Доклад по обществознанию на тему «Мораль и нравственность в современном обществе»

22 февраля 2021 Казалось бы, слово мораль на слуху, но не каждый сразу может ответить: что это такое? Тем не менее, каждый образованный человек понимает и может утверждать, что наличие такой составляющей человеческих отношений, как мораль, является залогом процветания общества. Попробуем сформулировать это понятие, а также разобраться, зачем нужна мораль.

В обществе сформировались определенные правила поведения, понимание границ добра и зла. Соблюдение этих правил не обязательно для членов общества, тем не менее, чтобы индивидуум мог успешно интегрироваться в это общество, правила эти придётся соблюдать. Мораль европейца, скорее всего, пойдет вразрез с моралью представителя, например, мусульманских государств.

Нормы морали

Законодательно нормы морали не закрепляются, потому, что для здравомыслящего члена общества их соблюдение естественно. Общество осуждает несоблюдение норм морали. Любое общество имеет устойчивые представления о добре, зле, справедливости, которые являются личностным ориентиром.

Обстоятельства определяют моральную составляющую поступков. Так, счастливый смех – это нормально, смех злорадный – это дурно. Вредить другому человеку – плохо, защищать же свою семью, пусть даже причиняя вред – это нормально. Все готовят еду дома – это обычный быт, но если готовить еду для нуждающихся – это высокоморальный поступок.

Моральные нормы появились значительно раньше правовых. Первобытное общество сформировалось под их влиянием. Моральные нормы способствовали организации, накоплению знаний и дальнейшему развитию этого общества. Основой первых законов стали устоявшиеся нормы и правила поведения, облаченные в более строгую, конкретную, логичную форму.

Как формируется мораль?

В любом обществе понятия о добре и зле достаточно условные. Формируются они под воздействием исторически сложившихся обстоятельств. На основании этих понятий складывается мораль, свойственная именно этому обществу. Традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение, также оказывают влияние на мораль. Но то, что приемлемо у одного этноса, может вызвать недоумение и даже отрицание у другого.

Если кратко о том, зачем нужна мораль людям, то можно сказать, что ее развитие является признаком развития общества. Рабовладение, кровопролития на религиозной и расовой почве когда-то были нормой для просвещенного человечества былого времени. Сегодня мы понимаем, насколько аморальны были те нормы.

Изучая процесс социальной эволюции различных этносов, учёные пришли к выводу, что именно формирование и соблюдение норм поведения позволяет гарантировать продолжение рода этнической группы и её сохранение. Чувствуя ответственность перед своей социальной группой, отдельный индивид вынужден соблюдать принятые в этой группе нормы морали.

Правила нравственности

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того. Действуя на уровне подсознания, человек несет в мир свое настроение, достижения, победы и многое другое. Такие формулировки очень плотно воплощают то, что значит нравственность, во всех ее воплощениях. Отношения в мире должны брать за основу взаимность, для комфортного существования.

Принимая данные условия, человек может научиться быть добрее, общительнее и отзывчивее, а общество, состоящее из таких людей будет подобно идеалу. Некоторые страны добиваются такого положения, и у них значительно снижается количество преступлений, детские дома закрываются за ненадобностью и так далее. Помимо золотого правила, можно учитывать и другие, такие как:

  • искренние разговоры;
  • обращение по имени;
  • уважение;
  • внимание;
  • улыбка;
  • добродушие.

Как звучит «золотое» правило нравственности?

Основой мира и культуры является золотое правило нравственности, которое звучит как: поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой или, не делай другому то, чего не хочешь получить себе. К сожалению, не у всех получается следовать этому, и от этого растет число преступлений и агрессии в обществе. Правило подсказывает людям как вести себя в любых ситуациях, стоит лишь задать себе вопрос, как бы ты хотел? Самое главное, что решение проблемы не диктует социум, а сам человек.

Мораль современного общества

В наше время ценят свободу личности, её вероисповедания, право на саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию, образование, достойный уровень жизни. Несколько веков назад эти нормы показались бы дикими. Религия диктовала смирение, излишества считались греховными. Стремление к достижению материального благополучия – путём в Преисподнюю.

Современная мораль предусматривает стремление к достижению всеобщего благополучия. Успех отдельной личности формирует это благополучие. Примитивные нормы морали средних веков вообще не предусматривали, что счастье – это не низменный инстинкт человека, погрязшего в грехах, а цель эволюции общества. В настоящее время с человека снимается ряд табу, например, в сфере личной жизни. В то же время, свобода от запретов и ограничений в сексуальной жизни не отменяет неприятие обществом жестокости, шовинизма, агрессии, вероломного насаждения своей воли.

Индивид в процессе свой самореализации не должен ущемлять права окружающих, но при этом он должен быть уверенным, что имеет право на достижение счастья. Сегодня не запрещено, как в средних веках, стремиться к благополучию каждого члена социума.

Функции нравственности

Так как нравственность человека является явлением социальной и духовной жизни, то она обязана подразумевать под собой некоторые функции, которые люди выполняют поочередно. Сами того не подозревая, эти задачи всегда происходят в любом современном социуме и к счастью идут на пользу. Отказ от них влечет за собой одиночество и замкнутость, в дополнение к невозможности активно развиваться.

  1. Регулятивная.
  2. Познавательная.
  3. Воспитательная.
  4. Оценочная.

Каждая из них считается целью и возможностью духовного роста и развития. Учитывая, что такое нравственность, существование без этих функций совершенно невозможно. Общество помогает развиваться и расти только тем личностям, которые могут контролировать в себе возможности, порождающие эти цели. Нет необходимости специально им обучаться, все действия происходят автоматически, в большинстве случаев на благо.

Человеку и обществу нужна мораль

Насколько гармонично человек сможет существовать в том или ином обществе – это именно то, что определяет мораль. Она отнюдь не универсальна, а формируется под воздействием исторических фактов, традиционных ценностей того или иного этноса. С течением времени понятия морали становятся диаметрально противоположными. В Средневековье осудили бы стремление наших современников к богатству. Сегодня же считается, что чем больше богатых людей в обществе, тем оно благополучнее. Мораль определяет качество отношений, очерчивая рамки для добра и зла, плохих и хороших поступков. По большому счёту, наше «эго» состоит из принципов, определяющих всю нашу жизнь, наше отношение к происходящему вокруг и мира к нам.

Мораль современного общества требует от каждого из нас постоянно развиваться, самосовершенствоваться, искать себя и своё место в жизни. Только мы сами можем пройти свой путь так, чтобы ощутить гармонию с собой и миром, осознавая собственную уникальность. А если сложно разобраться в себе и понять, как контролировать свои эмоции и чувства, чтобы комфортнее чувствовать себя в обществе и быть полноценной его частью, можно использовать развивающие тренажеры и курсы Викиум. Например, можно обратить внимание на курс «Эффективное общение». Он позволит провести глубокую работу над собой и своими эмоциями, научит понимать поведение людей, правильно строить общение, налаживать связи, соблюдая общие нормы морали и учитывая при этом собственные потребности.

Наши продукты: Тренажер «Редактор» Тренажер «Редактор» в игровой форме тренирует внимание и развивает речевые навыки Читать далее » Тренажер «Похожие картины» Тренажер «Похожие картины» поможет развить и улучшить рабочую память Читать далее » Курс Профайлинг Научитесь «читать людей» по невербальным признакам, выявлять скрытые намерения собеседника и прогнозировать действия оппонента в разных ситуациях. 21 20 Читать далее »

Читать далее

Психология и самоанализ Треугольник Карпмана в психологии 249 Читать далее » Тренируй мышление Слезть с иглы потребления: как стать осознанным потребителем и зачем это нужно? 5168 Читать далее » Психология и самоанализ Как простить себе прошлые ошибки? 447 Читать далее » Тренируй мышление Что такое габитуация, и в чем ее важность? 3861 Читать далее » Интересное Как сигналы головного мозга передаются по нервам? Как синтезируется речь? 4657 Читать далее » Здоровье мозга О чем думает человек перед сном? Как мысли влияют на наше настроение? 8245 Читать далее »
Next Entry

Проблема морали в современном обществе.

Небольшое размышление в рамках философского эссе. Без претензии на оригинальность и очень обобщенно.Введение. Характеристика современности не может быть однозначной, поскольку она будет следствием анализа многих противоречивых процессов. Мир беспрестанно изменяется, и субъект, пытающийся его анализировать, меняется вместе с ним, испытывая сомнения, вкупе с ощущением драматизма происходящего. Трансформируются устоявшиеся политические, макроэкономические и социальные структуры, формы межгосударственных отношений, возникают альтернативные им, следствием которых выступают новые проблемы, вынуждающие принимать решения, определяющие будущее следующих поколений. Основные черты современности в рамках экономики, политики, морали и других аспектов имеют тенденцию к глобализации и космополитизму (обратная же тенденция исторически первична, но в современных условиях носит скорее реакционный характер), обесцениванию многих национальных, региональных, классово-политических, коалиционных барьеров, противопоставляя им необходимость осознания объективной сущности будущего всего человечества в целом, в котором безусловным становится доминирование глобальных проблем над проблемами региональными. В социальном отношении эти проблемы являются следствием неравенства в его широком смысле, овеществляющегося в различных плоскостях человеческого бытия, и так же, острое влияние оказывает проявление естественных, природно-средовых факторов. Подобные глобальные проблемы ставят перед необходимостью создания нового виденья мира, что являются невозможным без появления соответствующей потребностям эпохи морально-этической парадигмы, переосмысляющей традиционные системы. Концепция этой парадигмы должна формироваться в рамках объективного подхода, основываясь на принципе сохранения и развития человечества, вместе с тем не исключая, но сглаживая все его внутренние конфликты и противоречия, что должно обуславливать тенденцию эволюционного становления и прогресса. Но все же, окончательное решение большинства глобальных проблем может быть рационально оценено лишь как естественный процесс, а не непосредственный итог формирования какой бы то ни было концепции.Конъюнктура трактовки морали. Мораль, в ее широком понимании, есть совокупность этических воззрений, принципов и установок, выработанная человечеством и формирующая нравственность каждого отдельного индивида. Мораль, как особая форма общественного и личностного сознания формируется на протяжении всего времени существования человеческой цивилизации, претерпевая эволюционные изменения вместе с развитием общества. Эти изменения можно охарактеризовать как тенденцию движения от простого к сложному, например: от архаической системы элементарной нравственной логики человечество пришло к глубокомысленным аксиологическим концепциям современности. Но вместе с этим, общий вектор развития морали имеет ориентирами так называемые вечные ценности, которые претерпевают относительно незначительные изменения и в основе своей, сформировались еще в древности. Эти ценности играют моралеобразующую роль в жизни каждого человека, служат ядром нравственных и этических взглядов, которые складываются в процессе воспитания человека и постигаются им зачастую на интуитивном уровне. Вместе с тем, эти взгляды, несмотря на свою абстрактность, изначально имеют скорее эмпирическую, чем теоретическую основу. Абстрактная сущность морально-этических норм и взглядов влечет к их вариативности, возможности различной трактовки вплоть до исключения оных. Например, с точки зрения норм морали, вся история мировой политики содержит неисчерпаемый набор аморальных явлений лжи, коварства и беспринципности. В то же время, строгое следование морально-этическим принципам в политике воспринимается как свидетельство наивности, некомпетентности и несостоятельности. В этой сфере как бы действует своя особая мораль, имеющая не слишком много общего с моралью индивидуальной и руководствующаяся идеалом успеха безотносительно к средствам. Но в условиях необходимости сохранения стабильности существования человечества, совершенно аморальная политика с трагической неизбежностью ведет к катастрофе. Во избежание ее, необходимо принятие унифицированного межгосударственного морального кодекса. Традиционный характер политики, ориентированный на достижение локальной выгоды независимо от применяемых средств и учета глобальных последствий, оставляет человечество балансировать на грани собственной безопасности. Конструктивно-прогрессивные изменения в мире так же требуют продвижения в сфере морали. Каждая эпоха порождает свой собственный моральный менталитет, то есть особенную совокупность знаний, представлений, убеждений, чувств, создающих специфическую духовную среду, воспринимаемую как на сознательном, так и на подсознательном уровне в роли моральной доминанты той или другой культуры на определенном этапе ее развития. На основе определенного, культурно-исторического морального менталитета индивидом осуществляется собственное прочтение нетленных моральных ценностей прошлого. Отличия в моральных доминантах и менталитете разных культурных регионов мира компенсируются наличием определенных инвариантных вечных ценностей. Прежде всего, это ценность жизни как таковой, ценность блага и гармонии, добра, любви и свободы. Такие ценности, в силу своей абстрактности не тождественны и не универсальны для каждого индивида, и хотя с точки зрения идеалистической концепции бытия они являются абсолютными, не каждый их таковыми признает. Результатом этого является невозможность их совершенного восторжествования, во всяком случае, в условиях нынешних реалий. Следовательно и морально-этические нормы (стандарты), сформированные на основе вечных ценностей необходимо признать утопичными. Но это говорит лишь о неосуществимости достижения идеала, как итога в определенных, известных и понятных нам условиях. При этом, устремление означенных норм к идеалу очевидно и неоспоримо, как и их позитивная суть, что дозволяет и скорее даже предписывает их использование и выполнение.Морально-этический принцип ответственности в человеческой деятельности. Морально-этический принцип ответственности можно охарактеризовать как субъективное осознание индивидом причинно-следственных связей собственных действий с их результатами и, вместе с тем, принятие обязанности отвечать за свои действия перед самим собой, перед другими людьми и перед обществом в целом. Принцип ответственности является прямым следствием свободы деятельности и мысли, а так же находится в пропорциональной зависимости от нее; чем выше степень свободы, тем выше и степень ответственности. Принцип ответственности каждого отдельно взятого человека и так же всего человечества, в реалиях современного мира, построенного на законе свободы личности, становится особенно остро необходимым условием успешного сосуществования свободных индивидов в едином организме общества. К примеру наука, сдерживаемая когда-то религиозными и идеологическими догмами, сегодня практически освободилась от такого рода внешних ограничений, что как следствие значительно повысило ее эффективность, увеличив вместе с этим ответственность каждого ее деятеля, и эта ответственность теперь должна выступать естественным внутренним ограничением во всей науке. Так же, личная ответственность индивида необходима как гарант свободы деятельности и мысли (условия прогресса и эволюционного развития общества), как взаимной, равнозначной и главное безопасной свободы. Послужить основой (ориентиром) морально-этическому принципу ответственности, несмотря на его явную экзистенциальность, успешно может например категорический императив Иммануила Канта: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Такая концепция, в идеале, должна привести к возникновению особой межличностной и межкультурной этики взаимоотношений, обуславливающей достижение взаимопонимания, как принципа сосуществования. Взаимопонимание стран и народов, при всем уважении к их уникальности, должно строиться на признании определенных всеобщих ценностей мира, природно-экологической безопасности, здоровья людей и прав личности. Осознание всеобщей ответственности должно утвердиться в сфере международных и межнациональных отношений, и естественное стремление каждой нации к свободе надлежит воплощать с учетом известного тезиса о том, что свобода одного лица ограничивается свободой другого лица, ведь превыше всего общее благо.Заключение. Качественное изменение жизни, последовавшее за бурным научно-техническим прогрессом, а так же глобализация и сопутствующие ей социальные и политические изменения, спровоцировали очередной непреднамеренный субъективный пересмотр ценностных ориентиров человеческого бытия. У человека возникло предчувствие господства над природой, материального изобилия и неограниченной личной свободы для каждого. Наука дала иллюзию всезнания, а техника – всемогущества. Основными психологическими предпосылками сдвига системы ценностей стал радикальный гедонизм, эгоизм и жажда обладания при невозможности полного удовлетворения своих потребностей. Вкупе со всеми этими факторами господствует игнорирование понимания уникальности и значительности каждого индивида; причисление себя к человечеству, как к общей массе людей, отразились потерей веры в человека и собственные силы. Решающим фактором человеческой идентификации и самоидентификации, является совокупность различий между людьми. Это естественно, как следствие свойств разума и устройства психики, а так же, как необходимое условие индивидуализации. Но вместе с тем, человечество едино биологически, как вид, и так же едино ареально, как вид, существующий на одной планете, в единой среде. Следовательно, для обеспечения условий выживания и развития, необходимо приведение существования к балансу и гармонии, что может быть достигнуто лишь через преодоление условных барьеров между индивидами, через преодоление разобщенности человечества и его духовное объединение. Каждому человеку сейчас необходимо осознать себя, как действенную часть всеобщего целого, и опираясь на опыт цивилизации, наследие мировых религий, принципы гуманизма и здравый смысл, выработать собственный ценностный ориентир, который позволит всему обществу мирно сосуществовать, а общество в свою очередь, должно проецировать этот принцип обратно на человека, трактуя его как индивидуальное благо в части целого.

Profile

kirillsotnikov

Latest Month

February 2012
SMTWTFS
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject)
    [+1]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.comDesigned by Tiffany ChowПоследнее время часто слышу как люди утверждают, что мораль субьективна и каждый выбирает ее по вкусу. К этому де сводится природа гомо-сапиенса — как хочет, так и живет. Нет ничего более далекого от истины. Субьективная мораль — отсутствие морали: именно так ведут себя животные. Удивительно, те же самые люди возмущаются олигархами — они ограбили граждан и разорили страну. Но позвольте, если у каждого своя мораль, как можно судить кто прав — олигарх или ограбленный им пенсионер: ведь тогда каждый прав по своему!Утверждая, что мораль субьективна, человек не только лишает себя морального путеводителя, но и отказывает себе в праве судить других. Однако, каково обьективное основание морали? Что есть Высшее Благо, Абсолютное Добро и Универсальная Моральная Истина? Что скрывается, и скрывается ли, за понятием «Бог»? Тысячи лет лучшие умы человечества бьются над этой величайшей из загадок, но ответа до сих пор нет. Почему?Используемые источники:

  • https://blog.wikium.ru/chto-takoe-moral-i-zachem-ona-nuzhna-lyudyam.html
  • https://kirillsotnikov.livejournal.com/743.html
  • https://ru-philosophy.livejournal.com/1694475.html

Современный мир

В настоящее время тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций семьи – воспроизводства и социализации детей. Ухудшение демографической ситуации, рост количества детей, рожденных вне брака, количества разводов, а также существенные изменения во взглядах на брак, на роль матери и отца в духовном благополучии ребенка – все эти факторы носят устойчиво-регрессирующий характер.

Помимо этого всюду царит обман, культура надувательства, коррупция проникла во все аспекты жизни, контрафактная продукция заполонила рынок, даже лекарства подделывают, не говоря о некачественных продуктах питания. В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека.

Можно купить экзамены, дипломы, спортивные победы.… Всего и не перечислить.

Добавить сюда можно нарушение этики и правовые махинации, и перед нами — беспрецедентный по своим масштабам нравственный кризис.

Конечно, мир не без добрых людей. Однако можно часто услышать: «А что мне это даст? Что я с этого буду иметь?». Дух эгоизма стал принципом жизни.

Падению Римской империи и других цивилизаций способствовали повсеместный эгоизм и безнравственность. Учитывая сегодняшнее положение дел, человечество должно задуматься над тем, каких последствий можно ожидать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]