Эмоции являются важнейшей составляющей высшей психической деятельности, необходимой для приспособления человека к жизни в социуме. Сам термин «эмоции» происходит от латинского слова «emoneo», что в переводе означает «волнение» или «чувствование». Это отражает отношение любого человека к окружающему миру и к самому себе. Именно поэтому нарушения психоэмоциональной сферы негативно влияют на всю жизнь человека, мешают формированию устойчивых межличностных отношений, препятствуют полноценной профессиональной деятельности. В центре психического здоровья «Лето» доктора уделяют особое внимание выяснению причины нарушений эмоционального развития и только после этого подбирают соответствующую тактику медикаментозного лечения и психологической коррекции.
Особенности формирования эмоционально-волевой сферы
Выделяют низшие и высшие эмоции. К первым относят врожденные инстинкты, обусловленные функционированием подкорковой области головного мозга. Они проявляются уже в первые дни жизни младенца: так, ребенок громким плачем «сигнализирует» о болевых ощущениях, голоде, дискомфорте.
Высшие эмоции связаны с определенными духовными потребностями (нравственными, познавательными и социальными). Их формирование происходит по мере взросления под влиянием различных внешних обстоятельств: воспитания, социума и т.д. Именно благодаря общению со сверстниками, родителями и другими людьми ребенок испытывает такие чувства, как любовь, ненависть, привязанность, сопереживание, страх. И от окружающей среды во многом зависит, какие эмоции будут преобладать в характере.
В повседневной жизни психически здоровый человек испытывает разнообразные чувства, соответствующие его самочувствию и ситуации. Длительно сохраняющееся эмоциональное состояние называют настроением. Кратковременные, но очень интенсивные эмоции, возникающие под влиянием значимых для конкретного человека обстоятельств, называют аффектом: это горе, сильнейший восторг, стыд, недоумение и т.д.
Переживание аффектов оказывает огромное влияние на восприятие мира и формирование конкретной личности. Именно поэтому специалисты в области психологии и психиатрии считают переживание стрессовой ситуации одной из основных причин психо-эмоциональных нарушений. Аффекты существенно влияют и на общее самочувствие человека. Сильные переживания сопровождаются:
- повышением артериального давления;
- учащением пульса и дыхания;
- потоотделением;
- расширением или сужением зрачков;
- побледнением или покраснением кожных покровов.
Но иногда состояние аффекта не проходит бесследно, и последствия столь сильных переживаний сохраняются в виде беспричинной тревоги, страха и внутреннего напряжения — эти чувства и лежат в основе большинства эмоционально личностных нарушений.
Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте
Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.
На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:
1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.
2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.
К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).
В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.
Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)
Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.
Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)
Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.
Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)
Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.
Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.
К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).
Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)
Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.
Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)
Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.
Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].
Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.
судебный эксперт ЦСИиЭ,
специальный психолог Козлов Ю.А.
Основные виды психоэмоциональных нарушений
Различают такие формы расстройств:
- снижение интенсивности чувственных переживаний;
- гипертрофированные эмоционально-поведенческие нарушения;
- эмоционально-аффективные нарушения.
Синдромы, сопровождающиеся ухудшением эмоциональной чувствительности
К этой группе психических расстройств относят:
- Апатию: равнодушие, безразличие к тем или иным событиям и впечатлениям. Характерна для депрессии, деменции и врожденной умственной отсталости, органических поражений центральной нервной системы, шизофрении и эпилепсии.
- Ангедонию: утрату способности испытывать радость от жизни и занятий, которые ранее приносили удовольствие. Отмечают при таких синдромах эмоционального нарушения, как депрессивные и невротические расстройства.
- Психическую анестезию, которая сопровождается невозможностью испытывать ни положительные, ни отрицательные эмоции. При этом человек осознает, что он не в состоянии ощущать сочувствие, печаль, радость, любовь и очень болезненно это переживает. Подобное нарушение эмоционально личностной сферы типично для тяжелейшей депрессии.
- Гипотимию, основным признаком которой является постоянное подавленное настроение с чувством уныния, безнадежности и тоски.
- Идеаторную заторможенность. Проявляется в замедлении темпа мышления, снижении скорости формирования логических ассоциаций, абстрактных образов. Без лечения такая форма нарушения психоэмоционального состояния переходит в ступор с полной обездвиженностью.
Отдельно рассматривают синдром психоэмоциональной «тупости», при котором чувственная реакция явно снижена и не соответствует происходящему. Постепенно исчезают основные проявления высшей эмоциональной деятельности — все дальнейшие поступки больного «продиктованы» только инстинктами. Подобные симптомы возникают при тяжелых психических заболеваниях, в частности, при шизофрении и шизоаффективных расстройствах, на терминальных стадиях алкоголизма и наркомании.
Для такого рода эмоционально-волевых нарушений типичны:
- пессимистические мысли;
- снижение самооценки;
- сомнения относительно собственной профессиональной пригодности, морального облика.
Больные считают себя неудачниками, недостойными, никчемными людьми. Будущее не имеет никаких перспектив, все видится в мрачном свете, человек ждет только неприятных событий — болезни, разрушения карьеры, увольнения, обнищания и т.д. Он не может вспомнить никаких приятных событий: на ум приходят только промахи и неудачи.
Повышение интенсивности психоэмоциональных реакций
Психическая гиперстезия проявляется чрезмерными переживаниями любых эмоций, как положительных, так и негативных. Такие симптомы часто возникают в продромальном периоде многих психических расстройств, в частности, шизофрении, истерии, диссоциативном синдроме, при выраженной интоксикации алкоголем и наркотиками, органических поражениях центральной нервной системы.
Подобные нарушения психоэмоционального состояния сопровождаются ощущением радости, блаженства, восторга и эйфории, чувством собственного превосходства. Возможно формирование бреда с идеями величия, изобретательства, религии. В тяжелых случаях навязчивые мысли сопровождаются слуховыми галлюцинациями: человек слышит голоса, которые рассказывают о его высоком предназначении, называют «мессией» и т.д.
В некоторых случаях развивается маниакальный синдром, сопровождающийся ускорением всех мыслительных процессов. Пациент говорит без умолку, кричит, возбужден, не может усидеть на одном месте, совершает хаотичные, бесцельные движения. Он не чувствует усталости, не способен критически относится к собственному состоянию.
Эмоционально-поведенческие нарушения
Наиболее распространенным проявлением синдрома являются фобические расстройства. Основной симптом такой патологии — очень сильная, иррациональная боязнь определенного объекта или ситуации. К этой группе заболеваний относят изолированные фобии (страх животных, насекомых, высоты и т.д.) и более сложные нарушения эмоционального контроля: боязнь открытых пространств и людных мест (агорафобия), выступления на публике и осуждения со стороны окружающих (социофобия).
Общая характеристика
Эмоции – психические состояния, отражающие отношение человека к происходящим событиям, к людям и самому себе. Эмоциональные реакции складываются из трех компонентов: ощущение переживания, изменение физиологических процессов и появление внешних выразительных комплексов. Другими словами, человек чувствует эмоцию (радость, злость, страх, печаль), испытывает изменения в работе организма (потоотделение, сердцебиение) и выражает свое состояние при помощи мимики, жестов.
Эмоциональные состояния приобретают патологический характер, когда их продолжительность, интенсивность и содержание не соответствуют ситуации, приносят физический и психологический дискомфорт. Психоэмоциональные нарушения характеризуются необоснованностью и неадекватностью аффекта, не вписываются в обычные временные рамки, мешают выполнению общественных функций, воспринимаются как болезненные или не осознаются самим человеком.
Стоимость услуг
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ | |
Первичная консультация врача психиатра (60 мин.) | 6 000 руб. |
Повторная консультация | 5 000 руб. |
Консультация психиатра-нарколога (60 мин.) | 5 000 руб. |
Консультация психолога | 3 500 руб. |
Консультация Громовой Е.В. (50 минут) | 12 000 руб. |
ПСИХОТЕРАПИЯ | |
Психотерапия (сеанс) | 7 000 руб. |
Психотерапия (5 сеансов) | 30 000 руб. |
Психотерапия (10 сеансов) | 60 000 руб. |
Групповая психотерапия (3-7 человек) | 3 500 руб. |
Сеанс психотерапии у Громовой Е.В. (50 минут) | 12 000 руб. |
В данном перечне представлены не все цены на услуги, которые предоставляет наша клиника. С полным прайсом можно ознакомиться на странице «Цены», либо по телефону: 8(969)060-93-93. Первичная консультация БЕСПЛАТНА!
Особенности диагностики и лечения
Степень тяжести нарушений эмоционально-личностной сферы определяют с помощью специальной системы психологического тестирования. Анализ ответов на вопросы анкеты позволяет врачу оценить, осознает ли пациент происходящие с ним изменения, понимает ли необходимость начала терапии, составить общую характеристику его личности.
Тактика лечения психоэмоциональных расстройств зависит от клинической картины. При выраженном депрессивном синдроме, гипотимии и апатии показаны антидепрессанты, анксиолитики и тимолептики. При маниакальном синдроме назначают седативные средства, в тяжелых случаях решить проблему можно только в условиях клиники — необходима госпитализация и применение нейролептиков под круглосуточным контролем врача.
При появлении симптомов психоэмоциональных расстройств лучше не заниматься самодиагностикой и самолечением, а как можно быстрее проконсультироваться у профильного специалиста. Для записи на прием или вызова врача на дом свяжитесь с нашими операторами по круглосуточному анонимному телефону 8(969)060-93-93.
Классификация
Нарушения эмоциональной сферы могут быть самостоятельными расстройствами или компонентами других психических заболеваний. Патологическое усиление эмоций проявляется увеличением их интенсивности при сохранении адекватного содержания. К этой группе расстройств относятся:
- Депрессия.
В структуре депрессивных состояний доминирует пониженное настроение, подавленность. Больные ощущают тревогу, чувство неполноценности. Повседневные трудности воспринимаются ими как непреодолимые, провоцируют плач, уныние, нежелание что-либо делать. - Мания.
Маниакальные состояния проявляются повышенным настроением, ускоренным темпом психической деятельности, усилением физической активности. Человек становится гиперактивным, суетливым, стремится к достижениям, к познанию нового, но ему не хватает концентрации внимания и целенаправленности. - Эйфория.
В эйфории у людей преобладает беспечность, повышенное настроение, инфантильность. Снижаются критические способности и серьезное отношение к ситуациям. Пассивность и чрезмерное благодушие не позволяют выполнять ежедневные обязанности.
Другим вариантом психоэмоциональных нарушений является ослабление эмоций. Вне зависимости от происходящих событий – радостных, печальных, провоцирующих агрессию – люди остаются равнодушными или испытывают слабые переживания, не соответствующие значимости ситуации. Примеры таких расстройств:
- Эмоциональное уплощение.
При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении происходит обеднение эмоций – они становятся однообразными, примитивными, слабовыраженными. При тяжелых вариантах сохраняется лишь некоторое проявление недовольства в ситуациях дискомфорта. Остальные события – встречи с родственниками, утрата близкого человека – не вызывают никаких эмоций. - Апатия.
Состояние апатии характерно для больных депрессией. Отмечается общее снижение всех эмоциональных реакций. Пациент безразличен к происходящему, неспособен испытывать радость, грусть, страх, злость. Часто апатия сочетается со снижением двигательной активности и абулией – патологическим безволием, невозможностью начать какое-либо действие.
При нарушениях подвижности эмоций изменяется способность человека контролировать продолжительность переживания. Это проявляется застреванием, внезапностью или быстрой неконтролируемой сменой эмоциональных состояний. Различают несколько вариантов расстройства динамического аспекта:
- Эмоциональная лабильность.
При аффективной лабильности эмоции легко возникают, быстро сменяют друг друга, зависят от мимолетных внешних событий или случайных воспоминаний. Такие состояния считаются нормой в раннем детстве, когда слезы ребенка внезапно сменяются смехом, но у взрослых являются признаком эмоционального нарушения. - Эксплозивность.
Данным термином обозначают эмоциональную взрывчатость. После периода спокойствия человек внезапно демонстрирует гнев, раздражение, злость, а затем так же быстро возвращается в состояние равновесия. Во время эксплозивных вспышек возможно проявление агрессии, провокация конфликтов. - Инертность.
Синонимы инертности – застреваемость, тугоподвижность. Такие люди подолгу переживают одну эмоцию, не могут отвлечься и произвольно сменить ее, пребывают в состоянии раздражительности, тоски, озлобленности.
Наиболее яркими психоэмоциональными расстройствами являются нарушения адекватности. Неадекватные эмоциональные проявления отнесены к патологическим по содержательному критерию: то, что чувствует человек, не имеет связи с его мыслями или внешними событиями. В данную группу входят:
- Неадекватность.
При эмоциональной неадекватности человек переживает и демонстрирует эмоции, которые совершенно не подходят к ситуации. Например, возникает смех в ответ на известие о гибели людей, вспышки злости при встрече с близким человеком (матерью, другом). - Амбивалентность.
У лиц с шизофренией нередко наблюдается амбивалентность переживаний – одновременное существование противоположных эмоций. Такое состояние трудно понять здоровому человеку. Внешне оно проявляется как постоянная, ничем не обусловленная смена радости и тоски, нежности и злобы, гневливости и слезливого слабодушия. - Эмоциональная напряженность.
К неадекватным переживаниям может быть отнесен беспредметный страх, немотивированная тревога, необъяснимое чувство озлобленности или недовольства собой. При таких состояниях люди находятся в эмоциональном напряжении, но не могут определить, чем оно обусловлено. Обычно они говорят: «неспокойно на душе», «внезапно душа в