5 советов, как строить отношения с подростком, чтобы он потом сказал вам «спасибо»

Подростковая влюблённость – явление нередкое. Она становится настоящим испытанием как для самого влюблённого, так и для его родителей. Для подростков – в силу их неопытности, а для родителей – из-за неожиданности. Многим взрослым кажется, что ещё вчера их «малыши» играли в куклы и машинки, а сегодня у них совсем другие игры и забавы. Обе стороны пребывают в состоянии настоящей растерянности. В этой статье мы рассмотрим особенности отношений подростков и самые распространённые ошибки родителей.

Подростковая любовь

Молодые люди далеко не всегда готовы делиться своими любовными переживаниями с родителями. Узнать о том, что юное сердце пленил Амур, можно по следующим признакам:

  • Из любителя компьютерных игр он внезапно превратился в ценителя прогулок на свежем воздухе. Допрос с пристрастием и запреты со стороны родителей будут способствовать утрате доверия. Необходимо озвучить влюблённому бунтарю временные границы его свиданий.
  • Если, общаясь по телефону, ребёнок постоянно стремится к уединению, это говорит о том, что у него появился предмет воздыхания.
  • Пристальное внимание к своему внешнему виду, причёске и гардеробу, желание выглядеть ярко, стильно, модно могут быть косвенными признаками симпатии.
  • Просьба подростка увеличить его карманные расходы должна насторожить родителей. Деньги могут понадобиться не только для свиданий, но и в том случае, если он стремиться заявить о своей «взрослости» с помощью пагубных наклонностей: курения и алкоголя.
  • Контрацептивы, найденные родителями у подростка, не должны провоцировать их истеричную реакцию. Это лишь создаст барьер в отношениях, преодолеть который будет очень сложно.

В подростковом возрасте физическое развитие абсолютно не соответствует психическому и социальному. Может показаться, что внешне молодые люди уже готовы к зрелым чувствам и их развитию, но на самом деле это не так. Они не осознают, что для построения отношений, нужно научиться контролировать свои инстинкты. Любовь не должна уподобляться неуправляемой стихии, ломающей всё на своём пути.

Родителям необходимо донести мысль до своих чад о том, что физическая близость – это следствие гармоничных отношений между влюблёнными, их новый виток. Необходимым условием секса является нравственно-психологическая зрелость молодых людей, которая заключается в ряде аспектов. Первый из них – умение и готовность нести ответственность за свои поступки и их последствия, за любимого человека. Подростки не способны взять такую ответственность на себя, хотя бы уже потому, что материально зависимы от своих родителей.

К сожалению, в современном обществе, где средства массовой информации занимаются пропагандой секса, ранние половые связи далеко не редкость. Сексуальная свобода ассоциируется с сексуальной вседозволенностью. Для того чтобы оправдать распущенность, между любовью и сексом молодые люди склонны ставить знак равенства. Задача родителей – не допустить подмены истинных ценностей на ложные. Это единственная возможность сформировать у подростков верное представление о любви.

Как устанавливать границы

Границы — это основа человеческих отношений. Нет границ — не будет зрелости, безопасности и личностного роста ни вашего тинейджера, ни вас самих. Создание границ и соблюдение их неприкосновенности — задача непростая, но если вы будете следовать правилам их выработки, то результат не заставит себя ждать.

В первую очередь, это граница возвращения домой: в 22 часа, или, если он дома у девушки — в 22:30. Именно из-за «комендантского часа» разгораются основные баталии с тинейджером. В этой войне вам нужно держаться твердо: подросток, хотя и противится вашим правилам, сам будет вам благодарен, даже если он никогда не выразит эту благодарность вслух. Для него ощущение контроля и опеки имеет значение не только практическое, но и психологическое: он чувствует стабильность своей жизни, ее надежность, ощущает твердость родителей, ощущает, что они готовы нести за него ответственность. Да, он протестует, он сопротивляется, он угрожает не пойти в школу — сохраняйте твердость и спокойствие (пусть видимое!), не повышайте голос.

Вашему сыну необходимо отказываться от соблазнов, как правило — от алкоголя и наркотиков, которые предлагает ему дворовая компания. При этом он стремится остаться частью компании сверстников, не быть в ней «белой вороной». Ограничения и границы, которые вы для него создаете — отличный предлог, как говорят тинейджеры, «отмазка» для того, чтобы уклониться от сомнительных действий, свалив все на «предков», которые требуют в 22.00 вернуться домой, причем трезвым, без запаха изо рта и замутненных глаз. Подростку легче сопротивляться искушениям, если есть возможность переложить ответственность за свой отказ на родителей.

Психология подростков

Подростковый возраст характеризуется существенными физическими изменениями в организме. Рост гормональной активности проявляется в формировании вторичных половых признаков, особенностях работы нервной системы: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это объясняет эмоциональные всплески, неуравновешенность и конфликтность подростков. Проходя стадию личностного роста, юноши и девушки стремятся к автономии. При этом им не чуждо желание стать членом какой-либо социальной группы, интересы которой они разделяют.

Противоречий в этом возрасте немало: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности. Биполярность психики проявляется во всей своей красе и в отдельных случаях становится причиной серьёзных психических расстройств, которые в этот отрезок человеческой жизни начинаются намного чаще, чем в другие.

Тинейджер осознаёт, что от взрослых он отличается мало, хотя при этом должен им во всём подчиняться. Он всячески старается демонстрировать свою взрослость: в одежде, манере общения, поступках, вредных пристрастиях, таких как курение и употребление спиртных напитков, ранних половых связях.

Конфликт отцов и детей держит тех и других в постоянном напряжении. С одной стороны, стремясь к независимости, подросток бунтует против советов и мнения взрослых, их стремления ограничить его свободу. С другой – мнение родителей по-прежнему остаётся для него очень важным. Ведь не случайно в поиске собственной идентичности и ролевой модели в обществе он останавливает свой выбор на том, что знакомо ему с детства, чаще всего копируя модели своих родителей. Поэтому пример «отцов» очень важный фактор в формировании личности ребёнка.

Все подростки проходят через этап полового созревания. Гендерные психологические различия объясняют его особенности у девочек и мальчиков. Так, у первых этот процесс начинается раньше. Девочки нуждаются в психологической близости, отклик на которую они часто находят у ребят, старших по возрасту. Эротический подтекст для них не столь важен, как для молодых людей.

Хотя половое созревание юношей наступает немного позже, зато проявляется оно более бурно. Гиперсексуальность является следствием их психофизиологических особенностей повышенной половой возбудимости.

Раннее половое созревание у юношей быстро заканчивается. Для позднего характерно затяжное и вялое течение.

Подростковые отношения

Первая любовь – прекрасное чувство. Однако в силу того, что у подростков нет опыта, они допускают в отношениях многочисленные ошибки, которых можно с лёгкостью избежать. Психологи дают многочисленные советы по этому вопросу:

  • В первые дни знакомства нужно узнать друг о друге как можно больше для того, чтобы волна разочарования не накрыла подростка в самый неподходящий момент – когда отношения будут уже в разгаре. Расставание на пике привязанности принесёт сильную боль и горечь разочарования.
  • Следует помнить о себе и своих интересах, не растворяться в объекте страсти. Если молодой человек увлекается тяжёлым роком или футболом, это не значит, что девушка должна забросить свои любимые танцы, чтобы делить с ним его увлечения.
  • Сохраняй границы личного пространства, не посвящая всё своё свободное время объекту воздыхания. Не стоит забывать и об обратной стороне медали – не проявлять назойливость, не стремиться контролировать каждый шаг своего партнёра.
  • Нельзя забывать о планах на будущее. Любовное чувство не должно негативно отразиться на успеваемости в школе. Если партнёр требует к себе внимания и не хочет считаться с интересами своей половинки, вряд ли стоит продолжать общение с таким эгоистичным человеком.
  • Решение о вступлении в половую связь должно быть взвешенным, обдуманным. Не стоит вестись на поводу у страсти, чтобы не пожалеть об этом в дальнейшем. Если партнёр настаивает и не готов подождать, возможно, его интересует только секс, и о любви здесь нет и речи. Если же решение принято, не забывай о его возможных негативных последствиях – случайной беременности и болезнях, передающихся половым путём. Используй контрацептивы.
  • В случае проблем и неудач на личном фронте не стоит замыкаться в себе. От мрачных мыслей поможет избавиться общение с друзьями, занятия творчеством, спортом, хобби. Не следует пренебрегать поддержкой родных. Не исключено, что богатый багаж их жизненного опыта даст ответ на сложные вопросы.

Школа

Ребенок не хочет учиться, прогуливает школу. Как результат — упала успеваемость. Как вернуть интерес к учебе?

Разберитесь в причине сложившейся ситуации: не кричите, не обвиняйте, не трясите дневником перед лицом и не называйте ребенка глупым.

«У отказа от учебы может быть несколько причин. Например, стресс от общения с одноклассниками или учителями — ребенка могут травить в школе. Нежелание учиться может быть продиктовано и низкой самооценкой: подросток думает, что всегда выглядит неудачником на фоне сверстников, и не видит смысла стараться. А возможно, вы чересчур давите и чрезмерно контролируете процесс обучения: требуете только высоких оценок, устраиваете допросы и „экзамены“ — это вызывает противодействие. Также среди причин неуспеваемости можно выделить нездоровую обстановку в вашей семье, дружбу с „нехорошей компанией“, трудности с осмыслением преподаваемого материала и просто усталость», — объясняет Марина Ноздрова, педагог высшей категории и обладательница Премии президента России.

Проще всего вернуть интерес к учебе, если ребенок прогуливает школу из-за того, что отстал от одноклассников. В этом нет ничего страшного — у каждого свои способности. Объясните ребенку, что ему нечего стыдиться, обсудите ситуацию с педагогами и попробуйте позаниматься с подростком дома. Можно подключить репетитора — вероятно, ребенок не усвоил лишь одну какую-то тему, без которой сложно понять новый материал.

Также вы можете самостоятельно решить проблему гиперконтроля. Ослабьте хватку: оценки в школе — это просто оценки. Дайте ребенку расслабиться, он не должен бесконечно оправдывать ваши ожидания. Остальные причины неуспеваемости могут потребовать консультации со специалистом.

Подросток перестал рассказывать, как у него дела в школе. Отвечает «всё нормально». Задаю вопросы — злится. Почему?

«Возможно, ребенок просто устал от вашего контроля. Своим молчанием он отвоевывает право на личное пространство. Если подросток категорически отказывается говорить с вами о школе и вам кажется, что на это есть негативные причины, — свяжитесь с классным руководителем и расспросите его. Если ваши опасения оправдались, попытайтесь спокойно обсудить проблему с ребенком и предложите свою поддержку», — рекомендует Марина Ноздрова.

Ваша задача, как и в случае с неуспеваемостью, — выяснить причины, по которым ребенок не хочет делиться новостями. Если он замыкается только при обсуждении школы — это может быть тревожным сигналом.

Моего ребенка травят в школе. Что делать?

Если вашего ребенка травят в школе, он в этом не виноват. Дети буллят ровесников просто потому, что могут. Повод может быть любой: цвет волос, рост, вес, одежда, хобби. Личность или внешний вид вашего ребенка — лишь предлог для буллинга. Его настоящая причина — желание агрессора стать лидером.

У ребенка, ставшего объектом травли, могут развиться комплексы, фобии и даже ментальные расстройства. Поэтому желательно обратиться за помощью к специалисту.

«Ваша задача — объяснить ребенку, что с ним всё в порядке, он ничем не заслужил оскорблений, унижений или побоев. Покажите, что вы всегда на его стороне и будете идти с ним до конца. Не предлагайте ребенку терпеть издевательства, научите его уважать себя. Укрепить уверенность в себе подростку помогут новые достижения. Поэтому найдите варианты для самоутверждения, ориентируясь на его интересы и способности: отдайте в музыкальную школу или спортивную секцию. Также старайтесь поднять самооценку ребенка, вдохните в него веру в себя», — советует Марина Ноздрова.

Чтобы прекратить травлю навсегда, нужно работать со всем коллективом. Если вы видите, что классному руководителю и школьному психологу не хватает квалификации, опыта или желания это сделать, обратитесь к директору школы. Не поможет — в местное управление образования. Также вы можете написать заявление в полицию, если ваш ребенок физически страдает от буллинга, — перед этим нужно зафиксировать побои в травмпункте. Доказать эмоциональное насилие будет практически невозможно.

А что делать, если мой ребенок буллит других?

Обычно агрессоров можно разделить на два противоположных типа. Первый — популярные ученики, так называемые короли и королевы со своей свитой. Второй — асоциальные дети, которые пытаются занять трон.

«Если ваш ребенок травит других, необходимо искать причину возникновения агрессии. Вам стоит разобраться в своем поведении и осмыслить внутрисемейные отношения, так как чаще всего причина агрессии кроется именно в родителях. Это не должно вас обижать — не вешайте никаких ярлыков ни на себя, ни на подростка. Если он буллит других детей, это не значит, что вы плохой родитель, а он закончит свои дни в тюрьме. Будьте спокойны и разумны, обратитесь за помощью к специалисту всей семьей», — рекомендует Марина Ноздрова.

Также бывает, что ребенок ведет себя чрезмерно агрессивно в ответ на травлю — это его способ защитить себя. Возможно, другого он просто не знает.

Например, в сериале «Контакт» от видеосервиса PREMIER главная героиня-подросток Юля (Ирина Паутова) прямо на уроке отрезала косу однокласснице Свете и задела лезвием ее шею из-за записки с оскорблением. Отстоять свое достоинство можно было бы и другим способом. Но Юля не смогла сдержать накопившуюся агрессию, причина которой — в боли и одиночестве.

Ее родители расстались, мама улетела в Берлин, а отец — бывший опер Глеб Барнашов (Павел Майков) — начал запивать развод алкоголем. Из-за этого его уволили из убойного отдела. И хотя теперь Барнашов работает инспектором по делам несовершеннолетних, он абсолютно не понимает детей и не умеет с ними общаться. В том числе и с собственной дочерью.

Юля оказалась одна против враждебной среды: общественной, виртуальной и даже городской. Ее неприглядные поступки обусловлены лишь желанием защитить себя, и по большому счету ответственность за них несут взрослые, которые бросили ее, не протянув руку помощи. Важно помнить, что агрессивное поведение подростка — чаще всего симптом его неблагополучия.

Особенности подростковой любви 12-16 лет

Психологи утверждают, что любовь между мужчиной и женщиной имеет три уровня: физический, эмоциональный и духовный. У взрослого влюблённого человека они сливаются воедино. В подростковом возрасте всё обстоит несколько иначе. Физиологические потребности и чувства разобщены.

  • Как юноши, так и девушки могут испытывать возвышенные чувства к одному человеку, но при этом вступать в интимную связь с другим, особо не задумываясь о том, что они поступают, мягко говоря, непорядочно по отношению к объекту своего обожания.
  • К половой связи подростки зачастую относятся весьма легкомысленно и склонны к частой смене партнёра.

По статистике две трети старшеклассников к моменту окончания школы успевают сменить от трёх до пяти половых партнёров. Большинство из них хорошо осведомлены о средствах контрацепции, но это не исключает риск болезней, передающихся половым путём, и нежелательную беременность.

  • Первая любовь ещё не вполне осознаёт, какими должны быть критерии выбора объекта симпатии. И так как эти критерии меняются, то вместе с ними возникают и новые влюблённости.
  • Подросток способен влюбляться многократно на протяжении одного месяца, и каждый раз ему будет казаться, что это на всю жизнь. Повышенный гормональный фон заставляет его остро реагировать на любые сложности в отношениях. Эмоциональность, импульсивность, необдуманность поступков – неотъемлемые составляющие любви у подростков 14 лет.

Особенностью этого возраста является то, что центр физической и духовной жизни ребёнка перемещается из дома в среду сверстников и взрослых. Общение с социумом становится его главным видом деятельности. Своими эмоциональными переживаниями он предпочитает делиться не с близкими и родными, а с друзьями и ровесниками. Так психология подростков объясняет их стремление проводить как можно больше времени вне стен своего дома.

Вопросы любви волнуют молодых людей ещё задолго до того, как к ним приходит это чувство. Его привлекательность заключается не только в неизведанности и новизне, но и в том, что оно даёт возможность для самоутверждения в среде сверстников, вызывает их зависть, восхищение и уважение. К сожалению, оно не всегда бывает настоящим. Иногда подросток может имитировать влюблённость, потому что ему это выгодно.

В юношеской любви очень много фантазии: любимый человек всегда идеализируется, у него нет недостатков. Зачастую любовь не удаётся дифференцировать с симпатией, привязанностью и влечением. Она оторвана от жизни, не заглядывает в будущее, напоминает интересную игру, потому что её целью не может быть создание крепких и долгосрочных отношений. Она хрупка, ранима, наивна, глупа, но всё же прекрасна.

Маленькие любовные эпидемии

Как мы уже говорили, подростки обладают необыкновенной склонностью к подражанию: ведь для них жизненно важно быть такими же, как мальчики в их «референтной группе», не отличаться от группы, слиться с ней. Тинейджерам свойственны различные психологические «эпидемии»: в сфере моды, в музыкальных вкусах и пристрастиях, в занятиях спортом, даже в речи. Среди прочих — и любовная эпидемия.

Стоит в классе — девятом, десятом, одиннадцатом — появиться влюбленной паре, как в течение нескольких дней формируются еще несколько пар: две, три, четыре. При этом еще пять-шесть мальчиков пытаются сформировать постоянную пару, усиленно ухаживают за девушками из своего или параллельного класса, за девушками из своего или соседнего дома, пишут им любовные эсэмэски и просто записки. Очень быстро эпидемия распространяется на соседние классы, и вскоре мы видим, что на переменах в школе «воркуют» уже десяток пар, они же вместе возвращаются из школы.

Пары эти, конечно же, самые разные: одни уже ведут сексуальную жизнь, другие даже не целуются, «дружат» и общаются — хотя все одного или примерно одного возраста. Одни пары, хотя и сформировались в результате эпидемии, просуществуют долго — несколько лет, некоторые из них перерастут в настоящее супружество: в крупных городах России каждый девятый мужчина (11%!) женат на своей «школьной любви».

Чем лучше школа — тем больше в ней любовных пар и тем выше доля тех пар, для которых школьная дружба увенчалась свадьбой. Эту закономерность еще 50 лет назад открыли американские подростковые психологи: в хороших школах сплоченность учеников выше, их отношение друг к другу более положительное, они выше оценивают друг друга, больше времени проводят в школе (в различных кружках и т.д.). В результате — больше влюбленностей и «любовей», и «любови» эти крепче.

Ошибки родителей

Советы старшему поколению:

  • Не опасайтесь потерять свой авторитет. Даже если ваш ребёнок постоянно спорит с вами, провоцирует на конфликт, это не значит, что он не любит вас. Смените тон наставника на дружеское участие, дайте возможность проявить самостоятельность, и он отплатит вам душевным теплом и уважением.
  • Беседы о половом воспитании должны стать одной из тем вашего доверительного общения. Не стесняйтесь говорить о сексе и физическом развитии. Будет лучше, если о возможных негативных последствиях ранних половых связей он узнает от вас, а не в подворотне дома, где вы живёте, или со страниц Интернет-ресурсов для взрослых, где секс представляется как нечто обязательное для счастья и крепких отношений.
  • Не стройте общение в форме допроса. Расскажите ребёнку о своей первой любви, ваших чувствах и переживаниях. Будьте откровенны, это вызовет его доверие.
  • Родители должны знать ребят, которые входят в ближайший круг общения подростка. Приглашайте их в свой дом почаще, чтобы понять, с кем дружит ваше чадо. Непременно стоит познакомиться с избранником или избранницей вашего ребёнка. Не утрируйте ситуацию и не устраивайте семейные смотрины или званый ужин. Постарайтесь проявить дружелюбие и открытость.
  • Подростки очень остро воспринимают критику в адрес своих друзей и возлюбленных, поэтому осуждение их выбора родителями может больно ранить и оказать негативное влияние на отношения со взрослыми. Категоричность заявлений может вызвать желание делать назло. Не провоцируйте подростка отстаивать своё решение таким образом. Он должен знать о ваших сомнениях, но делать это следует не на повышенных тонах, без оскорблений и упрёков.
  • Он должен чувствовать понимание и поддержку родителей. Где-то можно выслушать, где-то помочь советом, отвлечь или переключить его внимание, предложив интересное занятие, совместный досуг. Главное, не смеяться над влюблённостью подростка, не осуждать, а воспринимать всерьёз.

Самовыражение

Ребенок изменил стиль одежды и прическу. Это сигнал, что с ним что-то происходит?

«Это может быть всё что угодно или вообще ничего. Подросток просто попробовал. Здорово, если вы сможете безоценочно заметить изменения. Например: „О, у тебя новая футболка с дьяволом!“ Спросите, доволен ли сам подросток своим преображением — возможно, он переживает из-за неудачно окрашенных волос. Поинтересуйтесь причиной изменений. Используйте фразу вроде „Я покупаю новые вещи, когда устаю от бытовухи, а ты?“. Учтите, что причины может и не быть или она слишком интимная для моментального обнародования», — говорит Георгий Голышев.

Обсуждая внешность, будьте корректны. Если вы категорически не согласны с какими-то переменами, скорее всего, вам будет сложно удержать мнение при себе. В таком случае сделайте паузу и постарайтесь договориться с ребенком о разговоре в удобное вам обоим время.

Подросток начал дерзить, постоянно спорит со мной и другими взрослыми. Ведет себя так, будто всё на свете знает. Как объяснить, что он тоже может ошибаться?

Не концентрируйтесь на своих обидах, даже если слова или мнение ребенка ранят вас. Возможно, его что-то беспокоит, раз он резко реагирует на людей и мир.

«Реакция — это действие, которое следует сразу за стимулом. Если изменить стимул, можно изменить реакцию. То есть нужно подумать, какие слова и действия взрослых могут спровоцировать дерзость ребенка. Также важно задавать вопросы самому подростку: „Как думаешь, что с тобой происходит?“, „Как я могу тебе помочь?“, „Что мы вместе можем сделать, чтобы тебе было спокойнее?“», — объясняет Александра Федорченко.

Чтобы ребенок не замкнулся и не начал бояться высказывать свое мнение, уважительно относитесь к нему. Например, можете сказать: «Я думаю, что ты ошибаешься. Говорю тебе об этом, потому что беспокоюсь. Но если ты принял решение поступить именно так, я постараюсь тебя поддержать и точно не буду тебе мешать. Ошибки — это опыт, который зачастую бывает очень ценным».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]