эверетт Лео Шостром был ярым противником Дейла Карнеги и даже написал книгу «Человек-манипулятор», которую в народе прозвали «Анти-Карнеги».

Шостром в лучших традициях толстовства призывал едва ли не к недеянию как средству спасения для человека:

Под огонь критики периодически попадают и современные гуру тренингов. Так, в 2005 году Стив Салерно выпустил книгу «SHAM: Как движение самосовершенствования сделало Америку беспомощной», в которой он стремится разоблачить тренинг-индустрию с мировым оборотом средств в 8,5 млрд долларов.

Интересные, популярные и эффективные тренинги

Системно-семейные расстановки

Этот тренинг называют еще «расстановки по Хеллингеру». Автор методики — Берт Хеллингер, известный немецкий психотерапевт. На основе обширного опыта работы с проблемами пациентов Хеллингер сделал вывод: корни многих проблем, включая проблемы с женским и мужским здоровьем, с неудачами в личной жизни или профессии и карьере, лежат в семейном поле, семейной истории.

На занятии присутствует собственно клиент, «заместители», играющие роль членов семейной общности, и зрители. Клиент расставляет «заместителей» в пространстве «семейного поля», а в ходе расстановки вскрываются те или иные скрытые, не проработанные проблемы и комплексы. Когда клиент осознает истинные причины своих неурядиц и проблем, ему становится гораздо легче с ними справиться.

Противодействие манипуляторам

Ни один манипулятор никогда не действует во имя вашего блага. Все его действия всегда направлены на удовлетворение собственных потребностей за счет окружающих, будь то в повседневной жизни или в бизнесе. Овладеть умением противодействовать манипуляторам полезно всем, без исключений.

На тренингах коуч рассказывает о крючках, на которые манипуляторы цепляют свих жертв, показывает на практике, как это работает

Но самое важное: вас научат не только тому, как соскочить с крючка, но и тому, как больше на него не попадаться.

Тренинг по самоорганизации

Положа руку на сердце, многие из нас могут признаться: путь к правильному и здоровому образу жизни преграждает нам неумение или нежелание правильно организовывать личное время. Мы делаем много лишнего и не делаем необходимого, потому что на нужное уже не остается ни времени, ни сил. Привычка составлять планы на будущее и следовать им свойственна немногим. Мы любим потакать своим слабостям и становимся от этого еще слабее.

Тренинг по организации личного и рабочего времени поможет вскрыть причины неудач, разобраться с неорганизованностью и даст вам простые инструменты чтобы навести в своей жизни в порядок. Вы научитесь расставлять приоритеты и находить баланс между работой, семейными делами и отдыхом. А упорядоченная жизнь обязательно даст положительные результаты для вашего самочувствия и настроения.

Эпилог: мы так давно устали

Далеко не все готовы ринуться в погоню за самореализацией, да и вообще — не каждый хочет вмешиваться в эти споры коучеров, гуру тренингов и специалистов по мотивации.

И это касается не только непосредственно самореализации: бунт против норм и стереотипов начался по всем фронтам: постепенно крушатся основы даже модной индустрии, которая, казалось бы, последней должна была сдать свои позиции, подкрепляемые вливаниями денежных средств из индустрии красоты. Однако, как говорил один известный поэт, «ничего нельзя удержать — ни зеленого на лиловом, ни треугольный вырез футболки, ни сломанный край зонта», и поэтому сегодня по планете с торжеством идет бодипозитив и культ «принятия себя таким, каков ты есть».

Активные сторонники «здорового эгоизма», которые призывают наплевать на мнение окружающих и их представления об успехе, постепенно появляются по всему миру, и их слава быстро растет. На этот раз «пророки» есть и в нашем отечестве: в конце 2021 года книга психолога Павла Лабковского с говорящим названием «Хочу и буду» разошлась по стране тиражом в 550 000 экземпляров — для российского рынка это едва ли не беспрецедентная цифра.

От продаж к личностному росту

В Европе мода на тренинги пришла уже после войны: восстанавливая Старый Свет, Америка импортировала на континент многие свои привычки. Первоначально речь шла только о профессиональных и финансовых тренингах — так уже в 1946 году Ханс Гольдман провел в Швеции свой первый тренинг с говорящим названием «Как продавать больше в послевоенной Европе». Ну а вслед за Старым Светом к новой моде подтянулся и весь мир.

К слову, впоследствии Ханс Гольдман стал основателем одной из известнейших международных компаний по тренингам — Mercuri International: именно она в 1990-х первой пришла и на российский рынок, где эта ниша была еще никем не занята.

Своеобразного пика — и новый толчок к развитию — учение об успехе получило в 1960–1970-х годах, когда исследования Мартина Селигмана положили начало позитивной психологии. В ходе одного из экспериментов он поместил собак в клетки и после сильного звукового сигнала давал животным короткий и слабый разряд тока. Его собаки избежать не могли, что бы они ни делали. Затем Селигман перевел их в другие клетки, где их активность могла бы спасти их от удара током, однако в новых клетках они не стали пытаться предпринимать усилий для своей защиты, только лишь скуля после звукового сигнала в ожидании разряда.

Как подобрать нужный сценарий обучающей программы?

  1. Необходимо разобраться в собственных целях и выбрать программу, подходящую конкретно для них. Если вы еще новичок и только планируете открыть для себя тренинги, специалисты рекомендуют начать с «Базового курса» необходимой системы.
  2. Убедиться в высокой компетенции ведущего психолога, а также надежной репутации компании;
  3. Ознакомиться с отзывами людей, прошедших данную программу;
  4. Уточнить комплекс методик, использующиеся на данном тренинге;
  5. Соотнести время, место, формат проведения тренинга и его стоимость с вашими возможностями.

Рекомендуем ознакомиться: Как оценить свои мыслительные способности?

Невроз и личностный рост

Невроз и личностный рост, какая взаимосвязь? Порой жизнь заводит нас в тупик, а руки опускаются что-либо делать, и мы начинаем просто “плыть по течению”, поддаваясь нервозному состоянию, и, того хуже, пытаемся его не замечать.

Но всё поправимо! Если выявить признаки кризиса личностного роста и их победить. К счастью, невроз довольно легко узнать по его характерным симптомам:

  • Низкому сопротивлению стрессам
  • Агрессивному поведению
  • Ранимости и частой плаксивости
  • Тревожным состояниям
  • Сосредоточенности только на проблеме
  • Быстрой утомляемости
  • Повышенной раздражительности
  • Обидчивости за пустяки
  • Превращение любой мелочи в трагедию
  • Сильной восприимчивости к шуму
  • Непереносимости слишком яркого света
  • Чувствительности к перепадам температуры
  • Явной бессонницы
  • Перевозбуждённому состоянию
  • Учащенному сердцебиению
  • Обильному потоотделению
  • Рассеянности, не сосредоточенности
  • Резким перепадам давления

При невротическом состоянии необязательно станут проявляться сразу все симптомы, их вполне может быть 2 или 3. Но этого достаточно для того, чтобы задуматься над способами борьбы с ужасным недугом.

Такие тревожные звоночки нельзя пропускать! Именно они подсказывают нам, что пора остановиться и переосмыслить свою жизнь, дабы не встретиться с коварным неврозом.

А если невроз вас уже настиг, не стоит тянуть с его устранением, пока он не перерос в депрессию или ещё чего похуже.

В данном случае отличным решением станет оптимистичный настрой и решительные действия к улучшению.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]