Восприятие — это процесс построения образа объекта

В статье доступным языком описаны основные законы и этапы процесса восприятия, которые необходимо знать каждому.

Мы воспринимаем мир через свои ощущения. При воздействии любых объектов на органы наших чувств, в коре полушарий головного мозга образуются временные нервные связи, условно – рефлекторное процессы; раздражители анализируются и синтезируются. Восприятие – это психический процесс поиска признаков, на основе которых можно сформировать и осмыслить образ. При этом наши ощущения отбираются, систематизируется и некоторым образом интерпретируются.

В результате восприятия мы получаем образ. Один из анализаторов в этом процессе играет ведущую роль и определяет важные признаки, а на их основе – и свойства воспринимаемого объекта. Исходя из анализаторов, принимающих участие в процессе восприятия, различают зрительное, осязательное, слуховое, мышечное и др. восприятие.

У человека, как правило, ведущим органом чувств является зрение, и поэтому свойства восприятия изучались прежде всего на этой основе. Исследуя то, что и как влияет на формирование зрительных образов, представителями гештальтпсихологии (начало 19 века, Германия) были выведены законы зрительного восприятия (по М. Вертгеймеру):

  1. Если фигуры похожи, то есть если их объединяют какие-то общие признаки (например, форма), то на основании сходства наше восприятие объединяет их в группы.
  2. Если фигуры расположены близко друг от друга, наше восприятие старается их объединить.
  3. Если фигуры имеют какие-либо похожие изменения, наше восприятие также старается их объединить и сгруппировать.
  4. Если фигуры находятся в замкнутом пространстве, они воспринимаются лучше, легче.
  5. Если фигур несколько, их стараются сгруппировать таким образом, чтобы объединить все без исключения, так, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.

Механизм работы мозга, заставляющий придерживаться этих законов зрительного восприятия, наука пока объяснить не может. Поэтому выявленные закономерности пока просто воспринимаются как феноменологические.

К законам восприятия следует отнести и следующие наблюдения:

  • Что бы мы ни воспринимали, мозг структурирует поступающие сигналы, воспринимая их как фигуру и фон. То, что нам ясно, чётко воспринимается – это фигура, а её окружение – фон. При переключении внимания фон и фигура могут меняться местами (как на рисунке вазы Рубина). Это выделение «фигуры» из «фона» может касаться не только зрения, но и, например, слуха (мы «выхватываем» из потока шума интересующие слова: например, своё имя), обоняния и т.д.
  • Что бы мы ни наблюдали, недостающие фрагменты мозг старается «дорисовать» до целой фигуры, проявить целостность образа. Это касается не только изображения, мелодии, элементов фраз или слов, это и закон восприятия человека человеком: мы домысливаем то, чего не знаем, на основании того, что видим и слышим.
  • Но восприятие влияют наши ожидания, догадки, предположения: то, что нам предъявляют, мы воспринимаем, исходя из его окружения, уподобляя похожему. Например, как проявление этого закона, при восприятии человека человеком мы приписываем людям черты, которые ожидаем у них увидеть.

В психологии выделяют также следующие законы восприятия:

  • Восприятие связано с работой мышц, с движениями, содержащими информацию об объектах, которые воспринимаются.
  • Уже сформировавшиеся образы относительно устойчивы, особенно если связаны с мышлением.
  • Необходимым условием правильного восприятия является постоянное поступление новой информации, уточняющей и корректирующей формирующийся образ.
  • В процессе развития восприятия формирование образов зависит от получаемого опыта, ощущений, а когда восприятие уже сформировалось, характер образов частично определяется происходящими в организме внутренними процессами.

Основные положения

Предмет белого цвета, даже в темное время, будет белым. Потому что человек знает его таким.

Отъезжающая машина, хоть и будет уменьшаться, но в восприятии она останется большой. Даже если в зоне видимости уже будет с песчинку.

Без константности восприятия было бы сложно. Предметы и люди казались бы нам чем-то новым. Человек мог просто повернуться в другую сторону и стал бы уже неузнаваемым.

Предметность восприятия

Это свойство воспринимать мир не как набор отдельных элементов, а как целое.

Оно развивается на протяжении жизни. И. Сеченов считает, что ее развитие происходит в процессе контакта ребенка с предметами.

Предметность развивается за счет моторики:

  • движение руками и пальцами при ощупывании предметов;
  • движение глаз при выделении контура предмета и «ощупывание» его на расстоянии;
  • поворот головы;
  • другие движения.

Перцептивный процесс
Осознание мира через работу органов чувств.

В зависимости от того, какой орган играет роль, выделают зрительные, слуховые, обонятельные и другие.

Формирование перцептивного образа состоит из следующих фаз:

  1. Обнаружение. Стадия, на которой человек выделяет предмет из фона, но еще не может рассуждать о его признаках.
  2. Различение. Стадия, на которой человек может раздельно воспринимать предметы, находящиеся рядом.
  3. Опознание. Стадия, на которой человек фиксирует свойства и относит их к определенному классу.

Определение

Слово «опосредовать» — это глагол, который обозначает выполнение действия не напрямую, а через посредника, получение результата переносом функции с одного объекта на другой. Им может выступать все что угодно: предмет, действие, знание, человек и т. д. Объект получает результат, не совершая прямолинейного действия для этого — опосредованно.

Противоположное по смыслу понятие — непосредственно. То есть можно узнать, который сейчас час (непосредственно), посмотрев на часы или (опосредованно) спросив у кого-нибудь.

Мы получаем информацию об окружающей среде посредством кожи (температура, влажность, характеристики материала и т. п.), глаз (свет, цвет, движение и т. д.), ушей (громкость, вибрации и т. п.). Но само это восприятие считается непосредственным, потому что дает нам ответы напрямую. Подставил руку под струю воды и определил, мокро и холодно, вытер полотенцем — тепло и сухо, а само полотенце мягкое и пушистое. Силы нашего зрения недостаточно, чтобы разглядеть далекие звезды и планеты — мы берем в посредники телескоп и изучаем их уже опосредованно.

Перцептивная сторона общения

Процесс, в котором люди, с помощью общения, воспринимают друг друга, устанавливают контакт.

Задействованы минимально два человека. Создаются представления о намерениях, чувствах, мыслях собеседника и себя самого.

Люди осознают себя и других, благодаря следующим механизмам:

  • познание и понимание друг друга;
  • осознание себя в процессе общения;
  • по общению прогнозирование будущего поведения партнера.

Наиболее распространенные ошибки восприятия в психологии

Из психологической практики можно выделить несколько распространенных ситуаций, вызывающих трудности перцепции. Вот наиболее типичные ошибки восприятия:

Иллюзия контроля. Если человек заинтересован в исходе той или иной ситуации, он склонен переоценивать свое влияние на нее. Это явление открыл американский психолог Лангер, который изучал поведение людей, играющих в лотерею. Одна группа сама покупала билеты, а вторая — получила их в подарок. На предложение обменять билеты первые категорически отказались, так как посчитали, что их личный выбор влияет на вероятность выигрыша. Предпочтение нулевого риска. Если человеку предложат свести к нулю незначительный риск или значительно снизить существенный, он с наибольшей вероятностью выберет именно первый вариант. Хотя, гораздо разумнее отдать предпочтение второму. Селективное восприятие. Например, у вас выработалось мнение по конкретному вопросу. Вы ищите информацию и все больше убеждаетесь в своей правоте

Но загвоздка в том, что вы уделяете внимание только тем сведениям, которые подтверждают вашу правоту, а остальные оставляете без внимания. Иллюзия прозрачности

Эта ошибка социального восприятия возникает тогда, когда человек попал в ситуацию, в которой необходимо соврать. В данный момент ему кажется, что все видят его насквозь, что все видят его неискренность. Ошибка атрибуции. Она состоит в том, что свои собственные промахи человек объясняет объективными обстоятельствами, а чужие промахи — их личными качествами. Такой подход препятствует способности индивида брать ответственность за свои поступки. Эффект морального доверия. Если у человека в обществе сложилась прочная положительная репутация, окружающие начинают думать, что у него нет ни пороков, ни дурных намерений, что часто не соответствует действительности. Каскад доступной информации. Если какая-то информация часто появляется в источниках, охватывающих большую аудиторию, она считается правдивой. На старшее поколение оказывает влияние телевидение и пресса, а на молодежь — социальные сети. Стокгольмский синдром покупателя. Так называется ошибка восприятия, когда человек оправдывает дорогую покупку, приписывая ей всевозможные достоинства и закрывая глаза на недостатки. Аналогичным образом оправдывают покупки, сделанные без особой надобности. Вера в справедливый мир. Поскольку людям страшно осознавать несправедливость и хаотичность окружающего мира, им свойственно находить логику даже в самых страшных и абсурдных ситуациях. Искаженное восприятие искажений. Если вы не находите у себя никаких пороков или недостатков, значит, они точно у вас есть. Но вы воспринимаете их в положительном ключе, то есть искаженно.

Роль установки в перцептивных процессах

Установка влияет на людей. Когда человек неосознанно привычным образом реагирует на информацию или людей, не анализируя ее.

Установки делятся на 3 измерения:

  1. Когнитивное измерение – определенные мнения, мысли, убеждения относительно чего-либо или кого-либо.
  2. Аффективное измерение – наличие негативных или позитивных эмоций к человеку или информации.
  3. Поведенческое измерение – подготовленность к реакциям поведения, которые соответствуют убеждениям человека.

Установки формируются:

  • под воздействием окружающих. Это могут быть родители, желтая пресса, знакомые и друзья;
  • основываясь на прожитом опыте в многократно повторяющихся ситуациях.

Опосредованное мышление

Жизнь часто ставит перед нами такие задачи, которые невозможно решить напрямую, непосредственно. Умея находить ответ (совершать определенный алгоритм действий) в аналогичных, но более простых ситуациях, мы можем опосредовать это знание для ситуаций, неподвластных нам напрямую (как с планетами).

Когда какой-либо закон, проверенный и достоверно доказанный на элементарных объектах, мы применяем для объектов сложных, абстрактных и получаем новое знание, новые результаты, работает наше опосредованное мышление.

Мы применяем его, когда:

  • работа с объектом напрямую невозможна из-за неразвитости или отсутствия у нас необходимых рефлексов, органов чувств и т. п. (ультразвук, радиация);
  • непосредственное познание возможно, но не в реальном времени (история, археология);
  • опосредованное познание, изучение объектов является более рациональным (измерение массы, объема, высоты крупных предметов).

Роль мотивации в перцептивных процессах

Мотивация
Причина, побуждающая к действию.

Она может руководствоваться примитивными факторами. Например, голодом, холодом. Или психологическими потребностями в любви, уважении, признании. Мотивация играет роль в желании самореализации.

Например, испытывая чувство голода, человек может прочитать вместо слова «обувь» – «обед». Увлеченный амбициями – неправильно расслышать фразу. Можно привести старый пример: человек долгое время находится в пустыне, его мучает жажда. Спустя какое-то время он видит вдали оазис с чистейшей и прохладной водой.

Этапы процесса восприятия

Если восприятие рассматривать как мыслительный процесс, при котором происходит поиск признаков, формирующих образ и способствующих принятию на этой основе решений, в нём можно выделить следующие этапы:

  • Из потока информации выделяются стимулы, и на их основе принимается решение об их отношении к какому-то одному конкретному объекту.
  • Из архива памяти извлекаются такие же или похожие по комплексу ощущений признаки. Они сравнивются с текущими признаками, на основании чего формируется суждение о том, что перед нами за объект.
  • Воспринимаемый объект относится к какой-то категории, затем продолжается поиск признаков, помогающих определиться с тем, правильные или ошибочно было принято решение.
  • Делается окончательный вывод о том, что за объект перед нами, и он наделяется свойствами, присущими объектам одного с ним класса.

Теории

Есть несколько научно обоснованных теорий восприятия, которые имеют свои обоснованные доводы:

  1. Ассоциативная, ярким её представителем был Г. Гельмгольц, — согласно этой теории, образ предметов и явлений формируется на основании ассоциативных ощущений.
  2. Гештальт-теория, — её приверженцы, наоборот, считали, что каждый предмет мы воспринимаем, как отдельное целое, без связи с прошлым опытом и ассоциациями.
  3. Теория Гибсона, — её приверженцы были уверены, что восприятие не может быть объективным, оно зависит от степени активности человека, именно движение, по их мнению, — основа восприятия.
  4. Согласно теории Хэбба, восприятие — не врождённый признак и не имеет врождённых элементов вообще, человек обучается познавать мир постепенно, познавая сначала детали, а потом уже целое.
  5. Почти на этом же основана и теория восприятия Ж. Пиаже, который тесно связывал восприятие с развитием интеллекта.

Модальность

Выделяют 4 сенсорных систем восприятия информации, (моделей — отсюда и название) которыми пользуется человек:

  • визуальная система предполагает восприятие цвета и формы, то есть, того, что мы видим;
  • слуховая система использует звуки, их громкость, тембр, ритм, частоту;
  • кинестетическая система воспринимает вкус, запах, температуру;
  • дигитальная использует логические построения.

Эффекты и феномены

Отдельную главу восприятия в психологии составляет восприятие человека человеком. Оно обладает рядом эффектов и феноменов, которые наглядно показаны в таблице.

Наименование эффектаПричины возникновенияВ чём выражается
Эффект первичности и новизныВстреча с незнакомым человекомЗа основу берутся первые полученные впечатления
Эффект ореолаО человеке уже есть определённая информацияПолученные впечатления проецируются на ранее известные через ореол слухов, сведений и пр.
Эффект привлекательностиВнешность человекаВнешне привлекательного человека мы воспринимаем лучше
Эффект превосходстваСравнение поведения, внешнего вида и пр.Ощущая своё якобы превосходство над собеседником по некоторым параметрам, мы можем его недооценить, процесс может быть и обратным.
Эффект хорошего отношенияСимпатия к человекуЗавышенная оценка собеседника
Эффект проекцииПовышенное самомнениеПриятному человеку приписываются собственные достоинства, а неприятному — недостатки.

Константность формы

Искажения восприятия формы предметов можно встретить в том случае, когда изменяется ориентация объектов или же самого субъекта. Этот вид является одним из важных свойств зрительной системы, так как правильное распознавание формы предметов— необходимое условие адекватного взаимодействия человека с окружающим миром. Одним из первых, кто выявил роль знаний наблюдателя и признаков удаленности в константности формы, стал Роберт Таулесс.

В 1931 г. психологом был проведен эксперимент, суть которого заключалась в следующем: он предложил испытуемым оценить и нарисовать или подобрать из определенного набора квадраты или круги, которые бы были похожи по форме на предложенные предметы, лежащие на горизонтальной поверхности на разном расстоянии от наблюдателя. В результате опыта испытуемые выбирали форму стимула, которая не совпадала ни с проекционной формой, ни с его реальной, а лежала между ними.

Функции

За время жизненного существования человека восприятие выполняет несколько основных функций:

  • общее ориентирование;
  • оценку месторасположения отдельных предметов и явлений;
  • познавательная функция уже включает открытие сущности предметов и явлений, их взаимосвязанности;
  • контроль деятельности;
  • регулирование деятельности.

К основным свойствам восприятия относят:

  • предметность, — человек осознаёт увиденный предмет, как отдельное тело;
  • целостность, — отдельные свойства предметов обязательно (если речь идёт об апперцепции) складываются в зрительный образ;
  • структурность, — это не механическая сумма ощущений, а соотношение их в течение некоторого времени: слушая музыку, мы воспринимаем не отдельно ноты, а складывающуюся мелодию;
  • константность, — благодаря этому качеству, человек воспринимает движущиеся предметы, как постоянные по своей форме и свойствам;
  • осмысленность, — на этом этапе происходит окончательное формирование образа предмета и явления и его места в окружающем мире.

Физиологическая основа

Какова психофизиология восприятия? Процессы, которые происходят во время познания окружающего мира человеком (это процесс практически непрерывный), можно зафиксировать на уровне органов чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе, их называют физиологической основой восприятия.

Механизм их действия можно наглядно объяснить так:

  • раздражители на окончаниях нервов органов чувств передают полученную информацию в кору головного мозга;
  • потом оно поступает в проекционные зоны мозга, которые называют сенсорными;
  • создаётся ощущение полученных сведений и их осмысление.

Любая «неисправность» этой цепочки может нарушить целостность восприятия.

Например, потеря зрения, как свойства органа чувств, ограничивает получаемый образ в плане его цвета, объёмности, формы и пр, а сбой на сенсорном уровне приведёт к тому, что увиденное человек будет воспринимать лишь, как набор световых и цветовых пятен.

Нервные связи, с помощью которых и работает процесс восприятия, бывают 2 направлений:

  • образующиеся после воздействия одного анализатора, — например, шум воды в реке, которую мы ещё не видим, воздействует пока только на наш слуховой аппарат;
  • межанализаторные, — образно говоря, они возникают, когда мы к реке подходим, здесь вступает в силу целый комплекс ощущений, в том числе, ассоциативных.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.


Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Классификация свойств

Перцепция — это познание сложного образа предмета. Человек формирует собственную модель объективного внешнего мира. При первом контакте с предметом человеческий мозг получает знания о нём и формирует образ ощущения, затем на этой базе создаётся образ восприятия.

К ведущим свойствам восприятия (перцепции) относят:

  • Целостность.
  • Осмысленность.
  • Обобщённость.
  • Константность.
  • Предметность.
  • Избирательность.

Под целостностью понимается познание информации или предмета целиком, несмотря на отсутствие существенных деталей. Объект отражается в совокупности всех своих свойств. Допустим, дом без кровли, окон, трубы всё равно будет опознаваться как дом, только недостроенный или разрушенный.

Осмысленность — это понимание того, что именно воспринимается и соотношение его со знаниями и прошлым опытом. Даже в незнакомых предметах улавливается сходство со знакомыми объектами. Далёкий от техники человек создаст связь между увиденной конструкцией с лампочками и проводами, предположив, что это научный прибор.

Обобщённость — понятие, когда единичные объекты относят к классу однородных по определённым признакам.

Константность восприятия — это постоянство воспринимаемой формы величины и цвета предмета независимо от существенных изменений условий. Например, птица в полёте, клетке или на дереве воспринимается одинаково — как птица. То же касается и восприятия цвета. Красный всегда останется таковым при любом освещении. Благодаря константности человек распознаёт предметы при любых условиях.

Предметность — осмысленный цельный образ, когда воспринимается не только цвет, форма или величина, но функции, свойства, назначение предмета. Например, у ложки присутствует не только цвет, форма, но и назначение — столовый прибор. Важен смысл, вкладываемый в образ.

Избирательность — объект выделяют из других на основании личного опыта. Исходя из описанных характеристик, у восприятия выделяют свойства, определяющие его продуктивность:

  • Объём — количество воспринятых объектов одновременно.
  • Скорость — затрачиваемое время на перцептивные действия (обнаружение, опознание, различение).
  • Точность — соответствие образа особенностям и поставленной задаче перед человеком.
  • Полнота — уровень соответствия.
  • Надёжность — длительность восприятия с требуемой точностью, адекватное принятие объекта в заданное время и условие.

По анализам показателей можно судить о перцептивных способностях человека.

Иллюзия реальности

Иллюзия восприятия возникает, когда реальность отражается искажённо, при этом эффект носит устойчивый характер. Иллюзии могут возникать у многих людей под влиянием физических, физиологических и психологических причин.

Излом ложки в стакане чая относят к физической иллюзии, а раздвоение изображения при надавливании вбок глазного яблока — к физиологической. Психологическая иллюзия возникает, когда происходит переоценка одинаковых линий в большую или меньшую сторону при объективном равенстве их длины.

В другом примере рассматривают переоценивание верхних частей фигуры. При разделении вертикальной линии пополам человек часто допускает ошибку, устанавливая середину значительно выше реальной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]