Самосознание — что это такое, его структура и способы развития


Что такое самосознание

Самосознание
– это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.

Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:

  • с одной стороны, он являются для себя объектом познания;
  • с другой – сознание выступает как субъект для изучения объекта.

При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.

Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».

Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.

Какие основные проблемы с самооценкой вы можете назвать, как проявляется низкая самооценка?

Я уже рассказывал об уровнях самооценки, которая может быть адекватной и неадекватной. Проблемы возникают, когда человек оценивает себя неадекватно – или с повышением самооценки, или с ее занижением. Какой вариант худший, сказать трудно. Обе неадекватные самооценки опасны как для самой личности, так и для ее окружения, т.к. такие люди ставят под угрозу себя и других своими не соответствующими реальному положению дел действиями или наоборот бездействием.

Давайте сначала разберемся с заниженной самооценкой. Чем она опасна? Во-первых, человек, недооценивающий себя, не уверен в себе, в своих решениях и действиях. Во-вторых, он даже свои реальные успехи склонен считать чистой случайностью, не делает из них выводов и не включает в свой позитивный опыт. В-третьих, обрекает себя на недооценку окружающих, т.к. людям импонируют сильные личности, уверенные в себе и трезво оценивающие свои возможности.

Человек с заниженной самооценкой постоянно находится в атмосфере сомнений и тревожности, что явно не способствует достижению поставленных целей и адаптации в обществе. Его прежде всего волнуют вопросы о том, что о нем подумают соседи, родственники, знакомые, коллеги по работе и другие представители его социума. А это ограничивает поле его деятельности и количество поведенческих актов, которые необходимы для решения задач, но вызывают сомнения в оценке окружающих. Например, «Можно ли мне курить в собственной квартире, а вдруг сигаретный дым через вентиляцию проникнет к соседям, и они будут недовольны», «Как мне поступить, чтобы коллега не подумал, что я карьерист и подсиживаю его?» и т.п. Даже в обычной кассовой очереди человек с низкой самооценкой всегда склонен уступать, пропускать и не возмущаться. Чтобы он заявил о своих правах, несправедливость должна быть уж слишком явной. Неспособность оценивать себя адекватно, приводит к преувеличенной зависимости от внешней оценки по типу: «Что подумают и скажут обо мне люди», причем не важно, что большинство из них никак не могут повлиять на его жизнь и с которыми он может больше никогда не встретиться. Тем более, что такие оценки в основном не бывают объективны и часто являются следствием плохого настроения собеседника. Мало того, негативные выводы о мнении окружающих субъект с пониженной самооценкой просто додумывает, оценивая себя как бы глазами посторонних и «читая» их мысли. Даже взгляд, отражающий негативные мысли другого человека по поводу его личной ситуации, особа с низкой самооценкой относит к себе. Чрезмерная зависимость от чужого мнения приводит к тому, что человек постоянно испытывает сильное эмоциональное напряжение, находится в состоянии повышенной тревожности и страха осуждения. Его Я-образ остается недостаточно сформированным и базируется не столько на реальных личностных характеристиках, сколько на соответствии набору правил поведения и отношений с окружающим миром, а также общепринятым морально-этическим нормам. Например, человек старается всем помогать, уступать свое место в транспорте и очереди пожилым, беременным и людям с маленькими детьми. Все это, конечно, неплохо, если не доходит до абсурда, когда, например, пенсионер уступает место другому такому же пенсионеру, которому по мнению первого, еще хуже или который на несколько лет старше. Такая постоянная уничижительность не проходит бесследно и разрушительно действует на психику. Рано или поздно она может вызвать нервный срыв (подробнее о неврозе) и бурное возмущение тем, что другие не соблюдают свод негласных законов. На самом деле подоплекой таких страстей является обыкновенная зависть к тем, кто может позволить себе нарушать правила или действовать по ситуации, невзирая на уместность поступков. Человек с низкой самооценкой несамостоятелен в принятии решений, он зависим от советов и подсказок окружения – семьи, соседей, сослуживцев, друзей и даже просто знакомых. Хотя не раз мог удостовериться, что, действуя согласно своим личным побуждениям, он смог бы добиться более ощутимых результатов. Для заниженной самооценки свойственна чрезмерная самокритичность. Человек фактически занимается самоедством, когда внутренне негативно относится ко всем своим поступкам. А это формирует комплекс некомпетентности и пораженчества. Низкая самооценка особенно громко заявляет о себе при публичных выступлениях, независимо от численности аудитории. Это может быть ответ у доски перед классом, провозглашение тоста, вступление в дискуссию и т.п. Боязнь стать посмешищем буквально парализует такого человека, он не может четко изложить свою позицию и отстоять собственное мнение. Единственное, что может помочь в этом случае – это поднятие самооценки с помощью психотерапевта, который поможет критичный оценочный уровень Родителя, характерный для низкой самооценки, перевести на уровень Взрослого, который объективно и с самоуважением относится к собственной персоне. Подытоживая информацию о низкой самооценке, еще раз напомню о ее основных признаках. Это такие, как: • Неуверенность в себе, своих действиях и высказываниях. • Несамостоятельность и стойкая зависимость от мнения и внимания других людей. • Стереотипность поступков и поведенческих реакций. • Показушность благовидных поступков, услужливость, желание нравиться всем и всегда. • Страх общения с большим количеством людей и боязнь публичных выступлений. • Постоянное присутствие тревоги и навязчивых мыслей о своей несостоятельности.

Самосознание личности в психологии

Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».

Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.

По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.

Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:

  • Отличительные особенности от других субъектов и объектов.
  • Понимание собственных эмоций, наличие самооценки.
  • Осознание себя в качестве субъекта деятельности.

В качестве критериев самосознания в психологи выделены:

  1. Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).
  2. Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.
  3. Примерка на себя видимых качеств других людей.
  4. Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.
  5. Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.

Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.

Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.

Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.

Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.

На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.

Структура и функции самосознания

Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.

Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.

В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:

  • Понимание личностных психических характеристик.
  • Осознание «Я» как активного субъекта.
  • Признание тождественности личности.
  • Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.

В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».

Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:

  1. познавательная часть

    – осознание человеком всех сторон собственной личности;

  2. самооценка

    – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;

  3. саморегуляция

    – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.

Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:

  • «Я» сегодняшний
    . Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.
  • «Я» желаемый
    . Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.
  • «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом
    . Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.

Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.

Функции

Самой важной функцией самосознания является саморегуляция

. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.

Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).

Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.

Следующая функция самопонимание

– это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.

Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.

Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты

. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.

К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.

В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.

Самосознание и самооценка личности

Самосознание является особой формой осознания человеком самого себя и своей сущности, проявляющегося в виде самовосприятия, самооценки и самоконтроля. Самосознание выделяет личность человека среди других живых существ, так как только ей присуща способность обращать психическую деятельность на самое себя, свой внутренний мир, формировать образ «Я». Самосознание предполагает различение своего внутреннего мира (образ «Я») и того, что окружает личность (образ «НЕ Я»). Самосознание каждого человека развивается от более элементарных форм (самоощущения, самовосприятия) к более сложным (самопознание, самооценка, саморефлексия). Самосознание определяет все поведение человека.

В структуру самосознания входят три компонента:

1. Когнитивный (познавательный) или самопознание — это знание индивида о самом себе. Знание индивида о себе складываются в определенный образ «Я».

Образ «Я» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе.

«Я-образ» включает три составляющие, одна из которых может преобладать:

а) «реальное Я»

— это представление о себе в момент самого переживания,

б) «идеальное Я»

— это то, каким человек должен был бы стать, по его мнению, чтобы соответствовать социальным нормам (под влиянием литературы, кино),

в) «фантастическое Я»

— это то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

2. Оценочный или самоотношение.

Это отношение к тому, что человек знает о себе, т.е. оценка тех качеств, которые входят в его представление о себе. Все эти отношения человека к себе складываются в самооценку.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Самооценка складывается на основе сопоставлений себя и других людей, себя и какого-то эталона (реального и идеального «Я»), на основе мнений, которые человек слышит о себе.

Самооценку различают:

а) по уровню – завышенную

(или комплекс превосходства, т.е. человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода),
заниженную
(или комплекс неполноценности, т.е. человек неуверен в себе и занижает мнение о себе) и
среднюю
.

б) по адекватности – адекватную

(т.е. человек правильно оценивает свои достоинства и недостатки) и
неадекватную
(человек неверно себя оценивает).

Самооценка связана с уровнем притязаний личности, проявляющимся в степени трудности целей, которые человек ставит перед собой.

3. Поведенческий или самореализация.

Человек строит свое поведения, опираясь на знание о себе и отношение к себе, т.е. на самооценку. В зависимости от уровня и адекватности самооценки могут вести себя по-разному.

Теории личности.

Теория черт разработана Г.Оллпортом и Р.Кеттелом. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. Г.Олпорт и Р.Кеттел разработали методики изучения личностных черт. В частности, Р.Кеттел выявил 16 личностных черт. В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось (от 33 до 200).

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, исследователи получают неодинаковые списки факторов. Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения.

Основная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, согласно данной теории, являются результатом их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности — это научение условнорефлекторным путем, через наблюдение других (викарное научение) и подражание.

Психоаналитическую теорию личности З.Фрейда. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом, неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов).

«Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.

«Сверх-Я» — это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности — это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства. «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях.

«Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» — сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить(«Сверх-Я»).

Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

Психологическая защита

– это особая регулятивная система, которая используется личностью для устранения психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих «Я-образу», и сохранения его на уровне, желательном и возможном для данных обстоятельств.

Выделяют следующие психологические защиты:

Отрицание – сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к внутреннему конфликту не воспринимается, т.е. отрицается ее существование и таким образом искажается действительность.

Вытеснение – активное выключение из сознания неприятной информации, ее подавлению. В отличии от предыдущей защиты, здесь человек не делает вид, а действительно забывает травмирующую информацию.

Проекция – это бессознательный перенос собственных чувств, желаний, качеств, в которых человеку стыдно себе признаться, на другое лицо. Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний или поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

Замещение – перенос действия с недоступного на доступный объект. Например, выместить зло на другом человеке или на макете врага или в виде мечты. Замещение снимает напряжение, но не приводит к желаемой цели.

Изоляция (отчуждение) – обособление внутри сознания травмирующего фактора. Человек осознает реальность событий, но не допускает в сознание неприятные эмоции. Например, «А был ли мальчик?».

Иногда психологические защиты действительно необходимы, т.к. позволяют сохранить внутренний комфорт человека. Но если человек постоянно прибегает к их использованию, то он начинает неадекватно оценивать происходящее вокруг и себя в том числе, что вызовет ряд проблем в поведении и общении с другими.

Теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии.Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс.

Согласно теорию личности Роджерса, каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием для его теории стало понятие «Я», которое включает в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Образ «Я», оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Согласно концепции А.Маслоу с рождения у человека последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие потребности:

1) физиологические (органические); 2) в безопасности; 3) в принадлежности и любви; 4) в уважении; 5. в самоактуализации.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, — это самоактуализация,

стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам отечественных психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внес, в частности, А.Н.Леонтьев. Основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

2. Сознаниекак высшая форма развития психики

Основные этапы развития психики в филогенезе.

Стадии развития психики животных (по А.Н. Леонтьеву):

1.Стадия элементарной сенсорной психики

(кишечно-полостные, насекомые, черви).

Особенность нервной системы

: у кишечно-полостных — диффузная нервная система (бесформенное тело), у червей — цепочная нервная система (нервная система вдоль всего тела, существует голова, которая наиболее чувствительна), у насекомых — узловая (существует дифференциация нервных окончаний — слуховые, глазные и т.д.).

Форма отражения

окружающего мира — чувствительность (способность к ощущениям).

Форма поведения

— инстинкт (сложная система безусловных рефлексов, которые вырабатываются многими миллионами поколений и передаются по наследству так же, как и особенности строения тела).

2.Перцептивная стадия

(позвоночные, млекопитающие).

Особенность нервной системы

: кроме ствола головного мозга (инстинкты) имеется кора больших полушарий (приобретение индивидуального опыта). Масса головного мозга занимает все большее место по отношению к массе тела.

Форма отражения

окружающего: способность не только ощущать, но и воспринимать предметы и ситуации (анализировать поступающую информацию).

Форма поведения

: научение (способность накапливать индивидуальный опыт, т.е. не только пускать в ход врожденные программы поведения, но и строить индивидуально-новые формы поведения, не заложенные от рождения). Но научение путем двигательных проб и ошибок, закрепляется в результате подкрепления.

3. Стадия интеллектуального поведения животных

(приматы, высшие животные).

Особенность нервной системы

: в коре больших полушарий имеются более сложные зоны чувствительности (более острый слух, зрение и т.д.).

Форма отражения

: способность не только к ощущениям и восприятию, но и к простейшим формам мышления, т.е. решает задачу не путем двигательных проб, а предварительно поразмыслив, какие действия нужно совершить. Мышление на этом этапе называют ручным, т.к. для решения мыслительной задачи здесь необходимы два условия:

1)Чтобы предмет, необходимый для решения задачи, находился в поле зрения.

2)Чтобы животное могло манипулировать с предметом.

Для этой стадии характерна и большая прочность памяти.

Форма поведения

: не только инстинкт и научение, но и способность к действиям с орудиями труда (например, обезьяна может сбить яблоко при помощи палки).

Психика человека имеет еще более сложную структуру и имеет ряд важных отличий

от психики животных:

1) В основе поведения человека, в отличие от животных, лежит не только удовлетворение биологических потребностей (например, героизм).

2) Человек способен отвлекаться от конкретной ситуации и предвидеть последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

3) Человек способен создавать орудия труда по заранее продуманному плану и сохранять их.

4) Человек может накапливать и передавать накопленный общественный опыт. Язык общения есть и у животных, но с его помощью они лишь подают сигналы по поводу данной ситуации (опасность).

Таким образом, изготовление, употребле­ние и сохранение орудий труда, разделение труда способ­ствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции— специфически человеческие, об­щественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспо­могательных средств, речевых знаков, созданных в про­цессе исторического развития. Единство высших психических функцийобразует сознание человека. Таким образом, сознание является высшей стадией развития психики.

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.

Сознание включает в себя следующие компоненты:

1.Знание

о себе и окружающем мире, которое человек получает с помощью познавательных процессов.

2.Самосознание

— выделение себя из окружающего мира и противопоставление себя окружающим.

3.Целеполагание

— способность ставить цель и достигать ее с помощью воли.

4.Оценка —

эмоциональное отношение к окружающему миру.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые человеком не осознаются.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения,

к которым относятся ощущения равновесия. Неосознаваемые образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд. В структуре психики выделяется три компонента: сознание — это то, что человек осознает, понимает, о чем думает; предсознание — это система моральных норм, запретов и ценностей, которые человек усвоил в детстве, и бессознательное. Бессознательное в личности человека — это инстинкты, а также те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия:

оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит
непроизвольное забывание
имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением:
сновидения, грезы, мечты.
17.Лидерство и руководство в малой группе

Лидерст­во — собственно психологический феномен, в его осно­ве — сила влияния одного члена группы на другого. Лидерство – это процесс, посредством которого одно лицо оказывает влияние на других членов группы, направляя их на достижение групповых целей.

Руко­водство, в отличие от лидерства, — феномен смешан­ной, социально-психоло­гической природы. Власть руководителя значительно шире собственно психо­логического влияния. Она опи­рается на всю систему социально-экономических рычагов, которые находятся в распоряжении руководителя. Сила влияния руко­водите­ля частично опирается на психологические механизмы, частично — на полномочия, данные ему более широкой социальной системой (которая и опре­делила его на должность руководителя).

Руководство — это регламентированный обществом правовой процесс.

Они имеют об­щие черты

. И руковод­ство, и лидерство представляют собой групповые феномены
,они решают общие задачи(стимулируют группу,заботятся о средствах достижения групповых целей.
Теории лидерства.

1.Теория черт, харизматическая, теория великих людей

. Согласно данной теории лидером может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств или психологических черт. Недостаток – ученые не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые отличают лидера.

2.Ситуационная теория лидерства

. Лидерство – это продукт ситуации. В различных ситуациях групповой деятельности выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по качествам, необходимым в данной ситуации. В этом случае снимается вопрос об активности лидера, он превращается во флюгер.

3. Синтетическая теория

. Лидерство рассматривается в ней как процесс организации межлично­стных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом. Преиму­щество этого подхода в том, что лидер перестает быть харизматической личностью. Лидер — это групповая функция, роль, для вы­полнения которой необходимы определенные качества, но прежде всего — ценностная значимость личности, воплощение принятых в группе норм и це­лей.

Каждый руководитель по-разному оказывает влияние на членов группы. Совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется руководиетль, называется стилем руководства. Выделяют три основных стиля:

1.Авторитарный: дела в группе планируются заранее во всем объеме, голос руководителя решающий, он делает краткие распоряжения суровым тоном, делает запреты без снисхождения, похвала и порицание субъективны. Позиция руководителя – над группой.

2.Либеральный: дела в группе идут сами собой, руководитель не дает указаний, тон безразличный, отсутствуют и наказания и вознаграждения. Позиция руководителя – в стороне от группы.

3.Демократический: мероприятия планируются заранее с обсуждением в группе, ответственность несут все члены группы, инструкции от руководителя поступают в форме предложений, тон товарищеский, распоряжения, запреты, похвала идут с обсуждениями и дискуссиями в группе. Позиция руководителя – внутри группы.

Наибольшее предпочтение отдается демократическому стилю. Но каждый из стилей имеет свои преимущества и недостатки и не всегда уместно использовать демократический стиль, а лучше комбинировать. Так, при авторитарном руководителе объем выполняемой работы увеличивается, но будет низкой мотивация, повысится агрессивность и тревожность, будет меньше дружелюбия. При либеральном руководителе уменьшится объем работы и снизится ее качество, но не будет тревожности и агрессивности. А, например, демократический стиль не подходит для диффузных групп, т.к. приводит к появлению конфликтности, уменьшению продуктивности (здесь лучше использовать авторитарный стиль, т.к. он вносит организованность).

Формы и уровни самосознания человека

Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самосознание приходит путем:

  • Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.
  • Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.
  • Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.

Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

Самопринятие

Эта форма самосознания предполагает:

  • Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.
  • Самоуважение.

Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

  • Чувственный
    . Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
  • Образно-личностный
    . Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».
  • Аналитический (иначе-рефлексивный)
    . Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.
  • Деятельный
    . На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.

Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ И ЕЁ ВИДЫ

Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире помогает нам существовать в обществе, решать жизненные проблемы и взаимодействовать с людьми. Каждый, зная о своих положительных и отрицательных качествах, может делать акцент на своих достоинствах и уменьшить свои недостатки, таким образом прогнозируя и регулируя свое поведение. Также это позволяет человеку более осознанно анализировать других людей, их качества и свойства.

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, представляющие собой комбинацию ее врожденных, а также приобретенных в процессе социализации и воспитания черт. Эти основные свойства формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

Для начала следует дать определение понятию «самооценка». Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Человек, как известно, становится личностью в процессе общения и совместной деятельности. Он вовлекается в процесс общей деятельности и там почерпает важные для себя ориентиры для своего поведения и развития. Человек постоянно сравнивает свое поведение с поведением окружающих, наблюдает за их реакцией, пытается узнать их требования и мнения по этому поводу. Познавая качества других людей, личность пытается выработать собственную оценку. Человек сравнивает себя с другими, предполагая, что им не безразличны свои собственные личностные качества. Таким образом, у личности всегда есть референтная группа, с которой он считается. В ней он черпает свои ценности, ее идеалы и интересы делает своими. Однако сравнение себя с другими людьми не является единственным источником формирования самооценки. Также немаловажную роль играет сопоставление различных вариантов Я-образа, а также субъективная значимость различных аспектов Я-образа.

В процессе общения личность постоянно сравнивает себя с неким эталоном и в зависимости от результатов этого сравнения дает себе оценку. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

В современной психологии выделяют три вида самооценки:

  • Завышенная;
  • Заниженная;
  • Нормальная.

При завышенной самооценке у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концом может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться1 (А.В. Петровский, 1986).

Диаметрально противоположным является поведение человека при заниженной самооценке. Ее возникновению чаще всего способствуют следующие факторы: внешность или вес, психическое здоровье, социально-экономический статус, давление со стороны окружающих, а также генетические факторы. Это может привести к появлению комплекса неполноценности – совокупности эмоциональных и психологических ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство всех окружающих над собой. Так же это ведет к устойчивой неуверенности в себе, отказе от инициативы, безразличии, самообвинении и тревожности. На почве этого у большинства людей развивается депрессия, за которой в особо тяжелых случаях может следовать самоубийство.

Нормальная самооценка выражается в трезвом отношении к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Человек с адекватной самооценкой доверяет своим суждениям и не испытывает чувства вины, когда другим это не нравится. Также он ставит себя наравне с другими, не занижая и не завышая свою значимость.

Для характеристики позиции личности не достаточно знать лишь его самооценку. Также важным аспектом является ожидаемая оценка – оценка, которую, по мнению самого субъекта, он заслужил в данной группе.

Был проведен эксперимент по изучению действия системы оценок как регулятора групповых взаимоотношений. Результаты показали, что значительное повышение самооценки личности сопряжено с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Человек убеждается на практике что реальное отношение окружающих к нему и ожидаемая оценка не совпадают, поэтому он перестает ожидать высокой оценки. Также стало известно, что повышение оценки, которую дает личность окружающим, ведет к повышению реальной оценки со стороны других. Одно из предположений гласит, что высокая оценка личностью своей группы связана с тем, что индивид легко идет на контакт с ее членами, разделяет ее интересы и уважает ее ценности. Можно обнаружить чувство коллективизма. Коллектив, в свою очередь, как бы возвращает ему эту высокую самооценку преумноженной.

Три показателя – самооценка, ожидаемая оценка и оценка личностью группы – входят в структуру личности, и независимо от желания человека, он вынужден считаться с этими индикаторами своего самочувствия в данной группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. По своей сути этот механизм – перенесенный внутрь человеческой личности механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей. С его данными человек сверяется, прежде чем вступить во взаимодействие с другим человеком. Эта проверка происходит неосознанно, а личность изменяет свое поведение, пытаясь подстроиться под показания этого индикатора.

Как формируется самосознание

Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.

На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.

В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.

Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.

Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.

Если притязания на признание не удовлетворяются со стороны взрослых, у ребенка формируются отрицательные качества — ложь, агрессия, неуверенность в себе, появляются комплексы.

В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:

  • стиль и образ жизни;
  • культурные и этические ценности;
  • нормы морали;
  • отношение к религии и т.д.

В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.

Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.

Развитие самосознания

Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

ВВЕДЕНИЕ

Данный реферат посвящен изучению самооценки личности.

Целью работы является изучение самосознания личности и формирования ее самооценки.

Выбранная мною тема довольно актуальна в современном виде. Постоянно мы слышим о курсах, помогающим людям приобрести уверенность в себе и избавиться от застенчивости и низкой самооценки. И ведь люди охотно записываются на такие курсы. Услуга пользуется немалым спросом.

Действительно, при современном темпе жизни, можно проследить тенденцию к увеличению психических заболеваний у людей. Все чаще и чаще проблемой человека является не его физическое здоровье, а психическое.

Самооценка важна, так как от нее зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, требовательность к самому себе и отношение к своим успехам и неудачам. Именно она влияет на деятельность человека и его развитие.

Самооценка является одним из ключевых аспектов нашей психики.

Задачами данного реферата являются:

  • Изучить структуру образа «Я»;
  • Изучить самооценку и ее виды;
  • Рассмотреть процесс формирования самооценки у человека;
  • Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Что такое самосознание

Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.

Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.

Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.

Структура самосознания

Самосознание включает в себя три элемента.

Когнитивный (самопонимание)

Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.

Эмоционально-оценочный (самоотношение)

Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.

Поведенческий, или волевой (саморегуляция)

Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.

Самоактуализация

Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.

Самооценка

Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.

Уровень притязаний

Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.

САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ

Самооценка имеет тесную связь с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.

Когда человек может свободно выбрать трудность своего следующего действия, его стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций. С одной стороны, он стремится повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, но с другой стороны, ему нужно снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний, как правило, увеличивается, индивид готов решать более трудные задачи, при неуспехе, соответственно, уровень притязаний падает.

Уровень своих притязаний человек обычно сохраняет между чересчур трудным заданием и чересчур легким, чтобы он мог сохранить свою самооценку на нужном уровне.

Помимо предвосхищения неудачи или успеха, уровень притязаний также формируется при учете прошлых успехов и неудач.

Одно из зарубежных исследований показало, что среди испытуемых присутствуют те, кто в случае возникновения риска больше озабочены не достижением успеха, а избеганием неудачи. Поэтому когда перед ними ложится выбор, они выбирают либо самую сложную задачу, потому что неудача в данном случае будет оправдана трудностью задачи, либо самую легкую, потому что элемент риска будет минимален. В таком случае самолюбие не будет уязвлено и не будет деформации образа «Я».

Самосознание личности, используя самооценку, реагирует на соотношение своих притязаний и реальных достижений. Еще в начале XX в. американский психолог У.Джемс высказал мысль о том, что важнейшим компонентом образа «Я» личности является самоуважение — “вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение — это принятие себя, любовь к себе2 (И.В. Дубровина, 1999). Самоуважение также является соотношением успеха и притязаний:

Как известно, при увеличении числителя или уменьшении знаменателя, дробь возрастает. Поэтому для сохранения самоуважения человеку нужно либо увеличить свои усилия и добиться успеха, либо снизить уровень притязаний.

Естественно, правильное воспитание ориентирует личность на первый способ повышения самоуважения. Но иногда люди выбирают второй путь, и тогда можно говорить о пассивной психологической защите своего «Я-образа».

Психологическая защита «Я-образа» — особая регулятивная система, используемая личностью для устранения психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих «Я-образу» и сохранения его на желаемом уровне.

Структура Я-концепции

Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:

  • Я реальное (какой я есть сейчас);
  • Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
  • Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).

Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • Я-потенциальное;
  • Я-личностное;
  • Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).

В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:

  • Я-телесного;
  • Я-настоящего (наличного, актуального);
  • Я-динамического;
  • Я-фантастического;
  • Я-вероятного;
  • Я-идеализированного;
  • Я-представляемого;
  • Я-идеального;
  • Я-будущего (возможного).

Я-телесное

Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:

  • реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
  • внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
  • социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
  • идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.

Я-динамическое

Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.

Я-возможное (будущее)

Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.

Я-представляемое

Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.

Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:

  • боится негативной самооценки;
  • ожидает негативного отношения извне;
  • не способна к поступкам, питающим самоуважение.

От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.

Развитие самосознания

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.

  • Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
  • Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении. Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
  • Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
  • Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
  • В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
  • Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
  • Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
  • Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.

Самосознание в онтогенезе

В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.

Зачаточное самосознание

Формируется в возрасте до года. Характеризуется открытием ребенком своего Я.

Аллопсихическое самосознание

Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.

Соматопсихическое самосознание

Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.

Аутопсихическое самосознание

Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.

Ошибки в развитии самосознания

Если кризис разрешается неправильно, то и идентификация будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты аномального становления самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:

  1. Избегание близких межличностных отношений.
  2. Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размывка его границ.
  3. Растрачивание собственного потенциала, продуктивных и творческих способностей. Неумение активизировать внутренние ресурсы и сконцентрироваться на одной деятельности.
  4. Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных образцов для подражания.

Отдельно хочу рассмотреть вариант развития неблагоприятной Я-концепции, для которой характерна неуверенность личности, страх получить отказ, низкая самооценка. Такой тип самосознания опасен следующим:

  • низкое самоуважение, которое отражается социальной деградацией, несостоятельностью, агрессивностью, преступностью и асоциальностью;
  • реакция приспособления в трудных ситуациях, что опасно риском быть втянутым в асоциальные группы, подвергнуться влиянию извне;
  • неадекватное восприятие, которое отражается как на анализе человеком его поступков или внешности, так и при анализе внешних ситуаций.

К другим нарушениям в развитии самосознания относится:

  • неразвитость самосознания, то есть зависимость от других людей;
  • искаженный образ Я;
  • эгоцентризм (искаженное представление своей роли в мире);
  • патологии (психические расстройства и заболевания).

Как бороться с неадекватной самооценкой?

Самостоятельно изменить свою самооценку в сторону большей адекватности довольно сложно и проблематично, потому что у лиц с неадекватной самооценкой способность к самоконтролю и сила воли практически отсутствуют. При низкой самооценке трудно рассчитывать на силу воли вечно сомневающегося человека, а при завышенной невозможен самоконтроль из-за полного отсутствия самокритики. Поэтому, если неадекватная самооценка мешает вам жить, наладить отношения в семье и коллективе, добиться профессиональных и творческих успехов, и вы все это осознаете, то без помощи психотерапевта не обойтись. Возможно, он направит вас на курсы повышения самооценки, тренинги и коучинги принятия решений, ассертивного поведения, а возможно разработает индивидуальную программу когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии и т.п. Но в любом случае он установит и объяснит первопричину неадекватной оценки пациентом самого себя, а это уже первый значительный шаг на пути ее коррекции и при необходимости более глубокого изменения.

Функции самосознания

Основная функция – сделать доступным для личности ее же мотивы и результаты поступков, позволить оценить себя. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию личности к среде.

Среди других функций можно выделить:

  • обеспечение внутренней согласованности (иногда самосознание может даже не пропускать во внутренний мир некоторые внешние факторы, если те не соответствуют чему-то из Я);
  • интерпретация индивидуального опыта, то есть характер восприятия ситуации (самосознание и Я-концепция объясняют, почему два человека могут видеть одну и ту же ситуацию по-разному, то есть Я-концепция не только трактует наше поведение, но и «объясняет» нам смысл поведения других людей);
  • определение ожиданий, то есть того, что должно произойти (тесно связано с принятием и непринятием, а также видением ситуации).

Разобравшись в сути и структуре самосознания, а также его функциях, можно с легкостью понять и заметить, насколько разным и уникальным является каждый человек. «Ждал одно, а получил другое», «Хотел как лучше, а получилось как всегда», «Я не это имел в виду», «Я знаю, что опять буду выглядеть дураком», «Брось, он не флиртовал. Я уверена, что никому не могу понравиться» – все это игры самосознания и его 3 главных функций.

ТолкованиеПеревод Самосознание b>Самосозна́ние — сознаниесубъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии

В психологии самосознание

понимается как психическийфеномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии

(или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

Другие книги по запросу «Самосознание» >>
Самосозна́ние

— сознаниесубъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Какие существуют виды самооценки и как происходит ее формирование?

В психологии дифференцируют 3 уровня самооценки, а именно: • Низкая самооценка, психология которой проявляется в стеснительности, неуверенности в собственных силах, отсутствии реальной оценки своей роли и возможностей, затруднениях в принятии решений и т.п. • Адекватная самооценка – основа разумного отношения к себе, реальному соотношению своих желаний с потребностями, способностей с амбициями, возможностей со ставящимися перед собой задачами. Адекватность в самооценке обеспечивает гармонию внутреннего духовного мира человека, его органичное функционирование в социуме и достижение жизненного успеха. • Завышенная самооценка – это прежде всего высокомерность, безапелляционность, отсутствие самокритичности, пренебрежительное отношение к мнению окружающих, хвастовство и зазнайство. Уровень самооценки в психологии определяют по формуле: уровень притязаний/уровень возможностей. Причем, притязания включают в себя желания, цели, требований к себе и окружающим, возможности – способности, талант, образование и интеллект, социальное положение, полученное воспитание, силу воли, физическое состояние и др. На формирование того или иного уровня самооценки значительно влияет мнение окружающих и их внимание к индивиду и его действиям. Ради этого внимания человек иногда готов пойти на самые неадекватные поступки, включая преступление и даже суицид. Кроме того, следует помнить, что развитие самооценки начинается еще в детстве, поэтому во многом она зависит от грамотного семейного воспитания. Самооценка не является константным образованием человеческой личности. Она меняется в зависимости от этапа становления личности, ее самосознания и уровня развития. Важными для формирования самооценки являются такие моменты: • Основополагающее влияние опыта взаимодействия с окружающим миром на формирование психики, в том числе и самооценку личности. В психологии это явление получило название интериоризации и обозначает развитие основных психических функций человека в процессе взросления и социальной адаптации с переходом внешнего взаимодействия во внутреннюю психическую деятельность. • Реальные успехи человека в различных сферах деятельности. Чем значительнее достижения, тем выше самооценка личности. • Сопоставимость реального Я с идеальным Я, т.е. того, каким человек является на самом деле с тем образом, каким он хотел бы быть. Значительное совпадение реального и идеального Я свидетельствует о психическом здоровье. Чем меньше расстояние между ними, тем адекватнее самооценка. Исходя из этого, можно утверждать, что самооценка — это довольно субъективное психическое образование, которое не всегда может совпадать с объективной оценкой личности ее окружением. Адекватность и логичность самооценки проверяются реальными достижениями, конкретными поступками и тенденциями поведения личности в социуме.

В психологии

В психологии самосознание

понимается как психическийфеномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Ребёнок далеко не сразу осознаёт себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Рубинштейн С. Л.

Основы общей психологии. — М., 1946.

Развитие самосознания

Основная статья: Развитие самосознания
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трёх лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии

(или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определённая система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

ОБРАЗ «Я»

В подростковом и юношеском возрасте увеличивается тяга к самопознанию и самовоспитанию, то есть осознанию своего места в жизни и самого себя, как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. Формируется образ собственного «Я». “Образ «Я» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми” (Тема 8. «Я-концепция»‘ ). Человек может относиться к себе точно так же как и к другим людям: любить или ненавидеть, уважать или презирать, понимать или не понимать. Образ «Я» выступает как установка по отношению к самому себе. «Я» концепция включает в себя три компонента:

  • Когнитивный компонент – представление о своих способностях, внешности, социальной значимости, характере и т.д.;
  • Эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение, любовь к другим и т.д.;
  • Поведенческий (волевой) компонент – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Психология фиксирует у человека не один, а несколько «Я» образов, сменяющих друг друга в зависимости от ситуации социального взаимодействия. В теории К. Роджерса «Я» концепция включает в себя не только восприятие человеком самого себя таким, какой он есть, но и то, каким он хочет быть. Выделяют две формы «Я» концепции – реальную и идеальную.

Реальная «Я» концепция – сиюминутное представление о самом себе. Оно может быть не реалистичным и, вполне вероятно, через некоторое время сменится на противоположное. Идеальная «Я» концепция — то, каким человек должен стать, чтобы соответствовать общественным нормам и ожиданиям окружающих. Оно выступает своеобразным ориентиром саморазвития личности. Некоторые также выделяют фантастическое «Я» — то, каким человек хотел бы стать, если бы это было возможно. Значение этого образа особенно велико в подростковом возрасте, когда человеку нужно строить планы на будущее, а без фантазий, принимающих характер мечты, это невозможно.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из его важнейших аспектов – самооценки личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]