как проявляется индивидуальный характер потребностей


Как проявляется индивидуальный характер потребностей. Свойства потребностей и их связь с сознанием

Вопрос о нуждах человека и других биологических организмов всегда интересовал ученых-психологов. Для того чтобы выявить, как проявляется индивидуальный характер потребностей, необходимо сначала дать определение данному понятию. В общих чертах, потребность – это состояние нужды, которое испытывает организм. Это может быть необходимость в особых внешних или внутренних условиях, стремление принадлежности к группе, познавательной деятельности и т. д. Такое толкование справедливо и по отношению к животным. Разные исследователи дают свои определения тому, что такое человеческие потребности, но основным понятием является вышеуказанное.

Что мы узнали?

Потребность — это нужда в чём-либо, без удовлетворения которой человек испытывает дискомфорт. Традиционная классификация делит потребности на биологические, социальные и духовные. Также популярностью пользуется теория американского психолога А. Маслоу.

Предыдущая

ОбществознаниеОбществознание – что изучает наука и определение что это такое, кратко о понятии (5 класс)

Следующая

ОбществознаниеСоциальные нормы и общественные правила поведения человека – что такое, зачем нужны кратко о понятии по обществознанию

Фокус внимания

Избирательность внимания при восприятии реальности определяется доминирующей на данный момент времени потребностью. К примеру, у голодного человека все внимание будет сосредоточено на тех объектах внешнего мира, которые связаны с пищей. Человек, которые одержим приобретением нового, более дорогого, автомобиля, будет видеть вокруг только фешенебельные иномарки. Поэтому такая избирательность будет также одним из индикаторов, свидетельствующих о том, как проявляется индивидуальный характер потребностей человека.

Эмоции – спутник потребностей

Эмоциональная составляющая – это атрибут, который сопровождает любую нужду. Ведь при наличии определенной неудовлетворенности человек, да и любой живой организм, будет испытывать негативные переживания. А при восполнении потребности всегда им на смену приходят положительные эмоции. Поэтому, говоря о том, как проявляется индивидуальный характер потребностей человека, можно упомянуть также о силе эмоционального ответа. Разные люди в разных ситуациях будут демонстрировать ту или иную его степень: один человек, ожидая багаж в аэропорту в течение длительного времени, будет сдержан и спокоен. Другой может начать вести себя подобно маленькому ребенку.

Может ли потребностей быть слишком много?

Но даже разумные потребности могут иногда приносит вред: если «застрять» на какой-то одной из них надолго и не знать меры.

Этот вопрос красочно показан в сказке А.С. Пушкина «Золотая рыбка», где старуха сначала просила только новое корыто, но постепенно ее запросы и потребности росли, пока она не захотела стать владычицей морскою, что привело ее к потере всего полученного и полному разочарованию.

Также на эту тему рекомендуем пересмотреть мультфильм «Золотая антилопа» про султана, жадного до золота, с которым также его слишком большие потребности сыграли злую шутку, и он получил хороший жизненный урок.

Иерархия нужд

Построением иерархии потребностей занимались разные ученые, но одной из самых известных концепций является, безусловно, пирамида Маслоу. Помимо попыток организовать нужды человека в определенную последовательность, он также стремился ответить на вопрос о том, что определяет потребности. Оказалось, что при наличии неудовлетворенных нужд низшего порядка, следующие за ними потребности не могут быть удовлетворены в должной степени. Например, тому же голодному человеку вряд ли будут интересны картины Ван Гога. А тот, кто находится в опасных для жизни условиях, вряд ли очень сильно станет задумываться о своем статусе на рабочем месте или в коллективе.

Потребности людей и психология

Если потребности существуют, то их надо удовлетворять, а для этого совершать целенаправленные действия. Когда у человека появляется потребность, он направляет в свои силы на ее удовлетворение. Захотелось есть – покупает продукты, и готовит какое-то блюдо. Есть желание создать семью – ищет партнера.

Но, к сожалению, не всегда человек способен удовлетворить свои желания. Более того, он не всегда может понять, чего именно он хочет. А ведь именно от этого зависит его душевное равновесие и счастье. Поэтому психология много внимания уделяет изучению потребностей людей. Психологи подметили несколько интересных особенностей, касающихся потребностей и их удовлетворения.

Человек не всегда осознает свои потребности. Порой люди не понимают, чего они хотят на самом деле. Это порождает душевные страдания, которые часто переходят в психосоматические заболевания.

Желание и влечение

Если человек не осознает к чему тянется, психологи используют термин «влечение». То есть он не может достичь комфортного состояния поскольку его мучит потребность, которой он не осознает и не понимает. Когда он начинает понимать, что ему надо на самом деле, это называется желанием. Когда появляется желание, возникает мотивация.

Мотивы, цели, потребности

Что такое мотивация? Это движение человека к цели. Он осознал, чего хочет, и к этому стремиться, у него появляется мотив. Например, у девушки есть цель – похудение. Она начинает совершать определенные действия: садится на диету, бегает по утрам и т.п. У нее появляется мотив – чтобы на нее больше обращали внимания парни. Тогда она начнет чувствовать себя востребованной, то есть реализует свою потребность.

Потребности и эмоции

Сильные потребности влекут за собой сильные эмоции. Если человек испытывает сильное раздражение, следовательно, какая-то из его потребностей не удовлетворена, и он жаждет получить что-то. Поэтому важно понять, чего именно хочется: хорошего мужа, славы, денег, возникает желание купить большой дом или поехать в Париж. В принципе, ничего невозможного нет. Главное понять, чего вы хотите на самом деле. Может быть просто, чтобы на вас обратил внимание симпатичный сосед.

Главная черта, определяющая индивидуальный характер нужд

Таким образом, говоря о том, как проявляется индивидуальный характер потребностей, необходимо отметить прямую связь этого характера с сознанием человека. Нужды определяют направленность, фокусируют внимание в конкретном направлении. С другой стороны, сам человек как высокоразвитое существо способен определять свои потребности и концентрироваться именно на тех вещах, которыми был определен его персональный выбор. Тот, в чьей системе ценностей преобладает карьерный рост, будет иметь потребность в нем. Его сознание сосредоточится на действиях по достижению повышения. Тот, кто хочет переехать в другую страну, направит фокус своего внимания на восполнение этой потребности.

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей — он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья — детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность — сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Как проявляется индивидуальный характер потребностей ответы 6 класс?

У каждого человека есть потребности, но для каждого человека они имеют свои особенности, свои черты, которые напрямую связаны с индивидуальностью человека.

Все мы разные, у каждого в жизни свои интересы, у каждого своя мечта, у каждого свое отношение к тем или иным событиям. Именно так мы проявляем себя как индивидуальность, как личность.

Соответственно и наши запросы оказываются разными. Вернее разным оказывается оценка значимости этих запросов. Так, одним кажется более важным удовлетворение материальных потребностей, деньги, машины, дома. Другие больше ценят потребности духовные, для них важнее духовное развитие и духовные ценности. Третьим кажутся наиболее важными потребности социальные и они стремятся делать карьеру, заполучит вес в обществе.

Поэтому индивидуальный характер потребностей проявляется в различиях системы жизненных ценностей, имеющейся у каждого человека.

Проявление индивидуального характера потребностей зависит от воспитания и той среды, в которой человек находится, от личного таланта, от духовного развития, от материального достатка. Например если у ребёнка родители музыканты, то обучают его музыке и ребёнок начинает испытывать потребность в музыке. Другой пример, когда вокруг ребёнка все курят и ребёнок начинает тоже курить, а впоследствии испытывает потребности в курении. То есть индивидуальные потребности существуют разумные и неразумные. Курение мы относим к неразумным потребностям, а потребности в музыке — это разумные потребности. К разумным потребностям относятся потребности, которые его развивают.

Пирамида потребностей А. Маслоу

В середине XX века получила распространение классификация потребностей по Маслоу, который разработал иерархическую модель. Согласно определению, иерархия — это расположение частей чего-либо в порядке возрастания, от низшего к высшему. При этом потребности определённой группы становятся актуальными только в том случае, если удовлетворены предыдущие. Познакомимся с кратким содержанием теории Маслоу.

Психолог разделил все потребности на первичные, данные нам природой (физиологические и экзистенциальные) и вторичные, то есть приобретённые в процессе жизни (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные).

  • Физиологические потребности необходимо удовлетворять, чтобы выжить (потребность в еде, сне).
  • Экзистенциальные — это потребности в безопасности, гарантированном будущем.
  • Социальные — потребности в совместной деятельности, поддержке, участии.
  • Престижные — стремление добиться более высокого общественного положения, потребность в уважении, общественном признании.
  • Познавательные — получение новых знаний, творческая деятельность.
  • Эстетические — стремление к прекрасному, тяга к искусству.
  • Духовные — саморазвитие, самореализация.


Рис. 3. Таблица «Пирамида потребностей А. Маслоу».
С тем, что такое потребности, школьники знакомятся на уроках обществознания в 6 классе, на эту тему можно подготовить доклад.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]