Гениальность как феномен человеческой личности и психики. Насколько часто встречается и можно ли развить это качество?

Что такое гениальность? В общем смысле, она представляет собой крайнюю степень творческого, интеллектуального или иного потенциала человека. То есть такой особый склад личности и психической конституции, при котором человек способен с высокой эффективностью и продуктивностью заниматься той или иной деятельностью.

Как правило, представляет собой универсальную в некотором роде структуру. Позволяет эффективно решать большой круг вопросов, требующих нестандартного мышления. Однако, наиболее продуктивно такой одаренный представитель общества, может заниматься только одной-двумя сферами, порой проявляя полную беспомощность в простых вопросах. Это парадоксальное явление, но оно не является редкостью.

Чем отличаются гениальность от одаренности и таланта?

Эти понятия нужно разграничивать. Одаренность представляет собой некое сочетание группы качеств, которые есть с рождения и обеспечивают потенциальную возможность продуктивной активности в определенной сфере. Это так называемые задатки. Если их не развивать, они так и останутся нереализованными. Талант — группа качеств, позволяющих добиваться результатов в той или иной активности. В чем отличие от одаренности? В более развитой степени качеств, необходимых для реализации. Плюс присутствует компонент быстрого обучения: все вопросы, связанные с талантом даются без проблем.

Гениальность же представляет собой высшую степень одаренности и таланта. Это исключительно редкое явление. И даже наличие такой психической конституции и особенностей личности не дает стопроцентной гарантии успешности в жизни. Как и в остальных случаях, нужно создавать условия, чтобы необходимые свойства личности развивались и давали плоды. Вопрос гениальности рассматривается как клиническими психологами, так и нейрофизиологами, специалистами по психиатрии. Пока сказать точно по этой теме можно не так много.

Кто такие гении и что такое гениальность

Время от времени на мировом небосклоне появляется человек с исключительными способностями — гений, чья деятельность меняет мир, придает ускорение прогрессу и выводит общество на новый виток развития. Как отличить гениальность от одаренности и таланта, которые также помогают человеку выделиться из массы людей? Существует ли какой-то набор свойств и отличительных черт, определяющих — гениален ли человек, или у него просто хорошо развиты интеллектуальные способности?

Таланты часто проявляются в нескольких областях, а гений, как правило, узконаправлен и развивается в основном только в одном направлении. У гениев часто срабатывает перекос по принципу: если где-то очень много, значит в чем-то другом — мало, поэтому гении бывают неприспособленными к реальной жизни людьми.

Если объединить многие определения гениальности, то в целом понятно, что гений если проявит себя, то сможет выделиться из толпы, создав что-то особенное и исторически значимое для общества. Древние римляне называли гениальность (от лат. genius — дух) высшей степенью творческих проявлений и способностей личности. Ранние греческие мыслители основывались на идее Гиппократа «о четырех жидкостях», которые определяют темперамент человека. Они полагали, что выдающиеся способности обеспечивает переизбыток черной желчи (флегмы) в организме.

Френологи пытались найти гения по особенным шишкам на голове, краниометры коллекционировали черепа — включая и череп философа Иммануила Канта, которые затем взвешивали, тестировали, измеряли в поисках особенностей у великих людей. А философы с подачи Иммануила Канта приняли следующее определение гениальности — «редкая способность самостоятельно понимать концепции, которым, как правило, человека обучают другие люди».

Сегодня термин «гениальность» хотя и используется в широком понимании, но до конца не изучен наукой, однако ученые активно пытаются разгадать тайну гениальности. И чем больше узнают, тем больше возникает новых вопросов: можно ли развить в себе гения, передается ли гениальность по наследству, обусловлена ли она особым строением мозга? Или появление гениев на планете — как вспышка на солнце, просто стечение обстоятельств и дар, ниспосланный человеку свыше.

Люди с EQ: почему их зовут на работу

Правило ВТОРОЕ: Идите к цели не через интеллект, а через чувствование.

Увидев свою цель, не ломитесь к ней сразу напролом. Научитесь искусству остановки и развейте в себе умение прислушиваться к себе.

Ваше высшее «Я», которое знает гораздо больше, чем успел накопить Ваш интеллект, подскажет Вам, направит, подаст Вам знаки. Недовольство, страх, сосание под ложечкой – это и есть те самые знаки. Так в теле проявляются ментальные установки.

Включайте интуицию. Не думайте, а чувствуйте. Умение чувствовать открывает прямую дорогу к восприятию невидимого, помогает обходить мелкие страхи, стандартные методы решения, ловушки стереотипов мышления, которые мешают Вам выдать безукоризненный результат.

Представьте, что Вы – психоаналитик, а Ваша проблема пришла к Вам как пациент. Выслушайте ее со всем возможным вниманием. Почувствуйте, почему она пришла. Не решайте проблему, а позвольте чувствованию вывести Вас на верный путь.

Правило ТРЕТЬЕ: Развивайте свои неразвитые навыки

Есть два пути развития навыков. Первый – развивать сильные и не заниматься слабыми. Второй – развивать свои слабые стороны.

Увы, ни первый, ни второй путь не откроют Вашу гениальность, которая включает в себя три составляющих:

  • Оригинальность
    , или навык доводить качество идеи до того состояния, когда она приобретает возможность воплощения мысли на практике;
  • Мастерство
    , или умение владеть нужными инструментами;
  • Эффективность,
    или способность довести дело до конца.

Если Вы относитесь к большинству творческих личностей, то, скорее всего, Ваши навыки сильны лишь в двух из приведенных областей. Тогда, чтобы возвести Ваш талант до уровня гениальности, займитесь развитием слабой области навыков. Например, если Вы уже преуспели в мастерстве и оригинальности, то поставьте задачу развить скорость. Если Вы эффективны и мастеровиты, занимайтесь развитием оригинальности. Укрепляя слабые звенья своего гения, Вы позволяете ему развиваться.

Беритесь за проекты, и ставьте себе задачи, которые будут находиться вне зоны Вашего комфорта. Обходных путей для преодоления страхов искать не стоит. Любой гений будет советовать Вам смотреть своему страху прямо в глаза – только так Вы сможете избавиться от него. Помните, что человек – это не просто большое скопление молекул, а еще и одухотворенное существо, в каждом из нас – свой особый талант и способность видения.

Соединив свое страстное желание с прошедшими проверку временем принципами, Вы сможете запустить вечный цикл развития креативности. Это и есть та самая обычная магия, которая раскрывает гениальность.

Зависит ли гениальность от объема мозга

Ученые пытались найти разгадку гениальности, сравнивая объемы мозга обычных людей и гениев. Например, мозг Альберта Эйнштейна, который хранится в музее Мюттера, в штате Филадельфия. Мозг великого ученого был извлечен через семь часов после его смерти, а в 1955 году был разделен на 2000 частей и распределен между 18-ю исследовательскими институтами, расположенными по всему миру, — для изучения и исследования столь ценного экземпляра. В музее хранятся всего 46 частей, взглянуть на которые под лупой и микроскопом выстраиваются целые очереди посетителей.

Ученые проводили исследования и публиковали научные работы об особенностях строения мозга Эйнштейна, чтобы выявить взаимосвязь между нейроанатомией мозга и гениальностью. Выяснилось, что мозг Эйнштейна весил 1230 г, при среднем значении у обычного человека около 1400 г. Теорию о взаимозависимости объема мозга и гениальности мозг ученого разбил в пух и прах. Собственно, если посмотреть на размеры мозга различных животных, то дельфины и киты очень умны — так же, как и вороны с их крошечными размерами мозга.

Научные исследования показали, что области мозга Эйнштейна, ответственные за речь и язык, уменьшены, в то время как области, ответственные за обработку численной и пространственной информации, увеличены. В 1984 году Мэриан Даймонд и ее коллеги из Калифорнийского университета Беркли первыми опубликовали исследование мозга Альберта Эйнштейна. Было произведено сравнение соотношения нейроглиальных клеток в мозгу Эйнштейна с экземплярами мозга 11 других мужчин.

Нейроглиальные клетки обеспечивают поддержку и питание в головном мозге, образуют миелин и участвуют в передаче сигнала и являются другим неотъемлемым компонентом мозга, помимо нейронов. Данное исследование показало, что у Эйнштейна было больше нейроглиальных клеток, чем у среднестатистического мужчины. А также больше плотность нейронных связей, и необычный очень плотный узор борозд теменной доли. Что, вероятно, и обеспечило уникальную способность к абстрактному мышлению, с помощью которой Эйнштейн сформулировал свою теорию относительности.

Развивайте навыки системного мышления

Наш мозг терпеть не может ситуации «или-или», где нужно анализировать множество разрозненных факторов и определяться с выбором. Гораздо проще выбирать между условными А и Б. Незамысловатый выбор из двух вариантов дарит людям чувство контроля. Вместе с тем неограниченный выбор заставляет испытывать тревогу. Потому, говорит автор, мы подсознательно стремимся выбирать «между», а не «среди».


Развитое системное мышление помогает решать проблемы с оглядкой на контекст.

По этой же причине мы разбиваем сложные задачи на части. Шаг за шагом решать проблему легче, чем пытаться подойти к развязке комплексно. Но в то же время сильно осложняют принятие решения наши эмоции и интуиция. Ведь многие полагаются на них в процессе поиска ответов. Добавьте к этому еще шаблоны мышления и предубеждения касательно большинства вопросов. Человеческий разум — это скопление стереотипов.

Обуздать предубеждения можно с помощью привычки думать масштабно. Развить ее можно в три этапа:

  1. Оцените и обдумайте собственную точку зрения. Определите на чем она базируется и какими аргументами подкрепляется
  2. Попытайтесь предположить, как на решение могли бы посмотреть другие участники, вовлеченные в решение задачи или проблему. Тут на помощь как рас придут интуиция и эмпатия.
  3. Выйдите из ситуации и посмотрите на нее глазами стороннего наблюдателя. Эта метапозиция требует от человека развитого критического мышления, которое, увы, большинству несвойственно.

Именно сочетание всех трех составляющих и формируют то самое «системное мышление». Оно основано на изучении взаимосвязей между частями чего-то целого. Развитое системное мышление помогает решать проблемы с оглядкой на контекст.

Если перевести все это в прикладную плоскость, то дизайнеру, который проектирует мебель, нужно учитывать особенности комнаты, где она будет стоять. Планируя размеры и форму комнат, думать о доме, где они будут расположены. А размышляя над проектом дома, учитывать район его расположения.

Сопровождается ли гениальность патологиями

Ученые исландской компании deCODE genetics провели исследование взаимозависимости творческих способностей и психических отклонений. Результаты были опубликованы в авторитетном научном журнале Nature Neuroscience. Для исследования компания deCODE genetics использовала данные 130 тыс. европейцев.

Резюме их работы — творческие способности связаны с генетическими факторами риска развития шизофрении и биполярного аффективного расстройства. Иными словами, для людей, имеющих соответствующие наследственные признаки, высока вероятность, что они станут музыкантами, художниками, литераторами и учеными. Предполагается, что креативность и биполярное расстройство в некоторой степени коррелируют: во время приступов мании человек, страдающий этим заболеванием, чувствует невероятный прилив энергии и мотивации — именно в этот период он наиболее плодотворен.

Самый знаменитый гений-шизофреник — Винсент Ван Гог. Благодаря его нервной болезни появились очень контрастные картины в экспрессивной, порывистой манере, с рваными мазками. Эдгар По, писавший свои рассказы под влиянием болезни, сказал: «Мир всегда был наполнен сумасшедшими людьми. Больные психическими заболеваниями или просто эксцентричные сумасшедшие люди изменяли мир. Приступы ярости или депрессии, да и просто другой образ мышления, породили математические теории, удивительные изобретения, удивительную поэзию, а также музыкальные и художественные творения».

Существует гипотеза, предполагающая, что среди гениев разных эпох были аутисты. Это предположение выдвинуто на основании биографий некоторых известных личностей, кто с детства был замкнут и глубоко сосредоточен на своем внутреннем мире: Микеланджело, Ганс Христиан Андерсен, Никола Теста, Томас Джефферсон. Однако Джоан Фриман, профессор психологии из Лондона, основатель Европейского совета по высоким способностям, считает, что процент гениев среди аутистов и обычных людей примерно одинаков. В целом же высокоодаренных личностей на планете около одного процента от всего населения, то есть порядка 70 миллионов.

Ученая Рут Карпински и ее коллеги из колледжа Питцер (Клермонт, США) провели онлайн-опрос среди членов некоммерческой организации для людей с высоким коэффициентом интеллекта «Менса», которым задавались вопросы об их психологическом и физиологическом здоровье. Для вступления в сообщество интеллектуалов «Менса» необходимо во время прохождения IQ-теста набрать 140 баллов и более (IQ подавляющего большинства людей равен 100). Опрос членов этой организации показал, что они чаще, чем обычные люди, страдают целым рядом серьезных расстройств.

Пытаясь объяснить результаты исследования, Рут Карпински и ее коллеги разработали теорию взаимосвязи супермозга со сверхчувствительным телом — обладатели высокого интеллекта склонны к повышенной психологической и физиологической возбудимости. Повышенная психологическая возбудимость проявляется в склонности размышлять и переживать, в то время как повышенная физиологическая возбудимость является реакцией организма на стресс.

Согласно теории о супермозге, эмоционально нестабильные люди, которые не способны игнорировать поток мельчайших стимулов из внешней среды, больше подвержены психозам, более бурно реагируют на внешние обстоятельства. К результатам данного исследования нужно относиться осторожно — демонстрация того, что расстройство встречается у людей с высоким IQ чаще, чем у большинства людей, не доказывает, что высокий уровень интеллекта является причиной расстройства.

Как вычислить гения и равен ли высокий уровень интеллекта гениальности

Вычислять гениев особо не нужно — Моцарт уже в четыре года сочинял музыкальные произведения, и было ясно, что этот ребенок родился гениальным. Интеллект часто считают мерилом гения — измеряемым качеством, которое приводит к невероятным достижениям. С другой стороны, выявление способностей и талантов помогает вовремя направить обучение человека в нужное русло. Существующие на данный момент тесты не могут в полной мере отразить весь потенциал конкретного человека. Согласно результатам IQ-теста, человек, обладающий высоким интеллектом, при этом совсем не обязательно является гением.

Первый IQ-тест придумал в 1912 году немецкий психолог Уильям Штерн: набор широко известных задачек и головоломок должен был определять потенциал развития у детей. Однако последовавшие за ним тесты на измерение умственных способностей, в том числе и опросник британского психолога Ганса Айзенка, сделавшего популярной саму идею оценки интеллекта, предназначались скорее для взрослых.

Сегодня большинство IQ-тестов определяют способность человека анализировать визуально-пространственную информацию, оценивают кратковременную память и скорость обработки данных. При этом обязательно учитывается возраст испытуемого. Опросники составляют таким образом, чтобы среднее значение было равно 100 баллам. Считается, что результат ниже 70 указывает на задержку в умственном развитии, а люди, получившие больше 115, особенно умны. О выдающихся способностях и даже гениальности можно говорить при IQ выше 140 баллов.

Льюис Терман, психолог Стэнфордского университета, который участвовал в разработке теста на IQ, в 1920-х годах наблюдал более 1500 калифорнийских школьников с IQ выше 140. Спустя годы, он сделал вывод, что монументальный интеллект сам по себе не гарантирует гениальных достижений. Некоторые участники исследования не смогли пробиться к успеху, кого-то даже выгнали из колледжа. При этом Луис Альварез и Уильям Шокл, нобелевские лауреаты по физике, не обладали высоким IQ, но стали известными.

Тестирование не доказывает реальный интеллект человека, потому что, во-первых, можно натренировать себя на решение определенного типа задач, во-вторых, оценки одного и того же человека могут зависеть от его физического и психологического состояния. Между прочим, рекордным IQ обладал американец Уильям Джеймс Сидис — его тесты показывали от 250 до 300. Он был знатоком 40 языков и поступил в Гарвард в возрасте 11 лет. И при этом не внес никакого вклада в науку, проработав всю жизнь обычным офисным клерком.

Гений не просто обладает блестящим интеллектом, он умеет использовать свои дарования так, как другим не под силу: он способен оказывать влияние на мир, за гениальностью всегда стоит нечто большее, чем обобщение и шаблоны.

Как воспитать гения

Способности, одаренность, гениальность — понятия схожие по смыслу, однако гениальность является наивысшей степенью таланта, развития человека. В 21 веке учёные, психологи, социологи активно изучают природу гениальности предлагают новые методики воспитания детей, подходы к развитию.

Гений, гениальность — эти слова овеяны тайной и кажутся недостижимыми обычному человеку, но так ли это? Любой ребёнок талантлив по определению, многие имеют способности к нескольким сферам. Почему одни становятся успешнее других, и оценки в школе не помогают в будущей жизни? Помогут найти ответы рекомендации специалистов по воспитанию гениев.

Проблема гениальности, аргументы в пользу воспитания гениев. Программа развития гениальности:

  1. Определить способности, тип мышления ребёнка — для определения способа развития и воспитания ребёнка важно понимать его способ восприятия мира, интересы, наклонности. Существуют тесты, характеристики , помогающие понять ребёнка. В книге «Как развить в ребёнке гениальность и харизму» говорится о десяти типах мышления у детей, причём у каждого свои особенности и предрасположенности. Поняв ребёнка, легче найти подход к воспитанию, определить, какие таланты развивать, какую дорогу в жизни выбрать.
  2. Помогать в развитии, не мешать — наблюдая определённые интересы, увлечения, стоит поддерживать стремления ребёнка к развитию, не мешать и не навязывать свои идеи. Главное правило: не навреди. Сколько встречается ситуаций, когда дети из — под палки занимаются спортом или ходят на кружки и в музыкальную школу. Ребёнок должен сам определить, что ему ближе по духу, в чём его скрытая сила, родители могут давать выбор, предлагать, не более.
  3. Развивать лидерство, харизму — когда ребёнок осознаёт свои преимущества и сильные стороны, то может чувствовать свою силу. Можно предложить обучать других детей, помогать отстающим в классе, проявлять таланты в обществе: выступления, соревнования, концерты.
    Лидерство — умение вести людей за собой, его развитие возможно при наличии высокой самооценки и ощущения собственной ценности. Ребёнку нужны поддержка родителей и одобрение поступков, жизненного выбора. Проблема гениальности, аргументы за развитие ребёнка, способного стать выдающимся, внести вклад в общественную жизнь. Лидерство — необходимое качество гения.
  4. Повышать уверенность в себе — развитие талантов и проявление гениальности не бывает без уверенности. Как человек заявит о себе в мире, если привык прятаться от людей, как улитка. Как помочь ребёнку развить уверенность?• Вести Книгу успеха, записывать достижения, позитивные отзывы; • При неудачах вспоминать свой жизненный опыт, у всех бывают сложные периоды, главное — не сдаваться; • Никогда не обобщать — у сложностей есть причины, важно понять их, найти способы достижения результата; получать жизненный опыт — ребёнок развивает уверенность, преодолевая трудности, полезно давать возможность действовать самостоятельно, справляться сначала с простыми заданиями, позже — усложнять; • Позитивное мышление — пример родителей незаменим, если мама не отчаивается и всегда стремится добиться желаемого в жизни, ребёнок тоже будет проще воспринимать неудачи, стремиться преуспеть в своих делах.
  5. Главное — навыки, а не зубрёжка — школа и образование нужны для выработки навыка к обучению, часто они не успевают за временем, программы не соответствуют современной жизни. Важно уметь найти нужную информацию, заниматься самообразованием. Ребёнка стоит учить полезным навыкам — поиск данных, постановка целей, планирование, достижение нужного результата.Почему преуспевают в жизни троечники? У них часто развита находчивость, креативность, раньше понимают свои наклонности и предпочтение, концентрируют внимание на собственных интересах, не тратят время на неинтересные предметы.
  6. Развивать настойчивость — для реализации талантов, достижения своих желаний, воплощения мечтаний в жизнь ребёнку понадобится настойчивость. Именно это свойство может даже из небольших задатков развиться до уровня высокого мастерства. Дети, способные упорно ежедневно заниматься любимым делом, обязательно станут лучшими, обгонят сверстников.
  7. Развивать креативность, нестандартное мышление — сейчас даже взрослые стремятся открыть творческий потенциал и научиться креативному мышлению. Зачем? Это огромное конкурентное преимущество, креативные люди способны создать новую технику, сделать открытия в науке и искусстве, находить решения там, где остальные видят лишь проблемы. Как развивать креативность?
    • слушать с ребёнком музыку, начиная с беременности, особенно полезна классика (Моцарт, Вивальди), повышает творческие способности также джаз и блюз;

    • заниматься лепкой, рисованием, поделками, помогая развить творческое начало. К тому же, работа руками стимулирует развитие мозга, речи;

    • развивать фантазию, воображение — придумать продолжение сказки, свой сюжет с известными героями, ответы на различные вопросы. Например: куда летят облака, куда идёт эта женщина, куда летит самолёт в небе? Пусть ребёнок учится придумывать и фантазировать. Можно сочинять истории, разыгрывать пантомимы. Это качество поможет находить новые подходы в жизни, мыслить иначе, чем другие.

    Проблема гениальности, аргументы за развитие нестандартного мышления, которое считается ключевым фактором отличия гениев.

  8. Свобода выбора — ребёнку стоит попробовать себя в разных занятиях, направлениях, чтобы определить, к чему больше тянет, есть способности, что интереснее, приятнее. Важно экспериментировать, пробовать — спорт, музыка, техника. Не стоит зацикливаться на поиске талантов, любой ребёнок может стать гениальным при наличии интереса к занятиями и постоянном совершенствовании умений.На определённом этапе жизни сделает выбор, может заняться серьёзно основным направлением по собственному решению. Не нужно заставлять детей, уговаривать, пусть почувствует, что ближе.
  9. Не останавливаться на достигнутом — заметив склонности к лингвистике и хорошему запоминанию слов, можно учить несколько языков. Почему только английский? Есть ещё немецкий, китайский, французский и другие языки. В будущем это будет преимуществом. Для музыкантов — полезно уметь играть на нескольких инструментах, такие специалисты также ценятся больше и могут преуспеть в концертных выступлениях или создании музыки. Универсальность и разносторонность всегда в цене. Важно уметь быстро приспосабливаться и адаптироваться в условиях жизни.
  10. Будьте объективны — не стоит реализовать в детях свои мечты, направлять в медицину или юриспруденцию, потому что у самих не получилось. Также и негативный опыт в жизни родителей не должен мешать детям. Они другие и могут преуспеть в любой сфере, близкой по духу.

Очень важно ребёнку самостоятельно выбирать профессию и жизненный путь. Ведь, когда решают родители — дети в будущем страдают от нелюбимой работы или меняют сферу деятельности спустя годы, а время уже не вернёшь. Задача родителей: вырастить счастливого и успешного ребёнка, помочь найти призвание в жизни.

Способность, гениальность можно развить и помочь ребёнку преуспеть в жизни, проявить себя, реализовать таланты. Родителям стоит учить их полезным навыкам и умениям, а креативность, уверенность и настойчивость наиболее важные из них.

Ген гениальности

Достижения в изучении генетики сделали возможным исследование человеческих черт на молекулярном уровне. За последние несколько десятилетий ученые попытались найти гены, связанные с интеллектом, чтобы доказать, что они играют важную роль в нашей интеллектуальности и талантах. В 2014 году все таблоиды оповестили о том, что учеными найден ген гениальности.

Было проведено исследование под руководством доктора Сильване Дезривиерес из Королевского колледжа в Лондоне, в ходе которого обнаружено, что подростки, которые получили высокий балл в тестах на проверку уровня интеллекта, имели высоко функционирующий ген NPTN. Это ген, ответственный за кодирование белка нейропластина, который участвует в межклеточных взаимодействиях.

Помимо стандартного медицинского обследования была произведена оценка мыслительных функций участников эксперимента, в том числе IQ-тест для определения невербального интеллекта, а также задания, проверяющие словарный запас, и тест на нахождение соответствий. Кроме этого, с помощью магнитно-резонансной томографии были получены данные о структурных различиях мозга подростков (регистрировали отличия толщины серого вещества в 33 различных областях коры головного мозга).

Доктор Сильване Дезривиерес подчеркнула, что она со своей группой вовсе не открыла ген интеллекта, так как сила влияния данного гена на умственные способности невелика и не превосходит силу воздействия множества других факторов. Ученая считает, что говорить о том, что один-единственный ген определяет большой комплекс психологических характеристик, неправильно. «Мы хотели выяснить, как структурные различия в мозге соотносятся с различиями в интеллектуальных способностях».

Сегодня в мировой науке ведутся исследования, выявляющие гены, которые ответственны за различные биологические и поведенческие программы в человеческом организме. Однако одного гена гениальности, который способствует появлению новых Бетховенов и Эйнштейнов, нет. Ученые из Института психологии лондонского университета Кингс Колледж выяснили, что интеллектуальный уровень и образовательные способности человека определяются сочетанием и работой почти двухсот генов.

Поскольку каждый из огромного числа генов, формирующих «коктейль гениальности», является незаменимым, очень важно не только их наличие, но и способ сочетания. Однако гениальность не является замкнутым целым — передача отдельных свойств от родителей к детям совсем не гарантирует наследование и способ их сочетания. Именно поэтому вероятность того, что дети гениального ученого будут так же гениальны в науке, довольно мала.

Наилучшему применению врожденных задатков могут способствовать благоприятные условия. Наследственность создает возможность возникновения гениальности, но благодаря общественной среде повышается вероятность того, что новый гений засияет на небосклоне. На рождение интеллектуальной «сверхновой звезды» влияет множество факторов, время и место: культурный уровень эпохи, ее запросы, возможность получать новые знания, тренировать и испытывать свои способности.

Тайны диких племен – как живут люди без цивилизации

Правило ПЕРВОЕ: Нарушайте правила

Креативность – это не ограниченные схемы, а обобщенные модели и системы, которыми руководствовались на протяжении веков художники, творящие свои шедевры и ученые, делающие свои открытия. Чтобы выходить за рамки, нужно с ними (рамками) досконально ознакомиться.

Узнав, что и как должно быть, протестируйте все правила, пробуя соблюдать и нарушать их. Оцените полученный опыт и перепишите эти правила в том виде, в котором они видятся Вам теперь.

Вы с удивлением обнаружите, что правила креативности есть – и это Ваши личные правила. И другим людям вовсе не обязательно поступать также, как Вы. Но для Вас эти правила будут идеально сбалансированы и подойдут по всем параметрам.

Можно ли развить гениальность

По мнению американского психолога Роберта Стренберга, к измерению уровня интеллекта стоит подходить шире. Он включил в шкалу оценки: креативный интеллект — способность генерировать новые идеи, аналитический интеллект — способность сравнивать, оценивать факты и заключать выводы, практический интеллект — отвечает за то, чтобы человек мог успешно социализироваться. И хотя критики называют теорию Стренберга несовершенной, считается, что она в большей мере способна охватить понятие «гений», нежели привычные IQ- тесты. Несмотря на то, что различные гении сильны в разных областях, всех их объединяют именно высокие креативные способности. Вероятно, это один из признаков, который отличает гения от просто высокоразвитого интеллектуала.

Хороший способ развить гениальность — усиленное совершенствование в своем направлении, постоянный выход из зоны комфорта и общение с другими талантливыми коллегами «по цеху». Приемы простые, но очень эффективные.

Британский ученый Ганс Айзенк провел множество исследований и смог доказать, что креативность связана с биологическими изменениями всего в 15% случаев. Это означает прежде всего то, что известная фраза «Гениями не рождаются, гениями становятся» правдива. И если не гениальным, то креативным потенциально может стать каждый.

К примеру, нейрохирург Джон Адлер посвятил 12 лет жизни разработке системы радиотерапии, способной удалять опухоли не только в мозге, но и в других частях тела. В 1980-х над ним посмеивалось медицинское сообщество, не верившее в успех затеи. В 1992 году Адлер совместно с братьями Шонбергами разработал кибернож, тем самым изменив подход в нейрохирургии и подарив миру новый инструмент, которым можно лечить болезни. Изменил ли Адлер мир? Несомненно. Но для этого ему потребовалось 12 лет. Так долго двигаться к цели — задача не из легких.

Автор книги inGenius Тина Силиг посвятила изучению гениальности несколько лет. По ее мнению, у всех гениальных людей развиты два навыка: умение объединять несвязанные идеи и способность выходить за рамки привычных мыслей. При этом развивая и совершенствуя навыки, много работая и преодолевая преграды, которые не могут преодолеть 90% людей, можно стать особенным.

2. Оставайтесь любознательным и перепроверяйте факты

Идеология — враг обучения. Как только вы начали во что-то верить, исследовательский дух начал умирать. Если принимать на веру, что климатические изменения никак не коррелируют с поступками людей, нет причин задумываться над собственным поведением по отношению к природе. Или, если думать, что все технологии развиваются на благо человечества, мы ослабляем бдительность.


Дело не в количестве ваших знаний, а в том, насколько они отвечают вашим стратегическим целям.

А убеждение в том, что ваша компания или предприятие — лучшие в своей нише, мешают улучшить показатели работы. Слепая вера — кратчайший путь к стагнации воображения, инноваций и прогресса.

Гениальность же, как правило, таится, в мощной системе неверия. Гений всегда любопытен и с жадностью ищет ответы. Он скептик, который старается победить предрассудки и опровергнуть догмы. Если хотите мыслить так же, представьте, что вы гость с другой планеты, который не осведомлен о правилах жизни на Земле. Напитывайтесь знаниями, оставив идеологию за бортом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]