Подросток — это какой возраст? Физиологические и психологические особенности подросткового возраста

  • 7 Ноября, 2019
  • Психология личности
  • Анжелика Бральди

Довольно часто поведение и поступки ребенка взрослые оправдывают фразой: «Он же подросток». «Это какой возраст?» — подобный вопрос возникает у всех, кто сталкивается со сложностями в общении с детьми. Действительно, кого можно считать подростком? Бунтующего против всего на свете 16-летнего «недоросля»? Или же 11-летнего ребенка, отстаивающего свое право гулять с друзьями допоздна?

Каждому родителю необходимо знать, с чем именно он сталкивается. Со сложностями, вызванными взрослением, перестройкой организма или же с самым обычным хулиганством. Разобраться в этих нюансах необходимо для того, чтобы правильно выстроить свое поведение в отношении поступков ребенка. Не лишним будет знать, что именно подразумевается в психологии под понятием «подростковый возраст».

Что это такое?

Еще в начале прошлого столетия слово «подросток» почти не употреблялось, люди обычно говорили «отрок». Однако после революции это слово старались не произносить из-за того, что от него веяло ушедшим прошлым. Сейчас же «отрок» ассоциируется с религией, речами священников, а в обиходе употребляется «подросток» и английский синоним «тинейджер».

Научное понятие «подростковый возраст» появилось в конце XIX столетия. Случилось это во многом из-за проявления интереса к проблемам юности со стороны писателей, философов, мыслителей того времени. Например, Достоевский в своем романе «Подросток» описывает характерные для юности проблемы ничуть не хуже, чем это делают психологи.

Что же это такое? Согласно научному определению, это специфический возрастной период в жизни человека. Он является переходным между детством и взрослой жизнью. Соответственно, и характеризуется множеством изменений, происходящих как в физиологии, так и в сознании человека.

Признаки

Так как симптомы кризиса 17 лет проявляют себя достаточно ярко, родители сразу замечают изменения, происходящие с подростком.

Страхи

В первую очередь кризис проявляется в постоянных страхах за всё, что происходит:

  • Как сложится новая жизнь?
  • На сколько баллов будут сданы экзамены?
  • Получится ли поступить?
  • Правильно ли выбрано учебное заведение?
  • Что будет, если заберут в армию?

Груз ожиданий со стороны других, ответственность перед собой и родителями становятся причиной повышенной тревожности, в ряде случаев — стресса. Если в итоге страхи хотя бы частично реализуются, недалеко и до депрессии, которая грозит суицидом. Не сдав ЕГЭ, подросток думает, что это позор, жизнь закончена, никуда теперь не поступит, заберут в армию. Ему стыдно, что он не оправдал надежд. Особенно мнительные и измученные стрессом последних месяцев глотают таблетки, бросаются под машины, шагают в окно. Чтобы исключить такой сценарий, рядом всегда должны находиться понимающие и любящие родители.

Невротические реакции

Вегетативные нарушения:

  • головокружения;
  • мышечные подёргивания и судороги;
  • учащение пульса;
  • боли в груди;
  • скачки давления;
  • нехватка воздуха;
  • желудочно-кишечные расстройства;
  • повышенная потливость.

Эмоциональные нарушения:

  • неустойчивое настроение;
  • раздражительность;
  • снижение работоспособности;
  • неуверенность в себе, самокритика, повышенные требования к себе;
  • ощущение безнадёжности, пессимизм;
  • депрессивное состояние;
  • повышенный уровень тревожности.

Невротические реакции, характерные для юношеского кризиса, носят непостоянный и полисистемный характер.

Юношеский максимализм

Это один из основных признаков кризиса 17 лет, который проявляется:

  • категоричностью суждений;
  • несговорчивостью;
  • упрямством;
  • излишней самоуверенностью;
  • стремлением не быть как все;
  • завышенными требованиями к себе и окружающим;
  • бескомпромиссностью;
  • неадекватным восприятием критики, когда малейшее замечание кажется настоящим объявлением войны;
  • чрезмерная страстность в отстаивании своих суждений, спорах;
  • делением мира на белое и чёрное, людей — на плохих и хороших, без промежуточных вариантов и полутонов;
  • желанием иметь всё самое лучшее.

Психологи объясняют юношеский максимализм эгоизмом, отсутствием опыта и гибкости мышления.

Когда начинается и заканчивается?

Подросток — это какой возраст? Современная наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. На то, какими будут рамки, ограничивающие этот период, влияют следующие факторы:

  • страна или же регион, в котором живет ребенок;
  • национальность и пол;
  • культурные особенности;
  • социальные условия.

В общем же, максимальные рамки подросткового периода – это возраст от 10 до 19 лет. Разумеется, далеко не каждый человек на пороге двадцатилетия является подростком, и не каждый ребенок начинает взрослеть с десятого года жизни. В среднем же подростком считается человек, находящийся в возрасте от 12 до 17 лет. Однако то, с какого возраста ребенок считается подростком, зависит от индивидуальных особенностей его развития.

Другие вехи

Семнадцатилетние подростки могут впервые пережить самые разные вещи. Некоторые из них получают водительские права и машину. Другие устраиваются на работу с частичной занятостью. Другие могут экспериментировать с более опасными формами поведения, такими как незащищенный секс, алкоголь или наркотики. 1

А для некоторых подростков 17 лет — это первый раз, когда они испытывают серьезные романтические отношения и, возможно, даже их первое горе . Кроме того, остерегайтесь нездоровых отношений на свиданиях, включая насилие на свиданиях подростков . Многие подростки с трудом справляются с проблемами, похожими на взрослые.

Как разделяют период взросления?

Что же касается разделения периода взросления на отдельные этапы, то Организацией объединенных наций принята такая классификация:

  • ранний – от 10 до 14;
  • поздний – от 14 до 19.

Именно такого разделения придерживаются в большинстве стран, и оно является общепринятым, международным.

Разумеется, имеются и иные варианты разделения взросления на отдельные этапы. Например, в Советском Союзе считалось, что младший подростковый период – это 12-14 лет, а поздний – 15-17.

Характер и физическое развитие детей подросткового возраста

Подростковый возраст не имеет четких, абсолютных и определенных границ и характеристик. Всегда имеются некоторые различия, которые могут быть довольно существенными. Они объясняются влиянием:

  • специфических социальных факторов;
  • различных условий воспитания и обучения подростков.

И все же основную характеристику и линию развития детей в переходном периоде выделить можно. Прежде всего, стоит отметить, что именно для этого возраста характерно интенсивное и довольно часто неравномерное физическое созревание. Если условно изобразить этот процесс на графике, то получится довольно характерная кривая: постепенное плавное развитие ребенка до десяти лет сменяется стремительным и неравномерным подъемом, на пике которого происходит перелом и где-то к 15 годам кривая снова становится пологой и мягкой.

Младший подростковый возраст – это время бурного роста и формирования организма. Интенсивно растет тело, идет процесс окостенения скелета, совершенствуется мускульный аппарат. При этом апогей роста обычно приходится на 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков. Подчас подросток выглядит угловатым и нескладным. Всему виной неравномерное физическое развитие. Особенно интенсивно растут скелет и конечности в длину, при этом рост и формирование грудной клетки немного отстают. Все это и провоцирует некоторые характерные психологические особенности подросткового возраста. Подросток осознает свою нескладность и угловатость, стесняется ее и старается замаскировать, принимая вычурные и порою неестественные позы. Нередко он пытается отвлечь внимание от своей внешности напускной грубостью и бравадой. Даже легкая ироничная насмешка в отношении его походки, позы или фигуры может вызвать бурную реакцию, ведь подростка сильно угнетает мысль, что он нелеп и смешон в глазах окружающих его людей. Именно поэтому отношения в подростковом возрасте нужно строить крайне аккуратно, при этом особенную осторожность должны проявлять именно взрослые.

Возможны возрастные несоответствия и в развитии сердечно-сосудистой системы. В этот момент происходит значительное увеличение в объеме сердца, которое становится сильнее и работает более мощно. При этом кровеносные сосуды в развитии отстают, что нередко приводит к:

  • краткосрочным расстройствам кровообращения;
  • возрастному напряжению сердечной деятельности;
  • повышению кровяного давления.

В результате у некоторых подростков могут порой наблюдаться головокружения, временная слабость, учащенное сердцебиение, головные боли и сравнительно быстрая утомляемость. Все это совпадает с началом интенсивной деятельности щитовидной железы и прочих желез внутренней секреции и, как правило, приводит к скоропроходящим нарушениям в работе нервной системы подростка. Этим объясняется излишне бурное поведение в подростковом возрасте. Для подростков характерна повышенная возбудимость, раздражительность и вспыльчивость, которые часто выражаются в резких реакциях.

Нервная система подростков не всегда может выдерживать воздействие сильных или длительных монотонных раздражителей, и под их влиянием она часто переходит в состояние сильного возбуждения либо торможения. Подобным образом на подростка может подействовать длительное ожидание волнующего события, обилие впечатлений или сильные нервные потрясения. Реакция на подобные раздражители может быть кардинально противоположной. Одни подростки под их влиянием становятся вялыми, рассеянными и сонливыми, так как их нервная система тормозится. Другие могут совершать абсолютно несвойственные им поступки, порой вообще бессмысленные. Они становятся нервозными и раздражительными, начинают нарушать дисциплину, ставя в тупик учителей и родителей.

Естественно, все это не означает, что подростковый возраст является каким-то «инвалидным». К подростку вовсе не нужно относиться как к больному. Напротив – это возраст грандиозных замыслов и больших дел, пора активности и кипучей энергии. И грамотный педагог обязательно должен учитывать это в процессе организации учебно-воспитательного процесса.

Что происходит в психологии тинейджеров? Главные особенности

Психологические особенности подростков неразрывно связаны с изменениями, происходящими в их теле и сознании. Это крайне противоречивое время, наполненное быстро происходящими переменами, с которыми вчерашние дети не всегда могут справиться.

Главные особенности психологии в этом возрасте соотносятся со взрослостью. Это тенденция к ней и ее чувство. Принято считать, что для тинейджеров младшего возраста характерно наличие тенденции к взрослению. Для тех, кто постарше, соответственно, свойственно чувство, ощущение собственной взрослости.

Именно от того, что ощущает подросток, и зависит его поведение, манера разговаривать, поступки.

Как общаться с подростком

Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.

Вспомните себя в этом возрасте

Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.

Поддерживайте увлечения ребёнка

Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.

Помогите ему справиться с новым телом

Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.

Не доставайте расспросами и советами

Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.

Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.

Сара-Джейн Блэкмор

автор книги «Изобретение самих себя. Тайная жизнь мозга подростков»

В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.

Позволяйте совершать ошибки

Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»

Чаще обнимайте

Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.

Принимайте тинейджера таким, какой он есть

В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.

Тенденция к взрослению — что это?

Первая главная особенность психологии тинейджера – это тенденция ко взрослости. Что это означает? То, что подросток хочет быть взрослым и стремится продемонстрировать это всеми возможными средствами.

Именно при наличии тенденции, но при отсутствии осознания, ощущения взрослости тинейджеры начинают грубить, нарушать установленные правила и в целом бунтовать. Для этого психологического этапа характерно осознание прав на что-либо при полном отсутствии чувства ответственности.

Почему 18 лет особенный возраст?

18 лет для подростка – это новый жизненный этап. Начинают происходить новые для него вещи. Например, заканчивается школа и нужно поступать в университет. Родители становятся более строгими и начинают давить с мыслью о работе. Приходится думать о том, куда трудоустраиваться и кем быть.

Все детские мысли: «когда я вырасту, хочу быть пожарным» отходят на второй план. Все внимание приковывается к университету и будущей специальности.

Но не будем столь категоричными. В жизни молодых людей есть многие вещи, которые происходят именно в 18 лет. У кого-то первая любовь, у кого-то получение водительских прав, кому-то наконец разрешают самому слетать за границу и т.п.

Открывается огромный простор для взрослого человека. Главное, чтобы тропинка не завела молодого человека не в ту сторону. Поэтому нужно знать вещи, которые нужно сделать в 18 лет и которые просто-напросто запрещены для молодых людей.

Чувство взрослости: чем оно характеризуется?

Когда взрослые задаются вопросом: «Подросток — это какой возраст?» — то, как правило, они просто хотят узнать, когда же их ребенок успокоится и вновь станет милым, добрым и хорошим. Однако тинейджеры перестают хулиганить и грубить вовсе не тогда, когда заканчивается переходный возраст, а в тот момент, когда в их сознании тенденция к взрослению меняет на ощущение. То есть как только к подростку приходит чувство взрослости, его поведение кардинально меняется.

Чем характеризуется это чувство? В первую очередь, осознанием ответственности за собственные поступки и слова. Во вторую очередь появляется понимание ценности вещей и значения денег. Тинейджеры уже не стремятся просто хулиганить и бунтовать против существующих правил, они пытаются подработать, сэкономить карманные деньги для приобретения чего-либо. Также они более последовательны в своих пожеланиях, высказываемых родителям в отношении подарков к праздникам.

Во сколько лет дети становятся подростками, имеющими чувство взрослости, а не тенденцию к ней? Ответа на этот вопрос не существует. Развитие личности протекает индивидуально и во многом зависит от того, в каких условиях живет ребенок.

Социализация в период подросткового возраста

Психология подросткового возраста достаточно сложна, так как именно в этот период происходит переход от детства к взрослости (поэтому нередко его еще называют переходным). Это время связано с перестройкой всех психических процессов, что, как правило, сказывается на деятельности школьника. Именно поэтому воспитание подростка требует постепенных, но решительных изменений форм взаимоотношений, а также грамотного руководства со стороны взрослых (родителей и учителей). Довольно часто трудности в воспитательной и учебной работе со школьником-подростком возникают из-за дефицита знаний или игнорирования закономерностей и особенностей психического развития личности в данном возрасте. Главные психологические новообразования подросткового возраста – взрослая логика мышления, чувство взрослости, формирование «Мы-концепции», эмансипация от родителей.

Чувство взрослости внешне проявляется в стремлении к независимости и самостоятельности. Именно в борьбе за них подросток узнает свои возможности, удовлетворяет потребности в самоутверждении и самопознании, учится действовать самостоятельно. При этом важно, чтобы такая борьба не принимала крайних форм и проходила в безопасных условиях. По сути, для подростка важна даже не сама самостоятельность, а признание взрослыми возможности самостоятельно распоряжаться собой.

Процесс превращения ребенка во взрослого крайне непрост, потому как связан с:

  • изменением деятельности и условий жизни;
  • серьезной перестройкой психики;
  • ломкой старых, устоявшихся форм общения и отношений с людьми.

Возможно, именно поэтому период подросткового возраста считается более трудным для воспитания и обучения, чем младший и старший. Действительно, для подростков старые методы и формы объяснения нового материала становятся непригодными. Если еще недавно школьник охотно выслушивал подробные объяснения учителей, то теперь эта же форма знакомства с новыми знаниями нередко вызывает у него скуку, равнодушие и явно тяготит. Ученик, который еще недавно был склонен к дословному воспроизведению усвоенного материала, теперь стремится излагать выученное «своими словами» и нередко протестует, когда от него требуют точного воссоздания формул, законов и определений. Еще вчера послушный и вежливый подросток может начать проявлять недисциплинированность, упрямство, резкость и грубость. Беспрекословно принимавший ранее требования и указания взрослых, он начинает относиться к ним избирательно-критически. Он считает, что поступающие требования и указания должны быть логически убедительны и достаточно аргументированы (с его точки зрения). У подростка появляется собственное мнение, которое, к удивлению учителя, нередко расходится с общепринятым. Часто эти процессы сопровождаются преувеличенным представлением о собственном достоинстве и необъяснимой обидчивостью. Все это – традиционная характеристика подросткового возраста, которая иногда становится причиной возникающего конфликта педагога с учениками-подростками.

Проблемы подросткового возраста, связанные с обучением и воспитанием подростка, как раз и состоят в необходимости изменения привычных форм взаимодействия со школьниками. Удачные в прошлом методы влияния и воздействия, в частности, контроль за деятельностью и жизнью подростка, нужно менять. Нередко педагогу приходится находить какие-то свои, совершенно новые средства и приемы воспитательного и учебного воздействия, которые оказываются наиболее эффективными.

Как меняется физиология?

Подростки 12-16 лет по-разному не только ведут себя, но и выглядят. Что же происходит в их организме? Тело начинает взрослеть, меняться точно так же, как и сознание. Некоторые изменения проходят постепенно, другие же словно появляются из ниоткуда, пугая тинейджеров.

В переходном периоде начинается и заканчивается половое созревание. В это время у девочек начинаются месячные, и устанавливается менструальный цикл. У юношей возникают поллюции, случается самопроизвольная эрекция. Конечно же, появляются и вторичные половые признаки.

Помимо изменений, связанных с репродуктивной системой, идут и другие процессы. Меняется голос, появляются волосы на теле. Внутри организма устанавливается новый гормональный баланс, меняется и обмен веществ. Физиологические особенности подростков заключаются в том, что в их телах одновременно проходит большое количество различных процессов, что может негативно отразиться на функциональности внутренних органов. К примеру, может нарушиться сердечный ритм, периодически наблюдаться расстройство кишечника или же почечная дисфункция. Однако наиболее часто встречается нарушение жирового обмена, из-за чего волосы становятся сальными, а лицо покрывается угрями.

Но при наличии наследственной склонности к серьезным заболеваниям в переходном возрасте следует проявлять повышенную осторожность и регулярно проходить медицинские осмотры.

Вы родились в 2003 или 2004

2003 — 20 марта. Начались военные действия в Ираке. 27 сентября. Произведен запуск автоматической станции «Смарт-1» для исследования Луны.

2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры. 1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран. Июнь. Создана самая крупная в мире социальная сеть – Facebook.

2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца. 24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

2008 — 17 февраля. Независимость от Сербии провозгласило Косово. 8 августа. Начались военные действия в Южной Осетии. 4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался. 10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек). Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести. 2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября». 7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один. 31 октября. В Калининграде родился семимиллиардный житель Земли.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией. 1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек. 15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние. 13 марта. В пустыне Атакама, Чили, начинает работать самый мощный телескоп на планете.

2014 — 7-23 февраля. В Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры. 18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта. 26 октября. Введено постоянное зимнее время

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

Каковы особенности психического развития в переходном возрасте?

Подросток — это какой возраст с точки зрения психического развития? В чем его важность? К сожалению, многие родители не осознают того, что в переходном возрасте формируется не только мужское или же женское естество, но и психика человека.

Психологи выделяют три ключевые, главные характеристики переходного периода:

  • социальное развитие;
  • деятельность;
  • новообразования.

Под социальным развитием в этом возрастном периоде понимается в первую очередь общение со сверстниками. Если в детстве у человека в приоритете было мнение родителей, бабушек и дедушек, педагогов, то в отрочестве ситуация меняется. Наиболее важное значение в этом возрасте имеет мнение сверстников и ребят немного постарше. Именно их одобрения ищет тинейджер.

Что понимается под деятельностью? Психологические процессы, происходящие при повседневных занятиях. Например, в школе тинейджер сравнивает себя с другими, у него формируется представление о собственной личности. Осваивая какой-либо предмет, подросток оценивает его уже не на уровне интереса, а с позиции того, готов он этим заниматься или нет.

Новообразования – это все те психические процессы, которые не были свойственны ребенку, но появились в сознании тинейджера. То есть к ним следует отнести как интерес к противоположному полу, так и понимание ценности вещей, денег.

Особенности

Впервые подробная характеристика кризиса 17 лет была дана знаменитым советским психологом Л. С. Выготским. Именно он выделил ведущий вид деятельности, психические новообразования, типичные социальные ситуации, присущие для данного возрастного периода, и дал основные рекомендации по коррекции поведения и личностного развития подростков.

Психические новообразования кризиса:

  • ценностно-смысловая саморегуляция поведения;
  • формирование внутренней позиции, отличной от остальных, осознание своей индивидуальности;
  • выстраивание чёткой иерархии ценностей, устойчивых взглядов на мир — складывается мировоззрение;
  • выработка защитных механизмов от постороннего вторжения;
  • самоопределение — личностное и профессиональное;
  • развитие логического интеллекта и гипотетико-дедуктивного мышления;
  • активное применение рациональных приёмов произвольного запоминания информации;
  • приобретение метакогнитивных умений;
  • совершенствование владения операциями анализа и синтеза, аргументирования и доказательства, обобщения и абстрагирования.

Ведущая деятельность — балансировка между социализацией (стремлением к общению) и изоляцией (желанием одиночества, недоверчивостью к окружающим).

Основные проявления — страхи и юношеский максимализм.

Периодизация:

  • ранний кризис (15-17 лет) — связан с первыми экзаменами и проявляется у тех, кто уходит из школы после 9 класса;
  • нормальный (17 лет) — классический пример возрастного кризиса 17 лет;
  • поздний (17-18 лет) — наблюдается у тех, кто остаётся жить с родителями и так и не определяется с выбором профессии.

Главная проблема — чрезмерная поглощённость собой и игнорирование межличностных отношений. Данный дисбаланс становится психологической основой для ощущения одиночества и социальной изоляции.

Подростковые страхи

Специфические страхи – это тоже возрастные особенности. В старшем подростковом возрасте дети, как правило, боятся следующего:

  • не быть собой;
  • неудач, провалов, казусов;
  • наказаний и осуждения со стороны сверстников;
  • физического несовершенства или же уродства;
  • одиночества;
  • отсутствия перспектив и возможностей для самореализации.

Каждый из этих страхов в той или иной степени присущ всем тинейджерам. Задача родителей заключается не в том, чтобы разубедить подростка, а в том, чтобы не зафиксировать его внимание на конкретном переживании, не превратить юношеский страх в фобию.

Достаточно парадоксально то, что на этапе младшего подросткового периода, тинейджеры почти не испытывают страха перед самостоятельной жизнью, а, наоборот, всячески стремятся к ней. Однако как только тенденция к взрослости меняется на ее чувство, этот страх тут же возникает.

Тинейджеры – это уже не дети, но и взрослыми их считать тоже нельзя. Это утверждение справедливо как в отношении психики, так и в вопросах физиологии и социальных навыков.

Когда следует беспокоиться

Если мысль о том, чтобы отправить вашего 17-летнего ребенка в реальный мир в течение следующего года, пугает вас, вы не одиноки. Многие родители не могут представить своего подростка, самостоятельно ориентирующегося в мире взрослых. Но часто между 17 и 18 годами наблюдается значительный рост . И в течение этого года подростки готовы поступать в колледж, в армию или на работу.

Если ваш подросток кажется особенно плохо подготовленным к реалиям взрослой жизни, вы можете поговорить с врачом вашего ребенка. Вы также должны быть обеспокоены, если заметите серьезные изменения в настроении или поведении вашего подростка . Снижение успеваемости, изменение режима сна, изменение веса или аппетита — это всего лишь несколько симптомов, которые могут указывать на проблему психического здоровья или другую основную проблему. 3

Слово от mentalar

По мере того, как ваш 17-летний ребенок приближается к таким вехам, как окончание средней школы и первый год обучения в колледже , вы можете начать задаваться вопросом, сделали ли вы все возможное, чтобы подготовить его к жизни вне дома. Но важно напоминать себе, что подросткам еще не поздно научиться новым навыкам, таким как управление деньгами, обеспечение безопасности и даже приготовление пищи для себя.

Проактивно ищите области в жизни вашего подростка, где им, возможно, потребуется отточить свои жизненные навыки. Как их родитель, вы играете важную роль, направляя и обучая их становиться лучшей версией самих себя, какой они могут быть. А если по пути вы наткнетесь на несколько препятствий, не бойтесь обратиться за помощью к педиатру или психиатру.

Половое созревание подростка в возрасте 11-13 лет

Определяющим фактором физического развития подростка является половое созревание. В этот переломный период начинают функционировать половые железы и появляются характерные угри на коже. Когда именно начнутся эти процессы, во многом зависит от национально-этнографических и климатических факторов. К примеру, у жителей южных регионов половое созревание начинается раньше, чем у северян. Немалое значение имеют также особенности индивидуальной жизни подростка: начиная от состояния здоровья, питания, режима работы, отдыха и заканчивая перенесенными болезнями и окружающей обстановкой. Со всеми поправками началом полового созревания принято считать возраст 12-13 лет у мальчиков, и 11-12 – у девочек. Завершается этот процесс к 15-16 и 13-14 годам соответственно (старший подростковый возраст). К концу этого периода, как правило, происходит отделение подростка от семьи, поиск новых отношений и впечатлений от внешнего мира. Появляется влечение к противоположному полу. Подросток стремится к любовным отношениям.

Особенности физического развития становятся одной из главных причин неуравновешенности характера подростков, эмоциональной возбудимости, сравнительно частых, резких и непрогнозируемых скачков настроения, которые в сочетании с активностью и бурной энергией при недостаточной выдержке и дисциплинированности нередко приводят в детских коллективах к крикливости и несерьезности. Особенно опасен подобными проявлениями ранний подростковый возраст, поэтому довольно часто мы наблюдаем беготню по лестницам и возню именно 10-13-летних детей.

Разумеется, подобные черты вовсе не являются обязательными спутниками подросткового периода. В прекрасно организованном коллективе с твердыми требовательными руководителями картина поведения подростков, как правило, иная. Однако бодрость, подвижность, шумность, импульсивность и активное общение в подростковом возрасте являются неизменными спутниками.

Заметное развитие наблюдается у волевых черт характера. В подростковом возрасте формируются настойчивость и упорство, умение преодолевать трудности и неприятности на пути к своей цели. В отличие от школьников помладше подростки способны не только к отдельным волевым поступкам, но и к полноценной деятельности. В младшем возрасте ученики крайне редко самостоятельно ставят перед собой цели и задачи, для достижения которых требуются усилия воли. Как правило, их к этому подталкивают родители и учителя. Однако подростки гораздо чаще сами ставят перед собой такие задачи и самостоятельно планируют деятельность по их решению.

Тем не менее, волевые качества в подростковом возрасте развиты еще не полностью, поэтому проявлять их во всех аспектах своей жизни подросток не может. Чаще всего настойчивость проявляется в одном виде деятельности (например, в спорте) в ущерб другим (например, учебе).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]