Открытый урок по обществознанию на тему: «Что такое идеал».6 класс.

Автор материала:

Инна Трофимова

писатель, психолог, гештальт-терапевт

Именно идеальность обеспечит мне счастье, считают многие. Но исследования психологов из Университета в Канзас-Сити показали, что наши представления об идеале не остаются неизменными даже несколько минут. Кроме того, идеалы красоты просто внедряются в наше сознание без нашего ведома. В этой статье расскажем, почему ожидание идеального партнера приводит к одиночеству, и поделимся техниками, которые помогут приблизиться к идеальному себе.

В словаре Д.Н. Ушакова

ИДЕА́Л, идеала, ·муж. (от ·греч. idea — идея) (·книж. ). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. «Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения.» Ленин. | Высшая, руководящая всей деятельностью цель, то, к чему человек стремится. Политические идеалы. Жить без идеалов. «Мой идеал теперь — хозяйка да щей горшок.» Пушкин. | Лучший, самый совершенный образец. Она была идеалом женщины.

Понятие и виды ценностей

Замечание 1

Ценности представляют собой широкий класс психических объектов – убеждений, стереотипов, правил, идеалов, понятий, которые имеют для личности высокий уровень значимости, оказывают влияние на процессы планирования и осуществления деятельности, а также выбор целей и направленности ее действий.

Каждая личность имеет множество ценностей, которые организованы в ценностную иерархию. Ценности не равны между собой. В практической деятельности личности могут неоднократно происходить ситуации, когда различные ценности вступают в противоречие между собой, и личности приходится делать выбор в пользу одной из них.

Можно выделить следующие виды ценностей:

  • материальные – ценности имущественно-физиологического спектра;
  • духовные – ценности, связанные с отвлеченными, нематериальными категориями развития личности и ее духовной жизни;
  • моральные – ценности этического взаимодействия;
  • эстетические – ценности представления о прекрасном и безобразном;
  • социальные – ценностями связанные с межличностным взаимодействием и отношением к обществу.

Возможно вы не знали:

Антиномии – термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений.

«Вещь-в-себе» – одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются «для нас».

Абсолютный Дух – в философской системе Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.

Новейшее время

В дальнейшем идеалы продолжались меняться. В моде были то блондинки, то брюнетки. Волосы должны были быть то длинными, то коротко постриженными, грудь — то маленькой, то пышной.

В последнее время красивыми считаются достаточно худые девушки с длинными ногами, плоским животом и тонкой талией. Глаза ценятся большие, а нос миниатюрный.

Самое интересное, что мода на стройное телосложение сложилась из-за обычных манекенов в магазинах. Продавцы экономили на материале, создавая худые куклы, но вещи на них сидели так красиво, что женщины хотели иметь подобную фигуру.

Отрывок, характеризующий Идеал

– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал. – Ну всё таки надо отказать. – Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый. – Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать. – Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу. – Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу. – Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов. – Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках! – Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить. Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним. – Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа. – Г’афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся. Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать. – Г’афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво’ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п’ощайте, г’афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты. На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции. После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень. Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее. Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше. После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался. – Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер. Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого .внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции. Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его. Вошел смотритель и униженно стал просить его сиятельство подождать только два часика, после которых он для его сиятельства (что будет, то будет) даст курьерских. Смотритель очевидно врал и хотел только получить с проезжего лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо?», спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?», спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь – всё кончится. Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно. Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, – думал Пьер. И зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души, эти деньги? Разве может что нибудь в мире сделать ее и меня менее подверженными злу и смерти? Смерть, которая всё кончит и которая должна притти нынче или завтра – всё равно через мгновение, в сравнении с вечностью». И он опять нажимал на ничего не захватывающий винт, и винт всё так же вертелся на одном и том же месте. Слуга его подал ему разрезанную до половины книгу романа в письмах m mе Suza. [мадам Сюза.] Он стал читать о страданиях и добродетельной борьбе какой то Аmelie de Mansfeld. [Амалии Мансфельд.] «И зачем она боролась против своего соблазнителя, думал он, – когда она любила его? Не мог Бог вложить в ее душу стремления, противного Его воле. Моя бывшая жена не боролась и, может быть, она была права. Ничего не найдено, опять говорил себе Пьер, ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости». Всё в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение. – Осмелюсь просить ваше сиятельство потесниться крошечку, вот для них, – сказал смотритель, входя в комнату и вводя за собой другого, остановленного за недостатком лошадей проезжающего. Проезжающий был приземистый, ширококостый, желтый, морщинистый старик с седыми нависшими бровями над блестящими, неопределенного сероватого цвета, глазами. Пьер снял ноги со стола, встал и перелег на приготовленную для него кровать, изредка поглядывая на вошедшего, который с угрюмо усталым видом, не глядя на Пьера, тяжело раздевался с помощью слуги. Оставшись в заношенном крытом нанкой тулупчике и в валеных сапогах на худых костлявых ногах, проезжий сел на диван, прислонив к спинке свою очень большую и широкую в висках, коротко обстриженную голову и взглянул на Безухого. Строгое, умное и проницательное выражение этого взгляда поразило Пьера. Ему захотелось заговорить с проезжающим, но когда он собрался обратиться к нему с вопросом о дороге, проезжающий уже закрыл глаза и сложив сморщенные старые руки, на пальце одной из которых был большой чугунный перстень с изображением Адамовой головы, неподвижно сидел, или отдыхая, или о чем то глубокомысленно и спокойно размышляя, как показалось Пьеру. Слуга проезжающего был весь покрытый морщинами, тоже желтый старичек, без усов и бороды, которые видимо не были сбриты, а никогда и не росли у него. Поворотливый старичек слуга разбирал погребец, приготовлял чайный стол, и принес кипящий самовар. Когда всё было готово, проезжающий открыл глаза, придвинулся к столу и налив себе один стакан чаю, налил другой безбородому старичку и подал ему. Пьер начинал чувствовать беспокойство и необходимость, и даже неизбежность вступления в разговор с этим проезжающим. Слуга принес назад свой пустой, перевернутый стакан с недокусанным кусочком сахара и спросил, не нужно ли чего. – Ничего. Подай книгу, – сказал проезжающий. Слуга подал книгу, которая показалась Пьеру духовною, и проезжающий углубился в чтение. Пьер смотрел на него. Вдруг проезжающий отложил книгу, заложив закрыл ее и, опять закрыв глаза и облокотившись на спинку, сел в свое прежнее положение. Пьер смотрел на него и не успел отвернуться, как старик открыл глаза и уставил свой твердый и строгий взгляд прямо в лицо Пьеру. Пьер чувствовал себя смущенным и хотел отклониться от этого взгляда, но блестящие, старческие глаза неотразимо притягивали его к себе. – Имею удовольствие говорить с графом Безухим, ежели я не ошибаюсь, – сказал проезжающий неторопливо и громко. Пьер молча, вопросительно смотрел через очки на своего собеседника. – Я слышал про вас, – продолжал проезжающий, – и про постигшее вас, государь мой, несчастье. – Он как бы подчеркнул последнее слово, как будто он сказал: «да, несчастье, как вы ни называйте, я знаю, что то, что случилось с вами в Москве, было несчастье». – Весьма сожалею о том, государь мой. Пьер покраснел и, поспешно спустив ноги с постели, нагнулся к старику, неестественно и робко улыбаясь. – Я не из любопытства упомянул вам об этом, государь мой, но по более важным причинам. – Он помолчал, не выпуская Пьера из своего взгляда, и подвинулся на диване, приглашая этим жестом Пьера сесть подле себя. Пьеру неприятно было вступать в разговор с этим стариком, но он, невольно покоряясь ему, подошел и сел подле него. – Вы несчастливы, государь мой, – продолжал он. – Вы молоды, я стар. Я бы желал по мере моих сил помочь вам. – Ах, да, – с неестественной улыбкой сказал Пьер. – Очень вам благодарен… Вы откуда изволите проезжать? – Лицо проезжающего было не ласково, даже холодно и строго, но несмотря на то, и речь и лицо нового знакомца неотразимо привлекательно действовали на Пьера. – Но если по каким либо причинам вам неприятен разговор со мною, – сказал старик, – то вы так и скажите, государь мой. – И он вдруг улыбнулся неожиданно, отечески нежной улыбкой. – Ах нет, совсем нет, напротив, я очень рад познакомиться с вами, – сказал Пьер, и, взглянув еще раз на руки нового знакомца, ближе рассмотрел перстень. Он увидал на нем Адамову голову, знак масонства. – Позвольте мне спросить, – сказал он. – Вы масон? – Да, я принадлежу к братству свободных каменьщиков, сказал проезжий, все глубже и глубже вглядываясь в глаза Пьеру. – И от себя и от их имени протягиваю вам братскую руку.

Что такое идеализм?

Идеализм – это направление в философии, согласно которому сознание первично, а материя вторична.

Главная особенность идеализма заключается в том, что существование физических объектов невозможно вне сознания, то есть именно восприятие является ключевым фактором. По мнению идеалистов именно сознание является тем уникальным инструментом, который позволяет человеку воспринимать мир, а значит, в его отсутствие мира не существует. В связи с этим человеческое тело должно существовать как идеальное, поскольку только в таком случае оно может стать воспринимаемым для конечного человека. Однако здесь важно отметить, что идеалисты не отрицают существование физического мира, с их точки зрения сознание лишь наделяет объекты субстанциональными свойствами, что, как результат, позволяет подводить их под категорию материи.

Идеализм является довольно давней теорией, поскольку он возник примерно 2,5 тысячи лет назад. Однако сам термин «идеализм» был выведен и сформулирован лишь в 18 веке, когда немецкий математик и идеалист Лейбниц охарактеризовал Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. В 1749 году Дидро, приверженец материализма, называл идеализм самым абсурдным вариантом системы из всех существующих.

Литература

  • [www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-5/ideal.html Идеал] // Православная Богословская Энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.
  • Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович, Апресян Р. Г. Этика. — М., 2002. Тема 15. Идеал.
  • Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах.- М.: Политиздат, 1968. −319 с.
  • Ильенков Э.В. Философия и Культура. — М., 1991. Раздел 3. Идеальное и идеал.
  • Ивин, Александр Архипович Современная философия науки. — М., 2004. Гл. 4. Идеалы науки.
  • Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: МГУ, 1989
  • Лившин М.А. Об идеальном и реальном // Вопрос философии 1984. № 10
  • Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. С. 275—323
  • Сарт Ж.П. Проблема цели и средства в политике // Эпическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Политиздад, 1992. С. 251—261
  • Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В. С. Соч. в 2т. Т.1. М.: Мысль, 1988

Новое время

Новое время, последовавшее после Средневековья, принесло с собой новые идеалы. Государства становились более светскими, и девушки вновь стали подчеркивать свою внешность. В моду вошли рыжие волосы, уложенные в сложные прически, тонкая талия, голубые глаза и яркие губы. Все прелести тщательно подчеркивались искусно подобранной одеждой.

Затем последовал период Возрождения, во время которого художники и поэты начали воспевать совсем иную фигуру. Настоящей женщине стало необходимо иметь пышные бедра вплоть до явного целлюлита, большую грудь, на которой не выделяются кости, округлый животик и полные плечи и шею.

В эпоху рококо лишний вес уже был не в моде. Девушке было достаточно быть слегка полной, но чтобы талия у нее все же угадывалась. Красивое лицо неизменно было с курносым носом, пухлыми губами, часто вторым подбородком. Волосы укладывали в самые немыслимые прически, сохранить которые можно было только, если не принимать ванну в течение длительного времени. Использовали парики и сопровождали все это ношением огромных головных уборов до метра длиной.

Все эти излишества ушли ко времени классицизма, когда идеалы стали сходными с античными временами.

Средние века

На Средневековье пришелся пик религиозного фанатизма. Женскую красоту объявили греховной, люди не должны были думать о земном. В итоге средневековый идеал — это девушка с бледным овальным лицом, большими глазами и миниатюрными губами. Также в моде был высокий лоб, символизирующий одухотворенность, и тонкая длинная шея. Женщины стремились визуально соответствовать этим идеалам, выбривая волосы на висках и затылке.

Большая грудь считалась признаком грубости, поэтому девочки с раннего возраста были вынуждены носить металлические пластины, мешающие развиваться округлостям. Но быть слишком стройной при этом было опасно, ведь все женщины легче 49,5 кг подозревались в колдовстве и запросто могли быть преданы инквизиции. Поэтому набор лишних килограммов не возбранялся, в любом случае все изгибы тела должны были быть надежно спрятанными под просторными одеяниями темного цвета.

Ссылки

Идеал в Викисловаре
Идеал в Викицитатнике
  • Биченко С. Г.
    [www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/4/Bichenko_The-Ideal/ Идеал в романтической теории и реалистической художественной практике: тезаурусный подход] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2012. — № 4 (июль — август) ([www.webcitation.org/6AoIviLeq архивировано в WebCite]).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Связь с другими словами

Слова содержащие -идеал-:

  • неидеальный

Слова начинающиеся на идеал-:

  • идеализатор
  • идеализация
  • идеализированный
  • идеализм
  • идеалист
  • идеалистический
  • идеальность
  • идеальный

Каким бывает идеал (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

высоким светлым жизненным нравственным романтическим политическим недостижимым новым коммунистическим неким общественным эстетическим собственным благородным гуманистическим социальным рыцарским высшим другим прежним противоречивым великим иным христианским нужным социалистическим старым национальным прекрасным демократическим женским общим религиозным воплощенным республиканским духовным крестьянским любым человеческим аскетическим этическим немым американским ложным всяким недосягаемым революционным абстрактным вековым истинным отцовским подобным древним платоновским положительным общечеловеческим мужским главным былым художественным народным драматическим традиционным определенным

Что может идеал? Что можно сделать с идеалом (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

оставаться оказаться отличаться повлиять существовать соответствовать гибнуть исчезнуть рухнуть казаться представляться получить воплотиться становиться стоить рушиться служить тускнеть иметь остаться вынуждать видеться жить делать оказываться находить втаптываться рассыпаться желать значить формироваться заставлять подразумевать сводиться заключаться испаряться привести совпадать выдвинуть блекнуть простираться потерпеть превосходить измениться прогуливаться изживать сделать появиться меняться грезиться требоваться исчерпать превратиться прорастать мечтать присутствовать растерять пытаться находиться граничить вступить меркнуть осуществиться прикрываться

Ассоциации к слову идеал

жизнь подражание будущее конец спасение человек сила эпоха действительность портрет аскеза образ концепция глаз женщина польза искусство повод стиль область помощь точка мир отношение общество патриархальность золото лицо мужчина вопрос куб небо запад качество писатель прошлое тема практика шаг соответствие читатель нил природа телевизор символист цинизм оружие россия реальность жизнелюб воспитание детство джон зять сердце правитель христианство принцип торжество беренис намерение политик сотня расчет

Синонимы слова идеал

бредень верх вершина видение дума заинтересованность иллюзия интерес мечта модель надежда образец оригинал первообраз привидение призрак пример причуда прообраз прототип самообман сон способ тип утопия фантазия химера цель греза самообольщение

Гипонимы слова идеал

  1. божок

Сфера употребления слова идеал

Математика Общая лексика Психология Дипломатический термин Сленг

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]