Человек растет, развивается, получает новые знания, навыки, выносит уроки жизни. Эти факторы влияют на процесс становления его личностью.
Сегодня все больше людей стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию, познанию себя, мира. Все чаще мы стоим перед вопросом: как человеку стать личностью, раскрыть и развить свои индивидуальные особенности?
Критерии
Личность – индивид, способный мыслить и принимать решения. Личностью является человек любого возраста. Ребенок самостоятельно решает, какую игрушку выбрать, в какую игру играть. У взрослого – решения уже сложнее. Откуда может появляться мысль о том, что человек не является личностью, и как избавиться от нее? Нужно понимать причины подобных идей:
- внешнее окружение;
- восприимчивость к чужому мнению;
- неуверенность в себе, своих действиях;
- низкая самооценка.
До определенного возраста дети могут слышать, как старшие говорят: вы маленькие, не можете принимать решения, у вас мало опыта, знаний, вы не понимаете. Подобные высказывания заставляют человека воспринимать себя неполноценным, слабым.
Первый фактор тесно связан со вторым. Если подобные высказывания воспринимаются слишком близко к сердцу, регулярно обдумываются, имеют какое-либо влияние на человека, то отношение к самому себе меняется. Следующий фактор – неуверенность в себе, своих действиях. Человек перестает верить в самого себя, самооценка опускается, может возникнуть мысль: «я не личность».
История – путь к целостности
Art-коуч Ева
У каждого свой жизненный путь, как и путь к внутренней целостности. Но знаю точно, что без помощи справиться очень трудно. Осознание, что нужно работать со своим «внутренним Я» пришло интуитивно. Практики, люди, события – всё сложилось и началась активная работа.
В жизни стали происходить события, которые выбивали из равновесия. Сначала не могла понять, к чему это ведёт. Даже сны видела вещие.
Неожиданно оказалась в том самом месте: кричала, плакала, чувствовала, что в мое пространство кто-то внедряется. Тогда случился аффект и я набросилась на мужа с агрессией. Решила разобрать эту ситуацию с психологом.
И знаете, что оказалось? Это вырвался на волю мой внутренний ребёнок, который был травмирован в 5 лет. И только после проведения правильных методик, пришло осознание проблемы и восстановилось душевное равновесие. Научилась давать себе то, что недодали родители, и восстановила связь с той маленькой девочкой. Как бы взяла на себя роли мамы и папы. И наконец-то во мне воцарила гармония.
В итоге сформировалась целостная личность: сильная, самодостаточная, любящая, открытая, осознанная, изобильная, энергичная, счастливая.
Что нужно делать
Необходимо понимать, что в психологии остаются белые пятна в изучении человека. Ученые сегодня спорят о том, считать ли личностью каждого или есть исключения.
Одни специалисты утверждают, что определенные индивиды не могут считаться личностью, потому что не развиваются, а наоборот – деградируют.
Некоторые полагают, что личностью является каждый человек. В одном мнение ученых сходится – младенцы личностями не являются, так как не могут выражать мысли, не имеют вкусов, интересов, норм, ценностей. Как понять, что вы полноценная личность? Сначала необходимо обозначить признаки характерные для индивида:
- желание получать новые знания и опыт;
- понимание организма и доверие к нему;
- понимание меры во всем;
- независимость от чужого мнения.
Хочу стать сильной личностью
Хотите стать сильной личностью?
Обратите внимание на несложные рекомендации:
- Займитесь самоанализом
. Поразмышляйте о предпочтениях, желаниях. Пройдите несколько личностных тестов, ответьте на неожиданные вопросы из них. Вероятно, вы еще сами не понимаете, какой вы человек – разберитесь в этом. - Достигайте поставленных целей
, как маленьких, так и значительных. С каждой выполненной задачей самоуважение будет расти.
- Занимайтесь спортом
. Человек, стремящийся стать сильным духом, не должен забывать о силе тела.
- Улучшайте ораторские способности
, работайте над развитием зрительного контакта. При разговоре смотрите в глаза собеседнику так долго, чтобы как минимум определить цвет его глаз.
- Имейте собственное мнение
, не поддавайтесь давлению. Не впадайте в крайности: будьте уверены, но не дерзки. Советы мудрых людей уместны, но думайте и своей головой, не следуйте за общественным мнением.
- Не будьте поверхностны
. Углубляйтесь в изучение вопросов, которые для вас актуальны, делайте выводы, полностью изучив информацию.
- Помните о внутренней силе, напоминайте себе о ней
. Мысленно говорите: «Я сильный», «Я справлюсь с любой проблемой», «Я преодолею препятствия», «Мне это удастся».
План действий
План нахождения в себе индивидуальности предложили некоторые ученые. Всего два пункта, но их выполнение поможет человеку найти в себе личность:
- Отсутствие страха самого себя;
- Этап эмоционального переживания.
Не стоит бояться признать свои слабости, неудачи, недостатки. Каждый воспринимает их по-своему. Для кого-то неудача в личной жизни может оказаться не решаемой, а для кого-то – маловажный пустяк. Женщины более эмоциональны, чем мужчины. Женщина может воспринять расставание тяжело, будет думать о своей вине в случившемся, искать недостатки в себе.
Если принятие себя вызывает трудности, создайте определенную схему и действуйте по ней. Распространённым и действительно рабочим советом считается обращение к себе утром с комплиментами.
Научитесь делать акценты на индивидуальных качествах, своей привлекательности. Напоминайте себе, что вы сильный человек, что способны сделать, что захотите, способны достичь целей.
Быть индивидуумом – не значит быть очень умным или гением. Достаточно просто желать развиваться, быть уверенным в своих успехах, целеустремленным, иметь творческий или технический склад ума, понимать, что все ваши недостатки и достоинства делают вас целостным человеком.
Методы, чтобы стать сильнее духом
Хотите стать сильной личностью? У сильных духом нет ненужных страданий, драматических привязок к былому, колебаний и дел, брошенных на полпути. Сильный человек осознает, чего он хочет, стремится к этому. Он не ищет оправданий и отговорок, а доводит начатое до желаемого результата.
Не являетесь обладателем этих характеристик – укрепляйте силу духа.
Почему это важно:
- сильный человек притягателен, его уважают, с его мнением считаются;
- он контролирует свою жизнь, преодолевает препятствия, не прогибается под обстоятельства;
- справляется с неблагоприятными условиями, не опускаясь до сомнительных и непорядочных действий;
- достигает успеха, не тратит время на глупости, не обращает внимания на пустяки.
Много и других причин, вызывающих желание стать сильным духом. Решили укрепить внутренний стержень? Что сделано для этого?
Как обрести силу духа
Некоторые обретают внутреннюю силу с рождения, другим приходиться вырабатывать ее.
Психологи рекомендуют придерживаться несложных рекомендаций тем, кто думает как стать сильной личностью:
- Не бойтесь заранее
. Страх мешает развитию и губит на корню многие начинания. Преследуют отрицательные, угнетающие мысли? Избавляйтесь от них, не поддавайтесь их влиянию. Боритесь со страхами – отличайте разумное беспокойство от пустого. - Не жалейте себя
. Себя нужно любить, но бывает разрушающая жалость. Принимайте ответственные решения, не обвиняйте попусту окружающих. За происходящее в вашей жизни в ответе только вы. - Живите настоящим, сведите к минимуму размышления о прошлом
. Фокусируйтесь на текущем состоянии, осознайте свое нынешнее положение, прочувствуйте. Живите сегодня – ни в прошлом и ни в будущем. - Не игнорируйте внутренние желания
. Поступайте так, как считаете нужным, если это не идет в кардинальный разрез с этикой и уголовным кодексом. - Вы не сможете стать сильной личностью, если не будете ценить все хорошее, происходящее в жизни
. Цените поступки, совершенные ради вас, поддержку, приятные моменты. - Не переживайте из-за того, что не подвластно вам
. Не можете изменить ситуацию – не ухудшайте свое положение тратой энергии. Отпустите события, займитесь тем, что вам подконтрольно. - Принимайте неудачи с достоинством
. Смотрите на оплошности и несбывшиеся надежды с другого ракурса: это шанс попробовать снова и урок, давший вам опыт и дополнительную силу.
Определение и этапы социализации
Социализация – это непрерывный процесс подготовки человека к жизни в обществе путем знакомства с социальными нормами, ценностями и обычаями. Иными словами, это процесс обучения общественному порядку, который представляет собой развитие или изменение самоощущения человека.
Важно заметить, что социализация – это не добровольная процедура. Процесс установления социального порядка начинается сразу после рождения человека и задолго до того, как у него появится интеллектуальная способность понимать, что происходит. Давайте рассмотрим, как это работает.
Первое
Социализация начинается еще в роддоме, когда новорожденных разделяют на две большие группы: мальчики и девочки. Группам сразу же присваивают разные гендерные роли и статус. Девочек пеленают в розовые одеяла и априори отводят им роли будущих матерей, хранительниц очага и т.д., а мальчиков – в голубые одеяла и присваивают им роли лидеров, кормильцев, защитников.
В гендерной социализации родители являются мощнейшей силой, они относятся к мальчикам и девочкам неодинаково, накладывая на них разные ожидания: с ними по-разному общаются, играют, одевают и даже обнимают в зависимости от пола. Профессор в области гендерного развития, сегрегации и интеграции Кэрол Мартин провела эксперимент: она опросила группу взрослых людей, пытаясь выяснить, каковы их гендерные ожидания в отношении детей.
Оказалось, что, по мнению большинства взрослых, мальчики должны получать удовольствие от механических предметов, доминировать, быть независимыми, агрессивными, стремиться к конкуренции, но не плакать и не расстраиваться. От девочек ожидались такие характеристики, как нежность, аккуратность, отзывчивость, воспитанность, молчаливость и желание помогать по дому [Koenig A. M., 2018]. Поэтому родители учат девочек хорошо выглядеть, быть скромными, отказываться от доминирования, а мальчиков – демонстрировать активность и избегать слабости.
Несмотря на то, что в последнее время в некоторых обществах происходит ослабление гендерного разделения, подавляющее большинство семей по-прежнему воспитывают детей с мыслью, что женщина должна рожать потомство и нести основную ответственность за его воспитание, а мужчины – зарабатывать деньги для обеспечения семьи.
Второе
Кроме гендерной социализации, родители осуществляют дифференцированную классовую социализацию. Детей из рабочего класса учат быть пунктуальными и трудолюбивыми, следовать правилам и директивам. Представителей среднего класса – ценить стабильность и справляться с конкуренцией. Детей из числа «элиты» обучают быть лидерами, свободно мыслить и выражать собственное мнение, а также комфортно себя чувствовать, не соглашаясь даже с авторитетными лицами.
Согласно исследованию профессора в сфере образования и социальной политики Жан Аньон, в некоторых странах процесс классовой социализации активно продолжается и в школе. По ее мнению, методы преподавания и философия образования сильно отличаются в зависимости от классовой принадлежности учащихся и направлены на то, чтобы подготовить детей к соответствующим производственным ролям: заводские рабочие, менеджеры среднего класса, руководители высшего звена [Anyon J., 2016].
Третье
Примерно в возрасте 5-6 лет дети сами начинают социализировать друг друга. Они обеспечивают соблюдение гендерных и классовых ожиданий путем подшучивания, высмеивания или издевательства над теми, кто выходит за рамки предписывающих стереотипов.
Четвертое
Процесс социализации в школе длится около 11 лет и отмечается выпускным балом, символическое значение которого состоит в переходе новоиспеченных членов общества во взрослый мир, где они должны взять на себя соответствующие роли.
Пятое
Далее агентами социализации (т.е. людьми, группами или институтами, которые способствуют социализации индивида) становятся университеты, средства массовой информации, церкви, рабочие коллективы и т.д. Эти институты транслируют и укрепляют определенный образ мышления и модели поведения. Стоит отметить, что их влияние не всегда положительное.
Например, в своей исследовательской работе эксперт по цифровым технологиям, преподаватель Сара Геннер и профессор медиапсихологии Дэниел Сусс указывают, что СМИ косвенно или явно могут поощрять нежелательные ценности, такие как: жестокость, наркомания, экстремизм, предвзятые стандарты красоты [Genner S., Suss D., 2016].
Доцент социологии Университета Атабаски Майк Состерик в одной из своих статей высказал мнение, что всем известный фильм «Звездные войны» навязывает зрителям определенную идеологию, цель которой «превратить пассивных и мирных людей в послушные инструменты насилия» [Sosteric M., 2018].
Социализация личности продолжается в течение всей жизни. По мере того, как человек становится старше, он сталкивается с переходными этапами, которые требуют социализации в новой роли, например, при выходе на пенсию, поступлении в армию или переезде в другую страну, где требуется изучить новые традиции, язык, пищевые привычки. Такой процесс называется ресоциализацией и предполагает замену прежнего набора ценностей, убеждений и представлений человека новой идеологией или мировоззрением.