Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.
Переживаете, что вашего ребёнка травят в школе? Докажите факт буллинга и помогите своему ребёнку, используя функцию Звук вокруг в приложении «Где мои дети», скачав его из AppStore или GooglePlay.
Всё это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое. По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».
Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.
Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.
Содержание:
- Буллинг как один из видов насилия Что такое буллинг
- Разновидности травли
- Школьный буллинг сегодня – особенности
- Скулшутинг как итог буллинга
- Жертва
- Что делать ребёнку – жертве травли?
Что говорит закон
Правоспособность человеку дается с рождения, поэтому защититься можно в любом возрасте. Законом предусмотрены наказания за буллинг в виде компенсации, которая обычно невелика: 10–15 тысяч рублей. В некоторых случаях она может достигать сотни тысяч — если, например, жертве нужно дополнительно лечиться.
Обратиться в полицию можно через родителей или органы опеки. С 18 лет или с момента наступления полной дееспособности (эмансипации) можно подать заявление самостоятельно. Бывает, что родители не реагируют на просьбы ребенка. Тогда он может обратиться в органы опеки. Сама процедура довольно проста, но родителей в любом случае придется привлечь к процессу, даже при судопроизводстве.
Вопросы буллинга регулирует КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) или 150, 151 и 152 статьи Гражданского кодекса РФ.
Буллинг как один из видов насилия
Что такое буллинг
Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.
Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.
А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2016 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.
То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.
Разновидности травли
Какие существуют виды буллинга?
- физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
- вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
- социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
- экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
- кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершённый из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.
Школьный буллинг сегодня
В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.
Ещё один факт, который обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали всё чаще принимать участие в физическом буллинге. Как пример – случай 2021 года. В Санкт-Петербурге школьницы жестоко избили свою одноклассницу, засняли это на видео и отправили всем своим друзьям. Поводом для расправы якобы послужил тот факт, что девочка видела, как её одноклассницы употребляли алкогольные напитки и рассказала об этом взрослым. Жертва избиения получила перелом носа и сильной ушиб головы. Всем участникам этой ситуации – 13 лет…
И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.
Переживаете, что вашего ребёнка травят в школе? Докажите факт буллинга и помогите своему ребёнку, используя функцию Звук вокруг в приложении «Где мои дети», скачав его из AppStore или GooglePlay.
Скулшутинг как итог буллинга
Ещё одно явление жестокого современного мира носит название скулшутинг (от англ. – schoolshooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой.
Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошёл в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.
Совсем недавно, в сентябре 2021 года, сотрудникам полиции города Кирова удалось предотвратить массовое убийство в школе. Был вычислен подросток, который планировал нападение с применением холодного оружия и самодельной взрывчатки. Подросток интересовался темой насилия в социальных сетях и сообщал о своих намерениях в переписке.
Случаи страшные, случаи вопиющие. Но ещё страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.
Интернет-буллинг
Проблема буллинга широко распространена, а учитывая стремительное развитие технологий и появление в нашей жизни Интернета, она обретает новые формы, шагая в ногу со временем. Постепенно общение со школьных дворов и детских площадок перемещается на страницы социальных сетей и интернет-мессенджеров. Вслед за этим появился новый вид травли – кибербуллинг. Агрессоры используют для своих целей интернет-ресурсы, которые позволяют преследовать человека путём распространения о нём негативной информации (например, выкладывая компрометирующие и порочащие его сведения, фотографии, сплетни; часто буллеры создают даже целые сообщества, посвящённые третированию жертвы). Также зачинщик травли может использовать против жертвы её личные данные (распространённая «забава» буллеров – выкладывание в сеть фотографии, телефона и адреса жертвы с предложением каких-либо услуг). Интернет позволяет проделывать такие вещи анонимно и с привлечением огромной аудитории. Кроме того, информация, размещённая в Сети, практически никогда оттуда не исчезает. По этой причине кибербуллинг представляется более опасным, чем просто травля в классе или в офисе.
Причины и мотивы буллинга
Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?
Причин на самом деле много. Разделим их на группы:
- педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
- психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
- социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
- семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).
К мотивам буллинга можно отнести:
- зависть;
- месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
- самоутверждение в коллективе;
- стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
- желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.
Профилактика буллинга
Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.
Поэтому проблеме буллинга среди детей должны противостоять взрослые. Очень хорошо, если классный руководитель чувствует настроения в классе, является авторитетом для детей и способен пресечь насилие в самом начале. Ещё лучше, если педагог занимается профилактикой буллинга. Для этого в школе должны проводиться тематические классные часы, обсуждения дружбы, товарищества, толерантности и терпимости людей по отношению друг к другу. Родители со своей стороны личным примером должны учить детей сопереживать, ставить себя на место обиженного и угнетаемого человека. Не нужно растить детей в тепличных условиях, необходимо рассказывать им, что есть боль и страдания, и наши поступки могут быть неприятны другим людям; что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь необдуманные обидные действия по отношению к более слабому человеку могут привести к страшным, порой необратимым последствиям. В целях профилактики буллинга очень полезны совместные просмотры с детьми художественных фильмов на эту тематику. Среди них:
- «Чучело» Ролана Быкова;
- «Кэрри» (экранизация романа Стивена Кинга);
- «Все умрут, а я останусь», «Школа» Валерии Гай Германики;
- «Садист» Ларри Кларка;
- «Мост в Терабитию» (одноимённой повести Кэтрин Патерсон) и многие другие.
Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.
Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?
Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:
- ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
- возвращается из школы подавленный;
- часто плачет без очевидной причины;
- ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
- нарушение сна и аппетита;
- синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.
Детская психология
В младшем школьном и подростковом возрасте у ребенка невероятно велика потребность в обществе, группе. В этот период детям надо быть в стае, идентифицировать себя как члена группы, ощущать групповую сплоченность. И когда есть позитивные и безопасные основания, чтобы эту сплоченность ощущать, то все хорошо — травля не нужна, хватает дружбы, доброты, общих интересов и положительных эмоций.
Но, к сожалению, в современной школе такой идиллии практически нет. Ведь в первый класс набраны абсолютно «случайные» дети, не объединенные каким-то одним интересом. Так и возникают страшные идеи, что можно объединиться и дружить вместе против кого-то.
Упоение, удаль, веселье, эйфория — в таком состоянии пребывают дети, будучи сплоченными против кого-то одного. И во всем этом они чувствуют себя хорошими
— потому что они
вместе
.
Кто участвует в травле?
В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.
Жертва
Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:
- с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
- неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
- с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
- с низким интеллектом и проблемами в учебе;
- «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.
Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.
Агрессор
Потенциальный буллер – это человек:
- с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
- стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
- агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
- чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.
Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.
Наблюдатели
Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.
- Либо наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
- Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
- И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.
В 2010 году было проведено исследование среди старшеклассников Москвы и Риги на предмет школьного буллинга. Один из опросов отражал особенности оценки школьниками собственного поведения в ситуации буллинга, когда жертвой становится их одноклассник. Интересно посмотреть на результаты.
Как видно из таблицы, пассивно-негативное отношение к ситуации буллинга («сочувствую, но не поддержу») больше характерно для учащихся рижских школ. В свою очередь, московские школьники и те дети, кто учится в русскоязычных школах Риги, более склонны защищать и поддерживать жертву травли. Также большой процент тех школьников, кто отстраняется от ситуации («не буду обращать на это внимания»).
Чем могут помочь родители
Каких-то конкретных рекомендаций нет, потому что от буллинга никто не застрахован, — рассказывает клинический психолог Любовь Владыкина. — Важно, чтобы родители не перекладывали свои обиды на детей, не давили на них и давали некоторую свободу. Если буллинг всё же начался, то родителям нужно изъять ребенка из неблагоприятной среды и обратиться к психологу.
Надо также активировать в ребенке потенциал сопротивления. Для этого можно, например, отдать его на секцию борьбы или, допустим, в военно-патриотический кружок. Борьба хороша тем, что там даются не только основы физической подготовки, но еще и важный навык уверенного поведения.
Влияние буллинга на его участников и последствия
Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.
Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.
Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.
И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.
- У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
- Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
- И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.
Чем опасна школьная травля?
Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.
Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.
Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии National Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .
И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.
Как бороться с буллингом в школе?
Что делать ребёнку – жертве травли?
Теперь хочется обратиться к детям:
- Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
- Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
- Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
- Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.
Как вести себя родителям?
А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.
Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!
Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
- Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
- Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
- Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
- Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
- Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
- В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.
Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Подозреваете, что ребёнок скрывает факт буллинга или что-то недоговаривает? Придите на помощь своему ребёнку, узнав детали и получив доказательства травли. Скачайте приложение «Где мои дети» с точным GPS-локатором и функцией «Запись вокруг» из AppStore и GooglePlay.
Свести к нулю
Конечно, свести буллинг к нулю почти невозможно. Но минимизировать число конфликтов и снизить их остроту вполне реально. Нужно создавать в школе такие условия, которые бы позволили разрешать конфликты на начальном этапе и формировать дружественную среду, уверены специалисты.
С сентября прошлого года в 26 школах Беларуси в рамках образовательного эксперимента реализуется проект «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования». Его куратор — Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка при поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ и Министерства образования Республики Беларусь. Программа предусматривает создание в школах механизма, направленного на снижение числа конфликтов среди учащихся — буллинга, психического и физического насилия.
Еще один эксперимент проходит в школах Партизанского района. Его цель — создание целостной системы психологической поддержки в учреждениях образования. Социально-педагогический центр района (СПЦ) закрепил за каждым своим педагогом-психологом несколько школ. Ребята знают, что в случае проблемной ситуации всегда могут обратиться за помощью к специалисту. В наступившем учебном году к эксперименту присоединятся два района.
Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
Аккумулирует и анализирует этот опыт Минский городской институт развития образования. Начальник управления идеологической и воспитательной работы Наталья Карпушева рассказывает:
— Проектов масса, мы отбираем самые интересные. Например, создание мобильных досуговых комнат для детей и подростков. Ребенок может там просто потусоваться, а может поговорить с волонтерами о своей проблеме.
Или мобильное приложение для детей и подростков «САМ в кубе». Его создали два психолога средней школы № 201. Современное поколение не очень жалует звонки по мобильным, поэтому телефоны доверия для них не подходят. А в этом случае человек может зайти в приложение и, выбирая ответы, описывая свое состояние, понять, что с ним происходит. Два социальных педагога организовали небольшой проект, он за 2 года привел к созданию сайта. Они изучили все спортивные площадки и стадионы города, создали интерактивную карту, и подростки, которые ищут себе занятие, могут зайти на сайт, зарегистрироваться, собрать свою команду онлайн по любому виду спорта — футболу, волейболу, баскетболу. Уже, кстати, прошло несколько товарищеских матчей между такими дружинами.
Как реагировать на агрессию?
Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.
В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.
На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.
Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.
Почему травят?
Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».
Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы Peter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools. .
Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.
Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.
Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки Руланн, Э. Как остановить травлю в школе. .
Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.
Так это учителя во всём виноваты?
Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.
Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.
Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.
Кто в группе риска?
На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.
Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.
Что можно сделать с обидчиками?
Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. .
Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.
Как прекратить травлю?
На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников Петрановская, Л. Травля в детском коллективе. .
Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.
Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.
Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.
Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.