Метод Исикавы: определение и пример построения диаграммы

Практически в любой сфере жизни человек время от времени сталкивается с тем, что на его пути возникают определённые препятствия и проблемы. Но вот истинную причину появления той или иной проблемы определить удаётся далеко не всегда, а сама она может быть лишь видимым следствием того, что скрыто от нашего внимания где-то внутри нас самих или той деятельности, которой мы занимаемся. И чтобы понять основные причины возникновения проблем и устранить их очень удобно прибегнуть к использованию разработанного специально для этого приёма – диаграммы Каору Исикавы – профессора Токийского университета и крупнейшего специалиста по управлению качеством. Эта диаграмма также известна под названиями «Диаграмма анализа корневых причин», «Причинно-следственная диаграмма» и «Диаграмма рыбьей кости». Представленный урок посвящён описанию этого метода как полезного инструмента в любой работе и повседневной жизни.

Диаграмма Исикавы и ее автор

Этот инструмент анализа логических связей между различными факторами и результатом разработал Каору Исикава, профессор Токийского университета, в 1952 (по другим источникам в 1943) году. Исикава известен в первую очередь как один из основателей японской школы менеджмента и японской системы качества.

Например, он утверждал, что если изменение процесса приводит к стабильно позитивному результату, этот процесс необходимо принять как стандартный и не отступать от него до тех пор, пока не пройдет следующий цикл улучшения этого процесса. При его наступлении, нужно снова проверить на практике новую версию процесса, снова утвердить его как стандарт и соблюдать уже его.

Предлагаем ознакомиться с семинаром «Диагностика проблем и развитие организации своими силами»

Также Каору Исикава разработал и ввел в практику на производстве концепцию кружков качества, а также разработал графическую диаграмму причинно-следственных связей. По имени разработчика этот метод назвали «диаграмма Исикавы», а по характерному внешнему виду «рыбий скелет» или «рыбья кость» («fishbone»).

Диаграмма Ишикавы пример на предприятии или производстве

Пример диаграммы Ишикавы на производстве. Например, в цехе вырос процент брака на 13% за последний месяц.

Рисуем диаграмму.

Для этого примера возьмем 4 основные позиции:

  • Люди;
  • Метод;
  • Инструменты;
  • Машина.

Здесь не буду описывать каждую косточку, а для общего понимания – услышанные проблемы во время мозгового штурма.

Люди – станки работают круглосуточно, сменщик внезапно заболел, а второй в отпуске. Поставили неопытно «зеленого» работника. Человек не работал на данном станке. В цехе существует атмосфера недоверия между сменами, каждая смена запирает свои инструменты под замок. Между сменами нет договоренности.

Машина – зазор 0,2 миллиметра допуска. Позволяет детали болтаться. Опытный работник знает эту часть конвейера и автоматически кладет деталь «как надо». Брак варьируется в пределах нормы. Новый сотрудник этого не знал. Нет регулярной проверки станков.

Материал – в ходе общения обнаружилась недоработка работников склада, никак не влияющая на данный вопрос. Но которая могла «аукнуться» в будущем более серьезными проблемами. Сделали заказ на большую партию заготовок у нового поставщика. А они уже изначально не подходят по качеству под задачи производства.

Метод – на данном производстве нет четких стандартов работы и непонятная для сотрудников система премирования.

Решения:

  1. Обучить молодого специалиста;
  2. Второе – сделать защиту от «дурака» — наладить зазор до минимума, пригласить наладчика;
  3. Применить систему 5 S (подробнее можно почитать здесь)
  4. Наладить оборудование;
  5. Создать график для проверки станков;
  6. Провести отладку в целях профилактики по всему цеху;
  7. Делать пробные партии у новых поставщиков;
  8. Сменить поставщика в срочном порядке и пробовать договориться о возврате;
  9. Подготовить стандарты работы своими силами или пригласить консультанта;
  10. Донести до всех сотрудников принципы KPI.

Как Вы понимаете, этим списком решений не ограничивается, да и ответвлений на диаграмме причинно-следственных связей будет больше.

В некоторых случаях требуется дополнить веточки рыбьего скелета еще большим количеством косточек. Например, как это было при оптимизации процессов в банке.

Диаграмма Исикавы — возможности

Диаграмма Исикавы позволяет прояснить и учесть все существенные факторы, влияющие на результат какой-либо деятельности. Таким результатом может быть изделие, услуга, завершенная работа, состояние оборудования или проблема — любой объект изучения или разработки. Применение диаграммы Исикавы позволяет выяснить причины каких-либо проблем в организации или, например, причины возникновения дефектов в изделиях.

Диаграмма Исикавы имеет преимущества:

  • помогает наглядно показать связи между полученным результатом и вызвавшими его причинами;
  • позволяет провести анализ цепочки факторов, воздействующих на проблему.

Это сделало диаграмму Исикавы довольно популярным инструментом анализа, особенно в системе управления качеством, когда необходимо понять, какие именно причины приводят к положительному или нежелательному результату.

Преимущества

  • привлечение компетентных экспертов в работу группы;
  • применение структурированного анализа;
  • рассмотрение всех вероятных предположений и гипотез;
  • графическое отображение результатов в простой для восприятия форме;
  • определение областей, в которых требуются дополнительные данные;
  • возможность установления факторов, которые могут вызвать рассматриваемое событие как для благоприятных, так и для нежелательных результатов. Позитивный взгляд на проблему может стимулировать большую ответственность и вовлеченность участников;
  • результаты могут использоваться как входные данные для FMEA или FTA.

Этапы работы с диаграммой Исикавы

Работу с диаграммой Исикавы можно подразделить на несколько основных этапов:

  • Определение всех причин и факторов, которые оказывают влияние на интересующий результат
  • Систематизация этих факторов и причин по причинно-следственным и смысловым разделам
  • Оценка и приоритизация факторов и причин внутри разделов
  • Анализ полученной структуры
  • Выявление и отсечение факторов и причин, повлиять на которые невозможно
  • Опущение малозначимых причин и факторов

Для того чтобы более точно определить факторы и причины, которые оказывают на исследуемый результат наибольшее воздействие, рекомендуется пользоваться методом мозгового штурма, основывающимся на стимулировании творческой активности и предполагающим предложение как можно большего количества вариантов. Обычно диаграмма зарисовывается на доске или листе бумаги, а затем определяются основные причины и их особенности. График следует заполнять до тех пор, пока вся диаграмма не будет заполнена причинно-следственными связями. Как только этот этап окончен, следует переходить к выявлению основной или корневой причины.

Построение диаграммы Исикавы, как можно заметить, процесс довольно непростой и обладает рядом особенностей, о которых необходимо упомянуть отдельно.

Пример

Чтобы было понятнее, наш пример в виде диаграммы Исикавы:

Если вы будете руководствоваться алгори на возникшую сложность под другим углом, более объёмно, объективно, а также увидеть целую цепочку событий, которые повлияли на её возникновение. Но у этого способа есть и недостатки, которые вполне могут привести к погрешностям анализа.

Во-первых, практически никак невозможно проверить диаграмму, выстроив логическую цепочку из фактов от основной причины к последствиям. То есть наоборот. И, во-вторых, раздробленность информации, которая в большом объёме значительно усложняет восприятие целостной картинки. Согласитесь, сложно сфокусироваться, когда много ответвлений (косточек) и блоков.

Особенности построения диаграммы Исикавы

Первое: перед тем как приступать к построению графика, необходимо чётко определиться с формулировкой рассматриваемой проблемы. Если, например, участников обсуждения вопроса несколько, то все они должны прийти к одному мнению, и только после этого начинать строить диаграмму.

Второе: рассматриваемую проблему для удобства восприятия лучше всего расположить (записать) в правой части доски или листа бумаги, а влево от неё уже горизонтально проводить «хребет рыбы».

Третье: основные влияющие на проблему причины представляют собой «большие кости рыбьего скелета». Их нужно заключить в рамки и соединить с «хребтом» наклонными стрелками.

Четвёртое: затем на диаграмму наносятся второстепенные причины, которые оказывают влияние на главные, являющиеся их следствием. Это уже «средние кости», которые примыкают к «большим костям».

Пятое: наносятся «мелкие кости», примыкающие к «средним» — это третьестепенные причины, которые воздействуют на второстепенные. Если какие-либо из причин не выявлены, то «кость» остаётся пустой, т.е. причина не фиксируется, однако место для неё следует оставить.

Шестое: при анализе диаграммы следует учитывать абсолютно все, даже кажущиеся малозначительными, причины и факторы. Это делается для того чтобы отыскать первопричину и найти наиболее эффективный способ решения исследуемой проблемы.

Седьмое: причины и факторы должны оцениваться по своей значимости, т.е. необходимо найти и выделить самые важные из них – в наибольшей степени влияющие на рассматриваемую проблему.

Восьмое: желательно вносить в диаграмму всю информацию, касающуюся проблемы: названия причин и факторов, даты, дни недели, имена участников процесса, наименования изделий (если это вопрос производства) и т.д. и т.п.

Девятое: важно запомнить, что процесс поиска, анализа и интерпретации причин и факторов является основополагающим в создании целостной структуры проблемы и переходе к конкретным действиям.

Десятое: при выявлении каждой новой причины или фактора следует задаваться себе вопрос «почему», т.к. благодаря этому можно найти корневую причину, оказывающую воздействие на проблему в целом.

Следуя этим принципам, вы сможете рассмотреть проблему наиболее объективно и постепенно раскрыть всю цепь причинно-следственных связей и найти те факторы, которые нужно будет скорректировать, чтобы добиться решения проблемы и получить требуемый результат.

Исходя из всего вышеизложенного, можно выявить очевидные достоинства диаграммы Исикавы. Ими, в свою очередь, являются, во-первых, возможность раскрыть свой (и других участников) творческий потенциал, который позволит найти неординарные способы решения поставленной задачи. И, во-вторых, возможность найти взаимосвязь между всеми причинами и факторами, влияющими на проблему, и произвести оценку их влияния на неё.

Однако у метода Исикавы есть и свои недостатки, которые также необходимо учитывать в своей работе. Первым недостатком является то, что не существует каких-либо правил проверки диаграммы в обратном направлении от первопричины к результатам, т.е. логическую цепочку причин и факторов, ведущих к первопричине, рассмотреть не представляется возможным. Второй же недостаток заключается в том, что составленная, в конечном счёте, диаграмма может выразиться в очень сложной схеме и не иметь чёткой структуры, что значительно затрудняет объективный анализ и исключает возможность сделать максимально правильные выводы.

Поэтому, подходя к вопросу поиска причин возникающих проблем и их решений, важно использовать не одну только диаграмму Исикавы, а дополнять её ещё и другими инструментами, среди которых можно выделить составление списков и приоритизацию, принцип Вильфредо Парето, пирамиду эффективности Абрахама Маслоу, контрольные листы и карты, а также другие эффективные методы проверки, анализа и повышения эффективности действий. Но всё это касается наиболее сложных проблем и вопросов, к решению которых нужно подходить наиболее комплексно.

Если же проблема подразумевает более простой способ поиска её решения, то диаграммы Исикавы будет вполне достаточно, ведь она позволяет в предельно понятной и доступной форме структурировать все возможные причины возникновения этой проблемы, выявить наиболее значимые из них, найти первопричину, а затем скорректировать или устранить её. Для многих людей причинно-следственная диаграмма Исикавы является «золотым ключиком» к преодолению огромного количества возникающих на пути к достижению успеха препятствий.

Уважаемые подписчики и читатели, мы всегда рады вашим оценкам и комментариям! Предлагаем вам принять участие в небольшом опросе:

Теоретическая часть

Причинно-следственная диаграмма (Cause and effect diagram) применяется, как правило, при анализе дефектов, приводящих к наибольшим потерям.

Она позволяет выявить причины таких дефектов и сосредоточиться на устранении этих причин. При этом анализируются четыре основных причинных фактора: человек, машина (оборудование), материал и метод работ.

При анализе факторов выявляются вторичные, а может быть и третичные причины, приводящие к дефектам и подлежащие устранению. Поэтому для анализа дефектов и построения диаграммы необходимо определить максимальное число причин, которые могут иметь отношение к допущенным дефектам.

Она состоит из показателя качества, характеризующего результат и факторных показателей (рис.1).

Рис.1. Структура диаграммы причин и результатов

Такую диаграмму в виде «рыбьего скелета» предложил японский ученый К. Исикава. Ее называют также «ветвистой схемой характерных факторов», а иногда диаграммой «четыре М» — по составу четырех основных факторов: Man, Method, Material, Machine. Диаграмма выявляет отношение между показателями и воздействующими на них факторами. Сначала формулируется проблема или дефект качества. Это «голова рыбы». Четыре основных фактора анализа – это «большие кости скелета». Для каждого фактора на диаграмму наносят вероятные причины дефектов – это «ребра», т.е. «средние» и «мелкие кости рыбьего скелета» (рис.2).

Рис.2. Диаграмма Исикавы.

Построение диаграмм включает следующие этапы:

Этап 1.

Определяется показатель качества, т.е. тот результат, которого нужно достичь.

Этап 2.

Выбранный показатель качества помещается в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проводится прямая линия («хребет»), а показатель заключается в прямоугольник. Далее пишутся главные причины, которые влияют на показатель качества. Они заключаются в прямоугольники и соединяются с «хребтом» стрелками в виде «больших костей хребта» (главных причин).

Этап 3.

Пишутся (вторичные) причины, влияющие на главные причины («большие кости»). Они располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Записываются причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины. Их располагают в виде «мелких костей», примыкающих к «средним».

Этап 4.

Причины (факторы) ранжируются по их значимости, используя для этого диаграмму Парето. Выделяются особо важные причины, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

Этап 5.

На диаграмму наносится вся необходимая информация: название; наименование изделия, процесса или группы процессов; имена участников процесса; дата и т.д.

Принцип построения диаграммы показан на рис. 3.

Рис. 3. Принцип построения диаграммы Исикавы.

При структурировании схемы на уровне первичных стрелок факторов во многих реальных ситуациях можно воспользоваться предложенным самим Исикавой правилом «пяти М». Оно состоит в том, что в общем случае существуют следующие пять возможных причин тех или иных результатов: материалы, машины, технология (методы), измерения, люди. Все эти слова по-английски начинаются с буквы «М»: Material, Machine, Method, Measurement, Man, откуда и пошло название данного правила. На рис. 4 показан результат определения группой из 5 человек относительной значимости факторов, вызывающих несоответствие стандарту качества динамика акустической колонки.

Рис. 4. Схема Исикавы с оценками значимости факторов.

Из диаграммы следуют наиболее значимые факторы в соответствии с числом концентрических колец на стрелках-факторах. Ими являются: консистенция клея (4 кольца), деформация демпфера (3 кольца) и невнимательность (небрежность) исполнителей-сборщиков (3 кольца).

На рис. 5 приведены для примера важнейшие возможные причины, влияющие на результат неудовлетворенности потребителя (следствия).

Рис.5. Причинно-следственная диаграмма для выявления причин неудовлетворенности потребителя.

В качестве примеров на рис. 6 и 7 приведены диаграммы Исикавы для контроля качества продукции и качества подготовки специалистов.

Рис. 6. Факторы, влияющие на качество продукции.

Систему факторов качественного обучения в вузе можно представить с помощью диаграммы Исикавы (рис.7).

Рис.7. Факторы, в наибольшей степени влияющие на качество подготовки специалистов

Как построить диаграмму Исикавы в Excel

Диаграмму Ишикавы построить с помощью средств Excel достаточно сложно. Зато проанализировать вес каждого фактора можно. И уже на основе графика найти оптимальный путь решения проблемы.

Обратимся к нашему примеру. Найденные факторы не имеют числового выражения. Для иллюстрации оценим их в баллах.

Отсортируем цифры в порядке возрастания. Посчитаем долю каждого фактора с накопительным итогом.

Проиллюстрируем баллы в виде гистограммы. А долю – в виде графика с маркерами.

Диаграмма показывает: чтобы решить возникшую проблему, нужно работать, в основном, с первыми тремя факторами.

Примените верстку, чтобы сделать диаграмму понятной и читабельной

Используйте такие шрифты, чтобы ваша диаграмма была удобна для чтения. Инструмент Canva предоставляет вам доступ к тысячам бесплатных сочетаемых друг с другом шрифтов. Попробуйте использовать жирный шрифт, такой как Raleway, чтобы выделить главную проблему, а причины и детали проблемы напечатать менее жирным шрифтом, таким как Open Sans Light.

Кроме того, вы можете изменить цвет текста, фон и дизайн элементов в соответствии со своим брендом. Если вы являетесь подписчиком категории Canva Pro, то сможете добавить собственные шрифты и применить их к любому дизайну для придания ему профессионального вида.

Графические правила

При вычерчивании диаграммы «рыбья кость» к главной горизонтальной стрелке, которая изображает наш объект анализа, подводятся большие стрелки первого порядка, которые обозначают корневые факторы или их группы, что оказывают влияние на объект. К стрелкам первого порядка подводятся стрелки второго, к ним – третьего, и так далее до тех пор, пока не будут учтены все факторы, оказывающие влияние на объект или ситуацию.

При этом каждая следующая стрелка по отношению к стрелке предыдущего порядка является причиной, а каждая последующая – следствием.

Размер картинки и ее форма абсолютно не принципиальны. Главное – правильно распределить соподчиненность и взаимную зависимость факторов.

При этом чем четче оформлена «рыбья кость», тем лучше диаграмма смотрится и читается.

Правило пяти “М”

Несмотря на кажущуюся простоту построения, «рыбья кость» Исикавы требует досконального знания объекта анализа от исполнителей, четкого понимания взаимной зависимости и влияния факторов друг на друга.

Для облегчения построения такой схемы можно воспользоваться правилом пяти “М”, которое было предложено ее автором. Оно заключается в том, что при анализе множества реальных ситуаций первичными (корневыми) причинами являются следующие:

  • Man (люди) − причины, которые связанны с человеческим фактором.
  • Machines (машины или оборудование).
  • Materials (материалы) − причины, связанные с ресурсами или материалами.
  • Methods (методы, технологии) − причины, связанные с организацией процессов.
  • Measurements (измерения или финансы).

Именно поэтому диаграмму Исикавы иногда называют «схемой анализа 5М».

Предисловие

В 1953 г. профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов. Со временем диаграмму начали использовать на практике, и оказалась весьма полезной и в итоге получила широкое распространение во многих компаниях Японии. В дальнейшем включена в японский промышленный стандарт (JIS) на терминологию в области контроля качества и определяется в нем следующим образом: диаграмма причин и результатов — диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами. Диаграмма была названа в честь Каору Исикава, внесший неоценимый вклад в развитие промышленности и экономики в Японии. Существует две транскрипции фамилии профессора : Исикава и Ишикава

. Ишикава в русском произношении — Исикава. (Л.Г.Голубкова презентация «Схемы управления в организации» )

Инструмент мозгового штурма

Итак, начнем построение диаграммы «рыбья кость».

Возьмем большой лист бумаги или доску. С правой стороны посредине пишем проблему и от нее проводим горизонтальную линию. Выписываем причины, которые влияют на проблему, и проводим отрезки, соединяющие их с главной линией. Начинаем работу над стрелками второго порядка.

Одна и та же причина может появиться в разных ветвях диаграммы. Ее устранение приведет к решению сразу нескольких проблем.

А соотношение между факторами и причинами наглядно демонстрируется иерархией стрелок.

Именно такая «рыбья кость» является прекрасным инструментом при коллективной работе, или мозговом штурме. При этом внимание участников концентрируется не на жалобах и сожалениях, а на конкретных конструктивных предложениях по устранению причин, которые привели к создавшейся ситуации.

Решайте проблемы с легкостью с помощью четко выстроенных диаграмм

Диаграмма Исикавы обычно строится справа налево. Выберите один из готовых шаблонов и настройте его. Начните построение с «головы», обозначив главную проблему, и двигайтесь вдоль «туловища», добавляя причины и возможные решения.

Вы можете добавлять ветви по ходу построения диаграммы. Просто щелкните по одной из линий или стрелок, затем щелкните кнопку «Копия» на панели инструментов или просто удерживайте клавиши Cmd / Ctrl + C и Cmd / Ctrl + V, чтобы скопировать и вставить необходимое количество линий. Вы даже можете выделить цветом каждую причину и ее ответвления. Просто щелкните элемент или текстовое поле, затем воспользуйтесь цветовым кругом на панели инструментов, чтобы выбрать желаемый оттенок.

Главные принципы работы со схемой

При составлении и анализе диаграммы Исикавы важно придерживаться следующих правил:

  • Необходимо учитывать все, даже самые малозначительные факторы и проблемы. Только так становится возможным отыскивание первопричины ситуации, а значит, и поиск самого эффективного ее разрешения.
  • В ходе анализа важно оценивать факторы по их значимости. Так, выявляются коренные факторы – те, которые влияют на ситуацию больше всего.
  • При внесении в диаграмму наиболее полной информации (названий причин, дат, имен участников, наименований продукции) ситуация или проблема приобретает ясность и наглядность.
  • Важно! Процесс поиска и анализа, интерпретации проблем и факторов – это основополагающая часть в создании целостной картины и тех конкретных действий или направлений движения, которые смогут решить проблему или разрешить ситуацию.

Способ составления

Основная задача состоит в том, чтобы иметь от трёх до шести основных факторов, которые охватывают все возможные влияния. По итогам построения диаграммы Исикавы / Ишикавы глубина такого дерева достигает четырёх или пяти уровней. Глубина уровней позволяет визуально оценить картину всех возможных основных причин определённой проблемы. Если существует трудность главных ветвей, то можно использовать стандартные заголовки:

Персонал (люди)

включают в себя факторы, обусловленные состоянием и возможностями человека. Например, это квалификация человека, его физическое состояние, опыт и пр.

Метод работы (Технология)

заключает в себе то, каким образом, выполняется работа, а также все, что связано с производительностью и точностью выполняемых операций процесса или действий.

Механизмы

– это все факторы, которые обусловлены оборудованием, машинами, приспособлениями, используемыми при выполнении действий. Например, состояние инструмента, состояние приспособлений и т.п.

Материалы

– это все факторы, которые определяют свойства материала в процессе выполнения работы. Например, теплопроводность материала, вязкость или твердость материала.

Контроль

– это все факторы, влияющие на достоверное распознавание ошибки выполнения действий.

Внешняя среда (окружающая среда)–

это все факторы, определяющие воздействие внешней среды на выполнение действий. Например, температура, освещенность, влажность и т.п.

Описание метода

Диаграмма Исикавы — графический способ исследования и определения наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между факторами и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме. Диаграмма названа в честь одного из крупнейших японских теоретиков менеджмента профессора Каору Исикавы (яп. 石川 馨, ромадзи Kaoru Ishikawa

), который предложил её в 1952 году (по другим данным — в 1943 году) как дополнение к существующим методикам логического анализа и улучшения качества процессов в промышленности Японии.

Исикава является одним из разработчиков новой концепции организации производства, воплощённой на . Предложенная профессором Исикавой схема ясно показывает работу над улучшением качества производственных процессов. Она, как и большинство инструментов качества, является средством визуализации и организации знаний, которое систематическим образом облегчает понимание и конечную диагностику определённой проблемы.

Такая диаграмма позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами и более точно понять исследуемый процесс. Диаграмма способствует определению главных факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на развитие рассматриваемой проблемы, а также предупреждению или устранению действия данных факторов.

Схема находит широкое применение при разработке новой продукции, с целью выявления потенциальных факторов, действие которых вызывает общий эффект.

Пример диаграммы причинно-следственных связей, на которой отображены 2 уровня костей.

Вид диаграммы при рассмотрении поля исследуемой проблемы действительно напоминает скелет рыбы (глаза обычно движутся слева направо, как при чтении строки текста). Проблема обозначается основной стрелкой. Факторы, которые усугубляют проблему, отражают стрелками, покосившимися к основной вправо, а те, которые нейтрализуют проблему — с наклоном влево. При углублении уровня анализа к стрелкам факторов могут быть добавлены стрелки влияющих на них факторов второго порядка и т. д. На рисунке отражен такой пример с двумя уровнями костей: красным цветом обозначены 1-й уровень — главные (коренные): a, b, c, d

, а синим 2-й уровень — углублённые (детализирующие) причины (факторы)
исследуемого влияния на результат
(среди факторов 2-го уровня являются, как те, которые усиливают действие 1-го уровня —
e, f, g, h, i, l, m, o, p
, так и те, что её ослабляют —
k, n
). Далее углубляют разделение обнаруженных факторов по их возрастающей специфичности до тех пор, пока ветви проблемы подвергаются дополнительному разделу (при этом необходимо выявлять истинные причины, а не симптомы).

Ключевая задача заключается в том, чтобы иметь от трёх до шести основных категорий, которые охватывают все возможные влияния. Фактически максимальная глубина такого дерева достигает четырёх или пяти уровней. Когда такая создаваемая диаграмма является полной, она воспроизводит достаточно полную картину всех возможных основных причин определённой проблемы.

Диаграмма Исикавы используется как аналитический инструмент для просмотра действия возможных факторов и выделение наиболее важных причин, действие которых порождает конкретные следствия и поддается управлению (см. материалы семинара «Вопросы стандартизации, аккредитации и качества»).

Работа с диаграммой Исикавы проводится в несколько этапов:

  • Выявление и сбор всех факторов и причин, каким-либо образом влияющих на исследуемый результат
    .
  • Группировка факторов по смысловым и причинно-следственным блокам
    .
  • Ранжирование этих факторов внутри каждого блока
    .
  • Анализ полученной картины
    .
  • «Освобождение
    »
    факторов, на которые мы не можем влиять
    .
  • Игнорирование малозначимых и непринципиальных факторов
    .

Чтобы более эффективно выявить и добавить возможные причины в состав основных, а также более конкретно детализировать возможные первопричины ответвлений «основной кости» традиционно применяют метод стимулирования генерации творческих идей, известный как «мозговой штурм». Типичным применением такого метода является выполнение рисунка диаграммы на доске руководителем команды, который первым определяет основные проблемы и просит о помощи у группы сотрудников с целью определения основных причин, которые схематично обозначены на основной кости диаграммы, и их детализации. Группа предоставляет предложения пока, в конечном счёте, не будет заполнена вся причинно-следственная диаграмма. После завершения обсуждения решают, что является наиболее вероятной корневой причиной проблемы.

Правила проведения

1) определяем цель;

2) участвуют в обсуждении все участники команды;

3) рекомендуется исключить бесплодные разговоры, ценя идеи и сознательное оперирование фактами;

4) должна быть командная работа в развитии, каких – либо высказанных мыслей членам команды;

5) участники не должны ощущать страх в высказывании своих идей;

6) критика не допустима, все идеи записываются, ни одна идея сразу не отвергается;

7) предложения не ограничиваются только факторами, относящимися к деятельности говорящего;

членов команды следует поощрять для раскрытия творческого потенциала;

9) лицам руководящего состава не рекомендуется высказываться первыми;

Пример готовой диаграммы

Попробуем разобрать принцип построения диаграммы Исикавы на примере. Ключевая проблема, а следственно и название диаграммы будет следующим: «Брак готовой продукции на предприятии».

  • Сначала определяем главную проблему, которая и станет названием «хребта» схемы. Итак, основа диаграммы имеет название «Брак готовой продукции».
  • Определяем первичные факторы, которые являются причиной этой проблемы, они будут служить названиями блоков для «косточек» нашей схемы. К основным причинам появления брака на предприятии можно отнести: оборудование, персонал, среда, технология работ и материалы.
  • Теперь от общего переходим к частному. В каждый блок следует вписать более мелкие причины проблем. Под «косточкой» с названием «Оборудование» пишем все проблемы, связанные с ним, например, устаревшие станки, поломка и т. д. В разделе «Персонал» пишем: неквалифицированные рабочие, стрессовые ситуации, недостаточная мотивация и т. д. Блок под названием «Технология» может включать в себя следующие проблемные факты: неправильный порядок работ, недостаточная сила крепления и т. д. Работаем по такому принципу с каждым разделом.
  • После того, как вся диаграмма будет построена, каждый, даже самый мелкий, фактор будет перед глазами, на основе него начинается «мозговой штурм», логичным завершением которого становится решение главенствующей проблемы.

Размещайте проблемные факторы, по степени их значимости, т. е. основные ближе к хребту, постепенно удаляясь. Таким образом будет наглядно видно, над какой проблемой стоит задуматься в первую очередь, а какие моменты можно отставить на второй план.

Особенности метода

Диаграмма Исикавы, как и любое явление в человеческой жизни, имеет свои положительные и отрицательные качества. Перед тем как начать работу, нужно обязательно с ними познакомиться.

Положительные моменты

  • Построение диаграммы способствует развитию творческого мышления.
  • Нестандартный подход к решению проблемы намного интереснее и продуктивнее.
  • Тип схемы Исикавы позволяет расположить различные явления по степени их важности, что даёт наглядную возможность заметить, в каком направлении стоит двигаться.
  • Этот метод позволяет проследить внутреннюю взаимосвязь каждой проблемы и её причины.
  • Главным положительным моментом является наглядность, которая всегда упрощает процесс установления взаимосвязей и ускоряет поиск решений.
  • Для того, чтобы провести эту методику с подчинённым персоналом, совсем необязательно искать высококвалифицированных сотрудников, с этой задачей справится даже самый посредственный работник.

Отрицательные моменты

  • Зачастую схема получается очень трудной, что значительно замедляет поиски решения проблем.
  • Проверить диаграмму в обратном направлении, к сожалению, не представляется возможным, т. е. логика появления проблемных фактов не видна.
  • Этот метод, как и любой другой, допускает наличие ошибок в составлении схемы. Никто не застрахован от включения в структуру неправильных выводов и факторов. Решение в таком случае может быть только одно: относиться внимательнее к обсуждению, смотреть на каждое предложение с критической точки зрения.

Как видим, положительных моментов гораздо больше, чем негативных, поэтому методика диаграммы Исикавы довольно-таки популярна в наше время.

Диаграмма Исикавы может использоваться не только для решения производственных проблем, в последнее время этой методикой всё активнее начинают пользоваться психологи.

Уникальные способы решения проблем помогают человеку глубже «покопаться» в себе, добраться до истоков проблем. Отлично этот метод ложиться на решение семейных проблем, в данном случае супруги будут вместе искать причины появления неприятностей и пути их решения.

Такая работа сама по себе сближает, помимо того, что помогает искоренить проблему в корне.

Обратная мозговая атака

«Обратная мозговая атака».

Теневая мозговая атака

План действий

  1. Объявить участникам очередность выступлений.
  2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.
  3. Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – «Выдвижение идей»).
  4. Отобрать 2-3 идеи для проработки.
  5. Критика отобранных идей (этап – «Критика идей»).
  6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – «Защита идей»).
  7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.
  8. Реализация решений.

Правила проведения совещания

  1. Высказываться по проблеме должны все.
  2. Порядок выступлений – от «юнги » до «капитана «, от младшего к старшему.
  3. Вопросы задает только «капитан».
  4. Критиковать идеи и защищать их только после команды «капитана».
  5. Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все.
  6. Итог работы подводит «капитан»

Достоинства и недостатки

Источники информации:

  1. Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей. — Рига: Знание, 1977.
  2. Гильде В., Штарке К.Д. Нужны идеи. — М.: Мир, 1973. ММК.

Метод фокальных объектов

План действий

  • Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Достоинства

  • Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
  • Нешаблонность выдвигаемых идей.
  • Универсальность метода.

Недостатки

  • Непригодность при решении сложных задач.
  • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
  • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО

Совершенствуемый объектСлучайные объектыХарактерные свойства или признаки случайных объектов

  1. Очки: солнечные, защитные, модные.
  2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
  3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания

  1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
  2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
  3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи

  1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
  2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
  3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Источники информации:

  1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  2. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО «Информ-система», 1995.

Классификация причин, образующих “скелет” диаграммы

Диаграмма Исикавы состоит из центральной вертикальной стрелки, которая собственно и представляет следствие, и подходящих к ней крупных “ребер”, которые называют причинами первого порядка. К этим “ребрам” подходят стрелки поменьше, называемые причинами второго порядка, к ним – еще более мелкие – причины третьего порядка. Такое “ветвление” может осуществляться очень долго, вплоть до причин n-го порядка.

Применение метода мозгового штурма при построении диаграммы

Для того чтобы построить диаграмму Исикавы, необходимо вначале обсудить с коллективом существующую проблему и какие наиболее важные факторы на нее влияют.

Метод мозгового штурма или мозговой атаки предполагает, что в обсуждении участвуют не только работники определенного предприятия, но могут принимать участие и иные лица, поскольку они имеют “незамыленный глаз” и подходят к решению проблемы с неожиданной стороны.

Если в ходе первого этапа обсуждения не удается достичь консенсуса по поводу причин, вызывающих определенное следствие, то проводится столько этапов, сколько понадобится для выявления основных факторов.

В процессе обсуждения никакие идеи не отбрасываются, все они тщательно фиксируются и обрабатываются.

Недостатки

  • группа экспертов может не иметь необходимой компетентности;
  • правильный выбор главных и вторичных причин зависит от опыта группы;
  • для разработки рекомендаций метод необходимо применять только как часть анализа первопричины;
  • метод предназначен для проведения мозгового штурма, а не самостоятельного анализа;
  • разделение причинных факторов на основные категории в начале анализа означает, что взаимосвязи между категориями причин могут быть не рассмотрены должным образом, например, отказ оборудования, вызванный ошибкой оператора, или ошибки оператора, вызванные недостатками конструкции системы;
  • отсутствуют количественные исследования;
  • метод не распространяется на многократные последствия.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]