Когнитивная гибкость. Можно ли развить вариативность мышления?


Чтобы быть успешными социальными существами, людям необходимо проявлять гибкость и высокую адаптивность к постоянно меняющейся среде. Им приходится сталкиваться с социальными проблемами, трудностями в личных отношениях, конфликтами на рабочем месте и многими другими сценариями, каждый из которых требует индивидуального подхода и решения [FootHills Academy, 2020].

Часто люди, которым не хватает данного качества, реагируют на разные события, происходящие с ними, совершенно одинаково. Они выбирают один, хорошо знакомый паттерн на все случаи жизни. К сожалению, подобная тактика часто оказывается провальной. Помочь в данном случае может когнитивная гибкость – способность человека менять привычные стратегии для достижения необходимых целей.

О том, что же такое когнитивная гибкость, для чего она нужна и можно ли ее развить, поговорим в данной статье.

Что такое когнитивная гибкость?

Когнитивная гибкость – способность человека быстро переключать необходимые механизмы при переходе от одного предмета обсуждения к другому, менять привычный способ мышления в зависимости от ситуации, отказываться от привычных, но неэффективных поведенческих паттернов и адаптировать поведение и стиль мыслей к окружающей среде.

Когнитивная гибкость проявляется двумя основными способами:

  1. Возможностью думать о нескольких вещах одновременно.
  2. Способностью изменять мышление на основе смены ожиданий или требований [FootHills Academy, 2020].

Примерами проявления когнитивной гибкости наполнена жизнь каждого человека. Она может проявляться даже в обычных мелочах, например, в выборе того, что съесть на завтрак вместо привычного омлета с кофе или каким способом добираться до работы, если машина вдруг оказалась в ремонте. Гибкое мышление необходимо для поиска ответов на серьезные и глобальные вопросы, касающиеся, например, выбора учебного заведения или будущего места работы [CogniFit, 2021].

Когда детей просят подумать над несколькими концепциями одновременно или изменить свой подход к решению проблемы, им также необходимо продемонстрировать гибкость мышления [FootHills Academy, 2020].

Когнитивная гибкость считается ключевым аспектом управленческой деятельности, который влияет на скорость реакции на любые изменения, а также на умственные процессы, позволяющие человеку планировать, концентрировать внимание, запоминать инструкции и одновременно выполнять несколько задач.

Когнитивная гибкость определенным образом корректирует поведение человека в соответствии с изменяющейся окружающей средой. Она позволяет ему эффективно работать, чтобы отвлечься от предыдущей задачи, перенастроить новый набор ответов для выполнения текущего задания. Для автоматического или намеренного переключения способов мышления в ситуациях, требующих вариативности, существует когнитивный контроль. Он необходим, чтобы противостоять импульсу продолжать думать в привычном, но уже неподходящем стиле.

Гибкое мышление зависит от контекста ситуации. Часто поведение и образ мыслей, уместные в одних условиях или академических дисциплинах, могут быть совершенно неуместны в других. Люди, демонстрирующие развитую когнитивную гибкость, могут легко переключаться между предметами и задачами и успешно выполнять задания, требующие от них применения обучения в одной области для решения проблем в другом контексте.

Невозможно переоценить значимость когнитивной гибкости в жизни человека. Она обладает целым рядом преимуществ, а именно:

  • способствует быстрой обучаемости и легкой адаптации в условиях перемен;
  • улучшает долгосрочную и краткосрочную память;
  • позволяет достойно выдерживать любые, даже самые негативные изменения окружающей среды, что, в свою очередь, формирует высокую стрессоустойчивость;
  • способствует развитию творческих способностей;
  • позволяет находить выход из многих ситуаций, поскольку предоставляет несколько альтернативных вариантов их решения;
  • обеспечивает профилактику возникновения болезни Альцгеймера, старческой деменции и многих других заболеваний мозга;
  • улучшает коммуникативные навыки человека;
  • позволяет лучше и тщательнее ставить цели и достигать их;
  • способствует налаживанию общения с другими людьми, поскольку помогает учитывать их ценности, убеждения, точки зрения, идеи и взгляды.

Когда человек выполняет сложную задачу, его поведение должно быть адаптировано к условиям окружающей среды, в которой данная задача выполняется. Однако эти условия продолжают меняться по мере развития самого задания, поэтому, чтобы быть гибким, он должен регулярно обращать на них внимание. Чтобы приспособить свое поведение к измененным реалиям, ему необходимо реструктурировать свои знания для эффективной интерпретации новой ситуации и новых требований к задаче [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].

Таким образом, когнитивная гибкость зависит от процессов внимания и представления знаний. При обнаружении любых перемен необходимости нестандартной реакции требуется более высокий уровень контроля внимания, когда человек оценивает новые условия и планирует необходимые действия.

Что такое когнитивная ригидность?

Когнитивная гибкость проходит различные этапы развития. Будучи младенцем, изучающим мир, человек уже начинает тренировать гибкое мышление и продолжает это делать и дальше. Ее полное формирование происходит примерно в возрасте 20 лет, но может продолжаться и до конца жизни при условии, что человек не перестает обучаться и изучать что-то новое.

За данную функцию отвечает префронтальная доля головного мозга, развитие и созревание которой происходит дольше всех остальных зон по времени. Так, например, часто маленькие дети закатывают истерики из-за потери игрушки, потому что они еще не научились видеть другие альтернативы или варианты решения ситуации [CogniFit, 2021].

Несмотря на то, что гибкость может быть адаптивной способностью человека, данная адаптация происходит не всегда. Человеку важно быть гибким, чтобы справиться с изменениями в окружающей среде, но когда у него отсутствует возможность это сделать, можно говорить о когнитивной ригидности, которая возникает вследствие попыток мозга сохранить стабильность и определенность [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].

Примером отсутствия гибкого мышления является ситуация, когда действия, доказавшие свою эффективность в предыдущих ситуациях, настойчиво выполняются в новых случаях, даже тогда, когда они совсем неэффективны. Например, продолжать настойчиво тянуть на себя дверь, безуспешно пытаясь ее открыть, вместо того, чтобы попробовать толкнуть ее от себя или найти ключ, чтобы отпереть замок.

Ригидность часто можно наблюдать у людей:

  • с низкой концентрацией внимания;
  • получивших черепно-мозговую травму;
  • перенесших инсульт;
  • страдающих обсессивно-компульсивным расстройством и другими психоневрологическими расстройствами;
  • у пожилых людей, страдающих болезнями, вызванными старением мозга.

Таким людям, как правило, трудно найти альтернативные способы решения привычных задач и подстроиться под изменения. Адаптация к переменам у них происходит гораздо сложнее, чем у остальных.

Данное нарушение может привести к отклонениям в поведении человека – он будет застревать на неверных эмоциях и продолжать применять бесполезные, а порой и разрушительные стратегии.

Научный взгляд на эмоции

Мозг состоит из двух основных структур.
Первая — лимбическая система, которая управляет эмоциями и поведенческими реакциями и вызывает ответ симпатической нервной системы, когда мы в состоянии стресса. Это часть реакции «бей или беги» — инстинктивного физиологического пути, по которому идет мозг, пытаясь защитить нас, если он чувствует, что мы в опасности.

Приходилось ли вам нервничать перед важной презентацией? — скажите спасибо лимбической системе за мандраж и потные ладони. Если вас на трассе подрезал какой-то лихач, и у вас начали гореть щеки и бешено колотиться сердце — это лимбическая система почувствовала угрозу. В общем случае такая реакция помогает нам выживать.

А вот вторая система — префронтальная кора — прошла более длинный эволюционный путь. Если кто-то советует «подумать головой», он, скорее всего, имеет в виду именно ее — сознательную часть мозга, благодаря которой мы умеем рассуждать, откладывать вознаграждение и ощущать скрывающийся за эмоциями смысл.

Лимбическая система важна, поскольку отвечает за выживание, однако если она слишком долго контролирует поведение, могут возникнуть проблемы:

«Попав в тиски страха, тревоги, депрессии или хронического стресса, человек не в состоянии дать реалистичную оценку ситуации», — пишет Дейв Грей, автор книг и тренер по визуальному мышлению. — «Префронтальная кора в этом случае «отключается». Творческое мышление, изобретательность — все высокоуровневые функции мозга подавляются».

Как же найти баланс?
Если лимбическая система в мозгу выполняет роль педали газа, то префронтальная кора — скорее тормоз: она помогает замедляться, оценивать ситуацию и адекватно реагировать на эмоции.

Научиться жать на психологические «тормоза» — первый шаг к эмоциональной регуляции (способности контролировать отклик на собственные чувства) и важный этап в личностном росте на пути к благополучию.

Теории когнитивной гибкости

Существуют теории когнитивной гибкости, согласно которым люди, умеющие рассматривать задачу с разных точек зрения, могут легко интерпретировать ситуационные изменения в окружающей среде и, следовательно, проявляют большую когнитивную гибкость. Таким образом, они обладают способностью быстро реструктурировать свои знания, тем самым адаптируя свои реакции к радикально меняющимся ситуационным требованиям [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].

Когда человек не обладает когнитивной гибкостью, он не справляется с ситуативными требованиями, поэтому часто будет действовать ошибочно. По этой причине различные области исследований использовали это явление для объяснения ошибок конкретных экспертов. Некоторые авторы пришли к выводу, что эксперты могут быть менее гибкими в когнитивном отношении, а эмпирические исследования показали, что негибкость и компетентность неразрывно связаны между собой [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].

Эксперты меняют свои мысленные представления о задачах реже, чем новички. Когда человек знает, что он квалифицирован, он с меньшей вероятностью изменит свою стратегию после обнаружения значительных изменений. Более того, по мнению исследователей, именно эксперты менее склонны к обнаружению таких изменений.

Некоторые авторы, занимающиеся вопросами когнитивной психологии, отстаивают обратную гипотезу. Например, одно из исследований показало, что выдающейся экспертной характеристикой является способность манипулировать многогранными представлениями, что позволяет лучше адаптироваться к изменениям окружающей среды и эффективнее передавать знания между задачами [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].

У экспертов может быть больше трудностей с вниманием и восприятием изменений окружающей среды, однако, заметив их, они могут более эффективно модифицировать свои ментальные представления, чтобы адаптировать к ним свое поведение.

Некоторые теории предполагают, что когнитивная гибкость зависит от того, важны ли изменения окружающей среды, с которыми сталкивается человек, для конкретной стратегии, которую он разработал во время обучения. Только те из них, которые действительно обладают значимостью, могут повлиять на его работу.

Данная гипотеза основана на экологической теории экспертных знаний, известной как гипотеза привязки ограничений. Она предполагает, что приобретение навыков следует понимать как адаптацию к ограничениям, налагаемым окружающей средой. Люди разрабатывают различные стратегии для адаптации к этим ограничениям, и каждая из них зависит от разнообразных характеристик внешнего мира. Следовательно, только те изменения, которые влияют на конкретную стратегию, используемую человеком, могут повлиять на его работу [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].

Еще одной теорией когнитивной гибкости является культурно-историческая теория российского ученого Льва Семеновича Выготского. Он посвятил свою жизнь изучению психологии, педагогике, отдельное внимание уделяя особенностям обучения детей с нарушениями в развитии. Он был уверен, что любой педагог в своей работе обязан руководствоваться психологическими знаниями, что привело впоследствии к появлению такой отрасли науки как психологическая педагогика.

Ученый разработал теорию когнитивного развития, которое, по его мнению, было представлено как естественный процесс. В качестве определяющих моментов Лев Семенович выделял культурные факторы, например, знаки и язык. Он полагал, что основным источником когнитивного развития человека является культура и совокупность «исторически выработанных орудий труда, систем знаков и других средств деятельности» [В.С. Гончаров, 2005].

Выготский является автором культурно-исторической теории, которая предполагает, что все внутренние психические внутренние процессы ребенка (внимание, речь, мышление) взаимосвязаны с окружающим миром. По его мнению, ребенок способен усвоить ряд искусственных стимулов, при помощи которых в дальнейшем будет управлять своим поведением и вниманием.

Вместо вывода

Быть эластичным и открытым — это постоянное усилие, но оно того стоит. Когнитивная гибкость необходима для лучшей стрессоустойчивости каждого конкретного человека, равно как и для творческого процветания общества в целом.

Однако этот навык не должен стать самоцелью. Как говорит нейропсихолог Дарья Масленникова, «с одной стороны, когнитивная гибкость даёт нам адаптивность, а с другой — текучесть». Поэтому, чтобы не быть флюгером на ветру, нужно уравновесить когнитивную гибкость критическим мышлением и развитыми навыками коммуникации.

Тогда она будет словно навигатор, который показывает, сколькими путями можно доехать до конечной точки, и обеспечивает уверенность и простор действий. В конечном счёте, речь идёт о том, чтобы воспринимать мир и людей с разных перспектив и, не абстрагируясь от личного опыта, отойти на пару шагов назад — ведь, как писал Есенин, «большое видится на расстоянье».

Фото: @ziqianqian

Тесты на определение когнитивной гибкости

Тестирование гибкости мышления производится в разных областях: в медицине, психологии, конфликтологии, социологии. Предлагаем вам познакомиться с одними из самых популярных.

Тест Струпа

Одним из самых простых и доступных является тест Струпа, который часто используется в нейропсихологических исследованиях для измерения реакции торможения и когнитивной гибкости. Хорошее выполнение теста требует сильной концентрации и саморегуляции [SharpBrains, 2019].

Задача испытуемого – назвать цвета, которыми написаны слова. Важно читать не сами слова, обозначающие цвета, а только цвета чернил, использованных для их написания. Например, если слово «зеленый» напечатано синим цветом, правильным ответом будет слово «синий».

Важным элементом теста является время, за которое испытуемый проходит его без ошибок. Попробовать сделать это в режиме онлайн можно, вбив в поисковике запрос «тест Струпа онлайн» [SharpBrains, 2019].

Упражнение «Алфавит»

Еще одним отличным тестом на проверку когнитивной гибкости является упражнение «Алфавит», применяющееся также для входа в состояние высокой продуктивности. На большом листе ватмана необходимо начертить таблицу, в каждой из ячеек которой будет написано по 2 буквы: в верхней части – буква алфавита, в нижней – одна буква «П», «Л» или «О».

Задача участников читать только верхнюю букву, а на вторую реагировать поднятием рук («П» – правая, «Л» – левая или «О» – обе). Первое время испытуемые путаются и сбиваются, либо называя не ту букву, либо поднимая неверную руку. Но если сделать такие тренировки постоянными, то уже очень скоро можно прочитать весь алфавит без единой запинки. Для любителей онлайн-формата, упражнение также доступно в Интернете .

Тест на многозадачность

Задача испытуемого – следить за перемещением белого шара, при этом обращая внимание на слова, которые появляются в центре экрана. Как только появившееся слово совпадет с цветом, которым оно написано, необходимо дать ответ.

Данное задание направлено на проверку внимательности, зрительно-моторной координации, скорости реакции и умения менять стратегию [CogniFit Research, 2021].

Плюс данных тестов и упражнений заключается в их простоте, удобстве, а также в том, что они могут использоваться не только для определения уровня когнитивной гибкости, но также и для ее тренировки [FootHills Academy, 2020].

Искусство эмоциональной гибкости

Никто не рождается с умением саморегуляции: малыши не могут заснуть, пока их не укачают, а дети постарше не в состоянии спокойно постоять в очереди в кассу в продуктовом магазине. Дети общаются через эмоции.

Ко школьному возрасту большинство из нас уже умеют сдерживать эмоциональные реакции в сложных ситуациях — применяя позитивное мышление или отвлекаясь на что-нибудь.

Мы понимаем, что можем контролировать эмоции, и что они не должны управлять нами — а это самый важный аспект благополучия. Справедливо будет сказать, что эмоциональная регуляция — жизненно важная часть социального взросления и один из столпов психического здоровья.

Однако просто преодоление эмоциональных реакций и управление эмоциями

— это совсем не одно и то же. Эмоциональная регуляция направлена на предотвращение негативной реакции, а управление эмоциями помогает использовать их для личностного и профессионального роста.

Психолог, профессор Гарвардской медицинской школы Сьюзан Дэвид называет практику управления эмоциями посредством внимательного взаимодействия с ними «эмоциональной гибкостью».

«В отличие от позитивного мышления и избегания, которые придают чрезмерное значение мыслям, эмоциональная гибкость — это набор навыков, основанный на способности воспринимать собственные эмоции, маркировать и понимать их, а затем осознанно двигаться вперед», — пишет Дэвид.

«Это умение распознавать стресс и способность выходить из него и решать, как нужно действовать, чтобы это соответствовало вашим личным ценностям и целям».

Если эмоциональная регуляция — это наука, то эмоциональная гибкость — это искусство.
Обладая умением стратегически воспринимать и обуздывать эмоции, мы можем развивать творческие, коммуникативные и лидерские способности. Об этом пишет и социолог Джозеф Гренни.

Он говорит: «Умение распознавать, формировать эмоции и держать их под контролем — основной навык, который поможет углубить близость с любимыми, усилить свое влияние на работе и развить способность превращать идеи в результаты».

Как улучшить когнитивную гибкость?

Когнитивная гибкость и когнитивная ригидность – лишь малая часть из известных нам мыслительных особенностей. Мозг человека, несмотря на тысячи проведенных исследований, по-прежнему остается одним из самых загадочных и неизученных объектов. Немного приоткрыть завесу тайны и познакомиться с ловушками нашего главного органа вы сможете, пройдя онлайн-программу «Когнитивистика». В ней мы рассмотрели основные нюансы восприятия, принципы работы мозга и главные техники и стили мышления, которые помогут вам не только в учебе, но и в работе и личной жизни.

Исследования показывают, что когнитивные тренировки положительно влияют на нейропластичность [CogniFit Research, 2021]. К счастью, способность гибко мыслить можно развивать. Мы подготовили для вас несколько рекомендаций о том, как это сделать.

Проведите аудит ситуаций с повторяющимися паттернами

Постарайтесь отследить все ситуации, в которых вы повторяете привычные, но возможно уже потерявшие эффективность и целесообразность сценарии. Для этого задайте себе следующие вопросы:

  1. Какие сценарии я повторяю чаще всего?
  2. Как часто я их повторяю?
  3. Почему я делаю именно так?
  4. Какой результат от моих действий?
  5. Какие альтернативные сценарии я могу выбрать?
  6. Какой результат я получу, если буду действовать по-другому?

Проводите подобный аудит регулярно – минимум раз в полгода. Так вы сможете вовремя отслеживать неэффективные алгоритмы и вносить в них корректировку.

Вносите разнообразие в привычные ритуалы

Нейропластичность развивается благодаря появлению новых нейронных связей, которые, в свою очередь, формируются за счет изучения незнакомых сценариев. Вносить разнообразие в привычную рутину можно довольно легко, не затрачивая на это много сил и времени.

Например, можно каждый день на завтрак выбирать новое блюдо или добираться до работы разнообразными маршрутами. Чистка зубов или рисование непривычной для вас рукой также отлично развивают противоположное полушарие мозга.

Чем больше подобных экспериментов вы проведете, тем больше нейронных связей у вас образуется, что, в свою очередь, благоприятным образом повлияет на когнитивную гибкость.

Проигрывайте различные сценарии

Возьмите за правило каждый раз, сталкиваясь с новой задачей, продумывать для ее решения минимум три различных варианта. Это разовьет у вас способность смотреть на ситуацию с разных сторон.

Проговаривайте вслух и моделируйте даже самые невероятные варианты. Для этого отлично подойдет мозговой штурм на любую тему. Можно также при просмотре фильма, нажать на паузу и попытаться смоделировать несколько исходов просмотренной сцены.

Расширяйте кругозор

Новые занятия и хобби позитивным образом влияют на формирование гибкого мышления. К счастью, на сегодняшний день существует большое количество бесплатных курсов, тренингов и обучающих видео в Интернете.

Сделайте своей привычкой читать минимум 30 минут в день. А если вы к привычным и полюбившимся литературным жанрам будете регулярно добавлять неизвестные вам до этого темы, это разовьет не только когнитивную гибкость, но и послужит отличной защитой от попадания в пузырь фильтров.

Не переставайте учиться

Междисциплинарные знания, получаемые во время обучения, позволят развить и укрепить нейронные связи, которые так необходимы для формирования гибкого мышления. Более того, многочисленные исследования подтверждают пользу обучения для профилактики болезней мозга.

Используйте терминологию или стратегии, применяемые в одной дисциплине, для решения проблем в другой сфере.

Используйте разные способы для работы и запоминания материала

При обучении новым концепциям или навыкам постарайтесь представить содержание более чем одним способом. Например, используйте каламбуры и загадки при обучении новым словам, раскрывающим различные контексты и значения. При решении математических заданий используйте числовые линии, диаграммы, манипуляции и реальные задачи в дополнение к абстрактным письменным стратегиям вычислений.

Работайте в командах

Используйте командную работу в стратегиях взаимного обучения. Учащиеся, легко переходящие от задания к заданию, могут стать отличными наставниками для учащихся, которым требуется небольшая помощь, чтобы справиться с поставленной задачей.

Мозговые штурмы также отлично подходят для развития гибкого мышления, поскольку позволяют расширить границы привычного и посмотреть на привычные вещи нестандартным образом.

LiveInternetLiveInternet

Борьба, сопротивление – это всегда трата энергии. Мало того, если мы боремся, то существует враг, если перестаем бороться, то и враг исчезает. Психологическая гибкость — отсутствие внутренней борьбы. Если мы с чем-то боремся внутри себя, сопротивляемся чему-то, то нам никогда не победить. Но враг всё равно останется внутри? Внутри врагов быть не может. Надо просто переварить эту поначалу неприемлемую для нас часть себя, буквально стать ею, стать своей противоположностью, пусть на время. Суть парадоксальной интенции как раз в том и состоит, чтобы не бороться с тем, что вас мучает, а потворствовать, способствовать, соглашаться. Отсутствие сопротивления прекратит войну, прекратится война — не будет жертв. И это не капитуляция. Разве можно проиграть войну фантому, так же как и выиграть у него? Ведь фантом – это призрак. Но этот призрак может быть мощным сгустком энергии внутри нас и против нас в том случае, если мы воюем с ним. Любой страх, живущий в нас нереален. Реальный страх кратковременен и является реакцией на нападение. А жизнь постоянно нападать не может. А если вам кажется, что жизнь на вас постоянно нападает, то вы не обладаете внутренней гибкостью, вы боретесь с фантомами. Это своего рода психологическое айкидо. Суть айкидо – уход от борьбы, использование силы противника и выведение его из равновесия. Это настоящая психологическая гибкость. Не боритесь со страхом, а смейтесь над ним, подчинитесь ему и он перестанет существовать. Внутренняя психологическая гибкость необходима и во внешней жизни. Зачем спорить с хамом, который вас оскорбляет? Хам не почувствовав сопротивления в виде вашего возмущения будет обезоружен. Если вы согласитесь с ним и его хамством, то он растеряется. Ждёт он борьбы, сопротивления. Повторяю: это не капитуляция, неужели ваш оппонент поверит, что вы на самом деле с ним согласились? Вот такой фантом во внешней жизни. Хам – это примитивный пример. Гибкость необходима и в более сложных ситуациях, скажем в отношениях между супругами, с детьми. Агрессия вызывает агрессию, гибкость и мягкость соответственно мир и уравновешенность. Не хочу утверждать, что это легко применять. Скажем, если вы человек вспыльчивый, то вам трудно сдерживаться. Хаму спуску точно не дадите, хотя и зря. Но в семье даже после вспышки гнева, можно перейти на гибкую позицию, позицию соглашательства. Соглашаясь, вы обезоруживаете. Попробуйте, выгоды очевидны. Конфликты как внутренние, так и внешние, лучше не разжигать сопротивлением и борьбой! Надо дать злой энергии самой выйти и прикончить саму себя. Как в айкидо! Здесь книга: Литвак М. Е. «Психологическое айкидо»

Психологическое (словесное) айкидо: основы, правила, ходы…

«Уступая, ты выдерживаешь испытание, говорят на Востоке. Уступай, чтобы ослабить сопротивление, учат буддисты. Не борись, ибо ты неизбежно становишься тем, против чего ты борешься. Слишком много силы приводит к обратному результату. Учись быть ведомым, чтобы вести других». В ситуациях спора, переговоров, профессиональных и др. дебатов, когда следует проявить здравомыслие и спокойствие духа, когда надо убедить, переубедить и сделать это так, чтобы оппонент не почувствовал себя ущемленным, не краснел и не топал ногами, а совсем наоборот, с чувством глубокого удовлетворения следовал вашей позиции — эффективно работают техники так называемого метода «психологическое айкидо». Литвак М.Е. Психологические основы словесного айкидо Словесное айкидо — одна из самых гибких и при этом очень эффективных тактик поведения в ситуации спора, убеждения, особенно когда на пути встречается активное сопротивление партнера по общению. Отсюда и психологическое айкидо основано на двух основополагающих принципах противодействия cловесным нападениям: 1) прежде, чем переходить в атаку (начинать, к примеру, гнуть свою линию, переубеждать), необходимо погасить атаку противника, снять напряжение — его желание нападать, что-то доказывать, возражать, а именно, расслабить, расположить к себе, сделать дружелюбным, понимающим… 2) а потом можно переубеждать… Переубеждать можно… > быстро и логично- это ваш четкий, убедительный и достоверный аргумент, > быстро и красиво- используя к примеру, трюизмы и метафоры > долго и красиво, толкая «пламенные», убеждающе-внушающие речи… > ловко, используя различные уловки и обманные ходы > а можно гибко и технично, плавно разрушая позицию оппонента и так же плавно подводя к своему убеждению, позиции, предложению… Другими словами, вы не идете сразу в разрез позиции вашего оппонента, а присоединяетесь к ней, по типу «я тебя понимаю, теперь и ты меня пойми…» (психология «дать-взять»), и уже после, переходите к своим убедительным аргументам. Результат — ваше превосходство в расстановке новых позиций, взаимоуважение, укрепление отношений и самое главное — ни какого конфликтного, напрягающего, раздражающего общения. В двух словах об эффективности такого поведения с точки зрения психологии Существует 2 механизма работы нашего сознания. 1) сознание человека сопротивляется, когда встречает на своем пути нечто чуждое своим убеждениям, принципам, представлениям… 2) сознание человека тянется к родственному, к пониманию, уважению, признанию… Т.е., когда от вас ждут ответного удара, встречных возражений, а получают взамен совсем обратное, то свершается «чудо»- человек, настроенный изначально воинственно, мгновенно превращается в понимающего, дружелюбного, соглашающегося… Отсюда, первое и главное правило психологического айкидо: хотите повлиять на другого, изменить его точку зрения, убеждение — не усердствуйте, доказывая свою правоту, а присоединитесь к позиции оппонента, станьте таким же как он, — начните думать как он, чувствовать как он, желать как он… А дальше он сам проникнется к вам и захочет слушать то, что вы хотите предложить. Тактические приемы психологического айкидо 1 шаг. Как можно присоединиться к позиции партнера по общению Соглашайтесь со всем, что вам говорят, или с частью того, что до вас пытаются донести. — Я безусловно согласен с вами… — Да, согласен, в этом есть определенная логика… — Согласен, я бы также думал на вашем месте… — Правильно, точнее сказать нельзя…, более того… Понимайте и высказывайте ваше понимание. — понимаю… — понимаю, в ситуации выбора всегда есть необходимость подумать… — я очень хорошо понимаю, что такое впечатление могло у вас возникнуть… — понимаю, вы очень расстроены, на вашем месте любой бы расстроился… Перескажите позицию оппонента лучше, чем он сам ее представляет, расскажите его мысли, чувства, желания как можно ярче. Чем ярче, эмоциональнее вы сможете их пересказать, тем большее впечатление вы на него произведете. Такое общение вызывает приятные эмоции, заставляет слушать, вникать, понимать… Как еще можно присоединиться к позиции противодействующей стороны? — Подчеркивайте общность- «Я тоже так думаю…» — Делайте комплимент возражению: «Отлично! Рад, что вы так думаете… Всегда приятно иметь дело с практичным, разбирающимся человеком…» — Уточняйте…: «Понимаю…, вы хотите сказать…?» — Сожалейте, если допустили оплошность: «Я сожалею…, мне жаль, что я вас этим расстроил»- «Что значит расстроил, вы меня просто убили!»- «Да, возможно… Мои объяснения вы сейчас не готовы услышать, но поверьте у меня и в мыслях не было вас как-то огорчить…» Пример общения продавца и покупателя Покупатель: «Я хочу сказать, что ваша продукция- это брак!» Продавец: «Приятно видеть не безразличного покупателя. Спасибо за сигнал. Желание клиента для нас всегда закон. Мы добиваемся такого обслуживания, чтобы все покупатели были довольны, иначе мы просто разоримся, ведь вы уйдете от нас в другие магазины. Без брака- никак не обойтись. И наша задача- быть внимательней к своей продукции. Но при всей тщательности проверки, некоторые вещи уходят из внимания, и ваш сигнал как нельзя кстати. Спасибо, что вернулись, сейчас мы решим вашу проблему». 2 шаг . Как дальше продвинуть свою позицию? Присоединение + контраргумент (так называемая техника «да…, но…») «Да, возможно это вещь стоит не дешево. Но, вы не раз упомянули, что для вас очень важно качество, надежность, престижность модели… К тому же, именно эти джинсы в комплекте вот, к примеру, с этой рубашкой, еще больше подчеркнут вашу индивидуальность и неотразимый стиль». «Да, такое возможно, я понимаю ваше беспокойство и вызванные в связи с этим сомнения», но в данном случае здесь не может быть сомнений. Эти джинсы- идеальная модель, которая позволит выдержать любые нагрузки благодаря тройному шву и составу ткани. Именно эти показатели когда-то и выдвинули Леви Страус на ведущие позиции мировых рейтингов…». А можно присоединяясь к позиции оппонента, начать задавать уточняющие вопросы, по поводу того, как он пришел к таким выводам, потом наводящими вопросами, подводить его к тому, что он, скорее всего, ошибается в своей позиции… А потом у него должно возникнуть естественное желание узнать, как все обстоит на самом деле, а вы в свою очередь, как раз и есть носитель этой достоверной, объективной информации… Рассказывайте, профессионально, так, чтобы у оппонента не оставалось ни каких сомнений по поводу происходящего… Техника «Бумеранг» — Ваши аппараты как-то непривлекательно выглядят.- Согласен, именно поэтому я и хочу рассказать, для чего им нужен такой внешний вид… — Ваш продукт слишком дорогой…- Именно потому, что у него такая цена, я бы и хотел вам рассказать, почему она такая, чем данный продукт отличается от аналагов и что это гарантирует… Помните к/ф «Кавказская пленница»: Шурик: -«Но я совсем не пью, не имею физической возможности…» «Усатый»:- «Вот именно за это мой первый тост: Мой прадед говорил- имею желание купить дом, но не имею возможностей, имею возможность купить козу, но не имею желания. Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями»- и ни каких возражений…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]